Научная статья на тему 'Креативность как фактор самореализации личности в условиях глобализации общества'

Креативность как фактор самореализации личности в условиях глобализации общества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
893
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативность / творчество / самоактуализация / Самореализация / Глобализация / Creativity / Creation / SELF-realization / self-actualization / globalization

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Челомбицкая Марина Петровна

Рассматриваются философские аспекты проблемы самореализации личности как концепции развития человека в современных условиях общества, предполагающей максимально эффективное использование индивидом креативных возможностей его личностного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the philosophical aspects of the self-actualization problem as conceptions of human development in the conditions of modern society which assumes the most effective application of individual creative resources.

Текст научной работы на тему «Креативность как фактор самореализации личности в условиях глобализации общества»

УДК 008:1

КРЕАТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

© 2008 г. М.П. Челомбицкая

Филиал Донского государственного технического университета, З57600, г. Ессентуки, ул. Советская, 7/9

The branch of the Don State Technical University, 357600, Essentuky, Sovetskaya St., 7/9

Рассматриваются философские аспекты проблемы самореализации личности как концепции развития человека в современных условиях общества, предполагающей максимально эффективное использование индивидом креативных возможностей его личностного потенциала.

Ключевые слова: креативность, творчество, самоактуализация, самореализация, глобализация.

The article is devoted to the philosophical aspects of the self-actualization problem as conceptions of human development in the conditions of modern society which assumes the most effective application of individual creative resources.

Keywords: creativity, creation, self-realization, self-actualization, globalization.

Философия с глубокой древности была обращена к идее самосовершенствования человека, поэтому философской антропологией накоплен обширный материал по проблеме самореализации человека.

При всех различиях философских подходов к проблеме самоактуализации человека практически во всех концептах утверждается мысль о необходимости перехода к самореферентной модели жизнедеятельности, личностно ориентированным аспектам социально-философской теории общения, которой является самореализация. Данная проблема рассматривается как базисная характеристика самореализации человека как субъекта креативности. Человек - это многоуровневая система единичного (креативность), особенного и общего (самоактуализация). В своей целостности индивидуум становится субъектом труда, общения, познания и созидания среды окружения. Интерес к теории самоактуализации в современной социальной философии основан на осознании необходимости переосмысления понятия креативности в контексте современных высоких технологий, глобализации общества.

Пришло время предоставить человеку возможность свободного выбора индивидуальных стратегий самореализации. Общество нуждается в самостоятельной, ответственной, креативной, профессионально подготовленной личности. А самоактуализация оказывается главным фактором процесса развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой потенциал, самоактуализировавшаяся личность.

В условиях глобализации общества процесс становления и развития личности осложняется ускоренным развитием техники и информационных технологий. Решающее значение имеет творческий потенциал личности, ибо ее самореализация прежде всего зависит от креативных возможностей человека, его способности нестандартно, на основании своего мировоззрения, ориентироваться в окружающем мире и принятии (или непринятии) его ценностей [1].

Креативность представляет собой интегральную совокупность фантазии, предвидения, интуиции, тру-

долюбия, умения преодолевать условности, инновационно мыслить и создавать, «строить» обновленную реальность. В жизни креативного человека происходит «смычка» его собственного пути и других жизней, их взаимодействия. Человек отрекается от узко ситуативных интересов и ценностей. Собственную жизнь любой может превратить в творчество, стать ее творцом. Движущей силой креативности является сильнейшая человеческая потребность, получившая отражение в соответствующих общественных идеалах, называемая самореализацией личности, существование которой доказано эмпирически.

Социально-философский анализ проблемы самореализации личности имеет, несомненно, мировоззренческое, методологическое и практическое значение. Особую актуальность данная проблема приобретает в современную эпоху, когда демонстрируются самые противоречивые тенденции, реализуемые в деятельности отдельных личностей и больших социальных групп. Жизнедеятельность человека, его самореализация осуществляются в рамках определенной социальной среды, он испытывает воздействие от социальных организаций различного уровня и от своих собственных мотивов, потребностей и интересов. В зависимости от доминирования в определенные моменты жизнедеятельности тех или других детерминант человек в своем отношении к обществу может стать конформистом, девиантом либо целостной созидающей личностью.

Таким образом, в социальных условиях обнаруживается два полюса самореализации: 1) творчество, самосозидание; 2) разрушение как структурных основ общества, так и собственное. Негативная форма самореализации начинает доминировать над позитивной в тех случаях, когда у индивида затруднены возможности реализовать себя в позитивных формах [2]. В человеке одинаково представлены тенденции к созиданию и разрушению. Какая из них выйдет на передний план, зависит от условий, в которых он находится, а также от особенностей его личности, степени развитости или неразвитости ее потенциала.

Самореализация - это постоянная внутренняя работа над собой. Развитие способностей и потенциала на основе идентификации человека предполагает выбор достойных и достаточно трудных интеллектуальных, творческих и нравственных задач, на которые есть запрос общества.

Синергетическое понятие «самоактуализация» в философии рассматривается как стремление личности к самоосуществлению, к актуализации того, что содержится в качестве потенций. Тенденция к самоактуализации составляет сущность личности и рассматривается как стремление человека постоянно воплощать, реализовывать, опредмечивать себя, свои способности, свою сущность [3]. Качественным измерением самореализации личности является удовлетворенность жизнью, отражающая результат достижения значимых для личности ценностей и целей.

По мнению Е.Н. Кубарева [4], самореализацию нельзя считать ценностью или потребностью, она пронизывает все уровни потребностей иерархии и присутствует на всех этапах личностного развития, а кризисы этого развития можно рассматривать как стадии самореализации. Поэтому самореализация - это скорее общий принцип и в то же время процесс реализации потенциальных возможностей, заложенных в каждой личности.

Самоактуализация состоит из самости, которая нуждается в актуализации. Понятие «самость» было введено философами и применялось ими при описании бытия того вида живых существ, которые способны выделять себя из реальности с помощью рефлексивного мышления. Первым ввел в научный оборот термины «самоактуализация» и «самореализация» нейрофизиолог К. Гольдштейн. Самоактуализация, по его мнению, это основной и по существу единственный мотив в человеческой жизни. Самоактуализация - это действия, направленные на удовлетворение потребностей. Любая потребность - это состояние дефицита, мотивирующее человека на его восполнение [5].

Каждый отдельный человек (как и все человечество в целом) живет в поисках таких способов реализации данных ему природой способностей и возможностей, которые обеспечивали бы наилучшее, более благополучное обустройство его социального бытия. В основании системы ценностей самоактуализированного человека лежит его философское отношение к жизни, согласие с собой, со своей биологической природой, приятие социальной жизни и физической реальности. Это отношение к жизни тотально и повседневно, его следы можно отметить в каждой оценке и в каждом суждении.

Универсальной характеристикой всех самоактуализированных людей, которую можно назвать оригинальностью, изобретательностью или творческой жилкой, является креативность (лат. сгеайо - созидание) - латинский термин, который переводится как «творчество» или «сотворение из ничего». На Западе креативностью обозначают технологический элемент творчества. В постсоветской языковой культуре креативность воспринимают гораздо шире, поскольку

это совсем новое и еще не совсем понятное явление. Поэтому чаще всего креативностью называют способность человека к нестандартному, оригинальному мышлению и поведению, имеющим созидательный, конструктивный характер. Сегодня существует множество определений креативности. Рассмотрим некоторые из них, по нашему мнению, наиболее адекватные:

- Креативность - это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегла-ментированных условиях деятельности. Это - способность привносить нечто новое в опыт, осознавать пробелы и противоречия, отказываться от стереотипных способов мышления. Это скорость порождения новых идей в единицу времени, способность производить «редкие» идеи, умение в простом видеть сложное, и наоборот [6].

- Креативность - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению Е. Торренса [7], креативность - это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению. Креативность проявляется при дефиците знаний, в процессе включения информации в новые структуры и связи, идентификации недостающей информации, поиска новых решений и их проверки, сообщения результатов. Она является общей особенностью личности и влияет на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной активности [8].

- Креативность - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Характеристика полноценно функционирующего человека, способность продуцировать уникальные идеи, результаты, способы решения проблем [9].

Как отмечают исследователи, «процесс понимания того, что такое креативность», сам требует креативного действия. Начиная с определения креативности, мы тем самым обрекаем себя на неудачу, поскольку креативность еще концептуализирована и эмпирически не определена. Её называют достижением чего-либо значимого и нового для того, чтобы изменить мир.

Креативность можно определить как специфическую форму активности, выражающуюся в акте, процессе наделения идей, действия, объекта, феномена энер-гийной (смысловой) насыщенностью, новой по сравнению с ранее присущей им содержательностью, которая до того пребывала в латентном состоянии. Возможность проявления подобного рода активности обусловлена потенциями, изначально присущими объекту творчества. Их взаимодействие приводит индивида в состояние эвристического напряжения, что само по себе уже является творческим актом, поскольку творчество начинается с самораскрытия, самосозидания и достижения индивидом особого состояния, которое характеризует исключи-

тельно личностное отношение к любым осуществляемым им действиям и предельную настроенность на генерирование новых идей, понятий и образов [10].

Если раньше креативность рассматривалась как один из компонентов одаренности, то сегодня она понимается не как особенность избранных, а как форма самореализации личности, как феномен, присущий практически каждому, либо в виде потенциальной возможности актуализированной способности [11]. Стимулирование креативности позволяет усилить естественные способности человека творить и создавать новое и как следствие приводит к большей продуктивности и успешности.

Многие думают, что «творчество» и «креативность» - синонимы. Это ошибочное мнение. Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях. Если же говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится прагматический элемент, т.е. изначальное понимание, зачем, для кого, как нужно что-то создавать и что именно нужно создавать.

Креативный акт есть создание нового. Оно в данном контексте понимается субъективно. Новое есть впервые мыслимое или делаемое данным субъектом, ранее неизвестное ему (фиксируемое таковым с разрешающей способностью индивидуального восприятия и на основании накопленного содержимого индивидуальной памяти со всеми ее текущими несовершенствами). Иными словами, креативный акт квалифицируется как таковой по внутренним критериям новизны самого субъекта.

Креативность самоактуализированных людей имеет ряд специфических особенностей в способах мировосприятия и взаимодействия с реальностью. Креативность помогает здоровой личности выразить себя вовне, ее следы можно обнаружить в любой деятельности самоактуализированного человека, даже в самой обыденной, в самой далекой от творчества в обычном понимании этого слова. Чем бы ни занимался творческий человек, что бы он ни делал, во все он привносит присущее только ему отношение к происходящему, каждый его акт становится актом творчества. А. Маслоу справедливо выделяет креативность в отдельную характеристику только в демонстрационных целях, понимая, что она неотделима от прочих характеристик самоактуализированного человека [12]. Мы вправе сказать, что самоактуализированные люди отличаются более точным и правдивым видением мира, и именно потому они креативны. Кроме того, эти люди в гораздо меньшей степени подвержены влиянию культуры, ее запреты не становятся для них абсолютными, не переходят в разряд внутренних запретов и ограничений. Самоактуализированный человек искренен и естествен, и, возможно, отчасти в этом причина того, что обычные люди часто склонны счесть его одаренным, талантливым.

Способность к креативности как индивидуальное качество базируется на «особым образом развитом профиле личности» [13], т.е. на общих и особенных субъективных предпосылках, которые развиты в осо-

бом соотношении между собой и на особом качественном уровне активности. Эти предпосылки обусловливают или обеспечивают характерное, а именно творческое отношение личности в ее взаимоотношениях с окружающей ее природой и общественной средой. Это характерное отношение в мышлении и действии типично для любой креативной личности независимо от того, в какой сфере инноваций и на каком уровне требований (индивидуальных или общественных) эта творческая деятельность протекает. Такое особое отношение личность воспринимает не только в рамках требований к творческой ситуации. Его следует рассматривать как основное отношение ко всему окружающему миру и самому себе. Креативность личности позволяет не только реализовать свой жизненный потенциал, но и найти свое место в жизни.

Проблему самоактуализации личности, акцентируя внимание на «творческом» антропоцентризме, выдвигает глобализация общества. Главная жизненная стратегия - полная реализация «Я», постоянный процесс становления неповторимого и целостного человека, развитие его креативности. Социальная ориентация глобализации зависит от нравственно-мировоззренческой позиции, системы духовных ценностей, которые определяют ее политику. Глобализация по способу проведения, по своим последствиям может быть гуманной и антигуманной, служить интересам всего человечества или удовлетворять субъективные потребности. Развитие способностей и потенций на основе глобализации предполагает выбор достойных и достаточно напряженных творческих и нравственных задач, на которые есть запрос общества. В реальной системе общественных отношений нашего времени уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию своей несостоятельности, личностной ущербности.

Самореализация имеет свои пределы и свои стадии развития. Это выражается в понятии развития креативности, в большей мере, чем другие факторы, определяющей содержание субъективной способности к самореализации личности. Самореализация -результат проявления интеллекта и творческих способностей.

На основе теоретического осмысления и обобщения, сделанного в этой статье, а также в работах отечественных и зарубежных авторов по проблеме креативности, можно сказать, что самоактуализация является центральной задачей и основой жизни каждой творческой личности. Но для этого необходимо самосовершенствоваться, чтобы созидать себя и окружающий мир.

Повышение уровня креативности - успешный залог плодотворного долгосрочного развития в контексте глобализации. Как это ни парадоксально, глобализация основных сфер жизненного мира усиливает процессы стремления человека к своей самореализации, которая невозможна без определенного уровня развития способности индивида к абстрактному, теоретическому мышлению, без достаточного уровня его общей культуры и способности к творчеству.

Литература

1. Чечет Б.Ф. Потребность в самореализации как элемент смысложизненных ориентаций индивида // Совр. об-во: Материалы науч. конф. Вып. 1. Омск, 1999. С. 35-37.

2. Мартынов Б.В. Самоактуализация человека: обновляющееся понимание в изменяющихся условиях: Дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2003.

3. Дмитриев Н.А. Влияние синергетики на процесс обучения иностранному языку // Человек и общество: на рубеже тысячелетий. Вып. 35. Воронеж, 2006. С. 240-248.

4. Кубарев Е.Н. Модель профессионального развития личности // Проблемы и перспективы развития образования взрослых: Материалы науч.-практ. конф. 13-15 июня 2001 г. Ч. 1. Новокузнецк, 2001. С. 92-96.

5. Goldstein K., Scheerer A. Abstract and Concrete Behavior: an Experimental Study // Psychological Monographs. N.Y., 1941. Vol. 53.

Поступила в редакцию

6. ХолоднаяМ.А. Психология интеллекта. СПб., 2002. С. 9.

7. Torrance E. Guiding creative talent - Englewood Cliffs. N.Y., 1981.

8. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. М., 1983. С. 182-195.

9. Подопригора С.Я. Культура индивидуальной стратегии. Ростов н/Д, 2005.

10. Линник Е.В., Подопригора А.С., Подопригора С.Я. Модернизация общества и личности в контексте глобализации. Ростов н/Д, 2006.

11. Капиренкова О.Н. Креативность личности лидера как фактор интеграции малой группы: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004.

12. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. А.М. Татлыдаевой. СПб., 1999.

13. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань, 1988.

10 апреля 2008 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.