Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СИБЛИНГОВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СИБЛИНГОВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
176
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБЛИНГИ / СИБЛИНГОВАЯ ПОЗИЦИЯ / ЛИДЕРСКИЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / СТАРШИЙ СИБЛИНГ / МЛАДШИЙ СИБЛИНГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дудова В. А.

Данная статья посвящена исследованию проявления лидерского личностного потенциала сиблингов в юношеском возрасте. Дан теоретический обзор проблематики изучения сиблинговых отношений. Проанализированы результаты исследования, полученные в рамках данной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СИБЛИНГОВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.9

В.А. Дудова

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СИБЛИНГОВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Данная статья посвящена исследованию проявления лидерского личностного потенциала сиблингов в юношеском возрасте. Дан теоретический обзор проблематики изучения сиблинговых отношений. Проанализированы результаты исследования, полученные в рамках данной темы.

Ключевые слова: сиблинги, сиблинговая позиция, лидерский личностный потенциал, лидерские качества, старший сиблинг, младший сиблинг.

Как известно, семья оказывает огромное влияние на развитие и становление ребенка как личности. Помимо родительского воспитания важную роль в развитии личностных качеств ребенка играет наличие или отсутствие у него братьев или сестер. Сиблинговые отношения начинают формироваться с момента появления в семье второго ребенка. [1] М. Раттер под сиблин-говыми отношениями понимает межличностные отношения между детьми одних родителей. [2] Ранние исследования сиблинговых отношений касались преимущественно изучения порядка рождения, интервала рождения между сиблингами, размера семьи и т.д.

Описывая статусы сиблингов, Ф. Гальтон один из первых обнаружил, что непропорционально большое число видных британских ученых были первыми детьми в семье. В работах психодинамического направления утверждается, что психологическая позиция личности зависит от порядка рождения ребенка в семье. Эта позиция впоследствии влияет на процесс установления контактов со сверстниками в школе и на выбор супруга. [3] Основа такого подхода была заложена З. Фрейдом и А. Адлером.

Сиблинговая позиция - это стратегии поведения индивида по отношению к его братьям и/или сестрам. Принято выделять следующие позиции: старший ребенок, младший ребенок, средний ребенок, единственный ребенок, близнец. [4]

В рамках данной работы мы будем рассматривать лидерские качества сиблингов в юношеском возрасте. Именно в этом возрасте идет этап становления личности. В этот период жизни человек старается укрепить личный статус, занять социальное положение в группе сверстников. Лидер - это лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.

М.В. Сай рассматривает лидерский личностный потенциал как динамическое интегра-тивное личностное свойство, определяющее потребность во властном осуществлении деятельности, готовность к нему и возможность для этого. [5] Лидерский потенциал личности включает в себя несколько блоков (биографические характеристики, интеллектуальные свойства, речевые характеристики, коммуникативные качества, мотивационные характеристики, успешность лидера и др.). Мы рассматриваем лидерский потенциал во взаимосвязи с наличием сиб-линга, порядком рождения в семье.

Самые первые дети в семье склонны больше командовать младшими сиблингами, чаще мешать им или игнорировать их, подстрекать к нарушению установленных правил или применять к ним физическую силу по сравнению с детьми, родившимися вторыми или имеющими большую разницу в возрасте. Младшие сиблинги, вероятно, являются более толерантными при всех условиях. Самый старший ребенок, независимо от пола, имеет преимущество перед младшими детьми в силу того, что он в течение какого-то времени участвовал вместе с родителями в организации семейной жизни. Когда в семье появляется еще один ребенок, старшие дети из-

© Дудова В.А., 2014.

Вестник магистратуры. 2014. № 6(33). Том I

ISSN 2223-4047

влекают дополнительную выгоду из выполнения роли учителей своих младших братьев и сестер.

Подводя итоги, следует отметить, что лидерский личностный потенциал является свойством личности, на развитие которого влияют не только воспитание, личностные особенности детей, социальные факторы, но и порядок рождения, наличие сиблинга, разница в возрасте, пол сиблинга и тип взаимоотношения между сиблингами.

Целью нашего исследования являлось изучение проявления лидерских качеств у сиблин-гов в юношеском возрасте на школьниках 10-11 классов и студентах 1-3 курса; общее количество испытуемых составляет 40 человек обоих полов в возрасте от 16 до 21 года, имеющих старших или младших сиблингов. Были выделены две подвыброки:

а) 20 человек старшие сиблинги

б) 20 человек младшие сиблинги

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методики. Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий): представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером. [6] Методика самооценки лидерских качеств «Я-Лидер» (подготовлена Е.С. Фёдоровым, О.В. Ерёминым, модифицирована Т.А. Мироновой), которая позволяет произвести оценку лидерских качеств (коммуникативных и организационных умений). [7]

По результатам методики «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова, Е. Кру-шельницкого, 50% первенцев имеют средний уровень выраженности лидерских качеств. 70% младших сиблингов имеют среднюю выраженность лидерских качеств. Средний балл по группе младших сиблингов равен 27,5, в то время как средний балл по группе старших сиблингов равен 25.

По данным методики самооценки лидерских качеств «Я-Лидер» были получены следующие результаты. 50% старших и 40% младших сиблингов имеют высокий уровень проявления умения управлять собой. Соответствующее распределение в процентах было получено при анализе такого качества, как осознанность цели. Можно сказать, что старшие сиблинги более способны к глубокой рефлексии, т.е. лучше контролируют себя и свои действия, а так же лучше осознают поставленные перед собой цели и могут более реально оценить возможности их достижения, нежели младшие сиблинги.

Рассматривая полученные результаты по качеству умения решать проблемы, следует отметить, что у 70% вторых детей и всего лишь у 40% старших детей данное качество высоко выражено. По нашему мнению, это связанно с внутрисемейными отношениями и широкими социальными контактами младших сиблингов. Они сталкиваются с большим количеством трудностей и имеют больший опыт, чем их старшие братья и сестры.

70% старших сиблингов и 50% младших сиблингов имеют высокий уровень выраженности реализации творческого подхода к различным ситуациям. То есть, можно сказать, что старшие сиблинги более творчески подходят к решению проблемы.

Анализируя показатель влияния на окружающих, отметим, что половина группы первенцев (50%) имеют высокий уровень выраженности данного показателя. У 10% младших сиблингов данное качество выражено слабо, а у 40% данный показатель имеет высокие значения.

Такое лидерское качество как знание правил организаторской работы для старших и младших сиблингов имеет одинаковое процентное соотношение: 50% имеют средний показатель выраженности качества, а другие 50% - высокий.

10% первенцев проявляют слабо выраженные организаторские способности, в то время как для 50% первенцев данное качество высоко выражено. У 30% младших сиблингов эти способности высоко выражены.

Умение работать с группой у 30% старших сиблингов имеет высокий уровень выраженности. У младших сиблингов наблюдается следующее процентное распределение: у 10% низкий показатель выраженности качества, у 20% - средний уровень выраженности, а у 70% - высокий. Мы считаем, что младшие сиблинги более общительны, чем старшие.

Исходя из вышеизложенного, мы делаем вывод о том, что лидерские качества у старших и младших сиблингов начинают формироваться в юношеском возрасте. У 50% старших сиб-

лингов и 30% младших сиблингов выраженность лидерских качеств не высока. Лишь половина старших сиблингов и 70% младших имеют средне выраженный лидерский потенциал. Результаты методики самооценки лидерских качеств «Я-Лидер» позволяют нам выявить различия в проявлениях лидерских качеств первенцев и вторых детей. Исходя их полученных данных, мы утверждаем, что:

1) Старшие сиблинги проявляют в большей степени такие лидерские качества как самоконтроль, осознанность поставленных перед собой целей.

2) Первенцы проявляют отличные организаторские способности и более творчески проходят к решению проблем.

3) Младшие сиблинги более практичны и более опытны в решении различных проблем. За счет таких личностных качеств как общительность, экстравертированность, коммуникабельность, младшие сиблинги быстро налаживают контакты с людьми, могут воздействовать на людей, лучше работают в группе. Они могут сплотить коллектив для достижения поставленной цели.

В результате мы делаем заключение, что лидерских потенциал старших и младших сиблингов проявляются по-разному. На формирование лидерских качеств влияют внутрисемейные отношения, личностные качества, прошлый опыт, формирование социальных контактов.

Библиографический список

1.Вишняков А. И., Киреева Н. В. Психологические особенности сиблинговых отношений в этнокультурном и возрастном аспекте // Фундаментальное исследование. - 2013. № 6-1. С. 174-178.

2.Раттер М. Роль семьи в развитии ребенка // Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. С. 170-220.

3.Думитрашку Т. А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии. - 1991. №1. С. 135-143.

4.Томан У. Семейное созвездие: её влияние на личностное и социальное поведение / У. Томан -N.Y.: Springer, 1976.

5.Сай М. В. Лидерский личностный потенциал детей, имеющих и не имеющих сиблингов (гендер-ные различия) // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». - 2009. №3 (4).

6.Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. 2002. C.316-320

7.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. -М.: Владос, 2003. С. 512

ДУДОВА Виктория Андреевна - студент факультета гуманитарных и социальных наук, Оренбургский государственный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.