Психологические науки
УДК 796.1:159.9
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЛИЧНОСТИ ЮНОШЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ
Татьяна Викторовна Артамонова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана),
Москва; Татьяна Анатольевна Шевченко, старший преподаватель, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации Волгоградский институт управления (ВИУ филиал РАНХиГС), Волгоград
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования личности юношей под влиянием занятий спортом. Для диагностики уровня сформированности показателей факторов личностной сферы использовался тест-опросник Р. Кеттелла. Проведен сравнительный анализ показателей интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности респондентов. В результате исследования получены данные о том, что юноши-спортсмены более работоспособны, мужественны, самоуверенны, общительны, чем не спортсмены. Вторые расчетливы, уступчивы, тревожатся об ошибках, менее дисциплинированны в сравнении со спортсменами. Наиболее изменчивыми под влиянием занятий спортом являются факторы доминантности, нормативности поведения, доверчивости, самоконтроля.
Ключевые слова: личность, спорт, юноши.
COMPARATIVE ANALYSIS OF INDICATORS OF PERSONALITY OF YOUNG PEOPLE INVOLVED AND NOT ENVOLVED IN SPORTS MASTER
Tatyana Viktorovna Artamonova, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Moscow State Technical University. N.E. Bauman, Moscow; Tatyana Anatolyevna Shevchenko, the senior teacher, Russian Academy of National Economy and State Services under the President of the Russian Federation Volgograd Institute of Management, Volgograd
Annotation
The article deals with the formation of the personality of young men under the influence of sports. To diagnose the level of development of indicators of factors in the personal sphere, a R. Kettell test questionnaire was used. A comparative analysis of indicators of intellectual, emotional-volitional and communicative spheres of the respondents' personality has been conducted. As a result of the study, data were obtained that young athletes are more efficient, courageous, self-confident, and sociable than non-athletes. The latter are prudent, compliant, worried about mistakes, less disciplined in comparison with athletes. The most volatile under the influence of sports are the factors of dominance, normative behavior, gullibility, self-control.
Keywords: personality, sport, young men.
ВВЕДЕНИЕ
Современные представления о становлении личности базируются на принципах, сформулированных Рубинштейном С.Л. (1973) и Леонтьевым А.Н. (1975) - основоположниками теории формирования, проявления и развития личности именно в деятельности.
В ряде исследований подтверждается, что одним из мощных факторов деятельност-ного изменения личности является спорт [1, 2]. При этом отмечается двойственность влияния занятий спортом - с одной стороны, он активно способствует формированию личности, с другой - успешная спортивная деятельность может быть обусловлена сочетанием комплекса определенных личностных атрибутов. Социализация личности проходит по пути формирования профессионально важных качеств, требуемых в конкретном виде спорта [1, 5]. При этом, в спорте предоставляется возможность реализовать свои природные потребности в самоутверждении, лидерстве, борьбе, что особенно важно юноше для
сохранения статуса мужчины [3, 4].
Не смотря на вышеперечисленные аргументы относительно сложившегося мнения специалистов в ходе изучения вопроса влияния спортивной деятельности на личность, отдельные аспекты данной проблемы все еще остаются либо спорными, либо находятся на стадии гипотетических предположений. Так, например, есть данные по исследованию влияния занятий отдельными видами спорта на личность или отдельные ее компоненты [3].
В представленном исследовании в качестве респондентов в одну общую группу собраны юноши, специализирующиеся в различных видах спорта, а тестирование личностных параметров проведено по достаточно информативной, но не часто используемой исследователями в силу своей трудоемкости, методике.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие юноши-студенты академии физической культуры (группа спортсменов) и социально-гуманитарного университета (группа не спортсменов) г. Волгограда. В каждой отдельной группе с помощью теста Кеттелла (16РБ) определялись 16 независимых и в психологическом отношении индивидуальных свойств личности испытуемых. Максимальное значение каждого фактора равно 12 баллам. Выделенные факторы Кеттелла распределены по трем сферам: интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной. Так же определяется адекватность самооценки, немаловажная для характеристики респондентов в настоящем исследовании.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ результатов показателя «адекватность самооценки» (МБ) выявил, что для юношей-спортсменов характерна тенденция чаще себя переоценивать, не превышая значительно средний уровень данного показателя (спортсмены - 6,69; не спортсмены - 5,00) (рисунок 1). д2
N Ь Б Е Н А д4 дз
0
1
с о
М
в
МБ
0,00 1,00 2,00 3,00 4,00 5,00 6,00 7,00 8,00 9,00
□ не спортсмены □ спортсмены
Условные обозначения: МБ - адекватность самооценки; В - интеллект; М - практичность/развитое воображение;
- консерватизм/радикализм; О - подверженность чувствам/высокая нормативность поведения; С - эмоциональная неустойчивость/устойчивость; I - жесткость/чувствительность; О - уверенность в себе/тревожность; д3 - низкий/высокий самоконтроль; - расслабленность/напряженность; А - замкнутость/общительность; Н -робость/смелость; Е - подчиненность/доминантность; Б - сдержанность/экспрессивность; Ь - доверчивость/подозрительность; N - прямолинейность/дипломатичность; д2 - конформизм/нонконформизм.
Рисунок 1 - Показатели факторов личностной сферы юношей, занимающихся и не занимающихся спортом.
Относительно результатов факторов интеллектуальной сферы обнаружено следующее. Уровень сообразительности, быстроты обучаемости (В) у юношей, не занимающихся
спортом, ниже, чем у спортсменов (спортсмены - 5,70; не спортсмены - 4,95). При этом развитие воображения и творческого потенциала (М) выражено в большей степени у не занимающихся спортом в сравнении со спортсменами (спортсмены - 5,82; не спортсмены - 6,03).
Исходя из данных показателя «консерватизм/радикализм» выявлено, что не занимающиеся спортом личности настроены более критически и в большей мере склонны к экспериментированию, чем спортсмены (спортсмены - 6,20; не спортсмены - 7.40).
Анализ результатов факторов эмоционально-волевой сферы позволил обнаружить, что для спортсменов наиболее значимым является показатель «подверженность чувствам/высокая нормативность поведения» (в). Юноши-спортсмены стремятся к осознанному соблюдению норм и правил поведения (8,32). В группе не занимающихся спортом показатели данного фактора несколько ниже (7,57).
В спорте необходимо соблюдение дисциплины, поэтому спортсмены вынуждены целенаправленно контролировать свое поведение в значительно большей степени, чем это делают их сверстники, не занимающиеся спортом, в обыденных жизненных ситуациях.
Выявлено, что юноши-спортсмены в целом более работоспособны, выдержанны, эмоционально зрелы (С) чем их ровесники, не занимающиеся спортом (спортсмены - 7.75; не спортсмены - 7.47).
Исходя из результатов показателя «жесткость/чувствительность» (I), можно утверждать, что занимающиеся спортом юноши мужественны, самоуверенны, практичны (спортсмены - 5,72; не спортсмены - 7.76).
Оценка показателя «уверенность в себе/тревожность» (О) обнаружила в целом у не спортсменов в сравнении со спортсменами тенденцию к повышенной тревожности и впечатлительности (спортсмены - 6,01; не спортсмены - 6.63).
В группе спортсменов более развиты самоконтроль и точность выполнения социальных требований (р3) (7,29). У не занимающихся спортом респондентов уровень данного показателя ниже, что свидетельствует о тенденции к недисциплинированности, необеспокоенности выполнением социальных требований (6,07).
В целом спортсменам свойственно быть более расслабленными, спокойными, невозмутимыми (р4) в сравнении с не занимающимися спортом юношами (спортсмены - 4,72; не спортсмены - 5,13).
По факторам коммуникативной сферы выявлено, что спортсмены более общительны (А), чем не спортсмены (спортсмены - 8,13; не спортсмены - 7,93).
Уровень социальной смелости, активности, склонности к риску (Н) у спортсменов несколько выше в сравнении с не занимающимися спортом (спортсмены - 7,90; не спортсмены - 7,27).
Результаты показателя фактора «подчиненность/доминантность» (Е) позволяют констатировать, что занимающиеся спортом личности более властны, независимы, самоуверенны, чем не занимающиеся спортом юноши (спортсмены - 6,43; не спортсмены -5,33). Последние склонны уступать дорогу, тактичны, тревожатся об ошибках.
У спортсменов-юношей выявлена тенденция к рассудительности, осторожности, благоразумию (Б) (спортсмены - 5,39; не спортсмены - 5,97).
Как правило, спортсмены склонны к откровенности, доверчивости, благожелательности (Ь) (4,75). Не занимающиеся спортом юноши более ревнивы, завистливы, имеют большое самомнение (5,60).
Для спортсменов характерно иметь слабо выраженную тенденцию к прямолинейности, естественности (К) (5,77). По данному показателю они мало отличаются от не занимающихся спортом юношей (5,80).
В целом спортсмены зависимы от группы, ориентируются на социальное одобрение (Р2) (5,17). Не занимающиеся спортом юноши в большей мере предпочитают ориентироваться на собственные решения (5,67).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основе полученных данных выявлено, что спортсмены более аналогичны, работоспособны, мужественны, самоуверенны, хладнокровны, более благожелательны, склонны к завышению своей самооценки по сравнению с не занимающимися спортом, чаще нуждаются в социальном одобрении. В целом спортивная деятельность ведет к тому, что юноши в спорте становятся более общительными.
У не занимающихся спортом более развит самоконтроль, они склонны уступать дорогу, тактичны, тревожатся об ошибках, более ревнивы, подозрительны, более подвержены влиянию случая и обстоятельств, менее дисциплинированы, имеют более гибкие установки по отношению к социальным нормам в сравнении со спортсменами. В то же время, они осторожнее, расчетливей, менее нуждаются в одобрении и поддержке со стороны.
В ходе исследования выявлено, что наиболее изменчивыми под влиянием занятий спортом являются факторы доминантности, нормативности поведения, доверчивости, самоконтроля.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артамонова, Т.В. Сравнительный анализ проявлений личностной сферы у гендерно дифференцированных спортсменов и не спортсменов / Т.В. Артамонова // Грани познания. - 2014. - № 3 (30). - С. 98-102.
2. Изменение психоэмоционального состояния студенток в процессе занятий спортом / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Н.Г. Пучкова, Ю.Б. Кашенков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 321-325.
3. Гилев, Г.А. Психологическая подготовка спортсмена / Г.А. Гилев, В.Н. Гладков, В.В. Владыкина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 291-294.
4. Кузнецова, М.Н. Обзор теоретических аспектов деструктивного поведения личности / М.Н. Кузнецова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 340-343.
5. Мережников, А.П. Особенности направленности личности, смысложизненных ориента-ций и их взаимосвязей у юношей и девушек первого года обучения в вузе / А.П. Мережников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 12 (154). - С. 341-344.
REFERENCES
1. Artamonova, T.V. (2014) "Comparative analysis of the manifestations of the personal sphere in gender-differentiated athletes and non-athletes", Facets of knowledge, Vol. 30, No. 3, pp. 98-102.
2. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Karpov, V.Yu., Puchkova, N.G. and Kashenkov, Yu.B. (2018), "The Change of emotional state of students in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 321-325.
3. Gilev. G.A., Gladkov, V.N. and Vladykina, V.V., (2018), "Psychological preparation of the athlete", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 155, No. 1, pp. 291-294.
4. Kuznetsova, M.N. (2018), "Review of theoretical aspects of destructive behavior of personality", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp. 340-343.
5. Merezhnikov, A.P. (2017), "Features of the orientation of personality, meaning of life orientations and their interrelations in boys and girls of the first year of study at the University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 154, No. 12, pp. 341-344.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.11.2018
УДК 159.9
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Юлия Валерьевна Баженова, кандидат психологических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЮУрГГПУ), Южно-