Научная статья на тему 'Особенности проявления творчества дошкольниками с задержкой психического развития в художественно-ручном труде из природного материала'

Особенности проявления творчества дошкольниками с задержкой психического развития в художественно-ручном труде из природного материала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННО-РУЧНОЙ ТРУД / ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CREATIVITY / ARTISTIC AND MANUAL LABOR / NATURAL MATERIAL / PSYCHIC DEVELOPMENT RETARDATION / CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Е.А., Журавлева Ж.И.

В данной статье представлено исследование по определению особенностей проявления творчества дошкольниками с задержкой психического развития (ЗПР) в художественно-ручном труде из природного материала. Дана понятийная основа направлений художественно-ручного труда как вида деятельности. Раскрыт диагностический инструментарий (методика, критерии оценки творчества качественные и количественные показатели) выраженности творчества детей данной категории в конструктивной художественной деятельности из природного материала. Показана вариативность заданий на творчество: создание образа и создание сюжета из элементов природного материала. Представлены качественные характеристики уровневых проявлений творчества в художественно-ручном труде из природного материала. Описан анализ результатов эксперимента и особенностей проявления творчества по всем показателям (наличие мотивации к творчеству, способов творческих действий, комбинаторных способностей, качество детского творческого продукта) у дошкольников с ЗПР в сравнении со сверстниками с нормативным развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Е.А., Журавлева Ж.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MANIFESTATION OF CREATIVITY BY PRESCHOOL CHILDREN WITH PSYCHIC DEVELOPMENT RETARDATION IN ARTISTIC AND HAND LABOR FROM NATURAL MATERIAL

This article presents a study to determine the characteristics of the manifestation of creativity by preschoolers with psychic development retardation (ZPR) in the art of manual labor from natural material. The conceptual basis of the directions of artistic and manual labor as a type of activity is given. Diagnostic tools (methods, criteria for assessing creativity, qualitative and quantitative indicators) of the severity of creativity of children of this category in constructive artistic activity from natural material are disclosed. The variability of tasks for creativity is shown: creating an image and creating a plot from elements of natural material. The qualitative characteristics of the level manifestations of creativity in artistic and manual labor from natural material are presented. An analysis of the experimental results and features of the manifestation of creativity is described for all indicators (the presence of motivation for creativity, methods of creative actions, combinatorial abilities, the quality of a child’s creative product) in preschool children with ZPR compared with peers with normative development.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления творчества дошкольниками с задержкой психического развития в художественно-ручном труде из природного материала»

УДК 37, 155.9

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА

ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В ХУДОЖЕСТВЕННО-РУЧНОМ ТРУДЕ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА

Е.А. Медведева, Ж.И. Журавлева

Аннотация. В данной статье представлено исследование по определению особенностей проявления творчества дошкольниками с задержкой психического развития (ЗПР) в художественно-ручном труде из природного материала. Дана понятийная основа направлений художественно-ручного труда как вида деятельности. Раскрыт диагностический инструментарий (методика, критерии оценки творчества качественные и количественные показатели) выраженности творчества детей данной категории в конструктивной художественной деятельности из природного материала. Показана вариативность заданий на творчество: создание образа и создание сюжета из элементов природного материала. Представлены качественные характеристики уровневых проявлений творчества в художественно-ручном труде из природного материала. Описан анализ результатов эксперимента и особенностей проявления творчества по всем показателям (наличие мотивации к творчеству, способов творческих действий, комбинаторных способностей, качество детского творческого продукта) у дошкольников с ЗПР в сравнении со сверстниками с нормативным развитием.

Ключевые слова: творчество, художественно-ручной труд, природный материал, задержка психического развития, дети с ограниченными возможностями здоровья.

PECULIARITIES OF MANIFESTATION OF CREATIVITY

BY PRESCHOOL CHILDREN WITH PSYCHIC DEVELOPMENT

RETARDATION IN ARTISTIC AND HAND LABOR FROM NATURAL MATERIAL

E. Medvedeva, Zh. Zhuravleva

Abstract. This article presents a study to determine the characteristics of the manifestation of creativity by preschoolers with psychic development retardation (ZPR) in the art of manual labor from natural material. The conceptual basis of the directions of artistic and manual labor as a type of activity is given. Diagnostic tools (methods, criteria for assessing creativity, qualitative and quantitative indicators) of the severity of creativity of children of this category in constructive artistic activity from natural material are disclosed. The variability of tasks for creativity is shown: creating an image and creating a plot from elements of natural material. The qualitative characteristics of the level manifestations of creativity in artistic and manual labor from natural material are presented. An analysis of the experimental results and features of the manifestation of creativity is described for all indicators (the presence of motivation for creativity, methods of creative actions, combinatorial abilities, the quality of a child's creative product) in preschool children with ZPR compared with peers with normative development.

Keywords: creativity, artistic and manual labor, natural material, psychic development retardation, children with disabilities.

Различные социально экономические изменения в мире, преобразования в обществе, интегративные процессы в образовательном пространстве, трудности, с которыми все больше встречается человек, определяет необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать сложные проблемы. В связи с этим перед образованием ставится задача развития творческого нового молодого поколения, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), поиска особых культурных форм, методов, технологий, становления творческой личности с учетом психологических особенностей развития детей данной категории.

Художественное творчество, являясь могучим средством формирования индивидуальности и воспитания личности ребенка на разных возрастных этапах, приобщает его к познанию социальных ценностей общества, культуры [2-6].

Рассматривая проблему творчества, Н.А. Ветлугина отмечает, что продукция детского творчества представляет общественно-педагогическую ценность. Автор подчеркивает, что в художественном творчестве ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих - новое о себе [1].

Детское творчество предполагает наличие трех взаимосвязанных компонентов: формирование самостоятельного

экспериментирования с различным материалом; развитие образного мышления и воображения и обобщенные способы деятельности.

Одним из видов творчества дошкольников с нормативным развитием и с задержкой психического развития (ЗПР) является художественно-ручной труд, который предполагает действия с различными материалами: бумагой, тканью, а также бросовым или природным (желуди, каштаны, шишки, соломка, трава, засушенные листья, цветы и т.д.), и выполняется инструментами (кисточка и клей, ножницы). В процессе творчества ребенок создает красивые, выразительные объекты, исходя из своих возможностей, и украшает, благоустраивает окружающую среду [7].

Проведенное нами исследование было направленно на выявление особенностей и определение уровня развития творчества старших дошкольников с ЗПР в художественно-ручном труде из природного материала. Эксперимент проводился в ЮВО г. Москвы в дошкольном отделении № 1898 компенсирующей направленности ГБОУ Школа № 922 и в дошкольном отделении № 581 ГБОУ школа № 329. В исследовании принимали участие 20 дошкольников с ЗПР и 20 сверстников с нормативным развитием. Для изучения творческого воображения детей в конструктивной художественной деятельности нами была использована методика Л.А. Парамоновой, О.А. Христ [8].

Задания для констатирующего эксперимента объединены в два блока:

Первый блок заданий направлен на создание образа из элементов природного материала.

Задание 1. А. «Образ стрекозы».

Цель: создание образа стрекозы из элементов природного материала.

Оборудование: пластилин, клей, ножницы, семена липы, листья ясеня, березовые «сережки», травинки, плоды шиповника и др.

Инструкция: с детьми проводится предварительная беседа, в ходе которой им предлагается вспомнить, в какое время года появляются стрекозы, сколько у них крылышек, на что похоже их туловище? Затем предлагается создать образ стрекозы самостоятельно, из природного материала, который разложен на столе.

Задание 1. Б. «Образ ежика».

Цель: создание образа ежика из элементов природного материала.

Оборудование: ножницы, пластилин, клей, скорлупа грецких орехов, сосновые иголки,

семена липы, листья разных деревьев, сушеные веточки.

Инструкция: детям предлагается вспомнить ежика, обращается внимание на части его тела, внешний вид. Затем предлагается создать образ ежика самостоятельно, из деталей природного материала.

Второй блок задания направлен на создание сюжета из различного природного материала «Летняя полянка».

Задание 2. А. Сюжетная композиция «Летняя полянка».

Цель: создание сюжетной композиции «Летняя полянка» из элементов природного материала.

Используемые материалы и оборудование: клей, ножницы, пластилин, сушеные листья разных растений, травинки, веточки, сосновые иголки, семена березы, липы, плоды шиповника, скорлупа от грецких орехов.

Инструкция: детям предлагается сюжетная картинка «Летняя поляна» для конкретизации образа. Вспоминаем лето, рассматривая поляну, где в траве растут цветы, над ними летают бабочки и стрекозы. После сюжетная картинка убирается, и детям предлагается создать по желанию композицию на предложенную тему из элементов природного материала. По окончании работы необходимо придумать рассказ по составленному сюжету.

Оценка творческих проявлений старших дошкольников с ЗПР проводилась по 4-х бальной системе по следующим критериям:

1. Интерес к творческой деятельности (нацеленность на открытие, увлеченность, устойчивость творческой инициативности, фантазирование).

2. Качество способов творческих действий (склонность к импровизации, сочинительству, видение необычных свойств знакомых предметов, нахождение вариативных решений на основе прошлого опыта, самостоятельность в создании нетрадиционных образов).

3. Качество «детского творчества» (соответствие детской продукции реальным образам в природе, аргументированность оценки своего творчества).

Для объективизации оценки были введены количественные показатели (от 1 - 4 баллов). Выполнение каждого задания ребенком оценивалось в баллах. Сумма баллов, полученная в результате выполнения всех заданий, анализ качественных показателей творческих проявлений позволяют определить уровень воображения каждого ребенка.

Статистическая значимость различий исследуемых признаков развития творчества у старших дошкольников с ЗПР и сверстников с нормативным развитием в художественно-ручном труде из природного материала по всем заданиям проводилась по методике Манна-Уитни.

Анализ качественных и количественных показателей позволил условно выявить несколько уровней сформированности творческого воображения.

Творческий уровень. Интерес, активное включение, захваченность устойчивость творческим процессом, оригинальность, сочетание комбинирования, варьирования в художественно-ручном труде. Фантазирование, самостоятельность в необычных решениях при создании образа или сюжета, эмоциональное включение в конструирование из природного материала. Умение мысленно входить в воображаемую ситуацию при эмоциональном изложении рассказа.

Элементарно-творческий уровень.

Недостаточная устойчивость мотивации в творчестве на всем этапе деятельности. Умение в сотворчестве с взрослым решать простые творческие задачи на уровне переработки и комбинирования отдельных деталей при создании образа и сюжета, схематичные представления использования разного материала.

Эмоциональная и вербальная обедненность рассказа о созданном творческом продукте.

Воссоздающий уровень. Неустойчивость интереса к творчеству, необходимость поддержки его взрослым. Наличие воспроизводящего воображения, использование опоры на имеющийся образец (картинка) при создании образа сюжета. Способы действия из природного материала носят ориентировочный характер. Отсутствуют самостоятельность и новизна в художественно-ручном труде. Вербальное описание образа обеднено и носит неразвернутый характер.

Фрагментарно-воссоздающий уровень.

Интерес к творческой деятельности фрагментарен. Только с инициативой и помощью взрослого наблюдается частичное включение в деятельность при создании образа и сюжета из отдельных деталей готовой заготовки.

Статистический анализ (по методике Манна-Уитни) позволил обнаружить различия в проявлении творчества по всем рассматриваемым признакам у старших дошкольников с ЗПР и их сверстников с нормативным развитием на высоком уровне статистической значимости при

создании образа р=0,01; при создании сюжета р=0,01. Опираясь на качественные и количественные показатели развития творчества у дошкольников с ЗПР и нормально развивающихся испытуемых в художественно-ручном труде из природного материала, можно условно дифференцировать их на четыре уровня выраженности и обозначить как: творческий, элементарно-творческий, воссоздающий,

фрагментарно-воссоздающий.

Творческие возможности детей с ЗПР и нормы в художественном ручном труде при создании образа и сюжета из предлагаемого природного материала проявились по-разному.

К первому, творческому уровню были отнесены только нормативно развивающиеся дошкольники при создании образа - 45%, при создании сюжета - 33%.

К второму элементарно-творческому уровню были отнесены: при создании образа 48% детей нормативно развивающихся и 12% с ЗПР; при создании сюжета 50 % детей с нормативным развитием и 8% с ЗПР.

К третьему воссоздающему уровню относились: при создании образа 7% дошкольников с нормативным развитием и 35% сверстников с ЗПР; при создании сюжета 17% детей с нормативным развитием и 25% детей с ЗПР.

К четвертому фрагментарно-

воссоздающему уровню были отнесены только дети с задержкой психического развития: при создании образа - 53%, при создании сюжета -67%.

Анализ качественных и количественных данных показал неоднородность

сформированности творческих проявлений в художественно-ручном труде у дошкольников с задержкой психического развития и позволил условно разделить их на три подгруппы: первая -элементарно-творческий уровень при создании образа 12%; при создании сюжета 8%. Качественно это характеризовалось

относительной включенностью в процесс творчества, недостаточной устойчивостью на всем этапе деятельности, ограниченностью использования комбинаторных действий при создании образа и сюжета. В процессе выполнения задания наличие опоры на традиционные схематичные представления об образе, изменения отдельных деталей из разного материала при создании сюжета и образа. Наблюдалось желание рассказать о созданном образе и сюжете, выразить эмоциональное отношения к созданному продукту.

Вторая - воссоздающий уровень развития творчества, при создании образа - 35% и при создании сюжета - 25%. Качественно это характеризовалось неустойчивостью мотивации, замедленностью ориентировки в созданных воображаемых условиях и решений в создании образа; неуверенностью и слабостью поисковых действий при составлении сюжета из элементов природного материала; использованием опоры на уже знакомую сюжетную картинку, образец. При вербальном описании сюжета дети дополняли то, что им не удалось сделать практически, выражая свое отношение к нему.

Третья - фрагментарно-воссоздающий уровень развития творчества при создании образа 53% и при создании сюжета 67%. Качественно это характеризовалось: слабостью мотивации, отсутствием самостоятельности при создании образа и сюжета, фрагментарным включением в сотворчество с взрослым при его ведущей позиции, односложностью, схематичностью вербального описания продукта художественно-ручного труда, сделанного совместно с взрослым.

Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить следующие особенности проявления творчества старшими

дошкольниками с ЗПР в художественно-ручном труде из природного материала: отставание старших дошкольников с ЗПР в развитии творчества от их нормативно развивающихся

сверстников по всем показателям (мотивации, способам творческих действий, уровня комбинаторных способностей, качества продукции детского творчества); неоднородность проявления творчества дошкольников с ЗПР в художественно-ручной деятельности и наличие элементарно-творческого, воссоздающего,

фрагментарно-воссоздающего уровней развития по всем рассматриваемым признакам; ситуативность интереса к творчеству, зависимость от сложности задания («падает» при создании сюжета); недостаточная

сформированность образного, целостного видения воображаемой ситуации; слабость развития комбинаторных способностей связанных с созданием собственных замыслов и их реализацией в разных вариантах конструирования из природного материала.

Выводы. Выявленные особенности развития творчества старших дошкольников с ЗПР в художественно-ручном труде из природного материала, выраженные в его структурных и операционных составляющих, обусловлены общей психической незрелостью развития детей данной категории. Особенности развития творческого потенциала показали необходимость организации и проведения коррекционной работы по формированию творческого компонента развития личности дошкольников с ЗПР, необходимого для их успешной социализации.

Литература:

1. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок: монография / Н.А. Ветлугина. - М.: Педагогика, 1972.

2. Журавлева Ж.И. Развитие детского творчества в онтогенезе и дизонтогенезе / Ж.И. Журавлева // Специальное образование. - 2016. - № 3(43). - С. 22-29.

3. Журавлева Ж.И. Исследование творчества детей с нормальным и нарушенным развитием в отечественной психологии: сборник / Ж.И. Журавлева // Специальная педагогика и специальная психология / Сборник научных статей участников V международного теоретико-методологического семинара. - М.: Логомаг, 2013. - Т.2. - С. 40-45.

4. Медведева Е.А. Изучение художественно-творческого компонента личности детей 5-9 лет с ЗПР в условиях воздействия с искусством / Е.А. Медведева // Дефектология. - 2007. - № 5. - С. 10-18.

5. Медведева Е.А. Социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства:

монография / Е.А. Медведева. - Часть 1. - М.: Перо, 2015. - 170 с.

6. Медведева Е.А. Образовательное пространство «полихудожественная среда» как условие социокультурного становления личности ребенка с легкими формами психического недоразвития / Е.А. Медведева // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2007. - № 3.

7. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Парамонова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

8. Парамонова Л.А., Христ А.А. Развитие творческого воображения в процессе конструирования из природного материала / Л.А. Парамонова, А.А. Христ // Гуманизация воспитания и обучения детей дошкольного возраста / Материалы научно-практической конференции. - Ровно, 1992. - Т. 2. - С. 100-102.

Сведения об авторах:

Медведева Елена Алексеевна (г. Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психолого-педагогических основ специального образования, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», e-mail: medvedeva-ea@mail.ru

Журавлева Жанна Игоревна (г. Москва, Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры логопедии, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», e -mail: zhur-zhanna@yandex.ru

Data about the authors:

E. Medvedeva (Moscow, Russia), Doctor of Psychological Sciences, professor, professor of the department of psychological and pedagogical foundations of special educationГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», e-mail: medvedeva-ea@mail.ru

Zh. Zhuravleva (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, associate professor at the Department of Speech and Language Therapy, Moscow State Pedagogical University, e-mail: zhur-zhanna@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.09.2019 19.00.07 - Педагогическая психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.