Научная статья на тему 'КОРРЕЛЯЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АГРЕССИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ'

КОРРЕЛЯЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АГРЕССИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
714
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / РОДИТЕЛИ / КОРРЕЛЯЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / AGGRESSION / SENIOR PRESCHOOL CHILDREN / PARENTS / CORRELATION OF INDICES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Быкова Елена Анатольевна, Истомина Светлана Владимировна

В статье представлены результаты изучения корреляционной связи показателей агрессии детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Агрессия каждой выборки испытуемых изучена посредством применения двух психодиагностических методик (методика изучения агрессии А. Басса и А. Дарки в модификации А.К. Осницкого, методика А. Ассингера, методика «Несуществующее животное» М. 3. Друкаревич, анкета «Критерии агрессивности у ребенка», разработанную Г.В. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко); проведен качественный и количественный анализ полученных данных. В работе представлены рисунки детей по методике «Несуществующее животное», склонных и несклонных к агрессии, а также рисунки детей, родители которых имеют высокий индекс агрессивных проявлений и враждебности. Корреляционный анализ подтвердил гипотезу исследователей о наличии сильной связи между изучаемыми показателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF AGGRESSION INDICES OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN AND THEIR PARENTS

The article presents the results of studying the correlation between aggression indices of senior preschool children and their parents. Aggression each sample of subjects is studied by applying two psychodiagnostic methods (methods of study of aggression by A. Bass and A. Darki the modification by A. K. Osickova, method by A. Assinger, methodology “unreal animal” by M. 3. Dukarevich, the questionnaire “Criteria of aggressiveness of the child” developed by G. V. Lavrentieva and T. M. Titarenko); qualitative and quantitative analysis of the data is carried out. The paper presents drawings of children using the “non-existent animal” method who are inclined and not inclined to aggression, as well as drawings of children whose parents have a high index of aggressive manifestations and hostility. The correlation analysis confirmed the researchers’ hypothesis that there is a strong relationship between the studied indices.

Текст научной работы на тему «КОРРЕЛЯЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АГРЕССИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PSYCHOLOGICAL SCIENCES

УДК 159.9.072

Елена Анатольевна Быкова, Светлана Владимировна Истомина

г. Шадринск

Корреляция показателей агрессии детей старшего дошкольного возраста

и их родителей

В статье представлены результаты изучения корреляционной связи показателей агрессии детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Агрессия каждой выборки испытуемых изучена посредством применения двух психодиагностических методик (методика изучения агрессии А. Басса и А. Дарки в модификации А.К. Осницкого, методика А. Ассингера, методика «Несуществующее животное» М. 3. Друкаревич, анкета «Критерии агрессивности у ребенка», разработанную Г.В. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко); проведен качественный и количественный анализ полученных данных. В работе представлены рисунки детей по методике «Несуществующее животное», склонных и несклонных к агрессии, а также рисунки детей, родители которых имеют высокий индекс агрессивных проявлений и враждебности. Корреляционный анализ подтвердил гипотезу исследователей о наличии сильной связи между изучаемыми показателями.

Ключевые слова: агрессия, старшие дошкольники, родители, корреляция показателей.

Elena Anatolyevna Bykova, Svetlana Vladimirovna Istomina

Shadrinsk

Correlation of aggression indices of senior preschool children and their parents

The article presents the results of studying the correlation between aggression indices of senior preschool children and their parents. Aggression each sample of subjects is studied by applying two psychodiagnostic methods (methods of study of aggression by A. Bass and A. Darki the modification by A. K. Osickova, method by A. Assinger, methodology "unreal animal" by M. 3. Dukarevich, the questionnaire "Criteria of aggressiveness of the child" developed by G. V. Lavrentieva and T. M. Titarenko); qualitative and quantitative analysis of the data is carried out. The paper presents drawings of children using the "non-existent animal" method who are inclined and not inclined to aggression, as well as drawings of children whose parents have a high index of aggressive manifestations and hostility. The correlation analysis confirmed the researchers' hypothesis that there is a strong relationship between the studied indices.

Keywords: aggression, senior preschool children, parents, correlation of indices.

На данном этапе развития российского общества особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Часто одной из причин нарушений поведения детей являются особенности семейного воспитания. Значимость фактора семейного воспитания объясняется безусловным влиянием родителей на процесс формирования личности ребёнка, его установок и стереотипов поведения. Чувство любви, безопасности, защищенности, принятия впервые ребёнок получает семье. В то же время, нарушенные детско-родительские отношения, устойчивые модели агрессивного поведения значимых близких взрослых воспринимаются незрелой детской психикой как некий эталон взаимодействия с окружающими, который он и транслирует впоследствии в своём поведении и деятельности. По мере взросления усвоенные паттерны поведения закрепляются и с трудом могут поддаваться внешнему воздействию со стороны общества, детского сада, школы и иных институтов воспитания и социализации.

В связи с этим актуальным становится вопрос о ранней диагностике агрессивного поведения, его профилактике и коррекции у детей, начиная с дошкольного возраста. Вместе с тем, необходимым условием успешной работы с детской агрессивностью является привлечение родителей. Без изменения моделей детско-родительских отношений, данный вид психологической помощи будет малоэффективным.

В психологии существует несколько подходов к трактовке понятия «агрессия», однако большинство концепций сходятся в том, что это причинение вреда другому объекту, живому или неодушевленному, то есть любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения [1, 4]. Любой педагог дошкольной образовательной организации при перечислении признаков агрессивного поведения детей назовет следующие: ругается, дерется, обзывается, ломает игрушки, забирает их у детей, рвет книги, в раннем возрасте может кусаться и т.п. Отмечаются и признаки ауто-

агрессивного поведения, включающего нанесение себе повреждений различного характера [8].

Агрессия имеет многокомпонентную структуру, включающую познавательный, эмоциональный и волевой компоненты. Познавательный заключается в ориентировке, которая требует понимания ситуации, ощущение опасности, угрозы и выделения объекта для нападения; эмоциональный включает эмоции: гнев, переживания недоброжелательности, злости и мстительности; зачастую у агрессора может быть радостное чувство. Волевой компонент проецируется в целеустремленности, настойчивости, решительности при совершении акта агрессии [5].

Не существует единого мнения на определение причин возникновения агрессии у человека, однако комплексные исследования данного феномена показывают, что наиболее оптимальным является подход, при котором рассматривается единство биологических, социальных и психологические факторов. При рассмотрении причин, детерминирующих появление детской агрессии выделяются: стиль воспитания, подкрепление агрессии со стороны значимых взрослых, депривационный фактор воспитания, охарактеризующийся постоянным пребыванием детей в ситуации фрустрации базовых потребностей [5].

Следует заметить, что поведение ребенка дошкольного возраста дома существенно зависит от эмоционального климата в семье, а детская группа, в свою очередь, становится зеркальным отражением внутреннего состояния воспитателя. В ответ на агрессивное поведение, негативное эмоциональное состояние окружающих взрослых, дети с большой вероятностью будут ее воспроизводить. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих сверстников не только поведением, но и психологической характеристикой. Изучить эти характеристики чрезвычайно важно, чтобы понять природу явления и своевременно преодолеть опасные тенденции. Выявить эти психологические особенности можно путем сопоставления их с теми же характеристиками дошкольников, которые не проявляют склонности к агрессивному поведению [3].

У дошкольников выделяют следующие особенности агрессивного поведения:

- агрессивные действия эпизодического характера, которые зависят от сложившейся ситуации;

- агрессивные действия неситуативного характера;

- агрессивные действия тотального характера, которые накладывают отпечаток на всё взаимодействие ребенка с окружающим миром [2].

При этом уже у дошкольников можно наблюдать различные виды агрессии: вербальная агрессия (дразнилки, обзывалки, угрозы, жалобы, оскорбления); физическая (косвенная либо прямая как причинение вреду какому-либо объекту) [6].

Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность в дошкольном возрасте Е. Смирнова и Г. Хузеева выделяют: желание привлечь к себе внимание сверстников; ущемление достоинств другого с тем, чтобы подчеркнуть свое достоинство; стремление защититься и отомстить; стремление быть главным; стремление получить желанный предмет [7].

В большинстве случаев агрессивные действия у детей имеют инструментальный или реактивный характер. Однако часть детей не имеют осознаваемой цели, они просто получают удовольствие от боли других, агрессия не является средством достижения чего-либо. Дети данной категории должны находиться под пристальным внимание педагога-психолога и воспитателей, им показана коррек-ционная работа по нивелированию данных поведенческих реакций, чтобы они не переросли в агрессивность как устойчивую черту личности [3].

Эмпирическое исследование взаимосвязи показателей детской агрессии и агрессии родителей проводилось на базе дошкольных образовательных организаций Курганской области. В исследовании участвовали 96 дошкольников 6-7 лет, а также 96 их родителей. К сожалению, не было возможности выявить уровень агрессии обоих родителей, так как 18 семей являются неполными (18,75%), в 21 семье (21,9%) на момент проведения диагностики отсутствовал один из родителей (вахтовый метод работы, командировки, рейсы и т.п.).

Исследование по определению взаимосвязи показателей детской агрессивности и агрессивности родителей проводилось в несколько этапов:

1 этап - подготовительный: знакомство с испытуемыми, установление контакта, в качестве цели эксперимента был озвучено изучение возрастных особенностей поведенческих реакций людей разных возрастов;

2 этап - диагностический: собственно проведение диагностического обследования посредством следующих методик: «Несуществующее животное» М. 3. Друкаревич и анкету «Критерии агрессивности у ребенка», разработанную Г.В. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко (работа с дошкольниками), опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки, методика агрессивности А. Ассингера (работа с родителями);

3 этап - анализ и интерпретация полученных данных.

При анализе данных по методике «Несуществующее животное», мы выделили две группы детей: склонные и не склонные к агрессии. У детей не склонных к агрессии (25%) ни в рисунке, ни в названии животного, ни в беседе о нарисованном персонаже не прослеживаются никакие признаки, которые, по мнению автора методики, можно было бы рассматривать как варианты наличия агрессивных тенденций, включая защитную агрессию. Примеры изображений животных данной категории детей представлены на рис. 1-2.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (48) 2020_2542-0291

Рис. 1. Рисунок Амины К. (7 лет) «Плывуша»

Рисунок животного «Плывуша» (большая схожесть с золотой рыбкой) расположен по центру горизонтально поставленного листа, что свидетельствует об адекватной самооценке девочки. Животное имеет одну голову, лицо которой расположено в профиль. Голова повернута влево - это означает тенденцию к рефлексии, к размышлениям. Отсутствие ушей говорит о том, что ребенку неважно мнение окружающих о себе. Рисунок выполнен в ярких разноцветных цветах, несет положительные эмоции, животное нейтральное. Признаки агрессии на рисунке не прослеживаются. В беседе девочка пояснила, что Плывуша - доброе морское животное, которое всем помогает, за это его все любят; питается светом и улыбками; живет - вместе с другими, но эта Плывуша - особенная.

клюва, выступов на теле говорит об отсутствии агрессии. В беседе ребенок пояснил, что Насторуку необходимо 4 головы, чтобы одновременно много делать: одна голова читает, другая изучает что-то вокруг, третья - кушает, а четвертая - сочиняет сказку. Живет один, иногда ходит в гости.

Настораживает тот факт, что 76 детей (75%) склонны к агрессии, при этом у 30 детей (31,25%) выявлены признаки защитной агрессии, у 34 (35,42%) - вербальной, у остальных - физической. Примеры рисунков дошкольников данной группы представлены на рис. 3-4.

Рис. 2. Рисунок Саши В. (6 лет) «Насторук»

Рисунок животного по имени Насторук расположен по средней линии горизонтально поставленного листа: у ребенка адекватная самооценка. Положение «анфас», т.е. все четыре головы направлены на рисующего, трактуется как эгоцентризм. На каждой голове имеются глаза, нос, рот. Отсутствие ушей говорит о том, что ребенку неважно мнение окружающих о себе. У животного присутствуют пять лап (основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию). Туловище закрашено хаотично, прямыми штрихами, имеются выступы. Округлая форма голов и туловища «сглаживает» общую картину восприятия. Присутствие крыльев определяет любознательность. В целом рисунок выполнен в ярких разноцветных тонах, животное нейтральное. Отсутствие когтей, зубов,

Рис. 3. Рисунок Валеры Б. (6,5 лет) «Кабан»

Рисунок животного по имени Кабан расположен на нижней части рисунка - это говорит о неуверенности в себе, низкой самооценке, подавленности. Положение «анфас», трактуется как эгоцентризм. Голова совмещена с туловищем, где расположены детали, соответствующие органам чувств -рот, глаза, а также имеются маленькие антенны. Вмонтирование механических частей (антен) в голову свидетельствует о необходимости продолжения обследовании. Радужки глаз четко прорисованы, что может свидетельствовать о переживании испытуемым чувства страх. Отсутствие ушей говорит о том, что ребенку не важно мнение окружающих о себе. У животного присутствуют две лапы (основательность, обдуманность, рациональность принятия решения).

Туловище имеет прямоугольную форму, присутствие углов говорит об агрессивности ребенка. Туловище закрашено хаотично, прямыми штрихами, имеются выступы - защитная агрессия от окружающих. В беседе ребенок пояснил, что мощные лапы нужны чтобы пнуть нападавшего или убегать, если их много. Антенками Кабан всё слышит и будет готов к нападению, а красный окрас -должен всех отпугивать. Всё это свидетельствует о наличии защитной агрессии у ребенка.

Рис. 4. Рисунок Артема Р. (7 лет) «Гадюка»

Артем нарисовал несуществующее животное в центре листа, что говорит о его адекватной самооценке. На голове животного расположены глаза и клюв. Радужки глаз четко прорисованы - возможно ребенок переживает страх. Туловище имеет округлую форму, что свидетельствует о замкнутости мальчика. Туловище закрашено хаотично, прямыми штрихами, имеются выступы. Присутствие крыльев определяет любознательность. К нижней части туловища примыкают 6 одинаковых лап (основательность, обдуманность, рациональность принятия решения). Однотипность и однонаправленность форм лап - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Нарисованное животное похоже на жука - творческие возможности выражены слабо. В беседе мальчик рассказал, что Гадюка живет одна, так как она ест всех, кого встречает, большим клювом, поэтому все животные ее боятся. На охоту выходит, когда захочет, так как она ничего не боится, она в лесу самая главная. Рисунок и беседа показывают наличие агрессивных тенденций у ребенка.

В силу малой надежности и валидности проективных методик, для подтверждения полученных результатов, мы использовали анкету для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка», разработанную Г.В. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко. Анкета для заполнения была предложена двум воспитателям каждой группы дошкольной образовательной организации, где проводилось исследование. Средний стаж 8 педагогов - 8,5 лет профессиональной деятельности, 4 воспитателя имеют высшую квалификационную категорию, 3 -первую, 1 - «соответствие занимаемой должности». Для изучения согласованности экспертных оценок мы использовали коэффициент конкорда-ции (коэффициент корреляции Кендалла), т=0,78 при р<0,01, что свидетельствует о наличии сильной степени согласованности мнений педагогов.

Анализ ответов педагогов по 20 критериям методики показали, что 28 детей (29,15%) имеют низкий уровень агрессии, 50 детей (52,1%) - средний и 18 (18,75%) - высокий. Агрессивные дети используют различные варианты причинения вреда окружающим их объектам: ломают, бросают, отбирают у других игрушки, рвут книги и тетради для занятий, обижают других детей, бьют их, толкают, пинают столы, стулья, разбрасывают одежду, ругаются, обзываются, иногда используют ненормативную лексику.

Дети со средним уровнем агрессии проявляют обычно защитные варианты либо не видят другого способа выйти из конкретной ситуации, то есть агрессия провоцируется обстоятельствами, в которые попал ребенок. Дети с низким уровнем агрессии не используют поведенческие паттерны такого рода для выхода из любых жизненных ситуаций, агрессия им не свойственна.

В целом качественный анализ данных по каждому испытуемому в отдельности показал соответствие показателей обеих методик.

Для изучения агрессии родителей нами была использована методика агрессивности А. Басса и А. Дарки в модификации А.К. Осницкого. При анализе полученных ответов мы рассматривали общий индекс агрессивных реакций, который складывается из суммы показателей по шкалам «физическая агрессия», «косвенная агрессия», «раздражение» и «вербальная агрессия», а также индекс враждебности как совокупный показатель «враждебности», «раздражительности», «подозрительности» и «обидчивости».

Итоговый показатель позволил сделать вывод о том, что высокий уровень агрессии характерен для 12 родителей (12,5%), средний - 60 человек (62,5%) и низкий - 24 чел. (25%). Качественный анализ показателей родителей и их детей показал, что у большинства агрессивных родителей - агрессивные дети. Однако у пятерых детей, отмеченных педагогами как агрессивные, родители имеют средний уровень агрессии, что свидетельствует о наличии других факторов, провоцирующих детей на такого рода поведенческие реакции. Следовательно, мы не можем говорить о прямой корреляционной зависимости этих показателей.

Индекс враждебности ярко выражен у 18 родителей (18,75%). Анализ сопоставлений с рисунками детей показал, что для детей, воспитывающихся данными родителями характерна защитная агрессия. Однако такое совпадение результатов отмечается не у всей выборки (пример проиллюстрирован рис. 5).

Рис. 5. Рисунок Виолетты З. (6 лет) «Дракон волшебный»

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 142_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (48) 2020_2542-°29!

Рисунок «Дракон волшебный» расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Туловище закрашено хаотично, прямыми штрихами, имеются выступы - это признак защитной агрессии от окружающих. Присутствие крыльев определяет любознательность. Отсутствие когтей, зубов, клювов говорит об отсутствии ярко выраженной агрессии у девочки, однако рисунок выполнен темными карандашами. При беседе девочки объяснила, что Дракон является волшебным, потому что, когда люди вокруг ругаются, он может подуть всеми головами, и все становятся добрыми, пьют чай и кушают пирожные. У мамы Виолетты выявлен высокий уровень враждебности.

Второй методикой изучения уровня агрессивности взрослых является методика А. Ассингера. По ее результатам было выявлено, что миролюбивыми являются 30 родителей (31,25%), умеренно агрессивными - 56 чел. (58,33%), излишне агрессивными - 10 (10,42%). Пример «несуществующего животного» мальчика, у мамы которого выявлена чрезмерная агрессия, представлен на рис. 6.

На трех головах расположены детали, соответствующие органам чувств - рот, глаза. Отсутствие ушей говорит о том, что ребенку не интересно мнение окружающих о себе. Туловище, имеет округлую форму свидетельствует о замкнутости, закрытости от всего мира. Туловище закрашено хаотично, прямыми штрихами - признак защитной агрессии от окружающих. Когти, зубы свидетельствуют о наличии агрессии у мальчика. В целом

рисунок выполнен в темных тонах, животное угрожающее.

Рис. 6. Рисунок Лёни (6 лет) «Каракатица»

Для изучения взаимосвязи между показателями агрессии родителей и их детей мы использовали коэффициент корреляции Пирсона (при обработке эмпирических данных применялся пакет прикладных компьютерных программ SPSS 17,0). Результаты статистических расчетов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Матрица интеркорреляций результатов методик, диагностирующих показатели агрессии старших

дошкольников и их родителей

методика методика «Несущ. анкета для

Ассингера Басса-Дарки животное» педагогов

методика Ассингера Корреляция Пирсона 1 0,466** 0,732** 0,734**

Р 0,000 0,000 0,000

методика Басса-Дарки Корреляция Пирсона 0,466** 1 0,441** 0,661**

Р 0,000 0,000 0,000

«Несущ. животное» Корреляция Пирсона 0,732** 0,441** 1 0,756**

Р 0,000 0,000 0,000

анкета для Корреляция 0,734** 0,661** 0,756** 1

педагогов Пирсона

Р 0,000 0,000 0,000

N 96 96 96 96

** Корреляции значимые при р=0.01

Как показывают данные корреляционного анализа, результаты всех четырех методик связаны между собой на высоком уровне значимости. Так, показатели агрессии родителей (методики Ассин-гера и Басса-Дарки) тесно связаны с показателями детской агрессии, выявленными по методикам «Несуществующее животное» и анкеты для педа-

гогов (г=0,732; г=0,734 и г=0,441; г=0,661 соответственно), что свидетельствует о подтверждении нашей гипотезы о взаимосвязи агрессии старших дошкольников и их родителей.

Полученные данные необходимо использовать при просветительской работе педагога-психолога с родителями дошкольников в рамках

проведения родительских собраний, Семейных гостиных, подготовке материалов Уголок психолога, буклетах памятках и другой наглядной продукции. Повышение грамотности родителей в вопро-

сах семейного воспитания позволит развивать общий уровень психологической культуры в целом, а также станет стимулом для изменения детско-родительских отношений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л. Бергольц. - Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2001. - 510 с. - Текст: непосредственный.

2. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности : учеб. пособие для специалистов и дилетантов / Г. Э. Бреслав. - Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 97 с. - Текст: непосредственный.

3. Гусева, Т.В. Проблемы появления детской агрессии / Т.В. Гусева, С.Д. Топал. - Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2020. - № 7 (34). - С. 6-8.

4. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов. - Текст непосредственный // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 60-71.

5. Корниенко, А.А. Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка. - Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2017. - 200 с. - Текст: непосредственный.

6. Румянцева, Т.Т. Понятие об агрессивности в современной и зарубежной психологии / Т.Т. Румянцева. - Текст : непосредственный // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. - С. 81.

7. Смирнова, Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузее-ва. - Текст : непосредственный // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 17-25.

8. Чижова, С. Ю. Детская агрессивность / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. - Ярославль : Академия развития, 2003. -160 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Berkovic L. Agressija. Prichiny, posledstvija i kontrol' [Causes, consequences and control]. Saint Petersburg: Prajm-Evroznak, 2001. 510 p.

2. Breslav G.Je. Psihologicheskaja korrekcija detskoj i podrostkovoj agressivnosti : ucheb. posobie dlja specialistov i diletantov [Psychological correction of child and adolescent aggression]. Saint Petersburg: Rech', 2004. 97 p.

3. Guseva T.V., Topal S.D. Problemy pojavlenija detskoj agressii [Problems of the child aggression emergence]. Voprosy doshkol'nojpedagogiki [Questions of pre-schoolpedagogy], 2020, no. 7 (34), pp. 6-8.

4. Enikolopov S.N. Ponjatie agressii v sovremennoj psihologii [The concept of aggression in modern psychology]. Pri-kladnajapsihologija [AppliedPsychology], 2001, no. 1, pp. 60-71.

5. Kornienko A.A. Detskaja agressija. Prostye sposoby korrekcii nezhelatel'nogo povedenija rebenka [Child aggression. Simple ways to correct undesirable child behavior]. Ekaterinburg: Rama Pablishing, 2017. 200 p.

6. Rumjanceva T.T. Ponjatie ob agressivnosti v sovremennoj i zarubezhnoj psihologii [The concept of aggressiveness in modern and foreign psychology]. Voprosy psihologii [Questions of psychology], 1991, no. 1, pp. 81.

7. Smirnova E.O., Huzeeva G.R. Psihologicheskie osobennosti i varianty detskoj agressivnosti [Psychological characteristics and variants of children's aggressiveness]. Voprosy psihologii [Questions ofpsychology], 2002, no. 1, pp. 17-25.

8. Chizhova S. Ju., Kalinina O.V. Detskaja agressivnost' [Childish aggression]. Jaroslavl': Akademija razvitija, 2003. 160 p. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Е.А. Быкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2700-2762.

С.В. Истомина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-6624-8875.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

E.A. Bykova, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Developmental Psychology and Educational Psychology, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2700-2762.

S.V. Istomina, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Developmental Psychology and Educational Psychology, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-6624-8875.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 144_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (48) 2020_2542-0291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.