Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АЛЕКСИТИМИИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АЛЕКСИТИМИИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / АЛЕКСИТИМИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шараева Н.В., Данилова М.А.

В данной статье представлен анализ проблемы особенностей эмоциональной сферы подростков, склонных к виктимному поведению. Рассмотрены факторы, которые влияют на процесс виктимизации, а также виды виктимности, которые наиболее точно характерны для подросткового возраста. Описаны особенности проявления алекситимии у подростков с виктимным поведением. Статья посвящена важной проблеме - изучению особенностей проявления алекситимии у подростков в зависимости от виктимности. Поставленные в ней вопросы выражают современные исследовательские тренды применительно к целостному изучению личности подростка и факторов, обуславливающих становление индивидуальности у современной молодежи. В статье проведен анализ современного состояния проблемы, проанализированы взгляды на проблему отечественных и зарубежных ученых, излагаются результаты эмпирического исследования различий в уровне алекситимии у виктимных и невиктимных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MANIFESTATION OF ALEXITIMIA IN ADOLESCENTS PRONE TO VICTIMIZATION

This article presents an analysis of the problem of emotional characteristics of adolescents prone to victim behavior. Factors that affect the process of victimization, as well as the types of victimization, which are most accurately characteristic for adolescence, are considered. Specific features of the manifestation of alexithymia in adolescents with victim behavior are described. Тhe article is devoted to an important problem - the study of the peculiarities of the manifestation of alexithymia in adolescents, depending on victimization. The questions posed in it express modern research trends as applied to a holistic study of the adolescent's personality and the factors that cause the formation of individuality in modern youth. The article analyzes the current state of the problem, analyzes views on the problem of domestic and foreign scientists, presents the results of an empirical study of the differences in the level of alexithymia in the victim and non-tactful adolescents.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АЛЕКСИТИМИИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ»

государств и означающий сочетание порядка и хаоса, определенности и неопределенности.

Использованные источники:

1. Савенокова Л.А. Духовное возрождение как феномен культурной жизни региона. дис. к. филос. наук. Автореф. 17.00.08. - Москва, 1993. 2 Духовное возрождение - приоритет Третьей модернизации Казахстана

ШрБ: //bnews .кт/га/апа1у818/апа1у11С8МиЬоупое_уо7го7Ьёете_рпогйе1:_1:ге1е1_т

оёегш7а18и_кагаЬ81апа

3. Духовное возрождение и единение нации https://otyrar.kz/2017/04/duxovnoe-vozrozhdenie-i-edinenie-nacii/

4. Казахстан в процессах глобализации//https://articlekz.com/article/10880

5. Духовное возрождение и проблемы глобализации http://yuianka.kz/duhovnoe-vozrozhdenie-i-prob1emy-g1ob/

УДК 159.9

Шараева Н.В. студент 5 курса

факультет психологии и педагогического образования

Данилова М. А., к.психол.н. старший преподаватель кафедра психологии

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Симферополь

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АЛЕКСИТИМИИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Аннотация. В данной статье представлен анализ проблемы особенностей эмоциональной сферы подростков, склонных к виктимному поведению. Рассмотрены факторы, которые влияют на процесс виктимизации, а также виды виктимности, которые наиболее точно характерны для подросткового возраста. Описаны особенности проявления алекситимии у подростков с виктимным поведением. Статья посвящена важной проблеме - изучению особенностей проявления алекситимии у подростков в зависимости от виктимности. Поставленные в ней вопросы выражают современные исследовательские тренды применительно к целостному изучению личности подростка и факторов, обуславливающих становление индивидуальности у современной молодежи. В статье проведен анализ современного состояния проблемы, проанализированы взгляды на проблему отечественных и зарубежных ученых, излагаются результаты эмпирического исследования различий в уровне алекситимии у виктимных и невиктимных подростков.

Ключевые слова: виктимность, виктимное поведение, подростковый возраст, эмоциональная сфера личности, алекситимия.

Sharaeva N. V., 5th year student of the faculty of psychology and pedagogical education GBOUINRK "Crimean engineer-pedagogical University"

Russia, Simferopol Danilova M. A., Ph. D. senior lecturer of the Department ofpsychology of GBOU IN RK "Crimean engineer-pedagogical University"

Russia, Simferopol FEATURES OF THE MANIFESTATION OF ALEXITIMIA IN ADOLESCENTS PRONE TO VICTIMIZATION

Annotation. This article presents an analysis of the problem of emotional characteristics of adolescents prone to victim behavior. Factors that affect the process of victimization, as well as the types of victimization, which are most accurately characteristic for adolescence, are considered. Specific features of the manifestation of alexithymia in adolescents with victim behavior are described. The article is devoted to an important problem - the study of the peculiarities of the manifestation of alexithymia in adolescents, depending on victimization. The questions posed in it express modern research trends as applied to a holistic study of the adolescent's personality and the factors that cause the formation of individuality in modern youth. The article analyzes the current state of the problem, analyzes views on the problem of domestic and foreign scientists, presents the results of an empirical study of the differences in the level of alexithymia in the victim and non-tactful adolescents.

Keyword:victimization, victim behavior, adolescence, emotional sphere of personality, alexithymia.

Виктимность представляет собой способность стать при некоторых обстоятельствах жертвой преступления либо неспособность избежать опасности там, где она объективно была предотвратима, причем она может быть как реализованной, так и потенциальной.

К основному признаку виктимного поведения относится реализация конкретных действий или бездействий, способствующих тому, что субъект любого возраста оказывается в роли потерпевшего, т. е. жертвы. В рамках криминологии виктимное поведение рассматривают такого рода поведение, при котором жертва некоторым образом содействует совершению преступления, сознательно либо неосознанно создавая объективные и субъективные условия для криминализации, пренебрегая мерами безопасности. Такого рода определение представляется, по мнению Д.В. Ривмана, В.С. Устинова, уместным для определения поведения жертв любого типа.

Виктимологами (Д.В. Ривман, В.С. Устинов, Л.В. Франк) в качестве основных, выделяются следующие положения:

1) Поведение жертвы способно оказывать воздействие на мотивацию преступного поведения, способно облегчить или даже спровоцировать преступное деяние. Также, наоборот, оптимальное поведение может сделать неосуществимым преступное посягательство (либо минимизировать его, либо способствовать предотвращению серьезных отрицательных последствий).

2) Возможность выступить в качестве жертвы обуславливается такого рода явлением как виктимность, понимаемая нами как набор приобретенных индивидом физических, психических и социальных черт и признаков, позволяющих сделать ее склонной к превращению в жертву. Каждому человеку может быть дана оценка его предрасположенности превратиться в жертву. Указанная вероятность обуславливает виктимность человека (с увеличением вероятности, увеличивается виктимность).

3) Виктимность рассматривается в качестве свойства конкретной личности, социальной роли или социальной ситуации, провоцирующей либо облегчающей преступное деяние. В соответствии с этим, выделяются: личностная, ролевая и ситуативная виктимность.

Отметим, что степень виктимности способна к изменению. Процесс ее роста можно характеризовать как виктимизацию, снижение — девиктимизацию. Воздействуя на факторы виктимности, социум способен понижать ее и тем самым воздействовать на преступность.

Виктимность как отклонение от норм безопасного поведения осуществляется в совокупности социальных (статусные показатели ролевых жертв и поведенческие отклонения от норм индивидуальной и социальной безопасности), психологических (патологическая виктимность, страх перед преступностью или другими аномалиями) и морально-нравственных (интериоризациявиктимогенных норм, правил поведения виктимной и преступной субкультуры, виктимныевнутриличностные конфликты) проявлениях.

Представляя виктимность в качестве формы отклонения от нормы и правил безопасного поведения, следует заметить вероятность типологизации видов виктимной активности в соответствии с интенсивностью указанного отклонения.

В частности, Д.В. Ривман отмечал существование нулевого уровня виктимности, нормальной, средней и потенциальной виктимности всех членов социума, определяющиеся наличием в любом обществе преступности. По его мнению, человеком виктимность не приобретается, а он просто не способен не быть виктимным.

Известным японским виктимологомК.Миядзавой описаны общая виктимность, зависящая от социальных, ролевых и гендерных параметров жертвы, а также специальную, проявляющуюся в личностных установках, свойствах и атрибуциях. В итоге наслоения указанных двух видов друг на друга виктимность будет расти.

По мнению В. Тулякова, по уровню связи с преступным поведением, виктимность способна проявиться в двух главных формах:

1. Эвентуальная (лат. «эвентус» — случай);

2. Децидивная (лат. «децидо» — решение).

Эвентуальная виктимность означает возможность в результате определенного стечения обстоятельств превратиться в жертву преступления, и включает в свой состав причиннообуловленные и причинносообразные девиации. Свойства эвентуальной виктимности в основном обуславливаются частотой виктимизации конкретных слоев и групп населения и закономерностями, характерными лишь такой виктимизации.

Мы исследовали личностный компонент, который может влиять на виктимизацию личности, а именно эмоциональную сферу. Так как именно эмоции очень сильно влияют на эффективность взаимодействия с окружающими.

Один из компонентов личностной сферы, а именно, алекситимия - это неспособность подростка словесно описать те эмоции, которые он чувствует, это психологическая проблема, особенность нервной системы человека, не связанная с его умственными способностями.

Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ «Новоивановская средняя школа» Черноморского района. Для проведения исследования использовалась методика диагностики

виктимностиО.О.Андронниковой и методика для выявления уровня алекситимии «Торонтскаяалекситическая шкала».

С целью выявления у подростков склонности к виктимному поведению, нами на первом этапе применялась «Методика исследования виктимного поведения О.О. Андрониковой. Тест-опросник являет собой набор специальных диагностических шкал, нацеленных на измерение предрасположенности к реализации некоторых форм виктимного поведения. Предназначен для обследования подростков и юношества.

В результате был осуществлен отбор из общего числа подростков в экспериментальную выборку, в соответствии с показателямвиктимизации. Основная цель - сравнить проявление эмоций подростков, склонных к виктимному поведению, и подростков, не склонных к такого рода поведению.

В результате обработки всех данных по общей выборке, нами были выявлены подростки со склонностями к виктимному поведению, которые составили экспериментальную выборку (20 подростков), а также подростки, не склонные к виктимному поведению, составившие контрольную выборку (20 подростков).

Таким образом, по итогам диагностики общая выборка была разделена на экспериментальную и контрольную. Контрольную выборку составили 20 подростков без проявления виктимного поведения (по данным методики О.О. Андрониковой). Экспериментальную - 40 подростков, у которых была

обнаружена по данным тестирования склонность к проявлению виктимного поведения. Выяснилось, что в пределах нормы находится по методике О.О. Андронниковой проявление виктимного поведения 20 подростками в возрасте 13-15 лет.

Для более детального анализа, сравним средние значения показателей шкал по данной методике и посмотрим их на рисунке 2.

Подростки, без проявления виктимного поведения

Шкала реализованном викти^ности

■ пикала склонности к агрессивному викти^но^у поведени ю

■ пикала склонности к гиперсоциально^у виктимному поведению

■ пикала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведение

Рисунок 2. Распределение показателей по шкалам методики О.О. Андрониковой в экспериментальной выборке

На рисунке 3 представлено распределение показателей по шкалам методики О.О. Андрониковой в контрольной выборке.

Подростки, с проявлением виктимного поведения

» Шкала ревизованной викгИмности р Шкала склонности к агрессивному виктимному поведению

■ Шкала скло1 н юсти н гилерсоциальпомуБиктимпому пооедепню

■ Шкала склонности к само гю с рои (дающему и самораэрушающему гюводонию.

Рисунок 3. Распределение показателей по шкалам методики О.О. Андрониковой в контрольной выборке

На основании данных тестирования мы видим, что из группы подростков в возрасте 13-ти - 15-ти лет выделились 6 испытуемых (12%), имеющих низкие показатели по шкалереализованной виктимности, что позволяет сделать вывод: такие подростки редко оказываются в критической ситуации, или же ими выработаны защитные приемы поведения, позволяющие уходить от опасных ситуаций. В свою очередь, внутренняя готовность к виктимному способу поведения имеет место: ощущение некой степени внутреннего напряжения, такие подростки будут склонны уходить от конфликтов в целом.

4 подростками (8%) получены высокие показатели по данной шкале, что дает основание полагать, что они зачастую попадают в неприятные или даже опасные для жизни обстоятельства по причине присутствия внутренней предрасположенности и готовности поступать предопределенным, доминирующим в индивидуальном профиле образом. В частности, проявляя склонность к агрессии, неосмотрительности, легкомыслию.

По шкале агрессивное поведение у 4 подростков (8%) выявлены низкие показатели, что указывает на пониженную мотивацию достижения, обидчивость, высокий самоконтроль и целенаправленность, присутствие стремления следовать общепринятым нормам и правилам.

У 4 (8%) обнаружены высокие показатели по данной шкале, позволяющие предположить, что они склонны попадать в опасные для здоровья ситуации по причине проявляемой ими агрессивности либо другого рода провоцирующего поведения (унижение, ложь и т.п.). Также свойственно им целенаправленная провоцирование конфликтных ситуаций, реализация типичных для них антиобщественных направленностей, в рамках которых агрессия выражается в адрес конкретных людей и при особых обстоятельствах (избирательно), однако может быть и неперсонифицированной. Отмечается склонность к антиобщественному поведению, нарушению и пренебрежению социальными нормами, правилами и этическими ценностями. У таких подростков проявляется доминантность, нетерпеливость, вспыльчивость. Они легко поддаются эмоциям, особенно отрицательным, ярко их выражают. При учете мотивационной и поведенческой показателей могут быть представлены такого рода виды, как корыстный, сексуальный (половая распущенность), взаимосвязанный с бытовыми конфликтами (скандалист, семейный деспот), алкоголик, мститель, психически больной и др

По шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведениюпрактически подростки имеют высокий показатель, что говорит о мертвенности, связанной с активным поведением человека, провоцирующим ситуацию виктимности своей просьбой или обращением. Учитывая то, что потерпевшим в целом свойственно поведение двух типов: провоцирующее, когда для причинения вреда привлекается другой человек, и самопричиняющее, характеризующееся склонностью к риску, опасному,

рискованному поведению.

При учете особенностей поведения и отношения к виктимным последствиям в рамках указанного типа имеют место: сознательный подстрекатель (обращающийся с просьбой о причинении ему вреда), неосторожный подстрекатель (поведение объективно в виде какой-то просьбы или иным способом провоцирует преступника на причинение вреда, однако неосознаваемо при этом самим потерпевшим), сознательный самопричинитель (человек, умышленно причиняющий себе физический или имущественный ущерб), неосторожный самопричинитель (вред причинен собственными неосторожными действиями в ходе совершения умышленного либо неосторожного преступления).

Необходимо отметить, что только у 4% подростков показатели нормированы.

Относительно выраженности склонности к

гиперсоциальномувиктимному поведению, выяснилось, чтоу 2 -х подростков показатели ниже нормы, что указывает на их пассивность, равнодушное отношение ко многим явлениям окружающего мира. Как правило, таким людям присуща ролевая позиция жертвы. Они робкие, скромные, внушаемые, конформные. Возможен также вариант усвоенной беспомощности в результате неоднократного попадания в ситуации насилия. Склонность к зависимому поведению, уступчивость, оправдывает чужую агрессию.

По шкале склонности к некритичному поведениюу 8 (16%) подростков обнаружены высокие показатели, указывающие на обладание такими чертами, как отсутствие осмотрительности, умения реально оценивать жизненные ситуации. Отсутствие критичности может проявиться как на базе отрицательных черт личности (алчность, корыстолюбие и др.), так и позитивных (великодушие, добросердечность, внимательность, решимость и пр.), в силу невысокого интеллектуального уровня.

Личность некритичного типа проявляет склонность к злоупотреблению спиртным, неразборчивостью в связях, доверчивостью, легкомыслием, склонностью к идеализации людей, оправданию их негативного поведения.

Далее, мы начали исследовать эмоциональную сферу подростков, склонных к виктимному поведению и подростков не склонных к виктимному поведению, а именно выявить степень проявления алекситимии.

В сводной таблице 3 нами представлены результаты Торонтскойалекситимической шкалы подростков, склонных к виктимному поведению.

Таблица 3.

Результаты диагностики алекситимии в экспериментальной ___выборке

Алекситимия % Кол-во человек

Явно выраженная алекситимия 30 6

Возможно наличие алекситимии 50 10

Отсутствие алекситимии 20 4

Из таблицы 3, мы видим, что в экспериментальной выборке результаты 50% подростков указывают на наличие алеситимии. 30% из выборки имеют ярко выраженную алекситимию и у 20% - зафиксировано ее отсутствие. Собственно, алекситимия свойственна тем людям, которыми осознаются эмоциональные впечатления, переживания, чувства, причиныпоступков. Следствие алекситимии - чрезмерный прагматизм и отсутствие креативности, ограниченность в самопонимании, которые превращаются в значительное препятствие для восприятия происходящего, для возможности целостного представления собственной жизни.

В таблице 4 мы представили результаты диагностики алекситимии в контрольной выборке.

Таблица 4.

Результаты диагностики алекситимии в контрольной выборке

Алекситимия % Кол-во человек

Явно выраженная алекситимия 5 1

Возможно наличие алекситимии 25 5

Отсутствие алекситимии 70 14

Следовательно, результат 25% испытуемых говорит о возможном наличии алеситимии, 5% имеют ярко выраженную алекситимию и 70% показали ее отсутствие.

Таким образом, для большей части подростков без проявления виктимного поведения алекситимия не свойственна. Сравнительный анализ проявления алекситимии в выборках мы представили на рисунке 2.

Рисунок 2.

Торонтская шкала алекситимии

ОСНОВНОЙ Основной

Основной

Основной

Основной

Основной

Основной

Огненной

основной

Вишимнше Не

ПОДРОСТКИ ВИЮШМНЫе Явно вЫрзч^НИгя вл£м чгщрзичгниИ ВоЛМожНО няличи? а и г имии ■ Отсутствие йЛеш и ¡им ни

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 2. Соотношение показателей алекситимии в обеих выборках

Таким образом, можно сделать вывод, что у двух выборок испытуемых по средним показателям результатов преобладает возможное наличие алекситимии. Это можно объяснить следующим образом. Во-первых, алекситимия является устойчивой личностной характеристикой, и, во-вторых, может выступать временной реакцией на депрессию либо тревогу. Однако алекситимия может быть и вторичной, и развиваться в результате работы защитных механизмов. Например, если была ситуация, где был негативный опыт выражения чувств, то подросток может прийти к убеждению, что чувства необходимо в дальнейшем скрывать. К сожалению, такого рода отказы от возможной боли зачастую влекут и противоположный эффект - отказ от возможной радости. Человек, склонный к алекситимии, склонен и к развитию психосоматических заболеваний, к депрессивным состояниям. Поэтому фиксировать такого рода особенности развития личности в подростковом возрасте крайне важно.

Вывод. Обобщая рассмотренный материал, можно сделать следующие выводы, что виктимизацияличности подростка - это многокомпонентный и сложный процесс.

Вероятность того, что у подростка проявится склонность к виктимному поведению, возрастает наличии наличии таких двух составляющих как, личностные качества индивида - у подростка имеется значительное количество личностных характеристик, повышающих уровень виктимности, но пока нет благоприятных условий для реализации преступного замысла другого лица и факторы внешней среды - подросток

осторожен, не агрессивен, уравновешен, но сложилась такая обстановка, в которой он не может предотвратить посягательство и даже предвидеть его. При диагностике подростков, склонных к виктимному поведению, выявлена тенденция к проявлению алекситимиии.

Высокий уровень алекситимии свидетельствует о неспособности к выражению эмоций в устной форме, то есть словесно описать их, что приводит к чрезмерному прагматизму и отсутствию творческого отношения к жизни. Ограничение возможности понимать себя становится значительным препятствием для осознания происходящего, для возможности целостного представления собственной жизни. Сложно посмотреть на себя со стороны, осознать смысл собственной жизни и деятельности, увидеть их во временной взаимосвязи, осуществить смысловое связывание настоящего с прошлым и будущим, что позволяет человеку создавать и сохранять внутреннюю гармонию, необходимым образом изменять свой внутренний мир и не оказываться всецело во власти ситуации. Это все является привычным способом привлечения к себе внимания и, отыгрывания роли жертвы.

Использованные источники:

1. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. — СПб.: Речь, 2004. — 336 с.

2. Айвазова, А.Е. Психологические аспекты зависимости/ А.Е. Айвазова. — СПб.: Речь, 2003. - 296 с.

3. Андронникова, О.О. Основные характеристики подростков с самоповреждающим виктимным поведением/ О.О. Андронникова // Вестник ТГПУ. - 2009. - № 9. - С. 120-126.

4. Андронникова, О.О. Виктимное поведение подростков: факторы возникновения и профилактика/ О.О. Андронникова.- Новосибирск: НГИ 2005. - 300 с.

5. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа/ А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.

6. Бэрон. Р. Агрессия: Монография/ Р. Бэрон, Д.. Ричардсон — СПб.: Питер, 2001. — 352 с.

7. Бовть, О.Б. Вштимна поведшка як психолопчна проблема / О.Б. Бовть// Сощальна психолопя. - 2004. - № 4 (6). - С.14-22.

8. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И. Божович// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975. - С.80-90.

9. Выготский, Л.С. История развития высших психических функции / Л.С. Выготский// Собр. соч.: В 6т. - М.: Педагогика. 1983. -Т. 3. - 368 с.

10. Гурьева, В.А. Нарушения психосексуального созревания у подростков с резидуально-органической недостаточностью/ В.А. Гурьева, Э.А. Бурелов, И.В. Кузнецов, Л.К. Смирнова // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. - 1991. т.91. - № 3. - С. 64-68.

Bibliographic list:

1. Aggression in children and adolescents / Ed. N.M. Platonovoy. - SPb .: Speech,

2004. - 336 p.

2. Aivazova, A.E. Psychological aspects of addiction / A.E. Aivazova. - SPb .: Speech, 2003. - 296 p.

3. Andronnikova, O.O. The main characteristics of adolescents with self-damaging victim behavior / O.O. Andronnikova // Bulletin of TSPU. - 2009. - No. 9. - P. 120-126.

4. Andronnikova, O.O. Viktimnoe behavior of adolescents: factors of occurrence and prevention / O.O. Andronnikova .- Novosibirsk: Ngi 2005. - 300 p.

5. Asmolov, A.G. Personality Psychology: Principles of General Psychological Analysis / A.G. Asmolov. - M .: Sense, 2001. - 416 p.

6. Baron. R. Aggression: Monograph / R. Baron, D. Richardson - St. Petersburg: Peter, 2001. - 352 p.

7. Bovt, O.B. Вжтимна поведшка як психолопчна проблема / О.Б. Bovt // Social psychology. - 2004. - No. 4 (6). - P.14-22.

8. Bozovic, L.I. On the moral development and education of children / L.I. Bozhovich // Questions of psychology. - Moscow: Education, 1975. - С.80-90.

9. Vygotsky, L.S. History of development of higher mental functions. Vygotsky // Collected. cit .: In the 6th. - M .: Pedagogy. 1983. -T. 3. 368 pp.

10.Guryeva, V.A. Disorders of psychosexual maturation in adolescents with residual-organic insufficiency / V.A. Guryeva, E.A. Burelov, I.V. Kuznetsov, L.K. Smirnova // Journal of Neuropathology and Psychiatry. S. S. Korsakova. - 1991. vol. 91. - No. 3. - P. 64-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.