20. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Conceptualization of safety principle of educational practices // Журнал министерства народного просвещения. -2015. - № 4 (6). - С. 180-188. - DOI: 10.13187/zhmnp.2015.6.180.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ПОДРОСТКОВ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
© Сабугасова Е.Н.1
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассматриваются особенности психокоррекционной работы педагога-психолога с семьями, воспитывающими подростков с двигательными нарушениями. Делается акцент на коррекционной программе, обеспечивающей гармоничное формирование и личностное развитие подростка.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, психокор-рекционная работа, коррекционная программа.
Одной из важнейших социальных проблем современного российского общества является рост детской инвалидности и, как следствие, возникновение устойчивой социально-психологической дезадаптированности их семей. Значительное увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья создает серьезные социальные, экономические и психологические проблемы, как для семьи, так и для общества в целом.
Родители детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с двигательными нарушениями, в процессе их воспитания и развития сталкиваются с множеством трудноразрешимых жизненных проблем. Подавляющее большинство семей с детьми с нарушениями ОДА живут в условиях постоянного стресса. Различные аспекты изучения семей, воспитывающих детей и подростков с двигательными нарушениями, были представлены в исследованиях Э.С. Калижнюк, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, В.В.Ткачевой, Е.В. Устиновой. Однако, как свидетельствует практика, проблемы в таких семьях вариативны, что всегда предполагает необходимость их дополнительного изучения.
Важным аспектом психологической помощи семье является адекватное включение всех ее членов в процесс формирования и воспитания подростка с двигательными нарушениями. Использование эффективных средств пси-
1 Студент 4 курса Психолого-педагогического факультета.
хологической коррекции (игровой психотерапии, семейной системной психотерапии, арттерапии и др.) с целью преодоления проблем в семьях подростков с двигательными нарушениями позволяет оптимизировать внутрисемейный климат, восстановить позитивный ресурс родительско-детских и дет-ско-родительских взаимоотношений, задать адекватный психолого-педагогический маршрут гармоничного развития ребенка с двигательными нарушениями (Т.А. Добровольская, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева, Э.Г. Эйдемил-лер и др.).
Мы полагаем, что организация педагогом-психологом психокоррекци-онной работы с включением игротерапии, системной семейной психотерапии, арттерапии, и других психокоррекционных технологий позволит оптимизировать детско-родительские отношения в семьях, обеспечит создание благоприятных семейных условий воспитания для оптимального личностного развития подростков с двигательными нарушениями, возможностей успешной интеграции в социум.
Коррекционная программа направлена на снятие напряженности в межличностных отношениях, создание оптимальных семейных взаимодействий, обеспечивающих гармоничное формирование и личностное развитие подростка.
Целью психокоррекционной программы является создание условий для оптимизации и развития подростков с двигательными нарушениями с помощью гармонизации микросоциальной среды.
Задачи психокоррекционной программы:
- организационные задачи включали сбор информации, диагностику определение направлений помощи, составление индивидуального плана коррекционной работы отдельно для каждой семьи;
- реконструктивные задачи были направлены на коррекцию негативных форм взаимоотношений, снятие эмоционального напряжения в межличностных отношениях в семьях подростков с двигательными нарушениями, оптимизацию условий, обеспечивающих личностное развитие подростков с двигательными нарушениями.
Хотим подчеркнуть, что одним из важнейших обязательных условий данного психокоррекционного процесса являлось участие семьи полным ее составом и на добровольной основе для изучения взаимоотношений внутри структуры семьи, между структурами, влияющими на формирование и развитие подростка с двигательными нарушениями.
В работе педагога-психолога с семьями использовались специальные правила: установление контакта с каждым членом семьи; сбор информации о проблеме семьи у каждого из членов с использованием косвенных вопросов; уточнение проблемы семьи, выявление ее ресурса и ресурса каждого отдельного члена семьи; обсуждение психокоррекционного контракта - договоренность о месте проведения психокоррекции, о времени и частоте сес-
сий, об обоюдной ответственности за результат; проведение психокоррек-ционных сессий; выход из психокоррекционной работы [1].
Индивидуальная работа с каждой семьей была представлена тремя этапами (установочный, реконструктивный, контрольный или оценочный) и осуществлялась с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к каждой семье.
В рамках системной семейной психотерапии использовались социометрические и коммуникационные методики и техники: «комплимент», «гено-грамма», «циркулярное интервью», «скульптура», «семейное пространство», «наше будущее», «драка», «конструктивная ссора», «проигрывание семейных ролей», «супружеский договор», «семейные танцы», «приписывание симптомов», «позитивное переформулирование», «парадоксальное предписание», «поглаживание» [1].
Социально-психологические тренинг был разработан нами для родителей. Социально-психологический тренинг является одной из распространенных форм психологической коррекции в гуманистической психологии. Групповые формы дают поддержку, приобретение социального взаимодействия и поведенческие навыки. Работа в группе способствует личностному росту. В ходе групповой работы с родителями подростков с нарушениями ОДА возникают следующие психокоррекционные эффекты: сплоченность, единство, личностный рост, обмен информацией, катарсис (очищение). Катарсис - специальный метод воздействия, направленный на выявление и разрядку бессознательных импульсов, вытесненных и подавленных переживаний [2]. Благодаря катарсису достигается снижение напряжения, приобретается состояние внутреннего облегчения и уверенность в себе. Тренинг для родителей был направлен на повышение психолого-педагогической компетенции, гармонизацию моделей воспитания родительских чувств и отношений: «Я и мой особенный подросток».
Блок индивидуальной работы с каждой семьей состоял из трех этапов (установочного, реконструктивного, контрольного или оценочного).
Первый этап - установочный, предполагает установление контакта с каждым членом семьи, мотивирование каждого члена семьи на коррекцию. Первый этап характеризуется тем, что психолог проводил системный анализ семейных отношений, выдвигал рабочие гипотезы для составления хода работы.
Перед психологом на этом этапе стояла важная задача - сформировать доверительное отношение и чувство безопасности у каждого члена семьи и одновременно стимулировать их активность. Этому способствовал мягкий и спокойный тон голоса педагога-психолога.
На этом этапе осуществлялось наблюдение, выявление семейных дисфункций. Анализ результатов требовал вмешательства в семейную систему, в связи с чем заключался контракт (соглашение) на коррекционную работу, определялся закрепленный день, время продолжительность и количество встреч.
Психологические особенности родителей подростков с двигательными нарушениями, проявившиеся на консультациях психолога, характеризовались подавленностью, многоречивостью, агрессивностью, плаксивостью, напряженностью, инфантилизмом, неврозоподобными и депрессивными состояниями. У родителей подростков с нарушениями ОДА проявились страхи, связанные с участием в психокоррекционных занятиях. Некоторые родительницы объясняли свои страхи тем, что муж узнает о ее слабостях и переживаниях; муж обидится, на то, что жена «пожаловалась» психологу; педагог-психолог может не так решить проблему, как хотелось бы; в связи с посещением психолога усугубится положение в семье; подросток будет считать, что мать «наговаривала» на него. Сомнения на участие в психокоррек-ционной работе проявлялись в следующих выражениях: «Как можно работать с чувствами, не понимаю...»; «Тяжело переживать больное глубоко...»; »Чтоб никто не узнал, что я была у психолога»; «Ничто не изменится в отношениях...». Сопротивление родителей на психокоррекционный процесс выражалось в виде переносов сессий на другой день или на другое время.
Второй этап - реконструктивный, связан с изменением внутрипсихическо-го прошлого. На данном этапе происходило усиление психологической активности членов семьи с помощью активности самого педагога-психолога.
Применялись методики работы с эмоциональными состояниями - гневом, страхом, тревогой, виной и велась работа на восстановление самоценности и поднятия самооценки у подростков, родителей, прародителей. Проводился анализ жизненного сценария и ролевого поведения; изменение родительских установок; формировалось партнерство в супружеских и семейных отношениях; поиск жизненных ресурсов; новая самоидентификация; формирование у подростка с двигательными нарушениями адекватного отношения к себе.
Так как у каждой семьи есть собственные ресурсы на изменение, уделялось тщательное внимание подбору домашнего задания для всех членов семьи и качеству его выполнения. Выполнение домашнего задания позволяло закреплять навыки нового поведения. Например, на принятие собственного ребенка матерью или отцом, давалось задание завести «дневник наблюдений», в котором ежедневно отмечались «заслуги» ребенка, что подкрепляло положительный взгляд на него.
Третий этап - контрольный или оценочный, сводился к совместному подведению итогов психокоррекционной работы, отношению к новому поведению близких людей друг с другом, анализу изменений. Родителям и детям на этом этапе давалось устное или письменное задание охарактеризовать изменения в их семье за период психокоррекционной работы, подвести итоги. По отзывам членов семьи, атмосфера и взаимоотношения друг с другом значительно улучшились: ребенок стал другим, появилось свободное время для совместного досуга, улучшилось общее самочувствие, испытывают благодарность к психологу.
Проведенная психокоррекция способствовала членам семьи освоению нового личного опыта, практическим навыкам взаимодействия в семье; помогала осуществлению глубинной реабилитации и личностным изменениям, благоприятному развитию подростка с нарушениями ОДА.
Тренинг для родителей: «Я и мой особенный подросток» содержит в себе упражнения и задания, направленные на принятие собственного ребенка, его достоинств, видение его ценности, укрепления с ним отношений. Родители на тренинге проявляли себя по-разному, но объединяло их главное: быстро возникало доверие друг к другу; желание знать проблемы родителей подобных детей; быть услышанными; с интересом и удовольствием взаимодействовать в выполнении заданий. У родителей возникало понимание того, что испытывают одинаковые трудности, одинаковые переживания и одинаковые чувства. Это являлось мощной поддержкой для каждого из них.
Наше исследование было посвящено проблеме, связанной с апробацией психокоррекционного подхода по преодолению психологических проблем в семьях, воспитывающих подростков с двигательными нарушениями
Итак, психокоррекционная работа педагога-психолога, включающая создание специально сконструированного диагностического комплекса и психокоррекционной программы, опирающейся на специфику семей подростков с двигательными нарушениями, позволяет преодолевать психологические проблемы в семьях подростков с двигательными нарушениями, оптимизирует внутрисемейные отношения и создает благоприятные условия для личностного роста подростков и членов их семей.
Список литературы:
1. Бебчук М.А. Групповые техники и работы в семейной системной психотерапии (опыт проведения групп для родителей и детей) / М.А. Бебчук А.Д. Левицкий, Е.А. Рихмаер // Семейная психология и семейная психотерапия. - 2001. - № 3.
2. Варга А.Я. Теоретические основы системной семейной терапии / А.Я. Варга Г.Л. Будинайте // Системная семейная психотерапия. Классика и современность. - М.: Класс, 2005. - С. 11-59.
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
© Савченко И.Н.1
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассматриваются факторы формирования устной речи у детей с умственной отсталостью. Делается акцент на особенностях раз-
1 Студент 4 курса Психолого-педагогического факультета.