Научная статья на тему 'Особенности проявления чувства патриотизма у младших школьников'

Особенности проявления чувства патриотизма у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1620
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления чувства патриотизма у младших школьников»

УДК 373.1.013

Лашкова Г.Н. ГОУ ВПО ЧГУ, г. Череповец

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Идея патриотизма во все времена занимает особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. В силу этого понимание современного российского патриотизма,

сформировавшегося на протяжении многовековой истории русской

общественной мысли, является исходной задачей для выяснения педагогических условий его воспитания.

Многие мыслители и педагоги указывали на роль патриотизма в формировании личности.

Белорусский просветитель В.Н. Тяпинский (1540-1604) отмечал, что патриотизм является средством сохранения духовного наследия народа, призывал к возрождению его славы и национального достоинства.

А.Н. Радищев указывал на нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого требуют интересы Родины.

Русский критик В.Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общественного сообщества: «Любить свою Родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому».

К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [5, с. 386].

В исследованиях по патриотическому воспитанию (Е.П. Белозерцев, А.В. Беляев, М.В. Богуславский, А.Н. Вырщиков, К.С. Гад-жиев, О.С. Газман, Ф.Б. Горелик, И.А. Ильин, В.А. Кобылянский, К.М. Никонов,

Г.И. Школьник и др.) рассматриваются вопросы о целях, задачах и сущности патриотического воспитания,

доказывается необходимость разработки общенациональных проектов по проблемам патриотизма в современной России. Учеными определены теоретические основы патриотического воспитания, разработана «Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе» (руководитель Н.А. Боголюбов), созданы программы гражданского и патриотического воспитания, педагогическими коллективами школ г. Москвы и г. Тулы предложены разнообразные формы и методы применительно к средней

общеобразовательной школе. Разработаны авторские программы по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся начальной школы, основная цель которых воспитание патриотизма и

гражданственности у младших школьников во внеклассной работе. Это:

- целевая комплексная программа «Сыны отечества» (О.В. Захарова, О.В. Гринь, М.В. Бодренкова);

- «Школа жизни - окружающий мир» (А.А. Остапец).

Однако анализ научных источников и практической работы школ не только свидетельствует об активизации внимания к проблеме воспитания патриотизма у младших школьников, но и позволяет сделать вывод о недостаточной изученности данного аспекта, его отличительных особенностей применительно к начальной школе.

В младшем школьном возрасте закладываются основы нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная

направленность личности. Процесс выработки нравственных представлений в области патриотизма требует обязательного учета возрастных особенностей учащихся. В этом возрасте в процессе обучения и воспитания формируются такие

нравственные чувства, как любовь к Родине, чувство товарищества, дружбы, долга,

доброжелательности и уважения. Для данного возраста характерно понимание и раскрытие того или иного нравственного понятия (патриот, гражданин), но это не всегда говорит о проявлении этого самого чувства. Осознанность и действенность нравственных чувств проявляется в поступках. Младшие школьники должны, по мнению В.А. Сухомлинского, пройти путь воспитания юного гражданина от нравственного понятия к нравственному убеждению, а затем к социальной ориентации. Выработка социальной ориентации - важное условие гражданской зрелости, моральной устойчивости, патриотического поведения.

В философском словаре дается следующее определение понятия «патриотизм»: «это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины» [4, с. 358]. Проблема патриотизма

рассматривается различными авторами в разных исторических, социально-политических и экономических условиях, в зависимости от сформировавшихся под влиянием полученных знаний, взглядов и выработанной под воздействием различных факторов личной гражданской позиции.

Поэтому в период реформирования российского общества рассмотрение ряда важнейших сторон данной проблемы является одной из актуальных задач отечественной науки. Актуальности рассматриваемой проблемы и

недостаточности ее разработки в современных социально-экономических условиях развития общества посвящено исследование на тему «Воспитание чувства патриотизма у младших школьников». Исследование сущности патриотического воспитания явилось основанием для разработки модели воспитания чувства патриотизма у младших школьников (табл.). Определение содержания и структуры модели воспитания чувства патриотизма осуществлялось на основе системного, аксиологического и личностно-

деятельностного подходов. Системный подход позволяет представить модель как целостную систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем. Она является отражением воспитательного процесса, который включает целевой, содержательный и оценочно-результативный компоненты. В предлагаемой модели их соотношение выражено следующим структурным

Таблица

Модель воспитания патриотизма у младших школьников

единством: цель - компоненты - критерии - педагогические условия - уровни воспитанности. Основная идея исследования выражается в том, что воспитание патриотизма у младших школьников осуществляется в результате целостности структурных компонентов: потребностно-мотива-ционного, интеллектуально-чувственного, поведенческого и волевого. На основании аксиологического и личностно-деятель-ностного подходов в качестве системообразующего признан личностный компонент. Критериями потребностно-мотивационного компонента являются: желания учащихся (аллотропные, синтропные, эготропные); потребность учащихся в активной работе по патриотическим направлениям. Критериями интеллектуально-чувственного компонента являются: знания, представления о малой и большой Родине, отношение к ней. Критериями поведенческого компонента являются: мотивы поведения, нравственные убеждения. Критериями волевого компонента являются: ситуационный выбор модели поведения; способность к проявлению патриотизма в изменяющихся условиях. Педагогическими условиями проявления чувства патриотизма у младших школьников являются: моделирование структуры в условиях целостного учебно-воспитатель-ного процесса; создание необходимой учебно-воспитательной среды; использование краеведческого материала в учебной и внеучебной деятельности. Реализуя модель патриотического воспитания, в нашей экспериментальной работе мы поставили цель: определить степень эффективности проявления чувства патриотизма у младших школьников.

Для реализации экспериментальной работы были определены организационные формы проявления чувства патриотизма у младших школьников. При помощи различных приемов и методов формировалась патриотическая воспитанность, совершенствовались знания, умения и навыки учащихся, тщательно подбирался материал, связанный с темой патриотизма, который органически входил в устные и письменные задания. Материал носил целенаправленный характер и включал сведения краеведческого плана. Особое внимание уделялось умению рассуждать, а также обоснованно высказывать свое мнение и отстаивать его.

Успешность результатов воспитательной деятельности достигается посредством высокого качества организации совместной деятельности учащихся и педагогов, а также применения разнообразных форм учебной и внеучебной деятельности.

Анализ результатов эксперимента показывает, что содержание модели обладает достаточными возможностями для формирования у учащихся чувства патриотизма. Выясняется, что у младших школьников заметно расширяются познания в вопросах патриотизма, формируется чувство любви и гордости к большой и малой Родине, чувство уважения к труду, семье, экологической безопасности региона.

Основными направлениями методической работы по организации воспитания чувства патриотизма являются следующие:

- изучение и анализ школьной документации: учебных планов, программ, содержания учебных пособий по историческим, краеведческим, географическим дисциплинам;

- изучение и анализ опыта организации учебно-воспитательной работы по патриотическому воспитанию учащихся;

- разработка критериев и показателей проявления у учащихся чувства патриотизма, выявление условий для проведения опытно-экспериментальной работы;

- определение уровней проявления у учащихся чувства патриотизма в соответствии с разработанными критериями и показателями на основе анализа и обобщения результатов анкетирования, бесед, решения проблемных ситуаций, наблюдений, ранжирования и т.д.

При анализе опыта разработки и применения учителями регионального компонента мы пришли к выводу, что такая работа нередко имеет бессистемный характер. Для преодоления этого недостатка необходимо руководствоваться рекомендациями Е.П. Белозерцева, Г.Н. Волкова, М.Л. Кузьмина, считающих, что при формировании патриотических ценностей у учащихся целесообразно придерживаться такой последовательности: культурно-исторические ценности родного края -родного народа - общечеловеческие ценности [1, с. 30 - 35].

Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровней проявления чувства патриотизма у младших школьников общеобразовательных школ проводилась в МОУ СОШ № 17 г. Череповца и в МОУ СОШ № 11 с учащимися 1 - 4-х классов, число школьников, участвующих в эксперименте, составило 112 человек. Перед тем как приступить к этапу определения уровней воспитанности чувства патриотизма, были разработаны критерии, показатели и предполагаемые уровни проявления чувства патриотизма у младших школьников.

Цель диагностико-поискового этапа: выявить уровни проявления чувства патриотизма у учащихся третьих-четвертых классов.

В ходе эксперимента мы оценивали работу, выполненную учащимися, по четырем показателям, которые соответствуют компонентам патриотизма:

- потребностно-мотивационный компонент - желания (аллотропные, синтропные, эготропные) учащихся;

- интеллектуально-чувственный компонент - знания и представления учащихся о Родине и отношения к ней;

- поведенческий компонент - мотивы поведения учащихся;

- волевой компонент - ситуационный выбор модели поведения учащимися; способность к проявлению патриотизма в изменяющихся условиях.

Исходя из данных критериев, мы охарактеризовали уровни проявления чувства патриотизма у учащихся третьих-четвертых классов.

Высокий - у учащихся наблюдаются аллотропные желания (то есть желания для большей общности лиц, страны, мира); школьники обладают достаточным для данного возраста запасом знаний о стране и городе (символика, главы страны и города, столица); имеют достаточно образное и цельное представление о Родине; отношение к Родине устойчивое и положительное; выбор модели поведения является устойчивым, положительным и осознанным.

Средний - характеризуется наличием у учащихся синтропных желаний (то есть желаний для малой группы, к которой принадлежат), частичного запаса знаний о своей стране и городе (символика, столица, частично главы государства и города); представления о Родине ограничиваются местом проживания (улицей, домом); отношение к Родине хотя и активное, но недостаточно устойчивое; выбор модели поведения неустойчив и недостаточно осознанный.

Низкий - характеризуется наличием у учащихся эготропных желаний (для себя), обладает минимальным запасом знаний о своей стране и городе (столица, частично символика), представления о Родине фрагментарные, невзаимосвязанные отрывки, имеющие слабую эмоциональную окраску, отношение к Родине пассивное и недостаточно устойчивое, выбор модели поведения негативный, и отсутствует осознанность.

При диагностике потребностно-мотива-ционного компонента проявления чувства патриотизма для выявления желаний учащихся были использованы методики: «Незаконченное предложение» и «Гипотетическое предложение».

При обработке результатов выявлены желания трех типов, которые соответствуют уровням сформированности потребностно-мотивационной сферы ребенка:

1) эготропные желания (для себя) - низкий уровень;

2) синтропные желания (для малой группы, к которой принадлежит ребенок) - средний уровень;

3) аллотропные желания (для большой общности лиц, страны, мира) - высокий уровень.

Исходя из полученных данных, можно сделать выводы, что и в экспериментальном классе, и в

контрольных преобладают желания эготропные, то есть для себя, что отражено в процентных показателях: 40 % учащихся в экспериментальном классе и 47 % учащихся в контрольных классах. К этой группе желаний относятся: «Куплю компьютер, машину, игрушки и т.п.». Аллотропные желания характерны для 28 % учащихся экспериментального класса и 23 % учащихся контрольных классов. К этой группе относятся желания такого рода: «Построю дома для бездомных», «Прекращу войну», «Увеличу зарплату и пенсию» и т.д. Число учащихся, находящихся на среднем уровне, которому соответствуют синтропные желания (для малой группы, к которой принадлежит ребенок), распределено так: 39 % в экспериментальном и 30 % в контрольных классах. Это желания учащихся: «Подарю компьютеры всему классу», «Куплю маме и папе квартиру» и т.п.

При диагностике интеллектуального компонента чувства патриотизма мы использовали тест открытого вида «Что я знаю о Родине?»

Проанализировав результаты, полученные в ходе проведения методики, мы сделали выводы о том, что достаточным для детей этого возраста запасом знаний о своей стране и городе во всех классах обладает незначительная часть учащихся: 20 % в экспериментальном и 15 % в контрольных классах.

Группа школьников, обладающих частичным запасом знаний, составляет 40 % в экспериментальном классе и 55 % в контрольных классах.

Учащиеся, обладающие минимальным запасом знаний, составляют 40 % в экспериментальном и 30 % в контрольных классах.

Таким образом, результаты обработки данных позволяют сделать вывод о том, что интеллектуальный компонент воспитанности патриотизма недостаточно сформирован в обоих классах.

При диагностике чувственного компонента мы использовали анкету-интервью.

Проанализировав полученные в ходе анкеты-интервью данные, мы сделали вывод, что более половины учащихся всех классов обладают формальными, со слабой эмоциональной окраской, представлениями о Родине.

При диагностике поведенческого компонента чувства патриотизма мы использовали технологию создания проблемной ситуации.

При диагностике волевого компонента патриотизма мы опирались на методику, которая позволила выявить выбор модели поведения учащимися в предложенной ситуации.

Проанализировав результаты, полученные в ходе диагностико-поискового этапа нашего исследования, мы можем выделить три группы школьников согласно обозначенным уровням проявления чувства патриотизма.

Распределение учащихся по уровням проявления чувства патриотизма можно представить на гистограмме (рис.).

40 35 30 25 20 15 10 5 0

□ Экспериментальный □ Контрольные

Сравнение уровней воспитанности патриотизма у учащихся контрольных и экспериментального классов (в %)

Из гистограммы видно, что большинство школьников и в экспериментальном, и в контрольных классах находятся на среднем и низком уровне воспитанности патриотизма, а именно 37 % и 37 % учащихся экспериментального класса и 40 % и 38 % учащихся контрольных классов. Высокий уровень показали 26 % учащихся экспериментального и 22 % учащихся контрольных классов. В процессе анализа показателей потребностно-мотивационного компонента проявления чувства патриотизма у младших школьников выяснилось, что у учащихся преобладают желания что-то сделать для себя, что свидетельствует о низком уровне его сформированности. Проанализировав результаты интеллектуально-чувственнного компонента чувства патриотизма, мы можем сделать вывод, что данные в экспериментальном и контрольных классах почти совпадают. Во всех классах преобладает средний уровень развития чувственного компонента воспитанности патриотизма, он составляет 64 % учащихся в экспериментальном и 60 % учащихся в контрольных классах. Это означает то, что у более половины учащихся всех классов представления о Родине ограничиваются местом их конкретного проживания. Эти представления формальны, не содержат эмоциональной окраски. Учащиеся, которые имеют достаточно образное и цельное представление о Родине, подкрепленное яркой эмоциональной окраской, и наделяют «человека-патрио-та» нравственными качествами, правами и обязанностями, составляют 16 % учащихся в экспериментальном классе и 15 % учащихся в контрольных классах. Группа учащихся, составляющая 20 % в экспериментальном и 25 % учащихся в контрольных классах, обладает отдельными, невзаимосвязанными, фрагментарными представлениями о Родине, без подкрепления эмоциональной окраски, понятие «человек-патриот» не определяет. Проанализировав результаты проявления у младших школьников поведенческого компонента патриотизма, мы можем сделать вывод, что 30 % учащихся и в экспериментальном, и в контрольных классах обладают устойчивой положительной осознанностью в своем поведении, что характерно для высокого уровня сформированности поведенческого компонента патриотизма. Для 44 % учащихся в экспериментальном и 35 % учащихся в контрольных классах характерна недостаточно устойчивая осознанность поведения. На низком уровне сформированности поведенческого компонента патриотизма находятся 26 % учащихся экспериментального класса и 35 % учащихся контрольных классов. Для данных групп характерна неустойчивая, негативная осознанность в

-^=71

Высокий Средний Низкй

поведении. По результатам диагностики проявления волевого компонента чувства патриотизма можно сделать выводы, что высокие показатели наблюдаются у 34 % учащихся экспериментального и 20 % контрольных классов, выбор детей в данном случае останавливается на стабильном поведении, основанном на общечеловеческих принципах морали и этики.

Средние показатели, свидетельствующие о некоторой эгоистичной позиции, выявлены у 10 % учащихся экспериментального класса и 40 % учащихся контрольных классов. У таких учащихся отношение к Родине недостаточно устойчивое, возможны компромиссы.

Низкие показатели составляют: 56 % в экспериментальном классе и 40 % в контрольных классах, что свидетельствует о выборе учащимися эгоистичного поведения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в экспериментальном классе более половины учащихся (56 %) останавливают свой выбор на эгоистичном поведении, их отношение к Родине является пассивным и недостаточно устойчивым.

Данные диагностико-поискового этапа нашего исследования свидетельствуют о том, что большинство учащихся находятся на среднем уровне проявления чувства патриотизма. Однако это состояние достигается в основном за счет поведенческого компонента патриотизма, а образ Родины у этих школьников раздроблен, стереотипен и личностно не наполнен. Отсутствие у детей достаточного социального опыта отношения к Родине убеждает в необходимости формирования обширного, разностороннего и многозначного образа Родины, а значит, и более высокого уровня проявления чувства патриотизма. Это и стало одной из задач преобразующего этапа эксперимента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БелозерцевЕ.П. О национально-государствен-ном образовании в России // Педагогика. - 1998. - № 3. - С. 30 - 35.

2. Краюшкин Н.В. Разработка региональной концепции образования: теоретические проблемы и технологии внедрения: Дисс... канд. пед. наук. - Саратов, 1994.

3. МудрикА.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.

4. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - Изд. 5-е. - М., 1986.

5. ХарламовИ.Ф. Педагогика. - М.: Высш. шк., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.