Научная статья на тему 'Интеллект как способ социальной адаптации и самоактуализации человека'

Интеллект как способ социальной адаптации и самоактуализации человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
770
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ТВОРЧЕСТВО / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОСОЗИДАНИЕ / АДАПТАЦИЯ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Челомбицкая Марина Петровна, Подопригора Александр Станиславович

В статье рассматриваются философские аспекты проблемы самоактуализации как концепции развития человека, которая основывается на идее самосозидания, предполагающей максимально эффективное использование индивидом интеллектуальных и креативных возможностей его личностного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN INTELLECT AS ADAPTATION ABILITY OF MEANS FOR THE PURPOSE AND SELF-ACTUALIZATION

The article is devoted to the philosophical aspects of the self-actualization problem as conceptions of human development that are founded on the idea of self-creation which assumes the most effective application of intellectual resources of personal potential of an individual.

Текст научной работы на тему «Интеллект как способ социальной адаптации и самоактуализации человека»

УДК 008:1

М.П. ЧЕЛОМБИЦКАЯ, А.С. ПОДОПРИГОРА

ИНТЕЛЛЕКТ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

В статье рассматриваются философские аспекты проблемы самоактуализации как концепции развития человека, которая основывается на идее самосозидания, предполагающей максимально эффективное использование индивидом интеллектуальных и креативных возможностей его личностного потенциала.

Ключевые слова: интеллект, творчество, самоактуализация, самореализация, самосозидание, адаптация, жизненные цели.

Введение. Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к субъективному миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала человека, степени его одаренности, интеллекта и креативности. Это делает необходимым анализ самоактуализации как концепции развития человека, которая предполагает эффективное использование им своих задатков, способностей, умений навыков и иных ресурсов личностной структуры в своей индивидуально неповторимой ситуации с целью достижения позитивного результата. Интерес к теории самоактуализации в современной социальной философии основан на осознании необходимости переосмысления ранее накопленного опыта и междисциплинарных концепций в связи с новым пониманием информационно-вероятностной структуры нашей жизни и ее законов.

При всех различиях философских подходов к проблеме самоактуализации человека практически во всех концептах утверждается мысль о необходимости его самоопределения, самопознания, самоидентификации интеллектуальных способностей, социальной адаптации. Проблема должна рассматриваться как базисная характеристика самореализации человека как субъекта труда, общения и познания. Человек - это многоуровневая система единичного, особенного и общего. Именно в своей целостности индивидуум становится субъектом жизнетворчества, самореализации, самосозидания и созидания среды окружения [1].

Человек формирует свою субъективность не только потому, что является ее носителем, но и потому, что без его интеллектуаль-

ных усилий формирование субъективности и реализация индивидуальных стратегий невозможны. Для самоактуализации и самореализации человеку необходимо уметь концентрироваться на проблеме, адекватно реагировать на социокультурную среду окружения, самостоятельно принимать решения, стремиться мобилизовать свои интеллектуальные способности [2].

Философией рассматривается отдельный человек как самосо-зидающая личность, творческая и активная. Индивидуальные стратегии самосозидания человека в экзистенциальной интерпретации основаны на уникальности бытия отдельного человека; его сущность есть не что иное, как то, чем он делает себя сам.

Самоактуализирующиеся люди представляют собой "цвет" общества, его лучших представителей [3]. Эти люди достигли того уровня личностного развития, который потенциально заложен в них. Человек стремится реализовать свой внутренний потенциал по-своему, и каждый должен сознательно выбрать собственный путь самосовершенствования, стремясь стать тем, кем он может и должен быть в жизни.

Первым ввел в научный оборот понятия «самоактуализация» и «самореализация» нейрофизиолог К. Гольдштейн. Самоактуализация, по его мнению, это основной и, по существу, определяющий мотив в человеческой жизни. Самоактуализация — это действия, направленные на удовлетворение потребностей. Любая потребность

- это состояние дефицита, мотивирующее человека на его компенсацию. Это как вакуум, который необходимо заполнить. Самоактуализация - творческая тенденция человеческой природы. Она основа развития и совершенствования организма, когда желание человека становится реальностью. Это удовлетворение всех видов потребностей и есть самоактуализация человека, восполнение его личностного потенциала.

Человек является системой, ориентированной на достижение определенных целей. Эти цели возникают из его потребностей. Средством достижения целей выступают индивидуальные стратегии идентификации. Содержание индивидуальных стратегий, их направленность и результативность определяются многообразием факторов: от воздействия внешней культурной среды до глубинных потоков сознания [2]. Удовлетворить свои потребности мы можем, используя любую из множества индивидуальных стратегий. Есть существенная

разница между нашими потребностями и средствами, с помощью которых мы их удовлетворяем.

Человек, достигший самоактуализации, оказывается в состоянии существенным образом пересмотреть свои представления о прошлом, изменить свои взгляды, реализовать свои возможности в настоящем и построить реальные планы на будущее. В этой связи понятие самосознания - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, поведения, интересов, своего положения в обществе. Самосознание предполагает выделение и отличие человеком самого себя, своего «Я» от другого, от всего того, что его окружает.

Обычно принято отождествлять уровень интеллекта с высокими результатами тестирования. Однако интеллект - это нечто гораздо более сложное. Это не только наши знания, это еще и то, как мы знания используем. Все мы помним «умников» из своего класса, которые, вступив в реальный мир, так и не смогли реализовать себя. И мы знаем тех, чьи интеллектуальные способности были средними, но они, тем не менее, смогли сделать успешную карьеру и реализовать себя. Нет никакой пользы в том, что в « нашем мозгу порхают тучи фактов, если мы не можем найти им никакого практического применения» [4, с.38]. Быть умным - это значит быть эффективным в достижении своих целей, социальной адаптации. «Без целей мы похожи на лодку без руля и без ветрил. Мы просто дрейфуем, пассивно переживая повседневную жизнь и не к чему не стремясь» [4, с.141]. Реальное значение интеллекта заключается в том, как мы используем информацию, чтобы достичь определенных целей.

В ходе научных исследований проблема интеллекта является, с одной стороны, наиболее изучаемой и распространенной, с другой стороны, остается самой дискуссионной. Так, например, до настоящего времени не сложилось однозначного определения понятия «интеллект», хотя им активно оперируют в различных областях науки. Приведем несколько определений интеллекта, которые наиболее часто встречаются в литературе.

Интеллект (от лат. ^еПеСш - познание, понимание, рассудок) - способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, например, субъективных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение. Термин «интеллект» представляет собой латинский перевод древнегреческого понятия нус (ум) и по своему смыслу тождественен ему. Интеллект - это относительно устойчивая структура умственных способностей. Поэтому его следует отожде-

ствлять с когнитивным стилем, системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности. Интеллект - это интегральное проявление способностей, знаний и умений. В интеллекте операционные действия способностей дополняются более обобщёнными схемами, планами и программами поведения, а также знаниями о внешнем мире, о других людях и самом себе. Также интеллект можно определить как способность оценивать взаимоотношения воспринимаемых фактов (и ситуаций), чтобы соответствующим образом направлять свои действия к поставленной цели. Другими словами, человек с высоким уровнем интеллекта - это тот, кто может определить проблему и найти ее правильное решение.

В целом интеллект - это способность действовать разумно, рационально мыслить и успешно справляться с жизненными обстоятельствами. Интеллект - это система, осуществляющая построение модели окружающей среды и на ее основе - планирование целенаправленного действия с учетом субъективности человека; умение осознанно приспосабливаться к новой ситуации; способность к обучению, «обучаемость» и поведение; адаптация средств к цели; как совокупность тех или иных способностей; организация познавательных процессов человека [2].

Таким образом, интеллект можно трактовать как общую успешность адаптации человека к новым ситуациям посредством решения определенной задачи во внутреннем плане действия («в уме») при доминирующей роли сознания над бессознательным. Интеллект

- это прежде всего высшая адаптационная способность, дающая своим носителям возможность приспособиться к изменяющимся условиям окружающего мира.

Человек довольно успешно приспособился к миру с помощью интеллекта. С одной стороны, будучи разумным и рациональным познанием, интеллект приобретает все большее значение. Но, с другой стороны, не отрицая познавательных возможностей интеллекта, необходимо отметить его односторонность. «Не без его помощи человек расчленяет целостность мира на тела, тела на элементы. Элементы на свойства и т.д., а затем конструирует из них искусственные модели мира» [5, с.98]. Интеллект отдельного человека не в состоянии адекватно осмыслить эволюцию и коэволюцию, т.е. непрерывность и взаимосвязанность изменения. Философы-персонологи

утверждают мысль о том, что наша жизнь зависит от нас самих, от нашей уверенности в возможности ее улучшения. Нужно верить в успех и действовать; чем сильнее вера, тем больше шансов на успех. Такой подход понимает истину как успешность или жизнеспособность некоторой идеи, ее полезность для достижения той или иной цели, которую ставит и к осуществлению которой стремится человек. Например, согласно некоторым исследователям, ведущая функция интеллекта состоит преимущественно в выборе средств по осуществлению наших планов и намерений.

Мы понимаем: одну и ту же задачу два человека могут решить по-разному. Даже если тот и другой находятся в экстремальных условиях и под влиянием трудных обстоятельств решаются на радикальный прорыв, все равно уровень их смелости, притязаний окажется не одним и тем же. Решающее слово за интеллектом человека, его привычкой действовать в непростых ситуациях, за способностью прогнозировать последствия совершаемых им самим и другими людьми поступков.

Адаптация понимается как деятельность, в результате которой человек, приспосабливаясь, изменяет себя и условия окружающей среды. Адаптируясь к нестабильным факторам и хаотическим воздействиям социальной среды, человек вынужден актуализировать свой потенциал, сохраняя свою внутреннюю динамику и автономность за счет приобретения новых качеств и реализации традиционных. По мнению Б.В.Мартынова, в этом заключена «антиномичность природы самореализации» [1]. В результате адаптирующей деятельности человек формирует и развивает свою личность, создавая различные стратегии жизнедеятельности. Таким образом, адаптация -это не только фактор социализации, но и процесс формирования человеком индивидуальных стратегий самоактуализации в среде нестабильности. Эффективность адаптации зависит от взаимодействия этих стратегий. Ведущим мотивом самореализации человека становится потребность в самоутверждении, которая неразрывно связана с фундаментальными социальными потребностями человека и его ориентацией на цели-достижения.

Способность действовать по направлению к желаемым целям

- ключевая позиция в определении интеллекта. Коэффициент эффективного интеллекта постоянно развивается по мере того, как мы определяем и корректируем цели, которых решили достигнуть. То есть интеллект - это способность распознавать взаимосвязи между

фактами и использовать их, чтобы направлять свои действия на достижение поставленных целей [1].

Желая подчеркнуть особую важность, как бы естественный характер процесса адаптации личности к социальной системе, К.А.-Шварцман сравнивает ее с установлением господства человека над природой, физической средой с помощью интеллекта. Процесс адаптации достигается путем усвоения личностью определенных нормативных структур, символов культуры, чему способствует приобщение ее к современным знаниям. Сторонники гуманистических концепций понимают адаптацию как самоутверждение личности, как выражение подлинности ее бытия. Правда, приверженцы данной концепции социализации связывают самоутверждение личности с условиями не социальной среды, а индивидуальной жизни, с поисками им внутри своего «Я» факторов постоянного развития. Поэтому и адаптация несколько меняет свой смысл. Означая стремление индивида найти в своем внутреннем мире те черты, которые помогают приспособиться к другим людям, установить с ними позитивные отношения. Налицо типичная «индивидуалистическая» установка, когда не социальная среда, а сама личность определяет возможность своего совершенствования, не нуждаясь для этого в каких-либо социальных преобразованиях [6, с.52].

Интеллект позволяет человеку строить разные варианты «картины мира». Критерии уровня интеллектуального развития личности связаны с тем, как человек воспринимает, понимает и объясняет действительность - от этого зависят и особенности интеллектуального овладения ситуацией, и соответственно, особенности поведения в этой ситуации. Но это не значит, что интеллект - это исключительно механизм адаптации к своему окружению. Напротив, «умные» люди, как правило, ведут себя неадаптивно, так как они в силу специфики организации своего ментального опыта видят происходящее по-другому, и их поведение фактически соответствует глубинным, неситуативным закономерностям, вступая при этом в противоречия с актуальными ситуативными требованиями.

Итак, интеллект - это способность оценивать воспринимаемые факты таким образом, чтобы направлять свои действия к намеченной цели. Большинство людей принимают только первую часть этого определения: обычно считается, что интеллект - это знание чего-то. Но это справедливо только отчасти. Одного лишь знания недостаточно для того, чтобы сформировать эффективный интел-

лект. Мы должны уметь что-то делать с нашими знаниями. Мы уже замечали, что «блестящий» интеллектуал, который прочел горы книг, не может разобраться в том, что происходит в окружающем мире. Этот человек собрал массу информации, но не приложил никаких усилий к тому, чтобы применить свои знания с наибольшим эффектом. Существуют приемы, которые улучшают нашу способность сконцентрировать внимание для направления наших действий к желаемой цели. Ведь цели - это будущее, иначе нам не нужно было бы работать на их достижение [6].

При анализе межкультурных различий В.В Кочетков обращает внимание на то, что открытые демократические общества с интенсивным типом культуры характеризует постоянное перемещение интеллектуалов в элиту и отсев лиц с низким интеллектом в маргинальные слои общества [7]. На его взгляд, социальная мобильность имеет серьёзное значение для стабилизации общества, поскольку открытый доступ к позициям элиты увеличивает возможности способных и амбициозных людей для мобильности с низких социальных уровней на более высокие. С другой стороны, наши соотечественники с высоким уровнем интеллекта, не имеющие возможности повысить свой социально-экономический статус в России, в поисках самоактуализации будут стремиться реализовать свой интеллектуальный потенциал. Они могут уезжать в другие страны, где они востребованы, и, возможно, в этом заключается одна из причин отъезда за рубеж «высокоинтеллектуальных» соотечественников (так называемая "утечка мозгов"). Они могут стремиться также повысить свой социально-экономический статус путем противоправной деятельности в обход существующих законов. Наконец, они могут накапливаться в маргинальных слоях российского общества, что может служить одной из причин социально-политической нестабильности.

Особую значимость обрела проблема интеллекта, интеллектуального производства и интеллектуальной собственности. История свидетельствует, что решающим фактором развития любого общества во все времена был и остается интеллектуальный потенциал населения и интеллектуальные ресурсы государства. Вот почему так остро и по-новому звучат ныне проблемы организации и качества образования, финансирования и развития фундаментальных наук, а

«утечка мозгов» стала для России вопросом национальной безопасности.

Высокий уровень интеллектуально-творческого развития не только служит естественным гарантом эффективности функционирования механизмов экономического и социального прогресса, но и таит в себе весьма специфическую опасность. Высокий интеллектуально-творческий потенциал - гарантия подлинной личной свободы. Человек с высокоразвитым интеллектуально-творческим потенциалом менее подвержен манипулированию извне, мало пригоден для роли послушного исполнителя. Появление новых тенденций в развитии общества вывело проблему развития интеллектуальных способностей личности в число ведущих. Этим и объясняется высокий интерес к ней со стороны исследователей и практиков.

Выводы. Можно утверждать, что в настоящее время как никогда актуализирована, но не реализована потребность формирования социальной установки на индивидуальные стратегии самосозидания человека, его субъективности как «внутренней» культуры и «внешнего» имиджа. Человек, осознавший необходимость формирования и реализации своей индивидуальности, менее зависим, более самостоятелен и актуализирован.

Закономерностью общества является неуклонное возрастание творческой роли интеллекта, усиление когнитивной вооруженности инновационной деятельности. Если мы сможем овладеть силой интеллекта, то станем не только «умнее» - мы станем трудоспособнее и счастливее. Разница между людьми не в генах, а в самих людях -это та степень, с которой человек эффективно использует способности своего личностного потенциала, чтобы выполнить свое жизненное предназначение. Ведь средствами интеллекта обеспечивается познание и самопознание, развитие и самоконтроль, терпимость, доверие и самокритичность личности.

Человек формирует свою субъективность не только потому, что является ее носителем, но и потому, что без его интеллектуальных усилий реализация индивидуальной стратегии деятельности невозможна. Для самоактуализации и самореализации человеку необходимо уметь концентрироваться на проблеме, адекватно реагировать на социокультурную среду окружения, самостоятельно принимать решения, уметь эффективно использовать имеющийся интел-

лектуальный и творческий потенциал для преодоления цивилизационных и технологических вызовов современного глобализирующегося общества.

Философия с глубокой древности была обращена к идее самосовершенствования человека. Поэтому философской антропологией накоплен обширный материал по проблеме самоактуализации человека. Пришло время предоставить человеку возможность свободного выбора индивидуальных стратегий самореализации, самовоспитания, деятельностного самосозидания как способов культурной идентификации.

Библиографический список

1. Мартынов Б.В. Самоактуализация человека: обновляющееся понимание в изменяющихся условиях. / Б.В.Марты-нов. Автореф... канд. филос.наук. - Ростов н/Д, 2003. - 25 с.

2. Подопригора С.Я. Интеллект и креативность: сущность, признаки, дефиниции. / С.Я. Подопригора, М.П.Челом-бицкая // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Междунар. сб. науч. тр. XXXV выпуск. - Воронеж, 2006. -С. 316-337.

3. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу / Пер. с англ. А.М. Татлыдаевой. - СПб.: Евразия, 1999. - 479 с.

4. Шварцман К.А. Философия и воспитание. Критический анализ немарксистских концепций. / К.А. Шварцман. - М. Изд-во политической литературы, 1989.- 208с.

5. Политис М. Как повысить свой интеллект /М.Политис, Р.Пеллегрино / Пер. с англ. Н.Ю. Чехонадской. - М.: АСТ Астрель, 2004. - 283с.

6. Goldstein K. and Scheerer A. Abstract and Concrete Behavior: an Experimental Study. - "Psychological Monographs"-N.Y., 1991, vol.53.

7. Кочетков В.В. Социальный статус и уровень интеллекта // Человеческие ресурсы. - 2000. - №1. - С. 16.

Материал поступил в редакцию 16.04.08.

M. P. CHELOMBITSKAYA, A.S. PODOPRIGORA

HUMAN INTELLECT AS ADAPTATION ABILITY OF MEANS FOR THE PURPOSE AND SELF-ACTUALIZATION

The article is devoted to the philosophical aspects of the self-actualization problem as conceptions of human development that are founded on the idea of self-creation which assumes the most effective application of intellectual resources of personal potential of an individual.

ЧЕЛОМБИЦКАЯ Марина Петровна, старший преподаватель в филиале ДГТУ в г. Ессентуки, соискатель ДГТУ.

Научные интересы: социальная философия, философская антропология.

Имеет 4 публикации.

ПОДОПРИГОРА Александр Станиславович, аспирант кафедры «Философия» ДГТУ.

Научные интересы: социальная философия, философская антропология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.