Научная статья на тему 'Психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности'

Психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
933
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Н.А.

Данная статья посвящена проблеме психологической поддержке семьи, воспитывающей ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Здесь объясняется понятие психологической поддержки, раскрывается содержание, формы и методы психологической поддержки семьи, воспитывающей ребенка с СДВГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Смирнова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»

7. Теплов Б.М. Способности и одарённость / Б.М. Теплов; под ред. А.В. Петровского // Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1987. -С. 281-286.

8. Технология формирования социальных навыков / Под общ. ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. - 2-е изд., испр. и доп. - Самара: Универс-групп, 2005. - 224 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

© Смирнова Н.А.

Дошкольное структурное подразделение «Семицветик» Средней общеобразовательной школы № 654 им. А.Д. Фридмана, г. Москва

Данная статья посвящена проблеме психологической поддержке семьи, воспитывающей ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Здесь объясняется понятие психологической поддержки, раскрывается содержание, формы и методы психологической поддержки семьи, воспитывающей ребенка с СДВГ.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, психологическая поддержка.

Одним из важных направлений в системе психо лого-педагогической работы является психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с проблемами в поведении, где «проблемой № 1» в сфере охраны психического здоровья детей признан синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) [11, с. 31].

Анализ отечественной и зарубежной литературы, позволяет определить психологическую поддержку как деятельность, направленную на восстановление оптимального психологического состояния личности с целью полного или частичного разрешения проблемной ситуации. При этом в работе по психологической поддержке семьи следует выделить три направления:

- первое - психологическое изучение проблем, возникающих у разных членов семьи в связи с воспитанием в ней ребенка с СДВГ;

- второе - психологическое консультирование семей;

- третье - психолого-педагогическая и психокоррекционная работа с родителями и детьми.

Основная цель психологического изучения проблем, возникающих у разных членов семьи в связи с воспитанием в ней ребенка с СДВГ - это выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка СДВГ и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.

Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с СДВГ включает:

- изучение личностных особенностей родителей и членов семьи, воспитывающей ребенка с СДВГ;

- изучение внутрисемейного климата и межличностных контактов в семье, воспитывающего ребёнка с СДВГ;

- изучение факторов, влияющих на родительские позиции (отцовскую и материнскую) по отношению к ребенку с СДВГ;

- изучение уровня воспитательской и педагогической компетентности родителей;

- изучение воспитательских качеств, умений и способностей родителей, выступающих в качестве педагогов своих детей;

- изучение социально-культурных условий жизни семьи;

- изучение ценностных ориентаций родителей различных социально-культурных групп в отношении ребенка с СДВГ;

- определение основных типов взаимодействия в семьях с СДВГ;

- изучение влияния родительской позиции на формирование личности ребенка с СДВГ;

- изучение особенностей внутренних личностных переживаний родителей (близких лиц), связанных проблемами ребенка;

- изучение особенностей отношения здоровых братьев и сестер к ребенку с СДВГ.

В соответствии с принятым в отечественной психологической науке подходом, в качестве методов психологического изучения могут быть использованы как основные (наблюдение и эксперимент), так и дополнительные методы (беседа-интервью, изучение документации об исследуемых, анализ продуктов их деятельности и др.).

Психологическое консультирование семьи, воспитывающей ребенка с СДВГ может осуществляться в следующих направлениях: психолого-педагогического и семейного, которые чаще осуществляются в рамках единой консультативной процедуры. В процессе работы с такими семьями можно выделить следующую организационную форму:

- первый этап - знакомство, установление контакта, необходимого уровня доверия и взаимопонимания;

- второй этап - определение проблем семьи со слов родителей;

- третий этап - психолого-педагогическое изучение особенностей ребенка;

- четвертый этап - определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных свойств;

- пятый этап - формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье;

- шестой этап - определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены;

- седьмой этап - подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога.

Консультирование не всегда может завершиться разрешением всех проблем семьи, воспитывающей ребенка с СДВГ. Подчас эти проблемы определяются в процессе консультирования, а их разрешение требует длительного времени и совместных усилий консультируемых и психолога. Для оказания максимально возможной поддержки семье целесообразно рекомендовать родителям посещение специальных психокоррекционных занятий.

В психолого-педагогической и психокоррекционной работе с родителями и детьми можно выделить два направления: психолого-педагогическое и психокоррекционное [6, с. 119].

Осуществляя психолого-педагогическую коррекцию, психолог организует занятия с ребенком и его родителем. Здесь перед специалистом ставятся следующие цели:

- создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с СДВГ в семье;

- переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей ребенка с СДВГ, оптимизация их самосознания;

- гармонизация психологического климата в семье;

- коррекция межличностных взаимоотношений в семье (детско-родительских, супружеских, родительско-детских, сиблинговых);

- формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательской компетентности родителей.

Ориентируясь на эти цели, психолог решает следующие задачи:

- обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком;

- обучение родителей специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка с СДВГ;

- коррекция внутреннего психологического состояния родителя: состояние неуспеха, связанное с проблемой ребенка, должно постепенно перейти в понимание возможностей ребенка, в радость его «маленьких» успехов;

- коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, подавления негативных желаний, эскапизма, примитивизации поведения и др.), их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме;

- осуществление личностного роста родителя в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога; переход родителя с позиции переживания за своего ребенка в процесс творческого поиска реализации возможностей ребенка;

- повышение личностной самооценки родителя в связи с возможностью увидеть результаты своего титанического труда в успехах ребенка;

- трансформация образовательно-воспитательного процесса, реализуемого родителем по отношению к ребенку, в психокоррекционный процесс по отношению к себе самому; созидательная деятельность родителя, направленная на его ребенка, помогает ему самому, излечивая от негативного воздействия психотравмирующей ситуации.

Методы работы, используемые психологом:

- чтение родителями специальной литературы, рекомендованной психологом;

- видеоматериалы, интернет-ресурсы;

- демонстрация родителям ребенка с СДВГ методических приёмов работы, направленных на коррекцию нарушений его развития, формирование навыков адекватного поведения и гармоничной личности;

- конспектирование родителем занятий, проводимых психологом;

- самостоятельное проведение родителем отдельных занятий или части занятия под контролем психолога;

- выполнение родителями домашних заданий со своим ребенком;

- ведение дневника родителями;

- изготовление наглядных пособий для проведения занятий с ребенком.

Психокоррекционное направление реализуется в виде индивидуальной и

групповой психокоррекции [6, с. 147]. Задачами этого направления являются:

- формирование новых жизненных ориентиров родителя ребенка с СДВГ;

- коррекция взаимоотношений в диаде родитель - ребенок с СДВГ;

- коррекция личностных нарушений у родителей проблемных детей;

- коррекция нарушенного психологического состояния родителей (тревоги, ожидания перманентного неуспеха в учебе своего ребенка, состояний, связанных с пониманием себя как несостоявшегося человека);

- коррекция неадекватных поведенческих реакций родителей как в отношении своих проблемных детей (наказание за любую провинность, окрик, подавление личности ребенка), так и в отношениях с социумом (скандальное поведение, неадекватные поведенческие реакции, агрессивное поведение, реакции протеста);

- гармонизация интерперсональных отношений между диадой, представленной матерью ребенка, и членами семьи; членами семьи и посторонними лицами.

Формой реализации психокоррекционных целей являются индивидуальные и групповые занятия. Длительность занятий варьируется от 15 до 35 минут. Частота занятий - один-два раза в неделю.

Индивидуальная форма работы осуществляется в виде бесед психолога с родителями ребенка с СДВГ. Индивидуальная психокоррекционная работа нацелена в основном на изучение биографии семьи ребенка с СДВГ, жизненного пути его родителей, особенностей их личности, истории заболевания ребенка, отношений с родственниками и знакомыми. В процессе беседы устанавливается или расширяется контакт, уже имевший место на этапе образовательно-просветительской работы, диагностической процедуры и консультирования.

На групповых занятиях инструментом воздействия является психокоррекционная группа (горизонтальный «контур взаимодействия») [6, с. 157]. В качестве наиболее продуктивной и объективно реконструирующей самосознание родителей формы работы выступает групповая дискуссия. Материалом для дискуссий становятся специально отобранные психологом темы, особо значимые для данной категории лиц.

В целом, предлагаемый подход по оказанию психологической поддержки семьи, воспитывающей ребенка с СДВГ, создает ситуацию развития личности родителя как субъекта собственной жизни. Благодаря эффективной работе психолога у родителей происходит нейтрализация переживания, освобождение от ощущений вины, разочарования, безнадежности, растерянности, возрастает мотивация к действиям, укрепляется надежда, в результате чего и излечивание ребенка происходит намного быстрее и эффективнее.

Список литературы:

1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2008. - 96 с.

2. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О.С. Газман // Новые ценности образования. - М., 1996. - № 3.

3. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития / пер. с нем. - М.: Академия, 2004. - 158 с.

4. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. - 1999. - № 1. - 86 с.

5. Кузнецова И.В. Психологическая поддержка: принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении / И.В. Кузнецова // Школьный психолог. - М., 2000. - № 3.

6. Левченко И.Ю., Ткачева В.В., Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 2008. -239 с.

7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекци-онная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2002. - 192 с.

8. Мизина H.H. Психологическая поддержка родителей как фактор оптимизации семейного воспитания подростков, склонных к домашнему воровству: дис. ... к. психол. н. / H.H. Мизина. - Ставрополь, 2004.

9. Монина Г.Н. Работа с детьми, имеющими СГДВ. - М., 1987. - 98 с.

10. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. - СПб.: Речь, 2008. - 208 с.

11. Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. - М.: Генезис, 2010. - 333 с.

12. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. -М.: ТЦ Сфера, 2003. -125 с.

13. Суртаева H.H. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение / H.H. Суртаева. - СПб., 2002.

14. Тренинг педагогической эффективности. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками: учебно-методическое пособие. - М.: изд-во «Генезис», 2005.

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

© Соколовский А.С.*

Смоленский государственный университет, г. Смоленск

В статье рассматривается исследование факторов адаптации современных студентов к обучению в вузе, особенности психодиагностической оценки адаптивности / дезадаптивности будущих специалистов. Представлена трехфакторная модель объективной оценки адаптивности студентов, как одного из условий усиления индивидуализации психолого-педагогического сопровождения студенческой молодежи на этапах обучения в высшей школе.

Ключевые слова адаптация; адаптивность; факторы; профессиональное обучение; субъект; субъектно-деятельностный подход.

Модернизация современного образования может рассматриваться как реализация нового общественного взгляда на подготовку специалиста, способного осознанно отнестись к самореализации, ответственно и компетентно решать задачу, направленного к будущему устойчивого развития общества [5]. Динамика развития системы образования представлена ростом числа новых направлений подготовки будущих специалистов, внедрением в профессиональное обучение принципов компетентностного подхода [3], основанием которого выступает понимание и определение обучающегося в рамках

* Аспирант кафедры Общей психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.