Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК К ТВОРЧЕСТВУ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК К ТВОРЧЕСТВУ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПОСЫЛКИ К ТВОРЧЕСТВУ / КОНСТРУИРОВАНИЕ / СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ / ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИЕСЯ ДЕТИ / ДИАГНОСТИКА / ОНТОГЕНЕЗ / ДИЗОНТОГЕНЕЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Медведева Елена Алексеевна, Лебедева Ольга Павловна

Предметом исследования в данной статье являются особенности предпосылок к творчеству детей раннего возраста с задержкой речевого развития (ЗРР) в конструировании из строительного материала. В качестве гипотезы рассматривается взаимообусловленность особенностей творческих проявлений в конструировании из строительного материала детей данной категории от их отставания в нормативном развитии. Изложение теоретической базы материала основано на научных работах в области общей и специальной психологии и педагогике по проблеме творчества в продуктивной деятельности. В виде доказательной части исследования представлен диагностический инструментарий, позволяющий определить степень выраженности творческих возможностей детей с ЗРР. На основе количественных и качественных показателей проведен анализ творческих проявлений в конструировании детей раннего возраста с ЗРР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. В диагностике оценка креативности основывается на критериях, признанных в общей и специальной психологии и педагогике. В данном случае это: интерес к творчеству, способы деятельности и качество продукта детского творчества. Количественные, статистические данные обозначили значимые различия в развитии предпосылок к творчеству детей третьего года жизни с ЗРР и их сверстников с нормальным развитием в конструировании. Констатирующая часть эксперимента позволила выявить уровневые различия и критериально обоснованные качественные характеристики творческих возможностей детей третьего года жизни с ЗРР на основе сравнения с нормально развивающимися сверстниками в конструировании из строительного материала. Результаты статистического анализа и качественные характеристики определили особенности развития предпосылок к творчеству детей раннего возраста с ЗРР в конструировании из строительного материала. Сделанные выводы данного эксперимента показали: информативность диагностики; незрелость творческих проявлений детей раннего возраста с ЗРР в конструировании из строительного материала; неоднородность выраженности и разноуровневый характер проявления предпосылок к творчеству детей данной категории. Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о наличии специфики предпосылок к творчеству детей раннего возраста с ЗРР в конструировании из строительного материала, обусловленных общей незрелостью детей данной категории. Обоснована необходимость развития психической функции воображения, как основы проявления творчества уже на ранних стадиях онтогенеза и дизонтогенеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MANIFESTATION OF CREATIVITY PREREQUISITES IN EARLY CHILDREN WITH DELAYED SPEECH DEVELOPMENT IN CONSTRUCTION USING BUILDING MATERIALS

The subject of research in this article are features of prerequisites for creativity of young children with speech development delay (SDD) during construction using building materials. As a hypothesis, the interdependence of features of creative manifestations during construction activities of children in this category and their delay in normative development is considered. The presentation of the theoretical base of the material is based on scientific works in the field of general and special psychology and pedagogy on the problem of creativity in productive activity. In form of an evidence-based part of study, diagnostic tools are presented to determine the degree of expression of the creative abilities of children with SDD. Based on quantitative and qualitative indicators creative manifestations in design in young children with SDD in comparison with normally developing peers was analyzed. In diagnostics, the assessment of creativity is based on criteria recognized in general and special psychology and pedagogy. In this case, these are: interest in creativity, methods of activity and the quality of children's creativity product. Quantitative statistical data indicated significant differences in the development of the prerequisites for creativity in children of the third year of life with SDD and their peers with normal development in design. The ascertaining part of the experiment made it possible to identify level differences and criteria-based qualitative characteristics of the creative abilities of children with SDD of the third year of life based on comparison with normally developing peers in construction using building material. The results of statistical analysis and qualitative characteristics determined the features of the development of the prerequisites for the creativity of young children with SDD in constructing using building material. The conclusions of this experiment showed: 1. information content of diagnostics, 2. immaturity of creative manifestations of young children with SDD in constructing from building material, 3. the heterogeneity of expression and the multi-level nature of the manifestation of prerequisites for creativity of children in this category. The conducted study confirmed the hypothesis put forward about the presence of specific prerequisites for the creativity of young children with SDD in constructing from building material, due to the general immaturity of children in this category. The necessity of developing the mental function of imagination as the basis for the manifestation of creativity already at the early stages of ontogenesis and dysontogenesis is substantiated.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК К ТВОРЧЕСТВУ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА»

6. Сметанникова, Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС / Н.Н. Сметанникова -Москва: Баллас, 2007. - 157 с.

7. Хачикян, Е.И. Развитие читательской грамотности современных школьников как педагогическая проблема / Е.И. Хачикян, О.В. Масленникова // Вестник Калужского университета. Психологические науки. Педагогические науки. -2020. - №3. - С. 107-110

8. Цукерман, Г.А. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15-летних школьников / Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева, М.И. Кузнецова // Вопросы образования. - 2011. - № 2. - С. 123-150

9. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск.: Изд-во РБИУ, 2010. - 317 с.

10. ФГОС ООО. https://base.garantш/55170507/53fS9421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/(дата обращения: 27.04.2023).

11. ФГОС НОО. https://base.garantш/197127/53fS9421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/(дата обращения: 27.04.2023).

12. ФГОС СОО. Ы^:/^е^агап1га/70188902^64и3Ь80й1Ш34Ье16се9Ьай6е0/(дата обращения: 27.04.2023).

Педагогика

УДК 376

доктор психологических наук, профессор Медведева Елена Алексеевна

Институт специального образования и психологии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); дефектолог для работы с детьми раннего и дошкольного возраста кабинета здорового ребенка Лебедева Ольга Павловна

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Детская городская поликлиника № 52» (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК К ТВОРЧЕСТВУ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С

ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Аннотация. Предметом исследования в данной статье являются особенности предпосылок к творчеству детей раннего возраста с задержкой речевого развития (ЗРР) в конструировании из строительного материала. В качестве гипотезы рассматривается взаимообусловленность особенностей творческих проявлений в конструировании из строительного материала детей данной категории от их отставания в нормативном развитии. Изложение теоретической базы материала основано на научных работах в области общей и специальной психологии и педагогике по проблеме творчества в продуктивной деятельности. В виде доказательной части исследования представлен диагностический инструментарий, позволяющий определить степень выраженности творческих возможностей детей с ЗРР. На основе количественных и качественных показателей проведен анализ творческих проявлений в конструировании детей раннего возраста с ЗРР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. В диагностике оценка креативности основывается на критериях, признанных в общей и специальной психологии и педагогике. В данном случае это: интерес к творчеству, способы деятельности и качество продукта детского творчества. Количественные, статистические данные обозначили значимые различия в развитии предпосылок к творчеству детей третьего года жизни с ЗРР и их сверстников с нормальным развитием в конструировании. Констатирующая часть эксперимента позволила выявить уровневые различия и критериально обоснованные качественные характеристики творческих возможностей детей третьего года жизни с ЗРР на основе сравнения с нормально развивающимися сверстниками в конструировании из строительного материала. Результаты статистического анализа и качественные характеристики определили особенности развития предпосылок к творчеству детей раннего возраста с ЗРР в конструировании из строительного материала. Сделанные выводы данного эксперимента показали: информативность диагностики; незрелость творческих проявлений детей раннего возраста с ЗРР в конструировании из строительного материала; неоднородность выраженности и разноуровневый характер проявления предпосылок к творчеству детей данной категории. Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о наличии специфики предпосылок к творчеству детей раннего возраста с ЗРР в конструировании из строительного материала, обусловленных общей незрелостью детей данной категории. Обоснована необходимость развития психической функции воображения, как основы проявления творчества уже на ранних стадиях онтогенеза и дизонтогенеза.

Ключевые слова: предпосылки к творчеству, конструирование, строительный материал, дети раннего возраста с задержкой речевого развития, нормально развивающиеся дети, диагностика, онтогенез, дизонтогенез.

Annotation. The subject of research in this article are features of prerequisites for creativity of young children with speech development delay (SDD) during construction using building materials. As a hypothesis, the interdependence of features of creative manifestations during construction activities of children in this category and their delay in normative development is considered. The presentation of the theoretical base of the material is based on scientific works in the field of general and special psychology and pedagogy on the problem of creativity in productive activity. In form of an evidence-based part of study, diagnostic tools are presented to determine the degree of expression of the creative abilities of children with SDD. Based on quantitative and qualitative indicators creative manifestations in design in young children with SDD in comparison with normally developing peers was analyzed. In diagnostics, the assessment of creativity is based on criteria recognized in general and special psychology and pedagogy. In this case, these are: interest in creativity, methods of activity and the quality of children's creativity product. Quantitative statistical data indicated significant differences in the development of the prerequisites for creativity in children of the third year of life with SDD and their peers with normal development in design. The ascertaining part of the experiment made it possible to identify level differences and criteria-based qualitative characteristics of the creative abilities of children with SDD of the third year of life based on comparison with normally developing peers in construction using building material. The results of statistical analysis and qualitative characteristics determined the features of the development of the prerequisites for the creativity of young children with SDD in constructing using building material. The conclusions of this experiment showed: 1. information content of diagnostics, 2. immaturity of creative manifestations of young children with SDD in constructing from building material, 3. the heterogeneity of expression and the multi-level nature of the manifestation of prerequisites for creativity of children in this category. The conducted study confirmed the hypothesis put forward about the presence of specific prerequisites for the creativity of young children with SDD in constructing from building material, due to the general immaturity of children in this category. The necessity of developing the mental function of imagination as the basis for the manifestation of creativity already at the early stages of ontogenesis and dysontogenesis is substantiated.

Key words: prerequisites for creativity, construction, building material, children of early age with delayed speech development, normally developing children, diagnostics, ontogenesis, dysontogenesis.

Введение. Раннее детство является важнейшим периодом развития ребенка, когда формируются психические процессы, представления, чувства, творческие возможности, усваиваются общественные нормы и поведение в социуме. Ребенок познает окружающий мир, общается с миром природы, близкими взрослыми и сверстниками, учиться действовать с предметами, исследовать их функции. Взаимодействуя с взрослым, в орудийно-предметной деятельности малыш сначала подражает ему, а потом делает попытки экспериментировать с предметами. Определяющим условием проявления творческой комбинирующей деятельности, по мнению Л.С. Выготского, является воображение, которое обеспечивает жизненную взаимосвязь с образами действительности, что особо значимо для развития ребенка уже на ранних этапа онтогенеза [3].

Опыт многих отечественных исследователей (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, З.В. Лиштван, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддъяков и др.) показывает, что проявить ребенку творческие способности, любопытство, любознательность, смекалку и сообразительность возможно в продуктивной деятельности [1, 2, 6, 8, 9].

Детское конструирование относится к продуктивным видам деятельности, носит моделирующий характер и обладает широкими возможностями для умственного, эстетического и творческого развития. Ребенок моделирует окружающее его пространство, передавая существенные черты и отношения, создает реальный продукт, соответствующий своему функциональному назначению. Конструирование из строительных материалов, модулей и деталей конструктора неотделимо от игровой деятельности, так как все постройки, создаваемые детьми, предназначаются ими для практического использования в игре.

Исследования, раскрывающие процесс творчества дошкольников с разными вариантами дизонтогенеза, представлены в разных видах продуктивной деятельности: в изобразительной деятельности с нарушением интеллекта (О.П. Гаврилушкина, Е.А. Екжанова, А.А. Катаева, С.В. Коноваленко, Г.И. Обухова) и с нарушением слуха (Л.Д. Головчиц), в театрализованно-игровой деятельности дошкольников с ЗПР (Е.А. Медведева), в словесном творчестве детей с ОНР и ЗПР (Ж.И. Журавлева), в деятельности детей с ЗПР по конструированию из природного материала (Ж.И. Журавлева, Е.А. Медведева и др.). При этом отсутствуют работы, раскрывающие творческие проявления детей раннего возраста с задержкой речевого развития в конструировании из строительного материала, а представлены практические материалы для детей раннего возраста с нормальным развитием (О.Э. Литвинова) [4, 6, 7].

В связи с этим, выявление особенностей развития предпосылок к творчеству детей раннего возраста с ЗРР в конструировании из строительного материала представляется нам достаточно актуальным.

Изложение основного материала статьи. Экспериментальная работа проводилась с 2021 по 2022 гг. на базе Кабинета здорового ребенка Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Детская городская поликлиника №52» г. Москвы. В исследовании участвовало 30 детей раннего возраста от 2,5 до 3 лет, из которых 15 детей, отстающих в речевом развитии и в усвоении стандартной программы образовательного учреждения, и 15 детей с нормативным развитием.

Исследование направлено на подтверждение гипотезы о том, что общее психическая незрелость детей раннего возраста с ЗРР определяет особенности выраженности творческих проявлений в конструировании из строительного материала, которые могут рассматриваться как предпосылки к творчеству.

Констатирующая часть исследования определяла возможность существования предпосылок к творчеству в конструктивной деятельности у детей раннего возраста с ЗРР. Диагностика особенностей проявления предпосылок к творчеству в конструктивной деятельности проводилась на основе методик, представленных Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной [10], а также О.Э. Литвиновой для детей 2-3 лет [4].

Задание 1. «Построй домик по образу».

Цель: определить особенности проявления предпосылок к творчеству с использованием в конструировании наглядного образца построения модели домика.

Стимульный материал. На демонстрационном столе в качестве наглядного образца предъявлялись детали строительного материала для домика. На столе ребенка набор деталей для конструирования.

Инструкция. «Посмотри у меня разные детали для домика (брусочки, треугольник, квадраты, круг и др.), из них можно сделать домик». Взрослый ставит стены, крышу и заборчик. «Попробуй построить свой домик из деталей, которые лежат перед тобой».

Задание 2. «Построй домик для игрушки».

Цель: определить особенности проявления предпосылок к творчеству в конструировании при самостоятельном выполнении задания ребенком для игрушки.

Стимульный материал. На демонстрационном столе ставился домик из строительного материала (образец предыдущего занятия), а также мелкие образные игрушки (собачка, кошка, зайка, куколка, матрешка). Перед ребенком на его столе располагались разные детали (бруски, треугольник, цилиндры, призмы разного цвета и т.д.).

Инструкция. «К тебе в гости пришли разные игрушки, выбери одну из них и попробуй построить для кого-нибудь и них домик, так же как мы строили с тобой на прошлом занятии». После того как ребенок приступил к выполнению задания образец убирался, не акцентируя внимание ребенка на этом.

Оценка результатов основывалась на данных количественного и качественного анализа. Качественная оценка строилась на основе критериев творчества: отношение к творчеству: мотивация к творческой деятельности, включенность, устойчивость интереса, увлеченность процессом; владение способами творческих действий: комбинирование имеющихся и самостоятельное включение новых элементов, создание нетрадиционных, оригинальных образов; качество продукта конструирования: разнообразие форм и гармоничность цветовых решений, адекватность и соответствие детской продукции реальным образам. Количественный анализ проводился по трехбалльной системе: 3 балла - постройка отличается от образца; 2 балла - использование в постройке деталей другой формы, величины, дополнительные детали, помощь взрослого; 1 балл - фрагментарное участие в постройке идентичной образцу, выполняемой взрослым.

Для статистической обработки результатов данных констатирующего эксперимента использовалась методика Манна-Уитни, с помощью которой определялась статистическая значимость различий исследуемых признаков у детей нормы и с задержкой речевого развития по всем предлагаемым заданиям. Статистический анализ позволил обнаружить различия в конструировании из строительного по всем рассматриваемым признакам у детей раннего возраста с ЗРР и их сверстников с нормальным развитием на высокой степени значимости статистически достоверных различий в первом задании р = 0,01; во втором задании р = 0,03. Обобщение количественных результатов по кластерному анализу позволило дифференцировать их на три кластера (уровня): высокий, средний и низкий.

По первому заданию. Высокий уровень наблюдался только у 26% нормально развивающихся детей в конструировании домика на основе наглядного образца и характеризовался: наличием устойчивого интереса, мотивации к игре с постройкой, самостоятельностью активных действий со строительным материалом, настойчивостью в достижении результата, вариативностью творческих решений в использовании простых технических приемов работы со строительным материалом (дополнение брусков другого цвета для стены, использование треугольника другого цвета для крыши, соединение деталей и

расположение их на плоскости в один и два ряда, вертикально в ряд, замыкая пространство, подбор новых деталей из набора конструктора), эмоциональной окрашенностью действий и речь, поясняющей выбор деталей строителя (например, «...здесь вот такой кирпичик, у меня такой кирпичик, а тут не кубик ... другой ... кирпичик, у меня тоже ... теперь крыша ... вот так. Нет! Не так! Здесь надо ещё ... кирпичик ... у меня так будет ...»), а также позитивным взаимодействием с взрослым при создании творческого продукта, соответствующего своему функциональному назначению.

Средний уровень демонстрировали 74% детей нормы и 33% детей с ЗРР, проявляя сдержанность, неустойчивость интереса к творческой деятельности, включенность в игру с постройкой с помощью взрослого. В попытке воссоздавать постройку отмечалась неуверенность при выборе частей конструкции и установлении их в пространстве относительно друг друга, выполнение задания не сопровождалось эмоциональными реакциями, речевыми высказываниями. Отличие от образца было незначительное и выражалось в замене одного элемента для домика по цвету или форме.

Низкий уровень наблюдался у 67% детей с ЗРР и характеризовался возможностью воссоздавать только отдельные элементы постройки даже только после показа взрослым действий и приемов конструирования, неумением воспроизводить трехмерную конструкцию, неспособностью видеть в образце реальный предмет.

По второму заданию. Высокий уровень показали 23% нормально развивающихся детей, что характеризовалось: заинтересованностью строительством домика для одного из животных, включенностью, устойчивостью, увлеченностью процессом конструирования, самостоятельностью в подборе строительных деталей и использовании экспериментирования с материалом, наличием простейших оригинальных дополнений в постройке (заборчик или скамейка), использованием разноцветных форм при создании целостного оригинального продукта, соответствующего своему функциональному назначению. Выполнение задания сопровождалось положительными эмоциональными реакциями, радостью от выполненной работы для выбранного персонажа.

Средний уровень наблюдался у 77% нормально развивающихся детей и 13% детей с ЗРР и характеризовался: наличием интереса к конструированию, но его не устойчивостью, элементарными незначительными попытками экспериментирования в конструировании, выборе частей конструкции (по размеру и цвету) и игрушки животного, для кого можно построить домик, с помощью взрослого, наличием положительной эмоциональной реакций от результата своих действий (улыбки и радостного взгляда на взрослого), но отсутствием речевого сопровождения процесса конструирования. Выполненная постройка, незначительно отличалась от образца.

Низкий уровень развития предпосылок к творчеству наблюдался у 87% детей с ЗРР и характеризовался: слабостью интереса к построению домика для предложенной игрушки-животного, его неустойчивостью и необходимостью активизации детской инициативы, созданием игровой ситуации взрослым, хаотичностью, скованностью действий детей, отсутствием эмоциональных и вербальных реакций. Постройка выполнялась с фрагментарным участием ребенка и ведущей ролью взрослого и была идентична образцу.

Выводы:

1. Данные эмпирического исследования показали незрелость развития предпосылок к творчеству детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

2. Диагностический материал, направленный на выявление особенностей развития предпосылок к творчеству детей раннего возраста с ЗРР и их сверстников с нормальным развитием в конструировании из строительного материала, оказался информативным.

3. Статистические данные на основе методики Манна-Уитни показали неоднородность развития предпосылок к творчеству детей раннего возраста с ЗРР и их сверстников с нормальным развитием в конструировании из строительного материала и преобладанием у детей с ЗРР среднего и низкого уровня их выраженности. При этом в выполнении задания без образца больше детей с ЗРР показывали более низкие результаты и испытывали трудности в проявлении предпосылок творчества даже при наличии помощи взрослого.

4. Сопоставление количественных данных и результатов выполнения заданий на основе критериев по творчеству позволило выявить качественные характеристики творческих возможностей детей экспериментальной группы в конструировании и строительного материала.

5. Критериально выраженные качественные характеристики создали возможность сформулировать уровневые особенности развития предпосылок к творчеству детьми раннего возраста с ЗРР в конструировании из строительного материала, которые проявились: в мотивационной составляющей конструирования, в элементарном экспериментировании при создании постройки, в проявлении эмоциональных реакций и речевых высказываний.

Данные эксперимента подтвердили гипотезу о наличии предпосылок к творчеству у детей раннего возраста с задержкой речевого развития, которые имеют особенности проявления в конструировании из строительного материала и тем самым обосновали необходимость развития психической функции воображения, как основы творчества у детей данной категории на ранних стадиях онтогенеза.

Литература:

1. Венгер, Л.А. Путь к развитию детского творчества / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1983. - № 11. -С. 32-35

2. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок / Н.А. Ветлугина. - М., 1974.

3. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. / Л.С. Выготский - М., 1983. - Т. 5.

4. Литвинова, О.Э. Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 2-3 лет / О.Э. Литвинова. - СПб.: Детство Пресс, 2016. - 154 с.

5. Лиштван, З.В. Конструирование: пособие для воспитателя дет. сада / З.В. Лиштван. - М.: Просвещение, 1981. - 159 с.

6. Медведева, Е.А. Изучение особенностей развития воображения дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх / Е.А. Медведева // Дефектология. - 1999. - № 4. - С. 32.

7. Медведева, Е.А. Особенности проявления творчества дошкольниками с задержкой психического развития (ЗПР) в художественно-ручном труде из природного материала / Е.А. Медведева, Ж.И. Журавлева // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 5 (136). - С. 224-229

8. Парамонова, Л.А. Специфика детского творчества и его формирования: теоретические основы / Л.А. Парамонова // Ребенок - исследователь, деятель, творец: опыт организации специфически детских видов деятельности. Материалы международной научно-практической конференции. - М.: МПГУ, 2018. - С. 12-17

9. Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / Н.Н. Поддъяков // Вопросы психологии. -1990. - № 1. - С. 16-20

10. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольника: практикум: учебное пособие / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - 4-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М., 2021. - 401 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.