Научная статья на тему 'Особенности проявления девиантного поведения у подростков с несформированным типом гендерной идентичности'

Особенности проявления девиантного поведения у подростков с несформированным типом гендерной идентичности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
168
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / GENDER IDENTITY / ПОДРОСТОК / TEENAGER / ФЕМИНИННОСТЬ / FEMININITY / МАСКУЛИННОСТЬ / АНДРОГИНИЯ / ANDROGYNY / ТРЕВОЖНОСТЬ / ANXIETY / ДЕЛИНКВЕНТ / DELINQUENT / MANLINESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бубнова Ирина Сергеевна

Гендерную идентичность можно рассматривать и как базовую структуру социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, и как осознание себя в связи с культурными определениями мужественности и женственности. В статье представлены результаты эмпирического исследования гендерной идентичности у подростков-правонарушителей. В статье показано, что у подростков-правонарушителей с несформированным типом гендерной идентичности отмечается высокий уровень ситуативной и межличностной тревожности, различные тенденции к девиациям. Данная статья будет интересна специалистам в различных отраслях психологии, права и социальной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF DEVIANTNOGO BEHAVIOR IN ADOLESCENTS WITH UNFORMED TYPE OF GENDER IDENTITY

Gender identity can be seen as base structure of social identity which characterizes a person from the point of view of his belonging to male or female group and as perception of oneself according to the cultural definitions of manliness or femininity. The authors present the results of empirical investigation of gender identity of delinquent teenagers. It is demonstrated that delinquent teenagerswith unformed type of gender identity have a high level of situational and interpersonal anxiety, the various tendencies to deviance. This article will be interesting for specialist of different branches of psychology and social pedagogy.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления девиантного поведения у подростков с несформированным типом гендерной идентичности»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО, КРИМИНОЛОГИЯ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

УДК 376. 5

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С НЕСФОРМИРОВАННЫМ ТИПОМ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Бубнова Ирина Сергеевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»,

г. Иркутск e-mail: irinaz-bubnova@yandex.ru

PECULIARITIES OF DEVIANTNOGO BEHAVIOR IN ADOLESCENTS WITH UNFORMED TYPE OF GENDER IDENTITY

Irina Bubnova,

candidate of psychological sciences, associate professor at Irkutsk State

University, Irkutsk

АННОТАЦИЯ

Гендерную идентичность можно рассматривать и как базовую структуру социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, и как осознание себя в связи с культурными определениями мужественности и женственности. В статье представлены результаты эмпирического исследования гендерной идентичности у подростков-правонарушителей. В статье показано, что у подростков-правонарушителей с несформированным типом ген-дерной идентичности отмечается высокий уровень ситуативной и межличностной тревожности, различные тенденции к девиациям. Данная статья будет интересна специалистам в различных отраслях психологии, права и социальной педагогики.

ABSTRACT

Gender identity can be seen as base structure of social identity which characterizes a person from the point of view of his belonging to male or female group and as perception of oneself according to the cultural definitions of manliness or femininity. The authors present the results of empirical investigation of gender identity of delinquent teenagers. It is demonstrated that delinquent teenagerswith unformed type of gender identity have a high level of situational and interpersonal anxiety, the various tendencies to deviance. This article will be interesting for specialist of different branches of psychology and social pedagogy.

Ключевые слова: гендерная идентичность; подросток; фемининность; маскулинность; андрогиния; тревожность; делинквент.

Keywords: gender identity; teenager; femininity; manliness; androgyny; anxiety; delinquent.

Современное общество характеризуется изменением ценностно-нравственных ориен-таций в сфере отношений между полами, в нем происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями. Отсутствие культуры взаимоотношений мальчиков и девочек, размытость представлений об идеале мужчины и женщины, пассивное участие мужчин в воспитании детей, не-

достаточное внимание к вопросам полового просвещения — вопросы, которые волнуют и остаются актуальными для современного общества [3]. Становление гендерной идентичности подростка происходит в процессе социализации и, конечно, будет затруднено, если подросток находится под влиянием вышеперечисленных факторов.

Изменение сложившейся ранее системы дифференциации половых ролей сегодня побуждает к постановке ряда нетрадиционных вопросов, среди которых — вопрос о специфике становления маскулинности и фемининно-сти в процессе развития личности. В развитии и становлении личности все более значимым является формирование половой сферы и по-лоролевого поведения, а также адекватного отношения к своей гендерной роли и гендер-ной роли противоположного пола. Отмечаемое рядом авторов (С. Айвазова, О. Здраво-мыслова, М. Арутюнян, В. В. Абраменкова) гендерное неблагополучие в России отражает дисгармоничный характер взаимоотношений между полами, которое характеризует отношение человека к своей и противоположной ген-дерной роли. Дисгармоничные взаимоотношения полов приводят к формированию неадекватной гендерной идентичности, которая, в свою очередь, провоцирует агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков.

Понятие «гендер» является многозначным: в широком смысле гендер включает любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и феми-нинностью [2]. Более узкое его значение — это «социальный пол», т. е. социально-детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. В настоящее время существует три подхода в типологии гендерной идентичности: биполярный; андро-гинный; мультиполярный [5].

В настоящей статье гендерная идентичность рассматривается как процесс осознания и принятия определенной мужественности и женственности, существующих в рамках той или иной культуры, в которой воспитывается человек. Гендерная идентичность главным образом задается распространенной в обществе системой половых ролей, которые ребенок усваивает в процессе социализации. Фемининная гендерная роль предписывает женщинам быть заботливыми, эмоциональными, чувствительными к интересам и проблемам других людей. Маскулинная гендерная роль требует доминирования, активности, даже агрессивности. Ярче всего проблемы формирования гендерной идентичности проявляются в период полового созревания [4]. Перед подростком, который обрел способность к обоб-

щению, возникает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, друге, мужчине или женщине и т. д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если подросток успешно справляется с задачей обретения гендерной идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет [3]. В противном случае возникает путаница ролей или проявляется противоречивая и несформированная идентичность. Данный феномен имеет не столько психологические, сколько социально-психологические и социальные причины.

В настоящем исследовании приняли участие 64 (26 девочек и 38 мальчиков) подростка — учащиеся школ г. Иркутска, состоящие на различных формах учета: внутришкольный учет, ОДН ОП-4 (отделение правоохранительных органов), КДНиЗП (комитет по делам несовершеннолетних и защите их прав), а также школьная служба наркопоста. В ходе настоящего исследования были использованы следующие психодиагностические методы: методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А. Н. Орел; модифицированный вариант опросника «Решения трудных ситуаций» (РТС) для определения готовности принимать, анализировать, а также решать критические ситуации на данном возрастном этапе онтогенеза; полоролевой опросник Сандры Бем, методика «Маскулинность — фемининность», тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера) и методика «Шкала социально-ситуативной тревожности» Кондаша.

Проанализировав результаты, полученные в ходе проведения методики «Маскулинность — фемининность», мы установили, что неадекватный собственному полу тип гендерной идентичности сформирован у 33 % мальчиков и 31 % девочек, состоящих на различных формах учета. У таких подростков не сформированы мужские и женские качества, адекватные полу, наоборот, выявлена устойчивая тенденция к формированию фемининного типа гендерной идентичности у мальчиков и маскулинного типа гендерной идентичности у девочек.

Следующим шагом нашего исследования явилось изучение особенностей проявления тревожности у подростков с неадекватным полу типом собственной гендерной идентичности. Для изучения тревожности были исполь-

зованы тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера) и методика «Шкала социально-ситуативной тревожности» Конда-ша. Проведение данных методик позволило сформулировать следующие выводы. Подростки с неадекватным полу типом собственной гендерной идентичности тревожнее подростков с полоадекватным типом собственной гендерной идентичности.

Исследование также показало, что девочки-подростки с неадекватно сформированным типом гендерной идентичности демонстрируют наличие склонности к уходу от реальности, к вербальной агрессии, в средней степени выраженности агрессии к людям, интрапуни-тивному поведению, к компенсации и возрастанию усилий к достижению целей.

Проведение методики, направленной на диагностику склонности к отклоняющемуся поведению, А. Н. Орел показало, что у девочек прослеживается склонность давать социально-желательные ответы, тенденция к нарушению норм и правил, тенденция к аддиктив-ному поведению, к агрессии и насилию, к де-линквентному поведению, у нескольких девочек прослеживается тенденция отвержения женской социальной роли.

У мальчиков с неадекватно полу сформированным типом гендерной идентичности отмечается склонность к уходу от реальности, у некоторых ребят отмечается склонность к наркотизации, к вербальной агрессии, к ин-трапунитивным реакциям, к компенсации и возрастанию усилий к достижению целей.

Проведение методики А. Н. Орел показало, что у опрошенных мальчиков прослеживается установка на социально-желательные ответы, тенденция к нарушению норм и правил, тенденции к аддиктивному поведению, к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, к агрессии и насилию, к отсутствию склонности к волевому контролю над эмоциями, тенденция к делинквентному поведению.

Выделенные особенности гендерной идентичности подростков-правонарушителей позволяют сделать вывод о том, что необходимо проведение специально организованной работы по формированию у них гендерной идентичности. От своевременности и полноты процесса формирования гендерной идентичности у подростков во многом зависят уверенность в себе, цельность переживания, определенность установок и, в конечном счете, эф-

фективность общения с людьми, построение собственной семьи, отношений в семье, в коллективе [5]. Наоборот, неверно усвоенные половые роли могут явиться причиной депрессивных состояний, неврозов, социальных психотравм, могут привести к формированию устойчивого делинквентного поведения, чувству неполноценности и одиночества, все более охватывающему молодых людей, нестабильности семейных отношений. Часто если мальчик/мужчина по каким-либо обстоятельствам не вписывается в традиционную мужскую роль, у него развивается чувство дискомфорта, перерастающее в стресс. Ш. Берн использует понятие мужской гендерно-ролевой стресс, под которым понимается «стресс, возникший, когда мужчине трудно поддерживать стандарт традиционной мужской роли или он вынужден проявлять поведение, характерное для женской роли» [1, с. 187]. В период мужского гендерно-ролевого стресса мальчик-подросток не может выдержать прессинга между сложившимися обстоятельствами и так называемым гендерным давлением. Гендерное давление — это одобрение женских социокультурных стереотипов поведения обществом со стороны женщин и неодобрение их со стороны мужчин. Со стороны мужчин приветствуются только мужские социокультурные стереотипы. Гендерное давление человек ощущает на себе с момента рождения, когда он еще не в состоянии опираться на собственный опыт.

Негативная сторона процесса феминизации мальчиков и маскулинизации девочек связана с осознанием того факта, что овладение женщинами мужскими качествами и овладение мужчинами женскими очень часто приводит к негативным социальным последствиям. Девочка может обрести объективность, рациональность, неуемное любопытство, экспансию и т. д., но при этом она не станет лучшим мужчиной. Бесспорным является факт, что маскулинизация женщин находит отражение в бисексуальности, транссексуальности, трансвестизме, лесбиянстве и даже садизме. Мужчина также может приобрести субъективность, интуитивность, зависимость и т. д., что приводит к тяжелым социальным коллизиям, среди которых особое место занимает мужская проституция и преступность, связанная с насилием над женщинами и детьми.

Таким образом, современный социум сталкивается с целым рядом проблем, которые

восходят к дисгармонии между полами и требуют серьезного профессионального вмешательства. Разрабатывая программу формирования гендерной идентичности подростков-правонарушителей, необходимо определить базовую концепцию, на которой будет строиться вся программа. По мнению авторов, программа формирования гендерной идентичности должна строиться в соответствии с парадигмой социального конструирования гендера, согласно которой гендерная идентичность конструируется посредством социализации, разделения труда, системой ген-дерных ролей, семьей, а также конструируется самим индивидом на уровне его сознания, принятия заданных обществом норм и ролей, следования им (в одежде, внешности, манере поведения) [6].

Цель программы — формирование гендер-ной идентичности у подростков-правонарушителей, адекватной маскулинной роли у мальчиков и фемининной — у девочек. Направления работы по формированию гендер-ной идентичности:

1. Формирование мужественности и женственности, оптимальных коммуникативных установок мужчин и женщин.

2. Формирование сознания в контексте ген-дерной культуры и нравственных требований.

3. Подготовка к ответственному супружеству через формирование супружеских ролей и выработка установок взаимно ответственного партнерства.

4. Подготовка к ответственному родитель-ству, предполагающая формирование ролевого поведения матери и отца по отношению к детям и выработку оптимальных репродуктивных установок [7].

5. Формирование представлений об идеале мужчины, женщины.

6. Установление правильных взаимоотношений мальчика и девочки, юноши и девушки, формирование стремления к взаимопониманию.

7. Формирование качеств, характерных для маскулинности, для фемининности. Методика программы выстроена с учетом принципа доминирующих целей, обоснованного в исследованиях С. А. Козловой.

В соответствии с данным принципом были определены следующие доминирующие цели:

1. Узнать себя.

2. Сформировать представления о различии полов.

3. Сформировать адекватное полу гендер-ное поведение.

4. Сформировать представление о роли мужчины и женщины в деловом мире.

5. Сформировать представление о семье и супружеских отношениях.

6. Сформировать навыки адекватного межличностного взаимодействия («мы живем все вместе»).

Результаты внедрения программы формирования гендерной идентичности у подростков-правонарушителей указывают на её эффективность. Был проведен контрольный эксперимент и сравнение уровня сформирован-ности гендерной идентичности подростков-правонарушителей до и после внедрения программы формирования гендерной идентичности. Методика организации контрольного эксперимента полностью соответствовала проведению первичной диагностики. Контрольный эксперимент показал динамику формирования гендерной идентичности по методике «Маскулинность — фемининность» С. Бэм. Отмечено, что уровень сформированности гендерной идентичности у мальчиков и девочек не остался неизменным, а сдвинулся в сторону адекватного полу. Количество мальчиков, гендерная идентичность которых отличается маскулинностью, возросло, что указывает на эффективность проведенных мероприятий по формированию гендерной идентичности, во-первых, потому что отмечается позитивный сдвиг в формировании гендерной идентичности мальчиков-правонарушителей к адекватной мужскому полу гендерной идентичности. Во-вторых, несмотря на то что процесс формирования гендерной идентичности у мальчиков сопровождается постоянно действующим противоречием между требованиями, предъявляемыми фемининным окружением к ним в обществе/школе (подчиняемость, послушание), и маскулинными ожиданиями общества к проявлению ими определенного набора психологических качеств (активность, соревновательность, лидерство), маскулинность сформировалась у достаточно большого числа мальчиков.

Такую же картину сформированности гендерной идентичности можно наблюдать и у девочек, состоящих на различных формах учета. Данные методики «Маскулинность — фемининность» после проведения

контрольного эксперимента также свидетельствуют об эффективности проведенной коррекционной работы.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что разработанная и внедренная программа способствует положительной динамике формирования гендерной идентичности у подростков-правонарушителей. Так, количество мальчиков-правонарушителей, ген-дерная идентичность которых интерпретируется как сформированная неадекватно полу, уменьшилось. При этом увеличилось число мальчиков с маскулинным типом гендерной идентичности. Наблюдения за деятельностью мальчиков во время проведения контрольного эксперимента показали, что маскулинность у них проявляется в активном участии практически во всех мероприятиях программы, особенно в деловой игре: мальчики с энтузиазмом включались в работу, очень умело демонстрировали качества лидера, отстаивали свою точку зрения, охотно вступали в спор, обоснованно доказывали свои убеждения.

Необходимо отметить положительную динамику формирования гендерной идентичности и у девочек. Как показали наблюдения, в ходе контрольного эксперимента эти девочки охотно участвовали в упражнениях, направленных на формирование женственности, они не стеснялись показывать свою женственность, привлекательность. В упражнениях, направленных на формирование ролей матери, жены,

супруги не боялись показать себя, свое незнание, стремились не быть похожими на своих матерей, не боялись говорить об этом, анализируя каждый свой шаг. Таким образом, в ходе контрольного эксперимента подтверждено, что формирование гендерной идентичности у подростков-правонарушителей может быть эффективным.

Список литературы

1. Берн Ш. М. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения / Ш. М. Берн ; пер. с англ. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 320 с.

2. Бем С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем. — М. : РОССПЭН, 2004. — 329 с.

3. Бубнова И. С. Особенности Я-образа у подростков и его формирование в условиях семейного воспитания : дис. ... канд. психол. наук / И. С. Бубнова. — Иркутск, 2004. — 157 с.

4. Бубнова И. С. К вопросу о формировании гендерной идентичности у подростков-сирот / И. С. Бубнова, В. И. Рерке // Вестн. Вост.-Сиб. гос. акад. образования. — 2012. — № 17. — С. 58—62.

5. Бубнова И. С. Формирование гендерной идентичности у подростков-сирот / И. С. Бубнова, В. И. Рерке // Вестн. Иркут. гос. техн. ун-та. — 2014. — № 1(84). — С. 175—182.

6. Исаев Д. Н. Половое воспитание и психогигиена пола у детей / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. — Л. : Медицина, 1979. — 184 с.

7. Клецина И. С. Психология гендерных отношений: теория и практика / И. С. Клецина. — СПб. : Алетейя, 2004. — 408 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.