Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дорога знаний
Ключевые слова
ценностные ориентации / юноши / девушки / эмоциональная устойчивость / value orientations / boys / girls / emotional stability / efficiency of activity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сухоносова Екатерина Романовна

В работе проведен анализ особенностей проявлений эмоциональной устойчивости и ценностных ориентаций юношей и девушек с ограниченными возможностями здоровья на примере студентов ФГБОИ ВО «МГГЭУ». В результате проведенного исследования установлено, что респонденты общительные и открыты для других людей, они склонны обдумывать свои действия заранее, ориентированы на демонстрацию себя в лучшем свете. Значимо девушки более эмоциональны, беспокойны и импульсивны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сухоносова Екатерина Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MANIFESTATION OF EMOTIONAL STABILITY AND VALUE ORIENTATIONS OF UNIVERSITY STUDENTS DEPENDING ON GENDER

The paper analyzes the features of the manifestations of emotional stability and value orientations of boys and girls with disabilities on the example of students of "MGGEU". As a result of the conducted research, it was found that the respondents are sociable and open to other people, they tend to think about their actions in advance, are focused on showing themselves in the best light. Significantly, girls are more emotional, restless and impulsive.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА»

УДК 159.96 ББК 74

Сухоносова Е.Р.

Научный руководитель: к.б.н., доцент Котовская С.В.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА

FEATURES OF THE MANIFESTATION OF EMOTIONAL STABILITY AND VALUE ORIENTATIONS OF UNIVERSITY STUDENTS DEPENDING ON GENDER

СУХОНОСОВА Екатерина Романовна — студент 4 курса факультета психологии и педагогики, ФГБОУИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия.

Научный руководитель:

КОТОВСКАЯ Светлана Владимировна — кандидат биологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия.

SUKHONOSOVA Ekaterina Romanovna — 4thyear student at the Psychology and Pedagogy Faculty, Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia.

Scientific supervisor:

KOTOVSKAYA Svetlana Vladimirovna — Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia.

Аннотация. В работе проведен анализ особенностей проявлений эмоциональной устойчивости и ценностных ориентаций юношей и девушек с ограниченными возможностями здоровья на примере студентов ФГБОИ ВО «МГГЭУ». В результате проведенного исследования установлено, что респонденты общительные и открыты для других людей, они склонны обдумывать свои действия заранее, ориентированы на демонстрацию себя в лучшем свете. Значимо девушки более эмоциональны, беспокойны и импульсивны.

Ключевые слова: ценностные ориентации, юноши, девушки, эмоциональная устойчивость.

Abstract. The paper analyzes the features of the manifestations of emotional stability and value orientations of boys and girls with disabilities on the example of students of "MGGEU". As a result of the conducted research, it was found that the respondents are sociable and open to other people, they tend to think about their actions in advance, are focused on showing themselves in the best light. Significantly, girls are more emotional, restless and impulsive.

Keywords: value orientations, boys, girls, emotional stability, efficiency of activity.

В современном мире актуальным стало изучение ценностных ориен-таций юношей и девушек. Изучение психологии юношей и девушек, их отличий друг от друга, различий их ценностных ориентаций, имеет непосредственное отношение не только к человеку как таковому, но также ко всему обществу в целом. В современных социально-экономических условиях многие внутренние и социальные факторы имеют формирующее влияние на личность. С одной стороны, система ценностей — основа для дальнейшего личностного и социального развития личности; с другой стороны, это индикатор уровня и качества его развития, характеризующие мировоззрение личности, систему представлений о себе и обществе. Проблема становления личности является главной в психологии. Процесс, благодаря которому индивид приобретает знания, умения, ценности, социальные навыки и социальную чувствительность, которые помогают ему вести себя в обществе адаптивно, определяется как социализация. Однако для того, чтобы интегрироваться в такое относительно сложное общество, как нынешнее, каждому индивиду обязательно нужна эмоциональная устойчивость.

Ценностные ориентации — это выражение основных жизненных принципов человека, мировоззрения и нравственной направленности его интересов, поступков, намерений, способов построения межличностных отношений. Особое значение в развитии ценностных и межличностных ориентаций имеют переходные периоды онтогенеза. Именно в эти периоды происходит наиболее интенсивное изменение ценностей, появляются новые тенденции в их развитии, происходят качественное изменение и перестройка на этой основе ценностей, характерных для предыдущей эпохи [3].

С точки зрения Л.И. Анцыферовой, направленность личности на определенные ценности — ценностные ориентации — формирует общество [1]. Необходимо подчеркнуть, что социально-психологический подход к определению ценностей заключается не в рассмотрении ценностной

системы общества как внешней, по отношению к человеку, совокупности норм и правил, а в анализе социально обусловленного характера принятия ценностей личностью.

По мнению Г.М. Андреевой, природу межличностных отношений можно правильно интерпретировать, если рассматривать их как связи, возникающие внутри социальных отношений, а не вне их. Межличностные отношения всегда являются отношениями "субъект-субъект", характеризующимися такими чертами, как взаимность и изменчивость (которая определяется активностью обеих сторон) [2].

Д.А. Леонтьев объясняет процесс перехода следующим образом: человек усваивает социальные идеалы, они начинают побуждать его к деятельности, находя в этом процессе предметное воплощение. Далее, воплощенные ценности, в свою очередь, представляют собой основу для формулирования социальных идеалов и так далее по бесконечной спирали [6, с. 374]. Д.А. Леонтьев называет категорию ценностных идей ценностными идеалами. По его мнению, человек способен быть активным субъектом, оценивающим собственные ценности и пересматривающим их при необходимости [6].

В изучение эмоциональной устойчивости внес большой вклад Л.М. Аболин [1]. Под эмоциональной устойчивостью подразумевается «свойство, которое характеризует людей во время интенсивной деятельности, а их эмоциональные процессы гармонично взаимодействуют друг с другом, помогая успешно достигать своих целей».

Зарубежные авторы, такие как Г. Селье, Г. Лазарус, М. Борневассер, Р. Бернс [5] вместо термина «эмоциональная устойчивость», использовали термин «стрессоустойчивость» и рассматривали стрессоустойчивость через показатели выносливости и сопротивляемости [7, с. 70].

Для реализации цели работы проведено исследование в сентябре-ноябре 2021 года на базе ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономической университет» г. Москва. В исследовании приняли участие 60 студентов-бакалавров с инвалидностью с 1 по 4 курс (30 юношей и 30 девушек) разных направлений подготовки.

Для проведения исследования были использованы методики: Методика «Шкала эмоциональной стабильности - нестабильности (нейротизма)» Г. Айзенка и «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций» С.С. Бубновой. Для статистического анализа использовался пакет SPSS, наличие особенностей устанавливалось по U-критерию Манна-Уитни. Статистические значимыми различия признавались при p<0,05.

В результате проведенного исследования было установлено, что как юноши, так и девушки общительные и открыты для других людей, они склонны обдумывать свои действия заранее.

Таблица 1 — Особенности темперамента девушек и юношей, Md ^1; Q3)

Шкалы Девушки Юноши

Экстраверсия-Интроверсия 12,00 (9,75; 14,00) 12,00 (9,75; 13,00)

Нейротизм 11,00 (10,00; 13,00) 9,00 (6,75; 13,00)

Ложь 5,00 (4,00; 5,00) 6,00 (4,45; 7,00)

Источник: составлено автором.

Шкала «Нейротизм» значительно проявляется у группы девушек, чем у группы юношей. Девушки более эмоциональны, импульсивны вследствие чего, в стрессовых ситуациях не могу полностью контролировать свои эмоции. Юноши менее подвержены таким проявлениям психической нестабильности, как тревожность, импульсивность и эмоциональные переживания, следовательно, в стрессовой ситуации они зрело смотрят на происходящее. Шкала «Ложь» говорит о том, что обе группы респондентов ориентированы на демонстрацию себя в лучшем свете.

Рассматривая особенности ценностных ориентаций по методике С.С. Бубновой было установлено, что наиболее выражен средний показатель у респондентов исследуемых групп по шкалам «Отдых», «Милосердие к другим людям» и «Признание». Студентам важно одобрение и похвала. Они нуждаются в отдыхе, восстановлении сил и ориентированы на оказание помощи окружающим. Девушки менее активны в социальной сфере, для них менее важно общение и материальное благополучие, а важнее поиск прекрасного в окружающем мире и проявление эмоциональных привязанностей.

Таблица 2 — Особенности ценностных ориентаций девушек и юношей, Md ^1; Q3)

Шкалы Девушки Юноши

Отдых 4,00 (3,75; 5,00) 4,00 (3,00; 5,00)

Материальное благосостояние 2,50 (1,75; 4,00) 3,00 (2,00; 4,00)

12

10

12 12

I

6

II

Экстроверсия-тштр С Б грсля

Нейротнзу ■ Девушхи ■ Юнгпш

ЛОЖЬ

Рисунок 1 — Особенности темперамента юношей и девушек Источник: составлено автором.

Продолжение Табл. 2

Поиск прекрасного 4,00 (2,75; 5,00) 3,00 (1,75; 4,00)

Милосердие к другим людям 4,00 (3,00; 5,00) 4,00 (4,00; 5,00)

Любовь 3,50 (2,00; 4,00) 3,00 (2,00; 5,00)

Познание нового в мире 3,00 (2,00; 5,00) 3,00 (2,00; 4,25)

Высокий социальный статус 3,00 (1,75; 4,00) 3,00 (2,00; 4,00)

Признание 4,00 (3,00; 5,00) 4,00 (3,00; 5,00)

Социальная активность 2,00 (1,00; 4,00) 3,00 (2,00; 4,00)

Общение 2,50 (2,00; 3,00) 3,00 (2,00; 3,00)

Здоровье 3,00 (3,00; 4,00) 3,00 (2,00; 4,00)

Источник: составлено автором.

Респонденты не задумываются о состоянии здоровья, что является возрастной особенностью; не акцентированы на познании нового, которое можно объяснить большим количеством новой информации в процессе обучения в вузе; и не нацелены на достижении высокого социального статуса. Данную особенность можно интерпретировать как ориентацию на становление личного статуса, развитие личностных качеств и формирование умения выстраивать прочные и продуктивные межличностные связи.

V 4 4 4 4 4 4 4

■ Девушхи «Юноши

Рисунок 2 — Особенности ценностных ориентаций юношей и девушек

Источник: составлено автором.

В результате проведенного исследования, было установлено, что респонденты общительные и открыты для других людей, они склонны обдумывать свои действия заранее, ориентированы на демонстрацию себя в лучшем свете. Значимо девушки более эмоциональны, беспокойны и импульсивны.

Ценностные ориентации юношей и девушек имеют свои особенности: девушки менее активны в социальной сфере, для них менее важно общение и материальное благополучие, а важнее поиск прекрасного в окружающем мире и проявление эмоциональных привязанностей.

Список литературы:

1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека: монография / Л.М. Аболин. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1987. - 264 с.

2. Берн Ш. Гендерная психология. Секреты психологии мужчины и женщины. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2020. - 320 с.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. - М.: Издательство Московского университета, 2017. - 200 с.

4. Клецина И.С. Гендерные отношения. / И.С. Клецина. // Дисс. докт. Психол. наук. - СПб: СПбГУ, 2018. - 48 с.

5. Лекторский В.А., Садовский В.Н. Основные идеи «генетической эпистемологии» Жана Пиаже // Вопросы психологии. 1994. № 4. С. 167-178.

6. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2019. - 227 с.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - М.: Феникс, 2017. - 213 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.