Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
132
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМНОСТЬ / ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шараева Н.В., Данилова М.А.

В статье представлен анализ проблемы виктимизации подростков. Рассмотрены факторы, влияющие на этот процесс, а также виды виктимности характеризующие подростковый возраст. Описаны психодинамические и личностные особенности проявления тревожности у подростков, склонных к виктимному поведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шараева Н.В., Данилова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF AN EMERGENCY IN TEENAGERS INVOLVED TO CYCLE OF BEHAVIOR

The article presents an analysis of the problem of victimization of adolescents. Factors influencing this process, as well as types of victimization characterizing adolescence, are considered. Psychodynamic and personality features of the manifestation of anxiety in adolescents prone to victim behavior are described.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ»

Шараева Н.В. студент 5 курса

факультет психологии и педагогического образования

Данилова М. А., к.психол.н. старший преподаватель кафедра психологии

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Симферополь

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Аннотация. В статье представлен анализ проблемы виктимизации подростков. Рассмотрены факторы, влияющие на этот процесс, а также виды виктимности характеризующие подростковый возраст. Описаны психодинамические и личностные особенности проявления тревожности у подростков, склонных к виктимному поведению.

Ключевые слова: виктимность, виктимное поведение, подростковый возраст, эмоциональная сфера личности, тревожность.

Sharaeva N. V., 5th year student of the faculty of psychology and pedagogical education GBOUINRK "Crimean engineer-pedagogical University"

Russia, Simferopol Danilova M. A., Ph. D. senior lecturer of the Department ofpsychology of GBOU IN RK "Crimean engineer-pedagogical University"

Russia, Simferopol PECULIARITIES OF AN EMERGENCY IN TEENAGERS INVOLVED TO CYCLE OF BEHAVIOR

Annotation. The article presents an analysis of the problem of victimization of adolescents. Factors influencing this process, as well as types of victimization characterizing adolescence, are considered. Psychodynamic and personality features of the manifestation of anxiety in adolescents prone to victim behavior are described.

Keyword: victimization, victim behavior, adolescence, emotional sphere of personality, anxiety.

В настоящее время проблематика виктимности подвержена глубочайшему междисциплинарному анализу, взаимосвязанному с изучением культуры насилия, определением социокультурных, психологических и биологических предпосылок указанного социального феномена. В связи с этим, приобретает особую актуальность подробное рассмотрение второй стороны процесса - виктимного поведения жертвы.

Невзирая на то, что поведение жертвы достаточно проработано в

рамках криминальной виктимологии, остается значимым определение вопросов смещения направления исследования указанного феномена, в область общей и возрастной психологической науки. А также исследование природы виктимного поведения детей и подростков, определение природы, причин и условий его провоцирующих, а также половозрастных особенностей виктимизации и виктимного поведения.

В отечественной психологии экспериментальные работы в направлении изучения виктимного поведения весьма малочисленны. Нами обнаружены только отдельные работы, посвященные изучению психологических особенностей детей и подростков, основанных на судебно -психиатрическом материале (Э.А. Бурелов, И.Г. Морозова, И.В. Кузнецов, М.А. Догадина, Л.О. Пережогин; И.А. Кудрявцев, В.Л. Васильев, И.И. Мамайчук). На фоне такого положения дел, востребованность такого рода научных изысканий продолжает расти.

Проанализировав современную психологическую литературу по проблеме исследования, мы убедились в существовании двух главных направлений, относительно анализа агрессогенных конфликтов и обстоятельств. В первом сделан акцент на свойствах ситуаций и внешних объективных обстоятельствах, во втором - на внутренних личностных качествах. Синтезируя указанные направления, необходимо заметить тот факт, что на фоне конкретных ситуативных обстоятельств, при наличии конкретных виктимогенных характеристик личности ребенка и специфического психоэмоционального состояния совершается закрепление виктимного поведения, следствием актуализации которого является процесс виктимизации. Таким образом, ребенок попадает в число жертв. Отметим, что виктимное поведение обладает провоцирующим и способствующим характером.

Выяснилось, что в запуске системы виктимизации подростков участвуют не менее четырех составляющих:

- ситуативные факторы виктимного характера (таковой выступает конфликтная ситуация);

- виктимные психологические черты (агрессивность, конфликтность, тревожность, неуверенность и т.д.);

- своеобразное психоэмоциональное состояние (в первую очередь - это эмоциональная неустойчивость);

- виктимогенное поведение (т.е. разжигание конфликтов, драк либо напротив, демонстрирование нерешительности, робости [33].

Следует отметить, что непосредственно ситуативные факторы выступают в качестве ведущих, относительно формирования виктимного поведения в подростковом возрасте, в качестве провокаторов появления виктимных ситуаций и их развития. Специфика конкретной ситуации определяет то, будет ли решающим психоэмоциональное состояние или виктимогенные качества подростков. Здесь могут сочетаться все обозначенные составляющие, которые, в конечном счете, и определят

большую интенсивность процесса виктимизации поведения.

Кроме ситуативных виктимогенных факторов, хотелось бы отметить и существование множества первичных и вторичных виктимогенных показателей личности и поведения подростков, обусловливающих их виктимизацию. Как указывалось нами ранее, особую значимость приобретает в ходе виктимизации индивидуальные психологические особенности, особенности поведения и эмоциональные состояния подростка как потенциальной жертвы, без прояснения которых не возможно будет раскрыть в полной мере ни конкретные условия, ни причины подростковой виктимизации.

Подросток, позволяющий себе проявлять негативизм, агрессию в адрес сверстников, будет закономерно являться участником конфликта, где он может выступить не только в качестве агрессора, но и в качестве жертвы, потому как такого рода роль будет являться следствием его собственного виктимного (здесь точнее провокационного) поведения. В ситуации обучения последствием виктимного поведения в виде неуважительного отношения к педагогам могут явиться неудовлетворительные отметки, вызов в школу родителей с последующим конфликтом.

Мы пришли к выводу, что в обеих ситуациях подростком проявляются признаки виктимного поведения, что, собственно, и детерминирует его собственные психологические трудности.

Однако не всегда подростки представляются виктимологически уязвимыми, по причине собственной активной деятельности виктимогенного характера. Имеют место ряд категорий детей, не провоцирующих в отношении к себе какие-то ни было конфликты, агрессию, однако они все равно превращаются в жертв и страдают от ущемляющих деяний. К причинам такого рода явления, относится виктимность ребенка, находящаяся в основе его виктимного поведения.

Виктимность, как личностная особенность подростка, необходимо рассматривать в качестве совокупности различного рода психологических характеристик, явлений, способствующих виктимизации.

Мы исследовали личностный компонент, который может влиять на виктимизацию личности, а именно эмоциональную сферу. Так как проявление эмоций существенно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими.

Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ «Новоивановская средняя школа» Черноморского района. Для проведения исследования использовалась методика диагностики виктимности О.О. Андронниковой и методика для выявления уровня тревожности «Шкала проявления тревожности Дж. Тейлора».

С помощью методики О.О.Андронниковой была сформирована выборка, состоящая из подростков в возрасте 12-15 лет. Всю выборку мы разделили на 2 группы контрольная группа - подростки, склонные к виктимному поведению, и основная - подростки, без проявления виктимного

поведения.

В приложении А в таблицах 1 и 2 представлены результаты исследования склонности к виктимному поведению в выборках (см. Приложение А). Для более детального анализа, сравним средние значения показателей шкал по данной методике и посмотрим их на рисунке 2.

Подростки, без проявления викти^ного поведения

Шкала реализованном викти^ности

■ пикала склонности к агрессивному викти^но^у поведен и ю

■ пикала склонности к гиперсоциально^у викти^но^у поведение

■ пикала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведение

Рисунок 2. Распределение показателей по шкалам методики О.О. Андрониковой в экспериментальной выборке

На рисунке 3 представлено распределение показателей по шкалам методики О.О. Андрониковой в контрольной выборке.

Подростки, с проявлением виктимного поведения

■ Шкала реализованной виктимности

■ Шкала склонности к агрессивному виктимному поведению

■ Шкала склонности к гиперсоциальному виктимному поведению

■ Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.

Рисунок 3. Распределение показателей по шкалам методики О.О. Андрониковой в контрольной выборке

На основании данных тестирования мы видим, что из группы подростков в возрасте 13-ти - 15-ти лет выделились 6 испытуемых (12%),

имеющих низкие показатели по шкале реализованной виктимности, что позволяет сделать вывод: такие подростки редко оказываются в критической ситуации, или же ими выработаны защитные приемы поведения, позволяющие уходить от опасных ситуаций. В свою очередь, внутренняя готовность к виктимному способу поведения имеет место: ощущение некой степени внутреннего напряжения, такие подростки будут склонны уходить от конфликтов в целом.

4 подростками (8%) получены высокие показатели по данной шкале, что дает основание полагать, что они зачастую попадают в неприятные или даже опасные для жизни обстоятельства по причине присутствия внутренней предрасположенности и готовности поступать предопределенным, доминирующим в индивидуальном профиле образом. В частности, проявляя склонность к агрессии, неосмотрительности, легкомыслию.

По шкале агрессивное поведение у 4 подростков (8%) выявлены низкие показатели, что указывает на пониженную мотивацию достижения, обидчивость, высокий самоконтроль и целенаправленность, присутствие стремления следовать общепринятым нормам и правилам.

У 4 (8%) обнаружены высокие показатели по данной шкале, позволяющие предположить, что они склонны попадать в опасные для здоровья ситуации по причине проявляемой ими агрессивности либо другого рода провоцирующего поведения (унижение, ложь и т.п.). Также свойственно им целенаправленная провоцирование конфликтных ситуаций, реализация типичных для них антиобщественных направленностей, в рамках которых агрессия выражается в адрес конкретных людей и при особых обстоятельствах (избирательно), однако может быть и неперсонифицированной. Отмечается склонность к антиобщественному поведению, нарушению и пренебрежению социальными нормами, правилами и этическими ценностями. У таких подростков проявляется доминантность, нетерпеливость, вспыльчивость. Они легко поддаются эмоциям, особенно отрицательным, ярко их выражают. При учете мотивационной и поведенческой показателей могут быть представлены такого рода виды, как корыстный, сексуальный (половая распущенность), взаимосвязанный с бытовыми конфликтами (скандалист, семейный деспот), алкоголик, мститель, психически больной и др

По шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению практически подростки имеют высокий показатель, что говорит о мертвенности, связанной с активным поведением человека, провоцирующим ситуацию виктимности своей просьбой или обращением. Учитывая то, что потерпевшим в целом свойственно поведение двух типов: провоцирующее, когда для причинения вреда привлекается другой человек, и самопричиняющее, характеризующееся склонностью к риску, опасному, рискованному поведению.

При учете особенностей поведения и отношения к виктимным последствиям в рамках указанного типа имеют место: сознательный

подстрекатель (обращающийся с просьбой о причинении ему вреда), неосторожный подстрекатель (поведение объективно в виде какой-то просьбы или иным способом провоцирует преступника на причинение вреда, однако неосознаваемо при этом самим потерпевшим), сознательный самопричинитель (человек, умышленно причиняющий себе физический или имущественный ущерб), неосторожный самопричинитель (вред причинен собственными неосторожными действиями в ходе совершения умышленного либо неосторожного преступления).

Необходимо отметить, что только у 4% подростков показатели нормированы.

Относительно выраженности склонности к гиперсоциальному виктимному поведению, выяснилось, что у 2 -х подростков показатели ниже нормы, что указывает на их пассивность, равнодушное отношение ко многим явлениям окружающего мира. Как правило, таким людям присуща ролевая позиция жертвы. Они робкие, скромные, внушаемые, конформные. Возможен также вариант усвоенной беспомощности в результате неоднократного попадания в ситуации насилия. Склонность к зависимому поведению, уступчивость, оправдывает чужую агрессию.

По шкале склонности к некритичному поведению у 8 (16%) подростков обнаружены высокие показатели, указывающие на обладание такими чертами, как отсутствие осмотрительности, умения реально оценивать жизненные ситуации. Отсутствие критичности может проявиться как на базе отрицательных черт личности (алчность, корыстолюбие и др.), так и позитивных (великодушие, добросердечность, внимательность, решимость и пр.), в силу невысокого интеллектуального уровня.

Личность некритичного типа проявляет склонность к злоупотреблению спиртным, неразборчивостью в связях, доверчивостью, легкомыслием, склонностью к идеализации людей, оправданию их негативного поведения.

Далее, мы начали исследовать эмоциональную сферу подростков, склонных к виктимному поведению и подростков не склонных к виктимному поведению, а именно выявить уровень тревожности.

При исследовании выявления уровня тревожности виктимных подростков, мы обнаружили, что для большинства подростков характерны достаточно высокие показатели по шкалевысокого уровня тревожности (70%).

В сводной таблице 3. мы представили результаты методики «Шкала тревожности Тейлора» , контрольной группы (склонных к виктимному поведению).

Таблица 3.

Уровень тревожности % Кол-во

Высокий 70 14

Средний к тенденцией к высокому уровню 10 2

Средний к тенденцией к низкому уровню 15 3

Низкий 5 1

Таким образом исходя из результатов Таблицы 5. мы видим, что в контрольной группе достаточно высокие показатели по шкале высокого уровня тревожности (70%). Это говорит о том, что тревожные подростки -это неуверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно, стараются точно выполнять требование - не нарушают дисциплину. Таких людей называют скромными, застенчивыми. Также повышенный уровень тревоги может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем иным социальным ситуациям. У подростков с данным уровнем проявляется отношение к себе как к слабому, неумелому. Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности.

В сводной таблице 4. мы представили результаты методики Шкала тревожности Тейлора, основной группы (не склонных к виктимному поведению).

Таблица 4.

Уровень тревожности % Кол-во

Высокий 20 4

Средний с тенденцией к высокому уровню 65 13

Средний с тенденцией к низкому уровню 5 1

Низкий 10 2

Таким образом исходя из результатов Таблицы 4. мы видим, что в основной группе достаточно высокие показатели по шкале среднего уровня, но с тенденцией к высокому уровню тревожности (65%). Это можно объяснить тем, что что мы исследуем подростков, а подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительно наращивания знаний, умений; становление "Я", обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это потеря детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям; обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. У подростков развивается тревожность по поводу и нормы развития, это связано, прежде всего, с диспропорциями в развитии, с преждевременным развитием, и его задержкой. Состояние тревожности можно назвать следствием подросткового кризиса, который протекает, по-разному и дезорганизует

личность подростка, влияет на все стороны его жизни. (Рогов Е.И., 1999).

Таким образом, можно сделать вывод, что высокий уровень тревожности проявляется у подростков, с проявлением виктимного поведения, а у подростков без проявления виктимного поведения тревожность не превышает нормированных показателей. Это связано с физическими и психическими особенностями возраста, с уровнем значимости сверстников и взрослых. Для тревожных подростков характерно неумение оценить свои действия, найти оптимальную для себя зону трудности задания, а также определить вероятность желательного исхода событий.

Более подробно результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1.

Шкала тревожности Тейлора

16 14 12 — 10 —

Виктимные подростки Не виктимные подростки

■ Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень

Таким образом, мы убедились в том, что уровень тревожности в контрольной группе, в которую входили подростки, склонные к виктимному поведению, значительно выше показателей уровня тревожности основной группы, которая состояла из подростков не склонных к виктимному поведению.

Исходя из результатов методики Шкала тревожности Тейлора, можно сделать вывод, что у подростков, склонных к виктимному поведению преобладает высокий уровень тревожности.

Это говорит о том, что тревожные подростки - это неуверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно, стараются точно выполнять требование - не нарушают дисциплину. Таких людей называют скромными, застенчивыми.Также повышенный уровень тревоги может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем иным социальным ситуациям. У подростков с данным уровнем проявляется отношение к себе как к слабому, неумелому. Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности.

Подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и

8

6

4

2

0

кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительно наращивания знаний, умений; становление "Я", обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это потеря детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям; обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. У подростков развивается тревожность по поводу и нормы развития, это связано, прежде всего, с диспропорциями в развитии, с преждевременным развитием, и его задержкой. Состояние тревожности можно назвать следствием подросткового кризиса, который протекает, по-разному и дезорганизует личность подростка, влияет на все стороны его жизни. (Рогов Е.И., 1999).

Выводы. Обобщая рассмотренный материал, можно сделать вывод о том, что у подростка проявится склонность к виктимному поведению, возрастает при наличии определенных индивидуальных эмоциональных особенностей, при наличии обстоятельств, которые влекут за собой неблагоприятные последствия и виктимизации личности. При диагностике подростков, склонных к виктимному поведению, выявлен высокий уровень тревожности. Высокая тревожность приводит не только к отрицательному влиянию на здоровье, поведение и продуктивность деятельности личности, но и неблагоприятно сказывается на качестве социального функционирования личности. Тревожность ведет к отсутствию у подростка уверенности в своих возможностях в общении, связана с отрицательным социальным статусом и формирует конфликтные отношения, что в общем приводит к виктимизации личности подростка.

Использованные источники:

1. Емельянов, И. Л. Виктимность и виктимизация: понятие, виды, проблемы профилактики / И. Л. Емельянов // Философия, социология, культурология. -2008. - №5. - с.3-14.

2. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 752 с.

3. Одинцова, М. А. Психологические особенности виктимной личности / М. А. Одинцова // Вопросы психологии. - 2012. - №3. - с. 59-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Одинцова, М. А. Психологический анализ факторов виктимизации россиян и белорусов / М. А. Одинцова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2012. - №45 - с. 304.

5. Руденский, Е.В. Депривационный виктимизм как социально -психологический механизм онтогенеза личной виктимности / Е. В. Руденский // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №1 - с. 38

Literature:

1. Emelyanov, IL Victimization and victimization: concept, types, problems of prevention / IL Emel'yanov // Philosophy, sociology, culturology. - 2008. - №5. -p.3-14.

2. Ilyin, E.P. Emotions and feelings / EP Il'in. - St. Petersburg: Peter, 2011. - 752

p.

3. Odintsova, MA Psychological features of the victim nature / MA Odintsova / / Questions of psychology. - 2012. - №3. - from. 59-67.

4. Odintsova, MA Psychological analysis of factors of victimization of Russians and Belarusians / MA Odintsova // Bulletin of South Ural State University. - 2012. - No. 45 - p. 304.

5. Rudensky, E.V. Deprivational victimism as a socio-psychological mechanism of ontogeny of personal victimization / EV Rudensky // The world of science, culture, education. - 2013. - No. 1 - p. 38

УДК 372.851

Шарафиева Э.Ф. студент магистрант 1 курса факультет «Математики и информационных технологий»

Стерлитамакский филиал БашГУ научный руководитель: Тарарухина Н.Н., к.пед.н.

доцент

Россия, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак ПРЕИМУЩЕСТВА ВЕКТОРНОГО МЕТОДА РЕШЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Анностация: В статье рассматривается векторный метод решения геометрических задач, его преимущества.Роль и цели веторного метода решения задач.Обучению векторному методу решения геометричексих задач.

Ключевые слова: векторный метод решения задач, метод координат, методика обучения координатно-векторному методу решения задач.

Sharafieva E.F. graduate student

1 year, Faculty of Mathematics and Information Technologies

Sterlitamak branch of BashGU Russia, the Republic of Bashkortostan

Sterlitamak

Scientific adviser: Tararukhina N.N. candidate of pedagogical sciences, associate professor ADVANTAGES OF THE VECTOR METHOD FOR SOLVING GEOMETRIC PROBLEMS.

Annotation: The vector method of solving geometric problems, its advantages is considered in the article. The role and goals of the method of the solution of problems in a vector method. The learning of a vector method for solving geometric problems.

Keywords: vector method of solving problems, method of coordinates, method of teaching coordinate-vector method of solving problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.