Научная статья на тему 'Дифферентный подход к психологической реабилитации служащих после действий в экстремальных условиях'

Дифферентный подход к психологической реабилитации служащих после действий в экстремальных условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
447
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / EXTREME SITUATION / ПОСТЭКСТЕРМАЛЪНЫЙ ПЕРИОД / POSTEKSTERMALNY PERIOD / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / PSYCHOCORRECTION / АСТЕНИЧЕСКИЙ И СТЕНИЧЕСКИЙ ТИП РЕАГИРОВАНИЯ / ASTHENIC AND STHENIC TYPE OF RESPONSE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Власова Юлия Валерьевна, Красикова Юлия Юрьевна

Профессионалы, действующие в экстремальных условиях, дают два типа психологических реакций на постэкстремальном этапе: астенический и стенический типы реагирования. Исходя из типа реагирования, следует организовывать и проводить психокоррекционные мероприятия в реабилитационном периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Власова Юлия Валерьевна, Красикова Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRIM APPROACH TO EMPLOYEE AFTER PSYCHOLOGICAL REHABILITATION ACTIONS IN EXTREME CONDITIONS

Businesses operating in extreme conditions, provide two types of psychological reactions to postekstremalnom stage: asthenic and sthenic types of response. Based on the type of response should organize and conduct psycho activities during the rehabilitation period.

Текст научной работы на тему «Дифферентный подход к психологической реабилитации служащих после действий в экстремальных условиях»

УДК 159.95

Ю.В. Власова, Ю.Ю. Красикова ДИФФЕРЕНТНЫЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СЛУЖАЩИХ ПОСЛЕ ДЕЙСТВИЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Профессионалы, действующие в экстремальных условиях, дают два типа психологических реакций на постэкстремальном этапе: астенический и стенический типы реагирования. Исходя из типа реагирования, следует организовывать и проводить психокоррекционные мероприятия в реабилитационном периоде.

Ключевые слова: экстремальная ситуация; постэкстермалъный период; психокоррекция; астенический и стенический тип реагирования.

D. Vlasova, J. Krasikova

TRIM APPROACH TO EMPLOYEE AFTER PSYCHOLOGICAL REHABILITATION ACTIONS IN

EXTREME CONDITIONS

Businesses operating in extreme conditions, provide two types of psychological reactions to postekstremalnom stage: asthenic and sthenic types of response. Based on the type of response should organize and conduct psycho activities during the rehabilitation period.

Keywords: extreme situation; postekstermalny period; psychocorrection; asthenic and sthenic type of response.

Профессиональная деятельность, где требуется выполнение задач, связанных с экстремальными условиями, характеризуется длительным воздействием значительного числа психотравмирующих факторов, что определяет высокие требования к психической сфере личности и, в свою очередь, предполагает проведение специфических мероприятий по реабилитации — медицинской, психологической и социальной. Предметом внимания настоящей статьи является именно психологическая реабилитация.

Экстремальными называются ситуации, которые ставят перед человеком значительные объективные трудности, обязывают его к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для обеспечения безопасности как собственной, так и его сослуживцев.

Профессиональная деятельность сотрудников МЧС, подразделений специального назначения, ФСИН может представлять опасность не только для здоровья, но и для жизни. Служебные задачи выполняются непрерывно, в любых условиях, в ситуации депривации сна, отдыха, других витальных потребностей, зачастую выполняются в отрыве от мест постоянной дислокации. Фактор постоянной готовности к выполнению служебного долга - ещё один пункт экстремальной составляющей их профессиональной деятельности.

Служебная деятельность сотрудников этих ведомств требует от них предельной собранности, мобилизованности, бдительности, внимательности, повышенной мыслительной активности, уверенности в своих силах, эмоциональной стабильности. При этом необходимо сохранять разумную осторожность, осмотрительность, уметь разгадывать действия возможных противников, превосходить их в профессиональном мастерстве. Вот почему вопрос об изначальной способности к адаптации в экстремальных условиях является столь актуальным.

Указанную способность следует отличать от способности к адаптации к социальной среде. Они далеко не всегда идентичны. Совпадение этих способностей возможно в двух случаях. В первом, обе способности находятся на низком уровне, имеют место такие характеристики личности служащего, как неуживчивость, конфликтность, низкая толерантность к любой фрустрации, гедонистическая направленность, ориентация на факторы внешней успешности, манипулятивность в общении. Во втором случае указанные способности совпадают на высоком уровне, личность проявляет значительную устойчивость к фрустрации, развитые коммуникативные навыки. Для неё характерен высокий уровень социализации.

Помимо указанных случаев реальность предполагает множество промежуточных вариантов, так как успешная адаптация к экстремальным ситуациям обусловлена не только психологическими (внутренними) факторами, но и внешними - содержанием самой экстремальной ситуации.

Соответственно, постэкстремальный период предполагает различные формы психологической реакции, каждая из которых нуждается в специфических методах коррекции.

До сих пор нет однозначного мнения по вопросу о том, насколько те или иные формы посттравматического стрессового расстройства (11ТСР) детерминированы деятельностью в экстремальных условиях. Более логичным представляется следующее предположение - если индивид, вследствие особенностей своей профессиональной деятельности, часто оказывается в ситуации фрустрации, он приобретает устойчивость, толерантность к ней, вырабатывает специфические навыки умения находить выход из сложных положений [2].

Представляется справедливым мнение отечественных учёных (Н.В. Тарабрина, Е.О. Лазебная), утверждающих, что посттравматическое стрессовое расстройство «это одно из возможных психологических последствий переживаний травматического стресса» [7, с. 44-49]. Этот тезис подтверждают данные многочисленных исследований, делающие вывод о том, что ПТСР возникает у 20 % лиц, переживших ситуации травматического стресса.

Для возникновения и развития постстрессовых состояний большое значение имеют повторные психотравмирующие ситуации как напоминающие о событии, так и отличные от него. Большинство американских авторов единодушно подчёркивают следующее - факторами, способствовавшими развитию ПТСР у ветеранов войн, стали отсутствие поддержки общества и в целом негативное отношение населения к войне [1].

Однако в восстановлении если не психического, то психологического здоровья, нуждаются все служащие, выполняющие те или иные задачи в экстремальных условиях, так как травматические переживания могут кумулироваться, никак не проявляя себя до некого времени, а затем привести к стойкому расстройству и даже неизгладимой профессиональной деформации.

Ещё один фактор, обусловливающий необходимость психокоррекции, проявляет себя в следующем. Зная сущность интрапсихических изменений, можно использовать достижения современных методов прикладной психологии, чтобы помочь человеку интегрировать опыт, актуализированный вследствие выполнения профессиональных задач в экстремальной ситуации, в направлении личностного развития.

Для решения этой методологически непростой задачи следует выйти из привычных рамок традиции психокоррекционных мероприятий, адресованных служащим на реабилитационном этапе.

Большинство этих мероприятий направлено на релаксацию, обучение воспринимать окружающее как место безопасности (что нередко может не соответствовать объективной реальности), а также на эмоциональную «проработку» травматических воспоминаний, катартическое

отреагирование. В методических рекомендациях психологи, работающие с данным контингентом, встречают указание на релаксационные упражнения аутогенной тренировки, медитативные техники, телесно-ориентированную терапию, арттерапию, личную психодраму, тренинг устойчивости к фрустрации, направленный, преимущественно, на сохранение эмоционального баланса [8, 9, 11].

Бесспорно, эти методы прекрасно зарекомендовали себя в комплексе реабилитационных мероприятий. Однако, всем ли служащим после выполнения задач в экстремальных условиях необходима коррекция, направленная на релаксирующие мероприятия, на нивелирование пережитого опыта?

Мы полагаем, что психокоррекционные мероприятия в рамках реабилитации следует дифференцировать в зависимости от того, как именно тот или иной профессионал отреагировал на действия в экстремальной ситуации, какие механизмы адаптации оказались задействованы, в какой форме они проявляют себя. Работа с контингентом, выполняющим сверхсложные задачи, включающие противодействие мощным деструктивным силам, ориентированные на сохранение жизни и протекающие в ситуации депривации витальных потребностей, не приемлет «массового» подхода. Изначальная способность к адаптации, заложенная в индивидуальности личности, сама по себе требует от психологов дифферентного подхода.

Для иллюстрации обратимся к опыту исследователей. О.И. Котенев, в частности, проводил обследование личного состава МВД в различных экстремальных ситуациях. Результаты его исследований показали, что воздействие экстремальных стресс-факторов не носит фатально-негативного характера и не сопровождается сплошной психической травматизацией

Среди обследованных, прежде всего, выделяется группа сотрудников с оптимальным психическим состоянием (примерно 50 %). Эту группу составляют лица, сохраняющие психическое равновесие и обычный уровень работоспособности в экстремальных условиях деятельности. У них не наблюдается значительных изменений в эмоциональной сфере, выраженных нарушений сна и усталости. Они успешно адаптируются в сложных условиях несения службы и сохраняют способность к эффективной правоохранительной деятельности. Условия несения службы в районах чрезвычайных обстоятельств они чаще расценивают как «обычные», не переоценивая степени тяжести и напряжённости деятельности и величины угроз, которым они подвергаются. Эту группу характеризуют позитивные стратегии преодоления последствий нервно-психического и физического напряжения, эффективные способы восстановления: поддержание хорошей физической формы, разумный отдых, познавательная активность, позитивное общение с местными жителями и коллегами. Весьма значимым видом психологических реакций здесь выступают эустрессовые реакции (по типу описанных Г. Селье) - мобилизация волевых и нравственных возможностей служащих, повышение требовательности к себе, целеустремлённость, самоотдача, проявление интеллектуальных возможностей (повышается ясность и чёткость мышления, скорость подготовки и принятия решений, точность суждений и действий). Как показали исследования, подобные реакции имеют место примерно у 20 % личного состава. Таким образом, примерно 70 % личного состава правоохранительных органов, действующего в экстремальных условиях, способны сохранять оптимальную или проявлять повышенную боеспособность и работоспособность и успешно преодолевать негативные факторы и условия несения службы [5].

В ряде исследований [7] по разработке программ психологической реабилитации лиц, участвовавших в боевых действиях, было выявлено, что существует тесная связь между способами выхода из экстремальных ситуаций, способами преодоления ПТСР (устранение и всяческое избегание любых напоминаний о травме, погружённость в работу, алкоголь и так далее) и последующей успешностью адаптации пациента. Было установлено, что наиболее эффективными являются две стратегии:

целенаправленное возвращение к воспоминаниям о травмирующем событии в целях его анализа и полного осознания всех обстоятельств травмы;

осознание носителем травматического опыта истинных причин и значения травматического события с точки зрения обычной жизни;

В результате анализа работ отечественных и зарубежных исследователей, накопленного психологами опыта, можно выделить две группы реакций, наблюдаемых у профессионалов в постэкстремальной ситуации [6].

К первой группе реакций, меньшей (вопреки установившемуся мнению), относятся люди с астеническим типом реагирования. Состояние астении может варьироваться в диапазоне от ощущения усталости, притупления эмоционального восприятия, гипогедонии, до стойкой утраты прежних интересов, отвращения к профессии, распада социальных связей, включая семейные.

Если астенически реагирующие лица обращаются к психоактивным веществам, то они отдают предпочтение тем из них, которые обеспечивают эффект «забвения», онейроидные переживания, глубокое расслабление. Этой группе лиц на первом этапе реабилитции показаны коррекционные мероприятия, способные обеспечить снятие хронического напряжения, подавленной тревоги, восстановление ощущения безопасности, контроля, компетентности. Прежде всего, это методы, ориентированные на бессознательные процессы: музыкотерапия, ароматерапия, артерапия, медитативные практики. В дальнейшем - ауттогенная тренировка, катартические методы, а по достижении стойкого стабильного состояния, восстановления работоспособности, повышения активности - тренинги оптимального совлацающего поведения, ассертивные и прочие социально-ориентированные методы.

Ко второй группе реакций, наблюдаемых у профессионалов в постэкстремальной ситуации, большей в процентном соотношении, относятся служащие, которые стенично реагируют на стресс, сохраняя этот тип реакции и в постэкстремальной периоде. Отреагирование выражает себя в повышении активности, желании дальнейшего профессионального роста, переживания опыта витальной опасности как ценного, дающего возможность для нахождения призвания, повышения значимости социальных связей. Но надо отметить, что не стоит вкладывать в описание стенических способов реагирования исключительно позитивные проявления.

Порой такой тип реакции приводит к назойливому желанию вновь и вновь переживать опасность, к восприятию обыденной жизни как скучной, к повышенной чувствительности (вплоть до агрессии) к проблемам межличностных отношений, к чувству превосходства над другими и т. д. Если стенично реагирующие лица прибегают к употреблению психоактивных веществ, то их выбор, в отличие от астеников, включает крепкие алкогольные напитки, амфетамины и иные стимуляторы. Такие люди, находясь в измененном состоянии сознания, могут совершить антиобщественные действия, направленные, как правило, против жизни и здоровья других лиц.

Психокоррекция стенично реагирующих служащих должна быть направлена, прежде всего, на ментальную проработку опыта, полученного в период выполнения профессиональных задач в экстремальной ситуации, а также на содействие в адекватном использовании повышенной активности, конструктивной реализации желания действовать. На первом этапе реабилитации следует применять ролевые игры и психодраму, ориентированную на инсайт, когнитивную терапию, тренинги ассертивности, стратегии совладания. Эта группа методов позволит структурировать, упорядочить потребность в действии, даст адекватный способ использовать нереализованный психический потенциал. Позже можно использовать методы, ориентированные на открытое выражение чувств, - гештальттерапию, арттерапию, а также телесно-ориентированную терапию. Не потеряла своей актуальности и аутогенная тренировка. Ее целесообразно использовать у обеих групп, но с соответствующей коррекцией упражнений и установок.

Отметим, что в настоящее время существует большое количество разнообразных, достаточно экономичных по времени, валидных и надёжных методов, позволяющих успешно диагностировать указанные типы реагирования и, соответственно, избирать наиболее эффективную тактику психрокоррекционных мероприятий, прогнозировать динамику личностных изменений [10].

Подводя итог вышесказанному, отметим, что сотрудники МЧС, подразделений специального назначения, ФСИН, после выполнения служебных задач в экстремальных условиях возвращаются к местам постоянной дислокации с комплексом психических переживаний, которые могут стать как предпосылкой дальнейшего личностного роста служащего, так и причиной различных психических и соматических нарушений.

Дифферентный подход к психологической реабилитации, адресные психокоррекционные мероприятия, проводимые с учётом опыта, полученного в ходе экстремальной ситуации, психодинамических изменений личности могут не только минимизировать возможные деструктивные последствия, но и способствовать профессиональному развитию служащих указанных ведомств.

Литература

1. Calhoun P. S., Beckham J. С., Bosworth Н. В. Caregiver burden and psychological distress in partners of veterans with chronic posttraumatic stress disorder // J.Trauma Stress. - 2002. - № 3. - P. 205-212.

2. Horowitz M. J., Wilner N., Kaltreider N., Alvarez W. Sighs and symptoms of posttraumatic stress disorder //

Archives of General Psychiatry. 1980, vol. 37, 85-92.

3. Василюк Ф. E. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Журнал практический психологии и психоанализа.-2001.

4. Еремина Т.И., Крюкова Н.П., Логинова Ю.Ю. Социально-психологическая адаптация граждан, принимавших участие в боевых действиях. -М. -2003. -С. 79.

5. Котенев И.О. Психологические последствия воздействия чрезвычайных обстоятельств на личный состав органов внутренних дел // Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. -М., 1994.

6. Красикова Ю.Ю. Психодинамика личности сотрудников спецподразделений ФСИН России, участвовавших

в выполнении служебно-боевых задач // Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — Рязань, Академия ФСИН России, 2007.

7. Пищелко А.В. Психосоциальная реабилитация работников органов внутренних дел после чрезвычайных ситуаций: Учеб. пособие. - Домодедово: ВИПК МВД России. 1998. -С. 12.

8. Психологическая психотерапия в условиях воинской деятельности. / Под общей ред. П.А. Корчемного, А.Н. Харитонова. -М., 2001.

9. Современная военная психология: Хрестоматия / Сост. А.А. Урбанович. -Мн.: Харвест, 2003. -(Библиотека практической психологии).

10. Сочивко Д.В. Расколотый мир. Опыт анализа психодинамики человека в экстремальных условиях жизнедеятельности. -М.: ПЕР СЭ, 2002.

11. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. -М., 2002.

12. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы // Психологический журнал. 1992, т. 13, № 2. -С. 14-29.

Рецензент: кандидат психологических наук Выдрина Е.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.