Научная статья на тему 'Роль дисциплины «Психологческая диагностика, экспертиза и коррекция» в формировании профессиональных компетенций магистров-психологов'

Роль дисциплины «Психологческая диагностика, экспертиза и коррекция» в формировании профессиональных компетенций магистров-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
156
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ЭКСПЕРТИЗА / КОРРЕКЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УМЕНИЯ И НАВЫКИ / РЕШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гефеле Ольга Фридриховна

В предлагаемой статье рассматривается необходимость преподавания рассматриваемой дисциплины для формирования профессиональных компетенций магистрантов-психологов в области психологической диагностики, экспертизы и коррекции. Происходит формирование умений и навыков проведения психологической диагностики, экспертизы и коррекции, которые являются непосредственными профессиональными компетенциями практического психолога для решения профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гефеле Ольга Фридриховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль дисциплины «Психологческая диагностика, экспертиза и коррекция» в формировании профессиональных компетенций магистров-психологов»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.99

Гефеле Ольга Фридриховна

канд. филос. наук, доцент ТвГТУ, г. Тверь, РФ Е-mail: helga2003@mail.ru

РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА, ЭКСПЕРТИЗА И КОРРЕКЦИЯ»

В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРОВ-ПСИХОЛОГОВ

Аннотация

В предлагаемой статье рассматривается необходимость преподавания рассматриваемой дисциплины для формирования профессиональных компетенций магистрантов-психологов в области психологической диагностики, экспертизы и коррекции. Происходит формирование умений и навыков проведения психологической диагностики, экспертизы и коррекции, которые являются непосредственными профессиональными компетенциями практического психолога для решения профессиональных задач.

Ключевые слова

Психологическая диагностика, экспертиза, коррекция, профессиональные компетенции, умения и навыки,

решение профессиональных задач.

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения привел к изменению методики преподавания дисциплин профессионального цикла с применением новых инновационных средств, форм и методов обучения, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных педагогических и информационных технологий [2]. В связи с переходом на двухуровневое образование стало необходимым более детальное изучение дисциплины, которая аккумулирует систематизированные знания о психологической диагностике, экспертизе и коррекции как научной дисциплине, об областях применения психологической диагностики, экспертизы и коррекции, а также об используемых методах. Кроме этого у магистрантов формируются профессиональные компетенции, включающие базовые знания, а также умения и навыки по практическому применению приемов, способов и методов психологической диагностики, экспертизы и коррекции в профессиональной деятельности психолога.

Целью данного курса является формирование целостного, систематизированного представления о психологической диагностике, экспертизе и коррекции, формирование навыков использования базовых принципов современной диагностики, экспертизы и коррекции, а также обучение магистрантов практическим навыкам оказания профессиональной психологической помощи по средствам психодиагностического и психокоррекционного вмешательства.

Базовыми для изучения данной дисциплины являются знания по таким дисциплинам как «Психодиагностика», «Практикум по психодиагностике», «Психологическая коррекция и реабилитация», читаемые на бакалавриате. Приобретенные знания в рамках данной дисциплины необходимы в дальнейшем при изучении дисциплин, ориентированных на такие виды профессиональной деятельности как педагогическая, практическая, научно-исследовательская.

Компетенцией закрепленной за данной дисциплиной в ОХОП является способность анализировать базовые механизмы психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило-социо- и онтогенезе.

В результате изучения дисциплины у магистрантов формируются навыки организации психологической диагностики, экспертизы и коррекции, а также практического применения

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х

психодиагностических и психокоррекционных методик в профессиональной деятельности психолога. Формируются навыки интерпретации данных экспериментально-психологического исследования и разработки комплексного психологического экспертного заключения на основании проведенной психологической диагностики и экспертизы. Кроме того, формируются навыки составления психокоррекционной программы и навыки проведения психокоррекционных мероприятий.

Психодиагностика направлена на формирование знаний по измерению, оценке и анализу индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека [1].

В компетенцию психологической диагностики как учебной дисциплины входят «конструирование и апробация методик, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов» [1]. В компетенцию психологической экспертизы входит совокупность поставленных перед экспертами задач, их возможностей и полномочий.

В отличие от психодиагностики и экспертизы, которые устанавливают причинно-следственную связь формирования определенных недостатков в психической сфере человеа, психокоррекция представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление недостатков поведения или личностных качеств человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Список использованной литературы:

1. Психологическая диагностика [Текст]: учебник для вузов по психологии / под ред.: М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. СПб. [и др.]: Питер, 2008. 651 с.

2. Кузнецова Е.В., Гефеле О.Ф., Балакшина Е.В. Тренинг как средство формирования профессиональной компетентности бакалавров психологов // В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики Материалы VIII международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В. 2014. С. 78-81.

© Гефеле О.Ф., 2016

УДК 1

Курмышова Ольга Анатольевна

директор ГБОУ «Школа №760 им. А.П.Маресьева»,

г. Москва, РФ Е-mail: skworzowa77@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В

УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

В статье поднимаются проблемы, связанные с получением образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Автор говорит о введении для таких детей инклюзивного образования и о необходимости их социализации в массовой школе, основываясь на данных исследований.

Ключевые слова

Образование. Инклюзив. Коррекция. Социализация. Психофизическое развитие.

Согласно официальной статистике в России проживает около 10 миллионов инвалидов, а по оценке Агентства социальной информации - не менее 15 миллионов [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.