Научная статья на тему 'Половозрастные особенности отношений детей к старшим и младшим сиблингам'

Половозрастные особенности отношений детей к старшим и младшим сиблингам Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1662
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малёнова Арина Юрьевна, Белогур Екатерина Владимировна

The theme of our degree work is the exposure of gender peculiarities in mutual relations of children of junior school age with senior and junior siblings. The main object has been achicved by analyzing the principal aspects of family relations: between children and parents as wellas between children. To our opinion, this inverstigation can be useful in the sphere of family psychology for optimization of relations bctween children and parents as well as relations between children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Половозрастные особенности отношений детей к старшим и младшим сиблингам»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2008. № 1. С. 48-58.

© А.Ю. Малёнова, Е.В. Белогур, 2008 УДК 159.9:316, 356.2

ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ К СТАРШИМ И МЛАДШИМ СИБЛИНГАМ

А.Ю. Малёнова, Е.В. Белогур

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

The theme of our degree work is the exposure of gender peculiarities in mutual relations of children of junior school age with senior and junior siblings. The main object has been achicved by analyzing the principal aspects of family relations: between children and parents as wellas between children. To our opinion, this inverstigation can be useful in the sphere of family psychology for optimization of relations bctween children and parents as well as relations between children.

Становление ребенка как личности начинается в семье, выступающей первым и определяющим внешним условием в жизни ребенка, именно в семье ребенок впервые начинает взаимодействовать с окружающей его действительностью, строить свое отношение к ней. Безусловно, огромная роль и ответственность за результат этого взаимодействия лежит на родителях. Но для становления личности необходимо общение не только с взрослыми, но и со сверстниками. Особое значение в связи с этим приобретает взаимодействие детей друг с другом в общей семейной ситуации или, так называемые, сиблинговые отношения. Общение между братьями и сестрами способствует развитию личности каждого ребенка, начиная с поиска новых форм поведения у первенца, что может служить стимулом, толчком в развитии его личности, и заканчивая механизмом идентификации младшего ребенка как с родителем, так и со старшим сибсом, который подчас превосходит по своему авторитету и родителей.

Принято считать, что А. Адлер первым выделил «порядковые позиции» детей: единственный ребенок, старший в семье, средний ребенок, младший из двух детей, младший из трех и большего числа детей, - рассматривая порядок рождения как основную детерминанту установок, сопутствующую стилю жизни. При этом автор утверждал, что позиция каждого ребенка в семье предполагает наличие определенных проблем (например, необходимость уступать центральное положение в семье после того, как был объектом всеобщего внимания, конкурировать с теми, у кого больше опыта и знаний и пр.) [1].

В целом большинство классических и современных исследований детских отношений преимущественно ограничены изучением факторов, определяющих их специфику, и результатом этого взаимодействия, в основе которых лежит анализ структуры семьи по порядку рождения детей и их ролевой позиции [1, 2, 4, 5, 6, 7]. Такой подход, несомненно, имеет ряд достоинств, но сами сиблинговые отношения в таком ракурсе, как правило, заслоняются личностными характеристиками детей и спецификой семейной ситуации, ускользая как феномен от пристального взгляда исследователей.

В частности, мало исследованным остается изучение гендерных особенностей детских и детско-родительских отношений, представление о сиблинге с разной ролевой позиции, в целом специфика детских отношений в семье как разновидности межличностного взаимодействия.

Какова же роль детских отношений в семье и их особенность: восприятие детьми друг друга, образ, рождаемый в результате их восприятия и уровень конкурирующих отношений?

В своей работе мы попытались объединить данные аспекты, с целью изучения гендерных особенностей взаимоотношений детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами. Выбор испытуемых именно этого возраста неслучаен, так как, во-первых, изучение особенностей сиб-линговых отношений через проблему детского взаимодействия в этом возрасте недостаточно представлена в современной литературе; во-вторых, младший школьный возраст

является важным этапом в жизни ребенка, связан с большим количеством позитивных преобразований и изменений в разных сферах психической и социальной активности. В этом возрасте продуктивно развивается самопознание и личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей, умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата, а также произвольность и самоконтроль. Ребенок овладевает своим поведением, более точно понимая нормы поведения дома и в общественных местах, активно развиваются высшие чувства - эстетические, моральные, нравственные. Наряду с этим происходит существенная перестройка социальных отношений как со значимыми взрослыми, так и со сверстниками, в качестве которых выступают в том числе и сиблинги [3].

Итак, в соответствии с поставленной целью в исследовании приняли участие 60 детей младшего школьного возраста, занимающие старшую (30 детей: из них 15 мальчиков и 15 девочек) и младшую (30 детей: из них 17 мальчиков и 13 девочек) сиблинговые позиции в семье.

Поскольку детские отношения включены и являются продуктом функционирования

семейной системы в целом, реализация первой задачи нашего исследования была связана с выявлением особенностей отношения к семейному окружению детей младшего школьного возраста с учетом их пола и ролевой позиции. Решение данной задачи осуществлялось с помощью проективной методики «Особенность межличностных отношений ребенка» Р. Жиля, раскрывающей конкретно-личностные характеристики отношения ребенка с другими людьми и характеристики ребенка в межличностных отношениях, т.е. степень выраженности его поведенческих реакций.

Полученные результаты действительно позволили выявить особенности межличностных отношений ребенка с учетом его ролевой позиции в семье: для младших сиблингов более значимыми оказались отношения с матерью, отцом и другими родственниками, нежели для старших сибсов. При этом последние больше стремятся к доминированию и лидерству, проявляя конфликтность в межличностном общении, а также отмечают в связи с этим значимость отношений с братьями (сестрами) (см. рис. 1).

Рис. 1. Средние показатели основных параметров межличностного отношения детей с разной ролевой

позицией

Т а б л и ц а 1

Значимость различий основных параметров межличностных отношений старших и младших

сиблингов

Шкалы и эмп. Уровень значимости (р)

Отношение к матери 334,5 0,086

Стремление к доминированию и лидерству 303 0,025

Отношение к отцу 68,5 0,079

Отношение к брату (сестре) 68,5 0,079

Отношение к др. родственникам 78,5 0,037

Социальная адекватность поведения 35 0,020

Данная закономерность была подтверждена и на уровне статистической значимости (см. таблицу 1).

При этом старшие сиблинги, независимо от пола, более устремлены к доминированию и лидерству, что может объясняться их ролью «маленького помощника» или «заместителя» взрослых членов семьи. Что касается детей с младшей сиблинговой позицией, то девочки

В свою очередь, конкретизация особенностей межличностных отношений детей с помощью методики «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана позволила раскрыть более тонкие нюансы взаимодействия старших и младших сиблингов. Так у старших сиблингов преобладает конфликт-50

более привязаны к отцу, а также более адекватно реагируют на фрустрирующие их ситуации в межличностном общении, тогда как младшие мальчики отмечают близость отношений с другими родственниками, а именно с бабушками, дедушками и т.д., и значимость отношений со старшим сиблингом, в лице которого они находят образец для подражания через стремление к партнерству (см. рис. 2).

ное либо амбивалентное отношение к членам семьи (фэмп.=1,66 при р=0,048), а именно первенцы желают признания своей значимости и независимости, при этом им необходим сильный образец для подражания, например, отец, что подтверждается частотой изображения на рисунках старших сибсов отца как до-

ш

У

(9

О

Ф

I

0

1 I-

О

ф

I

о

0

1 I-

О

со

К

5

I-

I

с;

ю

о

I

I

ф

ш

к

о

3

о.

6.

ф

I

0

1 I-

о

со

ф

I

2

с;

ф

I-

т

>

I

Ф

с

Ф

к

О

оо

к

о

0

1 _а

§

го

1

со

О

Ю

2 с;

ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

ф

ю

<5 °

а>

* 5

ф 2

11 Б т

ф О.

£ 1

^ I £ °

к

о

0

1

Ё

-I

I

о

ГО £

н

го Е == Й ? со о ^ О и

ф

I

ф

ф ё

а * и

_ СО

Шкалы

Старш ие(д евочки)

Старшие(мальчики)

Млад ш ие(д евочки)

Младшие(мальчики)

Рис. 2. Особенности основных параметров межличностных отношений детей с учетом пола и ролевой

позиции (средние показатели)

минирующей фигуры (фэмп.=1,58 при

р=0,057) и показателем значимости отношений с ним (фэмп.=1,85 при р=0,033).

Анализ полученных результатов показал, что младшие сиблинги изображают себя в качестве семейного лидера (ф*=1,55,

р=0,061), что может определяться статусом «младшего» и желанием занимать центральное положение в семье. Возможно, в связи с этим у старших сибсов статистически значимый показатель конкуренции с младшим сиб-лингом (ф*=1,88, р=0,030), так как первенец испытал горечь «свержения с престола» и в какой-то степени может находиться в «тени» младшего сибса. Однако более конфликтные отношения с членами семьи у младших детей (ф*=2,45 при р=0,006), что подтверждается высоким показателем изоляции из взаимодействия одного либо всех членов семьи (ф*=4,14 при р=0,000). На наш взгляд, это может быть следствием неоднозначности положения в семейной системе младшего ребенка, которому, несмотря на обилие позитивных эмоций со стороны старших членов семьи, сложнее выбрать адекватные способы поведения и общения с близкими, при постоянных попытках с их стороны сравнивать его со старшим сибсом.

При анализе основных параметров семейной ситуации у детей в зависимости от их пола и ролевой позиции, были получены следующие результаты: у девочек, занимающих старшую сиблинговую позицию, статистически значимый показатель конфликтных или амбивалентных отношений с отдельными членами семьи (ф*=1,32 при р=0,094). То есть старшие девочки в большей степени страдают от недостатка общения и оценивают себя мало значимыми членами семьи, а также в большей степени конкурируют с младшими сиблингами (ф*=1,32 при р=0,094), что, по нашему мнению, объясняется появлением нового объекта заботы и восхищения при том, что на старшую девочку частично перекладываются обязанности родителей по уходу и воспитанию младшего брата (сестры). На эту «несправедливость» старшие девочки реагируют усилением потребности в самоутверждении через доминирование и лидерство в межличностных отношениях (ф*=1,44 при р=0,076).

У старших мальчиков данная тенденция проявляется в увеличении показателей агрессивности (ф*=3,76 при р=0,000) и конфликтности, по всем данным рисуночного теста (изображение членов семьи со спины: ф*=1,55 при р=0,062; изоляция члена семьи: ф*=1,44 при р=0,075; схематичное либо небрежное изображение члена семьи: ф*=2 при р=0,002). Учитывая, что выборка мальчиков, занимающих старшую сиблинговую позицию, имеет младших братьев, можно предположить, что старшие сибсы таким образом через признаки маскулинности идентифицируют себя с мужской ролью, утверждая свою лидерскую позицию старшего сына - опекуна и учителя младшего.

Что касается младших сиблинговых позиций, то для детей, их занимающих, характерна зависимость от матери, при этом для девочек мать выступает непререкаемым авторитетом (ф*=2,18 при р=0,014), тогда как у мальчиков авторитет матери соперничает с желанием собственной независимости, в том числе от ее требований (ф*=1,33 при р=0,093). Также для младших мальчиков, в отличие от девочек, характерны более конкурентные отношения со старшим сибсом (ф*=1,89 при р=0,029), который, в свою очередь, занимает доминирующее положение в их отношениях (ф*=1,61 при р=0,054).

При сравнительном анализе особенностей семейного взаимодействия девочек с разными сиблинговыми позициями нами было обнаружено, что старшие девочки чувствуют себя отверженными в семье (ф*=1,38 при р=0,085) при более высоких показателях конкуренции с сиблингами и доминировании отца в семье (ф*=3,23 при р=0,000; ф*=1,79 при р=0,037 соответственно). Тогда как в изображениях семьи младшими девочками лидирующее положение занимает мать (ф*=1,9 при р=0,028) при этом отсутствует эмоциональная привязанность при общей конфликтности внутрисемейных контактов (ф*=2,11 при р=0,017; ф*=5,16 при р=0,000 соответственно). Доминирование матери в семье также было отмечено старшими мальчиками, в отличие от младших (ф*=1,54 при р=0,062), при не значимости либо конфликтности отношений с отцом (ф*=1,54 при р=0,062). А у младших мальчиков, при амбивалентном отношении к матери (ф*=1,37 при р=0,087) и ощущении

собственной доминанты (ф*=2,45 при р=0,006), наблюдаются значимые показатели конфликтных отношений, направленных на изоляцию отдельных членов семьи (ф*=1,81 при р=0,035).

Таким образом, нами выявлены некоторые особенности межличностных отношений и восприятия семейной ситуации детей младшего школьного возраста в зависимости от их пола и сиблинговой позиции. При этом именно отношения с братом (сестрой), в том числе опосредованные и обусловленные родительским участием, вызывают особенно сильные переживания детей с разной ролевой позицией.

В связи с этим следующая задача нашего исследования предполагала центрацию исключительно на изучении специфики детских отношений в семье, для чего были использованы методики «Незавершенные предложения», «Личностный дифференциал» и «Шкала соперничества между старшими и младшими сиблингами» (А.И. Баркан).

Исследование сиблинговых отношений с помощью незавершенных предложений оказалось весьма информативным при обследовании детей младшего школьного возраста. Так, младшие сиблинги отмечали дефицит эмоциональной составляющей при взаимодействии со старшим братом или сестрой (ф*=2,03 при р=0,021), о чем свидетельствуют высказывания типа «мало общается со мной», «не жалеет, не любит меня», «редко вспоминает обо мне». При этом дети проявляют высокую готовность к совместной деятельности со старшим сибсом (ф*=1,6 при р=0,055) (например: «я бы постарался помочь», «купила бы ему мороженое», «дала бы игрушку»), стремясь к взаимодействию с ним при проявлении активности (желания) со стороны последнего: ф*=1,45, р=0,074 (например, если бы брат/сестра только захотели, то младший сиблинг готов играть, пойти в парк, отправиться в путешествие и пр.).

Интересно, что заканчивая фразу «Большинство братьев (сестер)...», младшие сибсы в основном указывают на действия в отношении их со стороны старшего брата (сестры) преимущественно позитивной направленности - «помогают делать уроки», «катают на велосипеде», «дарят подарки» и т.д. (ф*=2,8 при р=0,01). Тогда как старшие сибсы в це-

лом склонны прибегать к негативному описанию младших, указывая на их личностные свойства, например, «несправедливость», «капризность» (ф*=1,89 при р=0,029), а также несостоятельность в качестве партнера по совместной деятельности, приобретающую роль мешающего фактора - «дерется», «достает», «обижается», «не дает делать уроки» (ф*=1,67 при р=0,047).

При анализе сиблинговых отношений детей разного пола, было выявлено, что больший дефицит взаимодействия с братом/сестрой (мало «гуляет», «играет», «смотрит мультики», «занимается со мной» и др.) ощущают старшие девочки (ф*=1,49 при р=0,068) и младшие мальчики (ф*=2, р=0,022). Возможно, для первых это связано с возрастными ограничениями активности младших детей при наличии определенных обязанностей в отношении них, например, установленных родителями, что вызывает чувство досады. В свою очередь возрастные особенности, в том числе интересы и предпочитаемые виды деятельности, младших мальчиков не представляют интерес для их старших братьев, из-за чего младшие сибсы испытывают чувство обиды. Однако младшие девочки в большей степени удовлетворены отношениями со своим старшим сиблингом, указывая, что они «дружат», «любят друг друга», «хорошо живут» (ф*=1,6 р=0,055), и описывают его преимущественно как умного, смелого, веселого, очень красивого и любящего (ф*=2,1 р=0,017). Вместе с тем, независимо от пола, младшие дети всё же считают эмоциональный контакт со старшим сибсом недостаточным (ф*=1,48 при р=0,070 и ф*=1,39 при р=0,083 для девочек и мальчиков соответственно).

В целом преимущественно положительно характеризуют свои отношения с сибсами младшие девочки и старшие мальчики (ф*=1,56, р=0,059 и ф*=2,62, р=0,003 соответственно), при том, что старшие девочки и младшие мальчики склонны к негативной оценке своих отношений с сиблингами (ф*=1,99 при р=0,023 и ф*=2,85 при р=0,000 соответственно).

Далее с помощью методики «Личностный дифференциал» мы выявили черты, приписываемые младшими школьниками своим братьям или сестрам в зависимости от их ро-

левой позиции в семье. В целом следует от- характеристик как старших, так и младших

метить преобладание на уровне тенденции сиблингов (см. рис. 3).

положительных оценок детьми личностных

Шкала

Старшие сибл. Младшие сибл.

Рис. 3. Оценки старших и младших сиблингов младшего школьного возраста своих братьев (сестер) (ср.

показатель)

При математической обработке результа- (сестру) более разговорчивым (болтливым),

тов, были выявлены следующие различия: решительным, энергичным и общительным

старший сибс воспринимает младшего брата (см. таблицу 2).

Т а б л и ц а 2

Значимость различий характеристик образа старшего и младшего сиблинга у детей младшего школьного возраста (эмпирическое значение и критерия Манна-Уитни)

Характеристики и эмпирическое Уровень значимости (р)

Болтливый 348,0 0,08

Решительный 338,0 0,03

Энергичный 343,5 0,07

Напряженный 345,5 0,09

Общительный 325,0 0,03

По нашему мнению, данная оценка может быть связана с возрастными особенностями младшего сибса в исследуемой группе (3,2 года), такими как любознательность, интерес ко всему и во всем, значимость общения со взрослыми. В этом возрасте ребенок высоко энергичен и создается впечатление, что он вообще не устает. При этом младший сиблинг воспринимает старшего брата (сестру) более

расслабленным. Данный показатель может быть связан с тем, что младший ребенок не видит своего старшего брата (сестру) в деятельности. В исследуемой группе старший сиблинг в среднем подросткового возраста, занят учебой, а главное - общением с друзьями, и поэтому малое количество времени проводит дома. Вместе с тем подросток уверенней в себе, менее зависим, поэтому воспри-

нимается младшим сибсом скорее расслабленным, нежели напряженным.

При более детальном анализе образа сиб-линга, вводя критерий пола старшего и младшего сибсов, мы получаем следующие статистически значимые различия. Девочки со старшей сиблинговой позицией воспринимают своих младших братьев (сестер) более спокойными (и=62,5 при р=0,037), нежели мальчики. У младших же сиблингов мальчики считают своих старших братьев (сестер) более честными (и=64 при р=0,053), нежели девочки.

Данный факт можно объяснить гендерными особенностями: девочки более толе-рантны, компромиссны и сдержаны в своих поведенческих реакциях. Данное поведение девочек, как правило, воспитывается в семьях и является неким образцом, тогда как мальчики воспитываются более бескомпромиссными, идейными и справедливыми. При этом младший ребенок ориентируется и пытается подражать старшему сибсу и, возможно, выделение ряда качеств старших сибсов может находить отражение и при самоописании детей (см. таблицу 3).

Т а б л и ц а 3

Оценки старших и младших сиблингов младшего школьного возраста своих братьев (сестер) в зависимости от пола и ролевой позиции детей (средний балл)

Шкала Оценки старшими сибсами младших Оценки младшими сибсами старших Общие значения

Девочки Мальчики Девочки Мальчики Старшие дети Младшие дети

1. Обаятельный 2,4 2,8 2 1,6 2,8 2,2

2. Сильный 1,9 2,1 1,5 2,1 2,1 1,8

3. Болтливый 2,3 2,1 0,7 1,4 2,1 1,5

4. Добросовестный 1,6 1,7 1 2,1 1,7 1,4

5. Упрямый 0,9 -0,4 -0,1 0,6 -0,4 0,5

6. Открытый 1,9 2,6 2,6 2,6 2,6 2,7

7. Добрый 2,2 1,9 2,1 1,8 1,9 1,9

8. Независимый -1,2 -1,3 -0,8 0,5 -1,3 -0,2

9. Деятельный 2,1 1,4 1,7 1,4 1,4 2

10. Отзывчивый 1,6 1,5 0,3 1,2 1,5 1,1

11. Решительный 2 2,9 0,8 2,1 2,9 1,5

12. Энергичный 2,3 2,3 1,5 1,6 2,3 1,5

13. Справедливый 1 0,9 1,5 2,1 0,9 1,7

14. Напряженный 0,5 -0,1 -1,7 -0,2 -0,1 -1,3

15. Суетливый 1,1 -0,7 -0,5 -1,1 -0,7 -0,5

16. Дружелюбный 2,1 2,5 2,9 2,2 2,5 2,4

17. Уверенный 1,7 1,6 2,1 2,2 1,6 2,7

18. Общительный 2,6 2,7 0,9 1,5 2,7 1,5

19. Честный 0,4 2 0,2 1,6 2 0,6

20. Самостоятельный 1,5 1,9 2,8 2,2 1,9 2,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Раздражительный 0,9 0,5 0,2 0,3 0,5 0,8

Примечание: цветом выделены показатели, подтверждающие значимость различий по и критерию Манна-Уитни

При сравнительном исследовании старших и младших детей с учетом их пола также выявлены значимые различия. Младшие девочки считают своих старших братьев (сестер) более расслабленными (И=53,5 при р=0,04), а старшие мальчики говорят о зависимости своих младших сиблингов (И=81,5 при р=0,08), на что, предположительно, влияют гендерные осо-

бенности воспитательного процесса. А именно, девочки принимают и понимают зависимость своих младших сибсов от родителей и от взрослых вообще. Мальчики же, воспитываемые как независимые и ориентированные на образец отца, который принимает решения самостоятельно, отмечают зависимость скорее как отрицательное качество.

Таким образом, обобщая полученные результаты, можно сделать вывод, что старший сиблинг воспринимается младшим как расслабленный и честный, а младший старшим -как зависимый, но общительный, решительный и энергичный, что, по нашему мнению, является спецификой восприятии друг друга сиблингами разного пола.

И завершают наше исследование результаты, полученные при изучении степени конкурентности сиблинговых отношений с помощью «Шкалы соперничества между детьми» А.И. Баркан. В целом, средние результаты свидетельствуют о невысоком уровне конкуренции у сиблингов - показатели не превышает критериального значения (см. табл. 4).

Та б л и ц а 4

Средние и критериальные показатели степени соперничества детей с разной ролевой позицией

Сиблингоеые позиции Степень выраженности шкапы соперничества Критериальное значение

Старшие дети 2,2 6

Младшие дети 3,6 6

Такие невысокие оценки по шкале соперничества сиблингов в нашем случае можно объяснить влиянием следующего фактора: по отношению к младшему школьному возрасту испытуемых (средний возраст 8 лет), средний возраст младших сиблингов - 3,2 года, а старших сиблингов - 13,2 года. Таким образом, разница в возрасте между сиблингами (4,8 года и 5,2 года) является, по мнению таких авторов, как А. Фромм, Р. Ричардсон, Г. Хоментаускас и др., оптимальной для снижения попыток активной конкуренции со стороны детей [5, 6, 7].

Однако, несмотря на невысокие оценки соперничества сиблингов, независимо от их ролевой позиции, всё же можно заметить, что степень соперничества у детей, занимающих старшую сиблинговую позицию, ниже, а младшую, следовательно, выше. На наш взгляд, это связано с тем, что старший ребенок был, до определенного момента, единственным и порция родительской любви и внимания к его личности оказалась достаточной при появлении младшего сиблинга. Тогда как второй ребенок в семье никогда не переживает ситуации единственного

ребенка, которому отданы все внимание, любовь, безоговорочное восхищение, и он «обречен» на соперничество. При этом младшему сибсу с самого начала задает темп его старший брат или сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старшего сиблинга. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Таким образом, для младшего ребенка характерна ориентация на достижения и, часто, на подражание [1, 7].

Более детальный анализ уровня соперничества детей, в том числе с учетом их пола, подтвердил, что преобладающее большинство сиблингов имеют низкий уровень соперничества (60% и 53,3% старшие и младшие сиблинги соответственно), при этом были обнаружены группы детей со средним и высоким уровнем данного показателя (см. табл. 5).

Т а б л и ц а 5

Показатели соперничества при сопоставлении двух выборок детей с учетом пола и сиблинговых позиций

Уровень соперничества Старшие сиблинги Младшие сиблинги

Девочки^И Мальчики! Общий показатель Девочки^И МальчикиИ Общий показатель

Низкий 46,7% 73,3% 60 % 58,8% 46,1% 53,3%

Средний 20 % 26,7% 23,3% 0% 23,2% 10,1%

Высокий 33,3% 0% 16,7% 41,2% 30,7% 36,6%

Примечание: цветом выделены показатели, подтверждающие значимость различий ф* критерия Фишера

Применив критерий ф* Фишера для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего нас параметра, мы получили следующие результаты: при сравнении общих показателей в группах старших и младших сиблингов значимым оказался лишь высокий уровень соперничества у младших сиблингов (ф*=1,57, р=0,05); тогда как при сравнении показателей двух выборок с учетом пола детей значимым оказался показатель высокого уровня соперничества девочек, занимающих старшую сиблинговую позицию (ф*=4,76 при р=0,000) в сравнении с мальчиками: низкий уровень (ф*=2,49 при р=0,005) и средний уровень (ф*=2,71 при р=0,002) соперничества у старших и младших

мальчиков соответственно. При этом средний уровень соперничества более характерен для старших девочек, нежели для младших (ф*=2,54 при р=0,004), а высокий уровень конкуренции свойственен младшим мальчикам, в сравнении со старшими (ф*=3,27, р=0,000).

Таким образом, мы видим, что уровень соперничества может быть обусловлен как сиблинговой позицией, так и полом ребенка.

При детальном анализе сфер поведенческих характеристик и отношений детей к старшему и младшему сиблингу выявлены некоторые отличия в зависимости от пола ребенка (см. табл. 6).

Т а б л и ц а 6

Количество старших сиблингов с высоким уровнем соперничества в зависимости от сферы взаимодействия с младшим братом (сестрой)

№ Сфера взаимодействия Мальчики Девочки Средние показатели

1 Совместная игровая деятельность 10% 6,7% 8,3%

2 Обмен (передача) игрушками 6,7% 13,3% 10%

3 Совместные прогулки 13,3% 10% 11,6%

4 Защита от сверстников (например, во дворе) 3,3% 3,3% 3,3%

5 Уход за младшим братом/сестрой 6,7% 6,7% 6,7%

6 Похвала сиблинга перед родителями 10% 10% 10%

7 Радость от наличия сиблинга 6,7% 0% 3,3%

8 Совместное пребывание в доме с сиблингом при отсутствии родителей 3,3% 10% 6,6%

9 Чтение книг сиблингу 10% 10% 10%

10 Сопровождение сиблинга в детский сад 6,7% 13,3% 10%

Примечание: цветом выделены показатели, подтверждающие значимость различий ф* критерия Фишера

В целом, количество детей с высоким уровнем соперничества среди старших сибсов не очень велико, что можно связать с возрастными особенностями детей, для которых, несмотря на школьный возраст, игровая деятельность не утратила особого значения и, следовательно, общение с младшими членами семьи отчасти может удовлетворить данную потребность ребенка. Однако девочек роль старшей сестры несколько тяготит, несмотря на то, что им свойственна игра в “дочки-матери” и младший брат (сестра) служат “живым” объектом данной деятельности. Возможно, повышенная ответственность за младшего ребенка, в определенной степени “жертвенность” своих интересов интересам родителей, ожидающих помощи от старшей дочери, зачастую вызывает сопротивления

старших девочек. В частности, им свойственно выражать неудовольствие от необходимости уступать любимые игрушки и сопровождать брата (сестру) в социальные учреждения (ф*=1,67 при р=0,04), а также «охранять» младших сибсов в отсутствии родителей (ф*=2,09 при р=0,01). Что касается старших сыновей, то в отличие от дочерей они менее довольны совместными играми и прогулками с младшими членами семьи и ощущают себя более комфортно при отсутствии младшего брата (все мальчики в представленной выборке, имеют именно братьев, а не младших сестер): ф*=3,39 при р=0,00.

Несколько иную картину соперничества можно обнаружить при анализе ответов на вопросы методики детей с сиблинговой позицией младшего (см. табл. 7).

Т а б л и ц а 7

Количество младших сиблингов с высоким уровнем соперничества в зависимости от сферы взаимодействия со старшим братом (сестрой)

№ Сфера взаимодействия Мальчики Девочки Средние показатели

1 Гордость за старшего брата (сестру) 3,3% 10% 6,6%

2 Брат/сестра как образец (пример) 16,7% 16,7% 16,7%

3 Дружеские отношения со страшим сиблингом 6,7% 6,7% 6,7%

4 Информирование других о наличии старшего брата (сестры) 0% 13,3% 6,7%

5 Похвала сиблинга перед родителями 16,7% 16,7% 16,7%

6 Исключение вмешательства при выполнении старшим сиблингом уроков 10% 13,3% 11,6%

7 Жалобы родителям на сиблинга 13,3% 13,3% 13,3%

8 Помощь сиблингу в выполнении домашних обязанностей 6,7% 0% 3,3%

9 Стремление поделиться самым вкусным 6,7% 6,7% 6,7%

10 Стремление уступать сиблингу все самое лучшее 10% 16,7% 13,3%

Примечание: цветом выделены показатели, подтверждающие значимость различий ф* критерия Фишера

Сразу следует отметить, что единственная сфера взаимодействия «Похвала сиблинга перед родителями», которая встречается в варианте опросника и младших и старших сиблингов, различий в ответах мальчиков и девочек не имеет, но статистически достоверно различаются результаты с учетом сиблин-говой позиции ребенка (ф*=1,577 при р=0,05; ф*=1,378 при р=0,08). То есть младшие сибсы не стремятся к похвале старших братьев (сестер), а напротив, избегают ее, что, возможно, связано с усугублением чувства неполноценности при сравнении собственных достижений с результатами старших детей. Это также подтверждают данные 16,7 % детей, независимо от их пола, отражающие нежелание видеть старшего сибса в качестве примера или образца для подражания.

В целом, как и в первом случае, более высокий уровень конкуренции в сиблинговых отношениях демонстрируют девочки. Они в большей степени, чем мальчики, избегают возвышать старшего сибса (ф*=2,05 при р=0,02) и делиться информацией о нем с окружающими (ф*=1,457 при р=0,07), а также отказываются уступать старшему брату или сестре в том, что содержит для них определенные преимущества (ф*=5,497 при р=0,00). Ревность к старшему сиблингу у мальчиков

связана преимущественно с отказом помогать ему в выполнении домашних обязанностей (что не свойственно младшим девочкам), тогда как старший ребенок, по всей видимости, активно к этому стремится (ф*=3,856 при р=0,00).

Таким образом, полученные нами с помощью разнообразного методического инструментария результаты позволили в целом достигнуть главной цели исследования - выявить половозрастные особенности отношений детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами, на основании чего можно сделать следующие выводы.

1. Старшие сиблинги стремятся к признанию лидерского положения в семье, своей значимости и независимости и в качестве желаемого образца видят отца. Младшие сиблинги, так же активно притязая на лидерскую позицию, более конфликтны в отношениях с членами семьи, при одновременной привязанности к ним, особенно к матери.

• Старшие девочки более конфликтны с членами семьи, а именно с младшими сибса-ми, и оценивают себя мало значимыми ее членами, при недостатке общения, тогда как для младших девочек авторитетной фигурой является мать при недостатке эмоциональной

близости с ней и ощущении своей изолированности от общей семейной ситуации.

• Мальчики, занимающие как старшую, так и младшую ролевую позицию, более агрессивны и конфликтны по отношению к членам семьи, при этом старшие сыновья воспринимают отца как функционально пассивного члена семьи. Младшие мальчики желают большей самостоятельности и свободы, проявляя сильную конкуренцию со старшим сибсом.

2. В силу возрастных особенностей, независимо от ролевой позиции, сиблинги характеризуют образ младшего и старшего брата (сестры) через конкретную деятельность, которой, они занимаются, либо ориентируются на инструкции взрослых при их оценивании, при этом старшие сибсы негативно характеризуют младшего брата (сестру). В целом, и старшие и младшие дети отмечают дефицит эмоционального общения друг с другом.

• Старшие девочки и младшие мальчики отмечают дефицит совместной деятельности со своими братьями (сестрами) и негативно характеризуют отношения с ними, при этом младшие сибсы (как мальчики, так и девочки) отмечают недостаток эмоциональных контактов со старшими сибсами.

• Старшие мальчики и младшие девочки положительно оценивают свои отношения с братьями (сестрами), при этом также склонны прибегать к негативному описанию личностных характеристик сибсов.

3. Однако в целом, непосредственная оценка качеств сиблинга с учетом ролевых позиций детей носит положительный характер. При этом старшие сиблинги воспринимают младшего брата (сестру) - более разговорчивым, решительным, энергичным и общительным, а младший сибс старшего более расслабленным (в понимании его самостоятельности, независимости и уверенности в себе).

• Старшие девочки воспринимают своих младших братьев (сестер) более спокойными, тогда как младшие девочки считают своих старших сибсов более расслабленными.

• Старшие мальчики отмечают зависимость младших сибсов, при этом младшие мальчики считают своих старших братьев (сестер) более честными.

4. Степень соперничества у детей с разной ролевой позицией не превышает критериального значения, но обнаружены группы детей разного пола с высоким и средним уровнями соперничества, это старшие девочки и младшие мальчики.

В заключение необходимо отметить практическую значимость данного исследования как для родителей, так и для самих детей, поскольку выявление половозрастных особенностей сиблинговых отношений позволит в свою очередь разработать коррекционные программы для преодоления конфликтных ситуаций и оптимизации данной сферы семейных отношений.

1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 448 с.

2. Баркан А.И. Его Величество ребенок какой он есть. - М.: Столетие, 1996. - 368 с.

3. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология младшего школьника // Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. -М.: Академия, 1999. - С. 354-452.

4. Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии. -1996. - №2. - С. 104-112.

5. Ричардсон Р. Силы семейных уз. - СПб.: Акци-дент, 1994. - 120 с.

6. Фромм А. Азбука для родителей. - М.: Знание, 1994. - 150 с.

7. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребёнка. - М.: Педагогика, 1989. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.