_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.99
Гефеле Ольга Фридриховна
канд. филос. наук, доцент ТвГТУ, г. Тверь, РФ Е-mail: [email protected]
РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА, ЭКСПЕРТИЗА И КОРРЕКЦИЯ»
В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРОВ-ПСИХОЛОГОВ
Аннотация
В предлагаемой статье рассматривается необходимость преподавания рассматриваемой дисциплины для формирования профессиональных компетенций магистрантов-психологов в области психологической диагностики, экспертизы и коррекции. Происходит формирование умений и навыков проведения психологической диагностики, экспертизы и коррекции, которые являются непосредственными профессиональными компетенциями практического психолога для решения профессиональных задач.
Ключевые слова
Психологическая диагностика, экспертиза, коррекция, профессиональные компетенции, умения и навыки,
решение профессиональных задач.
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения привел к изменению методики преподавания дисциплин профессионального цикла с применением новых инновационных средств, форм и методов обучения, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных педагогических и информационных технологий [2]. В связи с переходом на двухуровневое образование стало необходимым более детальное изучение дисциплины, которая аккумулирует систематизированные знания о психологической диагностике, экспертизе и коррекции как научной дисциплине, об областях применения психологической диагностики, экспертизы и коррекции, а также об используемых методах. Кроме этого у магистрантов формируются профессиональные компетенции, включающие базовые знания, а также умения и навыки по практическому применению приемов, способов и методов психологической диагностики, экспертизы и коррекции в профессиональной деятельности психолога.
Целью данного курса является формирование целостного, систематизированного представления о психологической диагностике, экспертизе и коррекции, формирование навыков использования базовых принципов современной диагностики, экспертизы и коррекции, а также обучение магистрантов практическим навыкам оказания профессиональной психологической помощи по средствам психодиагностического и психокоррекционного вмешательства.
Базовыми для изучения данной дисциплины являются знания по таким дисциплинам как «Психодиагностика», «Практикум по психодиагностике», «Психологическая коррекция и реабилитация», читаемые на бакалавриате. Приобретенные знания в рамках данной дисциплины необходимы в дальнейшем при изучении дисциплин, ориентированных на такие виды профессиональной деятельности как педагогическая, практическая, научно-исследовательская.
Компетенцией закрепленной за данной дисциплиной в ОХОП является способность анализировать базовые механизмы психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило-социо- и онтогенезе.
В результате изучения дисциплины у магистрантов формируются навыки организации психологической диагностики, экспертизы и коррекции, а также практического применения
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х
психодиагностических и психокоррекционных методик в профессиональной деятельности психолога. Формируются навыки интерпретации данных экспериментально-психологического исследования и разработки комплексного психологического экспертного заключения на основании проведенной психологической диагностики и экспертизы. Кроме того, формируются навыки составления психокоррекционной программы и навыки проведения психокоррекционных мероприятий.
Психодиагностика направлена на формирование знаний по измерению, оценке и анализу индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека [1].
В компетенцию психологической диагностики как учебной дисциплины входят «конструирование и апробация методик, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов» [1]. В компетенцию психологической экспертизы входит совокупность поставленных перед экспертами задач, их возможностей и полномочий.
В отличие от психодиагностики и экспертизы, которые устанавливают причинно-следственную связь формирования определенных недостатков в психической сфере человеа, психокоррекция представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление недостатков поведения или личностных качеств человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
Список использованной литературы:
1. Психологическая диагностика [Текст]: учебник для вузов по психологии / под ред.: М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. СПб. [и др.]: Питер, 2008. 651 с.
2. Кузнецова Е.В., Гефеле О.Ф., Балакшина Е.В. Тренинг как средство формирования профессиональной компетентности бакалавров психологов // В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики Материалы VIII международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В. 2014. С. 78-81.
© Гефеле О.Ф., 2016
УДК 1
Курмышова Ольга Анатольевна
директор ГБОУ «Школа №760 им. А.П.Маресьева»,
г. Москва, РФ Е-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В
УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
В статье поднимаются проблемы, связанные с получением образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Автор говорит о введении для таких детей инклюзивного образования и о необходимости их социализации в массовой школе, основываясь на данных исследований.
Ключевые слова
Образование. Инклюзив. Коррекция. Социализация. Психофизическое развитие.
Согласно официальной статистике в России проживает около 10 миллионов инвалидов, а по оценке Агентства социальной информации - не менее 15 миллионов [3].