1. Повысится уровень экологической грамотности воспитанников детского объединения «Маленький эколог»;
2. Творческие способности детей буду максимально реализованы;
3. Перспективный рост детей в системе дополнительного образования будет осуществляться путем непрерывного образования в Центре дополнительного образования в Ипатовском городском округе Ставропольского края.
Выводы. Таким образом, очевидна эффективность взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с учреждениями дополнительного образования для всестороннего развития воспитанников и повышения качества экологического воспитания.
Литература:
1. Мандель Б.Р. Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 384 с.
2. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог. Для работы с детьми 3-7 лет». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 112 с.
3. Официальный сайт МБУ ДО «Центр дополнительного образования» Ипатовского муниципального района Ставропольского края. http://www.ip-cdod.ru.
4. Растегаева Д.А., Филимонюк Л.А. Основы реализации системы дуального обучения в профессиональной подготовке студентов организаций высшего образования // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 110-112.
5. Филимонюк Л.А., Литвинова Е.Р. Модель профессиональнопедагогической подготовки специалиста гуманитарнотехнического вуза // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3 (46). С. 25-26.
Психология
УДК: 159.9.07
кандидат психологических наук, доцент Батюта Марина Борисовна
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Сидорина Елена Валерьевна
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)
КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. Статья посвящена изучению личностной тревожности как одного из факторов, влияющих на эффективность процесса обучения. Определяется необходимость создания эффективной системы психолого-педагогической поддержки обучающихся с разным уровнем личностной тревожности в условиях современного обучения. Результаты проведения формирующего эксперимента подтвердили возможность преодоления тревожности у детей путем проведения коррекционно-развивающих упражнений на уроках английского языка. Статистический анализ результатов подтвердил эффективность проведенной психокоррекционной работы.
Ключевые слова: личностная тревожность, коррекционно-развивающая программа, эмоциональная сфера.
Annotation. The article is devoted to the study of personal anxiety as one of the factors affecting the effectiveness of the learning process. The necessity of creating an effective system of psychological and pedagogical support of students with different levels of personal anxiety in the conditions of modern education is determined. The results of the forming experiment confirmed the possibility of overcoming anxiety in children by carrying out corrective and developmental exercises in English lessons. Statistical analysis of the results confirmed the effectiveness of the psychocorrectional work.
Keywords: personal anxiety, corrective-developing program, emotional sphere.
Введение. «Задача школы, - писал С. Френе, - культивировать успех, удачу индивида, необходимые для его самоутверждения. Поэтому необходимо как можно чаще подчеркивать успехи каждого: у одного - в чтении, у другого - в математике, у третьего - в рисовании, у четвертого - организаторские способности».
Многие наши современники высказывают мысль о том, что ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы. В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект «солёного огурца». Главное - создать рассол. Тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится [1, 2, 5, 6].
Формулировка цели статьи. На занятиях английского языка необходимо создать комфортную эмоционально-психологическую ситуацию. Важная составляющая при изучении иностранного языка -снятие тревожности.
Экспериментальное исследование проводилось на базе «Центра Английского языка» города Городца Нижегородской области. В экспериментальном исследовании было охвачено 48 учащихся младшего школьного возраста, посещающих курсы английского языка. Целью исследования было изучение эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. Для этого использовались следующие методики:
1) Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся, направленный на получение информации о симптомах школьной тревожности, проявляющихся во взаимодействии с учителями и родителями;
2) Тест тревожности М. Дорки и Ф. Амена, который дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками, взрослыми в семье и в коллективе, отношениях ребенка к определенной ситуации;
3) «Кактус» графическая методика М.А.Панфилова, направленная на выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности;
4) Методика "Сказка" В.А.Кореневская.
Изложение основного материала статьи. Анализ результатов теста тревожности М. Дорки и Ф. Амена, позволил определить уровень тревожности и особенности эмоционального опыта ребёнка в различных ситуациях. Из анализа видно, что большинство ребят имеют средний уровень тревожности (56%), для него характерно постоянное присутствии какого-то беспокоящего фактора, которому ребенок вынужден противостоять. Действие этого фактора пока ограничено и еще не определяет общего самочувствия ребенка. Но все чаще ему приходится испытывать напряжение в тех ситуациях взаимодействия, в которых раньше он хорошо себя чувствовал.
В меньшей степени представлен высокий уровень тревожности (36%), для него характерно выраженное эмоциональное свойство личности, предрасполагающее к частым проявлениям состояния тревоги (беспокойства) в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают. Высокая тревожность проявляется в тенденции оценивать явления, предметы, события, объективно не опасные, как угрожающие, с последующим переживанием состояния тревоги. В наименьшей степени представлен низкий уровень тревожности (8%), причин для беспокойства нет. Неопределенные ситуации воспринимаются ребенком в положительном ключе и не содержат эмоционально дестабилизирующего фактора.
Графическая методика «Кактус» М.А. Панфилова, позволила изучить состояние эмоциональной сферы ребенка, выявить наличие агрессии, ее направленности и интенсивности. Все рисунки детей были сгруппированы по характерным признакам:
• в первую группу - вошли рисунки детей (56%) демонстрирующие агрессию на фоне демонстративного поведения, в них прослеживаются следующие признаки: крупный рисунок, расположенный в центре листа, наличие иголок, особенно их большое количество, сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу, сильный нажим карандаша, отрывистые линии, преобладание внутренней штриховки;
• во вторую группу - рисунки (28%), демонстрирующие агрессивность на фоне неуверенности в себе и отражающие: маленький рисунок, расположенный внизу листа, расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса, большое количество иголок сильно торчащих и близко расположенных друг к другу, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии;
• в третью - самую незначительную группу вошли рисунки (16%), соответствующие норме проявления агрессии, как защитного механизма психики. Таким образом, большинство рисунков детей демонстрируют наличие агрессии как неблагоприятного варианта развития личности ребенка, отражающие повышенную эмоциональную напряженность ребенка, которая приводит к деструктивному агрессивному поведению, формированию отрицательного отношения младшего школьника к окружающей действительности.
Для подтверждения результатов исследования была проведена анкета-опросник для родителей «Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся». Опрос проводился среди родителей учащихся.
При обработке результатов учитывалось количество «неблагоприятных» оценок, данных родителями. На наличие у ребенка школьной тревожности указывают 5-6 и более признаков, отмеченных в колонке «да» при ответах на вопросы 1-16. Таким образом, у двух школьников 7 признаков, у шести школьников по 5-6 признаков. Остальные в пределах нормы, то есть меньше 5 признаков. Анализ результатов анкетирования показал, что у 15% школьников повышенная тревожность в связи с обостренными семейными обстоятельствами.
Методика "Сказка" (Автор В.А.Кореневская) предназначена для получения обратной связи от учащихся.
В результате проведения данной методики было выявлено три уровня:
16 % - высокий уровень комфортности (дезадаптация)
24% - хороший уровень комфортности (нормальная адаптация)
60% - уровень комфортности снижен (трудности в адаптации)
Данная методика позволила оценить, как чувствует себя ребенок среди других детей, каким ему видится их отношение к себе, что он ощущает и о чем думает.
Обобщив полученные результаты, мы условно выявили 3 уровня личностной тревожности детей младшего школьного возраста по формуле: ПК= (М +И +Ю) /3, где М1 - тревожность, проявляющаяся во взаимоотношениях ребенка со сверстниками, взрослыми в семье и в коллективе (тест тревожности М. Дорки и Ф. Амена), Т - тревожность, проявляющаяся во взаимодействии с учителями и родителями, Ю - уровень комфортности (методика "Сказка" (В.А.Кореневская)).
Таблица 1
Уровни развития интегративных характеристик личностной тревожности детей младшего
школьного возраста
Интегративные характеристики личностной тревожности Уровни развития
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Степень комфортности 24% 60% 16%
Тревожность, проявляющаяся во взаимоотношениях ребенка со сверстниками, взрослыми в семье и в коллективе, в отношении ребенка к определенной ситуации 8% 56% 36%
Тревожность, проявляющаяся во взаимодействии с учителями и родителями 28% 16% 56%
Характеристика личностной тревожности 20% 44% 36%
Из приведенного анализа следует, что количество респондентов с высоким уровнем личностной тревожности составляет 36%, характеризующиеся склонностью к реакциям растерянности и паники в условиях стресса. Такой уровень тревожности относится к группе риска. Тревожность в таких случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Средний уровень личностной тревожности наблюдается у 44%. Такая тревожность носит «разлитой», генерализованный характер. Скорее всего, данные испытуемые имеют
низкую самооценку, ощущают свою малоценность. Низкий уровень личностной тревожности наблюдается у 20%. Данные дети характеризуются индивидуальным уровнем ситуативной тревожности, способствующей достижению конкретным человеком наивысшего возможного для него результата. Обеспечивает надежное, стабильное и качественное выполнение деятельности с достижением реально доступных для человека результатов.
Данное исследование позволило сделать вывод о том, что почти половина детей группы испытуемых имеют высокий уровень тревожности, неуверенности в себе, неприятие себя. Кроме того, необходимо отметить, что при наблюдении за детьми в процессе проведения диагностических занятий мы видим, что трудности имеют почти все дети, многие проявляют беспокойство, нервозность, повышенную двигательную активность, физиологические признаки повышенной тревожности: покраснение кожи, учащенное дыхание.
С учетом индивидуальных особенностей детей и выраженности качеств личности, характеризующих неблагоприятный эмоциональный фон была разработана программа, направленная на коррекцию снижения уровня тревожности Занятие английского языка проводился по общепринятому содержанию и соответствовал программе, включая части урока подготовительную, основную, заключительную. Как известно, отдых - это смена рода занятия, а потому очень важно чередовать формы и методы работы. Осуществить поставленные цели помогали используемые в работе игровые технологии. Начальным этапом стало формирование благоприятного социально-психологического климата в межличностных отношениях.
Подготовительная часть содержала общеразвивающие упражнения, с элементами рисуночной терапии, музыкотерапии, танцевальной терапии, которые вызывали смех и радость, с проявлением артистизма, влияющие на эмоциональность занимающихся. Учитель в хорошем настроении поддерживал и настраивал занимающихся, наибольшее внимание уделял испытуемым с наиболее выраженной повышенной тревожностью, в разминку вносили новые интересные упражнения.
В основную часть урока включали те упражнения, которые вызывают наибольшую тревожность занимающихся.
Целенаправленная работа по преодолению тревожности у детей младшего школьного возраста способствует эффективной коррекции негативных проявлений при следующих условиях:
- создание ситуации успеха для ученика на любом занятии.
- применение развивающей работы в форме специально организованных занятий средствами игротерапии, арттерапии, музыкотерапии, танцевальной терапии, сказкотерапии, эмоционально-образной терапии.
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при выборе содержания и режима работы.
- использовании индивидуальной и групповой формы работы.
- соблюдение регулярности, частоты и продолжительности занятий.
С целью выявления эффективности программы, направленной на коррекцию тревожного состояния у детей младшего школьного возраста на занятиях английского языка после проведения формирующих воздействий, мы провели контрольный эксперимент. Контрольный срез по результатам формирующего эксперимента проводился на последнем занятии. Его цель состояла в том, чтобы проследить возможности программы по коррекции эмоциональной сферы у младших школьников на занятиях английского языка. Контрольный срез показал изменения в эмоциональной сфере младших школьников. Анализ результатов по тесту М. Дорки и Ф. Амена показал, что наблюдается положительная динамика в снижении уровня тревожности: у большинства младших школьников преобладает средний уровень тревожности (68%), в меньшей степени представлен низкий уровень тревожности (24%). Высокий уровень тревожность на этапе контрольного эксперимента выявлен всего у 8%.
Сравнительный анализ данных по графической методике «Кактус» М.А. Панфилова показал, что у младших школьников наблюдается положительная динамика. У большинства (60%) ребят проявление агрессии стало на уровне нормы, проявления агрессии, как защитного механизма психики. Стало меньше испытуемых (24%), проявляющих следующие качества личности: на фоне демонстративности поведения, завышенной самооценки проявляющие: агрессивность, импульсивность, эгоцентризм, стремление к лидерству. А также изменился показатель в группе ребят (16%), демонстрирующих на фоне агрессии такие качества личности как, неуверенность в себе, заниженная самооценка, зависимость, скрытность, осторожность. По результатам данной диагностики можно сделать вывод, что младшие школьники после применения коррекционно-развивающей программы стали менее агрессивные, импульсивные, зависимые и скрытые, более уверенные в себе.
Повторное проведение анкеты-опросника для родителей «Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся» показал, что повышенная тревожность школьников снизилась до 36%, а у 64% стала соответствовать норме.
Сравнительный анализ данных по методике «Сказка» показал, что у младших школьников наблюдается положительная динамика. У 70% детей хороший уровень комфортности, что соответствует нормальной адаптации, дезадаптация отслеживается у 12% испытуемых, у 18% детей - уровень комфортности снижен, присутствуют трудности в адаптации. По результатам данной диагностики можно сделать вывод, что дети после применения коррекционно-развивающей программы стали более открыты своим одногруппникам, стали более уверенные в себе, ощущают иное отношение к себе и своим одногруппникам.
Как показывает анализ данных контрольного эксперимента, у большинства детей произошли изменения в лучшую сторону не только по всем параметрам проводимых методик, но и по интегративным показателям. Анализ результатов свидетельствует о положительной динамике: 14% учащихся имеют высокий уровень личностной тревожности (36% на этапе констатирующего эксперимента); средний уровень личностной тревожности выявлен у 19% учащихся (44% на этапе констатирующего эксперимента), низкий уровень личностной тревожности зафиксирован у 66% учащихся. Различия между данными формирующего и констатирующего эксперимента позволяют судить о значительных и достоверных позитивных изменениях в уровне развития личностной тревожности (р < 0,01).
Выводы. На основании проведенного контрольного среза результатов формирующего эксперимента были установлены изменения в эмоциональной сфере младших школьников. Наблюдается положительная динамика в снижении уровня тревожности. По результатам коррекционно-развивающей программы младшие школьники стали менее агрессивные, импульсивные, зависимые и скрытые, можно предположить, что учащиеся стали более уверенные в себе, открыты педагогу, родителям и сверстникам.
Согласно результатам экспериментального исследования были установлены изменения в эмоциональной сфере младших школьников. Наблюдается положительная динамика в снижении уровня тревожности. По результатам коррекционно-развивающей программы, можно предположить, что учащиеся стали более уверенные в себе, открыты педагогу, родителям и сверстникам. Ребята активно включались в деятельность, проявляли интерес и творческую инициативность.
Подводя итоги реализации формирующего эксперимента, можно сделать вывод о том, что психокоррекционная работа по снижению уровня тревожности у младших школьников продемонстрировала определенную результативность. Статистический анализ результатов подтвердил эффективность проведенной психокоррекционной работы.
Результаты проведения формирующего эксперимента подтвердили возможность преодоления тревожности у детей путем проведения коррекционно-развивающих упражнений. Результаты диаграммы доказывают, что после курса психокоррекционной работы, у младших школьников произошло снижение высокого уровня тревожности. Это говорит о том, что составленная и апробированная программа психокоррекционной работы с детьми эффективна и в дальнейшем может быть использована.
Литература:
1. Баранова Э. Исследование познавательного интереса в структуре общей способности у дошкольников и младших школьников. [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014, № 3, http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/491
2. Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология. М.,Логос, 2012.
3. Батюта М.Б.,Семенова Е.А. Исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. Серия Педагогика и психология, 52 (4).
4. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе функционирования эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. - 1974. - №6.
5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.
6. Князева Т.Н., Сидорина Е.В. Психологические особенности осмысления младшими школьниками морально-нравственных категорий// Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57(4). С. 309-316.
6. Люблинская А.А. Детская психология, Учебное пособие для студентов. - М.: Просвещение, 1971. - 526 с.
Психология
УДК: 159.9.07
кандидат психологических наук, доцент Батюта Марина Борисовна
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Сидорина Елена Валерьевна
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический
университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород);
магистр Шибалова Екатерина Евгеньевна
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ И ПЕДАГОГОВ
Аннотация. В данной статье обсуждаются вопросы педагогической толерантности как профессионально важного качества будущих психологов и педагогов. В статье представлено обобщенное определение толерантности как интегративного качества, проявляющегося в готовности и способности человека, слышать и уважать мнение других, взаимодействовать с ними на основе согласия. Представлен сравнительный анализ толерантных и интолерантных установок у студентов-будущих психологов и педагогов, описана специфика структурных взаимосвязанных компонентов: поведенческого, когнитивного, эмоционально-волевого. Ключевые слова: толерантность, интолерантность, профессионально важное качество. Annotation. This article discusses the issues of pedagogical tolerance as a professionally important quality of future psychologists and teachers. The article presents a generalized definition of tolerance as an integrative quality, manifested in the readiness and ability of a person to hear and respect the views of others, to interact with them on the basis of consent. The article presents a comparative analysis of tolerant and intolerant attitudes of students-future psychologists and teachers, describes the specifics of the structural interrelated components: behavioral, cognitive, emotional and volitional.
Keywords: tolerance, intolerance, professionally important quality.
Введение. Проблема толерантности в последние десятилетия стала одной из наиболее актуальных в политике, философских, педагогических и других гуманитарных исследованиях [1, 3, 4, 5]. В психологии нет чёткого ответа по психологическому содержанию толерантности, не выявлены индивидуально-психологические факторы толерантности, когнитивный компонент толерантности. Всё это, обусловливает необходимость анализа проблемы толерантности как профессионально важного качества психолога.
Формулировка цели статьи. Под толерантностью мы понимаем интегративное качество, проявляющееся в готовности и способности человека, слышать и уважать мнение других, взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность рассматривается нами, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, преобладания какой-то одной точки зрения, признание многообразия и многомерности человеческой культуры, признанию. В структуре данного феномена мы выделили следующие компоненты: когнитивный компонент, связан с наличием информационного поля о содержательных характеристиках сущности понимания и уважения «иного», умения или желания понимать или принимать индивидуальность других людей; эмоционально-волевой компонент, проявляется в потребности диалогового общения, признании смыслов бесконфликтного взаимодействия; поведенческий