Научная статья на тему 'Различие стилей медиапотребления разных возрастных групп школьников'

Различие стилей медиапотребления разных возрастных групп школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
608
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ / ШКОЛЬНИКИ / МЕДИЙНОЕ ВЛИЯНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елганов Антон Александрович

В статье рассмотрены особенности используемых стилей медиапотребления школьниками разных возрастов. В основе анализа лежат показатели эмоционально-познавательной вовлеченности, волевого контроля медиапотребления, рефлексивной критичности медиапотребления, эффективности поиска информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Различие стилей медиапотребления разных возрастных групп школьников»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

аутотренинг (групповая форма); тренинг уверенного поведения; библиотерапия [2].

Цель психокоррекции профессиональной адаптации должна быть соотнесена с продолжительностью психокоррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на занятиях способов действий в реальную практику профессиональной деятельности.

При постановке целей психокоррекции профессиональной адаптации необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу профессионального развития личности и планировать как конкретные показатели личностного развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в профессиональной деятельности и общении клиента на последующих стадиях его развития.

Эффекты психокоррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного времени. Чаще всего они ожидаются в самом процессе психокоррекционной работы, к моменту ее завершения и примерно полгода спустя, когда можно окончательно говорить о закреплении, либо об утере клиентом позитивных эффектов психокоррекционных мероприятий. Список использованной литературы:

1. Гефеле О.Ф. Влияние экстремальной ситуации на изменение психического состояния личности [Текст] / О.Ф. Гефеле // Символ науки. 2015. № 10-2. С. 240-242.

2. Эксакусто, Т.В. Практикум по групповой психокоррекции [Текст]: тренинги, упражнения, ролевые игры / Т.В. Эксакусто. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 340 с.

© Гефеле О.Ф., 2016

УДК 159.99

Елганов Антон Александрович магистрант ФГБОУ ВПО «УдГУ», г. Ижевск, РФ E-mail: nton243@mail.ru

РАЗЛИЧИЕ СТИЛЕЙ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности используемых стилей медиапотребления школьниками разных возрастов. В основе анализа лежат показатели эмоционально-познавательной вовлеченности, волевого контроля медиапотребления, рефлексивной критичности медиапотребления, эффективности поиска информации.

Ключевые слова

Медиапотребление, индивидуальный стиль медиапотребления, школьники, медийное влияние.

На сегодняшний день, казалось бы, новый термин «медиапотребление» прочно закрепился в различных областях гуманитарных наук. Однако, данное явление уже более пятидесяти лет выступает в качестве предмета социологических, педагогических, психологических исследований. Актуальность данной проблематики заключается в разнообразии эффектов, оказываемых стилями медиапотребления личности на ее психические процессы, черты характера и развитие личности в целом.

Медиапотребление - это количество используемых информационных или развлекательных СМИ одним человеком или группой людей. Это понятие включает в себя просмотр фильмов и телевизионных программ, прослушивание радио и использование сети Интернет. [1] В.П. Коломиец понимает под медиапотреблением «социальную практику использования коммуникационных средств (медиа) для получения и освоения символического содержания и осуществления социальных связей и взаимодействий».[2] По данным на 2014 год, россияне в среднем проводят по 8,5 часов в сутки с

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

различными медиа, отмечают специалисты агентства Havas Media. [2]

В школьном возрасте, как правило, возрастает интерес к СМИ. Это обусловлено, с одной стороны, требованиями современного образования (многие школьные задания быстрее и качественнее выполняются с использованием сети интернет), с другой стороны, особенностями ведущей деятельности, которая с учебной постепенно переходит сферу общения со сверстниками и может осуществляться не только в «реальной жизни», но и в режиме «онлайн». Кроме того, расширяющаяся сфера интересов школьников также способствует поиску информации на интересующие темы в современных СМИ (интернет, телевидение и т.д.). Говоря о взаимодействие подростков и СМИ, отметим, что оно происходит спонтанно, вне педагогической стратегии.

Исследователями установлено, что большинство учеников 7-8 классов (69,9%, причем 55,3% из них проводят его в социальных сетях) и две трети учащихся 10-11 классов (75,3%, 57,9% из них в соцсетях) посвящают свое свободное время Интернету. Телевидение, как средство проведения досуга занимает второе место по популярности. Заинтересованность детей в использовании Интернета обусловлена тяготением к быстрому получению информации без привязки ко времени, разнообразием представленного в Интернете контента. [3]

Существует огромное количество точек зрения на медийное влияние на современную молодежь - как с точки зрения критики и полного отрицания медиаресурсов, так и фанатического использования их в образовании. [4] Грамотное медиапотребение может стать потенциалом для развития личности школьника, в противном случае мы можем наблюдать негативное воздействие сми от медиазависимости до нарушений когнитивной, эмоциональной и других сфер.

В рамках проводимого нами исследования были рассмотрены особенности стилей медиапотребления различных возрастных групп школьников. Нами была выбрана методика «Индивидуальный стиль медиапотребления» (Долгов Ю.Н., Коповой А.С., Малюченко Г.Н., Смирнов В.М.). В основу методики положены следующие шкалы оценки индивидуальной культуры потребления медиаинформации [5]:

1. Шкала ЭПВ (эмоционально-познавательная вовлеченность); позволяет выявить степень вовлеченности респондента в различные формы медиапотребления и как следствие его вовлечённости в переживание событий и процессов отражённых в поступающей ему информации.

2. Шкала ВКМ (волевой контроль медиапотребления); позволяет определить уровень волевого самоконтроля респондента в отношении сформировавшихся и формирующихся у него способов и режимов потребления медиаинформации.

3. Шкала РКМ (рефлексивная критичность медиапотребления); позволяет определить развитие у респондента умений, навыков, позволяющих с рефлексивной критичностью воспринимать любого рода информацию, избегая её интроекцию (некритическое «заглатывание»).

4. Шкала ЭПИ (эффективность поиска информации); позволяет определить индивидуальный уровень развития умений и навыков, обеспечивающих эффективность поиска в медиапространстве жизненно важной для респондента информации.

Исследовательская выборка была представлена тремя группами школьников: 5-6 классы (11-12 лет), 78 классы (13-14 лет), 9-11 классы (15-16 лет), общим количеством 90 человек. Мы получили следующие результаты:

- по шкале ЭПВ для большинства учащихся 5-6 и 7-8 классов характерен высокий уровень выраженности показателя (56% и 60% соответственно); средний уровень выраженности характерен для 43% учащихся 5-6 классов и для 40% учащихся 7-8 классов; для учащихся 9-11 классов характерен средний уровень выраженности (100%).

- по шкале ВКМ большинство учащихся 5-6, 7-8 и 9-11 классов характеризуются средним уровнем выраженности показателя (100%, 100% и 73% соответственно); 27% учащихся 9-11 классов характеризуются высоким уровнем выраженности показателя.

- по шкале РКМ для большинства испытуемых 5-6, 7-8 и 9-11 классов характерен высокий уровень выраженности показателя (56%, 70% и 80% соответственно), для меньшей части испытуемых характерен низкий уровень выраженности (43%, 3-% и 20%соответственно).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X

- по шкале ЭПИ большинство учащихся 5-6, 7-8 и 9-11 классов характеризуются средним уровнем выраженности показателя (100%, 100% и 60% соответственно); 40% учащихся 9-11 классов характеризуются высоким уровнем выраженности показателя.

Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что среди учащихся 5-8 классов преобладают средние баллы по шкалам ВКМ и ЭПИ. Следовательно, школьники данного возраста обладают достаточным уровнем волевого контроля медиапотребления и эффективного поиска информации. Испытуемый в большинстве случаев осознаёт цели потребления той или иной информации и способен контролировать содержание потребляемой информации, хорошо ориентируется в медиасистемах, владеет знаниями о том, как находить требуемую информацию, но не всегда достаточно продуктивно расходует время на поиск и обработку нужных данных.

Среди учащихся 9-11 классов преобладают средние баллы по шкале ЭПВ. Медиапотребление старшеклассников является избирательным. Школьники отслеживают потоки информации, но при этом не склонны тратить излишнее количество времени на получение какой-либо информации, которая продаётся в СМИ как важная или новая. Любого рода «медиафакты» имеют второстепенное значение в его жизни по сравнению с теми фактами и событиями, которые составляют его повседневное существование.

Полученные результаты можно объяснить особенностями социальной ситуации, в которой находятся школьники. Если в 5-8 классах большое количество времени тратится на общение, то в старших классах предстоящее поступление в средние и высшие учебные заведения, а также более «взрослые» увлечения школьников переносят их основные интересы с медиапространства на реальные жизненные события. Список использованной литературы:

1. Robert W. McChesney. Rich Media, Poor Democracy. — Chicago: University of Illinois Press, 1999.

2. Коломиец В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 61.

3. Образцова А.Ю. Особенности медиапотребления детей школьного возраста (на примере г. Углич). Электронный журнал «Медиаскоп». Вып. №4, 2014. [Электронный ресурс] // - URL: http://www.mediascope.ru/?q=node/1648

4. Ившина Д.С. Формирование медиакомпетентности подростков на занятиях в студии журналистики. Глазов, 2012

5. Смирнов В.М., Коповой А.С. Психология медиа-безопасности: учебное пособие / В.М. Смирнов, А.С. Коповой. - Саратов: Издательство «Саратовский источник », 2012

© Елганов А.А., 2016

УДК 612.821 УДК 612.821.2

Клочкова Ольга Ивановна, Воробьёва Елена Юрьевна, Шабанов Геннадий Анатольевич

кафедра физики и математики ТГМУ, г. Владивосток E-mail: ai_dvgu@bkl.ru

ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ БЕТА СПЕКТРА ВЫЗВАННОЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЗГА В ПРОЦЕССЕ ПОЗИЦИОННОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ

Аннотация

Предложенное исследование рассматривает возрастные проявления бета волн в измеряемой вызванной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.