Научная статья на тему 'Особенности психокоррекционной работы с сотрудниками сголщодразделений ФСИН России при выполнении служебных задач'

Особенности психокоррекционной работы с сотрудниками сголщодразделений ФСИН России при выполнении служебных задач Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
449
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Красикова Ю. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности психокоррекционной работы с сотрудниками сголщодразделений ФСИН России при выполнении служебных задач»

Библиографический список

1. Выготский, JI. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5 - М.: Педагогика, 1983.

2. Голубева, Э. А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям // Психологический журнал. - 1989. - № 4. С. 75-86.

3. Гурьянов, Е. В. и др. Шкала Бине-Термена для измерения умственного развития детей. - М., 1930.

4. Лейтес, Н. С. Раннее проявление одаренности // Вопросы психологии. -1988.-№ 4.

5. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст. - М.. 1971. - 279 с.

6. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева. - М.: Наука, 1990.

7. Теплов, Б. М. Избранные труды. Т. 1,2 - М. - 1985.

8. Шадриков, В. Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психологический журнал. 1-983. - Т. 4. - № 5. - С. 3-11.

9. Шумакова, Н. Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников / Н. Б. Шумакова, Е. И. Щебланова, Н. П. Щербо // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С. 27-32.

10. Экземплярский, В. М. Проблема школ для одаренных. - М.; Л., 1927.

11. Torrance, Е. P. Guiding creative talent. Englewood Cliffs. - N.J. Prentice Hall, 1962.

УДК 376.36

Ю. Ю. Красикова

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С СОТРУДНИКАМИ СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФСИН РОССИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ

На современном этапе развития нашего общества участие сотрудников спецподразделений ФСИН России в контртеррористических операциях входит в состав их служебных обязанностей. Они периодически привлекаются к выполнению служебно-боевых задач в рамках антитеррористической операции на Северном Кавказе.

Деятельность сотрудников спецподразделений ФСИН России при выполнении служебно-боевых задач в экстремальных условиях существенно осложняется воздействием на них комплекса экстремальных факторов, которые могут вызывать расстройства психической деятельности. Операции по разоружению незаконных вооруженных формирований на территории Северо-Кавказского региона являются примером оперативно-служебной деятельности в условиях максимальной психической нагрузки. Эти условия

_______ОСОБЕННОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С СОТРУДНИКАМИ ...

приводят к изменениям личности, которые в дальнейшем сказываются как на общем психологическом состоянии сотрудников спецподразделений ФСИН России, так и на всей системе отношений личности и ее психодинамике, иногда вплоть до развития психических отклонений и заболеваний.

Для успешного проведения психокоррекционной и психопрофилактической работы необходимо учитывать те сопротивления, которые сотрудники спецподразделений, как и всякий клиент психотерапевта, оказывает в процессе получения психологической помощи.

Эти сопротивления исходят из защитной сферы, и впервые были описаны

3. Фрейдом1. Как пишут авторы учебника по гештальт-терапии

Н. М. Лебедева и Е. А. Иванова, термин «сопротивление» заимствован из психоанализа, где он имеет буквальный и понятный смысл. Клиент психоаналитика сопротивляется аналитику и процессу анализа: лукавит с ассоциациями, не принимает интерпретаций, предается внешнему отреагиро-ванию вместо проживания невроза трансфера и так далее. Ф. Перлз пользовался этим термином в бытность свою аналитиком и продолжает его употреблять, сделавшись гештальтистом, но совсем в другом значении. Новое значение «сопротивления» парадоксально - это сопротивление удовлетворению собственных потребностей!»2.

Как правило, основная масса сотрудников отрицает наличие проблем в связи с фактором травмирующей ситуации, болезненно переживая и агрессивно реагируя на предложения медицинской и специализированной психологической помощи. Но, тем не менее, многие осознают, что какие-то изменения с ними произошли. Иногда отмечая при этом появление трудностей в межличностных конфликтах за пределами своего социума, постоянно жёстко разделяя окружающих на своих и чужих и считая себя выше и сильнее других людей. Такие состояния как отчаяние, фрустрация, апатия, конфликты с близкими, приводят к формированию у сотрудников спецподразделений искаженной картины мира, а также к агрессивному и конфликтному поведению.

Одной из распространенных ошибок при применении психокоррекционных процедур по возвращении к постоянному месту службы является попытка вернуть сотрудников к «прежним» стереотипам жизнедеятельности и общения, без учета тех особенностей, которые произошли с ними в период служебной командировки.

В рамках исследования использовался тест-опросник «Индекс жизненного стиля» (LSI Р. Плутчик, Г. Келлерман, X. Конт)3 для определения типа наиболее часто используемых механизмов защит, на основе которых разра-

1 ХъеллЛ., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб: Издательство "Питер", 1999. - (Серия "Мастера психологии"). С. 113.

2 См.\Лебедева Н. М., Иванова Е. А. Путешествие в гештальт. СПб., 2005. С. 97.

3 Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд. Институт Психотерапии. 2002. С. 45.

ботаны практические рекомендации для эффективной психокоррекционной работы с сотрудниками спецподразделений ФСИН России, участвовавшими в выполнении служебно-боевых задач. На базе данного тест-опросника, выявлена специфическая факторная структура психологических защит у сотрудников спецподразделений ФСИН России. Показаны изменения ее психодинамики до и после служебной командировки.

Факторная структура защитной сферы до убытия в зону вооруженного конфликта состоит из трех факторов, первый из которых имеет достаточно типичный состав защит, окружающих проекционно-регрессионный механизм избегания неприятных и сложных ситуаций. Остальные два фактора включают в себя пары защит с разными знаками нагрузок.

Именно поэтому факторная структура защитной сферы существенно изменяется после возвращения из служебной командировки. В частности, компенсация объединяется с переносом (замещением), что свидетельствует о потребности более глубокого осмысления своих отношений с окружением (особенно если они строятся по типу переноса своего негатива на других).

В целом факторная структура становится развернутой, добавляется еще один фактор. Каждый фактор включает в себя две защиты. Такая факторизация защит свидетельствует об их объединении в психодинамические циклы, которые можно рассматривать как направления психотерапевтической работы с сопротивлениями.

Первый фактор «регрессионное подавление» предполагает дефлективное сопротивление с регрессом в детство, по типу: «Я не готов ответить, не знаю, не видел (и т.п.), и вообще, мне еще рано об этом думать (я не так умен...)».

Второй фактор «рационализация отрицания» лучше всего может быть представлен цитатой классика: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда». При таком сопротивлении дефлективного типа требуется настойчивая фиксация на реальности происходящего.

Третий фактор «компенсация замещений» предполагает уже предпосылку личностного роста, направленности сотрудников спецподразделений на анализ межличностных отношений.

Четвертый фактор «реактивные проекции» предполагает превращение проекций в реактивные образования, по типу «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». У сотрудников спецподразделений часто встречается высказывание «кто начальник, тот и прав».

Таковы основные сопротивления предпосылок к личностному росту, которые выявлены в нашем исследовании как специфические для сотрудников спецподразделений ФСИН России после возвращения из служебной командировки. Их целесообразно учитывать в организации психокоррекционных мероприятий.

Основным вектором изменения внутренней психодинамики, обусловливающей личностный рост сотрудников спецподразделений является нарас-

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С СОТРУДНИКАМИ ...

тающее глубинное противодействие между осознаваемым ростом самодостаточности и неосознаваемой острой потребности в принятии близким окружением и самопринятии. Изменения личности сотрудников спецподраз-делений в период выполнения боевых задач по типу личностного роста происходят по двум основным направлениям:

• перестройка защитной сферы личности в направлении снижения сопротивления личностному росту;

• перестройка психодинамики базовых личностных свойств, направленная на принятие близким окружением и формирование нового, устойчивого социального статуса в новом качестве и на новом уровне личностного развития.

Одной из важных тенденций, которая характеризует психодинамические особенности сотрудников спецподразделений ФСИН России, участвовавших в контртеррористических операциях, заключается в том, что сотрудники не осознают наиболее важные факторы, которые определяют их поведение. Не осознается направленность личностного роста по таким критериям (как внутренним, так и внешним), которые заключаются в формировании новой системы мировоззренческих ценностей - это самопринятие и принятие близкими, ответственность выбора, целостность, динамичность, социализированость, творческая адаптивность.

Возвратившиеся сотрудники спецподразделений нуждаются в большой глубине и содержательности общения, а также формировании неконфликтного стиля общения. Остро проявляются потребности быть выслушанным, понятым, психологически защищенным.

В первую очередь, с такими людьми необходимо проводить большую, кропотливую работу по разъяснению причин нарушения душевного равновесия и гармонии с окружающим миром, тех неприятных ощущений и тяжелых переживаний, которые зачастую сопровождают послевоенную жизнь. При этом необходимо подчеркнуть, что это вполне закономерные последствия пребывания человека в ненормальных для него обстоятельствах, каковыми являются ситуации угрозы для жизни. От них трудно избавиться самому и именно поэтому сотрудник нуждается в помощи профессиональ-рюго психолога. Для этого необходимо сформировать готовность у сотрудников спецподразделений работать с психологами.

Таким образом, метод гештальт-терапии является одним из эффективных методов терапии, так как он заключается в снятии блокировки, стимулировании процесса личностного развития и реализации потребностей4. В связи с этим, ключевым аспектом психокоррекционного процесса является осознание и переживание контакта с самим собой и окружением. Внимание и активность психолога концентрируется на том, чтобы помочь сотруднику спецподразделения, по прибытии к постоянному месту службы, в расшире-

4 См.: Психологическое обеспечение деятельности органов внутреннихдел в экстремальных условиях: методическое пособие. - М.: УВР ГУКиКП МВД России, ЦОКГ1 МВД России. 2002. С. 232.

нии и обогащении осознания и способности переживания своего контакта с окружающим и внутренним миром. Много внимания также психолог должен уделять повышению осознавания различных установок и способов поведения и мышления у сотрудников спецподразделений, которые закрепились в прошлом. Также важной особенностью этого метода является раскрытие их значений и функций в настоящее время.

Проблема изучения психодинамики личности сотрудников спецподразделений ФСИН России, участвовавших в выполнении служебно-боевых задач в следующих направлениях является перспективной областью исследований. Дальнейшее ее развитие возможно в направлении изучения духовно-нравственных (психологических) основ подготовки к несению службы в боевых условиях.

Библиографический список

1. Караяни, А. Г. Прикладная военная психология / А. Г. Караяни, И. В. Сыромятников. - СПб.: Питер, 2006 - (Серия «Учебное пособие»).

2. Колодзин, Б. Как жить после психологической травмы / Б. М. Колодзип. -М., 1992.

3. Лебедева, Н. М.. Путешествие в гештальт / Н. М. Лебедева, Е. А.. Иванова. - СПб., 2005.

4. Магомед-Эминов, М. Ш. Трансформация личности / М. Ш. Магомед-Эминов-М., 1998.

5. Сочивко, Д. В. Расколотый мир. Опыт анализа психодинамики человека в экстремальных условиях жизнедеятельности / Д. В. Сочивко. - М.: ПЕР СЭ, 2002.

6. Столяренко, А. М. Экстремальная психопедагогика / А. М. Столяренко: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.