Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ'

ИЗУЧЕНИЕ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
175
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ / ЭМПАТИЯ / МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ С ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ / НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИЕСЯ ДЕТИ / ДИАГНОСТИКА / ОНТОГЕНЕЗ / ДИЗОНТОГЕНЕЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кательсон Татьяна Александровна

Предметом исследования в данной статье являются особенности проявления эмпатии, как социальной эмоции у младших дошкольников с проблемами развития. В основу гипотезы положено предположение о взаимозависимости особенностей выраженности эмпатии младших дошкольников группы риска, отстающих в усвоении программы образовательного учреждения от их задержки в общем психическом развития в сравнении со сверстников с нормативным развитием. Теоретическая основа материала опирается на научные работы в области общей и специальной психологии и педагогики по проблеме исследования. В представленной диагностической части эксперимента определяются актуальные возможности проявления эмпатии у детей данной категории. Анализ количественных и качественных показателей обозначил имеющиеся результаты выраженности социальной эмоции младших дошкольников с проблемами развития в сравнении с детьми, нормально развивающимися сверстниками. Диагностические результаты развития эмпатии младших дошкольников опираются на критерии, признанные в общей и специальной педагогике и психологии. Количественные, статистические данные показали значимые развития проявления эмпатии детей четвертого года жизни группы риска в сравнении с их сверстниками с нормальным развитием. Выявленные качественные характеристики обозначили особенности развития эмпатии, как социальной эмоции у младших дошкольником с проблемами развития и сделать следующие выводы. Проявление такой социальной эмоции как эмпатия у детей данной категории, показало ее незрелость, как на этапе когнитивности, так и в эмоциональной выраженности в игровом действии и осуществляется в большей степени по подражанию и образцу взрослого. Результаты эксперимента обосновали необходимость развития социальных эмоций младших дошкольников с проблемами развития, как условия закладывания нравственных основ личности уже на ранних стадиях онтогенеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кательсон Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE EMPATHY OF YOUNGER PRESCHOOL CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL PROBLEMS THROUGH THE PERCEPTION OF ART WORKS

The subject of research in this article is the features of the manifestation of empathy as a social emotion in younger preschoolers with developmental problems. The hypothesis is based on the assumption of the interdependence of the features of the severity of empathy in younger preschoolers at risk, lagging behind in mastering the program of an educational institution, from their delay in general mental development in comparison with their peers with normative development. The theoretical basis of the material is based on scientific work in the field of general and special psychology and pedagogy on the research problem. In the presented diagnostic part of the experiment, the actual possibilities for the manifestation of empathy in children of this category are determined. The analysis of quantitative and qualitative indicators outlined the available results of the severity of social emotion in younger preschoolers with developmental problems in comparison with children with normally developing peers. Diagnostic results of the development of empathy in younger preschoolers are based on criteria recognized in general and special pedagogy and psychology. Quantitative, statistical data showed a significant development of the manifestation of empathy in children of the fourth year of life at risk in comparison with their peers with normal development. The identified qualitative characteristics outlined the features of the development of empathy as a social emotion in younger preschoolers with developmental problems and draw the following conclusions. The manifestation of such a social emotion as empathy in children of this category showed its immaturity, both at the stage of cognition and in emotional expression in a game action, and is carried out to a greater extent according to the imitation and model of an adult. The results of the experiment substantiated the need for the development of social emotions in younger preschoolers with developmental problems, as a condition for laying the moral foundations of the personality already at the early stages of ontogenesis.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»

экономического кризиса сохранить эмоциональное и физическое здоровье, не поддавшись стрессу, а также иметь полезные контакты и поддержку друзей и близких, чтобы не только выжить, а в дальнейшем добиться самых высоких результатов. Эмоциональный интеллект можно развить и добиться значимых успехов.

Занимаясь с детьми по развитию эмоциональной чувствительности, взрослые сами многому учатся, а результатом обучения будет высокая успешность ребят, честные и доверительные отношения. В результате эмоционального воспитания будут получены следующие результаты: развитие эмоционального интеллекта ребенка, особые отношения между родителями и детьми. Мотивация, идущая от доверия и уважительного отношения, дает возможность неукоснительного соблюдения ребенком установленных правил. Дети в целом ведут себя лучше, появляется возможность договориться с ним в любой ситуации. Родительский авторитет укрепляется, ребенок готов следовать правилам поведения, установленным в семье. Освещен вопрос, почему надо развивать ЭИ с раннего детства.

Дети, с которыми родители занимаются эмоциональным воспитанием, получают лучшие оценки. Желание учиться у них выше, чем у других детей. Они реже болеют, крепче физически, среди таких детей практически нет «трудных» детей. Такое воспитание учит детей обуздывать порывы, сначала думать, а потом действовать. Разумное и сознательное поведение дает возможность преодолеть большинство проблем подросткового возраста. Важную, определяющую роль семьи в эмоциональном воспитании ребенка и условия, необходимые для доверительных отношений создают родители, бабушки и дедушки, в редких случаях такие отношения складываются между братьями и сестрами при условии, что они старше ребенка более чем на десять лет.

Эмоциональное воспитание - процесс спонтанный и ситуационный, работает только в момент возникновения и в контексте с конкретной ситуацией, поэтому требует нахождения рядом с ребенком, закладывает свое понимание добра и зла, мировоззрения, ценности. Параллельно воспитываются качества: честность, открытость в общении с родителями, умение правильно вести себя с другими людьми. Для ребенка эмоции - мир его реальности, в которой кипит жизнь, и которой требует от семьи надежной защиты и опоры.

Внимание к собственным эмоциям, выражение их вслух, уважительное отношение к переживаниям ребенка, принятие и любовь помогут достичь наилучших результатов. Делиться своими чувствами - значит доверять. Поддерживайте ребенка всегда, в начинаниях и успехах. Также он нуждается в особой поддержке при проблемах и неудачах. Надо помочь, научить, показать путь, по которому ребенок может пройти и получить лучший результат. Обнимайте ребенка не меньше 4-6 раз в день. В повседневном общении используйте фразы: «Мне нравится с тобой разговаривать», «Я тебя люблю», «Как я соскучилась».

Культура эмоциональной жизни современного человека все меньше выделяется в образовании как отдельная, специальная задача, но важность выражения словами, мимикой, жестами, красками движения, продолжает быть архиважной в воспитании детей. Мы можем настроить другого человека на общение, совместную деятельность не пользуясь речью.

Выводы. Таким образом, формирование эмоционального интеллекта ребенка - дело длительное. Занимаются им на протяжении нескольких лет педагоги, психологи, воспитатели и главные близкие ребенка люди - мамы и папы, бабушки дедушки, другие люди, окружающие ребенка. Нужно отметить, что у каждого ребенка формируется эмоциональный интеллект, но если на него не воздействовать, то он будет низкий или средний. Основная задача высокого уровня эмоционального интеллекта ребенка - сделать счастливым его обладателя, успешным в общественной и личной жизни, профессионалом в будущем.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах / Л.С. Выготский. - Т. 4 Детская психология. Под ред. Д.Б. Эльконина. - М. - 1984. - 265 с.

2. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. - Том 2. - М.; Педагогика, 1986. - 229 с.

3. Лексина, Е. Эмоциональный интеллект ребенка. Книга родителей / Екатерина Лексина. Правообладатель: ЛитРес: Самиздат - 2019. - 110 с.

4. Рубинштейн, С.Л Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 52 с.

5. Савенков, А.И. Психология детской одаренности / под научной ред. проф. А.И. Савенкова. - Издательство: Генезис, 2010. - 440 с.

6. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: АРКТИ, 2003. - 208 с.

Педагогика

УДК 376

младший научный сотрудник лаборатории инклюзивного образования Кательсон Татьяна Александровна

Институт специального образования и психологии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

ИЗУЧЕНИЕ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Аннотация. Предметом исследования в данной статье являются особенности проявления эмпатии, как социальной эмоции у младших дошкольников с проблемами развития. В основу гипотезы положено предположение о взаимозависимости особенностей выраженности эмпатии младших дошкольников группы риска, отстающих в усвоении программы образовательного учреждения от их задержки в общем психическом развития в сравнении со сверстников с нормативным развитием. Теоретическая основа материала опирается на научные работы в области общей и специальной психологии и педагогики по проблеме исследования. В представленной диагностической части эксперимента определяются актуальные возможности проявления эмпатии у детей данной категории. Анализ количественных и качественных показателей обозначил имеющиеся результаты выраженности социальной эмоции младших дошкольников с проблемами развития в сравнении с детьми, нормально развивающимися сверстниками. Диагностические результаты развития эмпатии младших дошкольников опираются на критерии, признанные в общей и специальной педагогике и психологии. Количественные, статистические данные показали значимые развития проявления эмпатии детей четвертого года жизни группы риска в сравнении с их сверстниками с нормальным развитием. Выявленные качественные характеристики обозначили особенности развития эмпатии, как социальной эмоции у младших дошкольником с проблемами развития и сделать следующие выводы. Проявление такой социальной эмоции как эмпатия у детей данной категории, показало ее незрелость, как на этапе когнитивности, так и в эмоциональной выраженности в игровом действии и осуществляется в

большей степени по подражанию и образцу взрослого. Результаты эксперимента обосновали необходимость развития социальных эмоций младших дошкольников с проблемами развития, как условия закладывания нравственных основ личности уже на ранних стадиях онтогенеза.

Ключевые слова. социальные эмоции, эмпатия, младшие дошкольники с проблемами развития, нормально развивающиеся дети, диагностика, онтогенез, дизонтогенез.

Annotation. The subject of research in this article is the features of the manifestation of empathy as a social emotion in younger preschoolers with developmental problems. The hypothesis is based on the assumption of the interdependence of the features of the severity of empathy in younger preschoolers at risk, lagging behind in mastering the program of an educational institution, from their delay in general mental development in comparison with their peers with normative development. The theoretical basis of the material is based on scientific work in the field of general and special psychology and pedagogy on the research problem. In the presented diagnostic part of the experiment, the actual possibilities for the manifestation of empathy in children of this category are determined. The analysis of quantitative and qualitative indicators outlined the available results of the severity of social emotion in younger preschoolers with developmental problems in comparison with children with normally developing peers. Diagnostic results of the development of empathy in younger preschoolers are based on criteria recognized in general and special pedagogy and psychology. Quantitative, statistical data showed a significant development of the manifestation of empathy in children of the fourth year of life at risk in comparison with their peers with normal development. The identified qualitative characteristics outlined the features of the development of empathy as a social emotion in younger preschoolers with developmental problems and draw the following conclusions. The manifestation of such a social emotion as empathy in children of this category showed its immaturity, both at the stage of cognition and in emotional expression in a game action, and is carried out to a greater extent according to the imitation and model of an adult. The results of the experiment substantiated the need for the development of social emotions in younger preschoolers with developmental problems, as a condition for laying the moral foundations of the personality already at the early stages of ontogenesis.

Key words: social emotions, empathy, younger preschoolers with developmental problems, normally developing children, diagnostics, ontogenesis, dysontogenesis.

Введение. Проблема развития и воспитания эмоций принадлежит к числу наиболее важных и актуальных в детской, специальной педагогике и психологии. Теоретическое положение Л.С. Выготского о социальной природе развития личности, ставит вопрос о необходимости более глубокого изучения социальных эмоций, как отражения внутреннего мира субъекта, проявления своеобразного его взаимодействия со средой [2].

Эмоция как внешнее проявление внутреннего мира ребенка позволяет определить его отношение к происходящему, способствует личностному становлению, формированию субъектных проявлений. Ребенок, открывая для себя многообразие окружающего мира, вступает в разнохарактерные взаимодействия с различными сферами действительности. На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и сложные формы проявления.

Дошкольный возраст - это благоприятный период для формирования социальных эмоций у детей. Впечатлительность, открытость дошкольников создает условие для усвоения социальных, культурных ценностей, нравственных категорий, норм и правил взаимодействия с окружающим миром.

Особо значимо изучения проблемы развития социальных эмоций ребенка с проблемами развития, поскольку процесс взаимодействие с окружающим миром предполагающий владение различными адекватными способами общения и умением контролировать свое поведение у детей данной категории затруднен. Интерес к проблеме эмоций детей с задержкой психического развития прослеживается в исследованиях ряда авторов (Е.А. Медведева, В.А. Степанова Т.З. Стернина,). При рассмотрении разных аспектов эмоционального развития детей с ЗПР, исследователей объединяет мысль о том, что эмоциональные процессы занимают важное место в сложной структуре психики, они побуждают ребенка к деятельности [6, 9, 10].

Среди социальных эмоций можно выделить эмпатию (от греч. Empatheia - сопереживание), предполагающую способность человека проявляется в понимании чувств окружающих, «вхождение» ребенка в мир другого, принятие его (взрослого, сверстника, объекта живой и не живой природы) таким, как он есть, проявление сочувствия, сопереживания ему, тактичности, осознанной поддержке.

Проблема эмпатии в отечественной психологии изучалась целым рядом исследователей (Г.М. Бреслав, Т.П. Гаврилова, A.B. Запорожец, А.Д. Кошелевой, Л.П. Стрелкова, и др.). Освещая различные вопросы проявления эмпатии детей, авторы высказывают общую мысли о том, что ее развитие обеспечивается через формирование эмоционального сопереживания, сочувствия к тем, кто в них нуждается; воспитания гуманного отношения к близким, сверстникам, животным; развитие способности к регуляции собственным поведением [1, 3, 4, 12].

Наиболее полно структура эмпатийного процесса раскрывается в исследовании H.H. Обозова, который определяет эмпатию как процесс, включающий в себя когнитивные, эмоциональные и действенные, поведенческие компоненты. Если в раннем возрасте ребенок проявляет эгоцентричность, направленную на удовлетворение собственных биологических потребностей - сон, кормление, безопасность, комфорт, то к концу раннего и с начала дошкольного возраста, с большим взаимодействием с окружающим миром, овладением речью, на смену эгоизму приходит умение сопереживать тем, кто его окружает (близкие, родители, сверстники, животные и т.д.) [7].

В настоящее время в образовательной системе компенсирующей направленности в большей степени представлены экспериментальные исследования, показывающие развитие социальных эмоций старших дошкольников с ОВЗ и в меньшей степени у младших дошкольников, в том время как закладывание основ социальной направленности эмоций для их личностного развития уже на ранних этапах дошкольного детства, является актуальным.

Изложение основного материала статьи. Экспериментальная работа проводилась с 2021 по 2022 гг. на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждение города Москвы "Школа № 2115", дошкольное отделение. Исследование проводилось с участием 20 детей младшего дошкольного возраста от трех до четырех лет, из которых 10 детей, представляющих «группу риска», отстающих в речевом развитии и в усвоении стандартной программы образовательного учреждения и 10 нормально развивающихся сверстников.

Целью исследования является подтверждение гипотезы о том, что общая психическая незрелость младших дошкольников «группы риска» обусловливает особенности восприятия и проявления эмпатии детей данной категории посредством художественных произведений.

Диагностика особенностей восприятия и проявления эмпатии проводилась на основе методик, используемых в психологии в исследованиях A.B. Запорожеца, А.Д. Кошелевой, Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной, дополненных и адаптированных нами заданий для младших дошкольников с проблемами развития [4, 5, 8, 11].

Задание. «Сопереживаем литературному персонажу».

Цель: определить способность к пониманию эмоций, отраженных в художественном произведении, эмоциональному сопереживанию персонажа, стремления к проявлению сочувствия, гуманного отношения к игрушкам.

Стимульный материал: стихотворение А. Барто «Зайку бросила хозяйка», мягкая игрушка «зайка», полотенце.

Инструкция. Взрослый эмоционально рассказывает ребенку историю про девочку, которая взяла свою игрушку -«зайку» на прогулку на детскую площадку, посадила его на скамеечку, стала играть с другими детьми. Через некоторое время появились на небе тучи и пошел дождь. Все дети разбежались домой и эта девочка тоже. Она забыла своего «зайку» на улице под дождем. Читается эмоционально стихотворение «Зайку бросила хозяйку, под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, весь до ниточки промок». Ребенку показывается иллюстрация, где грустный зайка сидит под дождем. «Как ты думаешь, что чувствует зайка один под дождем?» (Ему грустно, что его бросила девочка). «Что ты чувствуешь, когда видишь на картинке зайку под дождем». (Жалко зайку, он же промокнет и заболеет). «Что тебе хочется сделать, чтобы ему помочь?» (Пожалеть и спасти от дождя). «И мне стало его жалко, поэтому я взяла его со скамейки» (дается игрушка ребенку). Ребенку предлагается помочь зайке. «Давай пожалеем Зайку, он промок весь, может заболеть, надо его скорей согреть и завернуть в полотенце, прижать к себе». После действий задается вопросы: «Как ты думаешь, хорошо или плохо поступила девочка, бросив свою игрушку под дождем?».

Задание. «Сопереживаем музыкальному образу».

Цель: определить способность ребенка к пониманию эмоций, отраженных в музыкальном произведении, эмоциональному сопереживанию, стремлению к проявлению сочувствия, гуманного отношения к воображаемому образу.

Стимульный материал: песенка «Петушок» Т.Витлиной, игрушка би-ба-бо «Петушок», ложка, лекарство.

Инструкция. Взрослый показывает на руке игрушку би-ба-бо Петушка и эмоционально рассказывает ребенку историю про него, как каждое утро он пел свою песенку и будил вместо часов всех детей и взрослых. Все очень любили петушка за его звонкий голосок. Но вот однажды он простудился и заболел. Взрослый эмоционально поет песенку, сопровождая действиями с игрушкой. «Заболел наш петушок, он под дождиком промок. И теперь не сможет нам, песню петь он по утрам». Обращаясь к ребенку, спрашивает: «Что ты чувствуешь, узнав, что петушок заболел?» (мне его жалко, а тебе?). Что можно сделать, чтобы ему помочь? (полечить горлышко). Давай дадим ему лекарство (совершается действие с лекарством). Петушок поправился и снова запел: «Ку-ка-реку!!). Какой ты молодец, что пожалел петушка и помог ему.

Оценка результатов основывалась на количественном и качественном анализе. Качественная оценка строилась на основе критериев: когнитивного (понимание и оценка поступка), эмоционального (мимика, пантомимика) и действенного компонента. Количественный анализ проводился по трёхбалльной системе. В первом задании: 3 балла - самостоятельно адекватно оценивает поступок девочки, в действиях с игрушкой проявляет сочувствие, заворачивает в полотенце, прижимает к себе, поглаживает игрушку; 2 балла - оценивает поступок и совершает действия совместно с взрослым; 1 балл - не дает оценку поступку девочки, эмоционально в действия сопереживания не включается. Во втором задании: 3 балла -самостоятельно адекватно отвечает на вопросы, эмоционально включается в сопереживание и помощь персонажу; 2 балла -отвечает на вопросы и совершает действия совместно со взрослым; 1 балл - не отвечает на вопросы взрослого, совершает фрагментарные действия по образцу.

Для статистической обработки результатов данных констатирующего эксперимента использовалась методика Манна-Уитни, с помощью которой определялась статистическая значимость различий на уровне исследуемых признаков эмпатии младших дошкольников нормы и группы «риска». Статистический анализ позволил обнаружить проявления эмпатии младших дошкольников группы «риска» в сравнении с их сверстниками с нормальным развитием на высокой степени значимости достоверных различий в первом задании р=0,02, во втором р= 0,01, что позволило условно дифференцировать их на три уровня высокий, средний и низкий.

По первому заданию высокий уровень выраженности эмпатийности отмечался только у 65% нормально развивающихся младших дошкольников, что характеризовался: пониманием содержания стихотворения, адекватным оцениванием поступка девочки, проявлением сочувствие герою литературного произведения и демонстрацией эмпатии в эмоционально выраженных действиями с игрушкой (закутывание в полотенце, прижимание к груди, поглаживание, сопровождение словами «мы спасли тебя»).

Средний уровень проявления эмпатии наблюдался у 35% нормально развивающихся младших дошкольников и 50% их сверстников группы риска, что характеризовалось: оцениванием поступка девочки, бросившей игрушку с помощь наводящих вопросов взрослого, совершением действия по «спасению зайки» совместно с психологом, указанием, что можно сделать, чтобы помочь зайке не заболеть.

Низкий уровень выраженности эмпатии персонажу стихотворения присутствовал у 50% младших дошкольников группы «риска», которые не могли дать вербально оценку поступку девочки, действия с игрушкой были формальными без эмоционального сопереживания персонажу.

По второму заданию высокий уровень выраженности эмпатийности отмечался только у 70% нормально развивающихся младших дошкольников, что характеризовалось: выраженностью интереса, эмоциональной включенностью в игровое действие (поглаживанием персонажа, лечением), самостоятельными, адекватными ответами на вопросы, сопровождение действий речевыми оборотами «я помогу, ты поправишься», эмоциональным сопереживанием и выраженным желанием помочь герою песенки.

Средний уровень наблюдался у 30% у младших дошкольников с нормальным развитием и 60 % их сверстников с проблемами в развитии и проявлялся: отсроченной включенностью в игровое действие, эмоциональной сдержанностью сопереживания (в пантомимике) в желании спасти героя, односложными ответами на вопросы с помощью наводящих вопросов взрослого.

Низкий уровень выраженности эмпатии персонажу песенки присутствовал у 40% дошкольников «группы риска» и характеризовался: затруднением ответов, отсутствием выраженной эмоциональной включенности, фрагментарностью включения в игровое действие.

Выводы. Диагностическое задание по выявлению особенностей развития эмпатии младшими дошкольниками группы риска оказалась информативным; данные эмпирического исследования свидетельствуют о незрелости компонентов эмпатии детей «группы риска»; критериально выраженные данные по развитию эмпатии на основе методики Манна-Уитни показали неоднородность их проявления у младших дошкольников с проблемами развития, преобладания относительной и слабой степени выраженности.

Результаты исследования подтвердили гипотезу о наличии особенностей восприятия и проявления эмпатии к образам художественных произведений младшими дошкольниками с проблемами развития, что позволило обосновать необходимость формирования эмпатийности, как социальной эмоции в процессе коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей успешную социальную адаптацию детей данной категории.

Литература:

1. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 2010. - 186 с.

2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - Москва: Издательство Юрайт, 2017. - 199 с.

3. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 2005. - №2. - С. 147-156.

4. Запорожец, A.B. Эмоциональное развитие дошкольника / A.B. Запорожец, ЯЗ. Неверович, А.Д. Кошелева, Л.П. Стрелкова, Л.А. Абрамян. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

5. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. - М.: Академия, 2003. - 176 с.

6. Медведева, Е.А. Становление личности ребенка с проблемами развития как субъекта культуры в художественно-творческой деятельности // Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы / Под ред. Богдановой Т.Г., Назаровой Н.М. - Москва, 2013. - С. 65-69.

7. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений. - Киев :Лыбидь, 1990. - 191 с.

8. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1986 - 176 с.

9. Степанова, Г.Н. Эмоциональные состояния ребенка-дошкольника и педагогическая оценка в условиях детского сада / Г.Н. Степанова // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5. - С. 39-53.

10. Стернина, Т.З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушением умственного развития / Т.З. Стернина // Дефектология. - 2008. - № 3. - С. 8-15.

11. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Академия, 1998. - 304 с.

Педагогика

УДК 376.4

кандидат психологических наук, доцент Каштанова Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Матюхаева Алина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С

РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация. Проблемное поле формирования базовых учебных действий у умственно отсталых первоклассников с расстройствами аутистического спектра включено в рассмотрение вопросов адаптации к самостоятельной жизни в обществе выпускников коррекционных учреждений. Актуальность исследования определяется выполнением государственного заказа, потребностью коррекционных школ в эффективных технологиях формирования базовых учебных действий у умственно отсталых первоклассников с расстройствами аутистического спектра. Целью статьи является описание приемов и дидактических ситуаций реализации технологии формирования коммуникативных и регулятивных базовых учебных действий на уроках русского языка у умственно отсталых первоклассников с расстройствами аутистического спектра. Результаты проведенного экспериментального исследования позволяют говорить о наличии специфических особенностей коммуникативных и регулятивных базовых учебных действий у умственно отсталых первоклассников с расстройствами аутистического спектра. Наличие расстройств аутистического спектра у умственно отсталых первоклассников препятствует формированию социально-коммуникативной сферы, адекватного эмоционального и социального поведения, что существенно затрудняет процесс обучения. В основе несформированности базовых учебных действий у умственно отсталых первоклассников с расстройствами аутистического спектра имеет место недостаточная переработка сенсорной информации. Для решения данной проблемы авторами представлена технология формирования базовых учебных действий. Актуализирован вопрос использования полисенсорного подхода в работе по формированию коммуникативных и регулятивных базовых учебных действий у умственно отсталых первоклассников с расстройствами аутистического спектра. Обоснована специфика применения технологии использования полисенсорного подхода на уроках русского языка и математики в первом классе. Описаны приемы формирования коммуникативных и регулятивных базовых учебных действий, механизм их включения в дидактические ситуации.

Ключевые слова: умственно отсталые первоклассники с расстройствами аутистического спектра, полисенсорный подход, коммуникативные базовые учебные действия, регулятивные базовые учебные действия.

Annotation. The problematic field of formation of basic educational actions in mentally retarded first-graders with autism spectrum disorders is included in the consideration of adaptation to independent life in the society of graduates of correctional institutions. The relevance of the study is determined by the fulfillment of the state order, the need for correctional schools in effective technologies for the formation of basic educational actions in mentally retarded first-graders with autism spectrum disorders. The purpose of the article is to describe the techniques and didactic situations of the implementation of the technology for the formation of communicative and regulatory basic educational actions in Russian language lessons in mentally retarded first-graders with autism spectrum disorders. The results of the experimental study allow us to talk about the presence of specific features of communicative and regulatory basic educational actions in mentally retarded first-graders with autism spectrum disorders. The presence of autism spectrum disorders in mentally retarded first-graders prevents the formation of a socio-communicative sphere, adequate emotional and social behavior, which significantly complicates the learning process. Based on the lack of formation of basic educational actions in mentally retarded first-graders with autism spectrum disorders, insufficient processing of sensory information takes place. To solve this problem, the authors presented the technology for forming basic educational actions. The issue of using a polysensory approach in the formation of communicative and regulatory basic educational actions in mentally retarded first-graders with autism spectrum disorders has been updated. The specifics of using the technology of using the polysensory approach in the lessons of the Russian language and mathematics in the first class are justified. Methods of formation of communicative and regulatory basic educational actions, mechanism of their inclusion in didactic situations are described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.