Научная статья на тему 'РОЛЬ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СУБЪЕКТИВНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ: ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ'

РОЛЬ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СУБЪЕКТИВНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ: ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
базовые ценности / субъективное благополучие / обучающаяся молодежь / этнокультурные особенности / модель Хофстеде / basic values / subjective well-being / students / ethnocultural characteristics / Hofstede's model

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Банщикова Татьяна Николаевна, Соколовский Максим Леонидович

Представлены результаты эмпирического исследования базовых ценностей обучающихся 5 регионов: Карачаево-Черкесской Республики (N=307), Кабардино-Балкарской Республики (N=302), Республики Северной Осетии-Алании (N=381), Ставропольского края (N=392), Москвы и Московской области (N=234). В диагностический комплекс вошли: методика диагностики субъективного благополучия личности, саморегуляции поведения; толерантности и интолерантности к неопределенности; краткая версия большой пятерки, опросник воспринимаемого стресса, опросник ценностей. Установлено, что такие ценности национальной культуры как «дистанцированность от власти» и «маскулинность» являются достаточно однородными для молодых людей вне зависимости от их этнорегиональной принадлежности. Факторный анализ из исходного набора переменных позволил выделить факторы: активность, стрессорность, последовательность, открытость. Далее были выявлены различия в измерениях культуры по Хофстеде для испытуемых с разным типом субъективного благополучия (базисный, стрессорный, пассивный, гармоничный, оперативный). Для оперативного типа достижения благополучия характерны ценности: больший индивидуализм, наименьшее избегание неопределенности, они также меньше других ориентированы на долгосрочную перспективу. Избегание неопределенности статистически значимо выше у девушек, чем у юношей. Ценность «потворство желаниям» имеет самые низкие значения у молодых людей с пассивным типом субъективного благополучия. Для мужской выборки оперативный тип в меньшей степени ориентируется на долгосрочную перспективу, чем стрессорный и гармоничный типы. Представленные в данной статье результаты эмпирического исследования достаточно ярко демонстрируют базовые ценности имеют свои этнорегиональные особенности и оказывают существенное влияние на стратегии достижения субъективного благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Банщикова Татьяна Николаевна, Соколовский Максим Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of an empirical study of basic kindergarten students in 5 regions are presented: the Karachay-Cherkess Republic (N=307), the Kabardino-Balkarian Republic (N=302), the Republic of North Ossetia-Alania (N=381), the Stavropol Territory (N=392), Moscow and Moscow region (N=234). The diagnostic complex includes: methods for diagnosing adaptive personality changes, self-regulation of behavior; tolerance and intolerance to uncertainty; Short version of the Big Five, Perceived Stress Questionnaire, Cost Questionnaire. It has been established that such values of national culture as “distance from power” and “masculinity” are quite homogeneous for young people, regardless of their ethno-regional affiliation. Factor analysis of the original set allows us to identify the following factors: activity, stress, consistency, openness. Further, differences in Hofstede's culture measurements were identified for subjects with different types of passive radiation (basic, stress, passive, harmonious, operational). To achieve the operational type, they retain characteristic values: greater individualism, less freedom from uncertainty, they are also less long-term oriented than others. Avoidance of uncertainty, which brings profit, is higher among girls than among young people. The value of “indulgence” is lowest among young people with passive solar radiation. For men, the choice of an operational type is less oriented towards the long term than the stress and harmonic factors. The results of the empirical research presented in this article quite clearly demonstrate that basic values have their own ethno-regional characteristics and have a positive impact on the strategy for achieving adaptive change.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СУБЪЕКТИВНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ: ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ»

Психология

УДК 159.923

кандидат психологических наук, доцент Банщикова Татьяна Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук Соколовский Максим Леонидович Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

РОЛЬ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СУБЪЕКТИВНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ:

ЭТНОРЕГИОНАЛБНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация. Представлены результаты эмпирического исследования базовых ценностей обучающихся 5 регионов: Карачаево-Черкесской Республики (N=307), Кабардино-Балкарской Республики (N=302), Республики Северной Осетии-Алании (N=381), Ставропольского края (N=392), Москвы и Московской области (N=234). В диагностический комплекс вошли: методика диагностики субъективного благополучия личности, саморегуляции поведения; толерантности и интолерантности к неопределенности; краткая версия большой пятерки, опросник воспринимаемого стресса, опросник ценностей. Установлено, что такие ценности национальной культуры как «дистанцированность от власти» и «маскулинность» являются достаточно однородными для молодых людей вне зависимости от их этнорегиональной принадлежности. Факторный анализ из исходного набора переменных позволил выделить факторы: активность, стрессорность, последовательность, открытость. Далее были выявлены различия в измерениях культуры по Хофстеде для испытуемых с разным типом субъективного благополучия (базисный, стрессорный, пассивный, гармоничный, оперативный). Для оперативного типа достижения благополучия характерны ценности: больший индивидуализм, наименьшее избегание неопределенности, они также меньше других ориентированы на долгосрочную перспективу. Избегание неопределенности статистически значимо выше у девушек, чем у юношей. Ценность «потворство желаниям» имеет самые низкие значения у молодых людей с пассивным типом субъективного благополучия. Для мужской выборки оперативный тип в меньшей степени ориентируется на долгосрочную перспективу, чем стрессорный и гармоничный типы. Представленные в данной статье результаты эмпирического исследования достаточно ярко демонстрируют - базовые ценности имеют свои этнорегиональные особенности и оказывают существенное влияние на стратегии достижения субъективного благополучия.

Ключевые слова: базовые ценности, субъективное благополучие, обучающаяся молодежь, этнокультурные особенности, модель Хофстеде.

Annotation. The results of an empirical study of basic kindergarten students in 5 regions are presented: the Karachay-Cherkess Republic (N=307), the Kabardino-Balkarian Republic (N=302), the Republic of North Ossetia-Alania (N=381), the Stavropol Territory (N=392), Moscow and Moscow region (N=234). The diagnostic complex includes: methods for diagnosing adaptive personality changes, self-regulation of behavior; tolerance and intolerance to uncertainty; Short version of the Big Five, Perceived Stress Questionnaire, Cost Questionnaire. It has been established that such values of national culture as "distance from power" and "masculinity" are quite homogeneous for young people, regardless of their ethno-regional affiliation. Factor analysis of the original set allows us to identify the following factors: activity, stress, consistency, openness. Further, differences in Hofstede's culture measurements were identified for subjects with different types of passive radiation (basic, stress, passive, harmonious, operational). To achieve the operational type, they retain characteristic values: greater individualism, less freedom from uncertainty, they are also less long-term oriented than others. Avoidance of uncertainty, which brings profit, is higher among girls than among young people. The value of "indulgence" is lowest among young people with passive solar radiation. For men, the choice of an operational type is less oriented towards the long term than the stress and harmonic factors. The results of the empirical research presented in this article quite clearly demonstrate that basic values have their own ethno-regional characteristics and have a positive impact on the strategy for achieving adaptive change.

Key words: basic values, subjective well-being, students, ethnocultural characteristics, Hofstede's model.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) врамках научного проекта № 22-28-00975 «Регуляторные и личностные ресурсы субъективного благополучия молодых людей вусловиях

неопределенности»

Введение. Стремление молодых людей к достижению субъективного благополучия (СБ), как жизненной цели, вносит значительный вклад в актуализацию его ресурсов, детерминирующих различные формы активности [9]. Это задает определенный вектор исследованиям СБ, так как поиск и анализ его предикторов позволит прогнозировать активности, стратегии для достижения СБ, планировать в образовательных организациях условия для поддержания СБ.

Проблема СБ активно исследуется не только в психологии, но и в других науках. В психологии под благополучием в широком смысле понимается сложный комплекс переживаний: удовлетворенность жизнью, ощущение целостности, внутреннее равновесие и др [23]. Понятие субъективного благополучия выступает довольно точным научным эквивалентом понятия счастья, рассматриваемого в парадигме субъективного переживания [14]. Выделяют гедонистическую и эвдемоническую перспективу благополучия [21], негативный и позитивный аспекты в структуре субъективного благополучия [14]. Наиболее распространенной является модель субъективного благополучия Э. Динера [14], который выделяет три относительно независимыми друг от друга компонента в структуре благополучия: удовлетворенность жизнью (интегральная когнитивная оценка, позитивные и негативные эмоции). Кэрол Рифф изучала СБ через аффективные компоненты: положительные и отрицательные эмоции или через психологическое благополучие: самопринятие позитивные отношения с окружающими, автономия, компетентность, цели в жизни и личностный рост [22].

В качестве предикторов благополучия рассматривается широкий круг феноменов, социальные отношения [19, 24, 27], материальный достаток, удовлетворение потребностей [14, 17], наличие целей и смысла жизни [18, 26], физическая активность, личные особенности, принятие себя как личности и многие другие [2]. Современные исследователи все чаще обращаются к роли личности, ее активности в достижении благополучия [6, 7], исследования этих факторов ведутся в рамках позитивной психологии [20, 23]

В изучении СБ особую актуальность приобретает проблема этнокультурных особенностей СБ. Ни политические, ни экономические факторы не могут претендовать на роль единственных оснований СБ.

Наиболее значимую предикторную нагрузку несут личностные [5] и культурные детерминанты [1]. СБ как ценностная позиция человека формируется в процессе социализации-инкультурации и обусловлена культурными, этническими и

другими обстоятельствами [13]. В научных исследованиях отмечается, что измерение показателей своей благополучности происходит, как правило, по традиционно признаваемым для данной культуры параметрам, а также в субъективной системе оценок, которая опирается на иерархию жизненных ценностей и представлений о собственном благополучии. Вопрос о ценностной детерминации СБ является одним из центральных в обсуждаемом ракурсе и требует своего специального рассмотрения.

В то же время выявление этнорегиональных особенностей субъективного благополучия, изучение взаимосвязи субъективного благополучия и базовых жизненных ценностей может выступать весьма существенной базой построения системы психологического сопровождения молодежи в достижении СБ.

Цель представленного исследования - выявить этнорегиональные особенности базовых ценностей у молодых людей с разным типом субъективного благополучия.

Задачи исследования: 1) Выявить базовые ценности молодых людей разных этнорегиональных групп. 2) Установить связь выявленных ценностей с типом субъективного благополучия. 3) Определить этнорегиональные особенности данной взаимосвязи.

В ходе исследования проверялась гипотеза о том, что базовые ценности имеют свои этнорегиональные особенности и связаны со стратегиями достижения СБ.

Выборка. Выборку составили 1616 респондентов. Все респонденты являются обучающими различных регионов России, в том числе Карачаево-Черкесской Республики (N=307), Кабардино-Балкарская Республика (N=302), Республика Северная Осетия-Алания (N=381), Ставропольский край (N=392), Москва и Московская область (N=234).

Методы и методики. В диагностический комплекс вошли: методика диагностики субъективного благополучия личности [12], опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения, ССПМ 2020» [8]; шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника С. Баднера [4], краткая версия пятифакторной модели личностных черт - опросник «Большая пятерка личности», Mini-IPIP [25], адаптированный опросник воспринимаемого стресса Т. Янга [27]. С целью описания кросс-культурных характеристик региональных выборок использовался опросник ценностей Гирта Хофстеде - Values survey module 2013, VSM-2013 [15].

Математико-статистическая обработка данных представляла собой однофакторный дисперсионный анализ показателей культурных измерений этнорегиональных и типологических групп с последующим попарным сравнением выборочных средних. Типы испытуемых по стилю достижения субъективного благополучия были выделены на предварительном этапе анализа данных посредством эксплораторного факторного анализа с последующим кластерным анализом методом к-средних. Связь между показателями ценностей и предикторов субъективного благополучия оценивалась при помощи коэффициента корреляции рангов.

Изложение основного материала статьи. Все изучаемые этнорегиональные выборки являются достаточно однородными по таким ценностям как «дистанцированность власти» и «маскулинность» (отсутствие статистически значимых различий). Описанные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Стандартизированные значения показателей этнокультурных измерений Хофстеде для смешанных

этнорегиональных выборок

Этнорегиональная группа PDI IDV MAS UAI LTO IVR N

Черкесы 0,05 -0,16 0,24 0,09 0,27 -0,03 49

Карачаевцы КЧР 0,00 -0,20 0,08 0,01 0,41 0,06 202

Балкарцы КБР 0,23 -0,42 0,12 0,01 0,03 -0,38 72

Кабардинцы КБР 0,13 -0,29 -0,05 -0,15 -0,20 -0,26 145

Осетины РСО-А -0,04 0,04 -0,05 -0,13 -0,14 0,10 291

Русские CK -0,04 0,12 0,03 0,15 -0,13 0,04 315

Русские ММО -0,11 0,48 0,02 0,01 -0,08 0,20 186

Средняя по выборкам -0,01 0,02 0,02 0,00 -0,02 0,02 1260

р (ANOVA) 0,140 < 0,000 0,427 0,013 < 0,000 < 0,000

Примечание: PDI — дистанция власти, IDV — индивидуализм, MAS — маскулинность, UAI — избегание неопределенности, LTO — долгосрочность, IVR — прощение, N— число испытуемых

Что касается показателя «индивидуализм-коллективизм», то респонденты из КЧР и КБР представлены единой группой и статистически значимо друг от друга не отличаются. Они обладают с более высоким уровнем коллективизма, чем представители других этнорегиональных групп. Этнорегиональные группы из более крупных населенных пунктов в большей степени проявляют индивидуализм. Наибольшая ценность индивидуализма выявлена у жителей ММО, затем - СК, осетинская этнорегиональная группа занимает промежуточное положение.

Существенные различия выявлены для показателя «избегание неопределенности», который по Хофстеде считается проявлением уровня общественного напряжения в ожидании неизвестного будущего. Вместе с тем, данные различия отмечаются по тендерному признаку, а не по этнорегиональным показателям выборки. Более высокие показатели избегания неопределенности отмечены у девушек, по сравнению с юношами (р < 0,0001).

Базовая ценность «долгосрочная ориентированность» выше у молодых людей их КЧР; «прощение», или потворство желаниям, самое низкое у респондентов из КБР. По этому параметру они статистически значимо отличаются от всех выборок.

Была выявлена положительная связь между интегральным показателем СБ и такой ценностью как «свобода норм социального поведения» (г = 0,35). Установлена отрицательная связь СБ с ценностью «избеганием неопределенности» (г = -0,30), а также слабые положительные и отрицательные связи с показателем «индивидуализм» (г = 0,09) и «ориентация на долгосрочную перспективу» (г = -0,05).

На следующем этапе был проведен факторный анализ. При помощи эксплораторното факторного анализа из исходного набора переменных было выделено 4 фактора: И - активность, Б2 - стрессорность (дезадаптивная стрессорность), БЗ - последовательность, Б4 - открытость (адаптивная стрессорность).

Дальнейшая кластеризация исходной выборки из 1616 испытуемых исходя из индивидуальных значений четырех извлеченных факторов позволила выделить 5 кластеров, или типов достижения СБ, которые были названы по аналогии с полученными ранее данными [10]. Соответственно, кластер 1 - базисный, кластер 2 - стрессорный, кластер 3 - пассивный, кластер 4 - гармоничный, кластер 5 - оперативный.

Для первого, базисного типа, стратегия поведения в достижении субъективного благополучия - «Будь как все». Средние усилия приводят к среднему результату. Если экстраполировать данную стратегию на обучающуюся молодежь, то можно предположить, что такие студенты в учебе не проявляют выраженной активности, демонстрируемой целеустремленности в развитии своих компетенций, т.е. проявляют сберегательную активность в обучении. Вместе с тем они достаточно общительны, открыты. Базисный тип чаще встречается у доминирующих этносов из КБР (50%) и КЧР (25%). Данные этногруппы характеризуются преданностью в сохранении традиций, обычаев, ритуалов, правил - это один из самых главных принципов их жизни. Их сознание постоянно настроено главным образом на восприятие и осмысливание окружающего мира в соответствии со своими национальными установками.

Второй тип - «Стрессорный», обладает способностью к осознанной саморегуляции немного ниже среднего, поэтому, чтобы достигнуть среднего уровня субъективного благополучия и связанной с ним активности им необходимо пребывать в постоянном стрессе. Данная группа характеризуется стратегией поведения в достижении субъективного благополучия - «Я сделаю хоть что-нибудь», данный тип относительно распространен среди женщин, принадлежащих доминирующим этносам РСОА (29%), ММО (27%), СК (25%), КЧР (21%).

Данный тип чаще встречается у мужчин доминирующих этносов РСОА (52%), СК (30%) и ММО (26%). Выраженный фактор открытости, позитивный фактор активности у молодых людей данного типа, позволяют предположить наличие проявления доверия (ожидание того, что другие будут вести себя честно, проявляя готовность к взаимопомощи в соответствии с общепринятыми нормами, культурными традициями, обычаями, общими этическими ценностями) способствует проявлению толерантности в отношении к национальному многообразию поликультурной среды, ощущению субъективного благополучия [11].

Третий кластер - «Пассивный». Стратегия достижения благополучия - «Терпеть, не проявляя особой активности» Низкие показатели фактора активности сочетаются с высокими значениями фактора «стрессорность». Данный тип также довольно распространен среди доминирующих этносов КБР (36%).

Четвертый тип - «Гармоничный». Стратегия поведения для достижения субъективного благополучия - «Будь активным, не стой в стороне, достигай всего сам, преодолевай препятствия». Данный тип наиболее распространен в представленной выборке молодых людей из РСОА, СК и ММО. Это молодые люди со значениями осознанной саморегуляции выше среднего, с умеренно развитыми личностными качествами экстраверсия, открытость опыту, средним уровнем стрессорности. Регуляторный профиль испытуемых данного кластера более гармоничен в сравнении с другими выделенными типами - все регуляторные процессы и личностная активность находятся примерно на одном уровне. Данный тип больше распространен среди женщин доминирующих этносов в РСОА (38%), КЧР (25%), женщин ММО (46%), СК (39%), а также мужчин ММО (30%) и СК (25%).

Пятый кластер - «Оперативный». Стратегия поведения для достижения субъективного благополучия - «Будь активным, открытым к взаимодействию с другими людьми, действуй по ситуации». Представители данного типа, скорее всего, тщательно планируют, прежде чем принять решение, простраивают программы своих действий, взвешивают все «за» и «против», адекватно оценивают себя и результатов своей деятельности. При таком наличии регуляторного ресурса, они, естественно, оказываются в наименьшей степени подверженными развитию разнообразных форм стрессовых проявлений и нейротизма.

На следующем этапе исследования стояла задача установить связь СБ молодых людей данных типологических групп с их базовыми ценностями (таблица 2).

Таблица 2

Средние арифметические стандартизированных показателей этнокультурных ценностей испытуемых с различным стилем достижения субъективного благополучия

Кластер PDI IDV MAS UAI LTO IVR N

1. Базисный 0,01 -0,15 -0,02 -0,15 -0,05 -0,06 417

2. Стрессорный 0,07 0,05 -0,01 0,46 0,13 -0,22 277

3. Пассивный -0,01 -0,33 -0,06 0,22 0,04 -0,54 221

4. Гармоничный 0,04 0,11 0,08 0,05 0,06 0,19 414

5. Оперативный -0,13 0,27 -0,02 -0,47 -0,18 0,43 287

Для смешанной выборки 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 1616

р(АЫОУА) 0,178 <0,0001 0,4838 <0,0001 0,0023 < 0,0001

Примечание: PDI — дистанция власти, IDV — индивидуализм, MAS — маскулинность, UAI — избегание неопределенности, LTO — долгосрочность, IVR — прощение, N— число испытуемых

Было установлено: при рассмотрении типологических различий в достижении субъективного благополучия также, как и при сравнении этнорегиональных выборок, остаются незначимыми различия в ценностях «дистанцированности власти» и «маскулинность».

По оставшимся четырем культурным измерениям Хофстеде своеобразный полюс образует оперативный тип достижения СБ. Для этого типа характерны: больший индивидуализм, наименьшее избегание неопределенности и наибольшая снисходительность.

Для каждого из выделенных типов СБ, за исключением пассивного типа, ценность «избегание неопределенности» статистически значимо выше у девушек, чем у юношей. Различия в ориентации на долгосрочную перспективу между типами СБ для девушек статистически незначимы. Для мужской выборки оперативный тип в меньшей степени ориентируется на долгосрочную перспективу, чем стрессорный и гармоничный (р = 0,0145; р = 0,0064). У юношей оперативного типа также меньше ориентация на долгосрочную перспективу, чем у девушек (т = -0,26; т = 0,00; р = 0,0157). Для смешанной выборки девушки также незначительно превосходят юношей по этому параметру (ш = 0,06; m = -0,08; р = 0,0030).

Такая ценностная позиция как «потворство желаниям» самое высокое у обучающихся с оперативным типом достижения СБ и самое низкое у пассивного типа. Девушки гармоничного типа превосходят юношей того же типа в ценности «потворство желаниям» (т = 0,26; т = 0,06; р = 0,0380).

Выводы. Таким образом, в настоящем исследовании получены новые данные о роли базовых ценностей в субъективном благополучии обучающейся молодежи различных этнорегиональных групп.

Установлено, что все изучаемые этнорегиональные выборки являются достаточно однородными по таким базовым ценностям как «дистанцированность власти» и «маскулинность». Существенные различия выявлены по показателю «избегание неопределенности». Этнорегиональные группы из более крупных населенных пунктов в большей степени проявляют такую ценность как индивидуализм. Установлена связь выявленных ценностей с базисным, оперативным, пассивным, гармоничным и директивным типами СБ.

Представленные в данной статье результаты эмпирического исследования достаточно ярко демонстрируют то, что базовые ценности имеют свои этнорегиональные особенности и оказывают существенное влияние на стратегии достижения СБ.

Литература:

1. Бочарова, Е.Е. Структурно-содержательные характеристики саморегуляции социального поведения личности представителей разных этногрупп / Е.Е. Бочарова // Известия Саратовского Университета. Новая Серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. -2015,- Т. 15,-№ 1. - С. 84-88

2. Иванова, Т.Ю. Функциональная роль личностных ресурсов в обеспечении психологического благополучия / Т.Ю. Иванова. - Москва: Московский государственный университет, 2016. -205 с.

3. Комарова, Д.Н. Парадоксы субъективного благополучия личности / Д.Н. Комарова // Актуальные исследования. -Москва, Белгород: Общество с ограниченной ответственностью «АПНИ», 2020. - № 1.- С. 52-55

4. Корнилова, Т.В. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника С. Баднера / Т.В. Корнилова, М.А. Чумакова// Экспериментальная психология. - 2014. - Т.7. - № 1. - С. 92-110

5. Лебедева, А.А. Современные подходы к изучению качества жизни: от объективных контекстов к субъективным /

A.А. Лебедева, Д.А. Леонтьев// Социальная психология и общество. - 2022. - Т. 13. - № 4. - С. 142-162

6. Леонтьев, Д.А. Качество жизни и благополучие: объективные, субъективные и субъектные аспекты / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. - 2020. - Т.41.- № 6. - С. 86-95.

7. Леонтьев, Д.А. Состоятельность как психологический конструкт: опыт психометрической валидизации / Д.А. Леонтьев, О.В. Митина, В.А. Петровский // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. - 2017. - Т. 14. - № 3. -С. 433-452

8. Моросанова, В.И Опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения - ССПМ 2020» /

B.И. Моросанова, Н.Г. Кондратюк // Вопросы Психологии. - 2020. - № 4. - С. 155-167

9. Психология социальной активности молодежи / P.M. Шамионов, М.В.Григорьева, И.В. Арендачук [и др.]. -Саратов: Издательство «Перо», 2020. -200 с.

10. Соколовский, М.Л. Этнорегиональная специфика субъективного благополучия молодежи: типологический подход / М.Л. Соколовский, Т.Н. Банщикова, Д.С. Приходько // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Приверженность вопросам психического здоровья» / ред. Михайлова О.Б. и др. - Москва: Российский университет дружбы народов, 2023. - С. 139-143

11. Татарко, А.Н. Ценностный базис институционального и социального доверия в Краснодарском крае / А.Н. Татарко, В.Н. Муха // Вопросы теоретической экономики. - 2023. - № 1,- С. 83-99

12. Шамионов, P.M. Методика диагностики субъективного благополучия личности / P.M. Шамионов, Т.В. Бескова // Психологические исследования,-2018.-Т. 11.-№60.-С. 8.

13. Шамионов, P.M. Ценности и отношение к этнической культуре и традициям как предикторы субъективного благополучия русских и казахов / P.M. Шамионов, Н.Ж. Султаниязова // Российский Психологический Журнал. - 2018. -Т. 15.-№ 1.-С. 157-186

14. Diener, Е. Subjective well-being: A general overview / Е. Diener, К. Ryan 11 South African Journal of Psychology. SAGE Publications, 2009. - Vol. 39. - № 4. - P. 391-406

15. Hofstede, G. The VSM 2013 (Values Survey Module) for cross-cultural research is free for download in many languages [Electronic resource] / G. Hofstede 11 Geert Hofstede. - 2013. - URL: https://geerthofstede.com/research-and-vsm/vsm-2013/ (accessed: 04.06.2021)

16. Individual and regional association between socioeconomic status and uncertainty stress, and life stress: a representative nationwide study of China / T. Yang, X. Yang, L. Yu [et al.] II International Journal for Equity in Health. -2017. - Vol. 16. -№ 1.-Article number: 118.

17. Measuring eudaimonic and non-eudaimonic goods in the pursuit of the good life: The Riverside Eudaimonia Scale and the Rich & Sexy Weil-Being Scale / S. Margolis, E. Schwitzgebel, D. Ozer [et al.] II International Journal of Wellbeing. - 2022. - Vol. 12.-№ 1. -P. 1-20

18. Njus, D.M. Evidence that God attachment makes a unique contribution to psychological well-being / D.M. Njus, A. Scharmer 11 International journal for the psychology of religion. - 2020. - Vol. 30. - № 3,- P. 178-201

19. Peng, A. Attachment, empathy, emotion regulation, and subjective well-being in young women / A. Peng, M.M. Patterson, H. Wang // Journal of Applied Developmental Psychology. - 2023. - Vol. 84. - P. 101497.

20. Psychological wellbeing / A. Adler, W. Unanue, E. Osin. [et al.] II Happiness: Transforming the Development Landscape. - 1st ed. Thimphu: The Centre for Bhutan Studies and GNH, 2017. - P. 118-155

21. Ryan, R.M. On happiness and human potentials: A review of research on hedonic and eudaimonic well-being / R.M. Ryan, E.L. Deci //Annual Review ofPsychology. -2001. - Vol. 52.-№ 1. - P. 141-166

22. Ryff, C.D. The structure of psychological well-being revisited / C.D. Ryff, C.L.M. Keyes 11 Journal of Personality and Social Psychology. - US: American Psychological Association, 1995. - Vol. 69. - № 4. - P. 719-727

23. Seligman, M.E.P. The new positive psychology: A scientific perspective on happiness and the meaning of life / M.E.P.Seligman. - LLC Publishing house "Sofia," 2006. - 368 c.

24. The impact of emotional intelligence on the cognitive subjective well-being of Vietnamese college students / D.T. Trang, H.K. Anh, N.T.B. Thuy, T.Q. Huy // European Journal ofEducation and Pedagogy. - 2023. - Vol. 4. -№ 4. - P. 40-46

25. The Mini-IPIP Scales: Tiny-yet-effective measures of the Big Five Factors of Personality / M.B. Donnellan, F.L. Oswald, B.M. Baird, R.E. Lucas//Psychological Assessment.-2006. - Vol. 18. -№2. - P. 192-203

26. Wang, H. How and when goal-oriented self-regulation improves college students' well-being: A weekly diary study / H. Wang, J. Yang, P. Li // Current Psychology. - 2022. - Vol. 41. - № 11,- P. 7532-7543

27. Ward, C. Acculturation, cultural identity and well-being / C. Ward, A. Szabo 11 Nature Reviews Psychology. - 2023. -P. 1-16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психология

УДК 370

кандидат психологических наук, доцент Беленкова Лариса Юрьевна

ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва); студентка Кундас Ксения Сергеевна

ФГБОУИ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва); студент Кучарин Александр Евгеньевич

ФГБОУИ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕВНОСТИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. Данная статья направлена на изучение феномена ревности среди лиц с ОВЗ и условно-здоровых. В настоящее время увеличивается количество обращений к психологам в связи с ревностью, однако изучение этой области находится в стагнации, новые теоретические предположения не выдвигаются, сравнения разных категорий лиц в процессе переживания ревности не производятся. В ходе исследования был проведен теоретический анализ основных положений и теорий ревности, выбрано наиболее подходящее определение, проведен сравнительный анализ и выявлены основные отличия у лиц с ОВЗ и условно-здоровых. В процессе исследования была применена многомерная шкала ревности С.М. Пфайффера и П.Т.П. Вонга, согласно которой выделяется три её компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. У условно-здоровых лиц поведенческий компонент наиболее выражен, что может быть достаточно оправданно в связи с физической невозможностью лиц с ОВЗ на множественные поведенческие проявления. Эмоциональный же и когнитивный компоненты отличаются несильно, однако у лис с ОВЗ оказались немного выше. Эмпирические результаты исследования показывали, что средний уровень показателя ревности у лиц с ОВЗ и условно-здоровых незначительно выше, но стоит исследовать этот вопрос более масштабно и тщательно.

Ключевые слова: ревность, студенты, ОВЗ и условно-здоровые, ревность лиц с ОВЗ, молодежь, эмпирическое исследование.

Annotation. The empirical results of the study show that the average level of jealousy in people with disabilities and conditionally healthy is slightly higher, but it is worth investigating this issue more extensively and thoroughly. According to the multidimensional Pfeiffer-Wong jealousy scale, three of its components can be distinguished: cognitive, emotional and behavioral. In the course of the study, a multidimensional scale of jealousy was applied by S.M. Pfeiffer and P.T.P. Wong, according to which three of its components are distinguished: cognitive, emotional and behavioral. In conditionally healthy individuals, the behavioral component is most pronounced, which may be quite justified due to the physical impossibility of persons with disabilities to multiple behavioral manifestations. The emotional and cognitive components differ slightly, however, in foxes with disabilities were slightly higher. The empirical results of the study show that the average level of jealousy in people with disabilities and conditionally healthy is slightly higher, but it is worth investigating this issue more extensively and thoroughly.

Key words: jealousy, students, disabled and conventionally healthy, jealousy of disabled people, young people, empirical study.

Введение. Ревность - это естественное эмоциональное состояние, которое может возникнуть у любого человека в ответ на определенные ситуации или обстоятельства. Однако у людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и тех, кто считается условно-здоровыми, ревность может проявляться по-разному. Ревность является одной из причин разрушения взаимоотношений между людьми. Общеизвестно, что ревность может встречаться в дружеских, романтических, детско-родительских и др. взаимоотношениях, оказывая влияние на жизнь человека.

Современность диктует необходимость изучения этой проблемы в связи с увеличивающимся количеством обращений к психологам по проблеме ревности, однако изучение этой области находится в стагнации, новые теоретические предположения не выдвигаются, сравнения разных категорий лиц в процессе переживания ревности не производятся.

В ходе исследования был проведен теоретический анализ основных положений и теорий ревности, выбрано наиболее подходящее определение, проведен сравнительный анализ и выявлены основные отличия у лиц с ОВЗ и условно-здоровых. Понятие «ревность» рассматривается как часть взаимоотношений между значимыми людьми. В настоящее время в психологии изучаются особенности ревности в дружеских отношениях, романтических и семейных отношениях, детско-родительских. Также изучается проявления ревности, поведенческая реакция в ситуации ревности. Особый интерес в исследованиях представляется в изучении мужской и женской ревности. В эмпирических исследованиях преимущественно изучаются тендерное влияние на понятие и проявления ревности, особенности проявления ревности во взаимоотношениях близких людей (супруги, друзья, партнеры).

Хотелось бы остановиться на понятие романтические отношения. Под ними понимается взаимодействие партнеров с целью продолжать отношения до тех пор, пока один из партнеров их не прервет и не перейдет к другим формам отношений (помолвка, брак, сожительство). Эти отношения включают выраженную взаимную направленность друг на друга, наличие реальных контактов, эмоциональную вовлеченность и интимность [6].

Малоизученной остается тема взаимосвязи личностных особенностей и проявлений ревности. Исследования психологов показывают, что ревность является одной из самых распространенных причин обращения за консультацией к специалистам. Примерно треть всех обращений связана с этой темой [7].

Одной из первых научных концепций ревности была работа 3. Фрейда «О некоторых невротических механизмах при ревности, паранойе и гомосексуализме» [5]. Фрейд рассматривал ревность как аффективное состояние, которое подвергается сильному подавлению и играет значительную роль в бессознательной душевной жизни. А. Адлер высказал категоричное утверждение о ревности, считая ее сложной установкой, которая наносит вред личности и проистекает из глубокого чувства неполноценности [1]. Также важными вкладами в изучение ревности являются работы Ц.П. Короленко и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.