УДК 1
Шакирова Р.М.
Студент факультета психологии и педагогики, Елабужский институт Казанского федерального университета, Россия, г. Елабуга
Льдокова Г.М.
доцент кафедры психологии, к.пс. наук, Елабужский институт Казанского федерального университета, Россия, г. Елабуга
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация: в статье проанализированы особенности проявления агрессии в дошкольном возрасте. Ключевые слова: агрессия, дошкольный возраст, особенности проявлений.
Агрессию и, соответственно, агрессивное поведение человечество изучает уже давно. Но все же в этой теме остается еще множество нераскрытых вопросов. Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение».В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а также с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и деструктивными действиями.
Объект нашего исследования - дети дошкольного возраста от 5 до 6 лет.
Предмет исследования - агрессия детей дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить гендерные особенности проявления агрессии у
детей.
Для выявления детей с выраженным агрессивным поведением использовалась
методика «Кактус» М.А. Панфиловой.
По результатам анализа теста «Кактус» из 30обследуемых детей выявлено, что у 19 детей высокая степень агрессии, из них девочек - 36%, мальчиков - 44%.
Данные показатели наблюдались при наличии в рисунке ярко выраженных, крупных иголок, расположенных как внутри, так и снаружи кактуса. Можно обратить внимание на нажим карандаша и линии рисунка.Высокая степень агрессивности рассматривается при сильном нажатии.
У 4 детей средняя степень агрессии, что составляет 13 %, из них мальчиков -13%. О средней степени агрессивности можно судить по коротким, редко расположенным иголкам, расположенным в основном по внешнему контуру рисунка.
У 2 детей низкая степень агрессии, что составляет 7%, из них девочек - 7%. Данные показатели наблюдались при отсутствии либо малом количестве иголок, расположенных на рисунке.
Таким образом, по результатам данной методики у детей дошкольного возраста преобладает высокая степень агрессии.
С помощью критерия t-Стьюдента мы выявили различия в показателях агрессии между мальчиками и девочками.
Нами были получены достоверно значимые статистические различия по уровню агрессивности мальчиков и девочек, где t (эмп.) = 3.1, при ^р. = 2.048p<0,05; ^р. = 2,75 p<0,01.
Таким образом, мы выявили детей с выраженным агрессивным поведением.
Список литературы:
1. Бурменская Г.В., ИстратоваО.Н. Диагностика агрессивных тенденций у детей дошкольного возраста // Вестник Московского университета. Серия 14 "Психология". - М., 2010. - № 3. - 91 с.
2. Истратова О.Н. О диагностике агрессивных тенденций у детей дошкольного возраста // Известия ТРТУ. Тематический выпуск "Управление всоциальных и экономических системах". -Таганрог: Изд-во ТРТУ. - 2013. -N1 (7). - 319с.
3. Ковалев П. Л. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной
агрессивности и агрессивного поведения. - Ростов-на-Дону, 2010. - 185 с.
42U