Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
79
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМНОСТЬ / ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / KEYWORD:VICTIMIZATION / VICTIM BEHAVIOR / ADOLESCENCE / EMOTIONAL SPHERE OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шараева Н.В., Данилова М.А.

В статье представлен анализ проблемы особенностей проявления эмоциональной сферы подростков, склонных к виктимному поведению. Рассмотрены факторы, влияющие на этот процесс, а также виды эмоциональных проявлений, характеризующие проявление виктимного поведения. Описаны психо-динамические и личностные особенности проявления эмоций у подростков, склонных к виктимному поведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шараева Н.В., Данилова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF THE EMOTIONAL SPHERE OF THE TEENAGERS INVOLVED TO VIKTUAL CONDUCT

The article presents an analysis of the problem of the peculiarities of the emotional sphere in adolescents prone to victim behavior. Factors affecting this process, as well as the types of emotional manifestations that characterize the manifestation of victim behavior, are considered psycho-dynamicand personal features of the manifestation of emotions in adolescents prone to victim behavior are described.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ»

УДК 159.9

Шараева Н.В. студент 5 курса

факультет психологии и педагогического образования

Данилова М. А., к.психол.н. старший преподаватель кафедра психологии

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Симферополь ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К

ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ Аннотация. В статье представлен анализ проблемы особенностей проявления эмоциональной сферы подростков, склонных к виктимному поведению. Рассмотрены факторы, влияющие на этот процесс, а также виды эмоциональных проявлений, характеризующие проявление виктимного поведения. Описаны психо-динамические и личностные особенности проявления эмоций у подростков, склонных к виктимному поведению.

Ключевые слова: виктимность, виктимное поведение, подростковый возраст, эмоциональная сфера личности.

Sharaeva N. V., 5thyearstudent of the faculty ofpsychology and pedagogical education GBOU IN RK "Crimean engineer-pedagogical University "

Russia, Simferopol Danilova M.A., Ph. D. senior lecturer of the Department of psychology of GBOU IN RK "Crimean engineer-pedagogical University"

Russia, Simferopol PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF THE EMOTIONAL SPHERE OF THE TEENAGERS INVOLVED TO VIKTUAL CONDUCT Annotation. The article presents an analysis of the problem of the peculiarities of the emotional sphere in adolescents prone to victim behavior. Factors affecting this process, as well as the types of emotional manifestations that characterize the manifestation of victim behavior, are considered psycho-dynamicand personal features of the manifestation of emotions in adolescents prone to victim behavior are described.

Keyword:victimization, victim behavior, adolescence, emotional sphere of personality.

Социально-экономические и политические преобразования, характеризующие современную ситуацию в Российской федерации, способствовали увеличению общей социальной виктимизации населения.

Проблема насилия приобретает масштабный характер и должна подвергаться глубокому междисциплинарному анализу, связанному с изучением культуры насилия вообще, определением социально-политических, культурных, нравственных, психо-физиологических факторов, содействующих сохранению насилия и передачи его из поколения в поколение: возникает необходимость рассмотрения второй стороны указанного процесса -виктимного поведения жертвы. Значимым представляется решение социальных и практических вопросов гуманизации современного общества, задач по формированию социально адаптированной личности на фоне увеличивающейся потребности профилактики и коррекции виктимности. В связи с этим, научный интерес представляет изучение проявлений виктимного поведения у подрастающего поколения россиян.

Стремительный темп и специфический образ современной жизни, трансформирующиеся общественные морально-нравственные нормы и принципы оказывают влияние на формирование у подростков различного рода проявлений виктимного поведения. Для подросткового возраста в целом характерно стремление к самовыражению и самореализации, путем охвата разнообразных сфер деятельности. Реализуя стремление стать взрослыми и быть во всем первыми, подростки зачастую приносят в жертву собственные потребности и чувства, отношения со значимыми людьми, неосознанно провоцируя в отношении себя виктимность.

Существует ряд исследований, относительно изучения проблемы виктимности (Т.М. Журавлева, В.И. Задорожный, М.А. Одинцова, Д.В. Ривман, Л.В. Франк и др.), где были выявлена несогласованность в определении терминологии и дефиниций виктимологии. Типология разных вариантов виктимности позволяет понять особенности и природу как общей виктимности, обусловленной социальными, ролевыми и гендерными характеристиками жертвы, так и специфической виктимности, проявляющейся в установках, качествах и атрибуциях личности. В отечественной психологии экспериментальные исследования по проблеме виктимного поведения личности весьма малочисленны: имеются лишь ряд работ, посвященных исследованию психологических особенностей детей и подростков на судебно-психиатрическом материале (О.Б. Бовть, Л.Э. Кузнецова, И.И. Мамайчук, И.Г. Морозова). На сегодняшний день отсутствуют экспериментальные материалы, полностью раскрывающие и поясняющие проблему потенциальной виктимности человека, а также комплексная система мероприятий, направленных на профилактику и предотвращение виктимного поведения.

Таким образом, проблема изучения психологических особенностей эмоциональной сферы подростков, склонных к виктимному поведению, характеризуется недостаточной разработанностью на фоне выраженной теоретической и практической значимости.

Теоретическое значение данной статьи состоит в определении психологических особенностей эмоциональной сферы подростков, склонных

к виктимному поведению, описания специфики условий и механизмов формирования виктимного поведения в подростковом возрасте. Разработана теоретическая модель, раскрывающая психологические особенности эмоциональной сферы подростков, склонных к виктимному поведению. Схематично она представлена на рисунке 1.

ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА4

Способы регулирования и управление собственными эмоциями

Эмоциональная сфера личности

эмоциональный интеллект

уровень алекситимии

тревожность

агрессия

Рисунок 1. Теоретическая модель исследования психологических особенностей эмоциональной сферы подростков, склонных к виктимному поведению.

Практическое значение работы заключается в том, что были изучены основные личностные особенности подростков, склонных к проявлению виктимного поведения. Разработана эмпирическая модель изучения психологических особенностей эмоциональной сферы подростков, склонных к виктимному поведению. Показано, что эмоциональная сфера выступает значимым фактором, оказывающим влияние на виктимизацию подростка. Схематично она показана в таблице 1.

Таблица 1.

Эмпирическая модель изучения психологических особенностей эмоциональной сферы подростков, склонных к виктимному поведению

КОМПОНЕНТЫ ИССЛЕДУЕМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТОДИКИ

Личность подростка Комплекс взаимосвязанных проявлений виктимного поведения Методика исследования склонности к виктимному поведению» О.О. Андронникова

Эмоциональная сфера Выявление способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решения Измерение уровня тревожности Диагностика уровня алекситимии Диагностика агрессивности Методика Н.Холла на определение уровня эмоционального интеллекта Личностный опросник «Шкала проявления тревожности Дж.Тейлора Торонтская алекситимическая шкала Опросник уровня агрессивности Басса-Перри

Для диагностики нами были подобраны валидные, адекватные цели и задачам исследования методики.

На первом этапе эмпирического исследования нами проводилась диагностика склонности к виктимному поведению с использованием методики О.О. Андрониковой. В результате был осуществлен отбор из общего числа подростков в экспериментальную выборку, в соответствии с показателям виктимизации. Основная цель - сравнить проявление эмоций подростков, склонных к виктимному поведению, и подростков, не склонных к такого рода поведению.

В результате обработки всех данных по общей выборке, нами были выявлены подростки со склонностями к виктимному поведению, которые составили экспериментальную выборку (20 подростков), а также подростки, не склонные к виктимному поведению, составившие контрольную выборку (20 подростков).

Таким образом, по итогам диагностики общая выборка была разделена на экспериментальную и контрольную. Контрольную выборку составили 20 подростков без проявления виктимного поведения (по данным методики О.О. Андрониковой). Экспериментальную - 40 подростков, у которых была

обнаружена по данным тестирования склонность к проявлению виктимного поведения. Выяснилось, что в пределах нормы находится по методике О.О. Андронниковой проявление виктимного поведения 20 подростками в возрасте 13-15 лет.

Далее, нами исследуются и сравниваются особенности эмоциональной сферы подростков, склонных к виктимному поведению, и подростков, не склонных к виктимному поведению. По данным диагностики эмоционального интеллекта (методика Н.Холла) в выборках оказалось следующее: достаточно большое количество испытуемых контрольной выборки, подверженных проявлению виктимного поведения, или предрасположенных к нему имеют низкий уровень почти по всем шкалам. В сводной таблице 2 мы представим результаты теста по методике определения уровня эмоционального интеллекта Н.Холла экспериментальной выборки.

Таблица 2

Общие данные по результатам теста Н.Холла (подростки, склонные к виктимному поведению)_

Шкала/Уровень низкий средний высокий

% Чел. % Чел. % Чел.

Эмоциональная осведомленность 20 4 45 9 35 7

Управление своими эмоциями 55 11 35 7 10 2

Самомотивация 55 11 35 7 10 2

Эмпатия 40 8 60 11 5 1

Распознавание эмоций других людей 15 3 75 15 10 2

Интегративный уровень 35 7 55 12 5 1

Как видно из таблицы, низкий уровень выраженности обнаружен по показателям «Управление своими эмоциями» - 55% и «Самомотивация» -55%, «Эмпатия» - 40%. Можно предположить, что причина такого распределения заключается в том, что самомотивация понижается из-за воздействия виктимности на жизнедеятельность подростков.

По шкалам «Распознание эмоций других людей» и «Эмоциональная осведомленность», у подростков из экспериментальной выборки выявлены в основном средние показатели (75% и 45% соответственно), такие же, как и по шкале «Эмпатия» (60%). В указанной выборке высоких показателей по шкале «эмоциональная осведомленность» крайне мало (35%). По остальным шкалам процент высоких показателей очень мал (от 5% до 10%), что указывает на тенденцию к понижению степени эмоционального интеллекта в выборке.

Далее, в сводной таблице 3 нами представлены результаты по методике определения уровня эмоционального интеллекта Н.Холла, контрольной выборки подростков (без проявления виктимного поведения)

Таблица 3

Общие данные по результатам теста Н.Холла в контрольной выборке, подростки без проявления виктимного поведения_

Шкала/Уровень низкий средний высокий

% Чел. % Чел. % Чел.

Эмоциональная осведомленность 20 4 45 9 35 7

Управление своими эмоциями 40 8 35 7 25 5

самомотивация 25 5 40 8 35 7

Эмпатия 35 7 40 8 25 5

Распознавание эмоций других людей 35 7 45 9 20 4

Интегративный уровень 25 5 45 9 30 6

Из таблицы видно, что в контрольной выборке низкая выраженность показателей обнаружилась по шкале «управление своими эмоциями» (40%), «эмпатия» (30%) и «самомотивация» (25%). Преимущественно в выборке по всем шкалам - средний уровень. У максимального числа подростков обнаружен средний уровень эмоциональной осведомленности (45%), «распознание эмоций других людей» (45%) и «самомотивация» (40%). Наряду со средним уровнем, в контрольной выборке имеет место и высокий уровень показателей по шкале «эмоциональная осведомленность (35%), «самомотивация» (35%). Что указывает на высокий уровень эмоционального интеллекта. Такие подростки обладают способностью к сопереживанию, достаточно хорошо распознают эмоции других людей, обладают развитой мотивационной сферой, в частности, самомотивацией.

Соотношение интегративного уровня эмоционального интеллекта в двух выборках, показало, что в обеих выборках имеет место выраженность средних показателей. Однако, если средний и низкий уровень являются основными для экспериментальной выборки (35% и 55% соответственно), то по количеству высоких показателей контрольная выборка превышает в 6 раз (30% и 5% соответственно). (см.рис 4)

методика Н.Холла

0

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

■ виктимность ■ невиктимность

Рисунок 4. Данные по методике Н. Холла в двух выборках

исследования

Следовательно, уровень эмоционального интеллекта у подростков, склонных к виктимному поведению, значительно ниже показателей уровня эмоционального интеллекта в выборке подростков, не склонных к виктимному поведению.

По итогам интерпретации данных методики определения уровня эмоционального интеллекта Н.Холла, мы пришли к заключению, что эмоциональный интеллект подростков, склонных к виктимному поведению, ниже, чем у их сверстников, не склонных к виктимному поведению.

На следующем этапе нами проведена диагностика эмоциональной сферы подростков по методике тревожности Тейлора. В сводной таблице 4 мы представили результаты методики диагностики тревожности Тейлора экспериментальной выборки.

Таблица 4

Результаты диагностики тревожности в экспериментальной выборке, подростки склонные к виктимному поведению_

Уровень тревожности % Кол-во

Высокий 70 14

Средний к тенденцией к высокому уровню 10 2

Средний к тенденцией к низкому уровню 15 3

Низкий 5 1

Из таблицы 4 мы видим, что в экспериментальной выборке обнаружились достаточно высокие показатели тревожности у 70% испытуемых, что указывает на то, что таким подросткам будет свойственна неуверенность в себе, неустойчивая самооценка, боязливость, безинициативность, примерное поведение в угоду требованиям окружающих, дисциплинированность, скромность, застенчивость. Также повышенный

уровень тревоги указывает на недостаточность эмоциональной приспособленности к разным жизненным обстоятельствам. Для таких подростков характерно неадкватное самоотношение - отношение к самим себе как к слабым, неумелым, беспомощным.

В сводной таблице 5 мы представили результаты по шкале тревожности Тейлора подростков, не склонных к виктимному поведению (контрольная выборка).

Таблица 5

Результаты диагностики тревожности в контрольной выборке

Уровень тревожности % Кол-во

Высокий 20 4

Средний с тенденцией к высокому уровню 65 13

Средний с тенденцией к низкому уровню 5 1

Низкий 10 2

Исходя из результатов, оказалось, что в контрольной выборке тоже есть подростки с достаточно высокими показателями тревожности - у 65% выявлен средний уровень тревоги, с тенденцией к высокому. Это можно объяснить тем, что подростковый возраст сам по себе богат переживаниями, трудностями и кризисами, когда складываются устойчивые формы поведения, черты характера, эмоционального реагирования. И одновременно, происходит утрата детского мироощущения, возникновение ощущения тревожности и психологического дискомфорта, что обусловлено чаще всего внешним видом, его несоответствием выбранному эталону, а также с преждевременным развитием или его задержкой.

Итак, высокий уровень тревожности проявляется у подростков, с проявлением виктимного поведения, а у подростков без проявления виктимного поведения тревожность не превышает нормированных показателей. Что обусловлено физическими и психическими возрастными характеристиками, с уровнем значимости сверстников и взрослых. Тревожным подросткам свойственно отсутствие навыков оценки собственного поведения, отыскать оптимальную для себя зону сложности задания, а также установить вероятность желательного исхода событий.

На рисунке 5 представлено соотношение показателей тревожности в обеих выборках.

Шкала тревожности Тейлора

16 14 12 10 8 6 4 2 0

I. II.

Виктимные подростки Не виктимные подростки

■ Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 5. Соотношение показателей тревожности в обеих

выборках

Из рисунка 5 видно, что уровень выраженности тревожности в экспериментальной и контрольной выборке отличается: уровень тревожности подростков, склонных к виктимному поведению, значительно выше, чем у подростков из контрольной выборке.

Исходя из результатов методики Тейлора, можно сделать вывод, что у подростков, склонных к виктимному поведению, преобладает высокий уровень тревожности.

Далее эмоциональная сфера подростков была нами изучена при помощи Торонтской алекситимической шкалы.

В сводной таблице 6 нами представлены результаты Торонтской алекситимической шкалы подростков, склонных к виктимному поведению.

Таблица 6

Результаты диагностики алекситимии в экспериментальной

выборке

Алекситимия % Кол-во человек

Явно выраженная алекситимия 30 6

Возможно наличие алекситимии 50 10

Отсутствие алекситимии 20 4

Из таблицы 6, мы видим, что в экспериментальной выборке результаты 30% подростков указывают на наличие алеситимии. 50% из выборки имеют ярко выраженную алекситимию и у 20% - зафиксировано ее отсутствие. Собственно, алекситимия свойственна тем людям, которыми осознаются эмоциональные впечатления, переживания, чувства, причины поступков. Следствие алекситимии - чрезмерный прагматизм и отсутствие креативности, ограниченность в самопонимании, которые превращаются в значительное препятствие для восприятия происходящего, для возможности целостного

представления собственной жизни.

В таблице 7 мы представили результаты диагностики алекситимии в контрольной выборке.

Таблица 7

Результаты диагностики алекситимии в контрольной выборке

Алекситимия % Кол-во человек

Явно выраженная алекситимия 5 1

Возможно наличие алекситимии 25 5

Отсутствие алекситимии 70 14

Следовательно, результат 25% испытуемых говорит о возможном наличии алеситимии, 5% имеют ярко выраженную алекситимию и 70% показали ее отсутствие.

Таким образом, для большей части подростков без проявления виктимного поведения алекситимия не свойственна. Сравнительный анализ проявления алекситимии в выборках мы представили на рисунке 6.

Торонтская шкала алекситимии

80 -

70 60 50 40 30 20 10 0

Виктимные подростки Не виктимные подростки

Явно выраженная алекситимия

— ■ Возможно наличие алекситимии

■ Отсутствие алекситимии

Рисунок 6. Соотношение показателей алекситимии в обеих

выборках

Таким образом, можно сделать вывод, что у двух выборок испытуемых по средним показателям результатов преобладает возможное наличие алекситимии. Это можно объяснить следующим образом. Во-первых, алекситимия является устойчивой личностной характеристикой, и, во-вторых, может выступать временной реакцией на депрессию либо тревогу. Однако алекситимия может быть и вторичной, и развиваться в результате работы защитных механизмов. Например, если была ситуация, где был негативный опыт выражения чувств, то подросток может прийти к убеждению, что чувства необходимо в дальнейшем скрывать. К сожалению, такого рода отказы от возможной боли зачастую влекут и противоположный эффект -отказ от возможной радости. Человек, склонный к алекситимии, склонен и к развитию психосоматических заболеваний, к депрессивным состояниям. Поэтому фиксировать такого рода особенности развития личности в подростковом возрасте крайне важно.

Для исследования эмоциональной сферы подростков, мы также

подобрали опросник диагностики агрессивности Басса - Перри. Полученные результаты представлены в таблицах в приложении Б (см. Приложение Б). На рисунке 7 мы представили результаты средних значений обеих выборок по проявлению уровня агрессии.

Опросник уровня агрессии Басса-Перри

80

70 -

60 -

50 -

40

30

20

10

II II

Подростки, с Подростки, без

проявлением проявления иктимного виктимного поведения поведения

Общий показатель

0

■ Физическая агрессия ИГнев ■ Враждебность

Рисунок 7. Соотношение показателей агрессивности в выборках

Обнаружены различия по результатам опросника диагностики агрессии А. Басса, М. Перри между выборками подростков, с проявлением виктимного поведения, и без проявления виктимного поведения. Так, в экспериментальной выборке склонность к физической агрессии, раздражительность (шкала «гнев»), подозрительность и обидчивость (шкала «враждебность») находятся на высоком уровне. Показатели агрессивности контрольной выборки соответствуют нормативным показателям.

Анализ результатов, полученных по опроснику Басса-Перри, позволяет сделать следующие выводы: в выборке подростков с проявлением виктимного поведения выраженность физической агрессии и гнева выше, чем в выборке подростков без проявления виктимного поведения.

Таким образом, проанализировав результаты по всем проведенным методикам, путем их сравнения, можно сказать, что выборки отличаются по степени представленности в них показателей эмоционального интеллекта, алекситимии, тревожности и агрессивности.

Заключительным этапом исследования являлся факторный анализ. Компонентный анализ результатов позволил уточнить число факторов для каждой выборки исследования: в экспериментальной выборке обнаружилось три фактора; в контрольной выборке - два фактора. В качестве метода факторизации выбрано вращение «Варимакс нормализованный». Результат факторного анализа по данным тестов диагностики эмоциональной сферы, экспериментальной выборки представлен в таблице 8 и на графике 1 в приложении В (см.Приложение В).

Таблица 8

Данные по результатам экспериментальной выборки

(подростки, склонные к виктимному поведению)_

Шкалы методик Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3

Эмоциональная осведомленность 0,576 0,152 0,012

Управление своими эмоциями 0,520 0,091 0,595

Самомотивация 0,459 -0,340 0,434

Эмпатия 0,695 0,033 -0,084

Распознавание эмоций других людей 0,802 0,240 0,201

Тревожность 0,109 0,206 0,822

Алекситимия -0,749 0,170 -0,038

Физическая агрессия 0,138 0,671 0,046

Гнев -0,102 0,912 0,116

Враждебность 0,239 0,278 -0,722

Общий показатель агрессии 0,128 0,947 -0,232

Сумма квадратов факторных нагрузок 2,614 2,533 1,858

Доля дисперсии 0,238 0,230 0,169

На основании факторного анализа данных, полученных в экспериментальной выборке, нами выделено три фактора.

Первый фактор образован показателем эмоционального интеллекта «Распознавание эмоций других людей» с положительным знаком (0,802) и алекситимией с отрицательным знаком (-0,749). Попадание указанных показателей в фактор указывает на то, что недостаточно развитое умение подростков, склонных к виктимному поведению, к правильной интерпретации эмоциональных реакций других людей, соотносится с выраженностью алекситимии.

Второй фактор образован показателями агрессивности «Гнев» (0,912) и «Общий показатель агрессивности» (0,947). Присутствие в факторе указанных черт говорит о том, что агрессивность представляет собой устойчивую личностную черту подростков, склонных к виктимному поведению.

Третий фактор образован показателем тревожности (0,822) и враждебности с отрицательным знаком (-0,722). Таким образом, чем выше враждебность у подростка, тем менее будет выражена тревожность.

Следовательно, наиболее склонны к виктимному поведению подростки, обладающие такими психологическими характеристиками: алекситимия, гневливость, враждебность, агрессивность, тревожность, трудности с распознанием чужих эмоциональных реакций.

Данные факторного анализа, проведенного по данным тестов диагностики эмоциональной сферы, в контрольной выборке представлены в таблице 9.

Таблица 9

Данные по результатам контрольной выборки, подростки не склонные к виктимному поведению_

Шкалы методик Фактор 1 Фактор 2

Эмоциональная осведомленность 0,652 0,581

Управление своими эмоциями -0,577 0,076

Самомотивация 0,361 0,569

Эмпатия -0,289 0,788

Распознавание эмоций других людей -0,724 0,000

Тревожность -0,731 -0,023

Алекситимия 0,414 -0,227

Физическая агрессия 0,000 -0,443

Гнев 0,094 -0,587

Враждебность 0,549 -0,325

Общий показатель агрессии 0,354 -0,791

Ехр1Уаг (Сумма квадратов факторных нагрузок) 2,637 2,612

Ргр.ТоЙ (Доля дисперсии) 0,240 0,237

Применение факторного анализа в контрольной выборке подростков позволил выявить два фактора, характеризующих их индивидуально -психологические особенности. График факторного анализа представлен в приложении В (см.Приложение В).

Первый фактор составили показатели с отрицательным знаком «Распознавание эмоций других людей» (-0,724) и «Тревожность» (-0,731). Второй фактор - показатель эмоционального интеллекта «Эмпатия» (0,788) и общий показатель агрессии с отрицательным знаком (-0,791).

Подростки, не склонные к виктимному поведению, обладают более развитым эмоциональным интеллектом (шкалы «Эмпатийность» и «Распознавание эмоций других людей»),

Полученные факторы позволяют выделить характерные личностные черты для невиктимных подростков - это развитое умение понимать эмоциональные реакции окружающих, большая эмпатийность, меньшая тревожность и агрессивность, по сравнению с виктимными подростками.

Исходя из данных факторного анализа, мы можем заключить, что подростки, склонные к виктимному поведению, характеризуются высоким уровнем тревожности, выраженным уровнем алекситимии, низким уровнем саморегуляции своих эмоциональных состояний. Вывод:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В проведенном исследовании психологических особенностей эмоциональной сферы подростков, склонных к виктимному поведению были выявлены и описаны различия в психологических особенностях эмоциональной сферы у подростков, склонных к виктимному поведению, по итогам которого установлено, что:

- у подростков, склонных к виктимному поведению, сформированность эмоционального интеллекта менее выражена, по сравнению с невиктимными

подростками;

- уровень алекситимии у подростков, склонных к виктимному поведению, выше, чем уровень алекситимии у невиктимных сверстников;

- подростки, склонные к виктимному поведению, более тревожные и агрессивные, чем невиктимные подростки;

- на основании результатов факторного анализа можно судить о наличии взаимосвязи между степенью выраженности виктимности и психологическими особенностями эмоциональной сферы подростков, а также доказать предположение о том что, подростки, склонные к виктимному поведению, характеризуются высоким уровнем тревожности, выраженным уровнем алекситимии, низким уровнем саморегуляции своих эмоциональных состояний.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы. Полученные в нем данные дополняют теоретические суждения о специфичности эмоциональной сферы подростков, склонных к виктимному поведению.

Практическое применение результатов данного исследования в перспективе позволит создать модель психологической помощи подросткам, склонным к виктимному поведению, реализующую коррекцию гиперфункции защитных механизмов психики последних. Ведь для того, чтобы препятствовать увеличению числа жертв неблагоприятных условий социализации, необходима виктимологическая профилактика населения, и в особенности такой возрастной категории как подростки.

Результаты исследования представляются значимыми в рамках нового понимания взаимосвязи эмоциональной сферы и виктимного поведения подростков, и могут быть использованы в качестве готового инструментария в работе школьными психологами и социальными педагогами, поскольку отвечают на вопросы по формированию виктимного поведения, в процессе лекционных, семинарских и практических занятий для студентов психологических и социально-педагогических факультетов в рамках подготовки курсов «Психология личности», «Девиантология».

Использованные источники:

1. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. — СПб.: Речь,

2004. — 336 с.

2. Айвазова, А.Е. Психологические аспекты зависимости/ А.Е. Айвазова. — СПб.: Речь, 2003. - 296 с.

3. Андронникова, О.О. Основные характеристики подростков с самоповреждающим виктимным поведением/ О.О. Андронникова // Вестник ТГПУ. - 2009. - № 9. - С. 120-126.

4. Андронникова, О.О. Виктимное поведение подростков: факторы возникновения и профилактика/ О.О. Андронникова.- Новосибирск: НГИ

2005. - 300 с.

5. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа/ А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.

6. Бэрон. Р. Агрессия: Монография/ Р. Бэрон, Д.. Ричардсон — СПб.: Питер, 2001. — 352 с.

7. Бовть, О.Б. Вштимна поведшка як психолопчна проблема / О.Б. Бовть// Социальна психолопя. - 2004. - № 4 (6). - С.14-22.

8. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И. Божович// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975. - С.80-90.

9. Выготский, Л.С. История развития высших психических функции / Л.С. Выготский// Собр. соч.: В 6т. - М.: Педагогика. 1983. -Т. 3. - 368 с.

10.Гурьева, В.А. Нарушения психосексуального созревания у подростков с резидуально-органической недостаточностью/ В.А. Гурьева, Э.А. Бурелов, И.В. Кузнецов, Л.К. Смирнова // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. - 1991. т.91. - № 3. - С. 64-68.

Bibliographic list:

1. Aggression in children and adolescents / Ed. N.M. Platonovoy. - SPb .: Speech, 2004. - 336 p.

2. Aivazova, A.E. Psychological aspects of addiction / A.E. Aivazova. - SPb .: Speech, 2003. - 296 p.

3. Andronnikova, O.O. The main characteristics of adolescents with self-damaging victim behavior / O.O. Andronnikova // Bulletin of TSPU. - 2009. - No. 9. - P. 120126.

4. Andronnikova, O.O. Viktimnoe behavior of adolescents: factors of occurrence and prevention / O.O. Andronnikova .- Novosibirsk: Ngi 2005. - 300 p.

5. Asmolov, A.G. Personality Psychology: Principles of General Psychological Analysis / A.G. Asmolov. - M .: Sense, 2001. - 416 p.

6. Baron. R. Aggression: Monograph / R. Baron, D. Richardson - St. Petersburg: Peter, 2001. - 352 p.

7. Bovt, O.B. Вштимна поведшка як психолопчна проблема / О.Б. Bovt // Social psychology. - 2004. - No. 4 (6). - P.14-22.

8. Bozovic, L.I. On the moral development and education of children / L.I. Bozhovich // Questions of psychology. - Moscow: Education, 1975. - С.80-90.

9. Vygotsky, L.S. History of development of higher mental functions. Vygotsky // Collected. cit .: In the 6th. - M .: Pedagogy. 1983. -T. 3. 368 pp.

10.Guryeva, V.A. Disorders of psychosexual maturation in adolescents with residual-organic insufficiency / V.A. Guryeva, E.A. Burelov, I.V. Kuznetsov, L.K. Smirnova // Journal of Neuropathology and Psychiatry. S. S. Korsakova. - 1991. vol. 91. - No. 3. - P. 64-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.