Научная статья на тему 'РЕГРЕССИОННЫЕ МОДЕЛИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП ЮГА РОССИИ'

РЕГРЕССИОННЫЕ МОДЕЛИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП ЮГА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
33
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ОСОЗНАННАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / ВОСПРИНИМАЕМЫЙ СТРЕСС / МОЛОДЫЕ ЛЮДИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Банщикова Татьяна Николаевна, Лукьянов Алексей Сергеевич, Курданова Саида Камаловна

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенности взаимосвязи регуляторных и личностных особенностей, установок на толерантность к неопределённости, воспринимаемого стресса с показателями субъективного благополучия молодых людей разных этнокультурных групп. Выборку составили 1051 респондент - молодые люди пяти этнических групп: кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, русские, осетины. В диагностический комплекс исследования вошли: методика диагностики субъективного благополучия личности (Р.М. Шамионов, Т.В. Бескова); опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения, ССПМ 2020»); опросник толерантность / интолерантность к неопределённости (Т.В. Корнилова, М.А. Чумакова); опросник воспринимаемого стресса (T. Yang); краткая версия опросника «Большая пятерка личности», Mini-IPIP (Donnellan et al.). В исследовании нашла своё подтверждение гипотеза, прогнозирующая, что осознанная саморегуляция может выступать универсальным метаресурсом субъективного благополучия молодых людей всех этнокультурных групп. Социально-значимые качества личности (доброжелательность, экстраверсия, открытость опыту, эмоциональная стабильность) также выступают значимыми предикторами субъективного благополучия. Однако особенности проявления данных качеств во многом зависимы от этнокультуры. Так, для осетин, карачаевцев в достижении субъективного благополучия социально-важным личностным качеством выступает дружелюбие, для балкарцев, кабардинцев и русских экстраверсия - готовность проявлять добродушие, активную жизненную позицию, стремление узнать о другом больше. Для большинства этносов предиктором субъективного благополучия выступает эмоциональная стабильность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Банщикова Татьяна Николаевна, Лукьянов Алексей Сергеевич, Курданова Саида Камаловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGRESSION MODELS OF SUBJECTIVE WELL-BEING OF YOUNG PEOPLE OF ETHNIC GROUPS IN THE SOUTH OF RUSSIA

The article presents the results of an empirical study of the relationship features between regulatory and personal characteristics, attitudes towards tolerance for uncertainty, perceived stress with an emotional impact on young people of different ethnic and cultural groups. The sample consisted of 1051 respondents - young people of 5 ethnic groups: Kabardians, Balkars, Karachays, Russians, Ossetians. The diagnostic complex of studies included: a method for diagnosing the subjective perception of a person (R.M. Shamionov, T.V. Beskova); questionnaire by V.I. Morosana «Style of self-regulation of behavior, SSPM 2020»); questionnaire of tolerance/intolerance to uncertainty (T.V. Kornilova, M.A. Chumakova); questionnaire of perceived stress (T. Yan); short version of the Personality Big Five, Mini-IPIP (Donnellan et al.). The study found its confirmation of the hypothesis that predicts that conscious self-regulation can be a universal metaresource, sensitive perception of young people of all ethnic and cultural groups. Socially significant personality traits (goodwill, extraversion, openness of experience, emotional stability) are also identified as significant predictors of subjective well-being. However, the features of the manifestation of characteristics largely depend on the ethnic culture. For Ossetians, Karachays, to a large extent, the subjective growth of a socially important personal quality is an increase in friendliness, for Balkars, Kabardians and Russians, extraversion is a willingness to show good nature, an active life assessment, the desire to learn more about others. For most ethnic groups, the predictor of subjective combination is emotional stability.

Текст научной работы на тему «РЕГРЕССИОННЫЕ МОДЕЛИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП ЮГА РОССИИ»

присущие преподавателю в целом: заинтересованность, любознательность, любовь к преподавательской деятельности. Кроме того, факторный анализ показал, что с точки зрения студентов-юношей образ хорошего преподавателя соотносится в первую очередь с женщиной-преподавателем, а образ плохого - с мужчиной-преподавателем. Студенты-девушки также связывают отрицательные качества с мужчиной-преподавателем.

Кластерный анализ показал, что представления о преподавателях у студентов-девушек и студентов-юношей кластеризуются разным образом. У девушек образ Идеального преподавателя связан с образом Преподавателя технических наук. Женщину-преподавателя девушки связывают в один кластер с образом Преподавателя гуманитарных дисциплин, который противопоставляется Идеальному преподавателю; Обычный преподаватель мало связан с какой-либо категорией. Стоит обратить внимание, что Преподаватель гуманитарных дисциплин у девушек как в факторном, так и в кластерном анализе соотносится с негативными характеристиками, выгоранием. Юноши связывают образ Идеального преподавателя в один кластер с Женщиной - преподавателем и Обычным преподавателем, демонстрируя таким образом достаточно позитивное отношение к среднестатистическому преподавателю.

Таким образом, ожидания студентов-девушек и студентов-юношей технических специальностей в целом сопоставимы как друг с другом, так и с исследованиями, выполненными на других выборках студентов, российских и зарубежных. Результаты исследования могут быть использованы для улучшения взаимодействия с обучающимися с целью повышения качества образования.

Литература:

1. Гурина, Р.В. Реализация ожиданий учащихся как показатель эффективности обучения / Р.В. Гурина // Психологическая наука и образование. - 2007. - Т. 12. - №. 4. - С. 7-15

2. Прохода, В.А. Представления студентов и преподавателей вуза об идеальном педагоге / В.А. Прохода // Социальные явления. - 2015. - №. 3.

3. Chonko, L.B. What are they thinking? Students' expectations and self-assessments / L.B. Chonko, J.F. Tanner, R. Davis // Journal of education for business. - 2002. - Т. 77. - №. 5. - С. 271-281

4. Darlaston-Jones, D. et al. Are they being served? Student expectations of higher education / D. Darlaston-Jones et al. // Issues in Educational Research. - 2003. - Т. 13. - №. 1. - С. 31-52

5. Sander, P. et al. University students' expectations of teaching / P. Sander // Studies in Higher education. - 2000. - Т. 25. -№. 3. - С. 309-323

Психология

УДК 159.923

кандидат психологических наук, доцент Ванникова Татьяна Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Лукьянов Алексей Сергеевич Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); психолог Курданова Саида Камаловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

РЕГРЕССИОННЫЕ МОДЕЛИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ ЭТНИЧЕСКИХ

ГРУПП ЮГА РОССИИ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенности взаимосвязи регуляторных и личностных особенностей, установок на толерантность к неопределённости, воспринимаемого стресса с показателями субъективного благополучия молодых людей разных этнокультурных групп. Выборку составили 1051 респондент -молодые люди пяти этнических групп: кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, русские, осетины. В диагностический комплекс исследования вошли: методика диагностики субъективного благополучия личности (Р.М. Шамионов, Т.В. Бескова); опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения, ССПМ 2020»); опросник толерантность / интолерантность к неопределённости (Т.В. Корнилова, М.А. Чумакова); опросник воспринимаемого стресса (T. Yang); краткая версия опросника «Большая пятерка личности», Mini-IPIP (Donnellan et al.). В исследовании нашла своё подтверждение гипотеза, прогнозирующая, что осознанная саморегуляция может выступать универсальным метаресурсом субъективного благополучия молодых людей всех этнокультурных групп. Социально-значимые качества личности (доброжелательность, экстраверсия, открытость опыту, эмоциональная стабильность) также выступают значимыми предикторами субъективного благополучия. Однако особенности проявления данных качеств во многом зависимы от этнокультуры. Так, для осетин, карачаевцев в достижении субъективного благополучия социально-важным личностным качеством выступает дружелюбие, для балкарцев, кабардинцев и русских экстраверсия - готовность проявлять добродушие, активную жизненную позицию, стремление узнать о другом больше. Для большинства этносов предиктором субъективного благополучия выступает эмоциональная стабильность.

Ключевые слова: субъективное благополучие, осознанная саморегуляция, толерантность к неопределенности, воспринимаемый стресс, молодые люди.

Annotation. The article presents the results of an empirical study of the relationship features between regulatory and personal characteristics, attitudes towards tolerance for uncertainty, perceived stress with an emotional impact on young people of different ethnic and cultural groups. The sample consisted of 1051 respondents - young people of 5 ethnic groups: Kabardians, Balkars, Karachays, Russians, Ossetians. The diagnostic complex of studies included: a method for diagnosing the subjective perception of a person (R.M. Shamionov, T.V. Beskova); questionnaire by V.I. Morosana «Style of self-regulation of behavior, SSPM 2020»); questionnaire of tolerance/intolerance to uncertainty (T.V. Kornilova, M.A. Chumakova); questionnaire of perceived stress (T. Yan); short version of the Personality Big Five, Mini-IPIP (Donnellan et al.). The study found its confirmation of the hypothesis that predicts that conscious self-regulation can be a universal metaresource, sensitive perception of young people of all ethnic and cultural groups. Socially significant personality traits (goodwill, extraversion, openness of experience, emotional stability) are also identified as significant predictors of subjective well-being. However, the features of the manifestation of characteristics largely depend on the ethnic culture. For Ossetians, Karachays, to a large extent, the subjective growth of a socially important personal quality is an increase in friendliness, for Balkars, Kabardians and Russians, extraversion is a willingness to show good nature, an active life

assessment, the desire to learn more about others. For most ethnic groups, the predictor of subjective combination is emotional stability.

Key words: subjective well-being, conscious self-regulation, tolerance for uncertainty, perceived stress, young people.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта № 22-28-00975 «Регуляторные и личностные ресурсы субъективного благополучия молодых людей в условиях

неопределенности»

Введение. Проблема выявления предикторов субъективного благополучия всегда была актуальной для психологической науки. Поиск факторов, определяющих состояние благополучия, был сосредоточен вокруг экономических, культурно-географических, личностных, наследственных индикаторов [7; 15]. Однако закономерен вопрос о том, какие факторы вносят ощутимый вклад в субъективное благополучие человека. В последнее время в научной литературе всё чаще появляются публикации, в которых рассматриваются личностные факторы, опосредованные социокультурными предпосылками образа жизни, как предикторы благополучия [9; 12; 13; 14]. В многочисленных исследованиях не установлены достоверные данные о влиянии этнокультурных факторов на уровень субъективного благополучия. Лишь отдельные исследования подтверждают, что для людей отдельных национальностей в ситуации определенных событий, удовлетворённость жизнью может меняться весьма существенно и стабильно [1; 11].

Исследования в области осознанной саморегуляции показывают, что регуляторные особенности являются также значимой предпосылкой благополучия [5; 8; 15]. В контексте разработки представлений об осознанной саморегуляции как важном факторе субъективного человека в современном мире, где неопределённость становится обычным условием его жизнедеятельности, толерантность к неопределённости также выступает значимым фактором.

Нынешняя ситуация неопределённости трансформирует прочный фундамент позитивного функционирования молодого человека в обыденной жизни является стрессогенной [3; 7; 9].

Несмотря на имеющиеся исследования субъективного благополучия, остается не до конца раскрытой этнокультурная специфика предикторов субъективного благополучия молодых людей, ресурсная роль осознанной саморегуляции, личностных диспозиций, толерантности/интолерантности к неопределённости, особенности воспринимаемого стресса в их субъективном благополучии.

Целью эмпирического исследования стало выявление системы предикторов субъективного молодых людей различных этнокультурных групп.

Основная задача настоящего исследования: рассмотреть особенности взаимосвязи регуляторных и личностных особенностей, толерантности и интолерантности к неопределённости, воспринимаемого стресса с показателями субъективного благополучия молодых людей разных этнокультурных групп.

Гипотеза исследования: осознанная саморегуляция выступает универсальным метаресурсом субъективного благополучия молодых людей всех этнокультурных групп. Социально-значимые качества личности, позволяющие жить в существующих социально-культурных условиях, также выступают инвариантными значимыми предикторами субъективного благополучия.

Выборка: в исследовании приняли участие 1790 респондентов, из числа которых был отобран 1051 респондент, исходя из следующих критериев: этнорегиональная принадлежность испытуемых, полнота ответов респондентов, оценка социальной желательности ответов, внимательность при заполнении анкеты и желание сотрудничать. В выборку вошли 198 карачаевцев из КЧР (34% мужчин), 140 кабардинцев из КБР (57% мужчин), 72 балкарца из КБР (43% мужчин), 145 осетин (10% мужчин), русских из Ставропольского края 313 (42% мужчин), Москвы и Московской области 183 (41% мужчин).

Сбор данных проводился анонимно с использованием google-форм.

В диагностический комплекс исследования вошли следующие инструменты: методика диагностики субъективного благополучия личности (Р.М. Шамионов, Т.В. Бескова) [6]; опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения, ССПМ 2020») [4]; опросник толерантность / интолерантность к неопределённости (Т.В. Корнилова, М.А. Чумакова) [2]; опросник воспринимаемого стресса (T. Yang) [16]; краткая версия опросника «Большая пятерка личности», Mini-IPIP (Donnellan et al.).

Для обработки данных использовался метод многомерного регрессионного анализа (метод пошагового исключения, программа IBM SPSS Statistics, v. 22.0).

Изложение основного материала статьи. Результаты анализа предикторов субъективного благополучия на всех выборках с использованием многомерного регрессионного анализа представлены в таблице 1. В регрессионные модели вошли только статистически значимые коэффициенты регрессионных уравнений.

В качестве зависимой переменной выступал интегральный показатель субъективного благополучия, в качестве независимых переменных - общий уровень осознанной саморегуляции, толерантность / интолерантность к неопределённости, личностные диспозиции (параметры «Большой пятёрки»), показатели воспринимаемого стресса.

Было установлено, что универсальными предикторами субъективного благополучия выступает общий уровень осознанной саморегуляции и личностные качества, которые позволяют личности жить в существующих социально-культурных условиях, условиях неопределённости.

В то же время выявлены этнокультурные особенности предикторов субъективного благополучия.

Таблица 1

Регрессионные модели субъективного благополучия молодых людей разных этнических групп

Зависимая переменная Значимые предикторы (независимые переменные) R2 t Р Р

Балкарцы (п=72)

Субъективное благополучие ОУСР 0,50 3,28 0,33 0,002

Толерантность к неопределённости 3,89 0,34 ***

Экстраверсия 2,78 0,29 0,007

Кабардинцы (п=140)

Субъективное благополучие ОУСР 0,50 4,57 0,31 ***

Интолерантность к неопределённости 5,91 0,37 ***

Экстраверсия 4,80 0,32 ***

Карачаевцы (п=198)

Субъективное благополучие ОУСР 0,55 4,11 0,22 ***

Интолерантность к неопределённости 6,20 0,31 ***

Дружелюбие 2,34 0,13 0,020

Добросовестность 3,45 0,2 0,001

Нейротизм -6,80 -0,34 ***

Осетины (п=145)

Субъективное благополучие ОУСР 0,39 6,68 0,45 ***

Толерантность к неопределённости 2,83 0,18 0,005

Дружелюбие 3,39 0,24 0,001

Нейротизм -3,24 -0,23 0,001

Русские, Ставропольский край (п=313)

Субъективное благополучие ОУСР 0,51 8,28 0,38 ***

Интолерантность к неопределённости 4,74 0,22 ***

Толерантность к неопределённости 2,01 0,09 0,046

Экстраверсия 3,52 0,16 ***

Нейротизм -6,23 -0,30 ***

Стресс жизни 2,62 0,16 0,009

Стресс неопределенности -3,00 -0,19 0,003

Русские, Москва и Московская область (п=183)

Субъективное благополучие ОУСР 0,56 7,57 0,44 ***

Экстраверсия 3,62 0,21 ***

Нейротизм -5,28 -0,28 ***

Открытость опыту 2,93 0,15 ***

Примечание: ОУСР - общий уровень осознанной саморегуляции

В частности, для балкарской этнорегиональной группы в регрессионную модель вошли три переменные: общий уровень осознанной саморегуляции, толерантность к неопределённости и экстраверсия. Первые две вносят примерно одинаковый вклад в оценку зависимой переменной, третья несколько меньший, но все три коррелируют с субъективным благополучием положительно.

Для кабардинской этнорегиональной группы в регрессионную модель вошли сходные с балкарской группой предикторы субъективного благополучия. Эти группы различаются вкладом в субъективное благополучие установок на неопределённость. Для кабардинцев не нужна неопределённость, они стремятся к ясности, к поиску определённых, установленных алгоритмов поведения в сложной ситуации. Балкарцы толерантны к неопределённости в достижении субъективного благополучия.

Для карачаевской этнорегиональной группы в регрессионную модель вошли пять предикторов: общий уровень осознанной саморегуляции, интолерантность к неопределённости, дружелюбие, добросовестность, нейротизм ф=-0,34), что свидетельствует о большее широком спектре социальных качеств, необходимых для их субъективного благополучия.

Для осетинской этнорегиональной группы в регрессионную модель вошли четыре предиктора: общий уровень осознанной саморегуляции, толерантность к неопределённости, дружелюбие, нейротизм (р=-0,23). Важно отметить толерантность к неопределённости осетин, как и балкарцев, в достижении субъективного благополучия, однако добавляются личностные качества, необходимые для успешного взаимодействия.

Для русских из Ставропольского края в регрессионную модель вошли семь предикторов. Отличие данной группы - в востребованности установок на толерантность и интолерантность к неопределённости (стремление к ясности и возможность разнообразных форм поведения в ситуации неопределённости). Вместе с тем, стресс жизни и стресс от неопределённости оказывают разнонаправленное влияние на их субъективное благополучие. Стресс жизни стимулирует активность в достижении благополучия, а стресс от неопределённости - снижает, нужен стимул, но в конкретном направлении.

Для русских из Москвы и Московской области в регрессионную модель вошли четыре предиктора. Уникальным предиктором для данной выборки является личностная диспозиция - открытость опыту. Установки на толерантность/интолерантность к неопределённости для данной группы не актуальны для достижения субъективного благополучия. Можно предположить, что мегаполис создаёт условия избыточной неопределённости и высокого разнообразия реализации своих возможностей, потребностей, что делает неактуальным востребованность как толерантности, так и интолерантности к неопределённости.

Выводы. Анализ регрессионных моделей субъективного благополучия молодых людей из разных этнокультурных групп позволил подтвердить гипотезу об универсальной метаресурсной роли осознанной саморегуляции в субъективном благополучии молодых людей. Кроме того, выявлена роль личностных социально-значимых личностных качеств (дружелюбие, экстраверсия, эмоциональная стабильность, открытость опыту) в субъективном благополучии. Однако особенности проявления данных качеств во многом зависимы от этнокультуры. Так, для осетин и карачаевцев в достижении субъективного благополучия социально-важным личностным качеством выступает дружелюбие, для балкарцев, кабардинцев и русских экстраверсия - готовность проявлять добродушие, активную жизненную позицию, стремление узнать о другом больше. Для большинства этносов предиктором субъективного благополучия выступает эмоциональная стабильность, т.е. отсутствие нейротизма.

Содержательный анализ выявленных предикторов позволяет выстроить ключевые «мишени» психологической работы с представителями молодёжной субкультуры. Эти данные могут послужить основой для разработки программ и проектов для молодёжи, могут быть использованы в воспитательной работе с молодёжью.

Литература:

1. Банщикова, Т.Н. Кросс-культурные особенности саморегуляции и совладающего поведения как осознанные процессы преодоления трудных жизненных ситуаций [Электронный ресурс] / Т.Н. Банщикова, И.С. Ширяева // Вестник Северо-Кавказского Федерального Университета. - 2019. - № 5 (74). - С. 136-145. - URL: https://doi.org/10.37493/2307-907X-2019-74-5-136-145 (дата обращения: 17.11.2022).

2. Корнилова, Т.В. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределённости в модификации опросника С. Баднера / Т.В. Корнилова, М.А. Чумакова // Экспериментальная психология. - 2014. - Т. 7. - № 1. - С. 92-110

3. Махнач, А.В. Жизнеспособность студенческой молодёжи России в условиях неопределённости [Электронный ресурс] / А.В. Махнач, А.И. Лактионова, Ю.В. Постылякова // Образование и наука. - 2022. - Т. 24. - № 5. - С. 90-121. -URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-5-90-121 (дата обращения: 17.11.2022).

4. Моросанова, В.И. Опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения - ССПМ 2020» / В.И. Моросанова, Н.Г. Кондратюк // Вопросы психологии. - 2020. - № 4. - С. 155-167

5. Фомина, Т.Г. Взаимосвязь субъективного благополучия с регуляторными и личностными особенностями у учащихся младшего школьного возраста / Т.Г. Фомина, О.В. Ефтимова, В.И. Моросанова // Психолого-педагогические исследования. - 2018. - Т. 10. - № 2. - С. 64-76

6. Шамионов, Р.М. Методика диагностики субъективного благополучия личности [Электронный ресурс] / Р.М. Шамионов, Н.Ж. Султаниязова // Психологические исследования. - 2018. - Т. 11. - № 60. - С. 1-8. - URL: https://doi.org/10.54359/ps.v11i60.277 (дата обращения: 17.11.2022).

7. Burani, K. et al. Greater cumulative lifetime stressor exposure predicts a blunted RewP in adolescent girls over two years [Internet-source] / K. Burani // Biological Psychiatry: Cognitive Neuroscience and Neuroimaging. - 2022. - URL: https://doi.org/10.1016/j.bpsc.2022.05.011 (дата обращения: 17.11.2022).

8. Camfield, L. On subjective well-being and quality of life [Internet-source] / L. Camfield, S.M. Skevington // J Health Psychol. - 2008. - Vol. 13. - № 6. - P. 764-775. - URL: https://doi.org/10.1177/1359105308093860 (дата обращения: 17.11.2022).

9. Gertel, J. Coping with uncertainty: Youth in the Middle East and North Africa / J. Gertel, R. Hexel. - London, 2018. - 400 p.

10. Kibal'chenko, I.A. Cognitive and style predictors of the students' psychological well-being [Internet-source] / I.A. Kibal'chenko, T.V. Eksakusto // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. - 2020. -Vol. 8. - № 1. - Pp. 1-13. - URL: https://doi.org/10.5937/IJCRSEE2001001K (дата обращения: 17.11.2022).

11. Lucas, R. Adaptation and the set point model of subjective well-being / R. Lucas // Current Directions in Psychological Science. - 2007. - Pp. 75-79

12. Margolis S. et al. What are the most important predictors of subjective well-being? Insights from machine learning and linear regression approaches on the MIDUS datasets [Internet-source] / S. Margolis // PsyArXiv. - 2021. - URL: https://doi.org/10.31234/osf.io/ugfjs (дата обращения: 17.11.2022).

13. Margolis, S. The association between Extraversion and well-being is limited to one facet [Internet-source] / S. Margolis, A.L. Stapley, S. Lyubomirsky // Journal of Personality. - 2020. - Vol. 88. - № 3. - P. 478-484. - URL: https://doi.org/10.1111/jopy.12504 (дата обращения: 17.11.2022).

14. Morosanova, V.I. The dynamics of the interrelationships between conscious self-regulation, psychological well-being and school-related subjective well-being in adolescents: A three-year cross-lagged panel study [Internet-source] / V.I. Morosanova, T.G. Fomina, I.N. Bondarenko // Psychology in Russia - State of the Art. - 2021. - Vol. 14. - № 3. - P. 34-49. - URL: https://doi.org/10.11621/pir.2021.0303 (дата обращения: 17.11.2022).

15. Sirgy, M.J. The psychology of quality of life: Hedonic well-being, life satisfaction, and Eudaimonia / M.J. Sirgy. - 2nd ed. - New York, 2012. - 645 p.

16. Yang, T. Life stress, uncertainty stress and self-reported illness: a representative nationwide study of Chinese students / T. Yang, S. Jiang, L. Yu, T.T. Cottrell, Q. Si // J. Public Health. - 2018. - Vol. 26. - Pp. 205-209

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.