20. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.
21. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Халиуллин Р.С., Евграфов И.Е. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 133.
22. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Развитие операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.
- № 10. - С. 11.
23. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.
24. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.
25. Бурцев В.А., Софронов И.Л., Тумаров К.Б. Сущность и содержание спортивной культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2011. - № 6 (28). - С. 119-125.
26. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Е., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017.
- № 4. - С. 140.
27. Бурцев В.А., Шамгуллин А.З., Бурцева Е.В. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87.
28. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н. Диагностика двигательной одаренности детей на первичном этапе спортивного отбора // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 6. - С. 54.
29. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Мугаллимова Н.Н., Халиуллин Р.С., Мартынова А.С. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. - 2017.
- № 56-6. - С. 39-47.
30. Драндров Г.Л., Авксентьев Е.Н., Бурцев В.А. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности // Фундаментальные исследования. - 2014. -№ 9-11. - С. 2550-2555.
Психология
УДК 159.973
кандидат психологических наук, доцент Конева Ирина Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей развития эмпатии умственно отсталых детей младшего школьного возраста в сравнении с нормативно развивающимися детьми. В работе представлена батарея методик, направленных на изучение особенностей развития эмпатии у младших школьников. Также в статье с представлен качественный и количественный анализ полученных в ходе исследования данных, на основе которого сделаны последующие выводы.
Ключевые слова: развитие эмпатии, умственная отсталость, норма психического развития, младший школьный возраст, гуманизация, эгоцентризм.
Annotation. The article is devoted to the study of the development of empathy of mentally retarded children of primary school age in comparison with normatively developing children. The paper presents a battery of methods aimed at studying the peculiarities of the development of empathy in primary school children. The article also presents a qualitative and quantitative analysis of the data obtained in the course of the study, on the basis of which subsequent conclusions are made.
Keywords: development of empathy, mental retardation, norm of mental development, primary school age, humanization, egocentrism.
Введение. Существование человека в обществе, благоприятная адаптация в нем, необходимость непрерывного взаимодействия с окружающими людьми говорят о необходимости развития социальных эмоций у детей и подростков, в частности, эмпатии, то есть «умения индивида эмоционально откликаться на переживание окружающих людей, предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств» [11.
Имеющиеся научные исследования доказали, что благоприятное развитие личности и формирование положительных межличностных отношений невозможно без эмпатии [71. «Развитие эмпатии - одна из важнейших сторон формирования личности, обеспечивающая нравственное развитие, она является важным условием гуманизации межличностных отношений, одним из основных факторов, тормозящих проявления
агрессии и побуждающих действовать в пользу другого» [101, [21. Зачастую, многие психологические проблемы, встречающиеся у детей и подростков, обусловлены как раз недостатком эмпатии.
Вопрос формирования эмпатии у детей сопряжен с решением ряда психологических проблем современности, а именно: становление межличностных отношений, адаптация к миру взрослых, облегчение взаимодействия окружающих и обучения «гуманному, альтруистическому поведению» [3], [8].
Актуальность темы определена тем, что психическое недоразвитие при умственной отсталости влечет за собой формирование вторичных дефектов, включая высшие психические функции, к которым относятся в том числе и социальные эмоции, в частности, эмпатия [6], [9]. Вторичные дефекты поддают коррекции, и их компенсация является важнейшей задачей психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с нарушениями развития [4], [5]. Именно поэтому коррекция эмпатии в младшем школьном возрасте имеет особое значение для предупреждения наслаивания дефектов иного порядка.
В исследовании приняли участие школьники 1-2 классов (7-9 лет). Экспериментальную группу составили дети с легкой степенью умственной отсталости. Контрольную группу - дети с нормой развития.
Для изучения особенностей развития эмпатии у младших школьников с умственной отсталостью использовались методики: «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова), «Неоконченные рассказы» (Т.П. Гаврилова), "Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей" (А.М. Щетинина).
Изложение основного материала статьи. По методике Е.И. Изотовой оценивается восприятие детьми экспрессивных мимических признаков, а также степень восприятия и понимания детьми младшего школьного возраста эмоциональных состояний окружающих.
Высокий уровень степени восприятия эмоциональной экспрессии в контрольной группе продемонстрировали 33% учащихся, в экспериментальной группе на данном уровне выполнили задания 14% детей. Испытуемые правильно назвали и соотнесли 7-8 эмоций. Испытуемые без ошибок отбирали нужные изображения, не испытывая при этом психологического напряжения. В ходе эксперимента данным группам детей не потребовалась помощь. Они справились с предъявляемой задачей и показали способность адекватного выбора пиктограмм без применения содержательной, ориентационной либо предметно-действенной помощи.
К среднему уровню относим 45% учеников из контрольной группы и 40% учащихся экспериментальной группы. Учащиеся адекватно определили и смогли соотнести 5-6 пиктограмм с изображенными на них эмоциональными состояниями. В целом, выполняя представленное задание, школьники испытывали затруднения при выборе рисунка, сомневались в выборе. Данный факт способствовал применению содержательной помощи. Экспериментатору потребовалось объяснить способ выбора вербальным и наглядно-действенным способом.
Низкий уровень восприятия эмоциональной экспрессии показали 46% (13 человек) из экспериментальной группы и 22% из контрольной группы. При выполнении задания в данной группе также была применена содержательная и предметно-действенная помощь. Большинство учащихся испытывало трудность, и смогло определить и соотнести лишь до четырех пиктограмм.
Главной целью методики «Неоконченные рассказы» Т.П. Гавриловой являлось выявление видов, тенденций эмпатических реакций детей с нормой интеллектуального развития и детей с легкой степенью умственной отсталости на ситуации неблагополучия. При ответе на проблемную ситуацию ребенок может давать два варианта эмпатической реакции, которые носят либо гуманистический характер, либо эгоцентрический.
При проведении данной методики большая часть детей из обеих групп были заинтересованы в задании, положительно реагировали на предложение ответить на вопросы после небольшого рассказа. Но также имелся небольшой процент детей, не подававших абсолютно никакой реакции на предложенное задание, в основном это были дети из экспериментальной группы, имеющие умственную отсталость легкой степени.
Качественная обработка проводилась по двум параметрам. Отмечалось, с каким героем отождествляет себя ребенок, с героем рассказа, являющимся потерпевшим или с другим персонажем, который является виновником конфликта. Также было отмечено, в какой конфликтной ситуации ребенок в наибольшей степени проявляет сочувствие по отношению к герою или виновнику конфликта, в ситуации с животными, либо сверстниками.
В данной методике все рассказы сформулированы так, что наиболее легким вариантом для ребенка является принятие стороны героя. В таком случае можно говорить о проявлении эгоцентрического характера эмпатии [4].
При принятии ребенком стороны другого героя (животного, взрослого, сверстника) можно судить о возникновении у испытуемого эмпатической реакции [7].
Наиболее четкие представления об эмпатии имеют дети с нормой психического развития. Но при этом отмечается недостаточная полнота и ориентация на яркость этих качеств, что объясняется психологическими особенностями младшего школьного возраста. Многие дети экспериментальной группы продемонстрировали слабые проявления эмпатии. Также у них в поведении слабо проявляются гуманные признаки. Дети экспериментальной группы в большинстве своем идентифицируют себя только с главным героем и сопереживают только ему.
Проанализировав ответы испытуемых, можно сделать вывод о том, что у всех детей младшего школьного возраста доминирует эгоцентрический характер эмпатии, а знания об эмоциях неглубокие и ситуативные. У младших школьников с умственной отсталостью эти особенности эмпатии выражены гораздо сильнее.
Большая часть детей с умственной отсталостью имеют низкий уровень развития эмпатии, проявляющийся в виде слабо выраженного сопереживания или переживания субъекта по поводу чувств другого, обращенность к внутреннему миру окружающих. Это говорит о необходимости психолого -педагогического сопровождения, направленного на развитие эмпатии у младших школьников с умственной отсталостью.
Анализируя результаты экспериментального исследования по методике «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» было выявлено следующее: 42% школьников контрольной группы имеет высокий уровень понимания эмоций, и лишь 18% экспериментальной. Дети
испытывают затруднения при выполнении заданий, неадекватно оценивают эмоциональную ситуацию и неуспешно определяют выразительные эмоциональные признаки в жестах и мимике. Дети при выполнении задания нуждались в содержательной и предметно-действенной помощи.
Опросник А.М. Щетининой содержит в себе 12 утверждений, которые надо оценить с помощью трех вариантов ответов: «часто», «иногда», «никогда». Данные опросники были заполнены родителями, а затем проанализированы. Мы получили следующие результаты.
Гуманистический характер эмпатических реакций имеет сравнительно небольшой процент испытуемых. В контрольной группе он составляет 20%, а в экспериментальной всего 10%. Эти школьники проявляют активный интерес к состоянию окружающих, ярко эмоционально на него реагируют и перенимают его, включаясь в ситуацию. Гораздо больший процент детей имеет эгоцентрический характер эмпатических реакций. В контрольной группе это 40%, в экспериментальной - 45%. Школьники способны эмоционально реагировать на переживания окружающих людей, но при этом стараются получить одобрение и похвалу со стороны взрослого. Зачастую ребенок больше стремится привлечь к себе внимание, изображая сочувствие и сопереживание другому человеку. Также большой процент детей проявляют смешанный тип эмпатии. В контрольной группе процент составляет 30%, а в экспериментальной 20%.
Низкий же уровень показали 10% детей контрольной группы и 25% экспериментальной. Школьники абсолютно не проявляют интереса к эмоциональному состоянию окружающих людей, также слабо реагируют на их переживания и лишь по побуждению взрослого испытывают сопереживание.
Выводы. Проведенное экспериментальное исследование показало, что у детей младшего школьного возраста обеих групп (экспериментальной и контрольной) прослеживается невысокий уровень развития эмпатии. Можно сказать, что у детей данного возраста знания об эмоциях ситуативные и неглубокие, ориентированы на яркие внешние признаки. Большая часть детей затрудняются в распознании и определении эмоций окружающих. Также диагностическое исследование показало, что для младших школьников, как с нормой интеллектуального развития, так и с легкой степенью умственной отсталостью более характерна эгоцентрическая эмпатия.
При этом все же наблюдается разрыв между показателями двух групп. Результаты исследования свидетельствуют о том, что младшие школьники с умственной отсталостью имеются недоразвитие и специфические особенности эмпатии, которые выражаются в несформированности восприятия и понимания эмоциональных состояний и преобладании эгоцентрического характера эмпатических реакций.
Данный факт обосновывает необходимость создания коррекционно - развивающей программы для детей с легкой степенью умственной отсталости, направленной на формирование восприятия и лучшего понимания эмоциональных состояний и развитие их гуманистической направленности.
Литература:
1. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста // Вопросы психологии. - 1974. - №5 - С. 107-114.
2. Егоров И.В., Лесняк М.В. Психологическое исследование компонентов эмпатии у младших школьников с умственной отсталостью // Вестник православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2010. - С. 131-141.
3. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Профилактика девиантного поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. -С. 1539.
4. Конева И.А. Психологические особенности формирования образа я у младших подростков с задержкой психического развития в условиях образовательной интеграции и дифференциации // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 863.
5. Конева И.А. Психологические проблемы интегрированного и дифференцированного обучения подростков с задержкой психического развития // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 3(7). - С. 6.
6. Конева И.А., Кондратьева Н.П. Интегрированное и дифференцированное обучение подростков с задержкой психического развития и их личностное развитие // Вестник Мининского университета. - 2016. -№ 3(16). - С. 13.
7. Конева И.А., Кузнецова К.Э. К проблеме образа Я и самооценки младших школьников с задержкой психического развития // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-3. - С. 149.
8. Кускова А.В., Воронин В.В. Чувства эмпатии и межличностные отношения детей, обучающихся в начальной школе // В сборнике: Молодежь и наука XXI века Материалы III Всероссийской конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского. Ответственный редактор: О.В. Груздева; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - 2016. - С. 69-71.
9. Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъекта затрудненного общения / Ю.А. Менджерицкая. - Прикладная психология. - 2009. - № 4. - С. 23-30.
10. Шаповалова О.Е. Особенности эмоционального развития умственно отсталых школьников. - М., 2010. - 183 с.
Психология
УДК 316.472
старший преподаватель кафедры информационной безопасности Куропятник Дмитрий Леонидович
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар); старший преподаватель кафедры информационной безопасности Кулибаба Николай Владимирович Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)
К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ ФАББИНГА КАК ПРЕДИКТОРА ДЕСТРУКТИВНОСТИ
ОБЩЕНИЯ
Аннотация. В данной статье поднимается острая проблема, связанная с проявлениями фаббинга, особенно экстраполированными в молодежной среде, что влечет за собой ряд негативных последствий и требует профилактического вмешательства, т.к. смартфоны усиливают чувство изолированности от социального окружения и негативно сказываются на качестве выстраиваемых отношений.
Ключевые слова: фаббинг, социальные отношения, девиантные коммуникации, виртуальная зависимость, кибер-опасные паттерны поведения, нарушения социальных норм, «синдром упущенной выгоды».
Annotation. This article raises an acute problem related to the manifestations of fabbing, especially extrapolated in the youth environment, which entails a number of negative consequences and requires preventive intervention, since smartphones increase the sense of isolation from the social environment and negatively affect the quality of relationships built.
Keywords: fabbing, social relations, deviant communications, virtual addiction, cyber-dangerous patterns of behavior, violations of social norms, " lost profit syndrome».
Введение. В настоящее время смартфоны являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Они предоставляют своим пользователям большие возможности в выстраивании коммуникации с другими людьми, облегчают социальное взаимодействие и доступ к информации. Однако, несмотря на очевидные преимущества смартфонов, в последние годы исследователи все больше беспокоятся об их потенциальном неблагоприятном воздействии на психическое и физическое здоровье, а также качество социальных взаимодействий.
Проблемное использование смартфонов сегодня является широко распространенным явлением, особенно часто данный феномен встречается среди подростков и молодежи, что связанно с тем, что данные группы наиболее часто используют смартфоны для установления социальных отношений.
Последние несколько лет внимание зарубежных исследователей стала привлекать проблема фаббинга. Данный термин является относительно новым, он появился в 2012 году, происходит от английских слов «phone» - телефон и «snubbing» - пренебрежение. Фаббинг имеет место тогда, когда человек игнорирует своих партнеров по социальному взаимодействию и вместо общения с ними сосредотачивает свое внимание на смартфоне. Данное социальное явление получило широкое распространение в современном обществе. В зарубежных исследованиях установлена взаимосвязь между фаббингом и проблемным использованием смартфонов, которое в ряде случаев выступает как способ бегства от ситуаций одиночества, беспокойства и тревоги. Однако, фаббинг, в данных случаях, не только не помогает, но и усугубляет проблемы фабберов, так как смартфоны усиливают чувство изолированности от социального окружения и негативно сказываются на качестве выстраиваемых отношений. В существующих по этой теме зарубежных исследованиях изучены факторы фаббинга, его последствия, ролевая структура данного социального явления, выделены типы фаббинга, предприняты попытки создания методик, предназначенных для диагностики данного феномена (K. M. Douglas, V. Chotpitayasunondh, S. Balta, J. Aagaard, E. Karadag).
Фаббинг ставит под угрозу «живое» социальное взаимодействие, имеет ряд негативных психологических последствий, как для людей, которые используют смартфон во время взаимодействия с другими людьми (фабберы), так и для их партнеров по общению (фабби).
В ходе обобщения ряда проведенных исследований в молодежной среде, было выявлено, что 73% учащихся сталкиваются с ситуацией фаббинга хотя бы раз в неделю, 7% респондентов отметили, что являются жертвами фаббинга практически каждый день. Эти данные указывают на широкое распространение данного социального явления в подростковой среде. Однако модели и программы осуществления профилактики фаббинга среди подростков в образовательных учреждениях отсутствуют. Все это свидетельствует о наличии противоречия между увеличением практической потребности в социально-педагогической профилактике фаббинга в подростковой среде и отсутствием теоретико-эмпирически обоснованных профилактических программ, направленных на профилактику данного явления [1].
Методологические и теоретические основания исследования проблемы фаббинга базируются на подходах В. Д. Менделевича в понимании фаббинга как разновидности девиантного поведения, концепции социальной патологии П.Б. Ганнушкина, подходе Е. Карадаж в понимании сущности фаббинга, подходе В. Чотпитаясунонд, К.М. Дуглас в рассмотрении факторов и последствий фаббинга [1].
Изложение основного материала статьи. Активные изменения в жизни современного общества, связанные с распространением смартфонов, приводят к появлению ряда новых неблагоприятных социальных явлений. Одним из таких явлений современности является фаббинг. Термин «фаббинг» появился недавно, впервые он был употреблен в 2012 году в новом издании австралийского словаря. В 2016 году слово «фаббинг» было добавлено в Оксфордский словарь английского языка и рассматривалось в данном словаре как практика игнорирования собеседника или собеседников, с тем, чтобы уделить внимание своему телефону или другому устройству. Можно выделить два основных подхода к пониманию сущности фаббинга в