этих ситуациях. Сравнительный анализ позволил выявить достоверно значимые различия показателей по четырем шкалам системы показателей социального интеллекта.
Так, по шкале субтест № 1 «истории с завершением» степень достоверности составила р=0,015, при этом способности в умении предвидеть последствия поведения людей и предположить дальнейшее развитие событий ситуации у подростков, проживающих в городе, выше, чем у подростков, проживающих в сельской местности. Степень достоверности различий по шкале субтест № 2 «группы экспрессии» составила р=0,003, причем способности к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека коммуникации более развиты у подростков города, чем у подростков сельской местности. По шкале субтест № 3 «вербальная экспрессия» степень достоверности составила р=0,001, при этом способности понимания значений вербальных реакций человека в зависимости от контекста сложившейся ситуации у подростков, проживающих в городе, выше, чем у подростков, проживающих в сельской местности. Степень достоверности различий по шкале субтест № 4 «истории с дополнением» составила р=0,001, причем уровень понимания логики развития ситуаций взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях интерес к социальной жизни выше у подростков города, чем у подростков сельской местности.
Таким образом, становление социального интеллекта младших подростков зависит от обогащения их практического опыта, развития самостоятельности мышления. Более непосредственное позитивное влияние на конкретное поведение детей в конфликтных ситуациях может оказывать сформированность у них операций понятийного и абстрактного мышления, что позволяет им использовать логический анализ и для решения проблем, возникающих в сфере общения. Исследование показало, что младшие подростки города объективно обладают большими возможностями в формировании социального интеллекта по сравнению с подростками сельской местности, так как характеризуются более развитым понятийным мышлением и личностной интуицией.
Список использованной литературы:
1. Ульянова Н.П. Модели развития социального интеллекта у детей подросткового возраста // Молодой ученый. 2012. - № 3. С. 417-419.
2. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Ред. Д. В. Люсин, Д.В. Ушаков. - М.: Институт психологии РАН, 2004.
3. Шалаева Т.И. Использование методики исследования социального интеллекта в профконсультировании. -М., 2005. 39с.
© Буланова О.Г., 2015
УДК 159.99
Лобачева Людмила Владимировна
ст. преподаватель ТвГТУ, г. Тверь, РФ E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НИШИ
Аннотация
В данной статье вводится понятие «социально-экологическая ниша» и рассматривается ее краткая характеристика. Поднимается проблема ухудшающейся экологической ситуации и ее влияние на развитие прогностических и адаптивных возможностей индивида. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и их сбалансированность в системе «человек-среда».
Ключевые слова
Экологическая ниша, социально-экологическая ниша, адаптация, механизмы адаптации, психологические защиты.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
Проблема взаимодействия человека с природой - проблема вечная и одновременно современная. В начале века В.И. Вернадский выдвинул научные предпосылки концепции устойчивого развития общества, что предполагает разумное отношение к природе.
Человек живет на Земле, точнее, в пределах земной поверхности, тонкого слоя, пленки. Эта среда обитания человека постоянно меняется как независимо от человека, так и под воздействием антропогенного фактора.
Многочисленные попытки человечества на более или менее успешную реализацию программ по развитию безотходных производств и альтернативных технологий, развитию экологического законодательства, не привели его к выходу из экологического кризиса.
В настоящее время по аналогии с экологической нишей вводиться понятие социально-экологической ниши, как совокупности требований населения Земли или его части к условиям существования: экологическим, экономическим, социальным и культурным. Социально-экологическая ниша определяет положение индивидуума в человеческом обществе, включающее его местообитание, функциональную роль в сообществе, условия жизни (степень его благополучия).
Совокупное воздействие условий жизни определяется многомерной социально-экологической нишей. Выделяют фундаментальную и реализованную социально-экологическую нишу.
Фундаментальная ниша представляет собой гиперобъем, занимаемый населением Земли в многомерном пространстве, где каждое измерение соответствует одному из изменяющихся социально-экологических факторов.
Реализованная социально-экологическая ниша представляет собой гиперобъем в многомерном пространстве факторов и характеризует условия жизни индивида или группы населения по совокупности этих факторов за определенный временной интервал.
Адекватное поведение личности в изменяющихся условиях окружающей среды зависит от ее волевых и прогностических способностей, поведенческих навыков и умений, неспособности распознавать опасные ситуации и адекватно реагировать на них.
Грозящую человеку опасность в результате ухудшающейся экологической ситуации можно предвидеть, предотвратить или уменьшить ее вредные последствия. Для этого необходимо соответствующее развитие прогностических и адаптивных возможностей индивида
Адаптация есть постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей, ценностных ориентаций, возможностей их достижения в социальной среде и от индивидуальных личностных качеств субъекта [2, с. 11].
Механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность приспособления организма к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе «человек-среда». Поскольку личность и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а, следовательно, также постоянно должен осуществляться процесс адаптации [1, с. 124].
Предвидя опасную ситуацию, человек просчитывает ее вероятность и возможную тяжесть последствий. Чем выше опасность ситуации, тем выше уровень тревожности, напряженнее психическая саморегуляция индивида. Предвидеть, при необходимости правильно действовать - таковы составляющие личной безопасности.
Адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы. В жизни человека встречаются ситуации, в которых он испытывает значительный уровень нервно-психического напряжения. Условия, при которых стресс превышает допустимый уровень, создает предпосылки для фрустрации и порождают феномен «измененного сознания». Критерием превышения оптимального уровня стресса, является разрушение адаптационных барьеров, которые могут привести к формированию дезадаптации [1, с. 125].
Неадекватность поведения в условиях изменения среды обитания обусловлена, как правило, завышенной самоуверенностью индивида, его самонадеянностью или неуверенностью в себе, психической
демобилизованностью, незнанием системы оптимальных способов поведения в отдельных опасных ситуациях. У многих людей происходит «сужение сознания», происходят нейрогуморальные сдвиги, которые повышают импульсивную (часто неадекватную обстоятельствам) активность, снижается логичность и критичность мышления, неадекватно отражаются обстоятельства угрожающей ситуации. Чувство тревоги видоизменяется, переходя в страх и даже ужас. Гиперэмоция блокирует видение реальных возможностей разумного, адаптированного поведения [2, с. 12].
Во многих случаях для своей психической защиты индивид уходит от угрозы реальной опасности изменения окружающей среды, давления реальности путем манипулирования ею - вытеснения, подавления, отрицания. Он переформировывает реальность путем рационализации, обращает ее в свою противоположность (реактивное преобразование), искажает реальность путем наделения ее своими качествами (проекция), уходит от реальности (регрессия). В случае, когда для отступления от реальности нет ни какой психической опоры, возникает устойчивое психическое состояние тревожности, психического дискомфорта.
Основным критерием эффективности адаптационного процесса, является максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей индивида в условиях соответствия его поведения требованиям среды обитания.
Список использованной литературы:
1. Гефеле О.Ф. Профессиональная адаптация и особенности ее психокоррекции [Текст] / О.Ф. Гефеле. // Социально-психологические практики адаптации в проекции авангардных технологий: коллективная монография / Под научной редакцией Е.А. Евстифеевой, А.А. Тягунова, С.И. Филиппченковой. - Тверь, 2011. - С.124-137.
2. Балакшина Е.В., Гефеле О.Ф., Юлаева В.А. Исследование стрессоустойчивости и уровня социально-психологической адаптации безработных граждан [Текст] / Е.В. Балакшина, О.Ф. Гефеле, В.А. Юлаева // Перспективы науки. 2013. №3 (42). С.11-14.
© Лобачева Л.В., 2015
УДК 159.923
Никитина Людмила Николаевна
канд. психол. наук Крымского филиала Краснодарского университета МВД России, г. Симферополь, Республика Крым, РФ E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА В
МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Аннотация
Проблема формирования толерантности в рамках профилактики экстремистского поведения молодежи должна быть в фокусе внимания представителей всей общественности. Безусловно семья является первым и главным социальным институтом в решении данного вопроса. Но существуют категории профессий, представители которых имеют тесный контакт с подрастающим поколением и могут на профессиональном уровне с использованием специальных методов способствовать формированию толерантного сознания в молодежной среде.
Ключевые слова
Толерантность, молодежная среда, девиантное поведение, экстремизм, профилактика.