Научная статья на тему 'Особенности психокоррекционн ой работы организационного психолога по формированию профессиональной адаптации персонала'

Особенности психокоррекционн ой работы организационного психолога по формированию профессиональной адаптации персонала Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
406
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС / КРИЗИС ЛИЧНОСТИ / МЕТОДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ / ЭФФЕКТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гефеле Ольга Фридриховна

В данной статье затрагивается актуальная проблема проведения психокоррекционной работы по формированию профессиональной адаптации персонала. Затрагиваются как позитивные, так и негативные стороны профессиональной адаптации. Для предотвращения разрушения личностных ресурсов, возникающих в результате нарушения профессиональной адаптации, указываются методы психокоррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности психокоррекционн ой работы организационного психолога по формированию профессиональной адаптации персонала»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

УДК 159.99

Гефеле Ольга Фридриховна

канд. филос. наук, доцент ТвГТУ, г. Тверь, РФ Е-mail: helga2003@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИОНН ОЙ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА

Аннотация

В данной статье затрагивается актуальная проблема проведения психокоррекционной работы по формированию профессиональной адаптации персонала. Затрагиваются как позитивные, так и негативные стороны профессиональной адаптации. Для предотвращения разрушения личностных ресурсов, возникающих в результате нарушения профессиональной адаптации, указываются методы психокоррекции.

Ключевые слова

Профессиональная адаптация, психокоррекционная работа, личностный ресурс, кризис личности, методы психокоррекции, эффекты психокоррекционных мероприятий.

В современном обществе формирование профессиональной адаптации является особенно актуальным в связи с тем, что стремительно меняются как социально-экономические, так и политические условия, а также отсутствуют устойчивые социальные ценностные ориентиры.

Изучение психологических механизмов профессиональной адаптации на протяжении всей профессиональной карьеры отвечает ключевым задачам организационного психолога.

Адаптацию человека к работе в организации можно рассматривать с одной стороны как динамический процесс порождения, когда формируется профессионализм работника, с другой стороны можно наблюдать параллельное разрушение личностных ресурсов работника, когда начинает формироваться профессиональная деформация личности работника.

Кроме этого процесс профессиональной адаптации даже уже на стадии профессионального становления может сопровождаться развитием кризиса личности. Причем кризис личности чаще всего проявляется как острое эмоциональное состояние. С другой стороны кризис можно рассматривать особое состояние, в которое попадает человек, например, кризис, связанный с развитием соматоморфных изменений, либо с перемещением на другую работу. При этом затяжной, хронический кризис может привести к развитию различных нарушений, приводящих к социальной дезадаптации, невротическим, либо психосоматическим расстройствам [1, с. 240-242].

В этом случае с целью предотвращения разрушения личностного ресурса необходимо проведение психокоррекционной работы по проблемам профессиональной адаптации. Для облегчения процессов профессиональной адаптации используются специальные программы, ориентированные на подготовку резерва специалистов (самых перспективных в карьерном отношении), а также разрабатывается комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на снижение напряженности и быстрое включение в организационную систему.

Психокоррекционная работа организационного психолога на предприятии дает возможность решать такие задачи как развитие личностного потенциала для карьерного роста и снижение риска выдвижения некомпетентных сотрудников, снижение затрат на профессиональное обучение, поддерживание у сотрудников чувство справедливости и повышение трудовой мотивации, разработка эффективных программ обучения и развития персонала.

Для решения проблемы профессиональной адаптации, в психокоррекционной практике используют методы групповой и индивидуальной психокоррекции, включая специфические методы воздействия на человека: тренинг личностного роста, направленный на осознание своих возможностей, развитие рефлексии и самопознания; тренинг профессиональной идентичности; тренинг профессиональной компетентности;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

аутотренинг (групповая форма); тренинг уверенного поведения; библиотерапия [2].

Цель психокоррекции профессиональной адаптации должна быть соотнесена с продолжительностью психокоррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на занятиях способов действий в реальную практику профессиональной деятельности.

При постановке целей психокоррекции профессиональной адаптации необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу профессионального развития личности и планировать как конкретные показатели личностного развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в профессиональной деятельности и общении клиента на последующих стадиях его развития.

Эффекты психокоррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного времени. Чаще всего они ожидаются в самом процессе психокоррекционной работы, к моменту ее завершения и примерно полгода спустя, когда можно окончательно говорить о закреплении, либо об утере клиентом позитивных эффектов психокоррекционных мероприятий. Список использованной литературы:

1. Гефеле О.Ф. Влияние экстремальной ситуации на изменение психического состояния личности [Текст] / О.Ф. Гефеле // Символ науки. 2015. № 10-2. С. 240-242.

2. Эксакусто, Т.В. Практикум по групповой психокоррекции [Текст]: тренинги, упражнения, ролевые игры / Т.В. Эксакусто. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 340 с.

© Гефеле О.Ф., 2016

УДК 159.99

Елганов Антон Александрович магистрант ФГБОУ ВПО «УдГУ», г. Ижевск, РФ E-mail: nton243@mail.ru

РАЗЛИЧИЕ СТИЛЕЙ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности используемых стилей медиапотребления школьниками разных возрастов. В основе анализа лежат показатели эмоционально-познавательной вовлеченности, волевого контроля медиапотребления, рефлексивной критичности медиапотребления, эффективности поиска информации.

Ключевые слова

Медиапотребление, индивидуальный стиль медиапотребления, школьники, медийное влияние.

На сегодняшний день, казалось бы, новый термин «медиапотребление» прочно закрепился в различных областях гуманитарных наук. Однако, данное явление уже более пятидесяти лет выступает в качестве предмета социологических, педагогических, психологических исследований. Актуальность данной проблематики заключается в разнообразии эффектов, оказываемых стилями медиапотребления личности на ее психические процессы, черты характера и развитие личности в целом.

Медиапотребление - это количество используемых информационных или развлекательных СМИ одним человеком или группой людей. Это понятие включает в себя просмотр фильмов и телевизионных программ, прослушивание радио и использование сети Интернет. [1] В.П. Коломиец понимает под медиапотреблением «социальную практику использования коммуникационных средств (медиа) для получения и освоения символического содержания и осуществления социальных связей и взаимодействий».[2] По данным на 2014 год, россияне в среднем проводят по 8,5 часов в сутки с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.