Научная статья на тему 'Обоснование использования гендерно дифференцированного подхода в спортивной деятельности'

Обоснование использования гендерно дифференцированного подхода в спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
329
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНО ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИНИННОСТЬ / КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ГРУППЫ ВИДОВ СПОРТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шевченко Татьяна Анатольевна

В статье рассматривается вопрос применения гендерно дифференцированного подхода к организации учебно-тренировочных занятий представителей различных классификационных групп видов спорта и спортивных дисциплин. Суть эксперимента заключалась в применении в учебно-тренировочных занятиях баскетболистов, бегунов-легкоатлетов и прыгунов-легкоатлетов аспектов гендерно дифференцированного подхода, учитывающих социальную и психофизиологическую половую дифференциацию занимающихся. В результате обнаружено, что гендерно дифференцированный подход, основанный на аспектах психолого-педагогического взаимодействия, позволяет повысить успешность и стабильность выступлений на соревнованиях спортсменов различных классификационных групп видов спорта и спортивных дисциплин, дифференцированных по гендерному типу. Выявлено, что наибольшее влияние данный подход оказывает на спортсменов антагонистических видов спорта (баскетбол), менее всего на спортсменов автономных спортивных дисциплин (легкоатлетические прыжки).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шевченко Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rationale for application of the gender differentiated approach in the sports activities

The article discusses the gender-differentiated approach to the organization of the training sessions of the different sports classification groups and sporting disciplines. The experiment involved basketball players, runners and jumpers and it was aimed at using the gender-differentiated approach in training sessions taking into account the athletes’ psycho-physiological sexual differentiation. As a result, it was found that the gender differentiated approach based on the psycho-pedagogical interaction aspects can improve the success and stability of athletes’ performance in the competitions of different sports classification groups and sporting disciplines differentiated by gender type. It was revealed that this approach had the greatest impact on the performance of the athletes involved in the antagonistic sports (basketball) with the minimum impact on the athletes doing synergies sports (running events in athletics).

Текст научной работы на тему «Обоснование использования гендерно дифференцированного подхода в спортивной деятельности»

Высокий показатель асимметрии развития физических способностей не дает спортсменкам выполнять соревновательные элементы высокой стоимости на должном уровне и включать их в свою программу, тем самым лишая ее зрелищности, разнообразия и высокой «технической» стоимости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова, Е.В. Сенситивные периоды развития специфической координации движений рук у девочек 4-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой / Е. В. Иванова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 8 (42). - С. 37-41.

2. Карпенко, Л.А. Ключевые аспекты успешной учебно-тренировочной работы по художественной гимнастике / Л. А. Карпенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 2 (24). - С. 22-26.

3. Цепелевич, И.В. Влияние степени развития физических способностей на исполнительское мастерство гимнасток на этапе углубленной подготовки в художественной гимнастике / И. В. Цепелевич // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2007. - № 2 (24). - С. 99-101.

4. Чивиль, А.А. Значение симметричного развития физических качеств в художественной гимнастике / А.А. Чивиль // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 169-173.

5. Чивиль, А.А. Эффективность применения средств и приемов коррекции двигательной асимметрии на этапе углубленной подготовки в художественной гимнастике / А.А. Чивиль, И.А. Степанова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 3 (109). - С. 191-194.

REFERENCES

1. Ivanova, E.V. (2008), "The sensitive periods of development of specific coordination of movements of hands at girls of 4-8 years doing rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42, No. 8, pp. 37-41.

2. Karpenko, L.A. (2007), "Key aspects of successful educational and training work on rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 24, No. 2, pp. 22-26.

3. Tsepelevich, I.V. (2007), "Influence of extent of development of physical abilities on mastery of gymnasts at a stage of profound preparation in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 24, No. 2, pp. 99-101.

4. Chivil A.A. (2013), "Importance of symmetric development of the physical qualities in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 169-173.

5. Chivil A.A. and, Stepanova I.A. (2014), "Efficiency of application of means and methods for the correction of motor asymmetry at the stage of profound preparation in the rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 109, No. 3, pp. 191-194.

Контактная информация: zavkaf58@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.06.2014.

УДК 796

ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕНДЕРНО ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Татьяна Анатольевна Шевченко, старший преподаватель, Волгоградский филиал российской академии народного хозяйства и государственной

службы (ФГБОУВПО «ВАГС»)

Аннотация

В статье рассматривается вопрос применения гендерно дифференцированного подхода к организации учебно-тренировочных занятий представителей различных классификационных групп видов спорта и спортивных дисциплин. Суть эксперимента заключалась в применении в учебно-тренировочных занятиях баскетболистов, бегунов-легкоатлетов и прыгунов-легкоатлетов аспектов

гендерно дифференцированного подхода, учитывающих социальную и психофизиологическую половую дифференциацию занимающихся. В результате обнаружено, что гендерно дифференцированный подход, основанный на аспектах психолого-педагогического взаимодействия, позволяет повысить успешность и стабильность выступлений на соревнованиях спортсменов различных классификационных групп видов спорта и спортивных дисциплин, дифференцированных по ген-дерному типу. Выявлено, что наибольшее влияние данный подход оказывает на спортсменов антагонистических видов спорта (баскетбол), менее всего - на спортсменов автономных спортивных дисциплин (легкоатлетические прыжки).

Ключевые слова: гендерно дифференцированный подход, маскулинность, фемининность, классификационные группы видов спорта.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.07.113.p189-192

RATIONALE FOR APPLICATION OF THE GENDER DIFFERENTIATED APPROACH IN THE SPORTS ACTIVITIES

Tatiana Anatolevna Shevchenko, the senior teacher, Volgograd Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Annotation

The article discusses the gender-differentiated approach to the organization of the training sessions of the different sports classification groups and sporting disciplines. The experiment involved basketball players, runners and jumpers and it was aimed at using the gender-differentiated approach in training sessions taking into account the athletes' psycho-physiological sexual differentiation. As a result, it was found that the gender differentiated approach based on the psycho-pedagogical interaction aspects can improve the success and stability of athletes' performance in the competitions of different sports classification groups and sporting disciplines differentiated by gender type. It was revealed that this approach had the greatest impact on the performance of the athletes involved in the antagonistic sports (basketball) with the minimum impact on the athletes doing synergies sports (running events in athletics).

Keywords: gender differentiated approach, masculinity, femininity, sports classification groups.

В процессе исследования личностных особенностей спортсменов и спортсменок в рамках спортивной деятельности неотъемлемым стало понимание раскрытия такой социальной функции спорта, как активное формирование гендерных качеств личности [1, 2, 4]. Данная тема получила свое развитие в области педагогики в рамках тендерного подхода [3]. При этом анализ ряда экспериментальных работ позволяет констатировать факт недостаточного научного осмысления проблемы, подмену гендерного подхода полороле-вым.

В области спортивной деятельности за последние 10 лет по данному направлению опубликовано только несколько работ. Это приводит к стихийности и необъективности полученных результатов исследования, что предполагает поиск новых подходов в организации и реализации учебно-тренировочного процесса в различных видах спорта. Одним из таких подходов, учитывающих социальную и психофизиологическую половую дифференциацию занимающихся, выступает гендерно дифференцированный подход.

С целью выявить и обосновать условия использования гендерно дифференцированного подхода к организации учебно-тренировочных занятий представителей различных классификационных групп видов спорта и спортивных дисциплин был проведен педагогический эксперимент.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Отбор спортсменов для эксперимента осуществлялся в соответствии с классификацией, основанной на характере взаимодействия спортсменов-соперников в соревновательной борьбе [5]. Соответственно, классификационную группу синергетических видов спорта составили представители беговых дисциплин легкой атлетики; классификацион-

ную группу автономных видов спорта составили представители легкоатлетических прыжков; классификационную группу антагонистических видов спорта составили представители баскетбола.

Тендерный тип испытуемых определялся по методике С. Бем.

В исследовании приняли участие 256 спортсменов, занимающихся беговыми видами легкой атлетики (синергетические дисциплины), 80 человек - легкоатлетическими прыжками (автономные дисциплины), 80 человек - баскетболом (антагонистический вид спорта), 96 человек - специализированные ДЮСШОР г. Волгограда.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Тренерам экспериментальной группы было предложено в ходе тренировочного процесса использовать разработанные нами аспекты гендерно дифференцированного подхода и практические рекомендации общего и специального характера относительно маскулинных и фемининных спортсменов мужского и женского пола, специализирующихся в автономных, синергетических или антагонистических спортивных дисциплинах.

Одновременно производилась фиксация результативных и неудачных выступлений респондентов на соревнованиях.

В результате проведенного эксперимента получены следующие результаты (таблица).

Таблица

Процент успешности соревновательных выступлений_

Гендерн тип Спортивные дисциплины

л/а прыжки беговые виды л/а баскетбол

Контр Экспер Контр Экспер Контр Экспер

ММ 32/33 30/58 35/35 35/48 26/28 25/55

МФ 30/27 28/34 30/28 30/34 24/22 25/40

ЖМ 35/38 33/56 30/34 32/50 40/43 43/62

ЖФ 20/18 20/37 20/22 18/30 10/10 10/25

Примечание: ММ - маскулинные мужчины; МФ - фемининные мужчины; ЖМ - маскулинные женщины; ЖФ - фемининные женщины.

В контрольной группе процент успешных выступлений в соревнованиях остался практически на прежнем уровне.

В экспериментальной группе обнаружен ряд достоверных изменений.

Так, в беговых видах легкой атлетики (синергетические спортивные дисциплины) успешность выступлений на соревнованиях выросла до 48% (Р<0,01) и до 34% (Р<0,05) соответственно у маскулинных и фемининных спортсменов мужского пола. У спортсменок женского пола успешность выступлений на соревнованиях увеличилась до 50% (Р<0,01) у маскулинных и до 30% (Р<0,01) у фемининных.

В легкоатлетических прыжках (автономные спортивные дисциплины) успешность выступлений на соревнованиях выросла до 58% (Р<0,01) и до 34% (Р<0,05) соответственно у маскулинных и фемининных спортсменов мужского пола. У спортсменок женского пола успешность выступлений на соревнованиях увеличилась до 56% (Р<0,01) у маскулинных и до 37% (Р<0,05) у фемининных. Наибольший эффект применения ген-дерно дифференцированного подхода был достигнут при работе с баскетболистами (антагонистические виды спорта). Здесь успешность выступлений на соревнованиях выросла до 55% (Р<0,01) у маскулинных и до 40% (Р<0,01) у фемининных спортсменов мужского пола. У спортсменок женского пола успешность выступлений на соревнованиях увеличилась до 62% (Р<0,001) у маскулинных и до 25% (Р<0,01) у фемининных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, гендерно дифференцированный подход, основанный на аспектах психолого-педагогического взаимодействия, позволяет повысить успешность и стабиль-

ность выступлений на соревнованиях спортсменов различных классификационных групп видов спорта и спортивных дисциплин, дифференцированных по тендерному типу. Выявлено, что наибольшее влияние данный подход оказывает на спортсменов антагонистических видов спорта, менее всего - на спортсменов автономных спортивных дисциплин.

По всей видимости, в антагонистических видах спорта данный подход позволяет тренеру более тонко понять индивидуальные особенности спортсменов, более объективно выстроить для себя систему ожиданий результатов конкретного занимающегося; в синергетических видах у спортсменов усиливается эмоционально-волевая составляющая, так необходимая в энергетически лимитированных беговых дисциплинах; в автономных спортивных дисциплинах (легкоатлетические прыжки) эффективность применения ген-дерно дифференцированного подхода помогает целесообразней структурировать и индивидуализировать процесс технического освоения и совершенствования элементов соревновательного упражнения.

Применение гендерно дифференцированного подхода в большей мере оказывает положительное влияние на представительниц женского пола. Данный факт можно считать следствием известных личностных особенностей женщин - более выраженная в сравнении с мужчинами доверчивость, активность и успешность в плане взаимных контактов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонова, Т.В. Анализ направленности педагогического взаимодействия в работе с гендерно дифференцированными спортсменами / Т.В. Артамонова, Т.А. Шевченко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 16-19.

2. Ворожбитова, А.Л. Гендер в спортивной деятельности / А.Л. Ворожбитова - М. : Флинта, 2011. - 227 с.

3. Каменская, Е.Н. Гендерный подход в педагогике : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Каменская Е.Н. - Ростов-на-Дону, 2006. - 43 с.

4. Таран, И.И. Гендерная социализация дошкольников средствами физического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Таран И.И. - СПб., 2004. - 23 с.

5. Якимович, В.С. Культура в мире спорта / В.С. Якимович. - М. : Советский спорт, 2006.

- 126 с.

REFERENCES

1. Artamonova, T.V. and Shevchenko, Т.А. (2014), 'Analysis of the educationally targeted interaction in the work with the gender-differentiated athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 16-19.

2. Vorozbitova, A.L. (2011), Gender v sportivnoj deyatelnosti, publishing house "Flinta", Moscow.

3. Kamenskaya, E.N. (2006), Gendernijpodhod v pedagogike, dissertation, Rostov-on-Don.

4. Taran, I.I. (2004), Gendernaya sozialisatsiya doshkolnikov sredstvami fisitcheskogo vospi-taniya, dissertation, St. Petersburg.

5. Yakimovich, V.S. (2006), Kultura v mire sporta. publishing house "Sovetski sport", Moscow.

Контактная информация: artem.com30@gmail.com

Статья поступила в редакцию 28.07.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.