Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СРЕДИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ'

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СРЕДИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
390
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федорцова Светлана Сергеевна, Ковярова Виталина Андреевна

В статье рассматриваются понятие и особенности формирования синдрома эмоционального выгорания; приводятся эмпирические данные эмоционального выгорания у медицинских работников и выводы по результатам проведенного исследования; даются общие рекомендации по профилактике эмоционального выгорания в профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федорцова Светлана Сергеевна, Ковярова Виталина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL BURNOUT AMONG THE REPRESENTATIVES OF THE PROFESSIONAL GROUP MEDICAL WORKERS

The article discusses the concept and features of the formation of the emotional burnout syndrome; provides empirical data on emotional burnout in medical professionals and conclusions based on the results of the study; provides general recommendations for the prevention of emotional burnout in professional activities

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СРЕДИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ»

1. Вакулова, И.Н., Проскуряков, В.А. Вопросы становления профессиональных планов / И.Н. Вакулова, В.А. Проскуряков. - СПб., 2004 - 168 с.

2. Ворновская, Н.И. Организация внеурочного воспитательного пространства как условие формирования познавательных интересов школьников // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования / Н.И. Ворновская. - Калининград: Изд- во КГУ. - 2002. - Вып. 13. - C. 73- 75.

3. Гершунский, Б.С. Философия образования: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Б.С. Гершунский. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. - 432 с.

4. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Арсеньева А.М. / П.Ф. Каптерев. - М., 2012. -413 с.

5. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский. - М.: Академия, 2006. - 318 с.

6. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М.: Знание, 2006.

7. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 2008. - 245 с.

8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., М., Минск - 2011. - 475 с.

9. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2011. - 203с.

С.С. Федорцова, В.А. Ковярова

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СРЕДИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ

Аннотация: в статье рассматриваются понятие и особенности формирования синдрома эмоционального выгорания; приводятся эмпирические данные эмоционального выгорания у медицинских работников и выводы по результатам проведенного исследования; даются общие рекомендации по профилактике эмоционального выгорания в профессиональной деятельности

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, профессиональная группа, профессиональное выгорание, медицинский персонал.

S. S. Fedortsova, V. A. Kovyarova

EMOTIONAL BURNOUT AMONG THE REPRESENTATIVES OF THE PROFESSIONAL

GROUP MEDICAL WORKERS

Abstract. The article discusses the concept and features of the formation of the emotional burnout syndrome; provides empirical data on emotional burnout in medical professionals and conclusions based on the results of the study; provides general recommendations for the prevention of emotional burnout in professional activities

Key words: burnout syndrome, professional group, professional burnout, medical personnel.

Актуальность данной темы в современном обществе очень велика. Поскольку темп жизни в современном обществе нарастает, а в обществе наблюдается, а в последнее время наиболее ярко, нестабильность в различных областях. Несмотря на то, что в 2019 году Всемирная организация здравоохранения объявила выгорание феноменом профессиональной сферы, влияющим на состояние здоровья пациента, в 11 редакцию Международной классификации болезней (МКБ-11) выгорание классифицировано как синдром, но не заболевание. Тем не менее, выгорание измеримо подрывает работоспособность сотрудника и негативно влияет на эффективность всей компании.

Впервые данный термин был озвучен американским ученым-психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году. Данное понятие было введено в раздел по психологии и первоначально использовалось для обозначения психологического состояния сотрудников, которые имели тесный контакт с клиентами, в результате чего у них наблюдалось эмоциональное перенапряжение. Термин «синдром профессионального выгорания» происходит

91

от английского burn-out и подразумевает полное психологическое и эмоциональное изнеможение, сопряженное с ощущениями невостребованности и собственной бесполезности.

В данной области серьезно работал и внес в нее значительный вклад американский психолог К. Маслач, который провел серьезную работу и связал данный термин с людьми, работающими в хелперской сфере. К ним он отнёс врачей, педагогов, юристов, а также социальных работников, психотерапевтов и священников. Э. Moppoy очертил в 1981 г. четкий образ, определяющий эмоциональное состояние работника, испытывающего профессиональное выгорание личности - «запах горящей эмоционально-психологической проводки».

Современные психологи бьют тревогу, причисляя данный синдром к одному из опасных профессиональных недугов, которому подвержены те, кто по роду своей деятельности вынуждены тесно общаться с людьми. Результатом негативного воздействия на организм могут стать необратимые изменения личности с серьезными нарушениями психики [6, 23].

В отечественной психологической науке все больший интерес вызывает проблема профессионального выгорания. За последние несколько лет появилось значительное количество исследований и статей, посвященных данной теме. В начале марта 2021 года сайт по поиску вакансий и сотрудников HeadHunter с помощью разработанного медицинской компанией «Доктор рядом» чат-бота провели исследование эмоционального выгорания среди 2,5 тыс. работников из всех округов, в ходе которого они выявили, что половина опрошенных россиян находится в состоянии эмоционального выгорания [8].

По мнению Водопьяновой Н.Е. эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще - профессионального поведения. С одной стороны, оно позволяет человеку дозировать и экономно использовать энергетические ресурсы, с другой - выгорание отрицательно сказывается на выполнении работы и отношениях с партнерами [1].

Рукавишников А.А. говорит об эмоциональном истощении как о процессе, который связан с исчерпанием эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Оно нередко проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, а также равнодушии и холодности по отношению к окружающим [3].

Нами было проведено исследование профессионального выгорания среди представителей профессиональной группы «медицинские работники». Профессия медицинского работника характеризуется высокой степенью эмоциональных переживаний, которые специалист испытывает в процессе профессиональной деятельности, так как на него возложена огромная ответственность за здоровье пациентов [7].

Исследование проводилось среди медицинских работников г. Таганрога. Величина совокупной выборки составила 100 респондентов в возрасте 28 до 65 лет, из них все были женского пола.

В ходе опытно-экспериментальной работы была проведена диагностика профессионального «выгорания» К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой. Опросник включает в себя 22 вопроса, каждый из которых относится к одной из трёх шкал: «эмоциональное истощение», «деперсонализация», «редукция личных достижений». В рамках исследования респондентам также задавались вопросы о том, каковы, по их мнению, причины эмоционального выгорания и каким они видят выход из данного состояния.

Эмоциональное истощение - это состояние истощения в результате накопленного стресса от вашей личной или трудовой жизни, или комбинации того и другого.

Результаты общей диагностики эмоционального истощения медицинских работников представлены на рис.1.

Рис. 1. Результаты общей диагностики эмоционального истощения медицинских работников (в %)

Анализ результатов диагностики эмоционального истощения медицинского персонала показал, что почти половина опрошенных имеет высокий уровень эмоционального истощения (46%). Стоит отменить, что при этом, у 40% опрошенных можно наблюдать низкий уровень этого показателя.

Для более детального рассмотрения проблемы эмоционального истощения, полученные результаты исследования были сегментированы по возрастным группам (рис. 2).

0 1 0

60 и более возраст

■ низкий уровень «средний уровень высокий уровень

Рис. 2. Результаты диагностики эмоционального истощения медицинских работников

по возрастным группам (чел.)

Наибольшее количество респондентов с высоким уровнем эмоционального истощения представлено в возрастной группе 31-45 лет (30%), возрастной группе 18-30 лет наблюдается низкий уровень эмоционального истощения (16%). В возрастной группе 46-60 лет всё не так однозначно: 16% от числа опрошенных находятся на низком уровне эмоционального истощения, а 14% - на высоком, при этом 4% - имеют средний уровень.

Психологи Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. в своём труде пишут, что деперсонализация проявляется в деформации отношений с окружающими людьми. В одних случаях это может быть увеличение зависимости от них, в других случаях - повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к подчиненным, коллегам, ученикам. Она предполагает бесчувственное, негуманное отношение к субъектам делового взаимодействия [2, с. 139].

Результаты общей диагностики деперсонализации медицинских работников представлены на рис. 3.

18-30 31-45 46-60

Низкий уровень

■ Средний уровень Высокий уровень

Рис. 3 - Результаты общей диагностики деперсонализации медицинских работников (в %)

Анализируя результаты диагностики деперсонализации медицинских работников позволили сделать вывод, что её уровень является низким почти у половины опрошенных - 49%.

Рассмотрим более детально полученные результаты диагностики деперсонализации медицинских работников по возрастным группам (рис. 4).

18-30 31-45 46-60 60 и более возврааст

низкий уровень Иоредний уровень высокий уровень

Рис. 4. Результаты диагностики деперсонализации медицинских работников

по возрастным группам (чел.)

Что касается результатам диагностики деперсонализации медицинских работников по возрастным группам, то ее низкий уровень выявлен в возрастной группе 18-30 лет - 17 % из количества опрошенных. Этот показатель чуть выше в возрастной группе 46-60 лет (20 %). Наибольшее количество респондентов с высоким уровнем деперсонализации наблюдается в возрастной группе 31-45 лет и равен 13 % (рис. 4).

Редукция личных достижений, как отмечают К. Маслач, С. Джексон, может проявляться в двух направлениях: в снижении самооценки, занижении своих профессиональных достижений и, во-вторых, ограничение своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, снятие с себя ответственности и перекладывание ее на других [6].

Результаты общей диагностики редукции личных достижений медицинских работников представлены на рисунке 5.

Рис. 5. Результаты общей диагностики редукции личных достижений опрошенных (в %)

Результаты общей диагностики редукции личных достижений медицинских работников позволяют сделать вывод, что у 44% респондентов редукция личных достижений находится на высоком уровне.

Рассмотрим полученные результаты в возрастных группах медицинских работников (рис. 6).

20

возраст

18-30 31-45 46-60 60и более

низкий уровень "средний уровень высокий уровень

Рис. 6. Результаты диагностики редукции личных достижений медицинских работников

по возрастным группам (чел.)

Детальное изучение проблемы редукции личных достижений медицинских работников по возрастам позволяет сделать вывод, что в возрастных группах 18-30 и 31-45 лет отмечается низкий уровень этого показателя, 14% и 13% соответственно. Высокий уровень редукции личных достижений распространён в возрастной группе 46-60 лет - 15 %.

В рамках исследования респондентам также задавались вопросы о том, каковы, по их мнению, причины эмоционального выгорания и каким они видят выход из данного состояния (рис. 7).

трудоёмкость рабочего процесса

■ не рациональное распредение функций

нехватка стимулов ктруду

Рис. 7. Результаты исследования мнения медицинских работников по поводу причин эмоционального выгорания (в %).

Исходя из мнения опрошенных медицинских работников, наиболее распространённой причиной эмоционального выгорания является нехватка стимулов к труду- так считают 43% опрошенных. Вторым по популярности является мнение о том, что нерациональное распределение функций является причиной эмоционального выгорания медицинского персонала (36%). Наименее распространено мнение о том, что трудоёмкость рабочего процесса является причиной эмоционального выгорания - 21%.

Выходом из состояния эмоционального выгорания абсолютное большинство медицинских работников видят в введение дополнительных поощрений - 52% из общего числа опрошенных, 28% - смена функциональных обязанностей и 12% - смена места работы (рис. 8).

смена функциональных обязанностей

■ смена места работы введение дополнительных поощрений

■ Другое

Рис. 8. Результаты исследования мнения медицинских работников о том, каким они видят выход из состояния эмоционального выгорания (в %)

Кроме того, 8% опрошенных медицинских работников предложили свои варианты по выходу из состояния эмоционального выгорания: повышение заработной платы (4%), создание благоприятных и комфортных условий труда (2%)и отпуск (2%).

Учитывая факторы, способствующие нахождению в состоянии эмоционального выгорания, нами разработаны следующие рекомендации по профилактике эмоционального выгорания среди профессиональной группы медицинские работники. Некоторые из них, на наш взгляд, будут эффективны и для других профессий.

1. Регулярный отдых, нужно уделять определенное время работе, определенное время

досугу.

2. Физические упражнения. Нужно заниматься теми видами физической нагрузки, которая приносит удовольствие - прогулки, бег, велосипед, танцы, работа в огороде и т.п.

3. Сон, способствует снижению стресса. Полноценный сон, который длится в среднем 89 часов.

4. Нужно поддерживать благоприятную обстановку на рабочем месте. На работе лучше делать частые короткие перерывы (например, каждый час по 3-5 минут), которые будут эффективнее тех, которые длятся дольше, но реже.

5. Нужно разделять ответственность, научиться отказывать. Человек, который живет по принципу «чтобы было хорошо, нужно сделать самому», неизбежно станет жертвой синдрома выгорания.

6. Нужно иметь хобби. Желательно, чтобы увлечение помогало расслабиться, например, живопись, скульптуры.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

1. Общая диагностика эмоционального истощения медиков позволила выявить, что у 46% опрошенных высокий уровень эмоционального истощения. Наибольшее количество респондентов с высоким уровнем эмоционального истощения представлено в возрастной группе 31-45 лет (30 %). При этом наибольшее количество опрошенных с низким уровнем наблюдается в возрастной группе 18-30 лет (16%).

2. Результаты общей диагностики деперсонализации позволили сделать вывод, что её уровень является низким у 49% опрошенных. По результатам диагностики деперсонализации медицинских работников по возрастным группам, низкий уровень этого показателя выявлен в

96

возрастной группе 18-30 лет - 17 % из количества опрошенных. Этот показатель чуть выше в возрастной группе 46-60 лет (20 %). Наибольшее количество респондентов с высоким уровнем деперсонализации наблюдается в возрастной группе 31-45 лет и равен 13 %.

3. Результаты общей диагностики редукции личных достижений медицинских работников позволяют сделать вывод, что у 44% респондентов редукция личных достижений находится на высоком уровне. Детальное изучение проблемы редукции личных достижений медицинских работников по возрастам позволяет сделать вывод, что в возрастных группах 18-30 и 31-45 лет отмечается низкий уровень этого показателя, 14% и 13% соответственно. Высокий уровень редукции личных достижений распространён в возрастной группе 46-60 лет - 15 %.

Таким образом, эмоциональное выгорание, в первую очередь, рассматривается как сгорание работника определенной профессии из-за долгого профессионального стажа. Эмоциональное выгорание - явление, которое проявляется в психических реакциях в проблемных ситуациях. Несомненно, одной из основных причин, которые вызывают синдром выгорания, выступает эмоционально затруднённые отношения, сложившиеся в коллективе. Когда процесс общения эмоционально затруднен, обнаруживается синдром эмоционального выгорания.

Эмоциональное выгорание безусловно является одной из важнейших проблем на любом предприятии, ведь оно является причиной таких проблем, как: высокий уровень текучести кадров, потеря ценных сотрудников, стрессовые ситуации в производственном процессе, частые конфликты, застои на работе, снижение производительности и много другое Труд всех работников любой профессии бесценный, однако, профессия медицинских работников требует большой выносливости и стойкости. Медицинские работники входят в группу риска, как специалисты, которые подвергаются профессиональному сгоранию, так как эта та профессия, которая предполагает большую психологическую и физическую нагрузку, потребность нахождения выходов в экстремальных ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса/ Н. Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.: ил. — (Серия «Практикум»).

2. Дмитриев, М.Г., Белов, В.Г., Парфенов, Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков/ М.Г. Дмитриев, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов. (Части 4-9). - СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010. - 316 с. Рукавишников А.А. Опыт создания методики для диагностики психического выгорания // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. - 1998. - Т. 4. - Вып. 1. - С. 283-284.

3. Тихонова, И.В. Социально-психологическая специфика диагностики и коррекции профессионально личностной деформации медицинских сестер/ И.В. Тихонова. - Кострома, 2002. - С. 23.

4. Фрейденберг, Г. Перегореть: высокая цена больших достижений/ Г. Фрейденберг. - М.: Прогресс - Универс, 1974. - С. 328.

5. Maslach C., Jackson S. The measurement of experienced burnout // J. of Occupational Behavior. - 1981. - Vol. 2. - P. 99-113.

6. Gallup's Perspective on Employee Burnout: Causes and Cures // Gallup, Inc. 2019.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Официальный сайт Inc. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://incrussia.ru/news/vygoreli-na-rabote/ (дата обращения: 30.04.2021).

О.Н. Филиппова, Ю.В. Брездина

ОСОБЕННОСТИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация. В статье представлено описание особенностей словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Авторы опытно-экспериментальный путем доказывают мнение о том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня наблюдается отставание от возрастной нормы в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.