Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕВНОСТИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕВНОСТИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ревность / студенты / ОВЗ и условно-здоровые / ревность лиц с ОВЗ / молодежь / эмпирическое исследование / jealousy / students / disabled and conventionally healthy / jealousy of disabled people / young people / empirical study

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беленкова Лариса Юрьевна, Кундас Ксения Сергеевна, Кучарин Александр Евгеньевич

Данная статья направлена на изучение феномена ревности среди лиц с ОВЗ и условно-здоровых. В настоящее время увеличивается количество обращений к психологам в связи с ревностью, однако изучение этой области находится в стагнации, новые теоретические предположения не выдвигаются, сравнения разных категорий лиц в процессе переживания ревности не производятся. В ходе исследования был проведен теоретический анализ основных положений и теорий ревности, выбрано наиболее подходящее определение, проведен сравнительный анализ и выявлены основные отличия у лиц с ОВЗ и условно-здоровых. В процессе исследования была применена многомерная шкала ревности С.М. Пфайффера и П.Т.П. Вонга, согласно которой выделяется три её компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. У условно-здоровых лиц поведенческий компонент наиболее выражен, что может быть достаточно оправданно в связи с физической невозможностью лиц с ОВЗ на множественные поведенческие проявления. Эмоциональный же и когнитивный компоненты отличаются несильно, однако у лис с ОВЗ оказались немного выше. Эмпирические результаты исследования показывали, что средний уровень показателя ревности у лиц с ОВЗ и условно-здоровых незначительно выше, но стоит исследовать этот вопрос более масштабно и тщательно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Беленкова Лариса Юрьевна, Кундас Ксения Сергеевна, Кучарин Александр Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The empirical results of the study show that the average level of jealousy in people with disabilities and conditionally healthy is slightly higher, but it is worth investigating this issue more extensively and thoroughly. According to the multidimensional Pfeiffer-Wong jealousy scale, three of its components can be distinguished: cognitive, emotional and behavioral. In the course of the study, a multidimensional scale of jealousy was applied by S.M. Pfeiffer and P.T.P. Wong, according to which three of its components are distinguished: cognitive, emotional and behavioral. In conditionally healthy individuals, the behavioral component is most pronounced, which may be quite justified due to the physical impossibility of persons with disabilities to multiple behavioral manifestations. The emotional and cognitive components differ slightly, however, in foxes with disabilities were slightly higher. The empirical results of the study show that the average level of jealousy in people with disabilities and conditionally healthy is slightly higher, but it is worth investigating this issue more extensively and thoroughly.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕВНОСТИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

24. The impact of emotional intelligence on the cognitive subjective well-being of Vietnamese college students / D.T. Trang, H.K. Anh, N.T.B. Thuy, T.Q. Huy // European Journal ofEducation and Pedagogy. - 2023. - Vol. 4. -№ 4. - P. 40-46

25. The Mini-IPIP Scales: Tiny-yet-effective measures of the Big Five Factors of Personality / M.B. Donnellan, F.L. Oswald, B.M. Baird, R.E. Lucas//Psychological Assessment.-2006. - Vol. 18. -№2. - P. 192-203

26. Wang, H. How and when goal-oriented self-regulation improves college students' well-being: A weekly diary study / H. Wang, J. Yang, P. Li // Current Psychology. - 2022. - Vol. 41. - № 11,- P. 7532-7543

27. Ward, C. Acculturation, cultural identity and well-being / C. Ward, A. Szabo 11 Nature Reviews Psychology. - 2023. -P. 1-16

Психология

УДК 370

кандидат психологических наук, доцент Беленкова Лариса Юрьевна

ФЕБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва); студентка Кундас Ксения Сергеевна

ФЕБОУИ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва); студент Кучарин Александр Евгеньевич

ФЕБОУИ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕВНОСТИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. Данная статья направлена на изучение феномена ревности среди лиц с ОВЗ и условно-здоровых. В настоящее время увеличивается количество обращений к психологам в связи с ревностью, однако изучение этой области находится в стагнации, новые теоретические предположения не выдвигаются, сравнения разных категорий лиц в процессе переживания ревности не производятся. В ходе исследования был проведен теоретический анализ основных положений и теорий ревности, выбрано наиболее подходящее определение, проведен сравнительный анализ и выявлены основные отличия у лиц с ОВЗ и условно-здоровых. В процессе исследования была применена многомерная шкала ревности С.М. Пфайффера и П.Т.П. Вонга, согласно которой выделяется три её компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. У условно-здоровых лиц поведенческий компонент наиболее выражен, что может быть достаточно оправданно в связи с физической невозможностью лиц с ОВЗ на множественные поведенческие проявления. Эмоциональный же и когнитивный компоненты отличаются несильно, однако у лис с ОВЗ оказались немного выше. Эмпирические результаты исследования показывали, что средний уровень показателя ревности у лиц с ОВЗ и условно-здоровых незначительно выше, но стоит исследовать этот вопрос более масштабно и тщательно.

Ключевые слова: ревность, студенты, ОВЗ и условно-здоровые, ревность лиц с ОВЗ, молодежь, эмпирическое исследование.

Annotation. The empirical results of the study show that the average level of jealousy in people with disabilities and conditionally healthy is slightly higher, but it is worth investigating this issue more extensively and thoroughly. According to the multidimensional Pfeiffer-Wong jealousy scale, three of its components can be distinguished: cognitive, emotional and behavioral. In the course of the study, a multidimensional scale of jealousy was applied by S.M. Pfeiffer and P.T.P. Wong, according to which three of its components are distinguished: cognitive, emotional and behavioral. In conditionally healthy individuals, the behavioral component is most pronounced, which may be quite justified due to the physical impossibility of persons with disabilities to multiple behavioral manifestations. The emotional and cognitive components differ slightly, however, in foxes with disabilities were slightly higher. The empirical results of the study show that the average level of jealousy in people with disabilities and conditionally healthy is slightly higher, but it is worth investigating this issue more extensively and thoroughly.

Key words: jealousy, students, disabled and conventionally healthy, jealousy of disabled people, young people, empirical study.

Введение. Ревность - это естественное эмоциональное состояние, которое может возникнуть у любого человека в ответ на определенные ситуации или обстоятельства. Однако у людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и тех, кто считается условно-здоровыми, ревность может проявляться по-разному. Ревность является одной из причин разрушения взаимоотношений между людьми. Общеизвестно, что ревность может встречаться в дружеских, романтических, детско-родительских и др. взаимоотношениях, оказывая влияние на жизнь человека.

Современность диктует необходимость изучения этой проблемы в связи с увеличивающимся количеством обращений к психологам по проблеме ревности, однако изучение этой области находится в стагнации, новые теоретические предположения не выдвигаются, сравнения разных категорий лиц в процессе переживания ревности не производятся.

В ходе исследования был проведен теоретический анализ основных положений и теорий ревности, выбрано наиболее подходящее определение, проведен сравнительный анализ и выявлены основные отличия у лиц с ОВЗ и условно-здоровых. Понятие «ревность» рассматривается как часть взаимоотношений между значимыми людьми. В настоящее время в психологии изучаются особенности ревности в дружеских отношениях, романтических и семейных отношениях, детско-родительских. Также изучается проявления ревности, поведенческая реакция в ситуации ревности. Особый интерес в исследованиях представляется в изучении мужской и женской ревности. В эмпирических исследованиях преимущественно изучаются тендерное влияние на понятие и проявления ревности, особенности проявления ревности во взаимоотношениях близких людей (супруги, друзья, партнеры).

Хотелось бы остановиться на понятие романтические отношения. Под ними понимается взаимодействие партнеров с целью продолжать отношения до тех пор, пока один из партнеров их не прервет и не перейдет к другим формам отношений (помолвка, брак, сожительство). Эти отношения включают выраженную взаимную направленность друг на друга, наличие реальных контактов, эмоциональную вовлеченность и интимность [6].

Малоизученной остается тема взаимосвязи личностных особенностей и проявлений ревности. Исследования психологов показывают, что ревность является одной из самых распространенных причин обращения за консультацией к специалистам. Примерно треть всех обращений связана с этой темой [7].

Одной из первых научных концепций ревности была работа 3. Фрейда «О некоторых невротических механизмах при ревности, паранойе и гомосексуализме» [5]. Фрейд рассматривал ревность как аффективное состояние, которое подвергается сильному подавлению и играет значительную роль в бессознательной душевной жизни. А. Адлер высказал категоричное утверждение о ревности, считая ее сложной установкой, которая наносит вред личности и проистекает из глубокого чувства неполноценности [1]. Также важными вкладами в изучение ревности являются работы Ц.П. Короленко и

Н.В. Дмитриевой. В их работе «Сексуальность в постсовременном мире» представлено определение ревности и классификация этого аспекта взаимоотношений людей [2]. Авторы утверждают, что ревность возникает, когда появляется опасность потерять значимые связи с другим человеком из-за замены этих связей на отношения с конкурентом или более важным объектом. Однако немецкий психоаналитик П. Куттер предлагает другую точку зрения, связывая происхождение ревности с травмой отвергнутого ребенка, которую переживает каждый из нас. Он утверждает это, поскольку ни один родитель не может быть всегда заботливым [3].

Мы придерживаемся следующего определения ревности: «ревность - это состояние, возникающее в ответ на реальную или мнимую угрозу утраты ценности отношений со значимым субъектом». Это определение кажется наиболее подходящим, учитывая особенности изучаемого явления, хотя оно не является идеальным и может быть дополнено [4].

Изложение основного материала статьи. Люди с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья имеют особенности проявления ревности. Безусловно, ревность оказывает влияние на их поведение и отношения с окружающими. Люди с интеллектуальными или физическими ограничениями могут испытывать более сильную ревность из-за своего ощущения неполноценности или страха потерять своего единственного партнера. В результате, они могут чувствовать беспокойство, тревогу и депрессию. Кроме того, из-за своих физических или когнитивных ограничений, они могут испытывать трудности в выражении своих эмоций и общении с партнером.

Одной из ключевых особенностей ревности у людей с ОВЗ может являться их повышенная уязвимость и ощущение беспомощности в отношениях. Это может приводить к переживаниям и защитным поведенческим реакциям. Люди с ОВЗ могут стремиться контролировать своего партнера или избегать ситуаций, которые вызывают у них ревность.

Условно-здоровые люди могут испытывать ревность по разным причинам. Это может быть связано с низкой самооценкой, недоверием к партнеру или страхом потерять контроль над отношениями. Также ревность может быть вызвана комплексом неполноценности или желанием защитить себя от возможной эмоциональной боли.

Условно-здоровые люди предположительно имеют разнообразные способы выражения ревности. Они могут выразить ее словами, эмоциональными реакциями или даже физическим насилием. В то же время люди с ОВЗ могут скрывать свою ревность или выражать ее неправильным поведением, так как им труднее найти альтернативные способы общения.

Люди с ограниченными возможностями в общении и зависимостью от окружающих могут испытывать более выраженную ревность. Их ограничения могут вызывать большую тревогу и беспокойство.

С целью выявления особенностей переживания ревности у студентов 1-4 курсов, были отобраны 40 респондентов с разных факультетов ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет». Для диагностики применялись следующие методики: «Коммуникативные реакции на ревность, СЮ» И.А. Фурманова, многомерная шкала ревности С.М. Пфайффера и П.Т.П. Вонга, адаптация И.А. Фурманова, «Ревнивы ли вы?» Ж. Аззопарди, перевод М. Куницына.

Мы предположили, что людям с ОВЗ при переживании ревности не свойственно применять такие типовые реакции как насилие или угрозы, что они менее склонны к интегративной коммуникации а также, что им свойственно активное дистанцирование. От условно-здоровых ожидались наиболее выраженные реакции в виде интегративной коммуникации, контакта с соперником, насилии или угрозах.

Выводы. Результаты эмпирического исследования отражены в таблицах 1-4.

Результаты психодиагностики особенностей переживания ревности по методике И.А. Фурманова отражены в Таблице 1.

Таблица 1

Различия в коммуникативных реакциях на ревность у лиц с ОВЗ и условно-здоровых, в баллах

Шкалы методики с ОВЗ Условно-здоровые

Активное дистанцирование (max 42) 22,5 17

Негативная аффективная экспрессия (max 49) 15 24

Интегративная коммуникация (max 28) 19 22

Дистрибутивная коммуникация (max 42) 18 22

Избегание/Отрицание (max 35) 16 17

Насилие/Угрозы (max 35) 6 10

Контроль/Ограничения (max 49) 17 13

Компенсация/ Замещение (max 35) 17,5 28,5

Манипуляция (max 28) 8 15

Контакт с соперником (max 21) 4 8

Согласно данным таблицы 1, наиболее выраженной реакцией при переживании ревности у условно-здоровых лиц является компенсация/замещение, у лиц с ОВЗ - активное дистанцирование.

Наименее выраженная реакция у условно-здоровых лиц и у лиц с ОВЗ - контакт с соперником. Однако у условно-здоровых она более выражена, что может объясняться большим количеством возможностей и способностей.

Далее была проведена диагностика по многомерной шкале ревности Пфайфер-Вонга. Результаты отражены Таблице 2.

Таблица 2

Различия в компонентах ревности у лиц с ОВЗ и условно-здоровых, в баллах

Категории испытуемых Когнитивный компонент Эмоциональный компонент Поведенческий компонент

с ОВЗ 31 32,4 25

Условно-здоровые 28,5 29 34

Согласно данным таблицы 2, значительные различия видны у лиц с ОВЗ и условно-здоровых в поведенческом компоненте. Предположительно это может быть обусловлено действительными возможностями двух выборок испытуемых. Лица с ОВЗ на самом деле могут использовать меньше поведенческий стратегий переживания ревности в силу возможностей. С другой стороны, они могут выражать ревность своеобразным образом, который можно постараться обнаружить в дальнейших исследованиях.

Что касается когнитивного и эмоционального компонентов, то они отличаются несильно. Стоит отметить, что все же лица с ОВЗ имеют показатели выше по названным выше двум шкалам. Когнитивный компонент ревности у лиц с ОВЗ - 31, в то время как у условно-здоровых лиц - 28,5. Эмоциональный компонент - 32,4 и 29 соответственно.

Далее была проведена диагностика общего уровня ревности, выявлен усредненный показатель выраженности ревности у лиц с ОВЗ и условно-здоровых. Количество испытуемых, определенных к той или иной группе выраженности ревности представлено в Таблице 1. Средний показатель уровня ревности у лиц с ОВЗ и условно-здоровых представлен в Таблице 3.

Таблица 3

Показатели уровня ревности у лиц с ОВЗ и условно-здоровых

Категории испытуемых Низкий Нормальный Высокий Зашкаливающий

с ОВЗ 0 13 5 2

Условно-здоровые 2 15 2 1

Согласно данным таблицы 3, большинство испытуемых из обеих групп имеют нормальный уровень ревности. Возможно, количество человек в выборке не дает увидеть значимые различия, однако стоит сказать, что у лиц с ОВЗ нет никого, кто бы относился к группе людей с низким показателем ревности, что не сказать про условно-здоровых лиц. Среди лиц с ОВЗ также большее количество человек с высоким уровнем ревности и зашкаливающим.

Таблица 4

Средний показатель уровня ревности у лиц с ОВЗ и условно-здоровых

Категории испытуемых с ОВЗ Условно-здоровые

Средний значение уровня ревности 37,25 32,3

Согласно данным таблицы 4, у лиц с ОВЗ среднее значение уровня ревности выше, чем у условно-здоровых лиц - 37,26 и 32,3 соответственно. Это не дает повода говорить, что лица с ОВЗ более ревнивы, однако предлагает возможность изучить этот вопрос более тщательно.

Выводы. Результаты нашего исследования показывают, что уровень ревности у лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) значительно выше (среднее значение 37,25) по сравнению с условно-здоровыми людьми (среднее значение 32,3). Это наблюдение указывает на важность изучения ревности в контексте людей с ОВЗ и подчеркивает необходимость учета их эмоциональных и социальных аспектов в межличностных отношениях. Данные результаты могут служить основой для дальнейших исследований в области взаимосвязи эмоциональных проявлений, включая ревность, и качества жизни у лиц с ОВЗ.

Наше исследование выявило значительные различия в поведенческом компоненте ревности между лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и условно-здоровыми лицами. Эти различия могут быть обусловлены реальными ограничениями в возможностях обеих групп испытуемых. Лица с ОВЗ, вероятно, используют меньше поведенческих стратегий для проявления ревности из-за своих ограниченных возможностей, однако, возможно, выражают ревность в своеобразных формах, которые стоит исследовать в будущих исследованиях.

Эти результаты подчеркивают важность дальнейших исследований в области ревности у лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые учитывают их специфические эмоциональные и поведенческие реакции. Понимание этих особенностей может помочь в разработке более эффективных стратегий поддержки и улучшения качества жизни у данной категории населения.

Литература:

1. Адлер, А. Наука жить / А. Адлер. - Питер: Мастера психологии, 2021. - 352 с.

2. Короленко, Ц.П. Сексуальность в постсовременном мире / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - М.: Академический проект: культура, 2011. - 326 с.

3. Куттер, П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей / П. Куттер. - СПб.: Б.С.К., 1998. - 115 с.

4. Кучарин, А.Е. Ревность: рабочее определение / А.Е. Кучарин // Научный Лидер. - 2023. - № 25(123). - С. 55-57

5. Фрейд, 3. Собрание сочинений: в 10 т.: Навязчивость, паранойя и перверсия / 3. Фрейд. -М.: ООО «Фирма СТД»,

2006.-336 с.

6. Фурманов, И.А. Взаимосвязь стилей привязанности и коммуникационных реакций на ревность в романтических и супружеских отношениях / И.А. Фурманов // Психология. - 2018. - № 4 (12). - С. 64-73

7. Buss, D.M. The evolution ofjealousy / D.M.Buss // Trends in Cognitive Sciences. - 2005. - Vol. 9. - P. 506-507

Психология

УДК 159.9.072

кандидат психологических наук, доцент Беленкова Лариса Юрьевна

ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва); кандидат психологических наук, доцент Соловей Лариса Болеславовна

ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ ТЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ВУЗА О СЕМЕЙНЫХ

ЦЕННОСТЯХ

Аннотация. В статье отражен теоретический анализ одной из наиболее животрепещущих проблем, которые стоят перед российским обществом, кризис современного института семьи и система семейных ценностей. Важнейшей ценностью в настоящее время является семья, которая всегда играла значимую роль в жизни общества. В статье отмечено, что социальная трансформация российского общества вначале 2000-х гг. привела к дестабилизации социальных отношений, в итоге к кардинальному изменению ценностных установок, в том числе, и среди молодежи. Авторы указали, что молодежь, вступающая в брачный возраст, оказалась не готовой к выполнению супружеских и родительских обязанностей. Об этом, утверждают авторы, свидетельствуют продолжающееся увеличение разводов, конфликты при распределении власти в семье, неумение молодых супругов вести хозяйство, уклонение от выполнения родительских функций, рост отказов от новорожденных детей, проявления агрессии к собственным детям. В то же время, считают авторы, семейные ценности и семья являются приоритетной ценностью любого современного государства, поскольку положение семьи как социокультурного института (и не только), тенденции, характеризующие его состояние, отражают показатели дел в стране, уровень её развития и перспективы роста. В статье представлены результаты эмпирического исследования установок в семейной паре, распределение ролей в семье, ролевые ожидания и притязания в браке у студентов (юношей и девушек). Выявлены различия между сравниваемыми группами, которые свидетельствуют о наличии установок на равноправные партнерские отношения, предпочтение эгалитарного типа семейного устройства. Результаты исследования показали, что продолжение рода и воспитание детей для всех респондентов является ценностью, однако не первостепенной и не основополагающей для семейного благополучия. Авторы отмечают, что ценность интимной жизни для молодых людей в обеих группах также имеет относительное, второстепенное значение. Безусловно, материальное обеспечение семьи также имеет тенденцию к равноценному вкладу партнеров, отмечают авторы. Относительно ведения семейного хозяйства, по мнению авторов, наблюдаются расхождения в показателях между группами, и юноши и девушки закрепляют эту сферу за собой в первую очередь. Также и относительно семейной субкультуры, обе группы закрепляют за собой лидерские позиции в этой сфере семейных отношений. Таким образом, как юноши, так и девушки ориентированы на то, что их ценности, интересы и увлечения должны быть в семье ведущими. Авторы отметили, что выявлены статистически значимые различия между семейными ценностями студентов девушек и юношей: для первых важную роль играет эмоциональный климат в семье, ценится расслабляющая психотерапевтическая атмосфера, принятие и моральная поддержка; для вторых - роль женщины в семье представляется в более традиционном аспекте, бремя домашних забот и ответственность за детей и т.д.

Ключевые слова: молодежь, студенты, юноши, девушки, инклюзивный вуз, тендерные представления, семейные ценности.

Annotation. The article reflects a theoretical analysis of one of the most burning problems facing Russian society, the crisis of the modern institution of the family and the system of family values. The most important value at present is the family, which has always played a significant role in the life of society. The article notes that the social transformation of Russian society in the early 2000s led to the destabilization of social relations, as a result, to a radical change in value attitudes, including among young people. The authors pointed out that young people entering the marriageable age were not ready to perform marital and parental duties. This, according to the authors, is evidenced by the continuing increase in divorces, conflicts in the distribution of power in the family, the inability of young spouses to run a household, avoidance of parental functions, the growth of refusals from newborn children, manifestations of aggression towards their own children. At the same time, the authors believe that family values and the family are the priority value of any modern state, since the position of the family as a socio-cultural institution (and not only), the trends characterizing its condition reflect the indicators of affairs in the country, its level of development and growth prospects. The article presents the results of an empirical study of attitudes in a married couple, the distribution of roles in the family, role expectations and claims in marriage among students (boys and girls). The differences between the compared groups are revealed, which indicate the presence of attitudes towards equal partnerships, preference for an egalitarian type of family arrangement. The results of the study showed that procreation and parenting for all respondents is a value, but not paramount and not fundamental for family well-being. The authors note that the value of intimate life for young people in both groups is also of relative, secondary importance. Of course, the financial support of the family also tends to equal the contribution of partners, the authors note. Regarding the management of the family economy, according to the authors, there are discrepancies in indicators between groups, and boys and girls secure this area for themselves in the first place. Also regarding the family subculture, both groups consolidate leadership positions in this area of family relations. Thus, both boys and girls are focused on the fact that their values, interests and hobbies should be leading in the family. Thus, both boys and girls are focused on the fact that their values, interests and hobbies should be leading in the family. The authors noted that statistically significant differences between the family values of female and male students were revealed: for the former, the emotional climate in the family plays an important role, a relaxing psychotherapeutic atmosphere, acceptance and moral support are appreciated; for the latter, the role of a woman in the family is presented in a more traditional aspect, the burden of household chores and responsibility for children, etc.

Key words: youth, students, boys, girls, inclusive university, gender perceptions, family values.

Введение. Абсолютно каждое государство на планете глубоко заинтересованно в сохранении, а некоторые и увеличении, населения страны, укреплении своего международного положения, а также культурных и социальных институтов государства. Семейные ценности и семья являются приоритетной ценностью любого современного государства, поскольку положение семьи как социокультурного института (и не только), тенденции, характеризующие его состояние, отражают показатели дел в стране, уровень её развития и перспективы роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.