Научная статья на тему 'Особенности психокоррекционной работы с сотрудниками спецподразделений ФСИН России при выполнении служебных задач'

Особенности психокоррекционной работы с сотрудниками спецподразделений ФСИН России при выполнении служебных задач Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
92
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Красикова Ю. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности психокоррекционной работы с сотрудниками спецподразделений ФСИН России при выполнении служебных задач»

нальной подготовки в вузах ФСИН России.

3. В результате анализа эмпирических данных выделены три типа обучающихся в вузе ФСИН России в зависимости от выраженности психологических показателей, характеризующих установку на толерантное поведение в общении: толерантный, сомневающийся, нетерпимый.

Проведенный анализ личностных особенностей трех типов личности определяет необходимость психокор-рекционной работы, направленной на развитие и коррекцию у обучающегося установки на толерантное поведение в общении, с сомневающимся и нетерпимым типом личности обучающегося в вузе ФСИН России.

Литература:

1. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)»: Утв. Пост. Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 г. № 629, М., 2001.

2. См.: Кулакова Н. И. Толерантность: современное понимание // Взаимодействие ОВД, образовательных учреждений и общественных организаций в деле формирования установок толерантности и борьбы с экстремизмом в российском обществе: Материалы науч.-практ. конф. Рязань, 2002. С. 41-46.

Особенности псикакоррекцианнои работы с сотрудниками спецподразделении ФСИН России при выполнении служебных задач

Ю. Ю. Красикова

На современном этапе развития нашего общества участие сотрудников спецподразделений ФСИН России в контртеррористических операциях входит в состав их служебных обязанностей. Они периодически привлекаются к выполнению служеб-но-боевых задач в рамках антитеррористической операции на Северном Кавказе.

Деятельность сотрудников спецподразделений ФСИН России при выполнении служебно-боевых задач в

экстремальных условиях существенно осложняется воздействием на них комплекса экстремальных факторов, которые могут вызывать расстройства психической деятельности. Операции по разоружению незаконных вооруженных формирований на территории Северо-Кавказского региона являются примером оперативно-служебной деятельности в условиях максимальной психической нагрузки. Эти условия приводят к изменениям личности, которые в дальнейшем ска-

зываются как на общем психологическом состоянии сотрудников спецподразделений ФСИН России, так и на всей системе отношений личности и ее психодинамике, иногда вплоть до развития психических отклонений и заболеваний.

Для успешного проведения психо-коррекционной и психопрофилактической работы необходимо учитывать те сопротивления, которые сотрудники спецподразделений, как и всякий клиент психотерапевта, оказывают в процессе получения психологической помощи. Эти сопротивления исходят из защитной сферы и впервые были описаны З. Фрейдом. Как пишут авторы учебника по гештальт-терапии Н. М. Лебедева и Е. А. Иванова, термин «сопротивление» заимствован из психоанализа, где он имеет буквальный и понятный смысл. Клиент психоаналитика сопротивляется аналитику и процессу анализа: лукавит с ассоциациями, не принимает интерпретаций, предается внешнему отреагированию вместо проживания невроза трансфера и так далее. Ф. Перлз пользовался этим термином в бытность свою аналитиком и продолжает его употреблять, сделавшись гештальтистом, но совсем в другом значении. Новое значение «сопротивления» парадоксально - это сопротивление удовлетворению собственных потребностей!».

Как правило, основная масса сотрудников отрицает наличие проблем в связи с фактором травмирующей ситуации, болезненно переживая и агрессивно реагируя на предложения медицинской и специализированной психологической помощи. Но, тем не менее, многие осознают, что какие-то

изменения с ними произошли. Иногда отмечая при этом появление трудностей в межличностных конфликтах за пределами своего социума, постоянно жёстко разделяя окружающих на своих и чужих и считая себя выше и сильнее других людей. Такие состояния как отчаяние, фрустрация, апатия, конфликты с близкими, приводят к формированию у сотрудников спецподразделений искаженной картины мира, а также к агрессивному и конфликтному поведению.

Одной из распространенных ошибок при применении психокоррекци-онных процедур по возвращении к постоянному месту службы является попытка вернуть сотрудников к «прежним» стереотипам жизнедеятельности и общения, без учета тех особенностей, которые произошли с ними в период служебной командировки.

В рамках исследования использовался тест-опросник «Индекс жизненного стиля» (LSI Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х. Конт) для определения типа наиболее часто используемых механизмов защит, на основе которых разработаны практические рекомендации для эффективной психокор-рекционной работы с сотрудниками спецподразделений ФСИН России, участвовавшими в выполнении слу-жебно-боевых задач. На базе данного тест-опросника выявлена специфическая факторная структура психологических защит у сотрудников спецподразделений ФСИН России. Показаны изменения ее психодинамики до и после служебной командировки.

Факторная структура защитной сферы до убытия в зону вооруженного

конфликта состоит из трех факторов, первый из которых имеет достаточно типичный состав защит, окружающих проекционно-регрессионный механизм избегания неприятных и сложных ситуаций. Остальные два фактора включают в себя пары защит с разными знаками нагрузок.

Именно поэтому факторная структура защитной сферы существенно изменяется после возвращения из служебной командировки. В частности, компенсация объединяется с переносом (замещением), что свидетельствует о потребности более глубокого осмысления своих отношений с окружением (особенно если они строятся по типу переноса своего негатива на других).

В целом факторная структура становится развернутой, добавляется еще один фактор. Каждый фактор включает в себя две защиты. Такая факторизация защит свидетельствует об их объединении в психодинамические циклы, которые можно рассматривать как направления психотерапевтической работы с сопротивлениями.

Первый фактор «регрессионное подавление» предполагает дефлективное сопротивление с регрессом в детство, по типу: «Я не готов ответить, не знаю, не видел (и т. п.), и вообще, мне еще рано об этом думать (я не так умен...)».

Второй фактор «рационализация отрицания» лучше всего может быть представлен цитатой классика: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда». При таком сопротивлении дефлективного типа требуется настойчивая фиксация на реальности происходящего.

Третий фактор «компенсация замещений» предполагает уже пред-

посылку личностного роста, направленности сотрудников спецподразделений на анализ межличностных отношений.

Четвертый фактор «реактивные проекции» предполагает превращение проекций в реактивные образования, по типу «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». У сотрудников спецподразделений часто встречается высказывание «кто начальник, тот и прав».

Таковы основные сопротивления предпосылок к личностному росту, которые выявлены в нашем исследовании как специфические для сотрудников спецподразделений ФСИН России после возвращения из служебной командировки. Их целесообразно учитывать в организации психокоррекци-онных мероприятий.

Основным вектором изменения внутренней психодинамики, обусловливающей личностный рост сотрудников спецподразделений является нарастающее глубинное противодействие между осознаваемым ростом самодостаточности и неосознаваемой острой потребностью в принятии близким окружением и самопринятии. Изменения личности сотрудников спецподразделений в период выполнения боевых задач по типу личностного роста происходят по двум основным направлениям:

• перестройка защитной сферы личности в направлении снижения сопротивления личностному росту;

• перестройка психодинамики базовых личностных свойств, направленная на принятие близким окружением и формирование нового, устойчивого социального статуса в

новом качестве и на новом уровне личностного развития.

Одной из важных тенденций, которая характеризует психодинамические особенности сотрудников спецподразделений ФСИН России, участвовавших в контртеррористических операциях, заключается в том, что сотрудники не осознают наиболее важные факторы, которые определяют их поведение. Не осознается направленность личностного роста по таким критериям (как внутренним, так и внешним), которые заключаются в формировании новой системы мировоззренческих ценностей - это самопринятие и принятие близкими, ответственность выбора, целостность, динамичность, социализированность, творческая адаптивность.

Возвратившиеся сотрудники спецподразделений нуждаются в большой глубине и содержательности общения, а также формировании неконфликтного стиля общения. Остро проявляются потребности быть выслушанным, понятым, психологически защищенным.

В первую очередь, с такими людьми необходимо проводить большую, кропотливую работу по разъяснению причин нарушения душевного равновесия и гармонии с окружающим миром, тех неприятных ощущений и тяжелых переживаний, которые зачастую сопровождают послевоенную жизнь. При этом необходимо подчеркнуть, что это вполне закономерные последствия пребывания человека в ненормальных для него обстоятельствах, каковыми являются ситуации угрозы для жизни. От них трудно избавиться самому и именно поэтому

сотрудник нуждается в помощи профессионального психолога. Для этого необходимо сформировать готовность у сотрудников спецподразделений работать с психологами.

Таким образом, метод гештальт-терапии является одним из эффективных методов терапии, так как он заключается в снятии блокировки, стимулировании процесса личностного развития и реализации потребностей. В связи с этим, ключевым аспектом психокоррекционного процесса является осознание и переживание контакта с самим собой и окружением. Внимание и активность психолога концентрируется на том, чтобы помочь сотруднику спецподразделения, по прибытии к постоянному месту службы, в расширении и обогащении осознания и способности переживания своего контакта с окружающим и внутренним миром. Много внимания также психолог должен уделять повышению осознавания различных установок и способов поведения и мышления у сотрудников спецподразделений, которые закрепились в прошлом. Также важной особенностью этого метода является раскрытие их значений и функций в настоящее время.

Проблема изучения психодинамики личности сотрудников спецподразделений ФСИН России, участвовавших в выполнении служебно-боевых задач в следующих направлениях является перспективной областью исследований. Дальнейшее ее развитие возможно в направлении изучения духовно-нравственных (психологических) основ подготовки к несению службы в боевых условиях.

Литература:

1. Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология. - СПб.: Питер, 2006. - (Серия «Учебное пособие»).

2. Колодзин Б. Как жить после психологической травмы. М., 1992.

3. Лебедева Н. М., Иванова Е. А. Путешествие в гештальт. СПб., 2005.

4. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. М., 1998.

5. Сочивко Д. В. Расколотый мир. Опыт анализа психодинамики человека в экстремальных условиях жизнедеятельности. - М.: ПЕР СЭ, 2002.

6. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002.

Типологический подход к исследованию характера осужденных

О. А. Майоров

Вопрос о соотношении индивидуального и типического в характере имеет большое теоретическое и практическое значение. Следует считать глубоко ошибочными попытки свести характер только к общим или только к индивидуальным чертам. Если каждый характер рассматривать как носителя некоторого типа, к которому полностью сводится его своеобразие, то это приведет к отказу от рассмотрения живого человека со всеми его конкретными чертами и формами деятельности и к ограничению лишь конструированием типологий. Став же на точку зрения существенности только индивидуального в характере, мы тем самым останавливаемся перед фактом бесконечного разнообразия совершенно различных характеров, в которых не отражаются общие черты. Если психология должна иметь дело только с индивидуальными характерами, отказываясь от рассмотрения типического, то она фактически не будет вправе пользоваться какого-либо рода характерологическими понятиями, так как каждое понятие основано на обобщении.

По словам Н. Д. Левитова вопрос о соотношении индивидуального и типического в характере решается следующим образом: «Проблема разрешается тем, что единичное, или индивидуальное, и типическое, или общее (групповое), в характере - противоположности, образующие единство». Подобным же образом сопоставляет индивидуальное и типическое в характере С.Л. Рубинштейн: «Общие, типические и индивидуальные черты в характере человека всегда представлены в единстве и взаимопроникновении, так что общее, типическое выступает в индивидуально-своеобразном преломлении; поэтому существенное свое выражение характер человека часто получает как раз в присущем ему индивидуально-своеобразном поведении». Исследуя интегральную индивидуальность личности, В. С. Мерлин высказывает свою точку зрения о соотношении индивидуального и типического: «Человеку присуще бесконечное количество свойств и особенностей. Очевидно, что такая бесконечность не может быть объектом специального изучения. Для того

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.