Научная статья на тему 'Графическая визуализация в диагностике и коррекции эмоционального напряжения у детей'

Графическая визуализация в диагностике и коррекции эмоционального напряжения у детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
789
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ / ДИАГНОСТИКА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / ГРАФИЧЕСКАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / REHABILITATION OF CHILDREN / DIAGNOSIS / EMOTIONAL STRESS / A GRAPHICAL VISUALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Спивак Игорь Маратович, Лазуренко Светлана Борисовна

Представлен способ графической визуализации эмоционального состояния для определения уровня эмоционального напряжения и коррекция негативных эмоциональных состояний у 54 детей в возрасте от 7 до 16 лет с различными формами соматической патологии. Указаны критерии эмоционального напряжения ребенка в ходе изобразительной деятельности, диагностируемого по его мимике, позе, голосу, темпу рисования, цветовой гамме, особенностям линии и сюжету рисунка. Раскрыто содержание каждого этапа психологической реабилитации актуализации, фиксации, отреагирования и оценки результативности. Представлены детские графические образы, иллюстрирующие их актуальное эмоциональное состояние и его динамику в ходе психокоррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Спивак Игорь Маратович, Лазуренко Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAPHICAL VISUALIZATION IN THE DIAGNOSIS AND CORRECTION OF EMOTIONAL STRESS IN CHILDREN

The way for graphic visualization of the emotional state to determine the level of emotional stress and correction of negative emotional states in 54 children aged 7 to 16 years with various forms of somatic pathology is presented. Criteria for emotional stress in a course of expressive arts activity of the child, diagnosed by his facial expression, posture, voice, drawing rate, colors, features of the drawing story line have been indicated. The content of the each stage of psychosocial rehabilitation updating, fixing, acting out and assess performance has been disclosed. Children graphic images illustrating their actual emotional state and its dynamics in the course of psycho-correction are presented.

Текст научной работы на тему «Графическая визуализация в диагностике и коррекции эмоционального напряжения у детей»

Секции

© И. м. СПИВАК, с. Б. ЛАЗУРЕНКО, 2013 УДК 616-092:612.821.34]-07-08

И. М. Спивак, С. Б. Лазуренко

графическая визуализация в диагностике и коррекции эмоционального напряжения у детей

ФГБУ Научный центр здоровья детей РАМН, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2, стр. 1

Представлен способ графической визуализации эмоционального состояния для определения уровня эмоционального напряжения и коррекция негативных эмоциональных состояний у 54 детей в возрасте от 7 до 16 лет с различными формами соматической патологии. Указаны критерии эмоционального напряжения ребенка в ходе изобразительной деятельности, диагностируемого по его мимике, позе, голосу, темпу рисования, цветовой гамме, особенностям линии и сюжету рисунка. Раскрыто содержание каждого этапа психологической реабилитации - актуализации, фиксации, отреагирования и оценки результативности. Представлены детские графические образы, иллюстрирующие их актуальное эмоциональное состояние и его динамику в ходе психокоррекции.

Ключевые слова: реабилитация детей, диагностика, эмоциональное напряжение, графическая визуализация

I. M. Spivak, S. B. Lazurenko

GRAPHICAL VISUALIZATION IN THE DIAGNOSIS AND CORRECTION OF EMOTIONAL STRESS IN CHILDREN

Federal State Budgetary Institution Scientific Center of Child Healthcare of the Russian Academy of Medical Sciences, 2, build 1, Lomonosov avenue, Moscow, 119991

The way for graphic visualization of the emotional state to determine the level of emotional stress and correction of negative emotional states in 54 children aged 7 to 16 years with various forms of somatic pathology is presented. Criteria for emotional stress in a course of expressive arts activity of the child, diagnosed by his facial expression, posture, voice, drawing rate, colors, features of the drawing story line have been indicated. The content of the each stage of psychosocial rehabilitation - updating, fixing, acting out and assess performance has been disclosed. Children graphic images illustrating their actual emotional state and its dynamics in the course of psycho-correction are presented.

Key words: rehabilitation of children, diagnosis, emotional stress, a graphical visualization

{-ш Источником психологических и социальных я/й трудностей ребенка являются ограничения в Я- удовлетворении собственных потребностей, в выражении собственных чувств и эмоций, в использовании внутренних и внешних ресурсов, что в свою очередь проявляется в виде эмоционального напряжения [1-3]. Усугубляет эту ситуацию недостаток психологической культуры родителей, неизменность патогенного воздействия не соответствующей индивидуальным психологическим характеристикам ребенка социальной ситуации развития, а также отсутствие в опыте ребенка конструктивных образцов поведения, эффективных приемов отреагирования эмоциональных переживаний. Данные психологического обследования детей свидетельствуют, что высокий уровень эмоционального напряжения, неконструктивные формы коммуникативного и эмоционального поведения, нарушения детско-родительских отношений выявляются довольно часто [1-3].

Для корреспонденции: Спивак Игорь Маратович, канд. психол. наук, ст. науч. сотр. отдела специальной психологии и коррекцион-ного обучения НЦЗД РАМН.

Длительное эмоциональное напряжение способствует перенапряжению психики ребенка, оказывая негативное влияние на формирование его личности и изменяя его поведение. В ситуации болезни наличие у ребенка высокого уровня эмоционального напряжения, с одной стороны, затрудняет лечение основного заболевания ребенка: ходу и успеху лечения могут препятствовать его негативные эмоциональные состояния, возникающие на фоне перенапряжения, его скрытое или прямое сопротивление лечению. С другой стороны, длительное эмоциональное напряжение истощает адаптационные ресурсы психики и повышается риск соматизации психологических проблем ребенка.

Эти факторы определяют актуальность разработки информативных и удобных в применении в условиях медицинского учреждения способов психодиагностики и психокоррекции эмоционального напряжения у детей.

Психологами и педагогами накоплен большой опыт диагностики эмоционального состояния ребенка посредством различных графических тестов [4-7]. при этом в процессе диагностики анализируется не

только продукт изобразительной деятельности, но и сама изобразительная деятельность. Это обусловлено тем, что эмоциональное напряжение проявляется в поведении ребенка, характере его речевой деятельности, эмоциональных реакциях, движениях и позах, а также в особенностях выполнения графической деятельности: на рисунке - по степени нажима на карандаш, особенностям линий, цветовой гамме, сюжету и деталям [4-7]; в ходе изобразительной деятельности - по мимике, позе, голосу, темпу рисования [6, 7].

Многими авторами показано, что рисунок также широко используется в целях психокоррекции эмоционального состояния для преодоления страхов [8, 9], ослабления эмоционального стресса [6], может рассматриваться как средство выражения актуальных эмоциональных состояний и осознания вытесненных переживаний [10].

Известно, что визуализация патогенного эмоционального состояния в виде образа или ситуации, связанных с этим состоянием, может разворачиваться в воображении пациента [11]. Практика реабилитационной работы с детьми показала возможность графической визуализации актуального психического состояния ребенка и представление его в материализованной форме в виде рисунка (графики). На этой основе нами предложена новая форма реабилитации детей.

При графической визуализации осуществляется точечное психологическое воздействие непосредственно на источник эмоционального напряжения и психологического дискомфорта ребенка. Другим достоинством способа является то, что графическая визуализация позволяет ребенку выражать эмоции агрессивного содержания.

Способ графической визуализации был применен нами в комплексной психолого-педагогической реабилитации 54 детей с различными формами патологии в возрасте от 7 до 16 лет. У всех детей было выявлено эмоциональное напряжение наряду с высоким уровнем тревожности, низкой самооценкой, доминированием астенических эмоций, подавлением и вытеснением эмоций, фрустрацией собственных потребностей, слабой способностью к рефлексии, неэффективными копингами. Для повышения эффективности лечебного процесса им оказывалась психологическая поддержка.

Для обеспечения реабилитации и снижения эмоционального напряжения ребенка необходимо решение следующих задач: 1) развития рефлексии эмоций; 2) создания условий для выражения (отреагирования) эмоций, поддерживающих эмоциональное напряжение; 3) усвоения навыков регуляции эмоций; 4) повышения психологической компетентности ребенка.

Реабилитация с применением графической визуализации эмоционального напряжения включала ряд этапов:

Подготовительный этап, «актуализация», был направлен на актуализацию негативного эмоционального состояния ребенка. Это достигалось в ходе беседы и обсуждения конфликтной для ребенка ситуации, целенаправленной генерации стенических состояний при выполнении им комплекса упражнений. на ак-

туализацию эмоционального напряжения указывало невербальное поведение ребенка (изменения мимики, интонации голоса, позы и жестов, дыхания и др.). иногда актуальное эмоциональное состояние ребенка было изначально негативным, что указывало на его готовность к следующему этапу реабилитации.

на втором этапе, «фиксации», ребенку предлагалось зафиксировать свое актуальное эмоциональное состояние. Ему предлагалось ответить на вопрос «Что ты сейчас чувствуешь?», т. е. отрефлексировать возникшие эмоции. Затем ребенку давалось задание: «нарисуй свой гнев (злость, раздражение, обиду, вину и т. п.) на листе бумаги». Дополнительно психолог уточнял: «Где находится твой гнев (злость, раздражение, обида, вина и т. п.), в какой части тела?». Таким образом устанавливалась связь в сознании ребенка между его переживанием и мышечным напряжением в теле, что характерно для телесно-ориентированного подхода в психокоррекции. рисунок негативной эмоции, знание о ее локализации в теле ребенка давали психологу информацию о степени выраженности эмоционального напряжения, его источниках и оптимальных средствах отреагирования этой эмоции.

На третьем этапе, «отреагирования», психолог спрашивал у ребенка: «что хочет сделать твой гнев (злость, раздражение, обида, вина и т. п.)?». После ответа ребенку предлагалось изобразить эти действия на листе бумаги. Психолог на этом этапе внимательно следил за эмоциональной экспрессией ребенка, его мимикой, дыханием, мышечным напряжением. О снятии эмоционального напряжения, завершении эмоционального отреагирования свидетельствовали расслабление мышц лица и тела ребенка, свободный выдох, часто сопровождающийся возгласом «Все!»; ребенок откладывал карандаш.

иногда ребенку было трудно самостоятельно завершить процесс эмоционального отреагирования. Психолог это отмечал, например, по напряженной мимике, сосредоточенному взгляду, скованности в плечевом поясе и руках, незавершенному действию и т. д. ребенку в этом случае требовалась помощь психолога, который вопросами «что еще хочется сделать?», «Что еще хочет твой гнев (злость, раздражение, обида, вина и т. п.)?» подталкивал его к продолжению рисования и завершению процесса.

Вместе с тем довольно часто для выражения негативного эмоционального состояния ребенку было недостаточно только рисования, ему требовались дополнительные действия, например высказаться, произвести удары ногами и руками, глубоко дышать, расслабить напряженную часть тела и т. п. Все это реализовывалось ребенком в безопасной для него и окружающих его людей ситуации при выполнении предлагаемых психологом заданий и упражнений.

На заключительном этапе реабилитации, «оценке результативности», психолог просил ребенка: «Нарисуй свое настроение в данный момент времени». По сюжету, цветовой гамме, характеру линии на рисунке ребенка психолог отслеживал его актуальное эмоциональное состояние, оценивал результативность пси-хокоррекционного занятия. Качественные изменения самосознания, субъективных ощущений и пережи-

Рис. 2. Изображение психического состояния: а - гнев, злость (1); б - вредность (2); в - вина (3); г - гнев, злость (4). Пациенты: 1) И. (мальчик), 8,9 года. Диагноз: бронхиальная астма;

2) Д. (мальчик), 10,8 года. Диагноз: нейрогенный мочевой пузырь;

3) Л. (девушка), 12 лет. Диагноз: рассеянный склероз;

4) А. (девушка), 14,9 года. Диагноз: юношеский идиопатический сколиоз.

ваний ребенка в конце совместной со специалистом деятельности, выражающиеся в позитивном фоне настроения, мышечном расслаблении, осознании собственного успеха в результате преодоления себя и своих страхов, удовлетворении деятельностью, эмоционально нейтральном отношении к ранее проблемной ситуации создавали предпосылки для продолжения реабилитации.

Опыт применения графической визуализации эмоционального состояния в ходе реабилитации детей младшего школьного и подросткового возраста позволил установить следующее:

1. Психическое состояние ребенка на рисунке может быть представлено образом (рис. 1, а) или ситуацией (рис. 1, б). При этом образ своего психического состояния ребенок либо связывает с персонажем мультипликационного фильма (см. рис. 1, а),

компьютерной игры или создает сам (рис. 2, а), т. е. образ является абстрактным, либо образ является ассоциативным и представлен, как правило, «сгустком» округлой или овальной формы в темных тонах (рис. 2, б—г).

2. Иногда образ психического состояния ребенка отражает его стереотипный способ поведения в эмоционально напряженной ситуации. На рис. 3, а ребенок, переживая обиду, дистанцируется, на рис. 3, б — в состоянии ненависти «бьется головой об стену», т. е. проявляет аутоагрессию.

3. Эмоционально напряженное состояние ребенка, выраженное через рисунок в виде образа, имеет четкую локализацию в теле. Например, чувство вины рефлексируется ребенком в области груди, верхней части живота (см. рис. 2, в), вредность - в руках, злость - в горле, обида - в голове. Вместе с тем

Рис. 3. Изображение стереотипных способов поведения в различных психических состояниях: а - обида; б - ненависть. Пациент: Л. (девушка), 12 лет. Диагноз: рассеянный склероз.

Рис. 4. Изображение процесса отреагироваиия злости при рисовании.

Пациент: А. (девушка), 14,9 года. Диагноз: юношеский идиопатический сколиоз.

следует учитывать, что эмоция одной и той же модальности у разных детей может ассоциироваться с различными областями своего тела. Однако это представляется важным для предложения ребенку средства выражения своего эмоционального напряжения: через руки - при концентрации напряжения в руках, через речь - при концентрации напряжения в горле, через дыхание - при концентрации напряжения в области диафрагмы.

4. Деятельность рисования в случае эмоциональ-

Рис. 5. Изображение процесса отреагирования раздражения, гнева при рисовании.

Пациент: А. (девочка), 8,7 года. Диагноз: нейрогенный мочевой пузырь, гидронефроз.

ногововлеченияребенкав сюжетрисункаможетини-циировать процесс отреагирования эмоции, когда он самостоятельно проделывает все необходимые для снижения интенсивности эмоции действия (рис. 4). Чаще для этого ребенку требуется помощь психолога.

По заданию психолога ребенок отражает на рисунке приемлемые для него способы эмоционального реагирования. Как правило, с этим у ребенка затруднений не возникает (рис. 5). Он актуализирует те эмоциональные реакции, которые не были реализованы в ситуации возникновения самой эмоции по причине их «асоциальности» и родительских запретов на них.

Например, на рис. 5 ребенок выражает свое раздражение через речь, на рис. 6 - через активные действия по отношению к субъекту агрессии (со слов

Рис. 6. Изображение процесса отреагирования гнева, злости при рисовании.

Пациент: И. (мальчик), 8,9 года. Диагноз: бронхиальная астма.

ребенка: «швырнуть в него чем-либо, побить, проглотить»).

5. В результате психокоррекции, как правило, эмоциональное состояние ребенка стабилизировалось, эмоциональное напряжение снималось (рис. 7).

По абстрактному образу гнева на рис. 7 можно судить о снижении эмоционального напряжения ребенка в конце психокоррекционного занятия по сравнению с его началом (см. рис. 2, а).

Наш опыт применения графической визуализации в психодиагностике и психокоррекции эмоционального напряжения детей младшего школьного и подросткового возраста позволяет заключить, что графическая визуализация создает возможности для получения данных о психологическом состоянии ребенка, что необходимо для осуществления коррекции его негативного эмоционального состояния. Графическая визуализация позволяет сделать наглядным актуальное переживание ребенка, доступным для диагностики степени его эмоционального напряжения и оценки эффективности кор-рекционной работы по его снижению.

Рисунок актуального эмоционального состояния ребенка позволяет специалисту диагностировать стереотипные способы эмоционального реагирования, устанавливать связь между всеми уровнями проявления эмоционального состояния, направлять напряжение подавляемой ребенком эмоции по кратчайшему пути для ее выражения. Применение графической визуализации позволяет осуществлять точечное психологическое воздействие непосредственно на источник эмоционального напряжения и психологического дискомфорта ребенка, что сокращает время психокоррекции негативного эмоционального состояния.

Графическая визуализация позволяет ребенку сублимировать агрессивную энергию без опасных для себя и социума последствий, ее можно интегрировать с другими методами психокоррекции эмоционального состояния.

Рис. 7. Изображение образа гнева после психокоррекции. Пациент: И. (мальчик), 8,9 года. Диагноз: бронхиальная астма.

Результатом применения графической визуализации при реабилитации детей становится позитивный фон настроения, мышечное расслабление, осознание собственного успеха, удовлетворение деятельностью, эмоционально нейтральное отношение к ранее проблемной ситуации, расширение поведенческого репертуара за счет конструктивных способов эмоционального реагирования. Изменения личности ребенка способствуют укреплению его психологического здоровья, повышению эффективности лечения основного заболевания и обеспечивают условия для здоровьесберегающего поведения [12].

Способ графической визуализации удобен, информативен и эффективен в применении при психологической реабилитации детей. он может быть рекомендован специалистам психологической службы медицинских учреждений для использования в реабилитационной работе с младшими школьниками и подростками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Прихожан А. М.Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - СПб.: Питер; 2007.

2. Реан а. а. Психология подростка. Полное руководство. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК; 2003.

3. Кендалл Ф. Психотерапия детей и подростков. СПб.: Питер, 2002.

4. венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Владос- Пресс; 2006.

5. Екжанова Е. А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. СПб.: Сотис; 2002.

6. Остер Д., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М.; 2000.

7. РомановаЕ. с., Потемкина с. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.; 1992.

8. Арефьева Т. А., Галкинан. И. Преодоление страхов у детей: Тренинг. М.; 2009.

9. ЗахаровА.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И.Захаров. - М.: Просвещение, 1986.

10. ОрловЮ. М., Гройсман А. Л. Медитативная графика. Психотерапия для себя. М.; 1996.

11. спивак И. М. Метод аутокреативной терапии в психокоррекции

И. А. Салов, Д. В. Маршалов, А. П. Петренко, Е. М. Шифман, Д. Т. Ташухожаева

семейных отношений. Современная российская семья: традиции и альтернативы. Сб. научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Муром; 2010: 119-21.

12. Модестов А. А., Косова С. А., Иванова А. А., Федоткина С. А. Здоровьесберегающее поведение подростков и молодежи как основа здоровья будущих родителей. Российский педиатрический журнал. 2012; 3: 46-50.

references

1. Prihozhan A. M. Psychology of anxiety: preschool and school age. Stp.: Piter; 2007 (in Russian).

2. ReanA. A. Psychology teenager. The Complete Guide. Stp.; 2003.

3. KendallF. C. Child and adolescent therapy. Stp.: Piter; 2002 (in Russian).

4. Wenger A. L. Psychological drawing tests: an illustrated guide. M.: Vladoc-Press; 2006 (in Russian).

5. Ekzhanova E. A. Expressive activity in the education and training of pre-school children with different levels of mental deficiency. Stp.: Sotis; 2002 (in Russian).

6. Oster D., Gould P. Figure in psychotherapy. M.; 2000 (in Russian).

7. Romanova E. S., Potemkina S. F. Graphical methods in psychological diagnostics. M.; 1992 (in Russian).

8. Aref'eva T. A., GalkinaN. I. Overcoming fears in children: Training. M.; 2009 (in Russian).

9. ZakharovA. I. How to prevent child behavior problems. M.: Prosfe-scheniye; 1986 (in Russian).

10. Orlov Yu. M., Groysman A. L. Meditation schedule. Psychotherapy for himself. M.; 1996 (in Russian).

11. Spivak I. M. Autocreative therapy method psychocorrection family relations. Contemporary Russian family: traditions and alternatives. Collected articles Russian scientific and practical conference. Moorom; 2010: 119-21 (in Russian).

12. Modestov A. A., Kosova S. A., Ivanova A. A., Fedotkina S. A. Health care seeking behavior of adolescents and Young people as a basis for future parents health. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; 3: 46-50 (in Russian).

Поступила 23.01.13

Сведения об авторах:

Лазуренко Светлана Борисовна, канд. психол. наук, руководитель отдела специальной психологии и коррекционного обучения НЦЗД РАМН.

ОБзоры

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 618.3-02:616-056.257

И. А. Салов1, Д. В. Маршалов1, А. П. Петренко1, Е. М. Шифман2, Д. Т. Ташухожаева1

ожирение как фактор риска акушерских и перинатальных

осложнений: анализ с позиций доказательной медицины

Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского, 410017, Саратов, ул. Большая Казачья, 112; 2Российский университет дружбы народов, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Для оценки связи ожирения с неблагоприятными акушерскими и перинатальными исходами проанализированы 23 метаанализа. Выявленные противоречия позволили усомниться в категоричности заключения о негативном влиянии ожирения на исходы беременности и родов. Отсутствуют достоверные данные, подтверждающие, что ожирение является независимым фактором риска неблагоприятных акушерских и перинатальных исходов.

Ключевые слова: ожирение, беременность, осложнения, доказательная медицина I. A. Salov', D. V. Marshalov', A. P. Petrenko', E. M. Shifman2, D. T. Tashuhozhaeva'

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

OBESITYAS A RISK FACTOR FOR OBSTETRIC AND PERINATAL COMPLICATIONS, FROM THE POSITIONS OF EVIDENCE-BASED MEDICINE

1State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky" of the Ministry of Health care, 112, Bolshaya Kazachia Str., Saratov, Russian Federation, 410012; Federal Budgetary State Educational Institution of Higher Proffessional Education "People's Friendship University of Russia", 6, Miklykho-Maklaya street, Moscow, Russian Federation 117198

To assess the relationship of obesity with adverse obstetric and perinatal outcomes 23 meta-analyses have been analyzed. The revealed contradictions led to doubt the categorical opinion on the negative impact of obesity on outcomes of pregnancy and childbirth. There are no reliable evidence that obesity is an independent risk factor for adverse obstetric and perinatal outcomes.

Key words: obesity, pregnancy, complication, evidence-based medicine

Для корреспонденции: Салов Игорь Аркадьевич, зав. каф. акушерства и гинекологии леч. фак. СГМУ доктор мед. наук, проф., городская клинич. больница № 1 им. Ю. Я. Гордеева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.