Научная статья на тему 'Особенности психокоррекции детей переходного возраста в азербайджанских семьях'

Особенности психокоррекции детей переходного возраста в азербайджанских семьях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
601
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / PSYCHOTHERAPY / ПОВЕДЕНИЕ И САМООЦЕНКА ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА / BEHAVIOR AND SELF-ASSESSMENT OF TEENAGE CHILDREN / БРАК И СЕМЬЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ / MARRIAGE AND FAMILY IN AZERBAIJAN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кяргярзадемиандобад Масума Касим

Вопросы психокоррекции поведения и самооценки детей подросткового возраста в различных, в том числе распавшихся семьях находятся в центре внимания научного сообщества. Известно, что сегодня в мире распадается почти каждая вторая семья. От этого страдают все члены семьи, и прежде всего дети. Социальная помощь детям особенно важна, поскольку положение в семейных отношениях отражается на их психосоматических особенностях дальнейшего развития, на становлении характера, самооценке. По подобранной методике мы попытались определить возможности психокоррекции социально-психологического состояния личности подростка в современной азербайджанской семье. Как показало проведенное исследование, состояние тревожности и фрустрации у детей, проживающих в нормальных семьях, примерно в два раза ниже показателей состояния детей, проживающих в конфликтных семьях или находящихся на грани распада. Определены возможные направления психокоррекции, связанной с деятельностью социальных работников, педагогического коллектива школ и лицеев, родственников, прежде всего родителей и тех, кто является попечителем детей. Они связаны с деятельностью школьного психолога, классного руководителя, которые должны проводить соответствующую работу, как с детьми, так и семьями. Обосновывается важность подключения к данной работе органов опеки и социально помощи, местных органов власти, определяются основные направления их деятельности. В частности, подчеркивается необходимость организации лагерей отдыха и спорта, работы по месту жительства по организации внеучебного времени, врачебного и психологического контроля за состоянием здоровья и особенностям адаптации детей к тяжелым жизненным ситуациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PSYCHOTHERAPY OF TEENAGE CHILDREN IN AZERBAIJANI FAMILIES

Behavior and self-assessment psychotherapy of teenage children in various families, including the broken ones, are in the epicenter of scientific society’s research activities. It is a well-known fact that every second family in today’s world is broken, which causes sufferings of every member of the family, and especially, children. Social assistance to such children is of utmost importance, as given family situation impacts their psycho-somatic attributes of further development, character and self-appreciation. Using given method, we have attempted to define possibilities of psychotherapy of the social and psychological condition of a teenager in a modern Azerbaijani family. According to the research, the level of anxiety and frustration in children living in full families was twice as low as the same indices in children of divorce or conflict families. As per the research it became possible to define directions of psychotherapy connected with activities of social workers, pedagogical staff of schools and lyceums, relatives, parents and guardians. These activities are closely tied with those of the school psychologist, class teacher, who need to conduct relevant work with both the children and the parents. The importance of involvement of social workers and custody structures was proved and main directions of their activities were defined. In particular, there is emphasized the necessity of establishment of active recreation and sports camps, organization of out of school activities in communities, medical and psychological supervision over the health and peculiarities of adaptation period to difficult life situations.

Текст научной работы на тему «Особенности психокоррекции детей переходного возраста в азербайджанских семьях»

Кяргярзадемиандобад Масума Касим

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА .

психологические науки

УДК 159.922; 316.36

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА В АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ СЕМЬЯХ

© 2016

Кяргярзадемиандобад Масума Касим, докторант кафедры гендера и прикладной психологии, Бакинский Государственный Университет, Баку (Азербайджан)

Аннотация. Вопросы психокоррекции поведения и самооценки детей подросткового возраста в различных, в том числе распавшихся семьях находятся в центре внимания научного сообщества. Известно, что сегодня в мире распадается почти каждая вторая семья. От этого страдают все члены семьи, и прежде всего дети. Социальная помощь детям особенно важна, поскольку положение в семейных отношениях отражается на их психосоматических особенностях дальнейшего развития, на становлении характера, самооценке. По подобранной методике мы попытались определить возможности психокоррекции социально-психологического состояния личности подростка в современной азербайджанской семье. Как показало проведенное исследование, состояние тревожности и фрустрации у детей, проживающих в нормальных семьях, примерно в два раза ниже показателей состояния детей, проживающих в конфликтных семьях или находящихся на грани распада. Определены возможные направления психокоррекции, связанной с деятельностью социальных работников, педагогического коллектива школ и лицеев, родственников, прежде всего родителей и тех, кто является попечителем детей. Они связаны с деятельностью школьного психолога, классного руководителя, которые должны проводить соответствующую работу, как с детьми, так и семьями. Обосновывается важность подключения к данной работе органов опеки и социально помощи, местных органов власти, определяются основные направления их деятельности. В частности, подчеркивается необходимость организации лагерей отдыха и спорта, работы по месту жительства по организации внеучебного времени, врачебного и психологического контроля за состоянием здоровья и особенностям адаптации детей к тяжелым жизненным ситуациям.

Ключевые слова: психологическая коррекция, поведение и самооценка детей подросткового возраста, брак и семья в Азербайджане.

PECULIARITIES OF PSYCHOTHERAPY OF TEENAGE CHILDREN IN AZERBAIJANI FAMILIES

© 2016

Kargarzademiandobad Masuma Kasim, doctoral student of gender and applied psychology faculty

Baku State University, Baku, Azerbaijan

Abstract. Behavior and self-assessment psychotherapy of teenage children in various families, including the broken ones, are in the epicenter of scientific society's research activities. It is a well-known fact that every second family in today's world is broken, which causes sufferings of every member of the family, and especially, children. Social assistance to such children is of utmost importance, as given family situation impacts their psycho-somatic attributes of further development, character and self-appreciation. Using given method, we have attempted to define possibilities of psychotherapy of the social and psychological condition of a teenager in a modern Azerbaijani family. According to the research, the level of anxiety and frustration in children living in full families was twice as low as the same indices in children of divorce or conflict families. As per the research it became possible to define directions of psychotherapy connected with activities of social workers, pedagogical staff of schools and lyceums, relatives, parents and guardians. These activities are closely tied with those of the school psychologist, class teacher, who need to conduct relevant work with both the children and the parents. The importance of involvement of social workers and custody structures was proved and main directions of their activities were defined. In particular, there is emphasized the necessity of establishment of active recreation and sports camps, organization of out of school activities in communities, medical and psychological supervision over the health and peculiarities of adaptation period to difficult life situations.

Keywords: psychotherapy, behavior and self-assessment of teenage children, marriage and family in Azerbaijan.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Вопросы психологической коррекции детской психологии в подростковом возрасте под влиянием семейных обстоятельств рассматривались многими ведущими психологами, работавшими с проблемами личности. Разработаны многочисленные методики и походы для воздействия на уровень самооценки ребенка, на негативные реакции, связанные со стрессовым и агрессивным состоянием [6], помимо этого, имеется солидная теоретико-методологическая база по проблемам личности, представленная именами классиков психологии, начиная от З.Фрейда и кончая современными исследователями.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросы формирования человеческой личности, в том числе на ранних этапах развития, были предметом исследования Э. Эриксона, К.Роджерса, Л.Выготского, имеются многочисленные разработки по психокоррекции, в том числе Э. Сегена, М. Монтессори, А. Н. Граборова, В.П.Пащенко и др. к сожалению, на практике подобную работу проводят лишь с узким кругом лиц, имеющих явные психосоматические заболевания. Что же касается детей и подростков, находящихся в трудных семьях,

в том числе там, где родители уже не живут вместе, то работа здесь в основном пущена на самотек. Ни педагогические коллективы школ, ни социальные работники не имеют четко разработанных рекомендаций и системного подхода в деле оказания психосоциальной помощи детям, которые в ней нуждаются. В особенности это касается стран и регионов, которые подвержены конфликтам, где имеется постоянная социальная напряженность, отражающаяся на социальном самочувствии людей и обостряющая по различным причинам уровень конфликтности в семье. Наиболее трудный возраст для проведения работы по психологической коррекции - это подростковый.

Формирование целей статьи (постановка задания). Азербайджанская семья переживает сейчас не лучшие времена. Из года в год растет возраст вступающих в брак. Растет и число разводов, причем в последнее время выросло число случаев, когда дети остаются с отцом. Сложная информационная среда, рост коммуникационных возможностей при обмене информацией оказывает негативное влияние на неокрепшее сознание подростков. Растет уровень требований к обучению в школе. Много социальных причин для того, чтобы негативно воздействовать не неустойчивый эмоционально-психологический мир ребенка или подростка. В этом смысле всегда нужна психологическая помощь, особенно спе-

психологические науки

Кяргярзадемиандобад Масума Касим ОСОБЕННОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА ...

циализированная, связанная с исправлением какого-то негативного воздействия, т.е. коррекция. Предметом нашего исследования стала проблема оказания психологической помощи подросткам в современной азербайджанской семье. Основой для этого послужило проведенное три года назад исследование эмоционально-психологического состояния подростков в школах г. Баку.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Как известно, психокоррекция проводится со здоровыми людьми с целью исправления отдельных проявлений отрицательных психологических состояний, а также для устранения причин появления таких состояний. Психокоррекция обычно проводится целенаправленно, специалистом по психологии, в частности, есть и такое направление, как психокоррекция взаимоотношений между родителями и детьми. Есть разные виды и формы данной психологической помощи, в зависимости от состояния клиента. Эта работа может быть длительной или продолжаться короткое время, главное, чтобы она была эффективной. Польза психокоррекции в том, что данный вид психологической помощи относительно более маневренный, может расширяться и сочетаться с другими формами психологической помощи.

Немаловажную роль здесь играет психокоррекции аффективно-волевой сферы личности, особенно детской. Подросток, как человек. Стоящий на пороге взрослости, более сильно подвержен воздействию эмоциональной сферы и обстоятельств. Поэтому работа по коррекции его отдельных состояний, в особенности берущих начало в аффектах, неврозах и стрессах, таких, как тревожность, имеет большое значение. Внутреннее состояние личности предполагает нормальную самооценку, преодоление конфликта между «Я» и «Оно», формирование системы эмоционального самоконтроля и многое другое. В этом плане важным, на наш взгляд, является исследование психологического состояния школьников с точки зрения наличия или отсутствия у них стресса, выражающегося, в том числе, в тревожности. Как пишет И.И. Мамайчук, «значительный этап работы с этими детьми - коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции» [6].

Рассмотрим итоги исследования уровня тревожности подростков-школьников по шкале Филиппса (Практическая психодиагностика, 2000), проведенного в 2010-2011 годах в нескольких бакинских школах (№№ 47, 91, 102, 276, Анкарская школа-лицей), к тестированию были привлечены школьники старшего школьного возраста, как русского, так и азербайджанского секторов, 47 девочек и 40 мальчиков. Тестирование было проведено в ноябре-декабре 2010 года. Уточним, что данное исследование было проведено безотносительно того, в какой семье проживает подросток - благополучной или нет.

Согласно указанной методике, результаты тестового опроса должны быть распределены следующим образом:

- очень высокий уровень тревоги - 40-50 баллов;

- высокий уровень тревоги - 25-40 баллов;

- средний (с тенденцией к высокому) уровень - 15-25 баллов;

- средний (с тенденцией к низкому) уровень - 5-15 баллов;

- низкий уровень тревоги - 0-5 баллов.

Итоги дальнейшего расследования помогли уточнить причины подобного тревожного состояния, следующим образом:

Таблица 1- Показатели уровня школьной тревожности по шкале Филиппса

показатели мальчики девочки всего

очень вьзсокии осип, тревоги - -

высокий уровень тревоги I 17 19

средний (с тенденцией к уровень 11 II 33

средний (с тенденцией к щ^дуу) уровень 6 11 13

ни^кии уровень тревоги 1 1 I

всего 20 51 71

Как видно из таблицы, тот или иной уровень тревоги показали все, что является высоким показателем в целом, однако с учетом возрастных особенностей и соотношения уровней этого показателя, видно, что здесь преобладает средний уровень тревоги с тенденцией к высокому. Считаем, что это в первую очередь связано с процессом обучения: если бы опрос был проведен в период школьных каникул, то, возможно, статистика была бы иной. В целом больше половины обследуемых, т.е. 52 человека, показали наличие тревожности, а иногда и очень высокой.

Рассмотрим основные причины этой тревожности, которая, как известно, при определенных условиях может перерасти в устойчивое стрессовое состояние. Для этого, прежде всего определим, в чем конкретно корень проявляемой тревоги по шкале Филиппса. Здесь есть вопросы, связанные со школьным учебным процессом, куда входят отношения с учителями, со сверстниками, отношение к учебе, усвояемость предметов и т.д. Основной вывод, который можно здесь сделать - это средний уровень тревоги с тенденцией к высокому, что свидетельствует об ответственности перед учебным процессом, с одной стороны, и наличия стрессовых факторов - с другой.

Были также подведены результаты исследования фактора тревожности по методике диагностики уровня школьной тревожности Тэйлора. (Опросник состоит из 50 утверждений. Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов, свидетельствующих о тревожности). Здесь опросник состоит из 50 утверждений. Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности. В данной методике предполагается, что ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. Если общее число несовпадений по всему тексту больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством. Вот эти факторы: 1. Общая тревожность в школе. 2. Переживание социального стресса. 3. Фрустрация потребности в достижении успеха. 4. Страх самовыражения. 5. Страх ситуации проверки знаний. 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Всего по какому-либо, либо одному, либо нескольким факторам показали высокие результаты по переживанию стресса 59 человек (из них 41 девочка) из 72. Как видно, это - довольно высокий показатель.

Отдельно среди 59 человек, указавших высокий уровень стресса, были распространены анкеты о взаимоотношениях между родителями и детьми. Методом случайной выборки из 59 человек нами было отобрано 22 человека.

Для экономии места оставим те вопросы, которые вызвали наиболее негативную реакцию у детей:

Как характеризуют дети взаимоотношения со своими родителями? (таблица 2)

Как видно, у многих опрошенных высокий уровень отрицательной оценки различных аспектов взаимоотношений с родителями. Вместе с тем некоторые учащиеся, показавшие высокий уровень тревожности в школьной среде, считают, что во взаимоотношениях с родителями нужно больше прислушиваться к их мнению, и даже в какой-то мере бояться их. Ряд подростков в то же время проявляют благоразумие, считая, что с родителями нужно строить партнерские отношения. Таким образом,

Кяргярзадемиандобад Масума Касим психологические

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА ... науки

главным направлением для работы школьного психолога здесь является в какой-то степени преодоление кризиса в отношениях между детьми и родителями. Кроме тог, важно найти баланс в отношениях между подростком и его окружением, с тем, чтобы здесь было больше адекватности.

Таблица 2 - Вопросы о взаимоотношениях с родителями

Полностью Не от ситуации

Предоставленная возможность детям свободно наонраться опыта 13 4 5

Проявление уважения главе семьи со стороны детей 19 1 2

У послушных детей бывает хорошее будущее 14 5 3

Проявление внимания к проблемам детей 14 3 5

Необходимо советоваться с детьми по ряду семейных проблем 16 2 6

Необходимо создавать условия для того, чтобы дети могли 19 2 2

Хоть дети и имеют меньший жизненный опыт, в некоторых случаях они рассуждают лучше взрослых 22 '

Родители должны принимать решение, основываясь на понятных и открытых причинах 10 8 4

Дети способны признавать свои ошибки 12 4 б

Дети имеют право противоречить своим родителям в случае несогласия И 5 6

Выполнение детьми пожеланий своих родителей 12 5 5

В некоторых вопросах родители и дети должны выступать с единых позиций 17 3 2

Необходимо объяснять детям, если они совершают поступки против желания своих родителей 1S 2 2

Необходимо прислушиваться к возражениям детей протиЕ определенных ограничений 1S 4

В целом опрошенные подростки хорошо понимают меру власти родителей и необходимый уровень взаимопонимания, самое главное - требуют в отношении себя объективности и взаимопонимания. Известно, что психосоматические нарушения обычно определяются как таковые, при которых психологические факторы считаются составляющими в развитии обострении или сохранении заболевания. В данном случае при характеристике взаимоотношений с родителями их уровень позволяет сделать вывод о том, что основной фактор влияния на формирование стресса - окружающая среда, в первую очередь учебный процесс и взаимоотношения со сверстниками.

На наш взгляд, «покладистость» подростков даже с высокими стрессовыми показателями есть также проявление менталитета нашего народа, где почитание родителей, в особенности главы семьи - отца является одной из ведущих ценностей. Подобное положение помогает особенно тогда, когда стресс обостряет некоторые имеющиеся болезненные состояния, и человек ведет с ними борьбу. Как раз другой характерной чертой нашего менталитета является порой излишняя опека над детьми, в данном случае обладающих определенными проблемами с психологией поведения, и это видно по ответам подростков, обладающих явными признаками стресса: здравый смысл подсказывает респондентам, что совет родителей, помощь в нужной ситуации совсем не является чем-то лишним.

Об этом у иранских исследователей также есть своя точки зрения, в основном совпадающая с мнением других исследователей. Чтобы подростки понимали свои проблемы и потребности, для получения нужной информации и консультаций они должны быть в тесном общении с другими людьми. Согласно проведенным иранскими авторами исследованиям, многие из подростков указали, что они хотели бы больше общаться с родителями, особенно матерями. Какие могут быть в этом плане рекомендации? Использовать это практически можно, прежде всего, в отношении подростков в семьях, причем стараться сделать это с наименьшим количеством стресса и конфликта, особенно в период полового созревания и после него. Со знанием физических и эмоциональных изменений в период полового созревания, а также моментов обнаружения специфических аномалий, конечно, можно быть в состоянии понять и поддержать молодых людей и направить их стремления на мирное сосуществование с родителями и подростком, с учетом самооценки и мотиваций. Вот некоторые рекомендации: 176

1. Дети и подростки могут часто ошибаться в своем мнении. Необходимо обратить внимание на ошибочные мысли с тем, чтобы они их исправляли.

2. Нужно поддерживать подростка в его делах, чтобы он отошел от чувства зависимости и получил новый толчок в своей мотивации. Нужно поощрять их, давать детям образцы положительного поведения, чтобы они не делали ошибок.

3. Лучший способ поощрить вашего ребенка или подростка - поддержать его в каких-либо начинаниях. Это относится и к школьным учителям.

4. После возвращения детей из школы или на досуге, в самых счастливых и грустных моментах повседневных событий постарайтесь быть их товарищем и другом. Вы будете удивлены тому, что вы узнаете о своем ребенке.

5. В семье необходимо обсуждать учебные дела школьников, с уважением и желанием сотрудничать с ними для решения проблем. В ходе этих встреч создается уважительная атмосфера, где формируются детские социальные навыки и будут превалировать ответственность и сотрудничество.

6. Задачи, возложенные на детей, должны быть важными и ценными для них. К сожалению, многие родители и учителя делают вещи, которые детям и подросткам не интересны [4].

Как показывает практика, для подрастающего поколения особенно важная как профилактическая, так и психотерапевтическая работа. Дело в том, что опыт ряда стран свидетельствует о том, что молодеет преступность, наркомания, патопсихология. Основой для этого является, прежде всего, низкий уровень жизни, распад семей, нездоровая социальная среда. Статистика, приведенная иранскими исследователями, как раз подтверждает это.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мехралиева Н.Г. Основные факторы стресса у подростков и пути их преодоления // Вектор науки Тольяттинского университета. 2011, № 3, с.196-198

2. Детская психология. Психотерапия и психологическая коррекция детей и подростков // https://www. psyinst.ru/

3. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Под редакцией Д.Я.Райгородского. Самара: «Бахрах», 2000. - 668 с.

4. Jf^f - jfo^ü' 2010 - f^j^ uj^jlj // http://www.hawzah.net/

5. Социальные аспекты работы с детьми // http:// www.farsnews.com/

6. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.

7. Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. М.: ПЦ «Эксперимент» , 2000. -184с.

8. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.

9. Выготский Л.С. Педология подростка: Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. т. 3.

10. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1990.

11. Роджрес К. Эмпатия: Пер. с англ. // Психология эмоций: Тексты. М., 1984.

12. Erikson E. H. Identity. Youth and Crisis. New York, 1968.

13. Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. М.: Оперант, 2015. С. 153164. — 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.