2005
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 6. Вып. 2
ПСИХОЛОГИЯ
В.В. Никандров, Э.К. Сонина
ИНТЕЛЛЕКТ: ОПЫТ КОМПЛЕКСНОГО ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Научная группа факультета психологии Санкт-Петербургского госуниверситета в течение нескольких лет проводила комплексное исследование интеллектуальной сферы человека. Комплексность заключалась в организации нескольких самостоятельных исследований со своими специфическими задачами и процедурными особенностями, но взаимосвязанных, с одной стороны, использованием одних и тех же эмпирических методик, а с другой - обращением к общему предмету изучения - интеллектуальной и творческой сторонам личности. Применяемые методики образовали совокупность способов, традиционных для исследования интеллекта, и способов, специально не ориентированных на изучение интеллекта и малоизвестных в этой сфере науки. К первой категории отнесены тесты интеллекта Векслера и Амтхауэра, ко второй - методики Пичовского, Шострома и Бем. Указанный комплекс включал в себя следующие направления: 1) изучение интеллектуальной сферы подростков; 2) изучение особенностей самореализации художественно одаренных женщин; 3) лонгитюдное (30-летнее) исследование интеллекта. Применению нетрадиционных методик предшествовала апробация на предмет оценки возможностей их сопряжения с классическими тестами интеллекта. В исследованиях ставились следующие задачи: 1) уточнение места интеллекта в структуре личности и его взаимосвязей с некоторыми личностными характеристиками человека; 2) уточнение детерминации интеллекта наследственными и средовыми факторами; 3) поиск закономерностей развития интеллекта в онтогенёзе; 4) адаптация и апробация нетрадиционных методик изучения интеллекта и креативности; 5) сопряжение этих методик с популярными тестами интеллекта.
Описание нетрадиционных методик
ОпросникПичовского
В оригинале этот опросник называется «Overexcitabiîity Questionnaire» (OEQ). В основе методики лежит расширенное понимание феномена «одаренность». Трактовка одаренности как качественно своеобразного сочетания способностей, обеспечивающего успешность деятельности, дополнена компонентом повышенной активности'. Повышенная активность рассматривается как специфическое личностное качество, характерное для одаренных людей. Это качество, называемое американским психологом М. Пичовс-ким (1979) вслед за В. Дабровским (1938) «сверхвозбудимостью», или «сверхспособнос-
© В.В. Никандров, Э.К. Сонина, 2005
тью», представляется пятифакторной моделью: 1) психомоторная сверхвозбудимость (Р); 2) чувственная (сенситивная) сверхвозбудимость (S); 3) интеллектуальная сверхвозбуди-мость (Т); 4) имажитивная сверхвозбудимость, т.е. сверхспособность к воображению (М); 5) эмоциональная сверхвозбудимость (Е). Экспериментальные исследования Пичовского и некоторых других авторов обнаружили неплохую корреляцию между перечисленными пятью факторами и одаренностью. Понимая указанные пять сверхспособностей как специфические личностные особенности одаренных людей, а одаренность - как совокупность повышенных способностей, и в первую очередь познавательных, что обычно трактуется как интеллект, можно расширить и концепцию интеллекта, и методический арсенал его изучения. Традиционные тесты интеллекта, оценивающие его через коэффициенты IQ, не апеллируют к личностным характеристикам. Поэтому методика Пичовского способна стать существенным дополнением к инструментарию по диагностике интеллекта.
По Пичовскому, уровень психического развития в целом и отдельных способностей в частности напрямую связан со степенью возбудимости индивида. Поэтому сила возбудимости может выступать мерой общей одаренности, которая в сочетании со специальными способностями дает возможность реализации потенциала одаренных и талантливых людей. Такой подход совершенно очевидно перекликается с идеологией гуманистического направления в психологи, и в первую очередь с теорией самоактуализации А. Маслоу2. В приложении к нашей теме следует особо акцентировать идею о прямой зависимости развития интеллекта от собственной активности личности, от ее стремления к самоактуализации и самореализации.
Опросник содержит 21 вопрос открытого типа. Ответы интерпретируются по видам сверхспособностей, время на ответ не ограничивается. Оценка ответов производится по специальной 3-балльной шкале интенсивности.
В процессе апробации методики обследованию подверглись 40 человек обоих полов в возрасте 14-17 лет: учащиеся Академической гимназии при СПбГУ, художественной и других специализированных школ. Базируясь на показаниях преподавателей и результатах тестирования интеллекта по методике Амтхауэра, были сформированы две примерно равновеликие группы испытуемых: максимально одаренных и менее способных. Результаты обследования по методике Пичовского показали по всем пяти характеристикам значительное превышение показателей в первой группе (высокоодаренные учащиеся) по сравнению со второй группой. В среднем разница составила 16 %, по отдельным параметрам достигала 60 %. Была проверена связь между всеми пятью компонентами сверхвозбудимости. Соотношения оказались значимыми: коэффициенты корреляции (КР) лежат в районе показателя 0,6. Значимые связи обнаружены между интеллектуальной сверхвозбудимостью (Т) и структурными компонентами интеллекта (по Амтхауэру) - в среднем 0,65. Таким образом, методику Пичовского можно признать валидной в области изучения интеллекта (в первую очередь речь идет о содержательной и эмпирической валидностях).
Опросник Шострома
Методика разработана Э. Шостромом в 1964-1974 гг. и носит обычно наименование «Опросник личностной ориентации» («Personal Orientation Inventory» - POI). Опросник реализует концепцию личности Маслоу и направлен на оценку степени ее самоактуализации. Предусмотрено три уровня развития самоактуализации и связанного с нею интеллектуального развития. В наших исследованиях применялась модификация этой методики, именуемая Тестом самоактуализации (CAT).
Тест включает 14 шкал, две из которых считаются базовыми. Это шкалы «компетентность во времени» и «поддержка». Они независимы друг от друга и, в отличие от двенадцати дополнительных шкал, не имеют общих пунктов. Шкала компетентности во времени (ТС) состоит из 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует о способности субъекта, во-первых, жить настоящим, т.е. переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей настоящей жизни; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т.е. видеть свою жизнь целостной. Шкала поддержки (I) - самая большая шкала теста (91 пункт). Она измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействий извне («внутренняя-внешняя поддержка»). Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами.
Дополнительные шкалы, в отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики личности, ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов. Шкала ценностных ориентаций (SAV - 20 пунктов) и шкала гибкости поведения (Ех - 24 пункта) образуют блок ценностей. Шкала сензитивности к себе (Fr - 13 пунктов) и шкала спонтанности (S - 14 пунктов) составляют блок чувств. Шкала самоуважения (Sr- 15 пунктов) и шкала самопринятия (Sa - 21 пункт) составляют блок самовосприятия. Шкала представления о природе человека (Nc - 10 пунктов) и шкала синергии (Sy - 7 пунктов) очень близки по содержанию, их рекомендуется анализировать совместно. Они составляют блок концепции человека. Шкала принятия агрессии (А - 16 пунктов) и шкала контактности (С - 20 пунктов) составляют блок межличностной чувствительности. Шкала познавательных потребностей (Cog -11 пунктов) и шкала креативности (Сг-14 пунктов) составляют блок отношения к познанию.
Для проверки адекватности методики применительно к изучению и измерению интеллекта было проведено контрольное обследование 100 студентов Санкт-Петербургской консерватории. Средний возраст испытуемых - 19 лет, мужчин и женщин примерно поровну. Апробация убедила нас в надежности и валидности методики и в ее возможностях в исследованиях интеллектуальной сферы человека,-
Методика Бем
Методика Сандры Бем, известная под названием «Тест измерения психологической андрогинии», включает шкалу фемининностии и шкалу маскулинности, каждая из которых содержит 20 личностных характеристик, а также 20 характеристик, «нейтральных» относительно пола. Испытуемому предлагается оценить себя по 7-балльной шкале в отношении каждой из этих характеристик.
Показатель андрогинии (t) отражает относительное количество маскулинных и фемининных черт, включенных в самоописание. Таким образом, коэффициент t отражает соотношение между индивидуальной маскулинностью и фемининностью и может иметь показатели в пределах от от -1 до +1. Показатель t, приближающийся к нулю, говорит о принадлежности испытуемого к психологическим андрогинам. Высокие по абсолютной величине значения t свидетельствуют о высокой полоролевой типизации.
Концепция С. Бем3 трактует маскулинность и фемининность как два независимо измеряемых фактора. По соотношению их показателей у человека его можно характеризовать как маскулинную, фемининную или андрогинную (сбалансированную) личность.
Исследования Бем показали, что индивид, обладающий высокими показателями полоро-левой типизации, мотивирован таким образом, чтобы постоянно корректировать свое поведение в соответствии с внутренним полоролевым стандартом. И наоборот, андро-гинный индивид может оставаться чувствительным к изменениям, привносимым ситуацией, и демонстрировать любое поведение, которое кажется ему наиболее эффективным в данный момент, независимо от стереотипа, присущего одному или другому полу.
Исследование интеллектуальной сферы подростков
Обследовано 25 подростков обоих полов в возрасте 13-17 лет. Главная особенность - художественная одаренность всех детей. Усредненные результаты обследования по методикам Амтхауэра и Пичовского приведены соответственно на графиках 1 и 2. Вариативность индивидуальных данных - умеренная.
№ субтеста
Ч-1-1-1--1-1—Р—►
III IV V VI VII VIII IX
График 1. Результаты обследования подростков по методике Амтхауэра.
Баллы
Баллы
10
Факторы
Р Б Т М Е
График 2. Результаты обследования подростков по методике Пичовского.
Анализ индивидуальных и обобщенных данных, полученных по методике Амт-хауэра, показывает, что у художественно одаренных подростков в структуре интеллекта высоко развиты наглядно-образное мышление, воображение и память (субтесты VII, VIII, IX), что подтверждает их специальную одаренность. Почти так же хорошо развит вербальный интеллект (субтесты I-IV). Но заметно отстают математические способности (субтесты V и VI). В принципе такое соотношение было вполне прогнозируемо.
Сравнение показателей нашего контингента с известными данными, полученными по взрослым художникам4, показывает, что при относительно одинаковой одаренности дети значительно уступают взрослым: средний коэффициент IQ взрослых - 119, у подростков - 91; максимальный индивидуальный коэффициент у детей - 117, что уступает среднему показателю у взрослых.
Данные, полученные по методике Пичовского, демонстрируют преобладание в структуре «личностного потенциала развития» одаренных детей интеллектуального (Т), имажитивного (воображение - М) и эмоционального (Е) компонентов. Средний уровень занимает психомоторный компонент (Р). Самый низкий показатель у сензитивной составляющей (S). Эти показатели свидетельствуют о тесной пропорциональной связи между одаренностью и интеллектом, креативностью и эмоциональной сферой психики человека. Вывод относительно первых двух составляющих не является неожиданным и предполагался a priori. Последнее же заключение вовсе не очевидно, хотя и было ожидаемо, поскольку известно, что мыслительный тип «художника» (по И.П. Павлову) опирается на работу правого полушария головного мозга, обычно связываемого с бессознательной сферой психики. С бессознательным обычно связывают и эмоциональную жизнь человека. Известны также хорошие корреляции и между проявлениями воображения и эмоций и близостью их физиологических основ.
Что касается невысокой сензитивности, то в это понятие в концепции Пичовского вкладывается следующее содержание: повышенная потребность в чувственных удовольствиях, например приятных вкусовых, обонятельных, тактильных ощущениях, в стремлении к комфорту, тяга к красивым вещам и т.д. Представители нашей выборки не проявили сильной предрасположенности к подобным ощущениям. Одним из возможных и предельно упрощенных объяснений может быть предположение о разнонаправленности у них тенденций развития, которые условно назовем «душевные» и «телесные» психические качества личности.
Интересно сравнить данные по одаренным подросткам разных социально-культурных общностей. В нашем распоряжении были сведения, полученные М. Пичовским на соответствующей американской (США) выборке (20 чел.). Сравнительные сведения приведены в табл. 1. Американская выборка подтверждает наши выводы о структурных особенностях «личностного потенциала развития» одаренных детей. Так, компоненты Т, М и Е имеют самые высокие показатели, психомоторный компонент Р занимает среднее положение, а сензитивный компонент S характеризуется очень низким показателем. Что еще следует отметить, так это превышение показателей по всем параметрам, кроме эмоционального, у подростков России по сравнению с подростками США. Оставим этот факт без комментариев.
Таблица I. Сравнительные данные одаренных подростков России и США, полученные по методике Пичовского
Факторы сверхвозбудимости Одаренные подростки
Россия (N=25 чел.) США (N=20 чел.)
Психомоторный - Р 4,88 3,15
Сензитивный - Б 2,68 1,50
•Интеллектуальный - Т 7,50 7,35
Имажитивный - М 6,40 5,35
Эмоциональный - Е 5,20 7,35
Особенности самореализации художественно одаренных женщин
Теоретическими основами этого исследования являются: 1) концепция Маслоу о самоактуализирующейся личности; 2) взгляды Дружинина на проблему способностей, соотношение интеллекта и креативности, на творческую личность5; 3) взгляды Теплова на практическое мышление и практический ум6; 4) упомянутая выше концепция Пичовского о личностном потенциале развития одаренных людей; 5) общепризнанные представления о половом дипсихизме и его проявлении при самореализации личности7.
Разнообразие психологических концепций творческой самореализации делает целесообразной попытку совмещения в одном исследовании методик измерения различных личностных характеристик как факторов, определяющих уровень самореализации, с целью изучения их взаимосвязи и степени их влияния на уровень самореализации. Эта попытка была нами предпринята. Как предварительная гипотеза выдвигается идея, суммирующая в общих чертах перечисленные ранее концепции. А именно, что на уровень самореализации оказывают положительное влияние повышенная интеллектуальная и эмоциональная возбудимость, а также слабо выраженная полоролевая типизация.
Настоящее исследование основной своей целью ставило изучение личностных особенностей женщин, которые помогают им преодолеть дистрессовую ситуацию необходимости «двойной реализации» (семейной и профессиональной) и облегчают поиск оптимального пути. Дополнительной целью являлось практическое применение методик, основанных на концепциях Маслоу и Пичовского, и сопоставление данных о личностных характеристиках, значимых для успешной самореализации женщин с художественной одаренностью. Для изучения этих характеристик использовались: I) тест самоактуализации (САТ); 2) опросник Пичовского; 3) тест Бем. Методики применялись в форме индивидуального опроса. Также учитывались факты биографии испытуемых, их семейное положение, количество детей. Со многими женщинами была проведена индивидуальная психологическая беседа.
Контингент состоял из 15 женщин различного возраста (от 21 до 55 лет), отобранных по критерию наличия художественной одаренности. Все они имели среднее или высшее художественное образование.
Эмпирические данные, полученные с помощью теста самоактуализации (опросник Шострома), сведены в табл. 2.
Таблица 2. Индивидуальные данные обследования женщин по методике САТ
Испытуемые Шкалы
ТС I Бау Ех Рг Б Бг Ба Ыс яу А С Соя Сг
1. Оксана В. 11 62 16 17 7 10 10 13 5 6 10 8 8 10
2. Алина Л. 12 61 18 14 7 9 13 14 9 6 8 12 6 И
3. Анна Г. 10 61 15 19 5 9 9 19 7 5 10 7 5 11
4. Надежда Д. 11 56 13 16 7 9 9 14 4 5 7 14 7 11
5. Яна В. 10 55 16 14 9 11 11 12 5 5 6 12 4 8
6. Наталья К. 10 52 11 13 6 6 7 16 5 5 6 11 8 9
7. Софья К. 3 50 15 11 9 8 9 10 6 4 11 9 5 5
8. Юлия Р. 5 49 10 12 6 9 5 И 4 1 10 14 6 8
9. Наталья Ш. 7 48 8 14 8 6 6 8 3 4 10 11 5 8
10. Светлана Н. 6 48 14 13 7 6 10 9 8 5 6 9 6 9
11. Лариса К. 6 46 14 11 2 7 9 14 7 5 7 11 6 7
12. Мария Ч. 6 45 7 12 6 5 4 14 3 2 8 12 3 8
13. Александра П. 5 40 9 10 8 4 7 7 2 2 8 13 6 8
14. Татьяна Д. 8 32 2 9 8 4 5 7 2 1 5 8 4 4
15. Ирина С. 4 31 10 9 3 7 5 7 6 3 5 5 7 5
Среднее значение 7,6 49,0 11,8 12,9 6,5 7,3 7,9 11,7 5,0 3,9 7,8 11,0 5,7 8,1
Анализ этих данных демонстрирует широкое индивидуальное разнообразие. Тем не менее по базовым шкалам группа четко разделяется на три подгруппы: 1) «самоактуализирующиеся» - оценка по шкале 1>55 (5 чел.); 2) «невротики» - оценка < 40 (2 чел.) и 3) «нормальные» - оценка от 40 до 55 (8 чел.). Этот факт подтверждает выбор шкалы I в качестве базовой: оценки по дополнительным шкалам располагаются в областях, определяемых шкалой I, т.е. лица с высокой самоактуализацией по шкале I имеют высокие показатели и по другим шкалам, включая вторую базовую шкалу ТС. Связь этих двух базовых шкал хорошо просматривается на графике 3: все пять представителей «само-актуализаторов» (1>55) имеют показатель ТС> 10 баллов (в среднем ТС= 10,8) при размахе от 10 до 12; восемь «нормальных» (40<1< 55) имеют среднее ТС=6 при размахе от 3 до 10; два «невротика» (1<40) дают среднее ТС=6 при размахе от 4 до 8. Явная взаимосвязь между шкалами свидетельствует о структурной целостности опросника и его адекватности по отношению к изучаемому с его помощью психическому феномену.
Шкала ТС
Баллы 12-
10-
6-4-2-
0
О О
о о
Шкала I
30 35 40 45 50 55 60 Баллы
График 3. Результаты обследования женщин по методике CAT.
Сравнительный анализ индивидуальных профилей показывает следующее. У испытуемых, относящихся к «самоактуализирующимся» по шкале «поддержка» (I), большая часть значений по дополнительным шкалам лежит в области «самоактуализации», т.е. им свойственно большинство черт самоактуализирующихся личностей по концепции Маслоу. Наиболее высокие показатели («пики» графиков) относятся к блоку ценностей (шкалы Бау и Ех), блоку самовосприятия (шкалы Бг и За) и шкале креативности (Сг). У «невротиков» картина обратная - большая часть показателей в зоне «невротизма». Однако существуют две зоны, где обе группы профилей как бы сходятся, перекрывают друг друга. Это зона блока чувств (шкалы Рг и Б) и блока межличностной чувствительности (шкалы А и С). То есть такие черты, как сензитивность к себе, спонтанность в выражении чувств, принятие агрессии и контактность, свойственны представителям обеих групп приблизительно в одинаковой степени. Отличие лишь в том, что у группы «самоактуализирующихся» эти свойства наименее выражены, а для группы «невротиков» - наиболее выражены. Эти данные сопрягаются с данными предыдущего исследования, где было зафиксировано, что у одаренных подростков сензитивный компонент личности также был невысок.
По результатам применения опросника OEQ (Пичовского,) прежде всего необходимо отметить, что вся группа характеризуется повышенным эмоциональным компонентом (Е) личностного потенциала развития, что совпадает с данными автора опросника о половой детерминации различий по шкале эмоциональной возбудимости, а также с результатами исследования, проведенного Пичовским по сравнительному анализу личностного потенциала развития художников. Анализ индивидуальных профилей дает возможность разделить группу испытуемых на две подгруппы. Первая - имеющая сбалансированный общий потенциал (ОЕ), и вторая - с очень сильно выраженным эмоциональным компонентом личностного потенциала развития, доминирующим над всеми остальными и как бы «пропитывающим» их. У испытуемых из первой группы эмоциональная составляющая (Е) уравновешивается показателями по шкале интеллектуальной возбудимости (Т).
Сопоставление этих данных с результатами обследования по методике CAT показывает, что все испытуемые категории «самоактуализирующиеся» (по CAT) попадают в первую группу (табл. 3).
Таблица 3. Сравнительные данные обследования женщин по методикам CAT и Пичовского
Группа 1 (по методике Пичовского) Балл по шкале I (CAT) Группа 2 (по методике Пичовского) Балл по шкале 1 (CAT)
1. Оксана В. 62 1. Наталья К. 52
2. Алина Л. 61 2. Софья К. 50
3. Анна Г. 61 3. Наталья Ш. 48
4. Надежда Д. 56 4. Светлана Н. 48
. 5. Яна В. 55 5. Мария Ч. 45
6. Юлия Р. 49 6. Александра П. 40
7. Лариса К. 46 7. Ирина С. 31
8. Татьяна Д. 32 - -
Среднее значение 52,5 Среднее значение 43,7
Тесная взаимосвязь и сбалансированность между интеллектуальным и эмоциональным факторами проявляются и в содержании ответов испытуемых первой группы. Для них характерны высокий уровень осознания своих ощущений, их тонкая дифференциация, контроль над ними. Ответы испытуемых первой группы обычно короче, четче и яснее. Осознанное восприятие своего состояния освобождает описание от мистического оттенка, высокий уровень контроля выражения чувств соответствует ситуации, эмоции адекватны условиям, уместны. Этим женщинам свойственно более практическое, реалистическое отношение к своей душевной жизни, свои чувства и состояния они рассматривают с позиций их полезности для реализации своих творческих планов. Практичностью, связанностью с конкретными целями и задачами, отличается у испытуемых первой группы и отношение к собственному мышлению. Им не свойственна склонность к бесцельному теоретизированию, праздным размышлениям и «самокопанию». В целом для них характерны удовлетворенность своим интеллектуальным уровнем, способность справ-
ляться с проблемами, связанными с мыслительной деятельностью, доверие к результатам своих интеллектуальных усилий, к своей интуиции. «Разумностью» отличаются и фантазии, и мечты испытуемых, имеющих сбалансированный ОЕ-профиль.
Для испытуемых с преобладанием эмоциональной возбудимости в профиле ОЕ характерно повышенное внимание к характеру взаимоотношений с окружающими, родными и друзьями. Их состояние, самочувствие зависят от состояния и самочувствия их детей и близких. Воплощение своей мечты, личное счастье эти женщины связывают со счастьем и благополучием других людей. Тревога, переживания за других называются ими как основные «источники энергии». Неудовлетворенность собой, критическое отношение к себе характерны для женщин с повышенной эмоциональной возбудимостью. Наиболее ярко это демонстрируется в ответах на вопросы о собственном мышлении.
Таким образом, кажется правомерным вывод о зависимости степени самоактуализации художественно одаренных женщин от сбалансированности эмоционального и интеллектуального факторов их личностного потенциала развития.
По результатам применения методики Бем контингент испытуемых распадается на две группы: андрогинные - коэффициент t лежит в пределах от -1 до +1 (4 чел.) и фемининные -1 более +1(11 чел.). При сопоставлении данных о полоролевой типизации испытуемых с показателями самоактуализации по шкале I методики CAT получены результаты, согласующиеся с концепцией С. Бем о большей адаптивной способности андрогинных типов, демонстрирующих большую гибкость и независимость поведения. Так, из пяти «самоактуализирующихся» женщин (1>55) четыре оказались принадлежащими к андрогинному типу, т.е. все «андрогины» оказались самоактуализирующимися (табл. 4).
Таблица 4. Сравнительные данные обследования женщин по методикам CAT и С. Бем
Испытуемые Показатель по шкале 1 (CAT) Коэффициент андрогинии t (методика Бем) Примечания
1. Оксана В. 62 2,09 не замужем
2. Алина Л. 61 -0,446 - « -
3. Анна Г. 61 0,79 — « —
4. Надежда Д. 56 0,015 замужем (1)*
5. Яна В. 55 0,58 не замужем
6. Наталья К. 52 4,52 замужем (1)
7. Софья К. 50 1,46 замужем (2)
8. Юлия Р. 49 1,04 замужем (1)
9. Наталья Ш. 48 1,20 не замужем
10. Светлана Н. 48 3,36 замужем (1)
11. Лариса К. 46 2,55 замужем (2)
12. Мария Ч. 45 3,48 не замужем
13. Александра П. 40 3,26 - « -
14. Татьяна Д. 32 5,55 - « -
15. Ирина С. 31 3,67 замужем (4)
* В скобках указано количество детей.
Сопоставление результатов, полученных с помощью теста С. Бем и опросника Пичовского, показывает, что «эмоциональные» (группа 2 по методике Пичовского) женщины имеют повышенный коэффициент андрогинии I (средний для группы I = 2,99), а «сбалансированные» (группа 1) - более низкий (средний для группы { = 1,52). Эти результаты приведены в табл. 5. Напомним, что чем выше абсолютное значение коэффициента I, тем более выражена фемининность (маскулинность), при уменьшении абсолютной величины Ь эти характеристики ослабевают, а при -1 < I < 1 можно говорить о выраженной психологической андрогинии.
Таблица 5. Сравнительные данные обследования женщин по методикам Пичовского и Бем
Группа 1 t Группа 2 t
1. Оксана В. 2,09 1. Наталья К. 1,20
2. Алина Л. 0,446 2. Софья К. 1,46
3. Анна Г. 0,79 3. Наталья Ш. 4,52
4. Надежда Д. 0,015 4. Светлана Н. 3,36
5. Яна В. 0,58 5. Мария Ч. 3,48
6. Юлия Р. 1,04 6. Александра П. 3,26
7. Лариса К. 2,55 7. Ирина С. 3,67
8. Татьяна Д. 5,55 - -
Среднее значение 1 1,52 Среднее значение 1 2,99
Полученные результаты подтверждают теоретически обоснованное предположение о сочетании высокой женской полоролевой типизации и эмоциональности.
Обобщение результатов данного исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Уровень самоактуализации художественно одаренных женщин зависит от определенных личностных особенностей, прежде всего таких черт, как независимость, стремление руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, способность жить настоящим, в реально Существующей ситуации - «здесь и сейчас».
Самоактуализирующимся женщинам свойственна гибкость поведения, которое
тапилчт nr w>Tk,r*»u<jTr\nTÉ*fir»<i г»гдт\ го т*т*т.» ГДv тте»тттх т* ль-*£»ттоттт*гг TJO*4Ptitrui>it оп тэтлр ггт^ г\т t/v\trvr»<vT\
Jvilj livw X ЧУ Л llji'iv'l/ll^i-i^viiv/l VII X J иц| А XI . I J/V L^V^lll JT1 /IWJlUllIl/i Il^l'lWll 1X1XJ К* Л y Juuhv/l 1 Vi IVViUV^VÎ
ных условий. Этим женщинам не свойственно «зацикливаться» на чем-либо.
Важными чертами самоактуализирующихся женщин являются уверенность в себе, уважение к собственному мнению, удовлетворенность собой, в том числе своим интеллектуальным уровнем, способностями.
Трудно переоценить значение такой черты, как креативность, для самореализации художественно одаренных женщин. При этом, кроме способности к изобразительному творчеству, способности находить новые оригинальные методы решения художественных задач, креативность подразумевает способность творческого отношения к жизненным ситуациям, возможность разностороннего взгляда на проблемы, продуктивность в представлении разнообразных решений.
2. Подтвердилось утверждение А. Маслоу о меньшем влиянии стереотипов, в том числе и полоролевых, на самоактуализирующуюся личность. Самостоятельность и независимость таких женщин определяет более низкий уровень традиционной поло-
ролевой типизации, т.е. «психологическую андрогинность», что согласуется с концепцией С. Бем.
3. Художественно одаренным женщинам свойствен повышенный уровень эмоциональной возбудимости. Однако самоактуализирующиеся женщины демонстрируют более осознанное отношение к своей эмоциональной сфере, контроль над ней. Они способны «подчинить свои чувства разуму» ради успехов в конкретной деятельности. То есть они не эго-центрированны, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей, проблемы, которые они считают для себя важными. Эта черта «центрированности на проблеме» также относится к характеристикам самоактуализирующихся людей в концепции А. Маслоу.
4. Подтвердилось положение М. Пичовского о решающем значении эмоционального и интеллектуального факторов личностного потенциала развития для индивидуального развития и личностного роста человека. Индивидуальные профили личностного потенциала развития (ОЕ) у женщин с более высокой самоактуализацией отличаются большей сбалансированностью факторов эмоциональной и интеллектуальной возбудимости.
5. Полученный психологический портрет самоактуализирующейся женщины согласуется не только с концепцией А. Маслоу, но также и со взглядами Б.Д. Теплова на проблему «практического ума».
6. Данные, полученные с применением выбранного набора методик, согласуются друг с другом и дают непротиворечивую картину зависимости уровня самореализации от личностных особенностей в соответствии с концепциями, лежащими в основе методик. Данный набор методик может быть эффективно использован для индивидуальной психодиагностики одаренных людей.
Лонгитюдное исследование интеллекта
Исследование с использованием теста интеллекта Векслера было начато в 1969 г. Тогда привлекались к наблюдениям и измерениям 14 испытуемых (9 мужчин и 5 женщин) в возрасте 17 лет. В дальнейшем они в разных сочетаниях обследовались в 1975-1,976 гг. (в возрасте 22 года), в 1989 г. (37 лет) и в 1998-1999 (45 лет). В последний раз были обследованы еще и трое детей троих испытуемых основного контингента, а также новая пара - отец (45 лет) и сын (17 лет), ранее не участвовавшие в наших испытаниях. В табл. 6 приведены соответствующие данные.
Из 14 наблюдаемых в течение 30 лет 12 человек раз от раза повышали свой коэффициент интеллекта 10. Однако у двоих он понизился. Объясняется это внешними экстремальными обстоятельствами их жизни незадолго до последнего (1999 г.) замера: один из них перенес тяжелый инфаркт, а другая попала в автокатастрофу.
Следовательно, можно сделать вывод, что с возрастом (по крайней мере, на отрезке от 17 до 46 лет) тестовый интеллект повышается. Этот вывод (как и последующие) согласуется с литературными данными8.
Сравнение данных по парам отец-сын показывает, что их интеллектуальные параметры (для одинаковых возрастных срезов) различаются незначительно в пользу детей. Отсюда можно сделать два вывода. Первый: об определяющем вкладе генетического фактора в уровень интеллекта на ранних этапах жизни человека (17-22 года). Второй вывод: о положительном влиянии на развитие интеллекта прогресса в культур-
№ п/п Обследуемые Годы Разница 10, 1969-1999 гг.
Ф., и., о. Пол 1969, К? 1975, ю 1989, 10 1999,
1 Г.В.И. ж. 127 - - 122 -5
2 Г.Л.Ю. м. 108 - 117 129 21
3 Г.Н.С. ж. 125 - 140 141 16
4 Д.М.Е. м. 119 126 - 135 16
5 Е.В.А. м. 112 125 128 142 30
6 К.А.И. м. 128 - - 118 -10
7 М.Д. Б. м. 119 - - 131 12
8 м.о.в. ж. 122 - 134 140 18
9 П.О.В. ж. 118 124 - 129 11
10 с.и.н. м. 119 - - 120 1
11 с.г.п. ж. 122 - 129 7
12 Т.А.Г. м. 134 - 143 9
13 Ч.Д.П. м. 120 124 133 139 19
14 Ч.С.А. м. ! !9 131 142 23
Среднее значение м. 120 127 126 133 13
ж. 123 124 137 132 9
общ. 121 126 130 133 13
15 Е.Д. - 22 года (сын Е.В.А.) м. - - - 127 -
16 Ж.И. - 17 лет (сын М.О.В.) м. - - - 118 -
17 К.М. - 22 года (сын К.А.И.) м. - - - 137 ■ • - '
18 М.А.И. -45 лет (отец М.Е.) м. - - - ¡36 , -
19 М.Е. - 17 лет (сын М.А.И.) м. - - - 131 -
но-исторической среде. Иначе говоря, последующие поколения превосходят предыдущие по уровню интеллекта. Правда, надо уточнить, что речь-идет о так называемом «тестовом интеллекте».
Результаты в паре мать-сын в нашей выборке скудны (одна пара). Но следует обратить внимание на факт, противоположный отмеченной только что тенденции в парах отец-сын. Мать в молодости (17 лет) показала результат выше, чем сын. Возможно, это случайность. Но возможно и проявление закономерности: у женщин показатели 10 в молодости выше, чем у мужчин, но к зрелому возрасту они сравниваются и даже немного уступают им. Таким образом, возможно, что половой фактор превышает социально-культурный. Для проверки этой гипотезы необходимо провести дополнительные исследования и набрать более солидную «статистику».
Обобщение литературных данных и итогов работы сотрудников ЛГУ-СПбГУ в области диагностики интеллекта (Н.Е. Кузьмина, Т.М. Романова, 1975) позволяют выделить пять уровней тестового интеллекта: 1) весьма высокий (10>130); 2) высокий (10=120— 129); 3) хороший (10=110-119); 4) средний (10=90-109); 5) низкий (10<90).
В соответствии с такой градацией из 12 человек, повысивших свои разряды, 8 человек достигли максимального уровня. Причем половина из них «выросла» по сравнению с исходным уровнем на 1 разряд, а половина - на 2 разряда. Из четверых, не достигших 1-го уровня, но повысивших свои показатели, двое прибавили на 1 разряд, двое - на 2 разряда.
Если же оценивать динамику роста по абсолютной величине (Д10), то заметим, что здесь разброс очень велик: от 1 до 30 баллов. Но прослеживается следующая тенденция: среди лиц, достигших максимальных значений 10 в старшем возрасте, больше тех, кто начинал с 3-го уровня, потом - со 2-го, меньше всего - с 1-го. Так, из 5 человек в 46-летнем возрасте с 10>140 двое начинали с 3-го уровня, двое - со 2-го и один - с 1-го. Из 8 человек в 46-летнем возрасте с 10>130 четверо начинали с 3-го уровня (средний прирост Д1О=20,3), трое - со 2-го уровня (Д10~17,7) и один - с 1-го уровня (Д10=9). Эта тенденция подтверждает некоторые литературные данные, свидетельствующие о том, что раннее проявления высокого интеллекта часто впоследствии сопровождается «застоем» или незначительным прогрессом. Конечно, у каждого свой «потолок», и каждый может его достичь в разное время. Но излишне раннее его достижение чревато и ранним исчерпанием своего интеллектуального потенциала.
В заключение отметим, что анализ эмпирических данных, полученных в трех самостоятельных исследованиях, объединенных общей идеей сопряжения различных методик изучения интеллектуальной и креативной сфер человека, позволяет сделать следующие выводы.
1) примененные малоизвестные методики М. Пичовского, Э. Шострома и С. Бем вполне пригодны для диагностики интеллекта и прогноза реализации интеллектуального потенциала и развития интеллекта;
2) указанные методики хорошо сопрягаются с классическими тестами интеллекта (Векслера и Амтхауэра);
3) обобщение полученных данных и их синтез с литературными сведениями и результатами других работ позволят более определенно указать на ведущие факторы, детерминирующие развитие и реализацию интеллектуального потенциала человека.
1 Piechowcki М. The Concept of Development Potential // Roeper Review. Vol. 8. USA, 1986; Piechowcki M., Colangelo N. Developmental Potential of the Gifted // Gifted Child Quarterli. Vol. 28. USA, 1984.
2 Маслоу А.Г. 1) Дальние пределы человеческой психологии. СПб., 1997; 2) Мотивация и личность. СПб., 1999.
3 Бем C.JT. 1) Измерение психологической андрогинии. М., 1974; 2) Психология о половых ролях: куда делись все андрогины? М., 1972.
4 Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.
5 Дружинин В.Н. 1) Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Саратов, 1990; 2) Психология общих способностей. М., 1995; 1998.
6 Теплое Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М„ 1961.
7 Багрунов В.П. Половой дипсихизм: проблемы диагностики и развития творческих способностей // Методы решения конструкторско-изобретательских задач. Рига, 1978. С. 39^40; Багрунов В.П., Саврасов В.П. Половой дипсихизм в изменчивости некоторых интеллектуальных показателей у старшеклассников//Вопросы экспериментальной и прикладной психологии. JI., 1980. С. 180-188; Берн Ш. Тендерная психология. СПб., 2000; Тих Н.А. Предыстория общества. М., 1970.
8 Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995; Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С Д. Возрастные изменения генотип-средовых отношений в показателях интеллекта//Вопросы психологии. № 2. С. 106-108; Кантонистова Н.С. Роль гено- и паратипических факторов в формировании отдельных сторон интеллектуальной деятельности: Автореф. канд. дис. М., 1978; Освальд В. Ослабление когнитивных функций в пожилом возрасте при деиентных процессах // Иностранная психология. 1993. № 2. С. 69-73; Пиаже Ж. Избранные труды. М., 1966; Anderson F.E. The prediction of feminal intelligence from infant and preschool tests //Thirteenth Year-book. National Society for the Stady of Education. New York, 1940; DoppletJ.E.. Wollace W.L. Standartization of the Wechsler Adult Intelligence Scale for older persons // Journal of Fbnormal and Social Psychology. 1955. N 51; Forch Т.. Plomin R. Specific cognitive abilities in 5-to 12-year old twins // Behavior Genetics. 1980. Vol. 10; Fuller J.I., Thompson W.R. Foundations of Behavior Genetics. Saint Louis, 1978;
Guilford J.P., Yoepfner R. The analysis of intelligence. New York, 1971; Newman H., Freeman F., Hoolzinger K. Twins: A Study Heredity and Environment. Chikago, 1937; Nichols R.C. Twin studies of ability, personality and interests // Homo. 1978. Vol. 29; Plomin R. Development, genetics and psychology. London, 1986; Plomin R. Developmental behavior genetics // Child development. 1983. Vol. 54. P. 253-259; Plomin R., de Fries J.C. Origins of individual differences in infancy. Orlando, 1985; Plomin R., de Fries J.C., Loehlin J.C. Genotyp-environment interaction and correlation in the analysis of human bechavior//Psychological Bulletin. 1977. Vol. 84. N2, RoyceJ.R. The conceptual framework for a multivariante theory of individuality // Multivariante Analysis in Psychological Theory. London, 1973; ThurstoneL.L., Thurstone T.G. Factorial studiesofintelligence//Psychometric Monographs. 1941. N 2; Zajonc R. The decline and rise of scholastic aptitude. New York, 1972, h ap.
Статья поступила в редакцию 26 января 2005 г.