Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ В УСЛОВИЯ ВЫНУЖДЕННОЙ САМОИЗОЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ В УСЛОВИЯ ВЫНУЖДЕННОЙ САМОИЗОЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / КРЕАТИВНОСТЬ / ПАНДЕМИЯ / ВЫНУЖДЕННАЯ САМОИЗОЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Челомбицкая Марина Петровна

В статье представлен анализ особенностей проявления интеллекта и креативности личности в условиях вынужденной самоизоляции, когда именно эти характеристики выступают в качестве адаптивного элемента и способности к самоактуализации жизненного потенциала индивида в изменившихся средовых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF INTELLECT AND CREATIVITY IN CONDITIONS OF FORCED ISOLATION OF THE INDIVIDUAL

The article presents an analysis of the features of the manifestation of the individual's intelligence and creativity in the conditions of forced self-isolation, when these characteristics act as an adaptive element and the ability to self-actualize the individual's life potential in the changed environmental conditions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ В УСЛОВИЯ ВЫНУЖДЕННОЙ САМОИЗОЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ В УСЛОВИЯ ВЫНУЖДЕННОЙ САМОИЗОЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ

Челомбицкая Марина Петровна

к.филос.н, доцент

кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин,

Ессентукский институт управления, бизнеса и права (ЕИУБиП)

SPECIFICS OF INTELLECT AND CREATIVITY IN CONDITIONS OF FORCED ISOLATION

OF THE INDIVIDUAL

Chelombitskaya Marina Petrovna

candidate of philosophy science, the senior lecturer of chair «General humanitarian and natural-science disciplines»

in the Institute of Management, Business and Law in Essentuky

АННОТАЦИЯ

В статье представлен анализ особенностей проявления интеллекта и креативности личности в условиях вынужденной самоизоляции, когда именно эти характеристики выступают в качестве адаптивного элемента и способности к самоактуализации жизненного потенциала индивида в изменившихся средовых условиях.

ABSTRACT

The article presents an analysis of the features of the manifestation of the individual's intelligence and creativity in the conditions of forced self-isolation, when these characteristics act as an adaptive element and the ability to self-actualize the individual's life potential in the changed environmental conditions. Ключевые слова: интеллект, креативность, пандемия, вынужденная самоизоляция Keywords: intelligence, creativity, pandemic, forced self-isolation

На сегодняшний момент пандемия коронавируса является главным социально-политическим явлением в современном пространстве. Как перед учеными, так и перед широкой общественностью встают

многочисленные вопросы, связанные с изменением социального поведения, когда возникает целый ряд вопросов: является ли режим самоизоляции новой формой социального поведения в изменившейся реальности? К чему приведет режим самоизоляции - к консолидации общества или его разобщению и отчуждению? Какова ценность человеческой жизни? Какова ценность образования, самообразования и развития личности в условиях самоизоляции?

Проживание пандемии - это возможность выйти за пределы ситуации, мобилизовать активность многих динамических функциональных систем, от моторных действий до самых сложных -ценностей и смыслов. Также это возможность вычленить в своей жизни главное, расставить приоритеты, по-новому взглянуть на то, что мы перестали ценить, повысить свою жизнестойкость, овладеть новыми формами жизнедеятельности, развить свою креативность и умение адаптироваться к новым социальным условиям. Этот опыт, у которого нет отрицательного знака, может стать для нас основой нового качества жизни, более полных и открытых отношений, и обновленного понимания ценности жизни.

В условиях вынужденной самоизоляции особую роль начинают играть выходят такие характеристики личности, как интеллект и креативность.

Интеллект, часто описываемый как адаптация человека к его когнитивной нише, является способом разрешения специфических проблемных ситуаций, возникающих у людей в их социальной жизни. По Ж. Пиаже, интеллект с его логическими операциями, обеспечивающими устойчивое и вместе с тем подвижное равновесие между универсумом и мышлением, продолжает и завершает совокупность адаптивных процессов [5].

В данном случае критерием интеллектуального поведения является не преобразование среды, а открытие возможностей среды для адаптивных действий индивида в ней. При рассмотрении филогенеза в целом это определение весьма понятно - интеллектуальное поведение является мощным инструментом выживания. Человек, благодаря интеллекту, добился невероятного распространения по территории всей планеты. Однако часто утверждается, что именно то, что справедливо в отношении биологического мира, может не быть справедливо относительно мира социального. В качестве меры адаптации может выступать успешная деятельности, а может - психологическое благополучие. Интеллект - это не только механизм адаптации к своему окружению. Напротив, умные

люди, как правило, ведут себя неадаптивно, т.к. они в силу специфики организации своего ментального опыта видят происходящее по-другому, и их поведение фактически соответствует глубинным, не ситуативным закономерностям, вступая при этом в противоречия с актуальными ситуативными требованиями [6].

Сложившаяся мировая ситуация с коронавирусом и вытекающие отсюда последствия, как вынужденная самоизоляция, меняют уклад человеческой жизни. По изоляцией в широком смысле понимается процесс обособления, в ходе которого происходит отстранение индивида или социальной группы от других индивидов, или социальных групп в результате резкого сокращения или прекращения коллективных коммуникативных взаимодействий. Самоизоляция же

характеризуется вынужденным или добровольным ограничением контактов с внешним миром, сменой образа жизни, резким изменением жизнедеятельности личности, отчуждением от общества, а в ситуации целенаправленно введенного режима - еще и интенсивным общением с домочадцами. В условиях невозможности поменять обстановку и отвлечься, приходится адаптироваться к новым обстоятельствам.

В этом случае начинает действовать адаптивная функция интеллекта, благодаря которой человек положительно реагирует на изменения, сохраняет ценности, гибко мыслит и коммуницирует. Оказываясь в новых условиях, человек отрывается от прежнего опыта, от старых схем и образцов. Он вынужден моментально строить новые. Адаптивный интеллект позволяет не просто быстро адаптироваться и действовать в непредвиденных обстоятельствах, но и самим создавать изменения и запускать процессы, которые ведут к положительным переменам. Таким образом, феномен социальной адаптации является одним из наиболее значимых и характерных явлений жизни индивида в условиях самоизоляции. Именно благодаря социальному интеллекту происходит успешная адаптация к сегодняшним условиям.

Применительно к человеку адаптация понимается как деятельность, в результате которой он приспосабливаясь, изменяет себя и условия окружающей среды. Среда воздействует на личность, которая избирательно воспринимает и перерабатывает эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а личность, в свою очередь, активно воздействует на среду. Такой механизм адаптации, складываясь в процессе социализации личности, становится основой ее поведения и деятельности. Важнейшая роль при этом принадлежит социальному интеллекту. Адаптируясь к нестабильным факторам и хаотическим воздействиям социальной среды, человек вынужден актуализировать свой интеллектуальный потенциал, сохраняя свою внутреннюю динамику и автономность за счет приобретения новых качеств и реализации традиционных.

Адаптация предполагает высокую ступень внутренней активности личности, формирует ее жизненные стратегии. Стиль жизни - это своего рода «жизненный план», уникальный для человека способ адаптации к жизни, реализация поставленных самим индивидом целей. От стиля жизни зависит, каким сторонам социализации человек будет уделять большее внимание, а какие будет игнорировать. Все его индивидуальные свойства и социальные качества организованы в единое целое и приобретают смысл в контексте стиля жизни. Каждому человеку предоставлена уникальная возможность создавать свой собственный стиль жизни на основе индивидуальных стратегий, деятельности, общения, поведения.

Можно выделить два подхода к трактовке социальной адаптации. Первый рассматривает адаптацию как пассивный процесс приспособления человека к требованиям общества, к социальной сфере в целом. Во втором адаптация личности понимается как двухсторонний процесс взаимодействия субъекта и социальной среды. Социальная адаптация - врожденная и приобретенная способность человека к приспособлению. Уровень адаптации повышается или понижается под воздействием таких факторов, как самовосприятие, интеллект, творческие способности и реальный жизненный опыт человека

[4].

Социальная адаптация понимается также как феномен, в котором реализуется взаимодействие самостоятельного социального субъекта с новыми социальными условиями его жизни. Адаптация всегда есть приспособление некоторых сложившихся устойчивых функций к новым параметрам среды обитания: природным, пространственным, временным, культурным и т. д., а в данном случае - к условиям вынужденной самоизоляции, когда проблема неопределенности стоит остро для всех возрастных групп. Особенно это касается молодежи, как социальной общности, характеризующейся, с одной стороны, пластичностью, достаточно высокой

адаптивностью к требованиям и темпу современной жизни, с другой - в недостаточной степени владеющей жизненным опытом преодоления сложных жизненных ситуаций, возможностью поиска идентичных жизненных событий для построения оптимальной стратегии поведения в ситуации неопределенности. Именно для молодежи каждое нестандартное событие - это не акт повторения, но акт творения, новизны и поиска.

Другими словами, для успешной адаптации к условиям вынужденной самоизоляции также необходимо наличие креативных способностей, как базисного элемента своего сознания. Наличие у человека креативных возможностей приводит к усложнению и преобразованию адаптационного потенциала, в которых основное значение приобретает активность личности, связанная с познанием, принятием и свободным выражением

собственной уникальности в различных ситуациях жизнедеятельности, со способностью к активной адаптации с сохранением собственной целостности.

Необходимо обратить внимание на то, термин «креативность» в русском языке не является синонимом понятию «творчество». Творческий процесс основывается на вдохновении, озарении автора, его интуиции, экспрессиях, иррациональном состоянии. Если же говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится прагматический элемент, жесткая рациональность, ориентация на результат, практическая реализация творчества, то есть изначальное понимание, зачем, для кого и как нужно что-то создавать, и, собственно, что именно нужно создать. Замечено, что творческие решения чаще приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент сосредоточения над решением проблемы. В креативности же особую роль играет способность быстро усваивать и разными способами использовать новую информацию. Существенным отличием является и сама природа творчества и креативности. Творческие потенции даны каждому человеку при рождении, а креативность в основном полностью формируется за счет влияния социальной среды, ее ценностных ориентаций, организации

информационного потока и целевой направленности различных видов деятельности [6].

В связи с тем, что главной отличительной чертой современного общества становится приоритет информационной деятельности, изменяются аксиологические установки, и креативность начинает представлять наибольшую ценность в социуме. Это связано с востребованностью в данный период основополагающих отличий креативности от творчества, среди которых - направленность на получение коммерческого результата и четко заданные временные параметры.

Результатом креативного процесса является некая новая ценность - создание материальных и интеллектуальных ценностей нетрадиционными способами и в необычной форме. Некоторые исследователи считают, что секрет креативности заключается в самой методологии создания ценностей, которая и является инновационной, находится за пределами существующих технологий, общепринятых норм и правил. Если человек создаст что-то новое, выходящее за рамки традиционного общественного восприятия, то это не будет воспринято сразу. Результат креативной личности понятен, традиционен, оценивается легко и быстро. Нетрадиционен способ достижения этого результата, но именно в этом и заключается эффект.

В отношении мотивационных характеристик креативности нет единого мнения. Согласно одной точке зрения, креативная личность пытается наилучшим образом реализовать себя, максимально соответствовать своим

возможностям, выполнить новые, непривычные

для нее виды деятельности, применить новые способы деятельности. Согласно другой точке зрения, мотивация креативных способностей основана на стремлении к риску, к проверке предела своих возможностей. Одной из характерных черт креативной личности является смелость. Смелость в постановке проблемы, смелость и неожиданность в обострении противоречий, отказ от общепринятых путей и способов решения проблемы, богатое воображение, необычное восприятие мира или проблемы, без которого невозможно генерирование оригинальной идеи, упорство в доведении намеченного до конца, несмотря на возможные конфликты с окружающими, с общественным мнением. Креативные личности высоко мотивированны, демонстрируют значительный уровень энергии, обладают рефлексивным мышлением, от которого получают удовольствие, самостоятельны, неконформны, отличаются высоким уровнем самодостаточности [6].

Креативность раскрывает одну из ведущих сторон личностного потенциала человека. Это касается как воссоздания собственной целостности, так и воздействия социальной среды. В результате креативного процесса происходит преобразование внутреннего мира человека, творчество затрагивает не только интеллектуальную сферу, но и всю субъективность, в результате чего появляются новые формы осознания самого себя и новые формы интерсубъективности.

Креативный потенциал личности, особенно в условиях вынужденной самоизоляции, успешно реализуется в виртуальном пространстве, который отличается высочайшей степенью

многовариантности и динамичности, что предопределяет стопроцентную возможность для пользователя найти свою нишу и способ самовыражения. Современные пользователи хотят играть не просто роль пассивных зрителей, наблюдателей и читателей, а быть непосредственными участниками событий, влиять на происходящее, творить совместно с другими, делиться полученными впечатлениями и результатами собственного творчества и получать на них отклик. Использование технологических решений в сфере креативных индустрий обусловлено как изменениями в потребительском поведении (рост потребления онлайн-контента и запроса на интерактивный формат взаимодействия), так и трансформацией самого процесса.

Итак, мы видим, что такие факторы, как интеллект и креативность, способствующие успешности социальной адаптации и эффективности самовыражения в условиях вынужденной самоизоляции, находятся в комплементарном соотношении, обеспечивающим оптимизацию отношений с окружающей средой, созданию референтного синтеза и обратной связи.

С одной стороны, условия вынужденной самоизоляции несут в себе угрозу того, что человек утрачивает свою самоценность и значимость в

современном мире, дезориентируется в повседневной жизни, становится неспособным самовыразиться, а, с другой, как это ни парадоксально, именно в этих условиях усиливается стремление личности актуализировать свои креативные и интеллектуальные возможности, способности, самовыразиться и самореализоваться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горбачева К. Правовая основа режима самоизоляции: комментарии эксперта. 2020. Режим доступа: https:// геа1пое vremya.ru/articles/170518-samoizolyaciya-i-zakonodatelstvo-rossii.

2. Зарецкий Ю.В. Опыт психологического консультирования учителей, работающих в режимах онлайн и офлайн // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 2. С.

3. Кулик А.А. Качество жизни населения в контексте особых средовых условий // Психологическая безопасность личности в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности: сб. науч. ст. V Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Р.В. Кадырова. Владивосток, 2015. С. 242-250.

4. Мартынов Б.В. Самоактуализация человека: обновляющееся понимание в изменяющихся условиях. [Текст]: Диссертация кандидата философских наук. - Ростов - на - Дону, 2003.

5. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -М.: Наука, 1969.

6. Челомбицкая М.П. Интеллект и креативность как факторы самоактуализации человека в инновационном обществе. Социально-философский анализ. - Ессентуки, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.