УДК 1
Шакирова Р.М.
Студент факультета психологии и педагогики, Елабужский институт Казанского федерального университета
Россия, г. Елабуга
Льдокова Г.М.
доцент кафедры психологии, к.пс. наук, Елабужский институт Казанского федерального университета
Россия, г. Елабуга
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ И ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье проанализированы особенности проявления агрессии в дошкольномвозрасте. Ключевые слова: агрессия, дошкольный возраст, особенности проявлений.
Проблема агрессии является одной из актуальнейших на современном этапе развития общества. Почти каждый день в газетах и журналах, по радио и телевидению сообщается об агрессивных проявлениях. На общем фоне роста агрессии наблюдается всплеск детской агрессивности, которая, как показывают лонгитюдные исследования, проведённые за рубежом, достаточно стабильна во времени и проявляет сильную тенденцию (в 40 - 50 %) перерастать в юношеском и взрослом возрасте в стойкое правонарушительное поведение.
Повышенная агрессивность детей на сегодняшний день является одной из острейших современных проблем. Несмотря на выявление многих причин, и типов агрессивных действий психологами и педагогами, уровень жестокости дошкольников не уменьшается. Как правило, агрессивное поведение может ярко проявиться не только при взаимодействии другими детьми, но и с взрослыми тоже.
Объект исследования - дети дошкольного возраста от 5 до 6 лет.
Предмет исследования - агрессия детей дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить гендерные особенности проявления агрессии у
детей.
Для выявления особенностей проявления агрессии мы выбрали методику М. З. Дукаревич «Рисунок несуществующего животного».Ребятам было предложено придумать и нарисовать животное, которого не существует, в процессе рисования за ними велось наблюдение.
С целью изучения специфики проявления агрессии у мальчиков и девочек мы вели наблюдение за процессом рисования.Во время проведения исследования и мальчики, и девочки проявляли агрессию в той или иной форме.
После проведения теста с каждым ребенком была проведена беседа с целью уточнения выводов об особенностях проявления агрессии у представителей разных полов.Детям было предложено объяснить, зачем их несуществующим животным различные защитные детали.
Далее была проведена качественная оценка детских работ с целью сравнения гендерных особенностей проявления агрессии у дошкольников.
Рисунок 1.Результаты методики «Рисунок несуществующего животного» М.З. Дукаревич
С помощью критерия Х-Стьюдента мы выявили различия в показателях агрессии между мальчиками и девочками.
Нами были получены достоверно значимые статистические различия по уровню агрессивности мальчиков и девочек, где X (эмп.) = 3.1, при Хкр. = 2.048р<0,05; Хкр. = 2,75 р<0,01.
Таким образом, мы выявили особенностей проявления агрессии между детьми дошкольного возраста: девочкам более свойственны вербальные и косвенные виды агрессии, мальчикам - физические и прямые.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Рудикова В. В. Агрессивность в дошкольном возрасте: сущность, особенности
формирования и развития // Молодой ученый. — 2014. — №10. — 499 с.
Смирнова Е. О., ХузееваГ. Р. Психологические особенности и варианты детской
агрессивности // Вопросы психологии. — 2012. — № 1. - С. 17-26.
Смирнова Е. О., БутенкоВ. А. Исследование межличностных отношений в
разновозрастных группах дошкольников // Вопросы психологии. - 2012. - № 1. -
С. 27-38.