Психолог
Правильная ссылка на статью:
Куликова Т.И., Степанова Н.А — Изучение личностных факторов, определяющих проявление виктимного поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью // Психолог. - 2020. - № 3. DOI: 10.25136/24098701.2020.3.33059 URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=33059
Изучение личностных факторов, определяющих проявление виктимного поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью
Куликова Татьяна Ивановна
кандидат психологических наук
доцент, кафедра психологии и педагогики, Тульский государственный педагогический университет им.
Л.Н. Толстого
300022, Россия, г. Тула, пр. Ленина, 125 [email protected]
Степанова Наталия Анатольевна
кандидат психологических наук
декан факультета психологии, доцент кафедры специальной психологии, Тульский государственный
педагогический университет им. Л.Н. Толстого
300012, Россия, Тульская область, г. Тула, пр.Ленина, 125 [email protected]
Статья из рубрики "Психология и педагогика"
DOI:
10.25136/2409-8701.2020.3.33059
Дата направления статьи в редакцию:
07-06-2020
Аннотация.
Предметом исследования являются личностные факторы, определяющие проявление виктимного поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью. Объектом исследования является виктимное поведение подростков с интеллектуальной недостаточностью. Целью проведенного исследования является изучение личностных факторов, определяющих возникновение виктимного поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью, и возможности прогнозирования на этой основе типа поведения жертвы (активная или пассивная жертва). В качестве основного метода использовался констатирующий эксперимент, изучались личностные качества, сочетание которых определяет доминирующие факторы виктимного поведения подростков. Авторы подробно рассматривают такие аспекты, как нарушения поведения подростков с
интеллектуальной недостаточностью, повышенная виктимность как предрасположенность подростков с интеллектуальной недостаточностью становиться жертвой преступления и черты личности подростков данной категории, определяющие тип поведения жертвы.
Новизной проведенного исследования является определение личностных факторов виктимного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью, представленных не отдельными качествами личности, а их сочетанием, определяющим тип поведения жертвы. К числу доминирующих личностных факторов отнесены эмоциональный, волевой и поведенческий. В результате корреляционно-регрессионного анализа выявлены прямая сильная теснота связи между эмоциональным и поведенческим факторами; прямая умеренная теснота связи между волевым и поведенческим факторами и обратная умеренная теснота связи между эмоциональным и волевым факторами. Данные проведенного исследования позволили определить личностные качества пассивной и активной жертв. Так, активная жертва характеризуется высоким уровнем раздражимости, импульсивности и низким самоконтролем. Для пассивной жертвы характерны высокий уровень тревожности, неуверенности и беспомощности, формирующих заниженную самооценку подростков. У подростков с интеллектуальной недостаточностью подобные характеристики чаще, чем у их нормотипичных сверстников, выходят за рамки нормы, что обуславливает наличие у данной категории подростков факторов риска, влияющих на их психологическую безопасность и приводит к дезориентации в социальной среде.
Ключевые слова: личностные качества, личностные факторы, подростки, интеллектуальная недостаточность, виктимное поведение, тип поведения жертвы, активная жертва, пассивная жертва, психолого-педагогическое сопровождение, безопасное поведение
Проблема нарушений поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью приобретает все большее распространение, как среди данной категории детей, так и среди ученых - психологов, педагогов.
Отечественными исследователями выделены факторы социально опасного поведения подростков с ментальными нарушениями (П.А. Кисляков, В.Н. Феофанов, А.Г. Удодов), выявлены нарушения готовности к безопасному поведению (М. С. Давыдова), установлена недостаточная сформированность представлений об опасностях, угрожающих жизни, здоровью и благополучию в социальной среде к подростков с
умственной отсталостью (П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева) [9; 14; 22; 23].
В настоящее время уделяется особое внимание социальной интеграции подростков с интеллектуальной недостаточностью, включению их в социальные общности здоровых
детей и подростков [3; 7; 18]. В то же время, наличие интеллектуального дефицита затрудняет самопроизвольное усвоение правил безопасного поведения такими
подростками в процессе социальной интеграции [19; 241. Все эти проявления существенно отражаются на психологически безопасном поведении подростков данной категории и их психологической безопасности.
Дети с интеллектуальной недостаточностью чрезмерно внушаемы, менее осторожны и осмотрительны по сравнению с нормотипичными сверстниками. В своей классификации Г. Гентинг относит подростков с интеллектуальной недостаточностью в общий класс жертв по двум критериям: возрастному и интеллектуальному.
Однако как показывают исследования, у данной категории подростков набор критериев
гораздо шире, в частности, у них слабо выражены реакции самоопределения и самоутверждения. Их отличает наличие слабых волевых усилий, повышенной
внушаемости, когнитивной простоты и эмоциональной лабильности ^^.Для таких подростков характерно проявление агрессивности, тревожности, низкой способности к самоанализу поведения и неадекватной оценке окружающей ситуации. Это, в свою очередь, обусловливает высокий риск формирования патологических поведенческих
паттернов —Следовательно, подростки со сниженным интеллектом относятся к наименее защищенным группам лиц и в значительной степени подверженным риску возникновения социальных отклонений.
Многочисленные исследования (О.О. Андронникова, Т.А. Болдырева, А.Е. Быстров, М.Ю. Данилкина, Е.Л. Инденбаум, П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, К.С. Лебединская, А.С Макаров, Л.М. Шипицына и др.) показывают, что в происхождении различных видов отклонений поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью, в том числе правонарушений, помимо социального фактора нередко имеет значение врожденная, либо приобретенная неполноценность нервной системы. В нарушениях поведения таких подростков часто играет роль наличие аффективно-волевых расстройств, связанных с недостаточностью нервной системы. В одних случаях нарушения поведения изучались в структуре психопатологических синдромов и пограничных состояний. Охватывая различные формы эмоциональной организации поведения, аффективная сфера
выступает и как совокупность явлений 181.
Основные типы нарушений поведения, наблюдаемые у них, связаны с проявлениями: психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений
^-10-Для таких подростков характерна повышенная виктимность -
предрасположенность становиться жертвой преступления. К специфическим факторам возникновения виктимного поведения могут относиться: индивидуальный опыт переживания или наблюдение факта насилия, сформированная ранее совокупность психологических качеств, таких как эмоциональная неустойчивость, тревожность, неадекватная самооценка, отсутствие ощущения социальной поддержки. Виктимное поведение может формироваться через демонстрацию зависимо-подчиняемого поведения, влияние виктимной ситуации в микро- и макроконтексте, роль собственного
опыта
Как отмечает Ю.А. Клейберг, физические, психические и социальные черты и признаки, которые приобретены человеком и способны его превратить в жертву, определяются как виктимогенность. Отрицая существование «прирожденных жертв» или «жертв от природы», Г.И. Шнайдером выявлено, что идеалистические представления связаны с особенностями мышления и инфантильными установками самой личности умственно отсталого школьника. Эти обстоятельства выступают провоцирующими факторами и в силу отсутствия социально-психологической компетентности, превращают ребенка в
жертву со стороны насильников, мошенников и др. I161.
По мнению А.Е. Быстрова, личностные черты подростков с интеллектуальной недостаточностью, такие как импульсивность и неуверенность, могут определять состав конкретных типов виктимности личности. Так, характеристику активной жертвы (активная виктимность) может определять импульсивность. Отличает активную жертву, кроме импульсивности, наличие эмоциональной неустойчивости, склонность к конфликтному стилю общения, слабый самоконтроль, неумение критически оценить ни себя, ни ситуацию в целом Данная точка зрения не вызывает сомнения, тем не менее мы
считаем, что тип виктимности определяется более широким спектром личностных качеств, среди которых следует назвать неуверенность и беспомощность, зависимость и низкую самооценку и, конечно, обидчивость и раздражимость.
Для пассивной жертвы (пассивная виктимность) основной чертой является неуверенность. Пассивная жертва также отличается заниженной самооценкой, проявлением негативного отношения как к себе, так и к своей жизни, наличием конформности, зависимости, сверхпослушания и нейротизма.
Все эти показатели определяют низкую социальную адаптацию. Такие подростки стараются ничем не выделяться, к их мнению никто не прислушивается, они не могут постоять за себя, многие испытывают социальную изоляцию. У подростков с неустойчивой самооценкой и идентичностью могут возникать эмоциональные
расстройства
Взаимодействия подростков с интеллектуальной недостаточностью со сверстниками сопровождаются проявлениями агрессии, которая выражается в виде реактивной (как ответная реакция на внешний раздражитель, ссору, конфликт) или спонтанной агрессии (возникшей без существенной причины под влиянием накопления негативных эмоций)
Таким образом, к психологическим особенностям виктимной личности можно отнести: неуравновешенность нервных процессов, высокие реактивность и личностную тревожность, стеничность и негибкость установок, низкую самооценку, конформность, дефицит ценностных ориентаций, снижение уровня мотивации, высокий конформизм, установку на беспомощность, запуганность и т.д.
Совокупность определенных личностных черт может рассматриваться как психологический фактор, определяющий не только формирование виктимного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью, но и его определенный тип, как
например, активная или пассивная жертва [12; 17].
Все вышеизложенное определило цель нашегоисследования - выявление личностных факторов, определяющих возникновение виктимного поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью, и возможности прогнозирования на этой основе типа поведения жертвы (активная или пассивная жертва). Мы предположили, что личностными факторами, определяющими возникновение виктимного поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью, выступают не отдельные качества личности, а их сочетание, что в дальнейшем может определять тип поведения жертвы.
В качестве основного метода применялся констатирующий эксперимент, в ходе которого изучались личностные качества подростков с интеллектуальной недостаточностью. Исследование проходило на базе ГОУТО «Тульский областной центр образования»(1, 2 отделение) г. Тулы, где обучаются дети по программе учреждений VIII вида. Выборку испытуемых составили подростки с умственной отсталостью в возрасте 14 - 15 лет. Количественный состав выборки - 45 человек. В ходе исследования контрольная группа не формировалась.
Анализ работ по исследованию виктимного поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью позволил выявить наиболее выраженные личностные качества, провоцирующие формирование виктимного поведения, что и обусловило выбор диагностических методик: опросник Басса-Дарки для диагностики агрессивных и
враждебных реакций; тест Спилбергера-Ханина для измерения тревожности как личностного свойства и как состояния, связанного с текущей ситуацией; тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана; методика «Шкала субъективного благополучия» (адаптация М.В. Соколовой); методика «Склонность к виктимному поведению» О.О. Андрониковой для измерения предрасположенности подростков к различным формам виктимного поведения.
Учитывая особенности психического развития испытуемых, диагностическое обследование носило индивидуальный характер, а также текст некоторых суждений был адаптирован для лучшего понимания их смысла испытуемыми.
Статистическая обработка данных проводилась с применением коэффициента вариации для характеристики однородности совокупности, коэффициента ранговой корреляции Кендалла, коэффициента корреляции r-Пирсона, метода корреляционно-регрессионного анализа.
Прежде чем рассмотреть личностные качества подростков с интеллектуальной недостаточностью, мы проанализировали среднегрупповые значения по всем исследуемым характеристикам и определили стандартное отклонение каждой варианты. Сравнивая средние арифметические, было установлено, что коэффициент вариации в экспериментальной выборке по всем показателям превышает нормальное отклонение, что свидетельствует о статистически значимых различиях. Принимая среднее арифметическое за точку отсчета, в дальнейшем «сырые» баллы были переведены в «стены» и рассчитан коэффициент ранговой корреляции Кендалла (табл. 1).
Таблица 1
Взаимосвязь между личностными качествами подростков с интеллектуальной недостаточностью на основе коэффициента ранговой корреляции Кендалла
Личностные качества Х Y ранг X, dx ранг Y, dy P Q
Импульсивность 2 9 1 11 1 10
Низкий самоконтроль 2 9 2 12 0 10
Обидчивость 5 8 3 9 1 8
Тревожность 6 8 4 10 0 8
Раздражимость 6 7 5 7 1 6
Эмоциональная возбудимость 6 7 6 8 0 6
Агрессивность 7 6 7 4 2 3
Низкая самооценка 7 6 8 5 1 3
Неуверенность и беспомощность 8 6 9 6 0 3
Зависимость 8 5 10 3 0 2
Некритичность 9 2 11 1 1 0
Гиперсоциальность 9 2 12 2 0 0
Примечание. В таблице приняты следующие обозначения: X - признак рангов, образующих прямой порядок; Y - признак рангов, образующих обратный порядок; Р -число положительных, а Q - отрицательных единиц, приписанных парам при сопоставлении их рангов по обоим признакам.
При уровне значимости а<0,05 между качественными признаками (личностными качествами) существует значимая ранговая корреляционная связь ( = 0,759). Тем не
менее, исследовательский интерес в большей степени представляет совокупность или сочетание качеств, как личностных факторов виктимного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью.
По результатам опросника Басса-Дарки на основе критерия r-Пирсона (p<0,05) выявлена положительная взаимосвязь между суммарным индексом агрессивности и раздражимостью (r=0,57) и обидчивостью (r=0,52) .
На основе того, что опросник Басса-Дарки включает шкалы «негативизм», «подозрительность» и «чувство вины», как виды эмоциональных реакций, провоцирующих агрессивные формы поведения, мы объединили данные реакции в обобщенный показатель «эмоциональная возбудимость». Коэффициент корреляции между суммарным индексом агрессивности и обобщенным показателем эмоциональной возбудимости (r=0,68), что говорит о сильной прямой взаимосвязи. Однако, опросник Басса-Дарки рекомендуется использовать в совокупности с другими личностными тестами.
Поведение подростка с интеллектуальной недостаточностью во многом может быть обусловлено таким свойством личности, как тревожность. Несмотря на то, что определенный уровень тревожности является естественной особенностью активной деятельной личности, для исследуемой категории подростков ситуативная или реактивная тревожность может вызывать эмоциональное напряжение, беспокойство и даже способствовать восприятию окружающей ситуации как угрожающей и опасной.
Результаты исследования тревожности (тест Спилбергера-Ханина) выявили у 69% испытуемых высокий уровень личностной тревожности (средний коэффициент выраженности признака составил 6,0 стенов), а у 92% испытуемых уровень ситуативной тревожности определен выше нормы (средний коэффициент выраженности признака с о с та в ил 6,5 с те но в ).
К.Р. Сидоров отмечает, что феномен тревожности по своей структуре сложен и включает доминирующую эмоцию страха, которая взаимодействует с гневом, виной и стыдом. Проявления тревожности могут различаться у отдельных индивидов по различным составляющим. Например, страх - вина или страх - стыд - вина, страх - страдание,
страх - гнев, страх - страдание - гнев и т.д. ИЗ!. В нашем исследовании тревожность коррелирует с эмоциональной возбудимостью (r=0,69), суммарным показателем агрессивности (r=0,67), с низкой самооценкой (r=0,50) и
неуверенностью/беспомощностью (r=0,54).
Тревожность выступает фактором уязвимости личности, зачастую тревожность имеет для человека приспособительное значение и подавляет его волю [5]. По результатам теста-опросника «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана выявлено, что у 92% учащихся, вошедших в исследуемую выборку, волевая саморегуляция находится на низком уровне развития с выраженностью показателя 5,8 баллов. Высокого уровня развития волевой саморегуляции в выборке обнаружено не было. Низкие показатели общего уровня волевой регуляции наблюдаются у эмоционально неустойчивых, ранимых и неуверенных в себе людей. В результате корреляционного анализа обнаружена сильная прямая связь импульсивности и эмоциональной возбудимости (r=0,72), низкого самоконтроля и раздражительности (r=0,70), а также прямая зависимость импульсивности и низкого самоконтроля с агрессивным поведением (r=0,54).
По методике «Шкала субъективного благополучия» (адаптация М.В. Соколовой) были получены результаты по показателю неуверенности и суммарному показателю низкой самооценки, как выражение субъективного неблагополучия. Коэффициент корреляции между суммарным показателем уровня самооценки и агрессивностью выявил слабую взаимосвязь (г=0,45), с уровнем тревожности (г=0,57), неуверенности (г=0,б8), с уровнем низкого самоконтроля (г=0,35). Данные показатели характеризуют подростков как зависимых, неуравновешенных, испытывающих трудности в контроле своих эмоций.
Для изучения проявлений и типов виктимного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью и установления связей с личностными чертами испытуемых была применена методика «Склонность к виктимному поведению» О.О. Андрониковой. В соответствии со шкалами опросника мы выявили наличие таких личностных черт, как гиперсоциальность, зависимость и беспомощность, некритичность и агрессивность в поведении. В результате были выявлены прямые положительные взаимосвязи агрессивности с некритичностью (г=0,5б) и гиперсоциальностью (г=0,52). Данные показатели характеризуют активный тип виктимного поведения испытуемых. Их жертвенное поведение зачастую одобряется и ожидается. Пассивный тип виктимного поведения характеризуется прямыми положительными взаимосвязями между беспомощностью и низкой самооценкой (г=0,б8), зависимостью и неуверенностью (г=0,б2). Такие подростки зачастую становятся жертвами, не оказывая сопротивления или какого-либо противодействия агрессору.
В результате проведенного корреляционного анализа были определены три фактора виктимного поведения подростков, каждый из которых представлен сочетанием значимых личностных качеств подростков с интеллектуальной недостаточностью. Эмоциональный фактор включает такие личностные качества, как эмоциональная возбудимость, раздражимость, тревожность, обидчивость. Волевой фактор включает импульсивность, низкий самоконтроль, зависимость, низкую самооценку. Поведенческий фактор включает агрессивность, некритичность, гиперсоциальность, неуверенность, беспомощность. Для удобства интерпретации данных, полученных в ходе нашего эксперимента, представим полученные результаты в табл. 2.
Таблица 2
Матрица коэффициентов корреляции личностных качеств подростков с интеллектуальной недостаточностью
(уровень статистической значимости р<0,05)
Личностные качества 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Эмоциональная возбудимость - 0,75 0,70 0,б4 0,72 0,б8
Раздражимость 0,б2 0,70 0,57
Тревожность 0,57 0,б7 0,54
Обидчивость 0,52
Импульсивность 0,54
Низкий самоконтроль - 0,54
Зависимость 0,59 0,б2
Низкая самооценка - 0,б8
Агрессивность - 0,56 0,52
Примечание. В таблице цифрами обозначены: 1 - эмоциональная возбудимость; 2 -раздражимость; 3 - тревожность; 4 - обидчивость; 5 - импульсивность; 6 - низкий самоконтроль; 7 - зависимость; 8 - низкая самооценка; 9 - агрессивность; 10 -некритичность; 11 - гиперсоциальность; 12 - н еуверенность/беспомощность.
Коэффициенты, представленные в таблице 2, показывают среднюю и сильную корреляцию между личностными качествами подростков с интеллектуальной недостаточностью и варьируют от г=0,52 до г=0,75 при уровне значимости р <0,05. Коэффициенты, отражающие слабую корреляцию, в таблице не представлены. При оценке количественного соотношения между факторами виктимного поведения мы исходили из количества значимых связей внутри каждого из них. Так, эмоциональный фактор (в таблице 2 столбцы 1 - 4) - 4 значимых связи; волевой фактор (в таблице 2 столбцы 5 - 8) - 3 значимых связи; поведенческий фактор (в таблице 2 столбцы 9 - 12) имеет 12 значимых связей. Таким образом, поведенческий фактор является наиболее выраженным в экспериментальной выборке. Полученные результаты свидетельствуют о том, что личностные качества, входящие в поведенческий фактор, в большей степени являются маркерами виктимного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью.
На основе метода корреляционно-регрессионного анализа мы установили тесноту связи между факторами. Выявлена прямая сильная теснота связи по шкале Чеддока (г=0,533) между эмоциональным и поведенческим факторами; прямая умеренная теснота связи (г=0,353) между волевым и поведенческим факторами и обратная умеренная теснота связи (г= -0,469) между эмоциональным и волевым факторами. Данные корреляционно-регрессионного анализа позволяют говорить, что у подростков с интеллектуальной недостаточностью такие качества, как эмоциональная возбудимость, раздражимость, тревожность и обидчивость обусловливают предрасположенность исследуемой категории подростков становиться жертвой преступления. При этом волевые личностные качества у таких подростков сформированы слабо.
Проведенное исследование показало, что виктимное поведение подростков с интеллектуальной недостаточностью, а также его определенный тип, как например, активная или пассивная жертва определяются доминированием личностного фактора, включающего сочетание значимых личностных качеств подростков с интеллектуальной недостаточностью.
Данные проведенного исследования позволили определить личностные качества пассивной и активной жертвы. Так, активная жертва характеризуется высоким уровнем раздражимости, импульсивности и низким самоконтролем. Для пассивной жертвы характерны высокий уровень тревожности, неуверенности и беспомощности, формирующих заниженную самооценку подростков. У подростков с интеллектуальной недостаточностью подобные характеристики чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников, выходят за рамки нормы, что обусловливает наличие у данной категории подростков проблем с безопасным поведением.
Интеллектуальный дефицит не позволяет надеяться на самопроизвольное усвоение правил безопасного поведения такими подростками в процессе образовательной деятельности. Поэтому появление возможности прогнозировать возникновение виктимного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью на основе выявления личностных факторов представляется нам важным для организации работы
по формированию навыков безопасного поведения у подростков данной категории.
Установлено, что в качестве факторов виктимного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью выступают не отдельные качества личности, а их сочетание, определяющее тип поведения жертвы. Данные проведенного исследования позволили определить личностные качества пассивной и активной жертв. Так, активная жертва характеризуется высоким уровнем раздражимости, импульсивности и низким самоконтролем. Для пассивной жертвы характерны высокий уровень тревожности, неуверенности и беспомощности, формирующих заниженную самооценку подростков.
Таким образом, в результате проведенного исследования установлено, что в качестве личностных факторов, определяющих проявления виктимного поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью выступают не отдельные качества личности, а их сочетание. Это сочетание качеств определяет и тип поведения жертвы. Полученные результаты позволили определить личностные качества, характеризующие пассивную и активную жертвы. Так, для активной жертвы характерны высокий уровень раздражимости, импульсивности и низкий самоконтроль. Пассивную жертву определяет высокий уровень тревожности, неуверенность и беспомощность, определяющие заниженную самооценку подростков.
Полученные в ходе исследования данные позволяют говорить о том, что основными направлениями работы по формированию навыков безопасного поведения могут являться:
- выявление личностных качеств подростков с интеллектуальной недостаточностью, влияющих на безопасное поведение;
- создание условий, ориентированных на развитие навыков безопасного поведения;
- психологическое просвещение родителей и специалистов, участвующих в психолого-педагогическом сопровождении.
Библиография
1. Андронникова О.О. Психологичесакие факторы возникновения виктимного поведения подростков: дисс. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2005. 24 с.
2. Басин М.А., Фатеева К.Н., Хаидов С.К. Формирование эгоцентризма у подростков с задержкой психического развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019. № 2. С. 65-73.
3. Болдырева Т.А. Стиль межличностных отношений как детерминирующий фактор социально-психологической адаптации подростков с легкой степенью умственной отсталости и с нормативным развитием в условиях совместного обучения в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 1. C. 33-57. DOI: 10.17759 /psyclin.2019080103. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2019/n1/Boldyreva.shtml (дата обращения: 18.04.2020).
4. Быстров А.Е. Психологические факторы возникновения виктимного поведения у подростков с ограничеснными интеллектуальными возможностями // Специальное образование. 2014. № 3. С. 139-149.
5. Быховец Ю.В., Падун М.А. Личностная тревожность и регуляция эмоций в контексте изучения посттравматического стресса [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 1. C. 78-89. D0I:10.17759/cpse.2019080105. URL:
https ://psyjournals.ru/psyclin/2019/n1/Bykhovets_Padun.shtml (дата обращения:
18.04.2020).
6. Данилкина М.Ю., Литвиненко И.В. К вопросу о психологическом и неврологическом статусе лиц с задержкой психического развития // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. №4(1). С. 133-137.
7. Инденбаум Е.Л. Характеристики коммуникативной компетентности подростков с разными формами интеллектуальной недостаточности в условиях инклюзивного и специального образования // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. C. 42-49.
8. Киселева Т.Г. Интеллектуальная недостаточность как причина социальных девиаций подростков // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2019. Т. 28. С. 35-42.
9. Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Методика диагностики социально-психологической безопасности подростков с нарушением интеллекта // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 11. С. 110-114.
10. Лебединская К.С. Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков [Электронный ресурс] // АЛЬМАНАХ института коррекционной педагогики. 2005. №9. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-9/kliniko-psihologicheskij-analiz-narushenij-povedenija-90 (дата обращения: 18.04.2020).
11. Макаров А.С., Бобченко Т.Г. Психологические особенности виктимной личности [Электронный ресурс] // Студенческий электрон. научн. журн. 2019. № 13(57). URL: https://sibac.info/journal/student/57/136196 (дата обращения: 08.04.2020).
12. Матанцева Т.Н. Факторы виктимного поведения подростков как социальная проблема психологической науки [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 8. С. 74-81. URL: http://e-koncept.ru/2016/56124.htm (дата обращения: 18.04.2020).
13. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. Философия, социология, психология, педагогика. 2013. Вып. 2. С. 4252.
14. Социально-психологическая безопасность подростков с интеллектуальными нарушениями в образовательных организациях различных типов / П.А. Кисляков [и др.] // Современные исследования социальных проблем. 2017. Том 8. № 8. С. 85-98.
15. Степанова Н.А. Виктимное поведение как угроза психологической безопасности подростков с интеллектуальной недостаточностью // Психолого-педагогическая коррекция нарушений интеллектуального развития у детей в современном образовании: материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 5-6 марта 2013 г.). М.: МГППУ, 2013. С.64-66.
16. Степанова Н.А. Психологическая безопасность личности подростка с интеллектуальной недостаточностью // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 3. С. 179-185.
17. Худик В.А., ШигашовП Д.Ю. Детерминирующие факторы виктимного поведения у детей и их клинико-психологические последствия // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Вып. 1. Т. 5. С.31-40.
18. Шипицына Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка. СПб.: ВЛАДОС, 2010. 279 с.
19. Chiu S. Causes of Victims of Campus Bullying Behaviors and Study on Solutions // Open Journal of Social Sciences. 2013. No.1. P. 13-22. DOI: 10.4236/jss.2013.12003.
20. Evans D. Perceptions of the Victimization of Individuals with Intellectual Disabilities // Advances in Applied Sociology. 2013. No.3. P. 114-123. DOI:
10.4236/aasoci.2013.32015.
21. Green А.Н. Child abuse // D.N. Schetky, Е.Р. Benedek (Eds.) Child Psychiatry and the Law. Brunner / Mazel, Publishers. N.Y. 1980.
22. Kislyakov P., Silaeva O., Feofanov V. Psychological indices of social safety of children with disabilities // International Conference «Responsible Research and Innovation». National Research Tomsk Polytechnic University. 2017. URL:
https ://www.futureacademy.org.uk/files/images/upload/icRRIF2016052.pdf (дата обращения: 08.04.2020). DOI: 10.15405/epsbs.2017.07.02.52.
23. Kislyakov P.A. Risk factors related to antisocial behavior in teenagers with intellectual disabilities // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. No. 10(2). P. 215-227. DOI: 10.11621/pir.2017.0215
24. Zinchenko Yu.P. Security psychology as social systemic phenomenon // Psychology in Russia: State of the Art. 2011. No. 4. P. 307-315. DOI: 10.11621/pir.2011.0019
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Представленная на рецензирование статья посвящена важному вопросу, который предполагает исследование личностных факторов виктимного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью. Тема исследования виктимности у таких подростков разрабатывается давно и поэтому литературных данных по этому поводу достаточно. Тем не менее, автор решил еще раз провести исследование, чтобы получить новые данные, необходимые для организации процесса психолого - педагогического сопровождения подростков с различными видами виктимного поведения. Следует подчеркнуть, что в статье достаточно наглядно показаны литературные данные, из которых следует, что как в нашей стране, так и за рубежом исследованию личностных особенностей подростков с виктимным поведением уделялось и уделяется большое внимание. Ознакомившись с анализом данных литературы, невольно возникает вопрос: что хочет исследовать сам автор? Ведь по заявленной теме исследования имеется такое количество сведений, которых вполне достаточно для организации процесса психолого-педагогического сопровождения виктимных подростков. Соответственно, внимание рецензента обращается на актуальность, предмет, научную новизну исследования и стиль работы с литературными данными. По поводу актуальности исследования в данной статье не сказано ничего. Автор не уделил внимания необходимости обоснования не только актуальности исследования, но и его научной новизны. Нет сведений по тексту и о предмете исследования, хотя это крайне необходимо именно в отношении заявленной тематики. Если посмотреть учебник специальной психологии, то сразу становится понятным, что огромное количество аспектов личности виктимных подростков уже исследованы и используются в практике психолого-педагогической работы с ними. Но автор продолжает исследовать то, что уже в литературе представлено. Вот поэтому возникает вопрос о предмете исследования; должно быть понятно, что же исследует сам автор. Хотя, судя по названию статьи, она посвящена не исследованию, а изучению личностных факторов виктимного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью. Это совершенно разные вещи. Для того, что предмет исследования был понятен, анализ литературных данных должен быть выполнен в критическом, а не в констатирующем стиле. Поэтому все эти замечания следует отнести к недостаткам. К тому же, для такой тематики важно показать методологию исследования (теорию,
концепцию, принципы), на основании которой проводилось исследование личностных факторов виктимного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью. Автор пишет, что «цель нашего исследования - определение личностных факторов виктимного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью для организации психолого-педагогического сопровождения по формированию навыков безопасного поведения у таких подростков». Формулировка цели несколько некорректна, поскольку в названии заявлено об одном, а цель предполагает «психолого-педагогическое сопровождение по формированию навыков безопасного поведения у таких подростков». Очевиден диссонанс. Необходима доработка по приведению в соответствие одного с другим. Стиль изложение можно оценить в целом как научно - исследовательский. Но анализ данных литературы в данном тексте выполнен не критическим, а реферативным, то есть констатирующим образом. Структура работы имеет недостатки, о которых уже было сказано (обоснование актуальности и новизны исследования, предмет и методология, формулировка цели). В статье нет выводов и заключения. Вместо этого автор предлагает своеобразные рекомендации по использованию полученных данных для организации процесса психолого-педагогического сопровождения виктимных подростков. Содержание статьи свидетельствует о том, что автор с помощью подобранных методик сумел получить свои собственные данные по индивидуальным особенностям личности виктимных подростков и путем их статистической обработки показать взаимосвязи одних личностных свойств и качеств с другими. Все данные представлены в двух таблицах. Это все правильно и хорошо. Но сами таблицы читаются сложно, не совсем понятны их обозначения в верхних строках. Не указаны единицы измерения. Даже в случае наличия примечания по второй таблице, ясность отсутствует. Складывается впечатление, что автор приводит в комментариях не только данные самих таблиц, но еще и другие, которые по тексту нигде показаны. Поэтому комментарии, то есть обсуждение полученных данных, целесообразно пояснять и конкретизировать, направляя их смысл в сторону как можно большей понятности для читателя. Завершается статья словами о том, что «Для успешной организации мероприятий необходимо построение четкой модели сопровождения безопасного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью, включающей в качестве составных компонентов объект и предмет сопровождения, содержание сопровождения, определение участников сопровождения и организационные его формы». Приводится содержание этого процесса. Выводы и заключение в статье отсутствуют, что надо отнести к недостаткам изложения текста. Библиографический список составлен из литературных источников по теме исследования, поэтому каких-либо замечаний не вызывает. Поскольку материал статьи представляет интерес для читающей аудитории, то после устранения выявленных замечаний и его доработки, статья может быть рекомендована к опубликованию в научном журнале. Замечания главного редактора от 09.06.2020: "Автор дораотал статьб в соотвествии с замечаниями рецензента"