Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ'

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ГРАМОТНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ / МОНИТОРИНГ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масленникова Оксана Валериевна

В статье внимание авторов обращено к инструментарию оценки читательской грамотности в современной школе. Предлагаемый инструментарий обладает полнотой и достоверностью, а также прост при использовании в деятельности школьного учителя. Автор считает оптимальными для использования в педагогической практике методики оценки читательской грамотности Г.А. Цукерман и Г.С. Ковалевой, которые при их применении оптимизируют трудозатраты педагога на их проведение и дают возможность отследить образовательные результаты школьников в динамике. Данный инструментарий был на протяжении длительного времени внедрен в деятельность пяти образовательных организаций г. Калуги. В работе рассмотрены такие понятия как грамотный читатель, инструментарий оценки читательской грамотности, международные исследования, организационно - педагогические условия. Выявлены условия, ведущие к планируемому результату. Рассмотрены преимущества применения данного инструментария в условиях современной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масленникова Оксана Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS FOR ASSESSING READING LITERACY IN A MODERN SCHOOL

In the article, the authors' attention is drawn to the tools for assessing reader literacy in a modern school. The proposed toolkit has completeness and reliability, and is also easy to use in the activities of a school teacher. The author considers G.A. Zuckerman and G.S. Kovaleva's methods of assessing reader's literacy optimal for use in pedagogical practice, which, when applied, optimize the teacher's labor costs for their implementation and make it possible to track the educational results of schoolchildren in dynamics. This toolkit has been implemented for a long time in the activities of five educational organizations in Kaluga. The paper considers such concepts as a literate reader, tools for assessing reader literacy, international studies, organizational and pedagogical conditions. The conditions leading to the planned result are revealed. The advantages of using this tool in the conditions of a modern school are considered.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

Литература:

1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

2. Владимир Путин о патриотизме: из выступления на совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи: Выступления и стенограммы, Краснодар, 12 09. 2012 г.: сайт. - 2023. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/16470/ (дата обращения: 12.04.2023).

3. Марковская, Е.А. Сотворческая стратегия как основная идея гуманизации кадетского образования / Е.А. Марковская // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 6-1. - С. 98.

4. Машковская, Т.О. Сегодня кадет, завтра офицер реализация межпредметной модели военно-профессиональной ориентации воспитанников в образовательной среде Оренбургского президентского кадетского училища / Т.О. Машковская // Вестник военного образования. - 2020. - № 4(25). - С. 84-87

5. Образовательная программа летней учебной практики социально-адаптационной направленности для 5-6 классов «Прогулки по Петергофу»: Методическое пособие / Составитель Е.А. Марковская. Под общей редакцией И.Н. Царева, С.Б. Матюка. - Казань: Общество с ограниченной ответственностью «Бук», 2017. - 84 с.

6. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.] // Национальный психологический журнал. - 2011. - № 1(5). - С. 104-110

7. Старт в науку - 2022: сайт. - 2023. - URL: http://www.spbkk.org/index.php?id=6327/ (дата обращения: 16.04.2023).

Педагогика

УДК 37.012

аспирант 3 курса Масленникова Оксана Валериевна

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); директор

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №29» (г. Калуга)

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье внимание авторов обращено к инструментарию оценки читательской грамотности в современной школе. Предлагаемый инструментарий обладает полнотой и достоверностью, а также прост при использовании в деятельности школьного учителя. Автор считает оптимальными для использования в педагогической практике методики оценки читательской грамотности Г.А. Цукерман и Г.С. Ковалевой, которые при их применении оптимизируют трудозатраты педагога на их проведение и дают возможность отследить образовательные результаты школьников в динамике. Данный инструментарий был на протяжении длительного времени внедрен в деятельность пяти образовательных организаций г. Калуги. В работе рассмотрены такие понятия как грамотный читатель, инструментарий оценки читательской грамотности, международные исследования, организационно - педагогические условия. Выявлены условия, ведущие к планируемому результату. Рассмотрены преимущества применения данного инструментария в условиях современной школы.

Ключевые слова: инструментарий, грамотный читатель, мониторинг, международные исследования, организационно-педагогические условия.

Annotation. In the article, the authors' attention is drawn to the tools for assessing reader literacy in a modern school. The proposed toolkit has completeness and reliability, and is also easy to use in the activities of a school teacher. The author considers G.A. Zuckerman and G.S. Kovaleva's methods of assessing reader's literacy optimal for use in pedagogical practice, which, when applied, optimize the teacher's labor costs for their implementation and make it possible to track the educational results of schoolchildren in dynamics. This toolkit has been implemented for a long time in the activities of five educational organizations in Kaluga. The paper considers such concepts as a literate reader, tools for assessing reader literacy, international studies, organizational and pedagogical conditions. The conditions leading to the planned result are revealed. The advantages of using this tool in the conditions of a modern school are considered.

Key words: tools, a competent reader, monitoring, international research, organizational and pedagogical conditions.

Введение. Низкая читательская грамотность населения - острая проблема всего мира. Россия - не исключение. Известная фраза «Все мы родом из детства» применима и тут: воспитывать грамотного читателя необходимо с детства, начиная с 1 класса, а прививать любовь к книгам еще в детском саду. Основная нагрузка практического решения этой проблемы «на местах», безусловно, ложится на плечи педагогов [7, С. 107]. «Сквозная цель образования - воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления» [6, С. 7]. Грамотный читатель - это человек, читающий осмысленно: находящий и понимающий, осмысливающий и интерпретирующий полученную информацию, осуществляющий саморефлексию имеющегося информационного потока и умеющий применять его в своей социальной жизни.

В федеральных государственных образовательных стандартах на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования четко прослеживается значимость смыслового чтения, оно входит не только в состав предметных планируемых результатов по русскому языку и литературе; родному языку и литературе, но и, самое важное, является метапредметным результатом [10, 11, 12; раздел 2].

Очевидно, что в период обучения в школе при переходе с уровня на уровень значимость чтения и его функциональная нагрузка возрастают, значительно увеличивается объем информации, который ученики изучают, анализируют, перерабатывают и интерпретируют. Без сформированного навыка смыслового чтения быть успешным становится достаточно сложно. В связи с этим важнейшим аспектом решения данной задачи является обучение чтению не только как рецептивному виду речевой деятельности, состоящему в понимании речи в ее графическом выражении, но и смысловому чтению, связанному с пониманием, анализом цели чтения и с выбором соответствующего ей вида чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее).

Изложение основного материала статьи. Возникает вопрос: как школьному педагогу отследить формирование навыка смыслового чтения у обучающихся? Для этого необходимо знать исходные, промежуточные, итоговые данные в исследуемом вопросе, т.е. необходим системный мониторинг. Именно он в совокупности с системными комплексными изменениями в учебной деятельности учащихся; переориентацией системы образования на новые результаты, связанные с «навыками 21 века» (функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных стратегий поведения в различных

ситуациях) позволит решить проблему повышения функциональной грамотности современных школьников. Для организации такого мониторинга в общеобразовательной школе необходимо подобрать инструментарий, который бы обладал такими качествами как достоверность, объективность, полнота, доказательность, практичность; понятность и простота в использовании для школьного учителя. На наш взгляд, оптимальной количественной методикой, которую можно использовать для оценки читательской грамотности, является оценка читательской грамотности по Г.А. Цукерман [1, С. 284; 8, С. 123]. Овладение школьниками тем или иным уровнем читательской грамотности характеризует уровень сформированности навыка осмысленного чтения. Диагностика, критериально основанная на подходах международных исследований PIRLS и PISA, позволяет отслеживать практическую, действенную, функциональную сторону любого умения, приобретаемого в школе, в том числе и умения понимать прочитанное и использовать его при решении собственных задач. Именно представленные в федеральных государственных образовательных стандартах планируемые результаты, касающиеся смыслового чтения, выступают здесь как шкалы для независимого измерения разных читательских умений. Из PISA здесь присутствуют следующие маркировки:

1) умение находить и извлекать информацию из текста;

2) умение интегрировать (связывать в единую картину) и интерпретировать (прояснять для самого себя) сообщения текста;

3) умение размышлять о тексте и оценивать его с собственной точки зрения;

4) а также еще один показатель, заимствованный из PIRLS для обучающихся младших школьников: умение формулировать прямые выводы, делать простейшие умозаключения на основе информации, извлеченной из текста [8, С. 126].

Авторская методика Г.С. Ковалевой (уровни достижения сформированности метапредметных результатов: смысловое чтение и работа с информацией) также продуктивно вписывается в деятельность рядового педагога. Данная методика основана на оценке результатов комплексных работ обучающихся и позволяет отследить индивидуальные достижения учащихся по отдельным заданиям, сформированность метапредметных результатов у каждого обучающегося и всех учащихся выборки; достижение учащимися того или иного уровня (повышенный, базовый, пониженный, недостаточный) умений работать с информацией [2, С. 15; 3, С. 10; 4, С. 7].

Данный инструментарий был на протяжении длительного времени внедрен в деятельность пяти образовательных организаций г. Калуги. В исследовании приняли участие 150 обучающихся 8 (7) классов. Было сформировано четыре экспериментальных группы (ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3, ЭГ-4) и одна контрольная (КГ).

На констатирующем этапе (май, 2022 г.) при выявлении исходного уровня читательской грамотности мы сделали вывод о том, что большая часть обучающихся обладает низким уровнем читательской грамотности. К началу опытно-экспериментальной работы 35% обучающихся в экспериментальных группах обладали 1 уровнем читательской грамотности, 50% обучающихся обладали 2 и 3 уровнем, лишь 15% обучающихся обладали 4-6 уровнем сформированности читательской грамотности (диагностика Г.А. Цукерман).

Рисунок 1. Уровни читательской грамотности обучающихся образовательных организаций г. Калуги на

начальном этапе (по Г.А. Цукерман)

Результаты, выявленные на начальном этапе по методике Г.С. Ковалевой представлены в таблице.

Таблица

Уровни читательской грамотности обучающихся образовательных организаций г. Калуги на начальном этапе

(по Г.С. Ковалевой)

Уровень умения работать с информацией повышенный базовый пониженный недостаточный

Процент респондентов 9 59 16 16

Стало очевидным, что в учебный процесс необходимо внедрять организационно - педагогические условия, которые будут способствовать развитию читательской грамотности (за счет формирования стратегий смыслового чтения) и изменят стартовые позиции в положительную сторону. Нами был выделен комплекс следующих организационно-педагогических условий:

1. Готовность педагогов к формированию стратегий смыслового чтения.

2. Создание в школе индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся, направленных на формирование эффективных тактик чтения.

3. Наличие в образовательной организации технического оснащения и возможность использовать цифровые образовательные ресурсы.

4. Эффективная организация методической работы по сопровождению педагогов по заявленной теме [5].

В первой экспериментальной группе (ЭГ-1) формирование стратегий смыслового чтения осуществлялось с учетом первого и третьего организационно-педагогических условий; во второй экспериментальной группе (ЭГ-2) с учетом первого

и четвертого организационно-педагогических условий; в третьей экспериментальной группе (ЭГ-3) первого и второго организационно-педагогических условий; в четвертой группе (ЭГ-4) соблюдался весь комплекс условий. В контрольной группе (КГ) формирование стратегий смыслового чтения не было целенаправленно обеспечено.

Итоговый этап мониторинга (апрель, 2023 г.) был посвящен проверке правомерности и значимости предпринятой нами деятельности по формированию стратегий смыслового чтения, оценке и сравнению результатов формирования стратегий смыслового чтения в ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3, ЭГ-4 и КГ. Проверка результатов проводилась на основе применения диагностических методик, аналогичных констатирующему этапу.

Выводы. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы на констатирующем и итоговом этапах позволил сделать вывод о повышении уровня сформированности читательской грамотности обучающихся вследствие использования в качестве средств ее формирования комплекса организационно-педагогических условий. Ведущими стратегиями смыслового чтения стали: ментальные карты, алфавит за круглым столом, облако слов.

По завершении эксперимента 20% обучающихся имели 4-6 уровень сформированности читательской грамотности, 25% обладали 1 уровнем читательской грамотности, в то время как на 2-3 уровне читательской грамотности находилось 55% обучающихся.

У ровни читательской грамотности обучающихся ОО г. Калуги на итоговом лапе (по Г.А. Цукерман)

-начальный этап -итоговый этап

Рисунок 2. Уровни читательской грамотности обучающихся образовательных организаций г. Калуги на

итоговом этапе (по Г.А. Цукерман)

Динамика результатов исследования по методике Г.С. Ковалевой представлены в таблице.

Таблица

Уровни читательской грамотности обучающихся образовательных организаций г. Калуги на итоговом этапе

(по Г.С. Ковалевой)

Уровень умения работать с информацией повышенный базовый пониженный недостаточный

Процент респондентов на начальном этапе 9 59 16 16

Процент респондентов на итоговом этапе 13,5 61 14,5 11

Применение отдельных организационно-педагогических условий влияет на изменение уровня сформированности читательской грамотности обучающихся (ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3, ЭГ-4). Самый высокий рост исследуемых показателей характерен для ЭГ-2. Это можно объяснить тем, что педколлектив данной школы занимается вопросом формирования стратегий смыслового чтения гораздо дольше других образовательных организаций г Калуги; методическая работа в исследуемом направлении поставлена в конкретной организации на высокий уровень. Наименее результативным является эпизодическое использование стратегий смыслового чтения без учета выявленных организационно-педагогических условий (КГ). Формирование навыка смыслового чтения - одна из приоритетных задач в современной школе. Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается.

Выбор инструментария оценки читательской грамотности должен осуществляться педагогическим коллективом осторожно и тщательно.

Литература:

1. Цукерман, Г.А. Становление читательской грамотности или Новые похождения Тяни-Толкая / Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева, М.И. Кузнецова // Вопросы образования. - 2015. - №1. - С. 284-300

2. Ковалева, Г.С. Метапредметные результаты. 7 класс. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации / Г.С. Ковалева , М.Ю. Демидова, Л.Ф. Иванова. - Москва: Просвещение, 2019. - 167 с.

3. Ковалева, Г.С. Метапредметные результаты. 7 класс. Стандартизированные материалы. Варианты 1-4 / Г.С. Ковалева, М.Ю. Демидова, Л.Ф. Иванова. - Москва: Просвещение, 2019. - 80 с.

4. Ковалева, Г.С. Метапредметные результаты. 8 класс. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации / Г.С. Ковалева, Э.М. Амбарцумова, Н.Н. Богданова. - Москва: Просвещение, 2021. - 167 с.

5. Масленникова, О.В. Организационно-педагогические условия формирования стратегий смыслового чтения / О.В. Масленникова // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 6; URL: https://science-education.ru/article/view?id=31349 (дата обращения: 27.04.2023).

6. Сметанникова, Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС / Н.Н. Сметанникова -Москва: Баллас, 2007. - 157 с.

7. Хачикян, Е.И. Развитие читательской грамотности современных школьников как педагогическая проблема / Е.И. Хачикян, О.В. Масленникова // Вестник Калужского университета. Психологические науки. Педагогические науки. -2020. - №3. - С. 107-110

8. Цукерман, Г.А. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15-летних школьников / Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева, М.И. Кузнецова // Вопросы образования. - 2011. - № 2. - С. 123-150

9. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск.: Изд-во РБИУ, 2010. - 317 с.

10. ФГОС ООО. https://base.garantш/55170507/53fS9421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/(дата обращения: 27.04.2023).

11. ФГОС НОО. https://base.garantш/197127/53fS9421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/(дата обращения: 27.04.2023).

12. ФГОС СОО. https://base.garantш/70188902/8ef641d3b80fЮ1d34be16ce9bafc6e0/(дата обращения: 27.04.2023).

Педагогика

УДК 376

доктор психологических наук, профессор Медведева Елена Алексеевна

Институт специального образования и психологии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); дефектолог для работы с детьми раннего и дошкольного возраста кабинета здорового ребенка Лебедева Ольга Павловна

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Детская городская поликлиника № 52» (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК К ТВОРЧЕСТВУ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С

ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Аннотация. Предметом исследования в данной статье являются особенности предпосылок к творчеству детей раннего возраста с задержкой речевого развития (ЗРР) в конструировании из строительного материала. В качестве гипотезы рассматривается взаимообусловленность особенностей творческих проявлений в конструировании из строительного материала детей данной категории от их отставания в нормативном развитии. Изложение теоретической базы материала основано на научных работах в области общей и специальной психологии и педагогике по проблеме творчества в продуктивной деятельности. В виде доказательной части исследования представлен диагностический инструментарий, позволяющий определить степень выраженности творческих возможностей детей с ЗРР. На основе количественных и качественных показателей проведен анализ творческих проявлений в конструировании детей раннего возраста с ЗРР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. В диагностике оценка креативности основывается на критериях, признанных в общей и специальной психологии и педагогике. В данном случае это: интерес к творчеству, способы деятельности и качество продукта детского творчества. Количественные, статистические данные обозначили значимые различия в развитии предпосылок к творчеству детей третьего года жизни с ЗРР и их сверстников с нормальным развитием в конструировании. Констатирующая часть эксперимента позволила выявить уровневые различия и критериально обоснованные качественные характеристики творческих возможностей детей третьего года жизни с ЗРР на основе сравнения с нормально развивающимися сверстниками в конструировании из строительного материала. Результаты статистического анализа и качественные характеристики определили особенности развития предпосылок к творчеству детей раннего возраста с ЗРР в конструировании из строительного материала. Сделанные выводы данного эксперимента показали: информативность диагностики; незрелость творческих проявлений детей раннего возраста с ЗРР в конструировании из строительного материала; неоднородность выраженности и разноуровневый характер проявления предпосылок к творчеству детей данной категории. Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о наличии специфики предпосылок к творчеству детей раннего возраста с ЗРР в конструировании из строительного материала, обусловленных общей незрелостью детей данной категории. Обоснована необходимость развития психической функции воображения, как основы проявления творчества уже на ранних стадиях онтогенеза и дизонтогенеза.

Ключевые слова: предпосылки к творчеству, конструирование, строительный материал, дети раннего возраста с задержкой речевого развития, нормально развивающиеся дети, диагностика, онтогенез, дизонтогенез.

Annotation. The subject of research in this article are features of prerequisites for creativity of young children with speech development delay (SDD) during construction using building materials. As a hypothesis, the interdependence of features of creative manifestations during construction activities of children in this category and their delay in normative development is considered. The presentation of the theoretical base of the material is based on scientific works in the field of general and special psychology and pedagogy on the problem of creativity in productive activity. In form of an evidence-based part of study, diagnostic tools are presented to determine the degree of expression of the creative abilities of children with SDD. Based on quantitative and qualitative indicators creative manifestations in design in young children with SDD in comparison with normally developing peers was analyzed. In diagnostics, the assessment of creativity is based on criteria recognized in general and special psychology and pedagogy. In this case, these are: interest in creativity, methods of activity and the quality of children's creativity product. Quantitative statistical data indicated significant differences in the development of the prerequisites for creativity in children of the third year of life with SDD and their peers with normal development in design. The ascertaining part of the experiment made it possible to identify level differences and criteria-based qualitative characteristics of the creative abilities of children with SDD of the third year of life based on comparison with normally developing peers in construction using building material. The results of statistical analysis and qualitative characteristics determined the features of the development of the prerequisites for the creativity of young children with SDD in constructing using building material. The conclusions of this experiment showed: 1. information content of diagnostics, 2. immaturity of creative manifestations of young children with SDD in constructing from building material, 3. the heterogeneity of expression and the multi-level nature of the manifestation of prerequisites for creativity of children in this category. The conducted study confirmed the hypothesis put forward about the presence of specific prerequisites for the creativity of young children with SDD in constructing from building material, due to the general immaturity of children in this category. The necessity of developing the mental function of imagination as the basis for the manifestation of creativity already at the early stages of ontogenesis and dysontogenesis is substantiated.

Key words: prerequisites for creativity, construction, building material, children of early age with delayed speech development, normally developing children, diagnostics, ontogenesis, dysontogenesis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.