Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РЕВНОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОНФЛИКТНОСТИ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РЕВНОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОНФЛИКТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
108
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ревность / социальные представления о ревности / межличностный конфликт / межличностная конфликтность. / Jealousy / social ideas about jealousy / interpersonal conflict / interpersonal conflict.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Меланьина А. А.

В работе рассматриваются теоретические аспекты проблемы представлений о ревности и межличностной конфликтности юношей и молодежи. Обсуждаются результаты эмпирического исследования представлений о ревности у студентов с разным уровнем межличностной конфликтности. Показано, что для студентов с низким уровнем межличностной конфликтности характерно ярко выраженное негативное представление о ревности. Для студентов со средним и низким уровнями межличностной конфликтности характерно слабо выраженное негативное представление о ревности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTS OF JEALY IN STUDENTS WITH DIFFERENT LEVEL OF INTERPERSONAL CONFLICT

The paper deals with the theoretical aspects of the problem of ideas about jealousy and interpersonal conflict in young men and young people. The results of an empirical study of ideas about jealousy among students with different levels of interpersonal conflict are discussed. It is shown that students with a low level of interpersonal conflict are characterized by a pronounced negative idea of jealousy. For students with medium and low levels of interpersonal conflict, a weakly expressed negative idea of jealousy is characteristic.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РЕВНОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОНФЛИКТНОСТИ»

УДК 159.9

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РЕВНОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОНФЛИКТНОСТИ

© 2023 А. А. Меланьина

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии e-mail: melanina@mail.ru

Воронежский государственный университет

В работе рассматриваются теоретические аспекты проблемы представлений о ревности и межличностной конфликтности юношей и молодежи. Обсуждаются результаты эмпирического исследования представлений о ревности у студентов с разным уровнем межличностной конфликтности. Показано, что для студентов с низким уровнем межличностной конфликтности характерно ярко выраженное негативное представление о ревности. Для студентов со средним и низким уровнями межличностной конфликтности характерно слабо выраженное негативное представление о ревности.

Ключевые слова: ревность, социальные представления о ревности, межличностный конфликт, межличностная конфликтность.

CONCEPTS OF JEALY IN STUDENTS WITH DIFFERENT LEVEL OF INTERPERSONAL CONFLICT

© 2023 ^ ^ Melanina

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of General and Social Psychology

e-mail: melanina@mail.ru

Voronezh State University

The paper deals with the theoretical aspects of the problem of ideas about jealousy and interpersonal conflict in young men and young people. The results of an empirical study of ideas about jealousy among students with different levels of interpersonal conflict are discussed. It is shown that students with a low level of interpersonal conflict are characterized by a pronounced negative idea of jealousy. For students with medium and low levels of interpersonal conflict, a weakly expressed negative idea of jealousy is characteristic.

Keywords: jealousy, social ideas about jealousy, interpersonal conflict, interpersonal

conflict.

Современное развитие психологической науки требует всестороннего освещения проблем межличностного взаимодействия на разных уровнях его функционирования.

В трудах современных психологов (как отечественных, так и зарубежных) такое явление, как ревность, находит недостаточное освещение, и единого мнения в понимании многих аспектов нет. В настоящее время недостаточно реальных научных исследований, на основании которых можно было бы разработать достаточные практические рекомендации, как можно изменить себя, как научиться жить с ревностью и не причинять боль другим людям, что можно предпринять, если

ревность мешает нормальному существованию человека, как можно изменить себя, если ревность разрушает личность и отношения. В то же время возникают вопросы: что является эмоциональным и когнитивным основанием чувства ревности? насколько оно разрушительно или продуктивно? Поиск ответов на эти вопросы для наиболее эффективной помощи тем, у кого данное чувство имеет высокую степень проявления, делает проблему ревности весьма актуальной, интересной и значимой для исследователей.

Известно, что на почве ревности совершается множество насильственных действий, убийств. В России каждый год на почве ревности совершается до 1 000 убийств, из которых 99% - убийство жены мужем. Последние статистические исследования показали, что среди тех, кто совершил подобные преступления, алкоголики и сумасшедшие составляют всего лишь около 25%, остальные же - вполне нормальные люди [2, с. 108].

Феномен ревности представляется более фундаментальным явлением, чем может показаться на первый взгляд. Анализ его психологической структуры и сущности позволяет полнее понять связи человека с миром, закономерности освоения и формирования мировоззрения, культурного пространства.

Очевидно, что проблема ревности актуальна, так как взаимосвязана с гармоничностью брачно-семейных отношений. Ревность как объект социально-психологического исследования может служить источником выявления не только конфликтных тенденций во внутрисемейных отношениях, но и источником формирования положительного опыта у будущих супругов. Особое место занимает изучение различных аспектов ревности, в том числе представлений об этом социальном явлении, у юношей и молодежи как у возрастных групп, находящихся на этапе становления парных и супружеских отношений.

Проблемой ревности занимались такие отечественные и зарубежные ученые, как Л. М. Щеглов, А. А. Астрогор, А. Г. Свияш, С. И. Мамонтов, В. Т. Лисовский, Г. Качук, Д. Морацци, К. Симонелли, Л. Ф. Фридман, А. А. Ухтомский, П. Куттер, Э. Хетфилд и другие. Однако необходимо отметить, что степень разработанности данной проблематики далеко не полная. К примеру, ни один из перечисленных выше ученых не дает четкого ответа на вопрос о причинах ревности. Это, в свою очередь, наталкивает на вывод о необходимости проведения исследования с целью дальнейшего развития, обогащения, углубления и уточнения теории и практики обозначенного явления.

В том числе важным оказывается изучение взаимосвязи между различными аспектами ревности и межличностной конфликтностью индивида, так как очевидно, что ревностные тенденции обычно проявляются в форме межличностного конфликта, но открытым остается вопрос, действительно ли эти феномены носят взаимовлияющий характер.

Таким образом, оказывается интересным и актуальным исследование, направленное на изучение представлений о ревности у студентов с разным уровнем межличностной конфликтности.

Анализом проблемы ревности в психологии и смежных науках занимались многие ученые. Еще Р. Декарт, например, рассматривал ревность как одну из разновидностей эмоционального состояния человека, представляющую собой страх при желании сохранить обладание каким-либо благом. Общепринято, что ревность -это, по сути, неприятное болезненное чувство, которое разрушает отношения, причем ревность в первую очередь отравляет жизнь самому ревнивцу, но и, конечно, тому, кого ревнуют.

По мнению ряда авторов, чувство ревности связано с чувством собственничества, зависимостью и сценарными представлениями. Кроме того, выделяют несколько аспектов ревности, первый из которых - неуверенность в себе человека, который часто ревнует. Тогда как причиной ревности может стать переживание человеком того, что он недостаточно хорош. Второй аспект - недоверие к партнеру, причём часто ревнивец не доверяет не только своему партнёру, но и в принципе вообще никому. Ещё один аспект - симбиотическая связь, когда один из партнёров оказывается в психологической или материальной зависимости от другого [3, с. 83]. Предлагается и классификация реакций ревности. Ревность может проявляться довольно разнообразно: от незначительной иронии до серьезных вспышек гнева, ненависти, доходя до жестокой злобной мести и убийства подозреваемого в измене [2, с. 120].

Ревность в социально-психологическом аспекте представляет собой отдельный вид установки - отношения к себе и к миру, сущность которого проявлена в соответствии эмоционального переживания и предварительного оценивания стимула по его значимости, соотношением уверенности в собственной ценности и достаточности и, одновременно, в окружающем мире [4, с. 212].

Острее и чаще ревность проявляется в юношеском возрасте и в молодости, приобретая масштаб драматических переживаний. Это связано в том числе с тем, что молодые люди ощущают некое несовершенство, некую незаконченность, незрелость. Далее приходит опыт, а с ним и чувство самодостаточности. Ревность смягчается. Тем не менее у некоторых она так и не проходит и на протяжении жизни остается на уровне юношеского накала. Тогда ревность трансформируется в черту характера и при каждом удобном случае дает о себе знать.

Прежде чем перейти к рассмотрению особенностей представлений о ревности и межличностной конфликтности у студентов, следует особое внимание уделить феномену «представление». Представление - это наглядный образ явлений, событий, предметов, возникающий на основе припоминания или продуктивного воображения. В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Представления образуются не сами по себе, а в результате некоторой практической деятельности. Представления формируются на основе полученной в прошлом информации и ее творческой переработки. Чем богаче предыдущий опыт, тем полнее и ярче будет соответствующее представление [1, с. 188]. Представления имеют важнейшее значение не только для процессов воображения или памяти, - они очень важны для всех психических процессов, которые обеспечивают познавательную деятельность человека. Представления человека о различных социально-психологических явлениях, в том числе о ревности, формируют его отношение к себе, к собственным социальным действиям, а также служат основой для оценки действий и переживаний других людей. Представления о ревности могут влиять на формирование ряда социально-психологических характеристик личности, таких как межличностная конфликтность, ролевые ожидания и т.п.

Часто девушки и юноши рассматривают ревность как доказательство любви. Расхожее мнение: «Ревнует - значит любит»! Но если пытаться определить истинную природу ревности, то окажется, что это лишь страх потери объекта страсти, а совсем не выражение любви. Подтверждением, кстати, служит тот факт, что физиологические реакции, сопровождающие чувства страха и ревности, - одинаковы.

На основании ряда исследований, проведенных отечественными и зарубежными психологами, можно сделать вывод, что чувство ревности девушками и юношами воспринимается не одинаково. Девушки склонны воспринимать ревность как доказательство любви, а в некоторых случаях даже сознательно провоцируют ревность

у партнеров, тогда как юноши, скорее, испытывают чувство ревности, когда ощущают угрозу нарушения личностной целостности. Но почти всегда ревность рассматривается как элемент системы межличностных конфликтов пары. Перейдем к анализу феномена межличностной конфликтности.

Конфликтность молодежи в современной России - особая тема, актуальность которой стала очевидной в настоящее время. Весь период обучения в вузе предполагает постоянное общение, социальное взаимодействие. Столкновение различных социальных представлений, нравственных установок, различие в ценностях, нормах, мотивах и поведении может привести к межличностному конфликту.

Само понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в самых разнообразных значениях. Наиболее общим образом конфликт можно описать как «предельный случай обострения противоречия». Психологи подчеркивают, что трудноразрешимое противоречие определяется острыми эмоциональными переживаниями.

Межличностный конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями [3, с. 47].

В межличностном взаимодействии важную роль играют индивидуальные качества оппонентов, такие как их личная самооценка, индивидуальный порог толерантности, тип поведения, агрессивность (пассивность), саморефлексия, социокультурные различия и т.д. Существуют понятия межличностной совместимости и межличностной несовместимости. Совместимость представляет собой взаимное приятие партнёров по общению. Несовместимость - взаимное неприятие (антипатию) партнеров, базирующееся на несовпадении (противостоянии) ценностных ориентаций, социальных установок, мотивов, интересов, характеров, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-психологических характеристик субъектов взаимодействия. Под межличностной конфликтностью понимают обычно склонность человека чаще переживать других как межличностно несовместимых и проявлять это в поведении и межличностном взаимодействии.

На основании теоретического анализа представлений о ревности у студентов с разным уровнем межличностной конфликтности мы сформулировали гипотезу о том, что представления о ревности у студентов с разным уровнем межличностной конфликтности различаются по содержанию и качеству эмоциональной оценки: силе, активности и негативной или позитивной направленности.

Исследование проводилось с привлечением студентов Воронежского государственного университета и Воронежского экономико-правового института, выборка составила 130 человек.

В эмпирическом исследовании были использованы методы качественного и количественного (в том числе статистического) анализа результатов, которые реализовывались следующим комплексом методик.

• «Личностный дифференциал». Методика предназначена для изучения определенных свойств личности, ее представлений, самосознания, межличностных отношений.

• Проективный метод, который реализовывался методикой «Незаконченные предложения». Методика включала 7 незаконченных предложений, направленных на изучение различных аспектов представлений о ревности у студентов.

• Метод стандартизированного самоотчета, реализованного методикой «Конфликтная личность». Методика позволяет оценить уровень конфликтности или тактичности человека.

В качестве методов обработки данных мы использовали качественный и количественный анализ данных. С целью оценки различий в представлениях о ревности у студентов с разным уровнем межличностной конфликтности использовался критерий Манна-Уитни.

В результате использования методики «Конфликтная личность» на выборке испытуемых все они были разделены нами на три дифференцированные группы, отличающиеся разным уровнем межличностной конфликтности. Большинство испытуемых (44%) показали низкий уровень межличностной конфликтности, у 36% -средний уровень, у 20% - высокий уровень межличностной конфликтности.

Возможно, полученные результаты связаны с тем, что студенты всегда находятся в социальной группе (среди таких же, как они). К группе необходимо адаптироваться, считаться с мнением большинства. Следовательно, конфликтная стратегия поведения может быть неуместна, если студент хочет быть принятым в свою группу. Именно поэтому большинство студентов показали низкий и средний уровень конфликтности.

Рассмотрим результаты, полученные с помощью методики «Личностный дифференциал». 81% испытуемых определяют ревность как эгоистичное, зависимое, враждебное чувство, а 19% студентов представляют ревность как сильное, справедливое, уверенное, честное чувство. Это говорит о том, что большинство студентов негативно относятся к чувству ревности, определяют ее как непривлекательную для себя. Также 61% опрошенных студентов говорят о независимости, решительности, напряженности, уверенности ревности. А 39% испытуемых воспринимают ревность как слабое, зависимое и неуверенное чувство. Это означает, что для большинства студентов ревность - сильное чувство. 73% испытуемых указывают на высокую активность, деятельность и импульсивность в представлениях о ревности. А всего 27% воспринимают ревность как пассивную, спокойную. То есть большинство испытуемых эмоционально реагируют в ситуациях, когда испытывают ревность. Стоит отметить, что большинство испытуемых рассматривают ревность как непривлекательную, молчаливую, безответственную, упрямую, замкнутую, эгоистичную, зависимую, чёрствую, напряжённую, враждебную, но сильную, деятельную, решительную.

Результаты данной методики говорят нам о том, что студенты имеют представление о ревности как о негативном, но сильном по эмоциональной насыщенности качестве личности. Данная группа испытуемых считает, что во время ревности люди плохо контролируют свои слова и поступки, высказывают друг другу всё, что накопилось за некоторое количество времени, имеют свою точку зрения настаивают на ней.

Перейдем к анализу результатов, полученных по методике «Незаконченные предложения». Большинство испытуемых (66% от всей выборки) считают, что ревность - это прежде всего эгоистичность человека, сильное качество, которое может привести к негативным последствиям, чаще всего к расставанию или к разводу. Преобладающее большинство испытуемых (89%) во время ревности чувствуют злость, агрессию в сопровождении с отчаянием и депрессией. Чуть больше половины испытуемых, а именно 59%, на сцены ревности реагируют спокойно, объясняя партнёру всю нелепость его домыслов. Вторая часть испытуемых - 41% студентов -на сцены ревности реагируют ответной агрессией и доказывают свою правоту на повышенных тонах.

Также 56% исследуемых считают, что чувство ревности возникает тогда, когда человек не уверен в своих чувствах. Иными словами, человек не уверен в счастливом исходе отношений и ищет повод испортить их, чтобы, возможно, привести их к закономерному в таких случаях финалу - разводу или расставанию. Остальные

ответы были разбросаны среди следующих: чувство ревности возникает тогда, когда человек не уверен в своём партнёре, когда партнёр много общается с представителями противоположного пола, тогда, когда нет возможности наблюдать за жизнью партнёра, и т.д.

Наконец, большинство испытуемых (87%) считают, что ревнивый человек характеризуется такими качествами, как злоба, нерешительность и эгоизм. Также некоторые испытуемые считают, что ревнивый человек имеет низкий или ниже среднего уровень интеллекта и ведёт замкнутый образ жизни.

Полученные по перечисленным методикам данные обрабатывались с помощью методов количественного, в том числе статистического, анализа. В частности, для установления статистической значимости различий между различными представлениями о ревности в каждой из изучаемых групп с различными уровнями межличностной конфликтности мы использовали непараметрический критерий Манна-Уитни.

При сравнении результатов, полученных по методике «Личностный дифференциал», у студентов с разными уровнями межличностной конфликтности (высокий - низкий, высокий - средний, низкий - средний) в каждой сравниваемой паре оценивались 3 фактора: фактор силы, фактор оценки и фактор активности.

По фактору силы между высоким и низким уровнем межличностной конфликтности значение критерия Манна-Уитни иэмп. = 4,041 попало в критическую область (при а0,01 = 1, 960 и а0,05 = 2, 567). То есть у студентов с высоким и низким уровнем межличностной конфликтности в представлениях о сильных сторонах ревности, о том, как они осознаются самим испытуемым, существуют различия. А именно: студенты с высоким уровнем межличностной конфликтности отмечают независимость, решительность, напряженность, уверенность ревности, а студенты с низким уровнем межличностной конфликтности воспринимают ревность как слабое, зависимое и неуверенное чувство.

При сравнении результатов, полученных по методике «Личностный дифференциал», по фактору силы между высоким и средним, низким и средним уровнями межличностной конфликтности значение критерия Манна-Уитни иэмп.1 = 1,384 и иэмп.2 = 1,065 попало в область допустимых значений (при а0,01 = 1, 960 и а0,05 = 2, 567). То есть студенты с данными уровнями межличностной конфликтности имеют схожие представления о сильных сторонах ревности, о том, как они осознаются самим испытуемым.

При сравнении результатов, полученных по фактору оценки между группами с высоким и низким уровнями межличностной конфликтности значение критерия Манна-Уитни иэмп. = 2,891 попало в критическую область (при а0,01 = 1, 960 и а0,05 = 2, 567). То есть студенты с высоким и низким уровнями межличностной конфликтности имеют разные представления об уровне привлекательности ревности для студентов. А именно: студенты с высоким уровнем межличностной конфликтности воспринимают ревность как сильное, справедливое, уверенное, честное чувство; студенты с низким уровнем межличностной конфликтности воспринимают ревность как безответственное, эгоистичное, неискреннее чувство.

При сравнении результатов, полученных по фактору оценки между группами с высоким и средним, низким и средним уровнями межличностной конфликтности, значение критерия Манна-Уитни иэмп.1 = 1,875и иэмп.2 = 1,458 попало в область допустимых значений (при а0,01 = 1, 960 и а0,05 = 2, 567). То есть студенты с данными уровнями межличностной конфликтности имеют схожие представления об уровне привлекательности ревности для студентов.

При сравнении результатов, полученных по фактору активности между группами с высоким и низким уровнями межличностной конфликтности, значение критерия Манна-Уитни иэмп. = 3,912 попало в критическую область (при а0,01 = 1, 960 и а0,05 = 2, 567). То есть у студентов с высоким и низким уровнями межличностной конфликтности в представлениях об эмоциональном реагировании при испытывании чувства ревности существуют различия. А именно: студенты с высоким уровнем межличностной конфликтности указывают на высокую активность, деятельность, импульсивность чувства ревности, а студенты с низким уровнем межличностной конфликтности указывают на определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции в представлениях о ревности.

При сравнении результатов, полученных по фактору активности между группами с высоким и средним, низким и средним уровнями межличностной конфликтности, значение критерия Манна-Уитни иэмп.1 = 1,323 и Иэмп.2 = 1,711 попало в область допустимых значений (при а0,01 = 1, 960 и а0,05 = 2, 567). То есть студенты с данными уровнями межличностной конфликтности имеют схожие представления об эмоциональном реагировании при испытывании чувства ревности.

На основе полученных данных можно сделать следующий наиболее общий вывод. Для студентов с низким уровнем межличностной конфликтности характерно ярко выраженное негативное представление о ревности. Для студентов со средним уровнем межличностной конфликтности характерно слабо выраженное негативное представление о ревности. Для студентов с высоким уровнем межличностной конфликтности также характерно слабо выраженное негативное представление о ревности.

В связи с полученными результатами можно предложить следующие рекомендации для студентов и психологов при проведении психологического консультирования молодых людей по проблемам, возникающим по поводу ревности.

Студентам может быть полезно повышать свою самооценку, смотреть на себя с положительной стороны, принимать себя таким, какой есть. Целесообразно будет поговорить с партнером. Перед тем, как начать разговор, нужно успокоиться и расслабиться, четко сформулировать причину, по которой началась ревность, объяснить свои опасения. Важно пробовать найти причину своей ревности. Если в основе этого чувства лежит неуверенность в себе, то следует обратиться к психологу или пройти курс тренингов по повышению уверенности в себе. Это могут быть и тренинги по ораторскому мастерству, и актерские тренинги. Психологам в работе с молодыми людьми, у которых возникают проблемы по поводу ревности, целесообразно для начала определить, к какому психотипу относится человек, на основании этого выделить основную причину, влияющую на возникновение чувства ревности. Следует обратить внимание на уровень межличностной конфликтности у студентов. Для студентов с низким уровнем межличностной конфликтности возможно применение тренингов, которые дают возможность развить в себе навыки самоанализа, которые позволяют познать свои сильные и слабые стороны при взаимодействии с другими людьми; дают возможность овладеть приемами снятия внутреннего напряжения, вызванного действиями стрессов и конфликтов, навыками эмоциональной и поведенческой саморегуляции, конструктивного разрешения конфликтов. Для студентов с высоким уровнем межличностной конфликтности целесообразно создать модель конфликтных ситуаций, это поможет значительно снизить конфликтность в старшем возрасте и является своеобразной профилактикой межличностных конфликтов.

В качестве перспективы изучения проблемы представлений о ревности у студентов с разным уровнем межличностной конфликтности мы видим изучение

гендерных различий в представлениях о ревности, разработку тренинга, направленного на помощь молодым людям, у которых возникают проблемы по поводу ревности.

Библиографический список

1. Адлер, А. Индивидуальная психология / А. Адлер. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 328 с.

2. Буртовая, Е. В. Конфликтология / Е. В. Буртовая. - Москва: АСТ, 2005. -

230 с.

3. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 544 с.

4. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. - Москва: МГУ, 2001. - 237 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.