Научная статья на тему 'Динамика психоэмоционального состояния юных хоккеистов при проведении психокоррекции'

Динамика психоэмоционального состояния юных хоккеистов при проведении психокоррекции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
225
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОККЕЙ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СПОРТИВНАЯ УСПЕШНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алборова Ксения Альбертовна, Родыгина Юлия Кимовна

Статья посвящена, изучению семейных взаимоотношений, психоэмоционального состояния юных хоккеистов и их влияния на спортивную успешность. Анализ динамики до и после проведения психокоррекции психоэмоционального состояния юных хоккеистов выявил, что выраженность тревожности уменьшилась. Следовательно, по полученным результатам исследования можем рекомендовать проведение психологических консультаций для родителей юных спортсменов, психокоррекции для юных хоккеистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алборова Ксения Альбертовна, Родыгина Юлия Кимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of psychoemotional status of young hockey players under the conducting of psychological correction

Article is devoted to the studying of the family relationship, the psychoemotional condition of young hockey players and their influence on the sports success. The analysis of dynamics before and after the carrying out the psychological correction of the psycho emotional condition of young hockey players has revealed that expressiveness of uneasiness has decreased. Therefore, by the received results of research we can recommend carrying out the psychological consultations for the parents of young athletes, psychological corrections for young hockey players.

Текст научной работы на тему «Динамика психоэмоционального состояния юных хоккеистов при проведении психокоррекции»

Психологические науки

УДК 796.966+159.9

ДИНАМИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ

Ксения Альбертовна Алборова, аспирант, Юлия Кимовна Родыгина, доктор медицинских наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Статья посвящена, изучению семейных взаимоотношений, психоэмоционального состояния юных хоккеистов и их влияния на спортивную успешность. Анализ динамики до и после проведения психокоррекции психоэмоционального состояния юных хоккеистов выявил, что выраженность тревожности уменьшилась. Следовательно, по полученным результатам исследования можем рекомендовать проведение психологических консультаций для родителей юных спортсменов, психокоррекции для юных хоккеистов.

Ключевые слова: хоккей, психоэмоциональное состояние, внутрисемейные отношения, спортивная успешность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p323-326

DYNAMICS OF PSYCHOEMOTIONAL STATUS OF YOUNG HOCKEY PLAYERS UNDER THE CONDUCTING OF PSYCHOLOGICAL CORRECTION

Kseniya Albertovna А1Ьогога, the post-graduate student, Julia Kimovna Rodygina, the doctor of medical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

Article is devoted to the studying of the family relationship, the psychoemotional condition of young hockey players and their influence on the sports success. The analysis of dynamics before and after the carrying out the psychological correction of the psycho emotional condition of young hockey players has revealed that expressiveness of uneasiness has decreased. Therefore, by the received results of research we can recommend carrying out the psychological consultations for the parents of young athletes, psychological corrections for young hockey players.

Keywords: hockey, emotional state, relationships of parents, sport success.

ВВЕДЕНИЕ

Семейные взаимоотношения являются той средой, в которой идет формирование личностных особенностей ребенка, становление его способностей, в том числе и спортивных. Актуальной проблемой современного детского спорта является активное участие родителей в спортивной деятельности ребенка. Основа исследования построена:

- на концепции психического развития ребенка Д.Б. Эльконина [4];

- на концепции психического развития человека по возрастной категории Л. С. Выготского [3];

- на концепции личности и ее формировании в детском возрасте Л.И. Божович

[1];

- на методологии семейной диагностики и психотерапии Э.Г. Эйдемиллера [5];

- на концепции психологических особенностей младшего школьного возраста Г.А. Цукерман [2].

Цель исследования - выявить особенности внутрисемейных отношений, психоэмоционального состояния юных хоккеистов до и после психокоррекционной программы, и их взаимосвязь со спортивной успешностью.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 52 юных спортсменов командных видов спорта (хоккей) в возрасте 6-7 лет (мальчики). По результатам первичной обработки данных нами была выделена группа детей, имеющих наиболее неблагоприятные показатели психоэмоционального состояния и низкую экспертную оценку тренера (6 человек), для проведения последующей психокоррекции.

Применялись следующие методы исследования:

1. На выявление влияния микросоциального окружения (семьи) и эмоционального самочувствия дошкольника. Проективная методика «Рисунок семьи» (Лосева В.К., 1995; Дилео Д.,2001). Юному спортсмену давалась инструкция нарисовать свою семью, далее проводилась интерпретация полученных параметров. Для анализа были выделены следующие шкалы методики: благоприятная семейная ситуация, тревожность у ребенка, конфликтность в семье, чувство неполноценности самого автора в семейной ситуации, враждебность в семейной ситуации.

2. Экспертная оценка спортивной успешности (Родыгина Ю.К.). Проводился опрос тренерского состава с выведением среднего значения экспертной оценки по 7-балльной шкале.

3. На выявление особенностей психоэмоциональной сферы проводился тест Лю-шера с вычислением показателей выраженности компенсаций и тревог, суммарное отклонение от аутогенной нормы, вегетативный коэффициент.

Цель психокоррекционной программы состояла в гармонизации темпов психического развития, психоэмоционального состояния и тем самым повышения спортивной результативности юных хоккеистов. В психокоррекционную программу входили следующие блоки:

1-й блок «Коррекция психических процессов» с помощью программы «Эффектон» (индивидуально);

2-й блок «Коррекция психоэмоционального состояния» (групповое занятие).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При рассмотрении результатов из таблицы 1, мы можем говорить о тенденции к улучшению спортивных успехов юных хоккеистов по оценки тренера и его ассистентов. По полученным данным из таблицы 2, теста Люшера после психокоррекции выраженность компенсаций и тревог уменьшилась (р < 0,02).

При рассмотрении результатов проективной методики «Рисунок семьи» (таблица 3), было выявлено, что ситуация семейных взаимоотношений в целом улучшилась после психокоррекции (р < 0,05), а тревожность юного спортсмена значительно уменьшилась (р < 0,01).

Для реализации поставленной цели исследования, был проведен корреляционный анализ для выявления взаимосвязи экспертной оценки спортивной успешности и значения шкалы «Чувство неполноценности ребенка в семье» (юные хоккеисты, п. Стрельна).

По полученным данным было отмечено отрицательное корреляционное значение средней силы (г= - 0,29) которое обнаружилось между параметром из теста «Рисунка семьи» связанного с ущемленным ощущением ребенка в семейной ситуации (значение шкалы «Чувство неполноценности ребенка в семье») и уровнем его спортивной успешности. Таким образом, следует отметить, что чем лучше юный хоккеист чувствует себя в своей семье, чем больше он воспринимается как ее полноценный член, чем больше ему доверяют его родители, тем лучше складывается его спортивная карьера.

Таблица 1

Результаты экспертной шкалы успешности у юных хоккеистов 6-7 лет _до и после психокоррекции (п=6)_

До После р*

X±о X±о

Экспертная оценка успешности 2,75±1,17 4,33±1,66 0,07

* - р - достоверность различий определялась по критерию Манна-Уитни

Таблица 2

Результаты психоэмоционального состояния у юных хоккеистов 6-7 лет _по тесту Лютера до и после психокоррекции (п=6)__

До После р*

XX±о XX±о

Суммарное отклонение от аутогенной нормы 20,66±6,41 23,66±9,42 0,56

Выраженность компенсаций и тревог (балл) 4,5±0,55 3,66±1,51 0,02**

Вегетативный коэффициент 1,32±0,38 1,02±0,75 0,45

* - р - достоверность различий определялась по критерию Манна-Уитни; ** - р< 0,05 - значимость статистических различий.

Таблица 3

Результаты микросоциального окружения (семьи) у юных хоккеистов 6-7 лет _до и после психокоррекции (п=6) (Лосева В.К., 1995; Дилео Д., 2001) _

До После р*

X±о X±о

Благоприятная семейная ситуация 6,5±2,07 7,67±1,86 0,05**

Тревожность у ребенка 2,67±1,51 0,5±0,55 0,01***

Конфликтность в семье 2,0±1,79 1,33±1,21 0,1

Чувство неполноценности самого автора в семейной ситуации 2,33±1,21 1,5±1,64 0,18

Враждебность в семейной ситуации 0,83±0,75 0,67±0,52 0,54

* - р - достоверность различий определялась по критерию Манна-Уитни; ** - р< 0,05 - значимость статистических различий; *** - р< 0,01 - значимость статистических различий.

ВЫВОДЫ

1. Полученные результаты до и после психокоррекции показали, что ситуация семейных взаимоотношений в целом была благоприятна с незначительным уровнем тревожности и чувства неполноценности дошкольников. При этом стоит отметить, что практически у всех исследованных детей выявлена низкая самооценка, что порождает сниженный ресурс самореализации человека. После психокоррекции ситуация изменилась в лучшую сторону, дети стали менее тревожными (р < 0,01). Отношение юных хоккеистов к своей семье и себе после психокоррекции стали более комфортными.

2. Анализ взаимосвязи уровня спортивной успешности и психологических параметров после психокоррекции показал, что чем выше количественный показатель неполноценности в семье, тем ниже спортивная успешность игрока в экспертной оценке тренера. Данная статистическая находка, подтверждает необходимость психообразования родителей юных спортсменов.

3. Анализ динамики до и после проведения психокоррекции психоэмоционального состояния юных хоккеистов выявил, что выраженность тревожности уменьшилась. Следовательно, по полученным результатам исследования можем рекомендовать проведение психологических консультаций для родителей юных спортсменов, психокоррекции для юных хоккеистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте : (психологическое исследование) / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 315 с.

2. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г .А. Цукерман. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 159 с.

3. Выготский, Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением [Электронный ресурс] // URL : http://psychlib.ru/mgppu/VUR/VUR-0331.htm. - Дата обращения 01.01.2016.

4. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.

5. Эйдемиллер, Э. Методы семейной диагностики и психотерапии : методическое пособие / Э. Эйдемиллер. - Москва : Фолиум, 1996. - 63 с. - ISBN 5-900536-23-8.

REFERENCES

1. Bozovic, L.I. (1968), Personality and development in childhood. (Psychological research), Education, Moscow.

2. Wenger, A.L. and Tsukerman, G.A.(2004), Psychological examination of primary school children, VLADOS-PRESS, Moscow.

3. Vygotsky, L. S. (2004), Dynamics of intellectual development of the student in connection with training, available at: http://psychlib.ru/mgppu/VUR/VUR-0331.htm.

4. Elkonin, D. B. (2007), Child psychology, publishing center "Academy", Moscow.

5. Eidemiller, E. (1996), Methods of diagnosis and family psychotherapy: methodological manual,, Folium, Moscow, ISBN 5-900536-23-8.

Контактная информация: fsb.ksenia@gmail.com

Статья поступила в редакцию 08.02.2016

УДК 159.9

НЕВРОПАТИЯ И ПСИХИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ КАК

ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ РАССТРОЙСТВА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Геннадий Геннадьевич Буторин, доктор психологических наук, профессор, Валентина Ивановна Долгова, доктор психологических наук, профессор, декан, Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск

Аннотация

Невропатия и психический инфантилизм в современной детской психиатрии рассматриваются как преимущественные синдромы нервно-психических расстройств, встречающиеся в детском возрасте в относительно самостоятельном виде. Полученные данные о нестандартности и сложности психопатологической симптоматики ставят вопрос о необходимости пересмотра клинической оценки всей структуры невропатического симптомокомплекса. Результаты проведенных в этом направлении исследований с использованием эволюционно-онтогенетического подхода показал, что концепция негативных и позитивных расстройств способна по-новому раскрыть понимание синдромов преимущественных для детского и подросткового возраста.

Ключевые слова: невропатия, психический инфантилизм, дизонтогенез, синдромы преимущественные для детского возраста.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p326-332

NEUROPATHY AND MENTAL INFANTILISM AS PRIMARY FRUSTRATION AT

CHILDREN AGE

Gennady Gennadievich Butorin, the doctor of psychological sciences, professor, Valentina Ivanovna Dolgova, the doctor of psychological sciences, professor, dean, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk

Annotation

Neuropathy and mental infantilism in the modern child psychiatry are presented as the predominant syndromes of neuropsychic disorders, occurring in childhood in a relatively independent way. Data on the irregularity and complexity of the psychopathological symptoms raise the question about the necessity in revision of the clinical evaluation of the entire structure of the neurotic symptom. The results of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.