Результаты диагностики показали, что имеется некая несогласованность относительно организации учебно-воспитательного процесса в представлениях у разных представителей педагогических категорий. Некоторые ценности не синхронизированы между уровнями образования. Кроме закономерного увеличения и снижения значимости, происходит их гетерохронное развитие, что не соответствует принципам непрерывности и преемственности.
Выводы. Итак, результаты нашего исследования показывают, ориентация в педагогической деятельности только на содержательные аспекты стандартов является не конструктивной. Следовательно, преемственность образовательных результатов также является ограниченной. Проведенное исследование доказывает факт наличия ценностных разрывов в педагогической деятельности, которые появляются в результате нарушения непрерывности педагогического образования. Таким образом, в основе преемственности и непрерывности педагогического образования должны лежать единые ценностно-смысловые основы, которые необходимо закладывать в образовательные стандарты и реализовывать в практической работе, так как, формируя ценности в процессе обучения, мы будем гарантировать, что педагоги будут привносить свои ценности в учебную среду через концепции изучаемого предмета, процесс создания смысла и их участие в процессе ценностной коммуникации.
Литература:
1. Ансимова, Н.П., Тарханова, И.Ю. Системогенез педагогической деятельности как методология обеспечения преемственности результатов различных уровней подготовки педагога / Н.П. Ансимова, И.Ю. Тарханова // Педагогика. -2021. - Т. 85. - № 5. - С. 97-104
2. Асадуллин Р.М., Фролов О.В. Портрет современного учителя в интерьере ценностей детства // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2019. - №2. - С. 32-442.
3. Груздев, М.В., Тарханова, И.Ю., Ходырев, А.М., Репина, А.В. Новая роль университета в развитии кадрового потенциала системы образования: трансфер образовательных технологий / М.В. Груздев, И.Ю. Тарханова, А.М. Ходырев, А. В. Репина // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - №3 (114). - С. 58-66.
4. Тарханова И.Ю Современные регуляторы становления новой дидактики высшего образования // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 2 (107). - С. 45-52.
5. Уляшев К.Д. Профессиональные затруднения педагогов при реализации ФГОС и эффективные способы их преодоления // Деятельностный подход в переподготовке учителей / Львовский В.А., Морозова А.В., Уляшев К.Д. -М.: «Авторский клуб», 2015. - С. 13-31
6. Ходырев, А.М. Проблема изучения ценностей педагогической деятельности / А.М. Ходырев // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - № 2 (113). - С. 34-40.
7. Шмонин Д. В. Философия, теология и ценностно-смысловая сфера в образовании // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2015. - Т. 16. - № 4. - С. 206-221.
Психология
УДК 159.99
кандидат психологических наук Реттгес Светлана Валерьевна
Вологодский институт права и экономики
Федеральной службы исполнения наказаний России (г. Вологда)
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация. В статье описываются особенности проявления эмоционального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы России на начальном этапе трудовой деятельности, представлены данные о выраженности симптомов эмоционального выгорания, описаны некоторые неблагоприятные и стрессогенные факторы профессиональной деятельности сотрудников пенитенциарной системы.
Ключевые слова: профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание, профессиональный стресс, эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений, сотрудники уголовно-исполнительной системы.
Annotation. The article describes the manifestation features of emotional burnout among employees of the penitentiary system of Russia at the initial stage of work, presents data on the severity of symptoms of emotional burnout, describes some adverse and stressful factors of professional activity of employees of the penitentiary system.
Keywords: professional burnout, emotional burnout, professional stress, emotional exhaustion, depersonalization, reduction of personal achievements, employees of the penal enforcement system.
Введение Профессиональная деятельность оказывает на личность разнонаправленное воздействие. С одной стороны, внутри профессиональной деятельности личность развивается, раскрывая свои возможности, совершенствуется, с другой стороны профессия может приводить к различным формам деформации личности. Одной из наиболее изученных форм профессиональной деформации является эмоциональное выгорание. Выгорание проявляется у профессий, связанных со сферой «человек-человек», и в наибольшей степени в тех профессиях, где помогающие отношения отражают суть взаимодействия специалиста с другими людьми. Однако в последние десятилетия список профессий, в которых присутствует эмоциональное выгорание как профессиональная деструкция, значительно расширен. Особенности эмоционального выгорания, динамика, факторы, структурные особенности этого феномена недостаточно изучены у специалистов пенитенциарной системы. Работа в специфических условиях, близких к экстремальным, способствует развитию высокого уровня эмоционального выгорания. Изучение проявлений выгорания на начальном этапе профессиональной деятельности, его факторов является важной задачей в плане профилактики и своевременного оказания психологической помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы (далее - УИС). Целью публикации является описание особенностей проявления синдрома эмоционального выгорания у молодых сотрудников УИС.
Изложение основного материала статьи. Синдром эмоционального выгорания признается ответной реакцией на длительные профессиональные стрессы, связанные с межличностной коммуникацией, и описывается как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы [1]. При этом такое истощение влияет не только эффективность профессиональной деятельности, но и личность в целом, разрушая ее.
За рубежом проблема эмоционального выгорания отражена в работах таких исследователей как Х.Дж. Фрейденбергер, К. Маслач, С. Джексон, Дж. Гринберг, Б. Перлман, Е.А. Хартман и др. В отечественной психологии тему эмоционального выгорания исследовали В.В. Бойко, О.И. Бабич, В.Е. Орел, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Н.В. Самоукина и др.
Необходимо отметить, что в данный момент в психологической науке существует общее мнение по поводу структуры этого синдрома и категорий профессий, в которых он распространен.
Синдром эмоционального выгорания, по мнению К. Маслач и С. Джексон, представляет собой трехкомпонентную структуру, включающую в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений. Эмоциональное истощение переживается специалистом как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов.
Деперсонализация представляет собой тенденцию формирования негативного отношения к деятельности, к окружению, что выражается в циничном отношении, эмоциональной закрытости, отстраненности, обезличенности и формальности контактов. Негативный характер установок, имеющих скрытый характер, может проявляться в сдерживаемой раздражительности, которая может сменяться на вспышки раздражения, провоцирование конфликтов.
Редуцирование личных достижений заключается в снижении переживания личной профессиональной компетентности, чувстве собственной несостоятельности, недовольстве собой, уменьшении ценности своей работы, негативном самовосприятии в профессии, а также чувстве вины. При этом в данной концепции внимание уделяется также взаимосвязи симптомов и факторов выгорания, снижение самореализации связано с фактором самооценки, а негативное отношение к партнерам по профессиональной деятельности включает фактор межличностных отношений. Это свидетельствует, что выгорание представляет собой явление значительно большее, чем последствия переживания профессионального стресса [1, 4].
Существующие публикации, например, М.Г. Дебольского и М.П. Чернышковой, В.М. Позднякова и М.А. Черкасовой констатируют, что для специалистов уголовно-исполнительной системы в целом характерен достаточно высокий уровень эмоционального выгорания [2, 5]. Однако в плане профилактики и оказания психологической помощи в большой степени представляют ценность данные о начальных проявлениях синдрома эмоционального выгорания и тех факторах, которые способствуют его развитию.
В современной психологической науке отсутствует единство взглядов при определении причин возникновения выгорания, поскольку данные свидетельствуют о его распространенности не только в сфере помогающих профессий, но и у сотрудников полиции, спасателей, сотрудников уголовно-исполнительной системы и др. Это позволяет сделать вывод о неоднозначности и разнообразии факторов, приводящих к развитию этого вида деформации, охватывающих не только профессиональные коммуникации. Факторы или источники профессионального выгорания разнообразны, они могут быть классифицированы как индивидуальные, межперсональные и организационные и различны у каждой профессии.
Профессиональная деятельность сотрудников УИС обладает рядом особенностей, которые напрямую связаны с особой стрессогенностью труда и определяют специфику профессиональных взаимоотношений: регламентация деятельности нормативно-правовыми актами, субординационность отношений, высокая ответственность, напряженный характер работы, нерегулярная смена условий труда и т.д.
Особую сложность представляют также изоляция условий профессиональной деятельности и низкая престижность профессии. Одной из главных особенностей является постоянное общение с осужденными, с асоциальными слоями общества, имеющими неприемлемые установки, ценности и склонность к насилию, при этом многие из осужденных имеют наркотическую или алкогольную зависимость, разного рода психические и соматические заболевания [3].
Исследования 2013 года В.М. Позднякова, М.А. Черкасовой показали, что среди наиболее неблагоприятных факторов в профессиональной деятельности сотрудников УИС находятся: низкая заработная плата, дефицит административной и социальной поддержки, неуверенность в социально-экономической стабильности и социальная незащищенность [5].
Однако изменения в профессиональной деятельности могут менять и выраженность различных стрессогенных факторов, провоцирующих развитие эмоционального выгорания. Проведенное нами в 2021 году пилотажное исследование свидетельствует, что в настоящее время ситуация несколько изменилась, сотрудники на разных этапах прохождения службы в качестве неблагоприятных и стрессогенных факторов указывают также на высокую рабочую нагрузку (более 80% опрошенных), большой объем документации (68% опрошенных), двусмысленность и неоднозначность требований к работе (75% опрошенных).
С точки зрения возможностей профилактики и ранней коррекции эмоционального выгорания особого внимания заслуживают те неблагоприятные факторы профессиональной деятельности, которые оказывают влияние на профессионала в начале его трудовой деятельности. В концепции С. Чернисса выгорание рассматривается с точки зрения оценки самоэффективности личности. Основной причиной выгорания у специалистов на начальном этапе профессиональной деятельности автор считает переживания, связанные с несовпадением имеющихся идеальных представлений о работе с реальностью. В этой модели начального этапа профессионального становления выделяются факторы рабочей среды, характерные также для сотрудников УИС, наличие или отсутствие которых может привести к выгоранию:
- большой объем работы;
- наличие достаточно большого количества рутинной работы;
- суженая область контактов с клиентами, которая выражается только в выполнении своих профессиональных обязанностей;
- отсутствие самостоятельности в работе характерное для организаций с высокой степенью жесткой регламентации;
- несоответствие целей организации персональным целям и ценностям работника;
- недостаточная поддержка со стороны администрации;
- социальная изоляция, которая проявляется в недостаточности контактов между работниками, особенно на неформальном уровне [1].
Стадия профессиональной адаптации занимает от нескольких месяцев до 3 лет и заключается в приспособлении к условиям и процессам трудовой деятельности, принятии норм и правил не только профессии, но и конкретного учреждения. Именно в этот период, по нашему мнению, формируются эффективные или неэффективные способы адаптации к условиям прохождения службы, развитию ресурсов противостояния профессиональному стрессу которые в дальнейшем могут оказать влияние на весь характер профессионального пути специалиста и способствовать развитию эмоционального выгорания. В связи с этим начальные проявления симптомов выгорания молодых специалистов требуют повышенного внимания.
Процесс развития эмоционального выгорания является достаточно длительным. С точки зрения тематики данного исследования, начальный этап развития этого синдрома, согласно модели Б. Перлман и Е. Хартман, характеризуется напряженностью, связанной с дополнительными усилиями по адаптации к ситуационным рабочим требованиям. Такую напряженность вызывают два наиболее вероятных типа ситуаций: во-первых, противоречие между недостаточными навыками, умениями работника и статусно-ролевыми и профессиональными требованиями; во-вторых, несоответствие ожиданий, потребностей, ценностей работника и реалий трудовой деятельности [1].
Согласно модели М. Буриша, на начальном этапе развития синдрома эмоционального выгорания возникают значительные энергетические затраты как следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение
профессиональной деятельности. Так называемая «предупреждающая фаза чрезмерного участия» характеризуется чрезмерной активностью, отказом от потребностей, не связанных с работой, вытеснением из сознания переживаний неудач и разочарований, ограничением социальных контактов, а также истощением, чувством усталости [4].
На основании вышеизложенного, для определения специфики проявления синдрома эмоционального выгорания у молодых сотрудников УИС нами было проведено пилотажное эмпирическое исследование. Исследование проводилось на базе Федерального казенного учреждения «Управление по конвоированию» Федеральной службы исполнения наказания по Республике Карелия, и Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №1» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Вологодской области. В исследовании приняло участие 40 человек, из них 20 сотрудников со сроком службы до 3 лет и 20 сотрудников со сроком службы от 5 до 10 лет.
Для оценки уровня и особенностей проявлений эмоционального выгорания использовались две методики: методика «Опросник эмоционального выгорания» К. Маслач (в адаптации Н. Водопьяновой) и Методика диагностики синдрома эмоционального выгорания В.В. Бойко, а также анкетирование с целью выявления неблагоприятных факторов в профессиональной деятельности сотрудников.
На основании анализа полученных данных были получены следующие результаты.
У сотрудников УИС со стажем работы до трех лет отмечен низкий уровень эмоционального истощения (среднее значение 14,5), средний уровень деперсонализации (среднее значение 8,7), средний уровень показателя редукция личных достижений (среднее значение 36,1). Эти данные свидетельствуют, что на этом этапе профессиональной деятельности сотрудники начинают испытывать некоторые элементы синдрома эмоционального выгорания, в большей степени проявляющиеся в формировании негативного отношения к деятельности, и снижении переживания личной профессиональной компетентности.
При сопоставлении результатов сотрудников со стажем до 3 лет и сотрудников со стажем от 5 до 10 лет по методике «Опросник эмоционального выгорания» К. Маслач были выявлены статистически значимые различия по шкале эмоциональное истощение; сравнение проводилось при помощи и-критерия Манна-Уитни (р<0.05) Это позволяет предположить, что в течении нескольких лет работы у сотрудников УИС происходит заметное развитие именно этого симптома эмоционального выгорания.
Результаты, полученные с помощью методики «Диагностика профессионального выгорания» (В.В.Бойко), показывают, что ни одна из фаз эмоционального выгорания у сотрудников со стажем работы в УИС менее трех лет не сформировалась. Средний показатель по стадии напряжения составил 31,5 балла, по стадии резистентности 33,9 балла, по стадии истощения 32,1 балла. Вместе с тем, были выявлены складывающиеся симптомы, в частности, симптом тревоги и депрессии (среднее значение 10,2 балла) и симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования (среднее значение 11,7 балла). Эти данные свидетельствуют о том, что в структуре складывающего эмоционального выгорания у молодых сотрудников в наибольшей степени присутствует эмоциональный компонент синдрома.
В то же время практически у всех сотрудников со стажем от 5 до 10 лет было выявлено активное развитие синдрома эмоционального выгорания. Доминирующей фазой является стадия напряжения, и доминирующими симптомами - симптом тревоги и депрессии (среднее значение 19,2), симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования (среднее значение 12,1) и симптом психосоматических и психовегетативных нарушений (среднее значение 11,5). Эти данные позволяют сделать вывод о том, что в развитии синдрома эмоционального выгорания у сотрудников УИС в наибольшей степени значимы симптомы тревоги и депрессии на всех этапах профессиональной деятельности.
Результаты анкетирования позволили определить наиболее неблагоприятные факторы в профессиональной деятельности сотрудников УИС со стажем менее 3 лет. Так, большой объем документации как сложность в профессиональной деятельности отметили 80% опрошенных, высокую рабочую нагрузку 85%, двусмысленность и неоднозначность требований к работе - 75%, выполнение дополнительных обязанностей - 65%. Однако полученные данные требуют дальнейшего подтверждения и расширения.
Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что у сотрудников УИС со стажем до 3 лет, принявших участие в исследовании, наблюдается средний уровень эмоционального выгорания, выраженный в большей степени в симптомах деперсонализации и редукции личных достижений. Также было отмечено, что у молодых сотрудников складываются симптомы тревоги и депрессии, симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования, что указывает на более выраженный компонент эмоционального реагирования на профессиональный стресс. Синдром эмоционального выгорания начинает формироваться у сотрудников УИС уже на начальном этапе трудовой деятельности, что связано с многообразием стрессогенных факторов, среди которых большое значение имеют высокая рабочая нагрузка, неопределенность требований и значительное количество документации. Необходимо отметить, что полученные данные свидетельствуют о важности профилактической и психокоррекционной работы с молодыми сотрудниками уголовно-исполнительной системы.
Литература:
1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - Спб.: Питер, 2005. -258 с. Текст: непосредственный.
2. Дебольский М.Г., Чернышкова М.П. Особенности профессионального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2015. - Т. 14. - № 3 (130). - С. 70-78. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=24398027 (дата обращения: 11.12.2021). - Текст: электронный.
3. Королева Н.Б. Сотрудники уголовно-исполнительной системы: экстремальные условия профессии и их следствия // Прикладная юридическая психология. - 2008. - №4. - С. 86-87. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=12892105 (дата обращения: 11.12.2021). - Текст: электронный.
4. Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности. - М.: Ин-т психологии РАН, 2015. - С. 313. Текст: непосредственный.
5. Поздняков В.М., Черкасова М.А. Особенности профессионального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы на различных этапах прохождения службы // Прикладная юридическая психология. - 2013. - №1. - С. 22-31. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=1906l921 (дата обращения: 11.12.2021). - Текст: электронный.
Психология
УДК 159.9.07
кандидат психологических наук Стёпина Нелли Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орёл); старший преподаватель Картукова Татьяна Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орёл)
МАТЕРИНСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Аннотация. Проведено эмпирическое исследование особенностей материнского отношения к детям с нарушениями в развитии по сравнению с нормативно развивающимися сверстниками младшего школьного возраста. Показано, что материнское отношение к детям с нарушениями интеллекта отличается более высоким уровнем протекции, симбиоза и снижением требований к ребенку по сравнению с материнским отношением к детям с нормативным развитием. При этом материнское отношение к детям с нарушениями в развитии, в целом, достаточно противоречиво.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, материнское отношение, воспитание, младший школьник, нарушения развития, нарушение интеллекта.
Anmtation. An empirical study of the features of the maternal attitude towards children with developmental disabilities in comparison with the normatively developing peers of primary school age has been conducted. It is shown that the maternal attitude towards children with intellectual disabilities is characterized by a higher level of protection, symbiosis and a decrease in requirements for the child compared to the maternal attitude towards children with normative development. At the same time, the maternal attitude towards children with developmental disabilities is quite contradictory.
Keywords: parent-child relationships, maternal attitude, upbringing, elementary school student, developmental disorders.
Введение. Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья - серьезный травмирующий фактор для всех ее членов. Многочисленные теоретико-эмпирические исследования (Савина Е.А., Чарова О.Б., Маркина А.Ю. Герасимова О.Ю., Семченко Л.Н. и др.) показывают, что детско-родительские отношения к детям, имеющим нарушения в развитии, имеют свои особенности. Более того, не только наличие дефекта определяет материнское отношение, но и его специфика. Так, в случае воспитания детей с нарушениями интеллекта дисгармоничность материнского отношения выражена наиболее ярко. Это связано с тем, что интеллектуальный дефект практически не поддается коррекции, а динамика развития ребенка часто остается минимальной. Дети с нарушениями интеллекта испытывают трудности во всех сферах жизнедеятельности: от овладения социально-бытовыми навыками до межличностного взаимодействия и обучения. Матери таких детей часто чувствуют безысходность, ощущение, что все их усилия по воспитанию и обучению ребенка напрасны. Это еще больше стимулирует возникновение различных отклонений в формировании детско-родительских отношений.
Материнское отношение - это сложное, системно организованное качество поведения матери, являющееся результатом взаимодействия многочисленных мотивационных отношений. В психологии материнство, его структура, виды, механизмы влияния на ребенка вызвало большой интерес у представителей разных психологических школ и направлений.
Следует отметить, что в большинстве исследований, как отечественных, так и зарубежных, материнское отношение отождествляется с родительским. Это связано прежде всего с тем, что главенствующую позицию в развитии ребенка занимает мать, и с тем, что в психологической литературе сравнительно мало исследований, посвященных отцовскому отношению. Таким образом, когда мы говорим о родительском отношении, мы имеем в виду отношение матери к ребенку.
Это определило актуальность исследования, цель которого - изучить материнское отношение к младшим школьникам с нарушениями в развитии. Роль младшего школьного возраста в развитии личности детей, особенно с нарушениями в развитии, сложно переоценить. В младшем школьном возрасте у ребенка меняется ведущая деятельность, ей становится учебная. Меняется его позиция, в том числе и в семье. Для ребенка все более значимым становится учитель, его мнение относительно ребенка. Дети с нарушениями в развитии испытывают определенные трудности при переходе к учебной деятельности, что связано с недостаточным уровнем интеллектуального развития, сформированностью учебных навыков, запаздыванием в развитии самооценки, недостаточной сформированностью коммуникативных умений и навыков. При этом у родителей отношение к ребенку меняется, они в большей степени начинают рассматривать его через призму успехов в учебной деятельности. Это определяет актуальность исследования материнского отношения к детям с нарушениями в развитии в младшем школьном возрасте
Мы предположили (гипотеза исследования), что материнское отношение к детям с нарушениями в развитии отличается более высоким уровнем протекции, эмоционального принятия и снижением требований к ребенку по сравнению с материнским отношением к детям с нормативным развитием.
Для реализации поставленных задач исследования, а также проверки выдвинутой гипотезы, мы использовали следующие методики: «Анализ семейных отношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис), опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ).
Исследование проводилось с октября 2017 по апрель 2020 г. В исследовании приняли участие 50 матерей. Из них: 25 матерей детей младшего школьного возраста, имеющих ребенка с нормативным развитием и 25 матерей, которые воспитывают ребенка с нарушением в развитии (нарушение интеллекта). Исследование проводилось на базе КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и МБОУ СОШ №26 г. Орла.
Изложение основного материала статьи. Обращаясь к научной литературе, можно отметить, что исследователи используют различные дефиниции для определения материнского отношения: родительское отношение (А.Я. Варга, Г.А. Ковалев, В.В. Столин и др.), родительские позиции (A.C. Спиваковская), родительские установки или представления (A.B. Петровский), стили или типы воспитания (Н. Бекер, А.Я. Варга, А.И. Захаров, П. Слатер, A.C. Спиваковская, Е. Шефер и др.). В зарубежной психологии чаще можно встретить понятие «родительские представления или установки» как некую систему установок, ценностей по отношению к ребенку, а также восприятие ребенка и родителей, представления о развитии ребенка, знание нормативных показателей развития ребенка и предпочитаемых техник воспитания [6; 8].
Родительское (материнское) отношение, вслед за А.Я Варга, определяется нами как целостная система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, родительской позиции, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков [2].
Материнское отношение - сложное образование, которое включает определенные компоненты. В рамках нашего исследования материнское отношение понимается нами как структурное образование, включающее поведенческие