Научная статья на тему 'Особенности социальной фрустрированности и самоотношения студентов-психологов в связи с предпочтением идеала "Матримониальный образ жизни": гендерный аспект'

Особенности социальной фрустрированности и самоотношения студентов-психологов в связи с предпочтением идеала "Матримониальный образ жизни": гендерный аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ / ИДЕАЛ ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ / ГЕНДЕРНЫЕ ЧЕРТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ФРУСТРИРОВАННОСТЬ / ФРУСТРАТОР / САМООТНОШЕНИЕ / МАТРИМОНИАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ / WAY OF LIFE / IDEAL OF WAY OF LIFE OF PERSONALITY / GENDER TRAITS / SOCIAL FRUSTRATION / FRUSTRATOR / SELF-ATTITUDE / MATRIMONIAL WAY OF LIFE / STUDENTS-PSYCHOLOGISTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гвоздева Дарья Ивановна

В статье представлены результаты эмпирического исследования личностных особенностей юношей и девушек в связи с предпочтением ими идеала Матримониальный образ жизни. Отмечается актуальность теоретического и практического изучения идеалов образа жизни личности как основания для построения желаемой реальной жизни у молодых людей юношей и девушек. В качестве личностных особенностей, обусловливающих предпочтение идеала, выступили гендерные черты, уровень социальной фрустрированности и измерения самоотношения студентов-психологов юношей и девушек. Также были установлены общие и специфичные для каждой группы фрустраторы. В исследовании применялись методы тестирования (методика «Диагностики уровня социальной фрустрированности» Л.И. Вассермана; модификация анкеты изучения идеалов образа жизни личности С.Т. Джанерьян, Д.И. Гвоздевой; методика «Исследования самоотношения» Р.С. Пантилеева; методика «Маскулинность-Фемининность» С. Бем) и методы статистической обработки данных (критерии непараметрической статистики Фридмана, Вилкоксона, процедура квартилирования, биномиальное распределение). В результате исследования показано, что предпочтение идеала Матримониальный образ жизни имеет традиционную гендерную специфику предпочитают данный идеал фемининные девушки, не предпочитают маскулинные юноши. Установлено, что юноши и девушки, выбирающие данный идеал, характеризуются разным уровнем социальной фрустрированности и разными особенностями самоотношения: посвятить свою жизнь семье готовы фрустрированные девушки с неоднозначным отношением себе и нефрустрированные юноши с положительным самоотношением. У девушек и юношей, не выбирающих данный идеал, общим измерением самоотношения является самоценность, а социальная фрустрированность имеет разную выраженность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гвоздева Дарья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of social frustration and self-attitude of students-psychologists in connection with the preference of ideal "Matrimonial way of life": gender aspect

The article presents the results of the empirical study of young men and women personality paculiaryties in connection with the preference of the ideal «Matrimonial way of life». The relevance of theoretical and empirical studying the ideals of personality way of life as a basis for building the desired real life among young men and women is noted. The personality traits, the level of social frustration and the measurement of the self-attitude of psychology students men and women were personal characteristics that determine the preference of the ideal. Also common and specific frustrators for each group were established. The study used testing methods («Diagnosing the level of social frustration» by L.I. Wasserman; modification of the questionnaire of studying the ideals of way of life by S.T. Dzhaneryan, D.I. Gvozdeva; «Research of self-attitude» by S.R. Pantileev; «Masculinity-Femininity» by S. Bem) and methods of statistical data processing (criteria of non-parametric statistics of Friedman, Wilcoxon, procedure of quartering, binomial distribution). It is shown that preference of this ideal has traditional gender specification feminine women prefer this ideal, masculine men do not prefer it. Established that men and women who choose this ideal are characterized by different levels of social frustration and different features of self-attitude: frustrated women with an ambiguous self-attitude and unfrustrated young men with positive self-attitude are ready to devote their lives to the family. For women and men who do not choose this ideal, self-value is a common dimension of self-attitude, and social frustration has different manifestations.

Текст научной работы на тему «Особенности социальной фрустрированности и самоотношения студентов-психологов в связи с предпочтением идеала "Матримониальный образ жизни": гендерный аспект»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/145PSMN618.pdf

Статья поступила в редакцию 05.01.2019; опубликована 22.02.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Гвоздева Д.И. Особенности социальной фрустрированности и самоотношения студентов-психологов в связи с предпочтением идеала «Матримониальный образ жизни»: тендерный аспект // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/145PSMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Gvozdeva D.I. (2018). Features of social frustration and self-attitude of students-psychologists in connection with the preference of ideal «Matrimonial way of life»: gender aspect. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/145PSMN618.pdf (in Russian)

УДК 159.99 ГРНТИ 15.21.51

Гвоздева Дарья Ивановна

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия

Доцент

Кандидат психологических наук, доцент E-mail: gvozdeva@sfedu.ru

Особенности социальной фрустрированности и самоотношения студентов-психологов в связи с предпочтением идеала «Матримониальный образ жизни»: гендерный аспект

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования личностных особенностей юношей и девушек в связи с предпочтением ими идеала Матримониальный образ жизни. Отмечается актуальность теоретического и практического изучения идеалов образа жизни личности как основания для построения желаемой реальной жизни у молодых людей - юношей и девушек. В качестве личностных особенностей, обусловливающих предпочтение идеала, выступили гендерные черты, уровень социальной фрустрированности и измерения самоотношения студентов-психологов - юношей и девушек. Также были установлены общие и специфичные для каждой группы фрустраторы. В исследовании применялись методы тестирования (методика «Диагностики уровня социальной фрустрированности» Л.И. Вассермана; модификация анкеты изучения идеалов образа жизни личности С.Т. Джанерьян, Д.И. Гвоздевой; методика «Исследования самоотношения» Р.С. Пантилеева; методика «Маскулинность-Фемининность» С. Бем) и методы статистической обработки данных (критерии непараметрической статистики Фридмана, Вилкоксона, процедура квартилирования, биномиальное распределение). В результате исследования показано, что предпочтение идеала Матримониальный образ жизни имеет традиционную гендерную специфику - предпочитают данный идеал фемининные девушки, не предпочитают - маскулинные юноши. Установлено, что юноши и девушки, выбирающие данный идеал, характеризуются разным уровнем социальной фрустрированности и разными особенностями самоотношения: посвятить свою жизнь семье готовы фрустрированные девушки с неоднозначным отношением себе и нефрустрированные юноши с положительным самоотношением. У девушек и юношей, не выбирающих данный идеал, общим измерением

https://mir-nauki.com

самоотношения является самоценность, а социальная фрустрированность имеет разную выраженность.

Ключевые слова: образ жизни личности; идеал образа жизни личности; гендерные черты; социальная фрустрированность; фрустратор; самоотношение; матримониальный образ жизни; студенты-психологи

Одним из актуальных вопросов для студенческой молодежи является вопрос построения дальнейшей жизни. Для молодых людей открывается большое количество альтернатив, выбор между которыми требует занятия активной позиции по отношению к построению собственной жизни. Одну из важных ролей в данной ситуации играет знание молодыми людьми самих себя, своих желаний, предпочтений и возможностей. Одним из внутренних ориентиров при построение реальной жизни выступает идеал образа жизни личности, который напрямую обуславливает построение личностью ее жизненного пути, характеризуя желаемый образ будущего. Осознание собственных идеалов образа жизни личности является основой для построения желаемой жизни, постановки желаемых целей и достижений желаемых результатов. В связи с чем изучение особенностей идеалов образа жизни личности и обусловливающих их факторов у молодежи является актуальным как для науки, так и для практики.

Представления об идеальной жизни могут касаться разных сфер жизнедеятельности, в том числе и семейной. Основываясь на имеющихся в психологической литературе представлениях об идеалах личности [1], об образе жизни личности [2; 3] мы определили идеал образа жизни личности как представление личности о наиболее желательном для нее образе жизни, его эмоциональных основаниях и средствах приближения. Нами были установлены 7 видов идеалов: матримониальный, карьерный, здоровый, богемный, общественный, социально-протекционный, гностический [4]. Каждый из них может выступать для личности в качестве ведущего, определяя всю направленность ее жизни.

В целом представления о будущей жизни у молодых людей строится с учетом разных факторов - как внешних, так и внутренних, которые могут как способствовать достижению желаемых целей и удовлетворению важных для личности потребностей, так и препятствовать, т. е. выступать в качестве фрустрирующих [5]. Степень восприятия того или иного фактора в качестве фрустрирующего обусловливается индивидуально-психологическими особенностями субъектов, в том числе и спецификой их отношения к себе. Кроме того, в наших исследованиях показано [6], что предпочтение идеалов образа жизни личности имеет выраженную поло-гендерную специфику, в связи с чем мы предположили, что и факторы, связанные с этим предпочтением, будут различаться у юношей и девушек, имеющих разные гендерные особенности.

Теоретико-методологическими предпосылками исследования выступили положения о регулирующей роли идеала в жизнедеятельности личности (В.Е. Давидович, С.Л. Рубинштейн), о диалектике внешних и внутренних условий развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн), представления о личности ка субъекте собственной жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова).

Предмет исследования - выраженность идеала Матримониальный образ жизни, гендерные черты, особенности социальной фрустрированности и самоотношения у студентов-психологов.

Актуальность

Целью исследования выступило изучение гендерных черт, особенностей социальной фрустрированности и самоотноешния у студентов-психологов - юношей и девушек - с разной выраженностью идеала «Матримониальный образ жизни». Эмпирический объект исследования - 50 юношей и 50 девушек-студентов Академии психологии и педагогики Южного федерального университета г. Ростова-на-Дону (20 до 25 лет).

Гипотезы исследования состояли в предположениях, что:

• юноши и девушки, выбирающие и не выбирающие идеал «Матримониальный образ жизни» в качестве желаемого, будут характеризоваться разными гендерными особенностями.

• юноши и девушки, выбирающие и не выбирающие идеал «Матримониальный образ жизни» в качестве желаемого, будут характеризоваться разным уровнем социальной фрустрированности и видом самоотношения.

Методы исследования: тестирование (методика «Диагностики уровня социальной фрустрированности» Л.И. Вассермана; модификация анкеты изучения идеалов образа жизни личности С.Т. Джанерьян, Д.И. Гвоздевой; методика «Исследования самоотношения» Р.С. Пантилеева; методика «Маскулинность-Фемининность» С. Бем); методы статистической обработки данных (критерии непараметрической статистики Фридмана, Вилкоксона, процедура квартилирования, биномиальное распределение). Процедура квартилирования применялись для поиска высоких, средних и низких показателей гендерных черт, социальной фрустрированности и выраженности того или иного идеала образа жизни; биномиальное распределение - для выявления наиболее характерных признаков; критерий Фридмана - для выявления доминирующих видов самоотношения и преобладающих фрустрирующих факторов; критерий Вилкоксона - для подтверждения значимости различий в доминировании. В качестве значимого был выбран уровень р < 0,05.

Особенности социальной фрустрированности изучались в соответствии с представлениями о ней Л.И. Вассермана [7]; в качестве измерений самоотношения выступили измерения, представленные в работах Пантилеева С.Р. и Столина В.В. [8; 9].

Вся выборка респондентов была разделена на группы по критерию предпочтения идеала «Матримониальный образ жизни»: юноши (13 человек) и девушки (12 человек) предпочитающие данный идеал; юноши (38 человек) и девушки (37 человек), не предпочитающие данный идеал.

В результате обработки данных было показано, что лишь одна треть юношей и одна треть девушек предпочитают в качестве наиболее желаемого идеал Матримониальный образ жизни, т. е. имеют желание максимально реализоваться, удовлетворять все свои потребности именно в семейной жизни, посвятить свою жизнь семье. Необходимо отметить, что предпочтение иных идеалов образа жизни личности не исключает наличие семьи, однако она не занимает ведущего места в жизни человека.

Далее, для каждой из групп устанавливались ведущие гендерные черты респондентов, уровень социальной фрустрированности и ведущие фрустраторы, а также ведущие измерения самоотношения. Последующий анализ проводился путем исключения повторяющихся характеристик в группах с целью установления встречающихся однократно. Т. о. были установлены как общие, так и специфичные (характерные только для данной группы) особенности. Исследование показало, что общими для всех групп фрустраторами выступили обстановка в обществе, материальное положение и медицинское обслуживание. В приведенных в статье описаниях групп приведены только специфичные данные.

Мы получили следующие результаты.

Девушки, предпочитающие идеал «Матримониальный образ жизни», характеризуются преобладанием фемининных черт, средним уровнем социальной фрустрированности, где ведущим фрустратором выступает их экономическое положение. Самоотношение девушек данной группы неоднозначное (не было установлено ведущих измерений), а в качестве периода приближения желаемого идеала выступает период окончания ВУЗа.

Девушки, не предпочитающие идеал «Матримониальный образ жизни», характеризуются андрогинностью, как высокой, так и низкой (полярной) социальной фрустрированностью, а фрустрированы в основном положения в обществе. Ведущем измерением самоотношения девушек данной группы является самоценность, а предпочитаемыми идеалами - идеалы «Богемный» и «Гностический».

Таким образом, предпочтение идеалу, связанному с традиционной для женщин сферой самореализации (семья) отдают фемининные девушки, которые фрустрированы своим экономическим положением и по-разному к себе относятся. В психологических исследованиях неоднократно показано, что отношение к финансовой стороне жизни существенно разнится у мужчин и женщин [10-12], а это не может не сказаться на их чувствительности к экономической составляющей их жизни. Возможно, девушки данной группы рассматривают семейную жизнь как возможность формирования позитивного самоотношения посредством успешного выполнения традиционно женской роли, а также как возможность улучшения своего финансового положения. В связи с этим и реализовать данный идеал девушки желают к окончанию обучения в ВУЗе, чтобы не столкнуться с необходимостью поиска иных вариантов самореализации. Как показало исследование, андрогинные девушки, характеризующиеся самоценостью и высоко ценящие себя, не желают реализовываться в семейной жизни, а озабочены уровнем своего социального статуса. Способы обретения желаемого статуса они видят либо в принадлежности к определенной социальной группе, требующей соблюдения определенного образа жизни, либо в достижении высокой компетентности в какой-либо области.

Юноши, предпочитающие идеал «Матримониальный образ жизни», характеризуются андрогинностью, низким уровнем социальной фрустрированности, а также позитивным самоотношением - самоуверенностью, саморуководством, открытостью, самоценностью и самопривязанностью. Приблизить желаемый идеал юноши рассчитывают через 6 лет после окончания обучения.

Юноши, не предпочитающие идеал «Матримониальный образ жизни», характеризуются маскулинностью и индивидуализированными показателями социальной фрустрированности. Основным фрустратором для юношей данной группы выступает сфера услуг. Ведущим измерением самоотношения, также, как и у девушек, является самоценность, а предпочитаемым идеалом образа жизни является идеал «Здоровый образ жизни».

Таким образом, юноши, характеризующиеся традиционно мужскими чертами, не желают реализовываться в «женской» сфере, а сконцентрированы на сохранении своего физического и психологического здоровья. Реализоваться в семейной сфере и посвящать себя семье готовы уверенные в себе и удовлетворенные собой, открытые и честные юноши, довольные своей жизнью, характеризующиеся андрогинностью.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Предпочтение идеала «Матримониальный образ жизни» юношами и девушками имеет гендерную специфику: предпочитают данный идеал фемининные девушки и андрогинные юноши; не предпочитают - маскулинные юноши и андрогинные девушки.

2. Предпочтение идеала «Матримониальный образ жизни» юношами и девушками обусловлено особенностями их социальной фрустрированности и самоотношения: посвятить свою жизнь семье готовы фрустрированные девушки с неоднозначным отношением себе и нефрустрированные юноши с положительным самоотношением.

3. У респондентов обоего пола, не предпочитающих идеал Матримониальный образ жизни, ведущим измерением самоотношения является самоценность.

4. Девушки, не предпочитающие идеал Матримониальный образа жизни, заботятся о своем статусе, а юноши, не предпочитающие данный идеал, желают посвятить жизнь заботе о своем здоровье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шевелева А.М. Идеал профессиональной карьеры как представление о наилучшем пути профессионального развития // Профессиональные представления. 2009. № 1. С. 45-74.

2. Орлова Э.А. Социокультурное пространство обыденной жизни. Методическое пособие по курсу Культурная антропология, М.: ГАСК, 2002. - 104 с.

3. Серкин В.П. Взаимосвязь образа мира и образа жизни // Мир психологии, 2009. № 4. С. 48-52.

4. Гвоздева Д.И. Идеалы образа жизни личности студентов-выпускников различных специальностей. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2009. 24 с.

5. Dzhaneryan S.T., Gvozdeva D.I., Astafeva I.N., Obukhova Yu.V. Frustration features of city students // The social sciences (Pakistan). 2015. Т. 10. №6. С. 1443-1448.

6. Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И. Виды идеалов образа жизни личности городской учащейся молодежи: пологендерный аспект // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 10. С. 146-157.

7. Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, М.А. Беребин. Медотика для психологической диагностики уровня социальной фрустированности и её практическое применение. Методические рекомендации. НИПНИ им. Бехтерева, 2004.

8. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. - 32 с.

9. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Издательство Московского Университета, 1983. - 288 с.

10. Джанерьян С.Т., Махрина Е.А. Содержание и характеристики ценностно-смысловых отношений к деньгам у студентов и работающих в социономических профессиях // Северо-кавказский психологический вестник. 2005. № 3. С. 20-27.

11. Бендас Т.В. Гендерная психология. Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2005. - 431 с.

12. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2004. - 320 с.

https://mir-nauki.com

Gvozdeva Darya Ivanovna

Southern federal university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: gvozdeva@sfedu.ru

Features of social frustration and self-attitude of students-psychologists in connection with the preference of ideal «Matrimonial way of life»: gender aspect

Abstract. The article presents the results of the empirical study of young men and women personality paculiaryties in connection with the preference of the ideal «Matrimonial way of life». The relevance of theoretical and empirical studying the ideals of personality way of life as a basis for building the desired real life among young men and women is noted. The personality traits, the level of social frustration and the measurement of the self-attitude of psychology students - men and women - were personal characteristics that determine the preference of the ideal. Also common and specific frustrators for each group were established. The study used testing methods («Diagnosing the level of social frustration» by L.I. Wasserman; modification of the questionnaire of studying the ideals of way of life by S.T. Dzhaneryan, D.I. Gvozdeva; «Research of self-attitude» by S.R. Pantileev; «Masculinity-Femininity» by S. Bem) and methods of statistical data processing (criteria of non-parametric statistics of Friedman, Wilcoxon, procedure of quartering, binomial distribution). It is shown that preference of this ideal has traditional gender specification - feminine women prefer this ideal, masculine men do not prefer it. Established that men and women who choose this ideal are characterized by different levels of social frustration and different features of self-attitude: frustrated women with an ambiguous self-attitude and unfrustrated young men with positive self-attitude are ready to devote their lives to the family. For women and men who do not choose this ideal, self-value is a common dimension of self-attitude, and social frustration has different manifestations.

Keywords: way of life; ideal of way of life of personality; gender traits; social frustration; frustrator; self-attitude; matrimonial way of life; students-psychologists

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.