Психологические науки
УДК 159.9:796.011
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЛИЧНОСТИ ДЕВУШЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ
Татьяна Викторовна Артамонова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана; Татьяна Анатольевна
Шевченко, старший преподаватель, Волгоградский институт управления филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте
Российской Федерации; Гульмира Халелбековна Щукина, преподаватель, Мытищинский филиал Московского государственного технического университета им.
Н. Э. Баумана
Аннотация
В статье рассматриваются особенности проявления личностных характеристик девушек под влиянием занятий спортом. Проведен сравнительный анализ показателей факторов личностной сферы (тест-опросник Р. Кеттелла) студенток 18-20 лет Волгоградской государственной академии физической культуры (группа спортсменок), Волгоградского государственного социально-гуманитарного университета и Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (группа не спортсменок). В рамках исследования обнаружено, что в спорте девушки приобретают уверенность в себе, способность к контролю своих эмоций, становятся более критичными в общении с окружающими, в меньшей мере проявляют творческий потенциал.
Ключевые слова: личностные факторы, спорт, девушки
COMPARATIVE ANALYSIS OF INDICATORS OF PERSONALITY OF GIRLS GOING AND NOT GOING IN FOR SPORTS
Tatyana Viktorovna Artamonova, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Bauman Moscow State Technical University; Tatyana Anatolyevna Shevchenko, the senior teacher, Volgograd Institute of Management branch of Russian Academy of National Economy and State Services under the President of the Russian Federation; Gulmira Halelbekovna Shchukina, the teacher, Mytischi branch of Bauman Moscow State Technical University
Annotation
The article discusses the features of the manifestation of the personal characteristics of the girls under the influence of sports. A comparative analysis of the indicators of factors of the personal sphere (a test questionnaire by R. Kettell) of the students aged 18-20 years of the Volgograd State Academy of Physical Culture (a group of athletes), the Volgograd State Social and Humanitarian University and Bauman Moscow State Technical University (a group of non-female athletes) has been done. As part of the study, it was found that in sports, the girls acquire self-confidence, the ability to control their emotions, become more critical in communicating with others, and to less extent they show creativity.
Keywords: personality, sport, girls.
ВВЕДЕНИЕ
В свете нынешних спортивных событий в мире, изучение влияния спортивной деятельности на личность женщин вызывает немалый интерес среди специалистов практически всех гуманитарных направлений: педагогики, психологии, социологии, философии и т.п. Связано это с тем, что спорт, как вид человеческой деятельности, с каждым годом всё более глубоко проникает практически во все сферы жизни людей. Помимо изучения «спортивного пути» отдельных выдающихся спортсменок, возник интерес к изучению личности женщины в спорте [3, 5].
Прежде всего, исследования коснулись анализа личностных особенностей спортсменок в сравнении со спортсменами; характеристик личности, сопутствующих
достижению успеха в спорте; изменения психики под влиянием занятий спортом [1, 4, 5, 6].
Обобщающим результатом исследований данного направления явилось понимание того, что, во-первых, спортивная деятельность серьезно влияет на формирование личности и, во-вторых, это влияние на лиц мужского и женского пола неодинаково [1, 5, 6].
В этой связи, с целью выявить наиболее устойчивые и изменчивые к воздействию спортивной деятельности факторы личности, был проведен сравнительный анализ показателей личности девушек, занимающихся и не занимающихся спортом.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие студентки Волгоградской государственной академии физической культуры (группа спортсменок, 68 человек), Волгоградского государственного социально-гуманитарного университета (группа не спортсменок, 42 человека) и Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (группа не спортсменок, 22 человека).
В каждой отдельной группе с помощью теста Р. Кеттелла (16РБ) определялись 16 независимых и в психологическом отношении индивидуальных свойств личности испытуемых. Максимальное значение каждого фактора равно 12 баллам. Выделенные факторы распределены Р. Кеттеллом по трем сферам: интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Исследование показателей интеллектуальной сферы
По всем факторам интеллектуальной сферы (В, М, Q1) не спортсменки имеют более или менее выраженное преимущество в сравнении со спортсменками (рисунок 1). Так, уровень сообразительности, быстроты обучаемости (В) у девушек, не занимающихся спортом выше, чем у спортсменок (спортсменки - 5,97; не спортсменки - 7,35).
Не занимающиеся спортом девушки в большей мере, чем спортсменки склонны к экспериментированию ^1) (спортсменки - 6,20; не спортсменки - 7,38).
Уровень проявления воображения и творческого потенциала (М) мало отличается у спортсменок и не спортсменок (спортсменки - 6,00; не спортсменки - 6,17).
1,00 2,00 3,00 4,00 5,00 6,00 7,00 8,00
неспортсменки □ спортсменки
Условные обозначения: В-интеллект; М-практичность/развитое воображение; Р1 -консерватизм/радикализм
Рисунок 1 - Показатели факторов интеллектуальной сферы девушек, занимающихся и не занимающихся
спортом
Исследование показателей эмоционально-волевой сферы Проявление личностных особенностей, связанных с эмоционально-волевой сферой, обнаруживает существенные отличия практически по всем показателям данной сферы личности (рисунок 2).
Наиболее значимым для спортсменок здесь является показатель «подверженность чувствам - высокая нормативность поведения» (О). Девушки, занимающиеся спортом, в большей мере стремятся к осознанному соблюдению норм и правил поведения (0=8,20), они более работоспособны, выдержанны, эмоционально зрелы (С=7,22), более мужественны, самоуверенны, практичны (1= 6,73), стремятся к самоконтролю и точности выполнения социальных требований (23=7,12), проявляют тенденцию к спокойствию и невозмутимости (24=5,55), некоторой тревожности (О=6,69).
Показатель эмоциональной зрелости не спортсменок несколько выше среднего (С=6,83). Они более, чем спортсменки, подвержены чувствам (0=7,66), более мягки, устойчивы, зависимы, женственны (1=7,76), имеют тенденцию к повышенной тревожности и впечатлительности (О=7,52), к недисциплинированности, необеспокоенности выполнением социальных требований (23=5,56), спокойствию и невозмутимости 24=5,97).
д4 дз
5,97
5,55 5,76
7,12
6,29
Ц 7,52
7,76
6,73 6,83
7,22
7,66
8,20
1,00 2,00 3,00 4,00 5,00 6,00 7,00 8,00 9,00
О
I
с
а
неспортсменки □ спортсменки
Условные обозначения: в-подверженность чувствам/высокая нормативность поведения;
С-эмоциональная неустойчивость/устойчивость; 1-жесткость/чувствительность;
О-уверенность в себе/тревожность; д3- низкий/высокий самоконтроль;
Р4-расслабленность/напряженность.
Рисунок 2 - Показатели факторов эмоционально-волевой сферы девушек, занимающихся и не занимающихся
спортом.
Исследование показателей коммуникативной сферы
Среди исследуемых факторов личностной сферы девушек особенно высоки оказались значения показателей «общительность-замкнутость» (А) и «робость-смелость» (Н) (соответственно: спортсменки - 8,22; не спортсменки - 8,86 и спортсменки - 8,51; не спортсменки - 8,21) (рисунок 3). Это означает, что девушки довольно общительны, активны, смелы и склонны к риску.
Кроме того, спортсменки проявляют более выраженную тенденцию к независимости и самоуверенности (Е), чем не спортсменки (спортсменки - 6,21; не спортсменки - 5,38). Последние склонны уступать дорогу, тактичны, тревожатся об ошибках.
У спортсменок выявлено стремление к благоразумию, рассудительности, осторожности (К). Не занимающиеся спортом девушки более импульсивны, жизнерадостны, более динамичны в общении (спортсменки - 5,54; не спортсменки - 6,07). Они обнаруживают тенденцию к проявлению ревности, высокому самомнению (¿=6,67),
спортсменки же, напротив, склонны к откровенности, доверчивости, благожелательности (1=4,54).
1,00 2,00 3,00 4,00 5,00 6,00 7,00 8,00 9,00 10,00
неспортсменки □ спортсменки
Условные обозначения: А-замкнутость/общительность; Н-робость/смелость;
Е-подчиненно сть/доминантно сть; Б-сдержанно сть/экспрессивно сть;
Ь-доверчиво сть/подозрительно сть; К-прямолинейно сть/дипломатично сть;
Р2-конформизм /нонконформизм.
Рисунок 3 - Показатели факторов коммуникативной сферы девушек, занимающихся и не занимающихся
спортом
По проявлению прямолинейности, естественности (К) спортсменки и не спортсменки мало отличаются (спортсменки - 5,58; не спортсменки - 5,55).
В целом спортсменки обнаруживают более выраженную зависимость от группы, они часто ориентируются на социальное одобрение (Р2) (спортсменки - 4,65; не спортсменки - 5,00).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, выявлено, что наиболее выраженными являются отличительные особенности спортсменок и не спортсменок по показателям доверчивости-подозрительности (Ь), ригидности мышления (В), уровню самоконтроля (Р3) и уверенности в себе. По показателям практичности (М) и дипломатичности (К) девушки мало отличаются.
На основании полученных данных можно утверждать, что спортивная деятельность оказывает на отдельные стороны личностной сферы девушек значительное влияние. Так, оказалось, что в спорте девушки приобретают уверенность в себе, способность к контролю своих эмоций, становятся более критичными в общении с окружающими, в меньшей мере проявляют творческий потенциал.
ЛИТЕРАТУРА
1. Апросимов, В. А. Сравнительный анализ личностных особенностей спортсменов высокого класса / В.А. Апросимов, В.В. Находкин, В.Е. Прокопьев // Общество: социология, психология,
педагогика. - 2018. - № 2. - С. 77-82.
2. Артамонова, Т. В. Сравнительный анализ показателей личности юношей, занимающихся и не занимающихся спортом / Т.В. Артамонова, Т.А. Шевченко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 403-406.
3. Изменение психоэмоционального состояния студенток в процессе занятий спортом / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Н.Г. Пучкова, Ю.Б. Кашенков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 321-325.
4. Гилев, Г.А. Психологическая подготовка спортсмена / Г.А. Гилев, В.Н. Гладков, В.В. Владыкина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 291-294.
5. Мережников, А.П. Особенности направленности личности, смысложизненных ориента-ций и их взаимосвязей у юношей и девушек первого года обучения в вузе / А.П. Мережников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 12 (154). - С. 341-344.
6. Толстая, Е.Н. Влияние спорта на формирование личности / Е. Н. Толстая // Молодой ученый. - 2018. - № 43. - С. 294-296.
REFERENCES
1. Aprosimov, V.A., Nakhodkin, V.V. and Prokopyev, V.E. (2018) "Comparative analysis of personal characteristics of high-class athletes", Society: sociology, psychology, pedagogy, No. 2, pp. 77-82.
2. Artamonova, T.V. and Shevchenko Т.А. (2018), "Comparative analysis of indicators of personality young people entry and not a sports master", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 165, No. 11, pp. 403-406.
3. Boldov,A. S., Gusev, A.V., Karpov, V.Yu., Puchkova, N.G. and Kashenkov, Yu.B. (2018), "The Change of emotional state of students in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 321-325.
4. Gilev, G.A., Gladkov, V.N. and Vladykina, V.V. (2018), "Psychological preparation of the athlete", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 155, No. 1, pp. 291-294.
5. Merezhnikov, A. P. (2017), "Features of the orientation of personality, meaning of life orientations and their interrelations in boys and girls of the first year of study at the University", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 154, No. 12, pp. 341-344.
6. Tolstaya, E. N. (2018), "Influence of sport on personality formation", Young scientist, No. 43, pp. 294-246.
Контактная информация: artamonova-70@bk.ru
Статья поступила в редакцию 28.10.2019
УДК 159.91
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Наталья Анатольевна Белоусова, доктор биологических наук, доцент,
Елена Владимировна Осолодкова, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия Валерьевна Корчемкина, старший преподаватель, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск
Аннотация
В статье представлена оценка интегральных характеристик центральной нервной системы учителей различных возрастных групп. Анализируя латентные периоды простой зрительно-моторной реакции на используя методику вариационной хронорефлексометрии оценили функциональное состояния центральной нервной системы и уровень работоспособности индивида. В результате исследования выявили снижение всех функциональных показателей у учителей второй возрастной группы, что можно интерпретировать как состояние утомления. Анализ работы кинестетической и зрительной сенсорные систем индивида, способствующих реализации сложных моторно-опознавательных действий, позволит успешно проектировать собственную траекторию развития педагога.
Ключевые слова: индивидуальная траектория, работоспособность, психологическое