Научная статья на тему 'Ценностное отношение к физической подготовке у военнослужащих: реальный и декларативный характеры'

Ценностное отношение к физической подготовке у военнослужащих: реальный и декларативный характеры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
233
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / физическая подготовка / физическая подготовленность / ценностное отношение к физической подготовке / военнослужащие
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностное отношение к физической подготовке у военнослужащих: реальный и декларативный характеры»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ,ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

М. А. Стёпкин

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: РЕАЛЬНЫЙ И ДЕКЛАРАТИВНЫЙ ХАРАКТЕРЫ

Кафедра теории и организации физической подготовки Военного института физической культуры. Научный руководитель - В. В. Миронов

Рассмотрению вопросов, связанных с ценностями физкультурно-спортивной деятельности, посвящено множество научных трудов (М. А. Арвисто, В. К. Бальсе-вич, М. Я. Виленский, М. Е. Кутепов, Л. И. Лубышева, К. Л. Стивенсон, В. И. Столяров, С. Durantez, P. Duret, К. Heinemann, D. Kurz и др.). В них рассматриваются и определенным образом систематизируются, классифицируются многообразные социально-культурные ценности спорта и физической культуры.

В данной статье мы остановимся на рассмотрении реального и декларативного характера ценностного отношения к физической подготовке у военнослужащих, выявленные в процессе нашего исследования. Исследование проводилось в 2005 г. В нем приняли участие 32 военнослужащих летного состава (летчик, штурман).

Для определения уровня физической подготовленности испытуемые были проверены по упражнениям «Наставления по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах РФ (НФП - 2001)»: № 3 (подтягивание на перекладине), № 43 (бег на 100м), № 47(№ 46) (бег на 3 км (1км)).

Для изучения ценностных ориентации военнослужащих использовалась методика ОТеЦ («Опросник терминальных ценностей») (И. Г. Сенина, 1992) , которая позволяет определить преобладающую терминальную ценность в жизни данного индивида; наиболее значимую жизненную сферу для данного индивида. Согласно данной методике, под терминальной ценностью понимается убеждение человека в преимуществах определенных жизненных целей по сравнению с другими целями.

Перечень терминальных ценностей, диагностируемых в опроснике, включает в себя 8 наименований: собственный престиж (т. е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям); высокое материальное положение (т. е. обращение к факторам материального благополучия как к главному смыслу существования); креативность (т. е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность); активные социальные контакты (т. е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли); развитие себя (т. е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик); достижения (т. е. постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов); духовное удовлетворение (т. е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными); сохранение собственной индивидуальности (т. е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости).

Вторым диагностическим конструктом опросника выступает значимость для индивида той или иной жизненной сферы как источника реализации той или иной терминальной ценности и рассматриваются сферы: профессиональной жизни; обучения и образования; семейной жизни; общественной жизни; увлечений.

Ценностное отношение к физической подготовке у военнослужащих...

Необходимо отметить, что терминальные ценности в той или иной мере проявляются во всех названных выше жизненных сферах, каждая из которых в силу своей объективной обусловленности в различной степени способствует реализации тех или иных терминальных ценностей, поэтому сферы, способствующие этой реализации в наибольшей степени, приобретают для индивида наибольшую значимость.

«Стимульный» материал методики представляет собой список из восьмидесяти утверждений. Испытуемым предлагалось оценить утверждения относительно личной значимости по предложенной пятибалльной шкале. Структура опросника такова, что для диагностики двух основных конструктов теста используются одни и те

утверждения. Такая структура позволяет производить анализ полученных данных не только относительно выраженности каждой из терминальных ценностей и отдельно значимости жизненной сферы, но и относительно выраженности каждой из терминальных ценностей в каждой жизненной сфере.

Статистический анализ исследования представлен в таблице 1.

По итогам анкетирования наиболее встречающимися «преобладающими терминальными ценностями» (ПТЦ) у военнослужащих выявились: «Высокое материальное положение», «Достижения», «Духовное удовлетворение». Данные характеристики отражают:

- стремление военнослужащих к возможно более высокому уровню материаль-

Таблица1

Статистические результаты эксперимента

X ± т Me Mo а Min Max

Физическая подготовленность, оценка 3,78 ±0,18 4,00 4,00 0,93 2,00 5,00

Выносливость (упр. № 47(№ 46)), оцен. 3,56+0,19 3,00 3,00 0,97 2.00 5,00

Быстрота упр. № 43, оценка 3,89 ±0,17 4,00 4,00 0,89 2,00 5,00

Сила (упр. № 3), оценка 4,07 ±0,18 4,00 5,00 0,96 2,00 5,00

Терминальные ценности Собственный престиж, ранг 3,74+0,43 4,00 1,00 2,23 1,00 7,00

Высокое материальное положение, ранг 6,70 ±0,37 7,00 8,00 1,90 1,00 8,00

Креативность, ранг 4,15 ±0,42 4,00 4,00 2,20 1,00 7,00

Активные социальные контакты, ранг 4,22 ±0,35 4,00 3,00 1,80 1,00 8,00

Развитие себя, ранг 4,70 ±0,38 5,00 5,00 2,00 1,00 8,00

Достижения, ранг 6,11 ±0,41 7,00 7,00 2,15 1,00 8,00

Духовное удовлетворение, ранг 5,81 ±0,37 6,00 8,00 1,92 2,00 8,00

Сохранение собственной индивидуальности 3,07 ±0,33 2,00 2,00 1,73 1,00 6,00

Жизненные сферы Профессиональная жизнь, ранг 4,44 ±0,18 5,00 5,00 0,93 2,00 5,00

Обучение и образование, ранг 3,59 ±0,20 4,00 4,00 1,05 2,00 5,00

Семейная жизнь, ранг 2,81 ±0,26 3,00 3,00 1,36 1,00 5,00

Общественная жизнь, ранг 2,41 ±0,26 2,00 1,00 1,37 1,00 5,00

Увлечения, ранг 2,30 ±0,21 2,00 2,00 1,10 1,00 5,00

Потребность в достижении, балл 13,37 ±0,47 14,00 14,00 2,47 7,00 18,00

Контроль за деятельностью при успехе, балл 13,22 ±0,59 13,00 14,00 2,93 9,00 19,00

Контроль за деятельностью при неуспехе, балл 10,26 ±0,54 10,00 13,00 2,68 6,00 15,50

Контроль за деятельностью при планировании 13,22 ±0,54 13,00 1 13,00 2,72 7,00 1 19,00

ПЕДАГОГИКА II ПСИХОЛОГИЯ. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

него благосостояния. Для них характерна убежденность в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия, а высокий уровень материального благосостояния - оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки («Высокое материальное положение»);

- стремление военнослужащих к достижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды воинской службы (жизни). Такие люди, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели на каждом ее этапе и считая, что главное добиться этих целей, а большое количество жизненных достижений служит для них основанием для высокой самооценки («Достижения»);

- стремление военнослужащих к получению морального удовлетворения во всех сферах своей жизни. Такие люди, как правило, считают, что главное это делать то, что интересно и что приносит внутреннее удовлетворение («Духовное удовлетворение»).

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10%

0%

Наиболее встречающимися «Наиболее значимыми жизненными сферами» (НЗЖС) у военнослужащих выявились «Профессиональная жизнь» и «Обучение и образование». Данные характеристики отражают:

- высокую значимость для военнослужащих сферы их профессиональной деятельности (воинской службы по выбранной военно-учетной специальности). Такие люди отдают много времени своей работе, включаются в решение всех служебных проблем, считая при этом, что профессиональная деятельность является главным содержанием жизни человека («Профессиональная жизнь»);

- стремление военнослужащих к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора. Такие люди считают, как правило, что самое главное в жизни это учиться и получать новые знания («Обучение и образование»).

Распределение выявленных данных в процессе анкетирования и результатов проверки физической подготовленности представлены на рисунке 1.

Преобладающая терминальная ценность

отлично

"хорошо" В 'Удовлетворительно

Наиболее значимая жизненная сфера

"7,"" ' .......

неудовлетворительно

Рис. 1. Преобладающие терминальные ценности, наиболее значимые жизненные сферы и распределение оценок физической подготовленности у летного состава, %.

Ценностное отношение к физической подготовке у военнослужащих..

Результаты и обсуждение. В 1970-е гг. различные авторы стали обращать внимание на проблему расхождения между декларируемыми и реальными ценностями. О декларативных ценностных ориентациях можно судить по высказываемым суждениям, мнениям, отзывам, характеристикам и т. п. (когнитивный уровень ценностного отношения). Индикатором реальных ценностных ориентации является реальное поведение, реальные поступки (поведенческий уровень ценностного отношения)

2

(В. И. Столяров, В. И. Самусенкова, 1996) . Одними из причин, которыми могут объясняться расхождения между декларируемыми ценностными конструктами сознания и реально побуждающими деятельность военнослужащего личностными ценностями могут быть:

-недостаточно устоявшаяся и плохо структурированная система личностных ценностей и (или) недостаточно развитая рефлексия не позволяют военнослужащему адекватно определить реальную роль и значимость ценности физической подготовленности в его профессиональной и обыденной деятельности;

- значимость тех или иных ценностей может субъективно преувеличиваться или преуменьшаться под действием механизмов стабилизации самооценки и психологической защиты.

Так, в нашем исследовании, по характеристикам НЗЖС неудовлетворительные оценки по физической подготовленности получены военнослужащими с НЗЖС «Профессиональная жизнь» и «Увлечения» (рис. 1). По нашему мнению, это является следствием явно заниженного места физической подготовки среди предметов боевой подготовки в воинском обучении и воспитании, и ее недооценка (только декларативный характер) как средства формирования здорового образа жизни, гармоничного физического и духовного развития самим военнослужащим. По характеристикам ПТЦ неудовлетворительные оценки по физической подготовленности получены военно-

служащими с ПТЦ «Высокое материальное положение» и «Активные социальные контакты». Объективной причиной данных результатов, по нашему мнению, является заниженная (или только декларативная) роль и значимость ценности физической подготовленности в профессиональной и обыденной деятельности у данных военнослужащих, не связанная, по их мнению, с достижением значимых для них ценностей.

В итоге у военнослужащих, имеющих низкий уровень физической подготовленности, ценностное отношение к физической подготовке или явно занижено или имеет только декларативный характер.

Вместе с тем, исходя из разработанной

3

Т. О. Гордеевой (2002) системной модели мотивационного процесса, включающей в себя четыре блока: ценностно-целевой; когнитивный; эмоциональный; поведенческий, ценностно-целевой блок (система мотивов, целей и ценностей, запускающих поведенческие, когнитивные и эмоциональные процессы мотивации деятельности ориентированной на достижение) имеет приоритетное значение для определения наличия у субъекта мотивации. Он запускает все остальные компоненты мотивации. То, что индивид ценит и считает важным для себя, определяет его поведение. Он стремится действовать так, чтобы достигать ценимых им результатов и избегать ситуаций, которые не соответствуют его представлениям о желаемом результате. То есть недостаточно развитое ценностное отношение или расхождение декларативного и реального характера ценностного отношения к физической подготовке у военнослужащих является одной из основных причин низкого уровня мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у них, что проявляется в нерегулярности занятий физкультурно-спортив-ной деятельностью, ее недостаточной направленности на поддержание требуемого уровня физической подготовленности, пренебрежении к ведению здорового образа жизни, и выявляется в ходе контрольных занятий и проверок по физической подго-

товке в виде низкого уровня их физической подготовленности.

Таким образом, задача командиров (начальников), руководителей занятий по физической подготовке, специалистов физической подготовки и спорта состоит в корректировке ценностного отношения к физической подготовке у военнослужащих через:

- определение адекватной, реальной

роли и значимости ценности физической подготовленности для военнослужащего в его профессиональной и обыденной деятельности;

- воспитание у военнослужащих саморефлексии к выбранному виду профессиональной деятельности, в котором физическая подготовка занимает одно из ведущих мест в подготовке специалиста - военного профессионала.

ПРИМЕЧАНИЯ

Сенин И. Г. Опросник терминальных ценностей «ОТеЦ». Ярославль: ЯрГУ, 1992. 26 с.

2

Столяров В. И., Самусенкова В.И. Современный спорт как феномен культуры и пути его интеграции с искусством (теория, методологические подходы, программы) // Спорт и искусство: альтернатива - единство - синтез? (Духовность. Спорт. Культура. Выпуск третий): Сборник / Сост. и ред. В. И. Столяров. М.: Российская академия образования, Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1996. С. 63.

3

Гордеева Т. О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 47-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.