Научная статья на тему 'Исследование тревожности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи'

Исследование тревожности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2016
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / ТРЕВОЖНОСТЬ / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ОСЬ ЗНАЧИМОСТИ / SENIOR PRESCHOOLER / ANXIETY / PSYCHOLOGICAL CORRECTION / GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / THE IMPORTANCE OF THE AXIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Гольева Галина Юрьевна, Белобородова Наталья Викторовна

В статье представлен анализ тревожности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи до и после психокоррекционной работы. В логике психокоррекции диагностика осуществлялась по методике «Детский тест тревожности» Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амена. Расчеты математической статистики при помощи критерия Т. Вилкоксона подтвердили гипотезу о том, что целевая психокоррекционная работа способна снижать уровень тревожности старших дошкольников с ОНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of anxiety of senior preschool children with the general underdevelopment of speech

This paper presents an analysis of the anxiety of children of the senior preschool age with the general underdevelopment of speech before and after psychocorrectional work. In the logic of psychocorrection primary diagnosis was carried out by techniques: “Child test anxiety” of R. Temple, Dorca M., Amen V. The calculations of mathematical statistics using the Wilcoxon test T. confirmed the hypothesis that the target psychocorrectional work can reduce the level of anxiety of senior preschool children with ONR.

Текст научной работы на тему «Исследование тревожности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

УДК 371.9 ББК 74.5

В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева, Н.В. Белобородова

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОжНОСТИ ДЕТЕй СТАРШЕГО ДОШКОЛьНОГО ВОЗРАСТА

С общим недоразвитием речи

В статье представлен анализ тревожности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи до и после психокоррекционной работы. В логике психокоррекции диагностика осуществлялась по методике «Детский тест тревожности» Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амена. Расчеты математической статистики при помощи критерия Т. Вилкоксона подтвердили гипотезу о том, что целевая психокоррекционная работа способна снижать уровень тревожности старших дошкольников с ОНР.

Ключевые слова: старший дошкольник, тревожность, психокоррекция, общее недоразвитие речи, ось значимости.

V.I. Dolgova, G.Yu. Golieva, N.V. Belobotodova

RESEARCH OF ANxIETY OF SENIOR PRESCHOOL

CHILDREN WITH THE GENERAL UNDERDEVELOPMENT

OF SPEECH

This paper presents an analysis of the anxiety of children of the senior preschool age with the general underdevelopment of speech before and after psychocorrectional work. In the logic of psychocorrection primary diagnosis was carried out by techniques: "Child test anxiety" of R. Temple, Dorca M., Amen V. The calculations of mathematical statistics using the Wilcoxon test T. confirmed the hypothesis that the target psychocorrectional work can reduce the level of anxiety of senior preschool children with ONR.

Key words: senior preschooler, anxiety, psychological correction, the general underdevelopment of speech, the importance of the axis.

Актуальность заявленной тематики подтверждает тот факт, что самым частым речевым нарушением в дошкольном возрасте является общее недоразвитие речи (далее ОНР). Имеют такой диагноз дети, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка, но имеющие полноценный слух и интеллект.

Анализируя состояние речи у детей с общим недоразвитием речи, исследователи констатируют у них недостаточность развития грамматического строя речи уже в дошкольном возрасте (В.К. Воробьёва [2], Г.А. Каше [3], Р.Е. Левина [4], Е.Ф. Со-ботович [7], Л.Ф. Спирова [8], Т.В. Туманова [9], Т.Б. Филичева [9; 10], Н.А. Че-велева [10], Г.В. Чиркина [6; 9] и др).

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности в усвоении морфологии и синтаксиса, проявляющиеся

в стойких аграмматизмах в устной речи. По мнению специалистов, вследствие недостаточности звукопроизношения и отклонений в лексической и грамматических системах у детей с общим недоразвитием речи нарушается полноценное взаимодействие с окружающим миром. В основе этих расстройств лежит нарушение различения смыслоразличительных признаков звуков - фонем, что затрудняет формирование фонематического анализа, синтеза, а также фонематических и морфологических обобщений. Это приводит к ограниченности словаря, недостаточному пониманию смысловых значений, грамматических категорий.

Основу нашего исследования составляет психокоррекционная программа, разработанная Е.Н. Лютовой и Г.Б. Мо-ниной [5].

го I-

о го

со О са

о х .0 с; о ¡£

3 о

4

<и 3 п. го

I-

о

ф

I-

ф

I

с ф ? s

i ф О I-Ш S

ф ш

о со

н £ &

ГО -г

ш 1 о S

оЮ

о о о

го ш о ч

о ^

о ю о

ш 03 и:

го"

ей ф

.о Ц

го ей

£ о

ш

Цель программы - снизить уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

1. Совершенствовать у детей умение передавать свое эмоциональное состояние.

2. Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.

3. Формировать навыки общения, контроля своего поведения.

4. Содействовать развитию творческих задатков.

Методы и техники, используемые в программе:

1. Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего нервного напряжения.

2. Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

3. Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

4. Игровые приемы. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов.

5. Телесные техники. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

6. Арт-приемы. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

Продолжительность: 10 групповых занятий (2 раза в неделю по 40 мин).

Психолого-педагогические блоки занятий:

Вводная часть: создать положительный настрой на работу, вызвать интерес и внимание к занятию, снять мышечные и психологические зажимы.

Основная часть: работа в соответствии с целями и задачами программы, активизация детей на работу в группе, получение и закрепление позитивных способов снижения тревожности, получение новых положительных знаний о себе и окружающих.

Заключительная часть: упражнения на эмоциональное и физическое расслабление, закрепление полученных результатов, дается оценка самому себе и группе.

Структура: ритуал приветствия - 2 минуты; разминка - 10 минут; коррекционно-развивающий этап - 20 минут; подведение итогов - 6 минут; ритуал прощания -2 минуты.

Психокоррекционная работа проводилась на базе МДОУ Д/С № 10 г. Еман-желинска Челябинской области. В психо-коррекционной работе приняли участие 30 детей 6-7 лет старшей и подготовительной логопедических групп с общим недоразвитием речи. У детей отчетливо проявляются дефекты речи на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности. Несколько воспитанников отличаются эмоциональной неустойчивостью, импульсивностью, а также присутствием повышенного уровня тревоги и агрессии, некоторые отличаются вялостью и апатичностью.

На этапе психокоррекционного взаимодействия все испытуемые были объединены в 2 группы: контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ); численность каждой группы составила 15 человек. В логике психокоррекции первичная диагностика осуществлялась в обеих группах по методике «Детский тест тревожности» Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амена; затем в ЭК была реализована целевая психокоррекционная работа.

Обсудим результаты исследования по методике Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амена «Детский тест тревожности» [1] на этапе пред- и посттеста.

Табл. 1. Результаты тестирования по методике Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амена «Детский тест тревожности» на этапе пред- и посттеста (п=30)

Уровень тревожности М-КГ М-ЭГ

Предтест Посттест Предтест Посттест

Высокий 10 9 10,16 11

Средний 4,36 4 4,78 4,29

Низкий - - - 1,14

Примечание: п - количество испытуемых; М - средние значения; КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа

Как видно из таблицы 1, в КГ произошло незначительное уменьшение среднего балла.

Испытуемые с высоким уровнем тревожности на этапе посттеста стали давать на один негативный ответ меньше. Испытуемые со средним уровнем тревожности на этапе посттеста стали давать на 0,36 негативных ответов меньше. Испытуемых с низким уровнем тревожности на этапе посттеста методика Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амена «Детский тест тревожности» не выявлено.

В ЭГ произошли незначительные из-

менения в показателе среднего балла. Испытуемые с высоким уровнем тревожности на этапе посттеста стали давать на 0,84 негативных ответов больше. Испытуемые со средним уровнем тревожности на этапе посттеста стали давать на 0,49 негативных ответов меньше.

Количество испытуемых с низким уровнем тревожности на этапе посттеста увеличилось на 1,14 негативных ответов. Сравнение распределения уровней тревожности в контрольной и экспериментальной группах на этапе пред- и посттеста отражено на рис.1.

Рис. 1. Распределение поуровневых показателей тревожности в контрольной и экспериментальной группах по методике Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амена «Детский тест тревожности» на этапе пред- и посттеста

Как видно из рисунка 1, результаты уровней тревожности КГ на этапе пред-и посттеста в основном не изменились. 33,33 % (5 чел.) от общего числа испытуемых показали высокий уровень тревожности. Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что тревоги детей КГ связаны с неправильными детско-родительскими отношениями в семье, с межличностными проблемами в отношениях между детьми в детской группе, сверстниками. 73,33 % (11 чел.) от общего числа испытуемых в КГ показали средний уровень ситуативной тревожности.

Низкий уровень тревожности в КГ из 100 % испытуемых (15 чел.) никто не показал.

Сформулируем гипотезы: Н0 - тревожность старших дошкольников с ОНР в КГ снизилась на этапе посттеста.

Н1 - тревожность старших дошкольников с ОНР в КГ не снизилась на этапе посттеста.

Проверим гипотезу при помощи определения критических значений по критерию Т. Вилкоксона:

Тэмп. = 24 (типичный сдвиг); Ткр. = 19 (при р < 0,01); Ткр. = 30 (при р > 0,05).

о го d со О ш

0

1 -й с;

о ^

3

о

о

CD

3

Ci

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го

с5

> S CD н CD

g CD

Б ^ 9 5

О i-ш S

CD СО

Ф & m ■L

Как видим, Ткр. (при р > 0,05) <Тэмп.> Ткр (при р < 0,01), следовательно, гипотеза Н0 не принимается.

Построим область значимости:

го ш о ч

о ^

о ю о

ш

т ±

ей ф

.0 Ц

го ей

£ с; о

19 24 30 Рис. 2. Ось значимости

У испытуемых КГ после проведения психокоррекционной работы статистические данные не показали достоверных различий.

Из рисунка 1 видно, что произошло снижение произошло уровня тревожности у испытуемых в ЭГ после проведения психолого-педагогической коррекции. Высокий уровень тревожности до коррекции выявлен у 40 % испытуемых (6 чел.), после коррекции - у 6,67 % (1 чел.). То есть количество детей с высоким уровнем ситуативной тревожности снизилось на 33,33 %. Благодаря коррекции, два ребенка перешли с высокого сразу на низкий уровень ситуативной тревожности. Средний уровень в ЭГ тревожности до коррекции выявлен у 60 % испытуемых (9 чел. из 15), после коррекции - у 46,67 % (7 чел.). То есть количество детей со средним уровнем тревожности снизилось на 13,33 %. Три ребенка перешли с высокого уровня тревожности на средний. Четыре ребенка остались на среднем уровне тревожности, но общее количество негативных ответов уменьшилось на 21,43 %.

Детей с низким уровнем тревожности в ЭГ до коррекции выявлено не было.

После коррекции количество детей с низким уровнем тревожности повысилось на 46,67%.

Сформулируем гипотезы:

Н0 - тревожность старших дошкольников с ОНР в ЭГ снизилась после проведения психолого-педагогической коррекции.

Н1 - тревожность старших дошкольников с ОНР в ЭГ не снизилась после

проведения психолого-педагогической коррекции.

Проверим гипотезу при помощи определения критических значений по критерию Т. Вилкоксона:

Тэмп. = 1; Ткр. = 19 (при р < 0,01); Ткр. = 30 (при р > 0,05); Тэмп. <Ткр., следовательно гипотеза Н0 принимается. Построим область значимости:

19 30

Рис. 3. Ось значимости

Тэмп. входит в область значимости, то есть у испытуемых ЭГ после проведения психокоррекции статистические данные показали достоверные различия. Соответственно, наша гипотеза о том, что ситуативную тревожность старших дошкольников можно снизить с помощью реализации программы психолого-педагогической коррекции подтверждается.

Таким образом, на этапе посттеста результаты уровней тревожности в КГ в основном не изменились, можно лишь констатировать небольшие колебания в сторону уменьшения/увеличения. С помощью критерия Т. Вилкоксона мы смогли доказать, что различия статистически незначимы.

У испытуемых ЭГ после проведения психокоррекции произошли количественные и качественные изменения.

По методике Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амена «Детский тест тревожности» количество испытуемых с высоким уровнем ситуативной тревожности снизилось на 33,33 %. Количество испытуемых со средним уровнем тревожности снизилось на 13,33 %.

Расчеты математической статистики при помощи критерия Т. Вилкоксона подтвердили нашу гипотезу о том, что целевая психокоррекционная работа способна снижать уровень тревожности старших дошкольников с ОНР.

ш

Библиографический список

1. Амен, В. Тест тревожности: Прил. к кн. «Практикум по возрастной психологии» [Текст] / В. Амен, Р. Тэмпл, М. Дорки. - СПб.: Речь, 2002. - 15 с.

2. Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи [Текст] / В.К. Воробьёва. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.

3. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст]: пособие для логопеда / Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.

4. Левина, Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей [Текст] / Р.Е. Левина // Дефектология. - 1975. - № 2. - С. 12-16.

5. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых [Текст]: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М.: Генезис,

2000. - 192 с.

6. Основы логопедической работы с детьми [Текст]: учеб. пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / под общ. ред. д. п. н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.

7. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) [Текст] / Е.Ф. Соботович. - М.: Классикс стиль, 2003. - 160 с.

8. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Л.Ф. Спирова / 1-4 классы. Науч.-исслед. ин-т дефектологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1980. - 192 с.

9. Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников: учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей детских садов [Текст] / Т.В. Туманова. - М.: Изд-во ГНОМ и Д,

2001. - 48 с.

10. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.

References

1. Amen V., Templ R., Dorcy M. Test anxiety: App. to the book. "Practical work on psychology." SPb.: Rech, 2002. P. 15. [in Russian]. ro

2. Vorobieva V.K. Technique of development of coherent speech. M.: AST: Astrel: Tranzitkniga, 2006. P. 158 c. jo [in Russian].

3. Kashe G.A. Preparing for school children with speech disabilities: A Handbook for speech therapy. M.: Prosveshchenie, 1985. P. 207. [in Russian].

4. Levina R.E. Differentiation anomalies of speech development in children. Defectology, 1975. № 2. P. 12-16. [in Russian].

5. Lyutova E.K., Monina G.B. Cheat sheet for adults: psycho work with hyperactive, aggressive, anxious and autistic children. M.: Genesis, 2000. P. 192.

6. Fundamentals of speech therapy work with children: A manual for speech therapists, kindergarten teachers, primary school teachers and students of pedagogical schools. Ed. d. n. n., prof. G.V. Chirkina. 2nd ed.. M.: ARKTI, 2003. P. 240. [in Russian].

7. Sobotovich E.F. Speech hypoplasia in children and ways of its correction (children with intellectual disabilities and motor alalia). M.: Classics Stil, 2003. P. 160.

8. Spirova L.F. Features of speech development of pupils with severe speech disorders. 1-4 classes. Nauch.-research. Inst Defectology APN USSR. M.: Prosveshchenie, 1980. P. 192. [in Russian].

9. Tumanova T. Formation zvukoproiznoshenija preschoolers. Study guide for speech therapists and kindergarten. Ed. Professor T.B. Filichevoy. M.: izd-vo GNOM i D, 2001. P. 48. [in Russian].

10. Filicheva TB, Cheveleva N.A., Chirkina G.V. Fundamentals of speech therapy: Proc. manual for students ped. inst. on special. "Pedagogy and Psychology (planks)". M.: Prosveshchenie, 1989. P. 223. [in Russian].

ф i-

ф * *

? s

i ф л s

О Im s Ф ca

о со

H £ £ °

¡3

(0 -T

CO 1

о s

оЮ

о о S о

Сведения об авторах: Долгова Валентина Ивановна,

доктор психологических наук, профессор кафедра теоретической и прикладной психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-шаИ: 23a12@list.ru

Гольева Галина Юрьевна,

кандидат психологических наук, доцент, кафедра теоретической и прикладной психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-шаИ golevag.78@mail.ru

Белобородова Наталья Викторовна,

учитель-логопед, МБОУ ДС № 10,

г. Еманжелинск, Челябинская область, Российская Федерация. Е-шаИ au_bela@yahoo.com

Information about authors: Dolgova Valentina Ivanovna,

Doctor of Sciences (Psychology), Academic Title of Professor, Professor, Department of Theoretical and Applied Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk, Russia. E-mail: 23a12@list.ru

Golieva Galina Yurevna,

Candidate of Sciences (Psychology), Associate professor,

Department of Theoretical and Applied Psychology,

Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk, Russia. E-mail: golevag.78@mail.ru

Beloborodova Natalia Victorovna,

teacher-speech therapist MBDOU DC № 10, Emanzhelinsk, Chelyabinsk Region, Russia.

E-mail: au_bela@yahoo.com

ro m о ч о er о ю

0

ё LÛ

m

1

CÛ ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

.0 .О

го

е

о

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.