Научная статья на тему 'Персонифицированность видов идеалов образа жизни личности юношей и девушек - выпускников ВУЗа'

Персонифицированность видов идеалов образа жизни личности юношей и девушек - выпускников ВУЗа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
551
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WAY OF LIFE OF PERSONALITY / THE WAY OF LIFE IDEAL OF PERSONALITY / TYPES OF PERSO-NALITY'S WAY OF LIFE IDEALS / PERSONIFICATION OF WAY OF LIFE TYPES / YOUNG MEN AND WOMEN / ОБРАЗ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ / ИДЕАЛ ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ / ВИДЫ ИДЕАЛОВ ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОСТЬ ВИДОВ ИДЕАЛОВ ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ / ЮНОШИ И ДЕВУШКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Джанерьян Светлана Тиграновна, Гвоздева Дарья Ивановна

В статье излагаются результаты исследования, целью которого явилось изучение особенностей персонифицированности как содержательной характеристики каждого из видов идеалов образа жизни личности (Матримониального, Богемного, Здорового, Карьерного, Общественного, Социально-протекционного, Гностического) юношей и девушек выпускников ВУЗа. Методы исследования. Анкетирование (анкета для изучения идеала образа жизни), контент-анализ открытых вопросов анкеты, экспертная оценка категорий, методы непараметрической статистики. Результаты. В статье изложены представления об идеале образа жизни личности, раскрыты его компоненты и характеристики. Обозначены виды идеалов образа жизни личности: матримониальный, богемный, здоровый, карьерный, общественный, социально-протекционный, гностический. Установлены особенности персонификации каждого из видов идеалов образа жизни личности у юношей и девушек выпускников ВУЗа. Результаты свидетельствуют о том, что все виды идеалов образа жизни личности персонифицированы; что существуют привлекательные для молодых людей личностные черты реальных людей (или групп), образ жизни которых влияет на построение молодыми респондентами собственных идеалов образа жизни. Показано, что дифференциация персонифицированности мужских и женских вариантов видов идеалов происходит по разным параметрам: для идеалов «Матримониальный образ жизни» и «Карьерный образ жизни» проявляется только по параметру единичность/общность; для идеала «Общественный образ жизни» по параметрам единичность/общность, психологический портрет, сходство; для идеала «Общественный образ жизни» по параметрам единичность/общность, психологический портрет, средства реализации образа жизни, сходство. Область применения результатов. Психологические службы учебных заведений и кадровые службы предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personification of way of life types of young men and women - graduates of the university

The article presents the results of a study aimed at research of the characteristics of personification as the substantive characteristic of each type of the way of life ideals (matrimonial, bohemian, health, career, community, social, social-protection, gnostic) of young men and women graduates of the university. Research methods: survey (questionnaire for study the way of life ideal), a content analysis of the open questions of the questionnaire, expert evaluation categories, methods of nonparametric statistics. Results. The article presents ideas about the way of life ideals, discloses its components and characteristics. In the article designated types of way of life ideals: matrimonial, bohemian, health, career, community, social-protection, gnostic. Established the features of personification of each type of boys and girl’s ideals (who are graduates of the university). The results show that all kinds of way of life ideals are personified; that there are attractive to young people personality traits of real people (or groups) whose way of life influences on the construction of their own ideals of life. It is shown that the differentiation of male and female personification of ideals occurs on different parameters: for the ideals of «matrimonial life» and «career life» appears only in the parameter singularity / community; for the ideal of «social life» in the parameters singularity / community, the psychological portrait, similarities; for the ideal of «health life» in the parameters singularity / community, the psychological portrait, a means of implementing, similarities. Application of the results: psychological services in high schools and personnel services in different companies.

Текст научной работы на тему «Персонифицированность видов идеалов образа жизни личности юношей и девушек - выпускников ВУЗа»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-10-21 УДК 159.9

персонифицированность видов идеалов образа жизни личности юношей и девушек - выпускников вуза

Джанерьян с.Т., Гвоздева Д.и.

В статье излагаются результаты исследования, целью которого явилось изучение особенностей персонифицированности как содержательной характеристики каждого из видов идеалов образа жизни личности (Матримониального, Богемного, Здорового, Карьерного, Общественного, Социально-протекционного, Гностического) юношей и девушек - выпускников ВУЗа.

Методы исследования. Анкетирование (анкета для изучения идеала образа жизни), контент-анализ открытых вопросов анкеты, экспертная оценка категорий, методы непараметрической статистики.

Результаты. В статье изложены представления об идеале образа жизни личности, раскрыты его компоненты и характеристики. Обозначены виды идеалов образа жизни личности: матримониальный, богемный, здоровый, карьерный, общественный, социально-протекционный, гностический. Установлены особенности персонификации каждого из видов идеалов образа жизни личности у юношей и девушек - выпускников ВУЗа. Результаты свидетельствуют о том, что все виды идеалов образа жизни личности персонифицированы; что существуют привлекательные для молодых людей личностные черты реальных людей (или групп), образ жизни которых влияет на построение молодыми респондентами собственных идеалов образа жизни. Показано, что дифференциация персонифицированности мужских и женских вариантов видов идеалов происходит по разным параметрам: для идеалов «Матримониальный образ жизни» и «Карьерный образ жизни» проявляется только по параметру единичность/общность; для идеала «Общественный образ жизни» - по параметрам единичность/общность, психологический портрет, сходство; для идеала «Общественный образ жизни» - по параметрам единичность/общность, психологический портрет, средства реализации образа жизни, сходство.

Область применения результатов. Психологические службы учебных заведений и кадровые службы предприятий.

Ключевые слова: образ жизни личности; идеал образа жизни личности; виды идеалов образа жизни личности; персонифицированность видов идеалов образа жизни личности; юноши и девушки.

PERSONIFICATION OF WAY OF LIFE TYPES OF YOUNG MEN AND WOMEN -

GRADUATES OF THE UNIVERSITY

Dzhaneryan S.T., Gvozdeva D.I.

The article presents the results of a study aimed at research of the characteristics ofpersonification as the substantive characteristic of each type of the way of life ideals (matrimonial, bohemian, health, career, community, social, social-protection, gnostic) of young men and women - graduates of the university.

Research methods: survey (questionnaire for study the way of life ideal), a content analysis of the open questions of the questionnaire, expert evaluation categories, methods of non-parametric statistics.

Results. The article presents ideas about the way of life ideals, discloses its components and characteristics. In the article designated types of way of life ideals: matrimonial, bohemian, health, career, community, social-protection, gnostic. Established the features of personification of each type of boys and girl's ideals (who are graduates of the university). The results show that all kinds of way of life ideals are personified; that there are attractive to young people personality traits of real people (or groups) whose way of life influences on the construction of their own ideals of life. It is shown that the differentiation of male andfemale personification of ideals occurs on different parameters: for the ideals of «matrimonial life» and «career life» appears only in the parameter singularity / community; for the ideal of «social life» - in the parameters singularity / community, the psychological portrait, similarities; for the ideal of «health life» - in the parameters singularity / community, the psychological portrait, a means of implementing, similarities.

Application of the results: psychological services in high schools and personnel services in different companies.

Keywords: way of life ofpersonality; the way of life ideal ofpersonality; types ofpersonality S way of life ideals; personification of way of life types; young men and women.

Введение

Построение дальнейшей самостоятельной жизни является одной из важнейших жизненных задач, стоящей перед выпускниками ВУЗов. Она решается молодыми юношами и девушками на базе содержательно различных представлений о желаемом для них образе жизни и способах его реализации. Эти представления формировались под воздействием разнообразных факторов, одним из которых является наличие образцов образа жизни реальных или вымышленных субъектов разного масштаба. В психологической литературе неоднократно отмечалось, что в основе построения идеала могут лежать сложившиеся у личности представления об идеальном обществе и образе жизни [1; 8; 11; 12; 13], об исторической личности или о личности-современнице из ближайшего социального окружения [9], о литературных героях, героях фильмов и т.п., образ жизни которых может выступить для личности в качестве образца подражания. Параметры воплощенного таким реальным или воображаемым носителем образа жизни влияют на содержание и действенность идеалов у молодых людей, конституирующих их профессионально-карьерное самоопределение [2; 15], взаимоотношения в семье, жизненную судьбу в целом, что обусловливает актуальность изучения идеалов образа жизни личности и их персонифицированности у юношей и девушек - выпускников ВУЗа.

Результаты проведенных нами ранее исследований, посвященных изучению идеалов образа жизни молодых людей, позволили разработать теоретико-эмпирическую модель изучения идеала образа жизни личности [5], установить компоненты, характеристики и виды этих идеалов [3; 6], выявить влияющие на их своеобразие поло-возрастные, профессионально специфичные и личностные особенности молодых людей [4; 6].

В итоге обзора соответствующей литературы [10; 14; 16; 17; 18] образ жизни личности рассматривается здесь как единство организованных ею и актуально осуществляемых дея-тельностей наряду с реализуемыми в них ценностями и мотивами личности в выбранных ею материально-экономических, социально-демографических, культурных, территориальных и организационных условиях их реализации.

Идеал образа жизни личности трактуется нами как представление личности о наилучшем и желательном для неё образе жизни, его эмоциональных основаниях и средствах приближения. Как сложное по строению аксиологическое образование, идеал образа жизни личности включает когнитивный (мотивы-ценности конкретной деятельности и условия их реализа-

ции), эмоциональный (виды эмоциональной направленности, мировоззренческие чувства) и операциональный (средства приближения идеала) компоненты, характеризуясь содержательно и структурно.

В качестве содержательных характеристик идеалов образа жизни личности рассматривались желаемое время его приближения, сценарность (самооценка обусловленности идеалов родительскими сценариями), персонифицированность (наличие персонифицированного носителя); в качестве структурных характеристик - внешняя (наличие взаимосоответствия ведущего содержания когнитивного компонента идеала (ведущие мотивы-ценности, реализующиеся в желаемой деятельности) мотивам-ценностям, реализующимся в реальной деятельности) и внутренняя (наличие взаимосоответствия между ведущими содержаниями каждого из компонентов идеала) согласованности.

Эмпирически были изучены и обозначены 7 видов идеалов образа жизни личности: Матримониальный, Богемный, Здоровый, Карьерный, Общественный, Социально-протекционный, Гностический [3]. Для каждого из них устанавливались их содержательные и структурные характеристики, в том числе и наличие персонифицированных носителей. Однако своеобразие последних для каждого из видов указанных идеалов у юношей и девушек не выступало предметом специального анализа. Вместе с тем знание о персоналиях, образ жизни которых существенно влияет на самопознание, самовоспитание, самоопределение, самооценку молодых людей и выступает личностно значимым основанием для конструирования ими идеалов образа жизни, особенно актуально для организации современного психологического сопровождения обучения студентов в вузах в период активного реформирования высшего профессионального образования. Установлению особенностей персонификации как одной из содержательных характеристик идеалов образа жизни студентов-выпускников и адресовано настоящее исследование.

В психологической литературе под персонификацией понимается наличие человека (родители, современники, воображаемые люди, значимые люди, собственная личность в будущем), воплощающего идеал [7; 9]. Опираясь на эти трактовки под персонифицированностью идеала образа жизни личности мы понимаем образец реальной или воображаемой личности, осуществляющей желаемый образ жизни. Персонифицированность идеалов анализировалась нами на основе параметров единичность/общность, группа/человек, реальность/воображае-мость, психологический портрет, средства реализации образа жизни, сходство между респондентом и персонифицированным носителем.

Цель исследования - установить особенности персонифицированности как содержательной характеристики каждого из видов идеалов образа жизни личности юношей и девушек -выпускников ВУЗа.

Объект исследования - 143 студента-выпускника ростовского ВУЗа в возрасте 20-23 лет (56 юношей, 87 девушек).

Методы исследования: анкетирование (Анкета для изучения идеала образа жизни), контент-анализ открытых вопросов анкеты, экспертная оценка категорий, методы непараметрической статистики (критерии Фридмана, Манна-Уитни, биномиальное распределение).

В ходе исследования студенты описывали «психологический портрет» воображаемого или реального субъекта-носителя (группу людей или отдельного человека) желаемого для них образа жизни, указывали присущие ему способы реализации образа жизни и отмечали сходство между собой этим субъектом. Полученные данные обрабатывались с помощью процедуры контент-анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате контент-анализа «психологического портрета» персонифицированного носителя желаемого образа жизни были выделены 5 категорий, отражающих, по мнению респондентов, содержание тех или иных его характеристик: 1) «профессиональный типаж» - описания различных профессионально-должностных и статусные характеристик людей (предприниматели, чиновники, доктор Курпатов и т.д.); 2) «личностный типаж» - описания личностных черт (целеустремленный, думающий, веселый и т.д.); 3) «социально успешный типаж» - описание элементов социального благополучия персонифицированного носителя (достойная семья, друзья; правильный образ жизни; замужем, хорошая работа, путешествия; средний класс и т.д.); 4) «семейный типаж» - описание конкретных лиц из ближнего социального окружения, которые ведут желаемый для респондентов образ жизни; 5) «другое». Далее респондент отмечал «желаемое сходство», выделяя отдельные характеристики персонифицированного носителя, которыми он хотел бы обладать, идентифицируясь, таким образом, с персонифицированным идеалом. В итоге анализировались не только ведущие черты, отнесенные к тому или иному эмпирически выделенному типажу, но и некое генерализованное сходство, на которое указывали респонденты, прибегающие к формулировке «походить во всем».

В результате контент-анализа описаний респондентами средств реализации образа жизни персонифицированными носителями были выделены 4 категории: 1) «собственные усилия» -указания на самостоятельность действий персонифицированных носителей, обусловленных

их личностными чертами или социально-психологическими компетенциями (умение взаимодействовать с людьми); 2) «обстоятельства» - указания на ведущую роль обстоятельств (судьба, удача, деньги и т.д.) в реализации образа жизни; 3) «другие люди» - указания на помощь других в качестве средства реализации образа жизни (помощь семьи, друзей и т.д.); 4) генерализованные действия по типу «все возможные способы», «разные способы» и т.п.

Результаты изучения ведущих характеристик «психологического портрета» персонифицированного носителя идеала образа жизни, ведущие средства реализации им образа жизни, а также ведущие характеристики «желаемого сходства», представленные в мужских и женских вариантах каждого из видов идеала образа жизни личности, отражены в таблице 1.

Таблица 1

Характеристики «психологического портрета» персонифицированных носителей каждого вида идеала образ жизни личности у юношей и девушек — выпускников ВУЗа

идеал мужчины женщины

в/р г/ч носитель средства сходство в/р г/ч носитель средства сходство

М Р г СУТ ЛЧ ГЕН Р ч СУТ ЛЧ ГЕН

Б - - - - Р ч/г СУТ СУ ЛЧ СУТ

З Р ч/г ПТ ЛЧ ГЕН Р г СУТ СУ ДЛ ЛЧ

К Р г СУТ ЛЧ ЛЧ Р ч/г СУТ ЛЧ ЛЧ

О Р ч ПТ ЛЧ СПЧ ЛЧ СПЧ Р ч/г СУТ СУ ЛЧ

СП р/в ч/г СТ СУ ЛЧ в ч СУТ ЛЧ ГЕН

Г в г СУТ СУ ГЕН - - - - -

условные обозначения: М - Матримониальный образ жизни, в/р - воображаемый / реальный, Б - Богемный образ жизни, г/ч - группа / человек, З - Здоровый образ жизни, СУТ - социально-успешный тип, К - Карьерный образ жизни, ПТ - профессиональный тип, О - Общественный образ жизни, СТ - семейный тип, СП - Социально-протекционный образ жизни, ЛЧ -личностные черты, Г - Гностический образ жизни, СПЧ - социально-психологические черты, СУ - собственные усилия, ДЛ - другие люди, ГЕН - генерализованное сходство.

Содержательную основу идеала Матримониальный образ жизни (наиболее предпочитаемый) составляет реализация мотива принадлежности в семейно-бытовой деятельности. Персонифицированный носитель данного идеала выступает для студентов обоего пола как соци-

ально-успешный и реализующий желаемый образ жизни благодаря своим личностным чертам, при этом для юношей персонифицированным носителем является некая группа, а для девушек - отдельный человек. Походить на них студенты желают во всем. По-видимому, воплощение матримониального образа жизни рассматривается студентами обоего пола как возможность достижения социальной успешности, обеспечиваемой, прежде всего, наличие определенных личностных качеств.

Идеал Богемный образ жизни направлен на реализацию мотива принадлежности в деятельности по интересам (хобби). Данный идеал характерен только для девушек, а его персонифицированным носителем выступают реально существующие социально-успешный человек или группа людей, которые реализуют данный образ жизни посредством собственных усилий. Девушки желают иметь сходные с персонифицированным носителем личностные черты и социально-экономический статус.

Содержательной основой идеала Здоровый образ жизни выступает мотив сохранения физического здоровья, реализующийся в разных деятельностях. Персонифицированным носителем данного идеала для юношей выступает реально существующий представитель конкретной профессии (человек или группа), который реализует здоровый образ жизни посредством своих личностных качеств и является для юношей абсолютным примером для подражания. Для девушек персонифицированными носителями данного идеала являются реально существующие социально-успешный человек или группа людей, реализующие здоровый образ жизни посредством собственных усилий и помощи других людей, при этом девушки желают иметь схожие с данным носителем личностные качества. Как видно, для юношей здоровый образ выступает как типичный для людей определенной профессии, а для девушек - как показатель социальной успешности, требующий для своего воплощения приложения собственных усилий (организация времени, соблюдение режима, занятия спортом и т.д.) и взаимодействия с другими людьми (получения консультаций, дополнительной информации, совместная деятельность и т.п.).

Идеал Карьерный образ жизни связан с реализацией мотивов самоактуализации и уважения в трудовой деятельности. Для студентов обоего пола персонифицирванный носитель данного идеала выступает как реально существующий и социально-успешный, реализующий данный образ жизни посредством своих личностных качеств. При этом для юношей носителем идеала выступает группа людей, а для девушек - как группа, так и конкретный человек. Студенты желают иметь личностные качества, схожие с качествами данного типажа. Как видно, Карьерный образ жизни (как и Матримониальный) рассматривается студентами обоего пола как показатель социальной успешности личности, при этом юноши ориентированы на успешность

статусную (принадлежать к определенной группе, классу и т.д.), а девушки - как на статусную, так и на личностную (построить успешную карьеру, стать профессионалом и т.д.).

Идеал Общественный образ жизни направлен на реализацию мотивов самоактуализации и уважения в общественной деятельности. Для юношей персонифицированным носителем данного идеала выступает реальный человек, представитель определенной профессии (профессиональный типаж), реализующий общественный образ жизни посредством своих личностных и социально-психологических качеств, обеспечивающих успешность межличностного взаимодействия. Именно по этим качествам юноши желают быть похожими на носителя. Для девушек персонифицированный носитель выступает как реальный социально-успешный человек или группа людей, которые полагаются на собственные силы при реализации общественного образ жизни. Девушки желают иметь схожие с типажом личностные качества.

Таким образом, воплощение Общественного идеала юноши связывают с наличием определенных профессиональных навыков и умением осуществлять успешное межличностное взаимодействие, а девушки рассматривают общественный образ жизни как показатель социальной успешности, которая достигнута путем собственных усилий.

Содержательную основу идеала Социально-протекционный образ жизни составляет мотив безопасности, реализующийся в разных деятельностях. Для юношей персонфицирован-ным носителем данного идеала выступает реально существующий член семьи (человек) или конкретная семья (группа), которые прилагают собственные усилия для реализации данного образа жизни. Привлекательными для юношей являются личностные качества данных носителей. Девушки описывают персонифицированного носителя данного идеала как воображаемого социально-успешного человека, реализующего данный образ жизни посредством своих личностных качеств; походить на него девушки желают во всем. Можно полагать, что юноши, опираясь на жизненные примеры, связывают безопасность собственной жизни с наличием семьи и личностным вкладом каждого члена семьи в её гармоничное существование. Девушки же, руководствуясь личными представлениями, полагают, что безопасность собственной жизни можно обеспечить путем достижения социальной успешности.

Идеал Гностический образ жизни (наименее предпочитаемый) направлен на реализацию мотива принадлежности в сфере обучения. Данный идеал характерен только для юношей и его персонифицированным носителем выступает воображаемая группа социально-успешных людей, реализующих данный образ жизни посредством собственных усилий. Для юношей все особенности данного типажа являются привлекательными.

заключение

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о персонифицированности каждого из установленных идеалов образа жизни молодых людей; о наличии привлекательных для молодых людей личностных черт реальных людей (или групп), образ жизни которых влияет на построение молодыми респондентами собственных идеалов образа жизни. Эти данные в очередной раз подчеркивают педагогическую роль «живых» примеров в формировании идеалов у молодых людей.

В целом можно говорить о следующих тенденциях: идеалы образа жизни юношей, по сравнению с идеалами образа жизни девушек, испытывают большее влияние образа жизни конкретной группы людей, а последнюю составляют «социально успешный», «профессиональный» и «семейный» типажи. Для юношей в большей степени привлекателен образ жизни людей, построение которого обусловлено личностными чертами последних. Юноши, по сравнению с девушками, в большей степени склонны отмечать генерализованное сходство между собственными психологическими особенностями и идентичными особенностями привлекательных для них людей, образ жизни которых выступает основанием для построения идеала юношей.

Напротив, идеалы образа жизни девушек испытывают большее влияние образа жизни конкретного социально успешного другого человека («социально успешный» типаж). Для девушек привлекателен образ жизни субъектов, построение которого осуществляется не только благодаря личностным чертам последних, но и взаимодействием с другими людьми. Девушки избирательны в обозначении сходства между собственными психологическими особенностями и идентичными особенностями привлекательных для них людей, образ жизни которых выступает основанием для построения идеала девушек.

Особенности персонифицированности идеала образа жизни респондентов связаны как с видом идеала, так и с полом респондентов.

Дифференциация персонифицированности мужских и женских вариантов наиболее предпочитаемого всеми респондентами вида идеала «Матримониальный образ жизни», а также идеала «Карьерный образ жизни» проявляется только по параметру единичность/общность. Дифференциация персонифицированности мужских и женских вариантов вида идеала «Общественный образ жизни» проявляется по параметрам единичность/общность, психологический портрет, сходство. Дифференциация персонифицированности мужских и женских вариантов вида идеала «Здоровый образ жизни» проявляется по параметрам единичность/общность, психологический портрет, средства реализации образа жизни, сходство.

Таким образом, своеобразие персонифицированности идеалов образа жизни студентов вуза

обусловлено как видом идеала, так и половой дифференциацией студентов.

Список литературы

1. Возьмитель А.А. Образ жизни: от старого подхода к новому // Социально-политические науки. 1991. № 1. С. 85-91.

2. Джанерьян С.Т., Афанасенко И.В. Я-концепция как детерминанта карьерной стратегии у мужчин и женщин - представителей технономических профессий // Северо-Кавказский психологический вестник. 2005. №3. С. 180-186.

3. Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И. Виды идеалов образа жизни городской учащейся молодежи // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. №10. С. 146157.

4. Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И. Виды идеалов образа жизни личности студентов-выпускников ВУЗа: профессиональный аспект // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. №9. С. 149-156.

5. Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И. Теоретико-эмпирическая модель изучения образа жизни студентов // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2009. № 3. С. 94-97.

6. Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И. Характеристики видов идеалов образа жизни личности и личностные особенности городской учащейся молодежи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М., 2011. № 11 (34). С. 264-270.

7. Джанерьян С.Т., Шевелева А.М. Психологические аспекты изучения идеалов профессиональной карьеры // Психологический вестник РГУ 1999. Вып. 4. С. 243-251.

8. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. №4. С. 28-38.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 720 с.

10. Серкин В.П. Структура и функции образа мира в практической деятельности: Дисс. ... д-ра. психол. наук. - М., 2005. 356 с.

11. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. - М.: Изд-во «Наука», 1994. 395 с.

12. Толстых В.И. Образ жизни как социально-философское понятие // Вопросы философии. 1974. №12. С. 38-49.

13. Ципко А.С. Образ жизни как социологическая категория. Советский образ жизни: сегодня, завтра. - М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1976. 254 с.

14. Anderson N. The urban way of life // International Journal of Comparative Sociology. 1962. Vol. 3. Pp. 175-188.

15. Gras F. About the way of life and development of personality of competitive sportsmen // International Review for the Sociology of Sport. 1976. Vol. 11. Pp. 77-82.

16. Greene A.L., Wheatley S.M., Aldava J.F. Stages on life's way: Adolescents' implicit theories of the life course // Journal of Adolescent Research, 1992. Vol. 7. Pp. 364-381.

17. Roos J.R. The way of life in social change: a comparative study // Acta Sociologica. 1978. Vol. 21. Pp. 271-272.

18. Taylor L. From ways of life to lifestyle // European Journal of Communication. 2002. Vol. 17 (4). Pp. 479-493.

References

1. Voz'mitel' A.A. Obrazzhizni: otstarogopodkhodaknovomu [Way of life: from the old to the new approach]. Sotsial'no-politicheskie nauki [Socio-Political Sciences], no.1 (1991): 85-91.

2. Dzhaner'yan S.T., Afanasenko I.V. Ya-kontseptsiya kak determinanta kar 'ernoy strategii u muzh-chin i zhenshchin -predstaviteley tekhnonomicheskikhprofessiy [Self-concept as a determinant of career strategy of men and women, who are representatives of tehnonomical professions]. Severo-Kavkazskiypsikhologicheskiy vestnik [North Caucasus psychological bulletin], no. 3 (2005): 180186.

3. Dzhaner'yan S.T., Gvozdeva D.I. Vidy idealov obrazazhiznigorodskoy uchashcheysya molodezhi [Types of way of life ideals of urban students]. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki [Southern Federal University. Pedagogical sciences], no. 10 (2011): 146157.

4. Dzhaner'yan S.T., Gvozdeva D.I. Vidy idealov obraza zhizni lichnosti studentov-vypusknikov VUZa:professional'nyy aspekt [Types of way of life ideals of graduate students: professional aspect]. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki [News of the Southern Federal University. Pedagogical sciences], no. 9 (2010): 149-156.

5. Dzhaner'yan S.T., Gvozdeva D.I. Teoretiko-empiricheskaya model'izucheniya obraza zhizni stu-dentov [Theoretical-empirical model for studying of student's way of life]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Severo-Kavkazskiy region. Obshchestvennye nauki [News of higher educational institutions. North Caucasus region. Social Sciences], no. 3 (2009): 94-97.

6. Dzhaner'yan S.T., Gvozdeva D.I. Kharakteristiki vidov idealov obraza zhizni lichnosti i lichnost-nye osobennosti gorodskoy uchashcheysya molodezhi [Features of kinds of way of life ideals and the individual personality traits of urban students]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Actual problems of the humanities and the natural sciences], no. 11 (2011): 264-270.

7. Dzhaner'yan S.T., Sheveleva A.M. Psikhologicheskie aspektyizucheniyaidealovprofessional'noy kar 'ery [Psychological aspects of career ideals studying]. Psikhologicheskiy vestnik RGU [Psychological bulletin of RSU], no. 4 (1999): 243-251.

8. Mitina L.M. Lichnostnoe i professional'noe razvitie cheloveka v novykh sotsial'no-ekonomi-cheskikh usloviyakh [Personal and professional development of the person in the new socio-economic conditions]. Voprosypsikhologii [Questions of psychology], no. 4 (1997): 28-38.

9. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of general psychology]. - SPb.: Publishing house «Piter», 2000. 720 p.

10. Serkin V.P. Struktura i funktsii obraza mira vprakticheskoy deyatel'nosti [Structure and function of the image of the world in practice]: Diss. ... d-ra. psikhol. nauk [Dis. ... Dr. of psychological sciences]. - Moscow, 2005. 356 p.

11. Sokolova E.E. Trinadtsat'dialogov opsikhologii [Thirteen dialogues on psychology]. - Moscow: «Nauka», 1994. 395 p.

12. Tolstykh V.I. Obraz zhizni kak sotsial'no-filosofskoe ponyatie [Way of life as a socio-philosophi-cal concept]. Voprosy filosofii [Questions of Philosophy], no. 12 (1974): 38-49.

13. Tsipko A.S. Obraz zhizni kak sotsiologicheskaya kategoriya. Sovetskiy obraz zhizni: segodnya, zavtra. [Way of life as a sociological category. Soviet lifestyle: today, tomorrow]. - M.: Publishing House of the «Young Guard», 1976. 254 p.

14. Anderson N. The urban way of life // International Journal of Comparative Sociology. 1962. Vol. 3. Pp. 175-188.

15. Gras F. About the way of life and development of personality of competitive sportsmen // International Review for the Sociology of Sport. 1976. Vol. 11. Pp. 77-82.

16. Greene A.L., Wheatley S.M., Aldava J.F. Stages on life's way: Adolescents' implicit theories of the life course // Journal of Adolescent Research, 1992. Vol. 7. Pp. 364-381.

17. Roos J.R. The way of life in social change: a comparative study // Acta Sociologica. 1978. Vol. 21. Pp. 271-272.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Taylor L. From ways of life to lifestyle // European Journal of Communication. 2002. Vol. 17 (4). Pp. 479-493.

данные об авторах

джанерьян светлана тиграновна, зав.кафедРОй психологии личности Академии психологии и педагогики, доктоР психологических наук, пРофессоР Южный федеральный университет пр. М. Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038, Россия e-mail: swetdjan@sfedu.ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 4148-1981

Гвоздева дарья Ивановна, доцент кафедРы психологии личности Академии психологии и педагогики, кандидат психологических наук Южный федеральный университет пр. М. Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038, Россия e-mail: darya-gvozdeva@yandex.ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 6196-0496

DATA ABouT THE authors

Dzhaneryan svetlana Tigranovna, head of chair «Psychology of personality» of the Academy of psychology and pedagogy, doctor of psychological sciences, professor Southern Federal University

M. Nagibina pr., 13, Rostov-on-Don, 344038, Russia e-mail: swetdjan@sfedu.ru

Gvozdeva darya Ivanovna, associate professor of chair «Psychology of personality» of the Academy of psychology and pedagogy, candidate of psychological sciences Southern Federal University

M. Nagibina pr., 13, Rostov-on-Don, 344038, Russia e-mail: darya-gvozdeva@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.