Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ РАБОТНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ РАБОТНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
382
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / «ВЫГОРАНИЕ» / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКОЕ ВЫГОРАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фёдоров Александр Фёдорович

В статье показано, что существует выгорание в профессиях, где происходит работа с людьми, при этом происходит прогрессирование потери идеализма и энергии, которые испытывают люди в результате их профессиональной деятельности. Выделено, что психологическое сопровождение деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы необходимо, несмотря на опыт и навыки и большой стаж, в связи со спецификой их профессиональной деятельности, что может привести к профессиональному выгоранию и другим негативным явлениям в профессиональной деятельности сотрудников. Проводимое реформирование пенитенциарной системы является следствием перемен, которые происходят в нашем обществе. Инновационный характер является важной особенностью происходящей реформы. Профессиональное выгорание среди сотрудников является как «психологическая эрозия». Профессиональное выгорание возникает постепенно и незаметно для человека, этот синдром нельзя отнести к конкретным стрессовым ситуациям. Так же поддержали в определении «Эрозия души» К. Маслач и М. Ляйтер: «Оно представляет собой эрозию в ценностях, настроении и воле - эрозию человеческой души». А в тандеме с С. Джексоном, К. Маслач считали, что синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам, деперсонализацию. В отечественной науке начинается изучение синдрома профессионального выгорания в 1980-х годах. Термины «Профессиональное выгорание», «Эмоциональное выгорание» и «психическое выгорание» в нашей стране употреблялись абсолютно в равных значениях. В отечественной психологии синдром профессионального выгорания в большей степени относится к психологии труда. Показательным для отечественной психологии является рассмотрение синдрома «выгорания» в контексте профессионализации, особенно в исследованиях выгорания преподавателей. Например, Н.В. Мальцева дает следующее определение: «Синдром психического выгорания представляет собой сложное структурно-динамическое образование, которое формируется в процессе педагогической деятельности и является негативным эффектом профессионализации». Исследователь опирается на положение В.В. Бойко, который «понимает под синдромом психического выгорания выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избыточное психотравмирующее воздействие».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF PERSONAL CHARACTERISTICS ON PROFESSIONAL BURNOUT OF CORRECTIONAL PERSONNEL

The article shows that there is burnout in professions where work with people occurs, while there is a progression of the loss of idealism and energy that people experience as a result of their professional activities. It is highlighted that psychological support of the activities of employees of the penal system is necessary, despite the experience and skills and long experience, due to the specifics of their professional activities, which can lead to professional burnout and other negative phenomena in the professional activities of employees. The ongoing reform of the penitentiary system is a consequence of the changes that are taking place in our society. The innovative nature is an important feature of the ongoing reform. Burnout among employees is referred to as "psychological erosion." Professional burnout occurs gradually and imperceptibly for a person; this syndrome cannot be attributed to specific stressful situations. K. Maslach and M. Leiter also supported the definition of "Soul erosion": "It is an erosion in values, mood and will - an erosion of the human soul." And in tandem with S. Jackson, K. Maslach believed that the syndrome of physical and emotional exhaustion, including the development of negative self-esteem, negative attitude to work, loss of understanding and empathy towards clients, depersonalization. In Russian science, the study of the syndrome of professional burnout begins in the 1980s. The terms "professional burnout", "emotional burnout" and "mental burnout" were used in our country with absolutely equal meanings. In Russian psychology, the professional burnout syndrome is more related to the psychology of work. It is indicative for Russian psychology to consider the "burnout" syndrome in the context of professionalization, especially in studies of teacher burnout. For example, N.V. Maltseva gives the following definition: "The syndrome of mental burnout is a complex structural-dynamic formation that is formed in the process of pedagogical activity and is a negative effect of professionalization". The researcher relies on the position of V.V. Boyko, who "understands by the syndrome of mental burnout a mechanism of psychological defense developed by a person in the form of complete or partial exclusion of emotions in response to excessive psycho-traumatic effects".

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ РАБОТНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

поиск. духовности; - коммуникативность, вовлекаемость; - мобильность; - креативность; - скорость принятия решений; - целеустремленность.

Основная идея построения Модели реализации открытого психолого-педагогического образования - это создание комплексной и целостной системы обучения, основанной на взаимодействии между собой всех субъектов образовательного процесса, всех виртуальных представительств предоставляющих образовательные услуги независимо от места, времени и форм обучения на основе новых социально-образовательных технологиях, опираясь на социальный заказ и основываясь на личностно-психологических особенностях будущих специалистов. Так как, главная задача открытого психолого-педагогического образования это - создание условий для развития личности поколения Z путем непрерывного обучения и повышения своего профессионального роста в условиях информационного общества [7].

Выводы. Открытое психолого-педагогическое образование - это широкая информатизация и внедрение IT технологий обучения, создание благоприятных условий свободного доступа обучающихся к информационным ресурсам своей страны и стран мирового сообщества. Где в основе образовательного процесса лежит социальный заказ и личностные потребности поколения Z в получении образования. Индивидуальная траектория составляет целенаправленную, контролируемую, интенсивную работу обучаемого, вне зависимости от времени, места, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем онлайн. Открытое психолого-педагогическое образование - это система организационных, педагогических и информационных технологий, в которой архитектурными и структурными решениями обеспечиваются мобильностью, интероперабельностью, стабильностью, эффективностьью достигаемых при создании открытых систем.

Литература:

1. Агрова, К.О. Изучение тенденций современного веб-дизайна [Электронный ресурс]. Режим доступа: http HYPERLINK "http://sti-artide.ru/statphp?i=1443528790"

2. Акиншина, Г.В., Быков Ю.В. Разработка методики проектирования защищенной веб-ориентированной информационной системы дистанционного образования / Г.В. Акиншина, Ю.В. Быков / Инфокоммуникационные технологии. - 2008. - Т.6. - №1. - С. 56-71.

3. Андреева, А.А. Информационно-образовательная среда университета / А.А. Андреева / Международный научно-исследовательский журнал. - № 11(77). - Часть 1.

4. Багиев, Г.Л. Маркетинг: учебник для вузов. 3-е изд. / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич. - СПб.: Питер, 2017. - 576 с.

5. ГОСТ РВ 51987 - 2002. Информационная технология. Комплекс стандартов на АС. Типовые требования и показатели качества функционирования информационных систем. - М.: Госстандарт России, 2002.

6. Закон Парето или принцип 80\20 [Электронный ресурс] // URL: https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/54862/

7. Лупанов В.Н. Социология открытого образования: актуальные проблемы становления и развития [Электронный ресурс] / В.Н. Лупанов, Г.Б. Тимохова // Совр. проблемы науки и образования : электрон. науч. журн. - 2018. - № 3. - Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=737

8. Рудакова, О.А. Особенности развития личности подростка в условиях цифровой среды / О.А. Рудакова, А.Н. Даниленко / Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: -Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. 70. Ч.2, 2021. - С. 380-383

9. Шевченко, О.К. Феномены "киборг" и "власть" в вузовской образовательной коммуникации // О.К. Шевченко. -Дискурс-Пи. - 2018. - Т.15, 1(30). - С. 83-88

Психология

УДК 378.2

кандидат психологических наук, доцент старший научный сотрудник отдела разработки методологии социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными Фёдоров Александр Фёдорович

Центр исследования проблем исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы ФКУ НИИ ФСИН России (г. Москва), доцент кафедры социальной педагогики и психологии

Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых (г. Владимир)

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ РАБОТНИКОВ

ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация. В статье показано, что существует выгорание в профессиях, где происходит работа с людьми, при этом происходит прогрессирование потери идеализма и энергии, которые испытывают люди в результате их профессиональной деятельности. Выделено, что психологическое сопровождение деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы необходимо, несмотря на опыт и навыки и большой стаж, в связи со спецификой их профессиональной деятельности, что может привести к профессиональному выгоранию и другим негативным явлениям в профессиональной деятельности сотрудников. Проводимое реформирование пенитенциарной системы является следствием перемен, которые происходят в нашем обществе. Инновационный характер является важной особенностью происходящей реформы. Профессиональное выгорание среди сотрудников является как «психологическая эрозия». Профессиональное выгорание возникает постепенно и незаметно для человека, этот синдром нельзя отнести к конкретным стрессовым ситуациям. Так же поддержали в определении «Эрозия души» К. Маслач и М. Ляйтер: «Оно представляет собой эрозию в ценностях, настроении и воле - эрозию человеческой души». А в тандеме с С. Джексоном, К. Маслач считали, что синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам, деперсонализацию. В отечественной науке начинается изучение синдрома профессионального выгорания в 1980-х годах. Термины «Профессиональное выгорание»,

«Эмоциональное выгорание» и «психическое выгорание» в нашей стране употреблялись абсолютно в равных значениях. В отечественной психологии синдром профессионального выгорания в большей степени относится к психологии труда. Показательным для отечественной психологии является рассмотрение синдрома «выгорания» в контексте профессионализации, особенно в исследованиях выгорания преподавателей. Например, Н.В. Мальцева дает следующее определение: «Синдром психического выгорания представляет собой сложное структурно-динамическое образование, которое формируется в процессе педагогической деятельности и является негативным эффектом профессионализации». Исследователь опирается на положение В.В. Бойко, который «понимает под синдромом психического выгорания выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избыточное психотравмирующее воздействие».

Ключевые слова: профессиональное выгорание, «выгорание», профессиональное развитие, синдром профессионального выгорания, деятельность, психическое выгорание.

Annotation. The article shows that there is burnout in professions where work with people occurs, while there is a progression of the loss of idealism and energy that people experience as a result of their professional activities. It is highlighted that psychological support of the activities of employees of the penal system is necessary, despite the experience and skills and long experience, due to the specifics of their professional activities, which can lead to professional burnout and other negative phenomena in the professional activities of employees. The ongoing reform of the penitentiary system is a consequence of the changes that are taking place in our society. The innovative nature is an important feature of the ongoing reform. Burnout among employees is referred to as "psychological erosion." Professional burnout occurs gradually and imperceptibly for a person; this syndrome cannot be attributed to specific stressful situations. K. Maslach and M. Leiter also supported the definition of "Soul erosion": "It is an erosion in values, mood and will - an erosion of the human soul." And in tandem with S. Jackson, K. Maslach believed that the syndrome of physical and emotional exhaustion, including the development of negative self-esteem, negative attitude to work, loss of understanding and empathy towards clients, depersonalization. In Russian science, the study of the syndrome of professional burnout begins in the 1980s. The terms "professional burnout", "emotional burnout" and "mental burnout" were used in our country with absolutely equal meanings. In Russian psychology, the professional burnout syndrome is more related to the psychology of work. It is indicative for Russian psychology to consider the "burnout" syndrome in the context of professionalization, especially in studies of teacher burnout. For example, N.V. Maltseva gives the following definition: "The syndrome of mental burnout is a complex structural-dynamic formation that is formed in the process of pedagogical activity and is a negative effect of professionalization". The researcher relies on the position of V.V. Boyko, who "understands by the syndrome of mental burnout a mechanism of psychological defense developed by a person in the form of complete or partial exclusion of emotions in response to excessive psycho-traumatic effects".

Keywords: professional burnout, "burnout", professional development, professional burnout syndrome, activity, mental burnout.

Введение. Термин «burnout», который обозначает «выгорание» использовался в качестве описания расстройства личности, возникающий вследствие профессиональной работы с людьми (чаще всего подвержены люди, работающие в системе «Человек-человек»). Проведенное зарубежными учеными исследование личностных черт в группе сотрудников исправительной системы наказаний показало, что добросовестность была наиболее выраженной чертой, отражающей их отношение к работе, уровень организованности, настойчивости и мотивации в деятельности, направленной на достижение цели [3, С. 301].

В тандеме с С. Джексоном, К. Маслак считали, что синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам, деперсонализацию.

В отечественной науке начинается изучение синдрома профессионального выгорания в разных значениях. Психическое выгорание это синдром выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций. В последнее время нагрузка работников исправительных учреждений стала огромной: повысилась ответственность, ненормированный рабочий день, достаточно много стрессовых ситуаций в работе, а так же стало больше бумажной работы. Настойчивость, и эмоциональная реактивность могут представлять собой факторы риска для развития тревоги или посттравматических стрессовых расстройств [1, С. 205].

Деятельность работников исправительных учреждений в большей степени связана с общением и является наиболее подверженной симптомам эмоционального утомления, опустошения, что крайне негативно сказывается на профессиональной деятельности, а так же на здоровье самих работников.

Основой изучения данной проблемы занимались следующие отечетсвенные ученые: В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Т.В. Рябова, Е.А.Чикарева и др., а так же зарубежными учеными: Х. Дж. Фрейденбергом, Т. Кокс и А. Гриффитс, К. Маслач и С. Джексон.

Актуальность данной темы обуславливается необходимостью разработки программы профилактики синдрома профессионального выгорания среди работников исправительных учреждений.

Объект исследования: профессиональное выгорание работников исправительных учреждений.

Предмет исследования: влияние личностных особенностей на профессиональное выгорание работников исправительных учреждений.

Целью исследования является выявление связи личностных особенностей с профессиональным выгоранием работников исправительных учреждений.

Методы, которые применялись при исследовании:

1. Теоретический анализ научной литературы.

2. Психологические опросно-диагностические методы:

Диагностика по К. Маслачу и С. Джексону в адаптации Н.Е.Водопьяновой; диагностика направленности личности по Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера); Шкала общей самоэффективности М. Ерусалема и Р. Шварца, которая стандартизирована и переведена на русский язык Ромеком В.Г.

3. Интервью с сотрудниками.

4. Методы статистической и математической обработки результатов эксперимента (r-Корреляция Пирсона).

В исследовании принимали участие сотрудники исправительных учреждений в возрасте от 23 до 42 лет. Респонденты были разделены на две группы.

В эксперименте принимали участие работники, которые были разделены на 2 группы по стажу работы. Первая группа стаж работы менее 10 лет) и в возрасте 35 лет и более (2 группа - стаж работы более 10 лет).

Необходимо было выявить уровень профессионального выгорания у работников стаж работы, которых составляет менее и более 10 лет.

Практическая значимость исследования: связана с возможностью использования данных в психологической консультационной работе психологической службы в исправительных учреждениях.

Сотрудники, которые подвержены внутриличностному конфликту, имеют синдром профессионального выгорания.

Чаще это происходит с людьми, у которых имеется наличие противоречий между работой и семьей, а также прессинг в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях служебной деятельности. Синдром выгорания проявляется, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку. Например, после лояльных условий обучения в высшем учебном заведении на дневном отделении молодой специалист начинает выполнять работу, связанную с высокой ответственностью, и остро чувствует свою некомпетентность. В этом случае симптомы выгорания могут проявиться уже после шести месяцев работы.

Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов. Первым этапом было получение данных от сотрудников по всем 3 методикам. Вторым этапом послужила обработка и интерпретация данных.

Первой проводили исследование по методике К. Маслача и С. Джексона в адаптации Н.Е. Водопьяновой.

Полученные данные были обработаны и систематизированы. Первым был проанализирован показатель эмоционального истощения.

Анализ данных отраженных показал, что в 1 группе у большинства респондентов (90%) наблюдался высокий уровень эмоционального истощения, а малая часть имеет низкий уровень (10%). Во 2 группе высокий уровень имеют 90% респондентов, 10% респондентов имеют средний уровень эмоционального истощения.

Таким образом, распределение по группам по показателю эмоционального истощения смещено в сторону высокого уровня, и всего 1 респондент имеет средний уровень эмоционального истощения, в большей степени это связано с большой служебной нагрузкой.

Далее был проведен анализ показателя деперсонализации среди обоих групп.

Анализ данных показал, что в 1 группе один из респондентов имеет низкий уровень (1%), 20% испытуемых показали средний уровень, а 60% сотрудников имели высокий уровень.

Во второй группе 5% имеют низкий уровень, 20% имеют средний уровень, а 75% имеют высокий уровень деперсонализации.

Исходя из полученных данных большинство имеют чувство деперсонализации, у них отличается самовосприятие, притупляются эмоциональные черты, поэтому большинство имеет выраженную «черствость» в поведении и некоторые срываются на окружающих из-за невозможности контролировать себя и своё поведение.

Так же были проанализированы данные редукции личностных профессиональных достижений.

Полученные данные распределились следующим образом, уровень редукции личностных профессиональных достижений в 1 группе представлен следующими результатами, 50% респондентов имеют низкий уровень, 30% респондентов имеют средний уровень, высокий уровень у 20%.

Были получены показатели во 2 группе. Высокий уровень имели 60% респондентов, средний - 25%, а низкий - 15%.

Большинство сотрудников 1 группы имеют низкий уровень редукции личностных профессиональных достижений, что говорит об их высокой заинтересованности в работе, творческому подходу и прочее, а во второй группе наоборот большинство работников имеют высокий уровень, что показывает отсутствие интереса к работе, о снижении уровня самооценки.

Следующей был проанализирован метод диагностики направленности личности Б. Басса.

Полученные данные были систематезированны и обобщены. Первыми представлены данные ориентированности на себя.

Низкий уровень ориентированности на себя не имеет ни один респондент, средний уровень в обоих группах имеют 90% респондентов и всего по 10% имеют высокий уровень.

Большинство респонденты в обоих группах имеют средний уровень ориентированности на себя. Полученные результаты позволяют интерпретировать следующим образом: избегание агрессии.

Испытуемые отделяли служебные интересы от личных. Не склонны к зависти к настороженности и подозрительности.

Были рассмотрены полученные данные по уровню направленности на взаимодействие.

Показано, что респонденты 1 группы в 85% имеют средний уровень ориентированности на взаимодействие, а 15% имеют средний уровень, при этом нет ни одного респондента, у которого был бы низкий уровень ориентированности на взаимодействие. Во второй группе 85% респондентов имеют средний уровень ориентированности на взаимодействие и 15% имеют низкий уровень, так же, как и в первой группе нет респондентов с высоким уровнем ориентированности на взаимодействие.

Респонденты направлены на работу в группе, но некоторые моменты хотят выполнять в одиночестве. Малый процент имеет низкий уровень ориентированности на взаимодействие, это люди, которые больше любят работать в одиночестве.

Рассмотрены полученные данные по уровню направленности на задачу.

Так же, как и в первом случае все респонденты имеют средний уровень ориентированности на задачу. У сотрудников идет ориентация на работу в ущерб личной жизни, деловые интересы отличаются принципиальностью.

Далее была проведена методика Шкала общей самоэффективности (Р. Шварца, М. Ерусалема, переведена и стандартизирована Ромеком В.Г.).

Исходя из полученных данных в 1 группе наблюдался у10% низкий уровень, уровень выше среднего - 40%, средний уровень - 30%, а высокий уровень - 20%. Во второй группе наблюдались следующие результаты. Низкий уровень имели 5% сотрудников, уровень выше среднего - 45%, средний уровень - 25%, а высокий уровень - 25%.

В обеих группах имеют показатели средний, выше среднего и высокий, что говорит о высокой самоэффективности работников.

Далее был проведен математический анализ данных при помощи математической статистики. Первым обработаем результаты по эмоциональному истощению для этого сформулируем гипотезы:

Н0 - уровень эмоционального истощения между 1 группой и 2 группой равнозначен;

Н1 - уровень эмоционального истощения между 1 группой и 2 группой различается.

Для расчетов пользовались и - критерием Манна-Уитни.

Была предложена программа, целью которой было снижение уровня профессионального выгорания с помощью личностных особенностей.

Тренинговые и лекционные занятия проводились один раз в неделю в течении 6 недель. Группы формировались по желаниям работников.

Выводы. Изучив литературные источники, можно сделать следующие выводы: профессиональная деятельность работников достаточно трудоемкий процесс, включающий в себя не только передачу знаний, умений и навыков, но и воспитательный аспект, требующий, достаточно много времени, энергии и самоотдачи. Большую роль играют личностные

особенности у сотрудников, а такие как умение противостоять стрессовым ситуациям особенно нужны в профессии правоохранительных органов.

Следующие личностные особенности способствовали появлению синдрома эмоционального выгорания: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью "внутреннего стандарта" и блокированием в себе негативных переживаний; ригидная личностная структура. Таким образом, выявление источников индивидуальных различий, таких как личностные особенности, которые могут привести к проявлению чрезмерных биологических реакций, может иметь важные последствия для здоровья [2, С. 285].

Проходило исследование взаимосвязи уровня эмоционального истощения и личностных особенностей сотрудников. После исследования взаимосвязи уровня эмоционального истощения и личностных особенностей сотрудников, также была проведена беседа по дополнительным вопросам, которые не входили в перечень опросников, для получения более расширенной информации.

Результаты были обработаны при помощи математической статистики. В соответствии с полученными результатами можно сделать выводы о том, что взаимосвязь у профессионального выгорания, есть только в 1 группе с деперсонализацией, в остальных случаях гипотезы не подтвердились. Но почти все работники связаны с высоким уровнем эмоционального истощения. Это связано с большой служебной нагрузкой. Огромная работа с людьми требует больших затрат времени и сил. Ко всему этому добавляется ещё бумажная работа: заполнение отчетов, журналов (причем не только рукописных в добавок электронных). Служебная деятельность несет огромную психологическую и физическую нагрузку на организм, сотрудник не успевает отдыхать, отсюда и получается высокое эмоциональное истощение современных работников пенитенциарной системы.

Результаты, полученные в данной работе, могут применяться для коррекции профессионального выгорания среди работников правоохранительных органов.

Литература:

1. Зауторова Э.В., Вилкова А.В. Характеристика профессиональной стрессоустойчивости сотрудников исправительных учреждений со сроком службы до пяти лет // Ведомости УИС. - 2019. - №2 (201). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-professionalnoy-stressoustoychivosti-sotrudnikov-ispravitelnyh-uchrezhdeniy-so-srokom-sluzhby-do-pyati-let (дата обращения: 09.10.2021).

2. Кирина Л.Ю. Взаимосвязь стрессоустойчивости и темперамента у водителей общественного транспорта // Вопросы современных научных исследований : материалы междунар. (заоч.) науч.-практ. конф. / под общ. ред. А.И. Вострецова. - Нефтекамск, 2018. - С. 285-289

3. Чухрова М.Г., Пронин С.В., Александрова А.А., Михайлов И.В. Тип темперамента как основа стрессоустойчивости в деятельности сотрудников уголовно-исправительной системы // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - 2020. - №ХШ. URL: https://cyberieninka.m/artide/n/tip-temperamenta-kak-osnova-stressoustoychivosti-v-deyatelnosti-sotrudnikov-ugolovno-ispravitelnoy-sistemy (дата обращения: 09.10.2021).

Психология

УДК 59

кандидат психологических наук, доцент Хажуев Ислам Сайдахмедович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный);

доктор медицинских наук, профессор Идрисов Кюри Арбиевич

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный),

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный);

старший преподаватель кафедры психологии Саидов Асланбек Арбиевич

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДЕВИАНТНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются причины девиантного поведения детей и подростком, обозначается роль семейного воспитания в формирования детских девиаций. девиантное поведение подростков рассмотрено как проявление нарушений социализации. Проведено экспериментальное исследование, выявлена зависимость отклоняющегося поведения от детско-родительских отношений, от стилей семейного воспитания. Изучена структура взаимосвязи типов авторитарного потенциала личности ребенка и видов девиантного поведения. Результаты проведенного исследования показывают, что в семьях, где родители не являются примером для подражания, демонстрируется значительно высокий уровень детской девиации. С учетом гендерной специфики девочки оказываются более подверженными развитию деструктивности и цинизма, общей враждебности, веры в низменную природу человека, а также склонности верить в то, что мир зол и опасен, приписывания окружающим своих неприемлемых импульсов. В то же время результаты эксперимента также свидетельствуют о том, что все формы проявления авторитарного потенциала личности имеют низкие значения в семьях с демократичным стилем воспитания, и напротив авторитарный потенциал личности ребенка оказывается значительно завышенным в семьях с жестким стилем воспитания, в семьях, где родители допускают вседозволенность ребенка, либо проявляют недостаточную или чрезмерную заботу о детях.

Ключевые слова: семейное воспитание, девиантное поведение, авторитарный потенциал личности, агрессия, куль силы, сексуальное морализаторство.

Annotation. The article examines the reasons for the deviant behavior of children and adolescents, outlines the role of family education in the formation of children's deviations. deviant behavior of adolescents is considered as a manifestation of socialization disorders. An experimental study was carried out, the dependence of deviating behavior on child-parental relations, on the styles of family education was revealed. The structure of the relationship between the types of the authoritarian potential of the child's personality and the types of deviant behavior has been studied. The results of the study show that in families where parents are not role models, a significantly high level of child deviation is demonstrated. Given the gender specificity, girls are more susceptible to the development of destructiveness and cynicism, general hostility, belief in the base nature of man, as well as a tendency to believe that the world is evil and dangerous, ascribing to others their unacceptable impulses. At the same time, the results of the experiment also indicate that all forms of manifestation of the authoritarian potential of the personality have low values in families with a democratic style of upbringing, and, on the contrary, the authoritarian potential of the child's personality turns out to be significantly

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.