Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РАБОТНИКОВ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ'

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РАБОТНИКОВ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
327
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ОХРАНА ТРУДА / ФАКТОРЫ РИСКА / ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / СТРЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Любимкина Т. А., Тимофеева С. С., Иванова С. В.

Представлены результаты оценки профессионального выгорания работников средств массовой информации, проводившейся по методике «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н. Е. Водопьяновой, в которой синдром профессионального выгорания рассмотрен как трехмерный компонент, состоящий из эмоционального истощения, деперсонализации, редукции личных достижений. В исследовании принимали участие сотрудники газет, телеи радиовещания и Интернет-СМИ Иркутской области. Всего в социологическом опросе участвовало 113 женщин и 42 мужчины, у большинства из них выявлен синдром профессионального выгорания. Для усиления верификации полученных результатов была проверена зависимость выраженности компонентов от возраста и стажа работы. Согласно полученным результатам степень деперсонализации увеличивается в зависимости от возраста и стажа корреспондента: чем дольше корреспондент работает, тем больше у него проявляется деперсонализация. Также от указанных компонентов зависит и редукция личных достижений: чем моложе работник редакции и чем меньше его стаж работы, тем сильнее проявляется отрицательная самооценка, занижение собственных профессиональных достижений и успехов. И наоборот - с приходом зрелости и опыта журналист выше оценивает свою профессиональную компетенцию и творчество. При этом эмоциональное истощение проявляется у всех респондентов вне зависимости от стажа или возраста - в двух исследованиях была выявлена средняя и высокая степень. Именно этот фактор более всего способствует развитию профессионального выгорания журналистов. Для уменьшения воздействия данного синдрома был разработан комплекс профилактических мероприятий, позволяющий предотвращать экономические и ресурсные потери, снижение производительности труда. Представленные методы предотвращения профессионального выгорания в основном направлены на предотвращение эмоционального истощения, в крайнем случае - на купирование негативных симптомов и борьбу с негативными последствиями. Даны рекомендации по уменьшению воздействия синдрома профессионального выгорания, с помощью которых у работников средств массовой информации повысится производительность труда и будут минимизированы психосоциальные риски

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Любимкина Т. А., Тимофеева С. С., Иванова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF PROFESSIONAL BURNOUT OF MEDIA WORKERS

The results of an assessment of professional burnout of media workers are presented. Recommendations on reduction of the burnout syndrome impact are provided. The assessment was conducted using the professional burnout diagnostics method by K. Maslach and S. Jackson adapted by N.E. Vodopyanova. The burnout syndrome is considered to be a three-dimensional component consisting of emotional exhaustion, depersonalization, and personal achievement reduction. The study involved Irkutsk regional newspapers, radio broadcasting, television and Internet media. A total of 155 people participated were surveyed: 113 females and 42 males. Most of them suffer from the professional burnout syndrome. To verify the results obtained, age and work experience were taken into account. According to the results obtained, the degree of depersonalization increases with aging. The longer the participant works, the stronger the depersonalization component. The personal achievement reduction also depends on these components. The younger the editorial staff member and the shorter his/her work experience, the stronger the negative self-esteem, underestimation of own professional achievements and success. Conversely, the more mature the journalist is, the more positively he evaluates his professional competence and creativity. At the same time, emotional exhaustion manifests itself in all respondents, regardless of their age: in two studies, the average and high degrees were revealed. It is this component that makes a contribution to the professional burnout of journalists. To reduce the impact of the syndrome, a set of preventive measures has been developed. They can prevent economic and resource losses, and increase labor productivity. The methods of preventing professional burnout are aimed at preventing emotional exhaustion, and in extreme cases - at relieving negative symptoms and combating negative consequences. They can improve productivity of media workers and reduce psychosocial risks.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РАБОТНИКОВ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

9П91-RfAi-?RQ 17Я XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1582 (print) ;6(4) XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY ISSN 2500-1574 (online)

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Научная статья УДК 316.34

DOI: https://doi.org/10.21285/2500-1582-2021-4-369-378

Оценка профессионального выгорания работников средств массовой информации

Татьяна Андреевна Любимкина1н, Светлана Семеновна Тимофеева2, Светлана Владимировна Иванова3

1,2,3Иркутский национальный исследовательский технический университет,

г. Иркутск, Россия

1lyubimkina-tatya@mail.ru

2sstimofeeva@mail.ru

3fotina.irk@gmail.com

Аннотация. Представлены результаты оценки профессионального выгорания работников средств массовой информации, проводившейся по методике «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н. Е. Водопьяновой, в которой синдром профессионального выгорания рассмотрен как трехмерный компонент, состоящий из эмоционального истощения, деперсонализации, редукции личных достижений. В исследовании принимали участие сотрудники газет, теле-и радиовещания и Интернет-СМИ Иркутской области. Всего в социологическом опросе участвовало 113 женщин и 42 мужчины, у большинства из них выявлен синдром профессионального выгорания. Для усиления верификации полученных результатов была проверена зависимость выраженности компонентов от возраста и стажа работы. Согласно полученным результатам степень деперсонализации увеличивается в зависимости от возраста и стажа корреспондента: чем дольше корреспондент работает, тем больше у него проявляется деперсонализация. Также от указанных компонентов зависит и редукция личных достижений: чем моложе работник редакции и чем меньше его стаж работы, тем сильнее проявляется отрицательная самооценка, занижение собственных профессиональных достижений и успехов. И наоборот - с приходом зрелости и опыта журналист выше оценивает свою профессиональную компетенцию и творчество. При этом эмоциональное истощение проявляется у всех респондентов вне зависимости от стажа или возраста - в двух исследованиях была выявлена средняя и высокая степень. Именно этот фактор более всего способствует развитию профессионального выгорания журналистов. Для уменьшения воздействия данного синдрома был разработан комплекс профилактических мероприятий, позволяющий предотвращать экономические и ресурсные потери, снижение производительности труда. Представленные методы предотвращения профессионального выгорания в основном направлены на предотвращение эмоционального истощения, в крайнем случае - на купирование негативных симптомов и борьбу с негативными последствиями. Даны рекомендации по уменьшению воздействия синдрома профессионального выгорания, с помощью которых у работников средств массовой информации повысится производительность труда и будут минимизированы психосоциальные риски.

Ключевые слова: журналистика, охрана труда, факторы риска, психосоциальные риски, стресс, профессиональное выгорание

Для цитирования: Любимкина Т. А., Тимофеева С. С., Иванова С. В. Оценка профессионального выгорания работников средств массовой информации // XXI век. Техносферная безопасность. 2021. Т. 6. № 4. С. 369-378. https://doi.org/10.21285/2500-1582-2021-4-369-378.

HUMAN LIFE SAFETY

Original article

Assessment of professional burnout of media workers

Tatiana A. Lyubimkina1^, Svetlana S. Timofeeva2, Svetlana V. Ivanova3

© Любимкина Т.А., Тимофеева С.С., Иванова С.В., 2021

Любимкина Т. А., Тимофеева С. С., Иванова С. В. Оценка профессионального выгорания... Lyubimkina T. A., Timofeeva S. S., Ivanova S. V. Assessment of professional burnout...

1,23Irkutsk National Research Technical University,

Irkutsk, Russia

1

lyubimkina-tatya@mail.ru 2sstimofeeva@mail.ru 3fotina.irk@gmail.com

Abstract. The results of an assessment of professional burnout of media workers are presented. Recommendations on reduction of the burnout syndrome impact are provided. The assessment was conducted using the professional burnout diagnostics method by K. Maslach and S. Jackson adapted by N.E. Vodopyanova. The burnout syndrome is considered to be a three-dimensional component consisting of emotional exhaustion, depersonalization, and personal achievement reduction. The study involved Irkutsk regional newspapers, radio broadcasting, television and Internet media. A total of 155 people participated were surveyed: 113 females and 42 males. Most of them suffer from the professional burnout syndrome. To verify the results obtained, age and work experience were taken into account. According to the results obtained, the degree of depersonalization increases with aging. The longer the participant works, the stronger the depersonalization component. The personal achievement reduction also depends on these components. The younger the editorial staff member and the shorter his/her work experience, the stronger the negative self-esteem, underestimation of own professional achievements and success. Conversely, the more mature the journalist is, the more positively he evaluates his professional competence and creativity. At the same time, emotional exhaustion manifests itself in all respondents, regardless of their age: in two studies, the average and high degrees were revealed. It is this component that makes a contribution to the professional burnout of journalists. To reduce the impact of the syndrome, a set of preventive measures has been developed. They can prevent economic and resource losses, and increase labor productivity. The methods of preventing professional burnout are aimed at preventing emotional exhaustion, and in extreme cases - at relieving negative symptoms and combating negative consequences. They can improve productivity of media workers and reduce psychosocial risks.

Keywords: journalism, labor protection, risk factors, psychosocial risks, stress, professional burnout

For citation: Lyubimkina T. A., Timofeeva S. S., Ivanova S. V. Assessment of professional burnout of media workers. XXI vek. Tekhnosfernaya bezopasnost' = XXI century. Technosphere Safety. 2021;6(4):369-378. (In Russ.). https://doi.org/10.21285/2500-1582-2021-4-369-378.

ВВЕДЕНИЕ

Журналистика - одна из самых стрессовых и психологически незащищенных профессий. По статистике ЮНЕСКО, корреспонденты относятся к числу работников с короткой продолжительностью жизни, так как работают в зонах повышенной опасности, подвергая себя добровольному риску и преодолевая инстинкт самосохранения. Частое и систематическое воздействие угроз безопасности, физического или словесного насилия вызывают психологическую травму.

Психосоциальные опасности кроются и в самом процессе работы. Журналисты нередко освещают одну и ту же тему более одного раза. При этом каждый журналистский материал требует «вечного рабочего состояния», так как регулярное изучение новых фактов приводит к увеличению продолжительности рабо-

чего дня. Такой ритм способствует профессиональному выгоранию журналиста. Чаще всего работодатели не предпринимают мер для устранения или минимизации проблемы: не модифицируют рабочую нагрузку сотрудников и не поддерживают приемлемые психосоциальные условия рабочей среды в редакции. Важно отметить, что в России нет организаций, специализирующихся на профессиональной психологической помощи журналистам. Таким образом, сохранение психического здоровья и высокой работоспособности у работников средств массовой информации (СМИ) является актуальной и требует решения.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Необходимо оценить степень профессионального выгорания работников средств массовой информации в совре-

Любимкина Т. А., Тимофеева С. С., Иванова С. В. Оценка профессионального выгорания... Lyubimkina T. A., Timofeeva S. S., Ivanova S. V. Assessment of professional burnout...

менных условиях, а также разработать рекомендации по уменьшению или предотвращению вредоносного воздействия синдрома.

Новизна исследования заключается в том, что на основе данных, полученных в ходе социологического опроса, исследуется степень профессионального выгорания работников средств массовой информации.

МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Оценка степени профессионального выгорания работников средств массовой информации проводилась по методике «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н. Е. Водопьяновой1.

Объектом исследования стали работники следующих иркутских СМИ:

- телекомпании: «АИСТ», «Вести-Иркутск», «АС-Байкал ТВ», НТС («Новое

телевидение Сибири»);

- газеты: «Аргументы и Факты», «Областная», «Комсомольская правда», «Копейка»;

- информационные агентства: «Те-леинформ», Irk.today, «Байкал Инфо»;

- Интернет-СМИ: Irk.ru, IrkutskMedia;

- радиовещание: mCm, «Наше радио», «Иркутский городской радиоканал».

Всего участвовало в опросе 155 чел.: 74% женщин (113 чел.) и 26% мужчин (42 чел.).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ результатов социологического опроса журналистов, работающих в иркутских СМИ, показал, что из 155 респондентов 81 чел. испытывает эмоциональное (ЭИ) истощение в высокой степени, остальные - в средней степени (рис. 1).

■ Высокая степень Средняя степень

■ Низкая степень

a b c

Рис. 1. Степень выраженности выгорания у журналистов по количеству человек: a - эмоциональное истощение; b - деперсонализация; c - редукция личностных достижений

Fig. 1. The degree of burnout in journalists by the number of people: a - emotional exhaustion; b - depersonalization; c - reduction of personal achievements

1 «Диагностика профессионального «выгорания»: методика [Электронный ресурс] // Пси: работы по психологии. URL: http://dip-psi.ru/psikhologiches-kiye-testy/post/metodika-diagnostika-professional-nogo-vygoraniya-k-maslach-s-dzhekson-v-adaptacii-n-e-vodopyanovoj (15.09.2021).

У 132 опрошенных была выявлена средняя степень деперсонализации, 15 чел. имеют низкую степень, и всего 8 чел. - высокую степень.

Наибольшее количество респондентов (83 чел.) испытывают среднюю сте-

Любимкина Т. А., Тимофеева С. С., Иванова С. В. Оценка профессионального выгорания... Lyubimkina T. A., Timofeeva S. S., Ivanova S. V. Assessment of professional burnout...

пень редукции личных достижений, 57 человек - высокую степень, остальные 15 - низкую степень.

Для усиления верификации полученных результатов была проверена выраженность компонентов от возраста и стажа работы. Данные показали (рис. 2) как влияет возраст на выгорание корреспондента. Максимальное ЭИ испытывают журналисты в возрасте 20-30 лет.

Эта категория работников находится на стадии профессиональной адаптации: осваивает журналистскую деятельность и осуществляет наработку первичных навыков и умений. Обычно молодым корреспондентам необходимо больше времени для изучения новой темы журналистского произведения. Причина тому - недостаток знаний. В свою очередь редактор использует эмоциональное давление на таких сотруд-

ников с целью повышения производительности труда и получения своевременных результатов. Данный метод ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов журналиста.

Установлено, что высокий уровень эмоционального истощения испытывают сотрудники СМИ в возрасте от 50-ти лет и старше. Они сталкиваются с большим количеством препятствий и факторов стресса на работе - например, плохая ориентация в социальных сетях. В частности, возрастные сотрудники менее креативные, реже мыслят нестандартно, у них мало свежих идей [1]. По той же причине свежих и передовых знаний у возрастных сотрудников часто не хватает. Неспособность полноценно проявить себя приводит к профессиональному выгоранию.

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

41,6

39,1

40,2

30,4

21,2

10,3 10,8

2,2

38,1

Эмоциональное истощение Деперсонализация

■ До 20 лет ■ 20-30 лет ■ 30-40 лет ■ 40-50 лет ■ более 50 лет

Редукция личных достижений

Рис. 2. Компоненты профессионального выгорания у журналистов в зависимости от возраста

Fig. 2. Age-dependent professional burnout components in journalists

Любимкина Т. А., Тимофеева С. С., Иванова С. В. Оценка профессионального выгорания... Lyubimkina T. A., Timofeeva S. S., Ivanova S. V. Assessment of professional burnout...

Стоит отметить, что у корреспондентов в возрасте от 50-ти лет была выявлена и высокая степень деперсонализации: заметно утрачивается или снижается эмоциональный компонент психических процессов [2]. Теряются чувства к героям публикации или резонансным событиям, отсутствует эмоциональное восприятие окружающей обстановки. Связано это с тем, что длительная работа журналистом вызывают у человека привыкание к негативу. Негативные пресс-релизы провоцируют у корреспондента развитие пессимистического отношения к жизни, что в последствии приводит к деперсонализации. В остальных возрастных категориях степень деперсонализации средняя и низкая.

Высокая степень редукции личных

отношений была выявлена у респондентов двух возрастных категорий - до 20 лет и 20-30 лет. Они в меньшей степени способны позитивно воспринимать себя как профессионалов. При написании журналистских материалов у молодых журналистов вырабатывается негативная оценка своей компетентности и, как следствие, происходит снижение профессиональной мотивации [3]. При этом чем взрослее корреспондент, тем у него ниже степень редукции личных отношений. Все респонденты старше 30 лет удовлетворены собой как личностью и положительно оценивают свою профессиональную компетенцию.

Рассмотрим компоненты профессионального выгорания у журналистов в зависимости от стажа работы (рис. 2).

45 40 35 30 25 20 15 10

40,1

41,1

Эмоциональное истощение Деперсонализация Редукция личных достижений

■ Стаж работы до 1 года "От 1 до 5 лет "5-10 лет "10-15 лет "15-20 лет "Более 20 лет

5

0

Рис. 3. Компоненты профессионального выгорания у журналистов в зависимости от стажа работы

Fig. 3. Professional experience-dependent burnout in journalists

Любимкина Т. А., Тимофеева С. С., Иванова С. В. Оценка профессионального выгорания . Lyubimkina T. A., Timofeeva S. S., Ivanova S. V. Assessment of professional burnout...

Как следует из представленных на рис. 3 данных, можно утверждать, что чем меньше стаж работы у корреспондента, тем больше он будет подвержен эмоциональному истощению. В начале трудовой деятельности молодой сотрудник редакции осознает недостаточность своих знаний, умений и навыков по отношению к требованиям руководства СМИ [4], при этом испытывая меньшую профессиональную успешность, что постепенно и приводит к выгоранию.

Высокая степень деперсонализации была выявлена у журналистов, проработавших в СМИ 15-20 лет и более. У остальных групп степень деперсонализации средняя или низкая.

Высокая степень редукции личных отношений обнаружена у сотрудников, которые проработали в СМИ менее 5 лет. После этого периода у корреспондента начинает вырабатывать положительная оценка своей компетентности. Журналисты, проработавшие в СМИ более 5 лет, удовлетворены собой - они положительно оценивают свою профессиональную компетенцию.

Стоит отметить, что при анализе двух гистограмм была выявлена корреляционная связь в компонентах деперсонализации и редукции личных достижений.

Согласно первой гистограмме, степень деперсонализации увеличивается в зависимости от возраста корреспондента. Та же закономерность прослеживается и во второй гистограмме: чем дольше корреспондент работает, тем больше у него проявляется деперсонализация. Из этого следует, что возраст и стаж работы могут вызвать расстройство деперсонализации.

Также от указанных компонентов зависит и редукция личных достижений: чем моложе работник редакции и чем меньше его стаж работы, тем сильнее проявляется отрицательная самооценка, занижаются собственные профессиональные достижения и успехи. И наобо-

рот - чем взрослее журналист и чем дольше длится его карьера, тем положи-тельнее он оценивает свою профессиональную компетенцию и творчество.

При этом ЭИ проявляется у всех респондентов вне зависимости от стажа или возраста, так как в двух исследованиях была выявлена средняя и высокая степень ЭИ. Именно этот компонент вносит набольший вклад в профессиональное выгорание журналистов.

Для уменьшения воздействия данного синдрома необходим комплекс профилактических мероприятий, который позволит предотвратить экономические и ресурсные потери, снижение производительности труда.

1. Для всех журналистов можно рекомендовать представлять день удаленной работы, что позволит снизить усталость работающих и увеличить продуктивность работы [5]. Условия и правила дистанционной работы в настоящее время прописаны в Трудовом кодексе. С 1 января 2021 г. вступили в силу поправки, внесенные в Трудовой кодекс, регулирующие трудовые отношения в части дистанционной (удаленной) работы (Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 407-ФЗ, далее - Закон № 407-ФЗ). Главным новшеством являются нормы, регулирующие порядок временного перевода на дистанционную работу по инициативе работодателя в исключительных случаях, какими могут быть природные катастрофы, несчастные случаи на производстве, пожары, эпидемии, эпизоотии, землетрясения и т. д., ставящие под угрозу жизнь и нормальные жизненные условия всего населения или его части. В таком случае работодатель, с учетом мнения профсоюза, должен принять локальный акт с указанием на обстоятельство, послужившее основанием для перевода работников на дистанционную работу; составить список работников, временно подлежащих переводу, указать срок ди-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Любимкина Т. А., Тимофеева С. С., Иванова С. В. Оценка профессионального выгорания . Lyubimkina T. A., Timofeeva S. S., Ivanova S. V. Assessment of professional burnout...

станционной работы, порядок обеспечения работников оборудованием, выплаты компенсации и возмещения иных расходов, порядок организации труда работников и иные вопросы. Работник, подлежащий временному переводу на дистанционную работу по указанным основаниям, должен быть ознакомлен с данным актом способом, позволяющем достоверно подтвердить получение работником локального нормативного акта

2. В редакциях СМИ необходимо создать комфортные условия. Это поможет предотвратить не только профессиональное выгорание, но и непосредственным образом повлияет на производительность труда [6]. Новый кулер, кофемашина, вентиляция или кондиционер существенно предотвращают появление недовольства [7].

В плане профилактики синдрома выгорания следует уделить внимание созданию благоприятных условий во время рабочего дня. Помещение должно соответствовать нормам санитарно-гигиенических требований (освещенность, температура, удобная мебель). Согласно нормам СанПиН 20212, температура на рабочем месте в помещениях СМИ в теплое время года должна быть 23-25°C при относительной влажности воздуха 60-40%. При этом температура поверхностей должна быть 22-26°С, а скорость движения воздуха - до 0,1 м/с. В холодное время года в кабинете

2Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-проти-воэпидемических (профилактических) мероприятий: постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 3 от 28.01.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/pro-

ducts/ipo/prime/doc/400189764/ (10.09.2021).

должно быть 22-24°С (влажность и скорость движения воздуха аналогичны), а оптимальная температура поверхностей -21-25°С.

Нормативные значения освещенности в любых помещениях, в том числе офисных, принимают по специальному документу - СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение». Для помещений СМИ норма света такая же, как и для офисов, где используются компьютеры - 200-300 лк.

3. Следует уделить внимание разработке стратегии психического здоровья, внесение ее в СУОТ. Необходимо разработать стратегию психического здоровья по международному стандарту ISO 45003 «Управление охраной труда -Психологическое здоровье и безопасность на рабочем месте»3. Руководство по управлению психосоциальными рисками содержит рекомендации по управлению рисками, связанными с психологическим здоровьем и безопасностью в рамках системы управления охраной труда. В нем рассматриваются многие аспекты, которые могут повлиять на психологическое здоровье работника, включая неэффективное общение, чрезмерное давление, плохие руководство и организационную культуру.

Не менее важна идентификация опасностей психосоциального характера, которая должна быть выполнена по международному стандарту 2021 г. ISO 45003 «Управление охраной труда -Психологическое здоровье и безопасность на рабочем месте».

Также следует предоставить работникам необходимые контакты для решения психологических проблем. В местах общего пользования нужно повесить

3ISO 45003:2021(En.) Occupational health and safety management - Psychological health and safety at work - Guidelines for managing psychosocial risks [Электронный ресурс]. URL: https://www.iso.org/obp/ ui/#iso:std:iso:45003:ed-1 :v1 :en (13.09.2021).

Любимкина Т. А., Тимофеева С. С., Иванова С. В. Оценка профессионального выгорания . Lyubimkina T. A., Timofeeva S. S., Ivanova S. V. Assessment of professional burnout...

таблички с номерами служб поддержки, общих служб гигиены труда, конфиденциальном опросе, консультировании и услугах по урегулированию конфликтов [8].

4. Для предупреждения выгорания специалистов, работающих в системе «человек-человек», необходимо обратить внимание на обучение, стажировку и подготовку вновь принимаемых на работу новых и молодых корреспондентов [9]. Рекомендуем на основе международного стандарта ISO 45003 разработать программу обучения молодых специалистов приемам психологической самопомощи для предупреждения профессионального выгорания. Это могут быть тесты, инструкции квалифицированных психологов, комнаты психологической разгрузки, установленные локальным нормативным актом дополнительные перерывы для снятия усталости - примерно 15-20 мин.

5. Постоянные командировки являются стрессом для организма [10]. Рекомендуется свести до минимума рабочие поездки корреспондентов. СМИ рекомендовано приобрести служебные автомобили или взять их в аренду. Так корреспонденты не только смогут избежать стресса во время поездок в общественном транспорте, но и сэкономить время пути.

6. Для сокращения профессионального выгорания важна правильная организация рабочего времени [11]. Рекомендуется использовать программу управления экранным временем: с помощью нее возможно создать лимит времени на день. Также необходимо ввести гибкий режим работы, разделения работы или предоставления работникам возможности контролировать темп выполнения рабочих задач [12].

7. Во всех СМИ необходимо равномерное распределение обязанностей: не отправлять одного и того же сотрудника на трудные задания, чередовать сложные и более простые задачи, выделять время на отдых, выстроить четкую организационную политику, цели и требования.

8. Следует уделить внимание охране труда корреспондентов предпенсионного и пенсионного возраста [13]. Нужно продумать оптимальный формат организации труда, чтобы ограничить у пожилых сотрудников сверхурочную деятельность. Рабочие места пенсионеров и работников предпенсионного возраста должны быть эргономически приспособлены и оснащены в техническом плане. Также нужно ввести регулярный контроль за состоянием здоровья пожилых работников - прохождение ими медосмотров и диспансеризация [14]. Продолжительность рабочего времени может быть сокращена по просьбе пожилых работников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенные мероприятия по снижению выгорания работников СМИ позволят уменьшить или предотвратить негативное воздействие синдрома профессионального выгорания, а также скорректировать уже имеющиеся расстройства. В целом представленные методы предотвращения профессионального выгорания направлены на предупреждение эмоционального истощения, а в крайнем случае - на купирование негативных симптомов и борьбу с негативными последствиями.

С помощью данных рекомендаций у работников СМИ повысится производительность труда и будут минимизированы психосоциальные риски.

Список источников

1. Чикарева Е. А., Синдром профессионального (эмоционального) выгорания в педагогической среде. Хабаровск: Хабаровский промышленно-

экономический техникум, 2018. 30 с.

2. Шпорт С. В., Белякова М. Ю., Макурина А. Д.

Управление психосоциальными рисками на ра-

https://tb.istu.edu/jour/index

Любимкина Т. А., Тимофеева С. С., Иванова С. В. Оценка профессионального выгорания . Lyubimkina T. A., Timofeeva S. S., Ivanova S. V. Assessment of professional burnout...

бочем месте как система мер профилактики психических нарушений // Практическая медицина. 2019. № 3. С. 15-23.

3. Молокоедов А. В., Слободчиков И. М., Удовик С. В. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности. М.: Левъ, 2018. 250 с.

4. Herr R. M., Bosch J. A., Loerbroks A., Genser B., Almer Ch., van Vianen A. E. M., Fischera J. E. Organizational justice, justice climate, and somatic complaints: Amultilevel investigation // Journal of Psychosomatic Research. 2018. Vol. 111, no. 5. P. 15-21. https://doi.org/10.1016/j.jpsychores.2018.05.003.

5. Hesketh I., Tehrani N. Psychological risk management: Introduction and guidance [Электронный ресурс] // Lancashire Constabulary. URL: https://os-carkilo.org.uk/app/uploads/2017/08/FINAL-Psychological-risk-management.pdf (18.09.2021).

6. Schuller K. Interventions as the centrepiece of psychosocial risk assessment - why so difficult? // International Journal of Workplace Health Management. 2020. Vol. 1, no 5. P. 61-80. https://doi.org/ 10.1108/IJWHM-07-2018-0098.

7. Bazmi E., Alipour A., Yasamy M. T., Kheradmand А., Salehpour S., Khodakarim S., et al. Job Burnout and Related Factors among Health Sector Employees // Iranian Journal of Psychiatry. 2019. Vol. 14, no. 4. P.309-316.

8. Kupcewicz E., Jozwik M. Role of Global Self-Esteem, Professional Burnout and Selected Socio-Demographic Variables in the Prediction of Polish

Nurses' Quality of Life - A Cross-Sectional Study // Risk Manag Healthc Policy. 2020. Vol. 13. P. 671684. https://doi.org/10.2147/RMHP.S252270.

9. Kaminski A., Rozenek H., Banasiewicz J., Wojtowicz S., Btonski A., Owczarek K. Correlates of professional burnout in a sample of employees of cell and tissue banks in Poland // Cell and Tissue Banking. 2018. Vol. 19, no. 3. P. 405-411. https:// doi.org/10.1007/s10561-018-9686-1.

10. Fred H. L., Scheid M. S. Physician Burnout: Causes, Consequences, and (?) Cures // Tex Heart Inst Journal. 2018. Vol. 45. № 4. P. 198-202. https: //doi.org/10.14503/THIJ-18-6842.

11. Shackleton N., Bonell C., Jamal F., Allen E., A. Mathiot, Elbourne D., et al. Teacher Burnout and Contextual and Compositional Elements of School Environment // Journal of school health. 2019. Vol. 89, no. 12. P. 977-993.

12. Morkos I. Application of cognitive load theory in burnout // The clinical teacher. 2019. Vol. 16, no. 4. P. 407-408. https://doi.org/10.1111/tct.13020.

13. Трестина А. П., Ситдиков Ф.Ф. Охрана труда работников предпенсионного и пенсионного возраста в образовании // StudNet. 2020. № 8. С. 326-329.

14. Dyrbye L. N., Major-Elechi B., Hays J. T., Fraser C. H., Buskirk S. J., West C. P. Relationship Between Organizational Leadership and Health Care Employee Burnout and Satisfaction // Mayo Clin Proc. 2020. Vol. 95, no. 4. P. 698-708. https://doi.org/10.1016/j. mayocp.2019.10.041.

References

1. Chikareva E. A. Professional (emotional) burnout syndrome in the teaching environment. Khabarovsk: Khabarovsk Industrial and Economic College; 2018. 30 p. (In Russ.).

2. Shport S. V., Belyakova M. Yu., Makurina A. P. Managing psychosocial risk at workplace in the system of mental health disorders prevention. Praktich-eskaya meditsina = Practical medicine. 2019;17(3): 15-23. (In Russ.).

3. Molokoedov A. V., Slobodchikov I. M., Udovik S. V. Emotional burnout in professional activity. Moscow: Lev; 2018. 250 p. (In Russ.).

4. Herr R. M., Bosch J. A., Loerbroks A., Genser B., Almer Ch., van Vianen A. E. M., Fischera J. E. Organizational justice, justice climate, and somatic complaints: Amultilevel investigation. Journal of Psychosomatic Research. 2018;111(5):15—21. https:// doi.org/10.1016/j.jpsychores.2018.05.003.

5. Hesketh I., Tehrani N. Psychological risk management: Introduction and guidance. Lancashire Constabulary. Available from: https://oscarkilo.org. uk/app/uploads/2017/08/FINAL-Psychological-risk-management.pdf [Accessed 9th September 2021].

6. Schuller K. Interventions as the centrepiece of psychosocial risk assessment - why so difficult?

International Journal of Workplace Health Management. 2020;1(5):61-80. https://doi.org/10.1108/IJWH M-07-2018-0098.

7. Bazmi E., Alipour A., Yasamy M. T., Kheradmand A., Salehpour S., Khodakarim S., et all. Job Burnout and Re-lated Factors among Health Sector Employees. Iranian Journal of Psychiatry. 2019;14(4):309-316.

8. Kupcewicz E., Jozwik M. Role of Global Self-Esteem, Professional Burnout and Selected Socio-Demographic Variables in the Prediction of Polish Nurses' Quality of Life - A Cross-Sectional Study. Risk Manag Healthc Policy. 2020;13:671-684. https://doi.org/10.2147/RMHP.S252270.

9. Kaminski A., Rozenek H., Banasiewicz J., Wójtowicz S., Btonski A., Owczarek K. Correlates of professional burnout in a sample of employees of cell and tissue banks in Poland // Cell and Tissue Banking. 2018;19(3):405-411. https://doi.org/10.100 7/s10561-018-9686-1.

10. Fred H. L., Scheid M. S. Physician Burnout: Causes, Consequences, and (?) Cures. Texas Heart Institute journal. 2018;45(4):198-202. https:// doi.org/10.14503/THIJ-18-6842.

11. Shackleton N., Bonell C., Jamal F., Allen E., A. Mathiot, Elbourne D., et al. Teacher Burnout and Contex-

Любимкина Т. А., Тимофеева С. С., Иванова С. В. Оценка профессионального выгорания... Lyubimkina T. A., Timofeeva S. S., Ivanova S. V. Assessment of professional burnout...

tual and Compositional Elements of School Environment. Journal of school heath. 2019;89(12):977-993.

12. Morkos I. Application of cognitive load theory in burnout. The clinical teacher. 2019;16(4):407-408. https://doi.org/10.1111/tct.13020.

13. Trestina A. P., Sitdicov F. F. Labor protection of employees of pre-retirement and retirement age in

Информация об авторах

Т. А. Любимкина,

магистрант,

Иркутский национальный исследовательский

технический университет,

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, Россия,

С. С. Тимофеева,

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности, Иркутский национальный исследовательский технический университет,

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8427-3732

С. В. Иванова,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, Россия

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила в редакцию 05.10.2021. Одобрена после рецензирования 17.11.2021. Принята к публикации 30.11.2021.

education. StudNet. 2020;3(8):326-331. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2658-4964-2020-10119. 14. Dyrbye L. N., Major-Elechi B., Hays J. T., Fraser C. H., Buskirk S. J., West C. P. Relationship Between Organizational Leadership and Health Care Employee Burnout and Satisfaction. Mayo Clin Proc. 2020;95(4):698-708. https:// doi.org/10.1016/j.mayocp.2019.10.041.

Information about the authors

Tatiana A. Lyubimkina,

Master's degree student, Irkutsk National Research Technical University,

83 Lermontov St., Irkutsk 664074, Russia,

Svetlana S. Timofeeva,

Dr. Sci. (Eng.), Professor, Head of the Department of industrial ecology and life safety, Irkutsk National Research Technical University,

83 Lermontov St., Irkutsk 664074, Russia, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8427-3732

Svetlana V. Ivanova,

Cand. Sci. (Agriculture),

Associate Professor of the Department

of Industrial Ecology and life safety

Irkutsk National Research

Technical University,

83 Lermontov St., Irkutsk 664074, Russia

Contribution of the author's

The authors contributed equally to this article.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests.

All authors have read and approved the final manuscript.

The article was submitted 05.10.2021. Approved after reviewing 17.11.2021. Accepted for publication 30.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.