Научная статья на тему 'Психологические особенности самоактуализации во взаимосвязи с креативностью личности студентов'

Психологические особенности самоактуализации во взаимосвязи с креативностью личности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
212
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫТИЕ / ВЫБОР / КРЕАТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / САМОАКУТАЛИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО / BEING / CHOICE / CREATIVITY / PERSONALITY / SELF-APPREHENSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ерещенко Юлия Владимировна, Зюзя Анна Алексеевна, Мезенцева Ирина Александровна

В статье анализируются типы личности, выявленные в исследовании. Рассмотрены психологические особенности личности, стремящейся к самоактуализации. Самоактуализация реализуется в разнообразии креативных проявлений. Корреляционный анализ позволил изучить взаимосвязи между типами самоактуализирующейся личности и ее креативностью. Авторы полагают, что обнаруженные характеристики отражают индивидуальные особенности самоактуализации личности, очерчивая информационное пространство для решения задач обучения и воспитания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ерещенко Юлия Владимировна, Зюзя Анна Алексеевна, Мезенцева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Features of Self-Actualization in Conjunction with Creativity of the Personality of Students

The article analyzes the types of personality identified in the study. Psychological features of the person aspiring to self-actualization are represented. Self-actualization is realized in a variety of creative manifestations. Correlation analysis allowed to study the relationship between the types of self-actualizing personality and its creativity. The authors believe that the revealed characteristics reflect the individual characteristics of self-actualization of the individual, outlining the information space for solving the problems of training and education of students.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности самоактуализации во взаимосвязи с креативностью личности студентов»

нуждается в психолого-педагогическои поддержке в условиях образовательного учреждения для минимизации конфликтных ситуаций со сверстниками и учителями.

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты исследования детерминации агрессивности локализацией личной ответственности при интеллектуальной одаренности. Интернальный ло-кус контроля при одаренности личности снижает физическую агрессию и реакции раздражения. Экстернальный локус контроля определяет проявление агрессивности у одаренных подростков в форме протестных реакций. Интеллектуально одаренные подростки с экстернальным локусом контроля при проявлении агрессивности - это группа риска для социально-психологической адаптации, нуждающаяся в психологической помощи.

Ключевые слова: локус контроля, подростки, одаренность, интеллект, личность, агрессивность.

SUMMARY

The article presents results of the research of the determination of aggressiveness by the localization of personal responsibility with intellectual genius. The internal locus of control among genius personality reduces physical aggression and irritation reactions. The external locus of control determines the manifestations of aggression among gifted adolescents in the form of protest reactions. A risk group for socio-psycho-logical adaptation is intellectually gifted adolescents with an external locus of control when they show the manifestation of aggression. The group needs in psychological help.

Key words: locus of control, adolescents, genius, intellect, personality, aggressiveness.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дубровина С. В. Психические состояния старшеклассников с различными формами интеллектуальной одаренности: дисс. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2012. - 150 с.

2. Климонтова Т. А. Психологические механизмы самоорганизации внутреннего мира интеллектуально одаренных старшеклассников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2011. - № 3. - С. 32-41.

3. Климонтова Т. А. Самоотношение и его влияние на положение в учебной группе интеллектуально одаренных подростков: авто-реф. дисс. ... канд. психол. наук. - Иркутск, 2003. - 18 с.

4. Климонтова Т. А. Особенности внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 3. - С. 66-69.

5. Чепурко Ю. В. Рельеф психических состояний интеллектуально одаренных учащихся, занимающихся спортом: материалы II Международной научно-практической конференции Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики // Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского. - 2017. -С. 570-575.

Ю. В. Ерещенко, А. А. Зюзя, И. А. Мезенцева

УДК 740

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С КРЕАТИВНОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

современном мире творчество, индивидуально отраженное в понятии креативности личности, является необходимым условием развития общества. Разнообразие жизненных ситуаций, многочисленные проблемы, возникающие в информационном пространстве, задают креативные требования. Современная

2О/$/</-

психология акцентирует внимание на проявлениях креативности в повседневной жизни, рассматривая творчество в качестве способа самоактуализации.

Психология, нацеленная на соответствие требованиям современного общественного развития, социальную значимость образования, опирается на классические работы. Но, следуя требованиям современности и опережая их, психологическая наука должна исследовать разнообразие проявлений самоактуализации личности. На наш взгляд, перспективными являются исследования, нацеленные на выделение типологических возрастных проявлений самоактуализации во взаимосвязи с креа-тиностью, а также исследования, которые создают информационное пространство и таким образом способствуют повышению качества сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Самоактуализация определяется как базовая потребность личности, изменение которой связано с продвижением «вверх или вниз по иерархии потребностей» [4, с. 229]. Идея изначального стремления человека к воплощению собственных возможностей и способностей явилась новаторской в методологическом поле психологии, сводящей живую человеческую активность к наследственным либо средовым факторам [8, с. 479]. Так, психоанализ как теория личности и метод исследования, широко распространивший свои идеи, внедрившись в культуру западного мира, в литературу, философию, покорив кинематограф и через него - массовое сознание, акцентирует внимание на инфантилизме социально незрелого индивида. Ведущее направление западной психологии отказывает личности в возможностях саморазвития вне собственных психотерапевтических рамок либо случайных обстоятельств личной жизненной истории.

Саморазвитие как таковое вне давления сексуального влечения ограничено зрелым возрастом, когда самые значительные силы либидо ослабевают. По мнению К. Г. Юнга [8], только по достижению личностью зрелого возраста ее ориентация на любовь и профессиональное самоопределение радикально

меняет свое содержание в направлении доминирования потребности в осмыслении. Только теперь поиск смысла индивидуумом, по мнению основоположника аналитической психологии, обращается к самому себе, к собственной сущности, следовательно, к изначальной постулируемой психоанализом ведущей жизненной силе - собственному бессознательному.

Творчество, субъективированное в креативности личности, приобретает смысл рока, судьбы, слепой фортуны, навязывающей выбор, отказывающей в понимании смысла совершаемых деяний. Творчество выступает в качестве некоего центра притяжения, концентрации сил бессознательного в направлении неведомой человеку цели. В дальнейшем психоанализ претерпел некоторые изменения, вызванные внедрением новых идей в устоявшееся методологическое поле. Креативные качества (креативность - термин, возникший в 1922 году в работах Д. Симпсона) как способность использовать не шаблонные способы мышления в соответствии с общей концепцией психоанализа относились к процессам взаимодействия бессознательного содержания и Эго, в процессе которого формируются механизмы психологической защиты. Однако в дальнейшем креативность личности все больше начала связываться с процессами мышления, с общими способностями мыслить нестандартно, по-новому интерпретируя и исследуя разнообразные жизненные процессы, в том числе и собственного бытия. В своих поздних работах А. Адлер делает акцент на осознанном стремлении, творчестве как способности к управлению жизнью и формированию уникального жизненного стиля [9].

Представление о стремлении человека понять, развить и реализовать собственные способности, присущие его бытию, выступило в качестве ведущей идеи психологии, обращенной к человеку и реализованной в теориях гуманистического направления. Основные постулаты новых идей зарождались в рамках предыдущих. В дальнейшем переработанные и дополненные они стали основой интеллектуальной традиции. Взгляд на человека, имею-

щего большой гуманистический и творческий потенциал, наметил пути теоретического и эмпирического исследования личности и оказал заметное воздействие на психологию, уже приобретшую статус и влияние на исследователей.

Активность, выраженная в понятии «самоактуализация», позволяет рассматривать человека как способного к выбору и пониманию, осознанию и адекватности. Психология гуманистического направления акцентирует внимание на субъекте, деятеле, определяющая роль которого состоит в его активности познавать и интерпретировать воспринимаемый внешний и внутренний мир. Творчество как непрерывный процесс поиска нового позволяет постоянно расширять возможности интерпретаций, и в конечном итоге понимать, осознавать, приобретать навыки взаимодействия, отвечая на вызовы современного информационного пространства. По мнению основателя гуманистической психологии -К. Роджерса, творчество является процессом наполнения новым содержанием решения задач собственной жизни [10].

Себялюбие и эгоизм не относятся к основным чувствованиям современного самоактуализирующегося индивида, социальное и личное в нем неразрывно и взаимодополняю-ще. По мнению К. Роджерса, креативные люди нужны обществу с развитой культурой, наукой и техникой. Так же и логотерапия, выдвинувшая в качестве центральной идею смыслообразования, относит творчество к одному из важнейших смыслов бытия наряду с деянием и прочувствованием произведений искусства, природы, культуры [4; 10].

В рамках американской психологии в исследовании проблемы личности и ее креативности проводятся широкие эмпирические исследования. Статистические методы применяются в качестве инструмента анализа познавательных способностей личности, а именно интеллектуальных способностей и взаимосвязанного с ними творческого потенциала. Такая особенность интеллекта, как дивергентное мышление, постулировалась в качестве основной способности мыслить творчес-

ки. Однако исследования не показали столь ярко выраженной его роли в высоких достижениях, как предполагали исследователи. Как дивергентное мышление, так и высокий коэффициент интеллекта не имеют прямого отношения к высоким достижениям человека в создании им нового продукта [1; 2; 7].

Статистические исследования собирают богатый эмпирический материал, который требует дальнейшего аналитического осмысления в целях систематизации многообразия особенностей людей, успехи которых на поприщах науки, искусства или политики заслужили широкое общественное признание.

Отечественный подход к личности, стремящейся к реализации своих способностей, обращает внимание на процессуальные характеристики творчества. В субъектном подходе, разрабатываемом учеными отечественной школы, личность предстает в качестве целостного, выбирающего и отвечающего за свой выбор человека. В работах С. Л. Рубинштейна, посвященных творчеству, утверждается идея спонтанности, отрицается исключительно создание определенного продукта в рамках заданной задачи. Творчество есть процесс не приспособительный к конкретным условиям. В понятиях «неадаптивность», «неадаптивная активность» личности (А. Г. Ас-молов, В. А. Петровский) отражена одна из сторон процесса реализации творческих способностей. Креативность как качество субъекта, отвечающее возможностям его творческого потенциала (Т. А. Барышева, Ю. А. Жиганова), позволяет ему реализовать себя в разнообразных сферах. В юношеском возрасте на первый план выходит общение, во многом определяющее выбор жизненного пути и стремление освоить профессиональную деятельность. Е. Ю. Сидоркина акцентирует внимание на взаимодействии как процессе формирования и проявления творческих способностей субъекта, оптимизирующих данный процесс, таких как рефлексия, спонтанные действия, вызывающие встречную реакцию, гибкость и адекватность [1; 2].

В представленном исследовании была поставлена цель - выявить психологические осо-

20/SA/

Таблица № 1.

Параметры/обозначение факторов Название типов личности с высокими факторными нагрузками

1 2 3 4

1. Самодистанцирование 609 245 053 007

2. Самотрансценденция 589 713 254 -045

3. Свобода 599 006 165 -002

4. Ответственность 112 894 -056 134

5. Отношение времени 008 002 713 003

6. Внутренняя опора 045 679 276 004

7. Ценность самоактуализации 367 356 007 712

8. Гибкость поведения 658 154 032 001

9. Реактивная чувствительность 156 004 634 165

10. Спонтанность 452 176 712 265

11. Самоуважение 589 006 265 -008

12. Принятие себя 365 134 176 591

13. Природа человека 387 003 005 637

14. Целостность 241 696 007 265

15. Принятие агрессии 089 -067 034 734

16. Способность к близким контактам 437 -045 783 341

Примечание: высокие факторные нагрузки обозначены жирным шрифтом

бенности самоактуализации личности во взаимосвязи с креативностью. Задачи исследования состояли в изучении психологических типов самоактуализирующейся личности и определении их особенностей в соответствии с индивидуальной креативностью каждого типа личности.

В исследовании применялись следующие методики: «Опросник личностной ориентации» (ЛИО) [5], «Шкала экзистенции» (тест ШЭ) А. Ланге и Е. Орглер [3], «Диагностика личностной креативности» [6], «Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) [6]. Статистическая обработка полученных в исследовании данных основывалась на пакете SPSS. Выборка исследования составила 182 юноши и девушек - студентов, обучающихся в вузе.

В результате факторного анализа материалов исследования по методикам «Опросник личностной ориентации» (ЛИО) [3], «Шкала экзистенции» (тест ШЭ) А. Ланге и Е. Ор-глер [4], «Диагностика личностной креатив-

ности» [5] были получены результаты, отображенные в таблице № 1.

Дадим описание выделенным в исследовании факторам.

Первый фактор и соответствующий ему тип личности мы назвали «думающе-действующим». В фактор вошли следующие параметры: «самодистанцирование», «свобода», «гибкость поведения», «самоуважение». Разумное поведение, стремление разобраться в ситуации, анализ прошлого опыта характеризуют «думающее-действующую» личность. Контекстное мышление позволяет реалистически отнестись к возникающим актуальным потребностям, оценить требования ситуации в соответствие с возможностями их удовлетворения. Взгляд на себя со стороны задает потенциальную возможность свободы от полевого поведения. Смелая, но не безрассудная поведенческая тактика способствует выбору, который учитывает динамику изменения ситуации и потребностей. Можно предположить, что представители данного типа

личности проявят большую устойчивость в ситуациях депривации. Основанием выступает осознание личностных ресурсов, проверенных опытом и осознанных.

Второй выделенный фактор мы назвали «ответственный исполнитель». В фактор вошли следующие параметры: «самотрансцен-денция», «ответственность», «внутренняя опора», «целостность». Их совокупность представляет нам портрет личности с интериори-зованными моральными принципами, системой устоявшихся норм поведения. Ситуации, требующие ответственность и выполнение обязательств, воспринимаются как личностно значимые. Их разрешение зависит от собственных усилий. «Ответственный исполнитель» с удовольствием выполняет административные обязанности. Делам и заботам присуща собственная внутренняя мотивация, не обусловленная сиюминутными внешними влияниями и императивами. Контактность основана на понимании настроений окружающих людей. Сложность поведения, возможные несоответствия поступков, обусловленных как стечением обстоятельств, так и внутренними характеристиками, воспринимаются как проявление динамики настроения и ситуации. Выбор между добродушием и эгоизмом зависит от требований решаемой задачи. Допустимость изменений в будущем приводит к хорошей адаптации в изменяющихся условиях жизни.

Третий выделенный фактор мы назвали «интуитивным» типом личности. В фактор вошли следующие параметры: «отношение времени», «реактивная чувствительность», «спонтанность», «способность к близким контактам». Понимание своих актуальных потребностей и желаний приводит к отклику как на собственные чувствования момента, так и на настроения окружающих. Такая рефлексивность, особая, непроизвольная, неосознанная чувствительность к другому эмоциональному настрою может приводить к заимствованию оттенков чужого настроения. Настоящее переживается без воспоминаний о прошлом и предвкушений будущего. Безусловное погружение в действительность с осознанием ее смы-

сла позволяет выбрать не предуготовленные заранее способ и манеру поведения. Откровенность в выражении собственного внутреннего мира, отсутствие стеснительности и манерности составляют основу креативности в противовес заранее обдуманной смекалки. «Интуитивной» личности присуща задушевность, способность к сокровенной беседе. Внутреннее вчувствование открывает содержание, теряющееся, если оно выражено в словах.

Четвертый выделенный в исследовании фактор мы назвали «обновляющейся» личностью. В фактор вошли следующие параметры: «ценность самоактуализации», «принятие себя», «природа человека», «принятие агрессии». Потребности и интересы направлены на совершенствование себя. Несмотря на возможные личные потери - как материальные, так и духовные вложения - «обновляющаяся» личность наполняет жизнь смыслом самосовершенствования. Осознание своих сильных сторон и переосмысление слабых способствуют адаптации способностей к изменяющемуся потоку жизненных ситуаций.

В целях выявления взаимосвязей между личностными типами и креативностью была проведена корреляционная обработка данных методом линейной корреляции Пирсона. Получены корреляции со следующими параметрами методик «Диагностика личностной креативности» [4] и «Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) [4]: «эмоциональная осведомленность», «управление эмоциями», «самомотивация», «эмпатия», «управление эмоциями других людей», «склонность к риску», «любознательность», «сложность», «воображение». Ниже приведены результаты анализа корреляционной матрицы на уровне не ниже 0,05.

«Думающее-действующий» тип личности имеет корреляции со следующими параметрами: «эмоциональной осведомленностью», «любознательностью», «сложностью». Креативные проявления студентов находят свое место в осмыслении сферы переживания и самоощущении, мира эмоций. Открытия в обыденных ситуациях бытия обладают лич-

20/<?Л/

ностным смыслом. В них черпается и пополняется эмоциональный словарь. Не имея склонности к экстремальному экспериментированию, «думающее-действующая» личность повседневные явления наделяет значением, что делает их достойными внимания и интереса. Ситуации совместной деятельности представляются любопытными для применения идей и воплощения замыслов. «Думающее-действующие» студенты усложняют простые явления. Однако стремление познать новое в кажущейся простоте, наблюдательность и любопытство к граням обыденного, ценность эмоций раскрывает креативность личности.

«Ответственный исполнитель» имеет корреляции со следующими параметрами: «управление эмоциями», «управление эмоциями других людей», «воображение». Личность обладает богатым воображением; представляет будущие действия и их результаты, вероятностное развитие событий - как собственных, так и окружающих. «Ответственный исполнитель» гибок и адекватен в стрессовых ситуациях; понимает и принимает сильные эмоциональные переживания человека; проявляет такт в отношениях, не навязывает собственные чувства, настаивая на немедленном исполнении желаний; решает задачи организации, упорядочивания переживаний; представляет и осмысливает эмоции - как привносящие в жизнь яркие краски, так и мешающие, создающие хаос и беспорядок. Креативность проявляется в предугадывании и гибком реагировании, в упорядочивании взаимоотношений с социальным миром.

Личность, относящаяся к «интуитивному» типу, имеет корреляции с параметрами: «эмоциональная осведомленность», «управление эмоциями», «склонность к риску»; хорошо ориентируется в мире собственных чувств и мыслей; усматривает реальность в поведении и действиях людей; не боится новизны, напротив, имеет тенденцию искать новые впечатления, испытывать в них способность правильно «угадать» и «усмотреть». Обратной стороной склонности к рискованному поведению выступает переоценка собственных возможностей, поиск «случая», непродуман-

ность решений. Креативность «интуитивной» личности может перехлестывать через край собственных актуальных возможностей. Требует сопровождения и индивидуального подхода лиц, осуществляющих обучение.

«Обновляющаяся» личность имеет положительную корреляцию с показателями «эм-патия» и «самомотивация» и обратную с параметром «сложность» - это личность целеустремленная, направленная на реализацию внутренней «необходимости». Формирование и удовлетворение самоактуализационных потребностей обогащается взаимодействием. Доставляет удовольствие и служит дополнительным источником мотивации общение с окружающими людьми. Отвечает и сопереживает эмоциям и чувствам других. Сопереживание не усложняется воображаемыми образами или интеллектуальными размышлениями. Креативность «обновляющейся» личности проявляется в возможности разрешения конфликтных ситуаций в значимых группах.

В исследовании были решены поставленные задачи. Дана характеристика психологических типов самоактуализирующейся личности. По результатам корреляционного анализа вычленены взаимосвязи между типами самоактуализации и особенностями креативности. По результатам проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.

Тип личности «думающее-действующий» включает в себя следующие параметры самоактуализации: «самодистанцирование», «свобода», «гибкость поведения», «самоуважение». Креативность личности нашла свое выражение в особенностях «эмоциональной осведомленности», «любознательности» и «сложности». Понимание эмоций, осмысление обыденных ситуаций, наделение их смыслом и значением является креативными особенностями личности.

Тип личности «ответственный исполнитель» включает в себя следующие параметры самоактуализации: «ответственность», «внутренняя опора», «целостность». Креативность личности проявилась в особенностях: «упра-

вление эмоциями», «управление эмоциями других людей», «воображение». Возможность це-леобразования и предвосхищения, гибкость и упорядочивание сферы отношений свойственны личности «ответственного исполнителя».

«Интуитивный» тип личности включает в себя следующие параметры самоактуализации: «отношение времени», «реактивная чувствительность», «спонтанность», «способность к близким контактам». Креативность личности проявилась в особенностях - «эмоциональной осведомленности», «управлении эмоциями», «склонности к риску». Личность стремится в риску ради испытания собственной способности «угадать» и «усмотреть», что требует особого подхода в процессе сопровождения учебного процесса.

«Обновляющаяся» личность» включает в себя следующие параметры самоактуализации: «ценность самоактуализации», «принятие себя», «природа человека», «принятие агрессии». Креативность личности проявилась в особенностях: «эмпатия» и «самомотивация» и параметре «сложность», с которым имеет обратную взаимосвязь. Личность не имеет склонности к размышлениям, наслаждается эмоциями и общением.

Каждый тип самоактуализирующейся личности различно реализует креативность. Выделенные характеристики очерчивают индивидуальные значимые креативные особенности самоактуализации. Проявившиеся в исследовании креативные особенности личности необходимо учитывать для разработки программ психологического сопровождения процесса обучения и воспитания студентов.

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются типы личности, выявленные в исследовании. Рассмотрены психологические особенности личности, стремящейся к самоактуализации. Самоактуализация реализуется в разнообразии креативных проявлений. Корреляционный анализ позволил изучить взаимосвязи между типами самоактуализирующейся личности и ее креативностью. Авторы полагают, что обнаруженные характеристики отражают индивидуальные особенности самоактуализации личнос-

ти, очерчивая информационное пространство для решения задач обучения и воспитания студентов.

Ключевые слова: бытие, выбор, креативность, личность, самоакутализация, творчество.

SUMMARY

The article analyzes the types of personality identified in the study. Psychological features of the person aspiring to self-actualization are represented. Self-actualization is realized in a variety of creative manifestations. Correlation analysis allowed to study the relationship between the types of self-actualizing personality and its creativity. The authors believe that the revealed characteristics reflect the individual characteristics of self-actualization of the individual, outlining the information space for solving the problems of training and education of students.

Key words: being, choice, creativity, personality, self-apprehension.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004. - С. 307325.

2. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности и одаренности. - СПб.: Питер, 2009. - С. 7-200.

3. Майнина И. Н. Адаптация Шкалы экзистенции А. Лэнгле, К. Орглер к русскоязычной выборке: дипломная работа. - М.: МГУ, 2007.

4. Психологическая энциклопедия. - 2-е изд. / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. -СПб.: Питер, 2003. - 1096 с.

5. Рукавишников А. А. Опросник личностной ориентации (ЛиО): практическое руководство. - М.: Генезис, 2002. - 96 с.

6. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. -М., 2009. - 490 с.

7. Холодная М. А. Перспективы исследований в области психологии способностей // Психологический журнал. - 2007. - № 1. -С. 28-37.

8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. -СПб.: Питер, 2002.

20/SA/

9. Adler A. Superiority and Social Interest: A Collection of Later Writings // H. L. & R. R. Ansbacher (Eds.). - Evanston, IL: Northwestern University Press, 1964.

10. Rogers C. R. Towards a Theory of Creativity // P. E. Vernon (ed.). - Creativity, L., 1972.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.